Дизельное топливо евро: классификация, характеристики
Содержание:
- Есть ли отличие между соляркой и дизельным топливом
- Отличия марок ДТ
- Применение
- Вопрос:
- Механические примеси дизельного топлива
- Коррозийность топлива
- Как проверить плотность дизтоплива самостоятельно?
- Понятие и общие сведения
- На что влияет состав ДТ
- Работа дизеля на смеси солярки и бензина: возможные последствия
- Ответ
- На что влияет состав
- Стандарты экологичности
- Биодизель
- Российский дизель – худший в Европе
- Печное топливо
- Экология
- Свойства ДТ при низких температурах
- Характеристики дизельного топлива
- Классификация дизельного топлива по классам
- Соперник или союзник?
Есть ли отличие между соляркой и дизельным топливом
06.05.2018
Чем отличается солярка от дизельного топлива, применяемого для двигателей внутреннего сгорания? Кроме названия разницы между ними нет никакой. Это один и тот же нефтепродукт, получивший множество синонимов, имеющих абсолютно одинаковое определение. Дизельное топливо – вещество жидкой консистенции, получаемое путем прямой перегонки нефти с использованием керосиновых и газойлевых фракций.
Свое название солярка получила благодаря немецкому слову Solaröl, что в переводе с немецкого – солнечное масло
Почему дизтопливо называют соляркой
Среди версий, почему дизтопливо называют соляркой можно выделить одну – сходство с соляровым маслом. Когда впервые началась его перегонка из сырой нефти, материал стал очень популярен. Его использовали для смазки и освещения. Со временем слова «дизтопливо» и «солярка» стали взаимозаменяемы. Чаще всего солярой ДТ называют те, кто работает с сельхозтехникой.
Соляровое масло является нефтяной фракцией и проходит щелочную очистку. Его характеристики:
- Вскипание – при t°240-400°С.
- Застывание – при t°не выше -20°С.
- Вспышка – при t° не ниже 125°С.
- Вязкость при t°50°С – 5-9 сст.
- серы – не выше 0,2%.
Слово солярка сугубо разговорное, его не встретишь в технической литературе и словарях
Для чего подходит дизельное топливо (солярка)
Солярка – это дизельное топливо, получившее широкое применение в разных сферах деятельности. Его используют для заправки транспортных средств:
- Железнодорожных.
- Автомобильных.
- Водных.
Недорогой нефтепродукт необходим для обслуживания как военной, так и сельскохозяйственной техники, спецоборудования. Кроме того, его добавляют к различным средствам, предназначенным для смазки и охлаждения. Также вещество смешивают с закалочными растворами, необходимыми для механической и термической обработки металлов.
Остаточное дизельное топливо все чаще используют для заправки оборудования в котельных
Дизельное топливо и солярка – в чем различие марок
Дизельное топливо и солярка – различие выпускаемых видов заключается в характеристиках, позволяющих использовать ДТ в различных климатических условиях. Можно выделить три основных марки дизеля:
- Летнюю (ДТЛ).
- Зимнюю (ДТЗ).
- Арктическую (ДТА).
Наиболее часто встречаемые вопросы и ответы о топливе можно найти в соответствующем разделе на сайте ООО ТК «АМОКС». Если же вы хотите понять, как выбрать подходящий класс солярки, стоит ориентироваться на температурные показатели, такие как:
- Диапазон использования.
- Вспышка ДТ.
- Застывание вещества.
Характеристики дизельного топлива в соответствии с ГОСТом 305-82
Солярка и дизельное топливо одно и то же, при этом отличаться может сырье, произведенное в РФ, предназначенное для использования в стране, от того которое будет экспортировано. Показатели ДТЭ приведены в таблице:
Основные характеристики |
Марки |
|
Летнее ДТ |
Зимнее ДТ |
|
Индекс (не ниже) |
53 |
53 |
Фракционный состав и предельная t°С перегонки |
||
50 % |
280 |
280 |
90 % |
340 |
330 |
96 % |
360 |
360 |
Кинематическая вязкость при 20°С, мм2/с |
3,0-6,0 |
2,7-6,0 |
Плотность при 20°С, кг/м3 |
860 |
845 |
Зольность в % (не выше) |
0,01 |
0,01 |
механических примесей |
Нет |
|
Прозрачность при температуре 10°С |
Прозрачно |
|
Температурные показатели |
||
Застывания (не более) |
-10 |
-35 |
Максимальной фильтруемости (не более) |
-5 |
-25 |
Вспышки в закрытом тигле (не менее) |
65 |
60 |
Массовая доля серы в топливе в % (не выше) |
||
І вид |
0,2 |
0,2 |
ІІ вид |
0,3 |
– |
Только качественное дизтопливо будет действительно правильным решением для заправки авто, спецтехники и прочих целей
Как видите, отличия солярки от дизельного топлива нет, но выбирая нефтепродукты, обязательно учитывайте климатические условия и характеристики продукции. Все показатели можно найти в соответствующих сопроводительных документах каждой партии. Узнать, от чего зависит цена дизтоплива можно у специалистов организация «АМОКС». Звоните прямо сейчас!
Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!
Отличия марок ДТ
Производство солярки предполагает соответствие готового продукта различным маркам, классам и стандартам по окончании процесса переработки. По этой причине характеристики дизтоплива отличаются. Существуют три базовых марки дизельного топлива (сокращенно ДТ):
- летняя солярка (ДТЛ);
- зимнее дизтопливо (ДТЗ);
- арктический дизель (ДТА);
Ключевыми характеристиками, благодаря которым солярку относят к одной или другой марке, являются:
- температурный диапазон использования;
- температура вспышки дизельного топлива;
- температура застывания солярки;
По ГОСТу ДТЛ рассчитано для использования с учетом минимальной наружной температуры от 0 градусов Цельсия. Летний дизель застывает при -10°С. ДТЗ применяется от -20°С до -30°С, а также с учетом добавок, входящих в его состав (для холодных зон или регионов с умеренным климатом). Температура застывания для данной марки солярки составляет -35°С или -45°С. ДТА используется при -50°С. Его температура застывания составляет внушительные -55°С.
В зависимости от марки дизтоплива отличается и содержание серы в определенном объеме солярки. В летнем топливе допускается до 0.2% от установленного объема, в зимнем ДТ этот показатель повышается до 0.5%, арктический дизель допускает содержание до 0.4%. Наличие серы в солярке положительно влияет на смазывающие свойства топлива, но сернистость ограничивают в целях снижения токсичности отработавших газов.
Общими параметрами всех марок ДТ выступает цетановое число дизельного топлива. Данная характеристика является условной и затрагивает способность воспламенения солярки. Цетановое число ДТ не должно быть ниже 45% сравнительно с чистым цетаном. Сравнение значений производится методом испытаний топлива и такого 100% цетана.
Также в любой марке ДТ не должен присутствовать сероводород, вода, щелочь, кислоты и примеси, которые не позволяют безопасно использовать такое топливо в двигателе. Солярка не должна вызывать коррозию медных элементов согласно стандартам по ГОСТ.
Также ДТЛ, ДТЗ и ДТА отличаются по плотности дизельного топлива для каждой марки. Во время перегонки нефти для изготовления летнего дизеля процесс протекает при температуре не выше 360°С, зимний дизель перегоняют с нагревом до 340°С, ДТА греют не выше 330°С. Повышение температуры перегонки означает то, что плотность дизельного топлива будет выше, а это приведет к повышению температуры застывания горючего.
Применение
Атмосферный газойль (облагороженный) — один из компонентов дизельного топлива (до 15 % в составе ДТ).
Вакуумный газойль — сырьё для каталитического крекинга и гидрокрекинга.
Крекинговый газойль — газойль, полученный при гидрокрекинге и каталитическом крекинге вакуумного газойля, а также при термическом крекинге и коксовании нефтяных остатков. Он делится на легкий газойль с пределами выкипания 200—360 °C и тяжелый газойль с пределами выкипания 360—500 °C. Первый после облагораживания (что снижает кол-во гетероатомных соединений) используется в качестве добавки в ДТ, второй как разжижающий компонент в топочный мазут для отопительных котлов.
Вопрос:
«Наша компания занимается сельским хозяйством. Одной из наиболее емких статей затрат является ГСМ, в частности, дизельное топливо. Вопрос в следующем: можем ли мы заменить дизельное топливо газойлем? Данный вопрос не с технической точки зрения, а с налоговой. Можем ли мы его использовать? Экономическая целесообразность на лицо, ведь он дешевле. Не будет ли у налоговых каких-либо оснований не принимать к затратам данный вид нефтепродуктов, мотивируя это тем, что газойль не применяется в качестве ГСМ в гражданском автотранспорте? Есть ли какая-то практика по данному вопросу? Спасибо!»
Механические примеси дизельного топлива
Сернистые нефти являются сырьем для производства ДТ. Процесс очистки от серы сложный и
дорогостоящий. Однако повышенное содержание этого элемента приводит к уменьшению
срока эксплуатации технического оборудования и транспортных средств.
И активные, и неактивные сернистые соединения вызывают коррозию металла. Нужно
учитывать, что современные модели дизелей более склонны к окислению и образованию
нагара. Поэтому в моторное масло нужно добавлять моющие присадки и менять его чаще, чем
в старых образцах ДВС.
Опасность представляет и конденсат, образующийся при запуске и прогреве мотора, поскольку
он приводит к скоплению воды, которой в топливе быть не должно.
Следует избегать работы двигателя при перепадах температур, частого использования
холостого хода, что бывает характерно для тепловозов и других ДВС большого объема. Такие
условия увеличивают расходы на эксплуатацию и количество ремонтов оборудования в
несколько раз.
Причиной появления примесей может стать неправильное хранение и транспортировка
горючего. Чтобы избежать необходимости применения большого количества присадок, нужно
придерживаться следующих рекомендаций:
- поддерживать чистоту в топливном баке.
- сливать отстой из фильтра.
Коррозийность топлива
Коррозионное воздействие на ДВС совершается соединениями серы. Имеются в виду
сульфиды, дисульфиды, меркаптаны, тиофаны и т.д.
По европейским нормам, количество серы не должно превышать 0,001% (ультранизкое
содержание). При таком показателе нужно добавлять в состав антифрикционные присадки,
которые предотвращают стирание деталей. Такие действия предпринимают, поскольку
смазочные свойства топлива снижаются в подобных условиях.
На территории РФ действуют нормы от 0,15 до 5-7%, требующие введения присадок,
компенсирующих вредное воздействие серы.
Коррозия может быть и газовой. Она образуется вследствие действия высокой температуры,
возникающей при сгорании сернистого и серного ангидридов. Не исключается
низкотемпературная коррозия, к которой приводят накопления водорастворимых кислот в
масле.
Для их нейтрализации используется водонерастворимый едкий натр (КОН). Его применение
ограничивается 5 мг на 100 мл ДТ.
Как проверить плотность дизтоплива самостоятельно?
Проверить плотность солярки можно несколькими способами.
Способ первый
- Проверка проводится при температуре от -10 ˚С.
- На металлическую поверхность наливают небольшое количество топлива.
- Смотрят на наличие помутнения и степень изменения текучести.
Если горючее не застывает и хорошо стекает, качество высокое. Наличие небольших помутнений и повышение вязкости говорят о плохом качестве. Хорошее топливо на зиму замерзает при t˚ от -45 ˚С.
Способ второй
- Приобрести ареометр.
- Наполнить соляркой ёмкость небольших размеров.
- Поместить сосуд в место с температурой от +17 до +20 ˚С и дождаться прогрева топлива. Можно оставить на ночь.
- По истечении некоторого времени измерить плотность ареометром, сравнив с принятыми стандартами, о которых говорилось выше.
Способ третий
Взять заправочный пистолет и проанализировать капли топлива, находящиеся на конце. Если они застывают, качество горючего оставляет желать лучшего.
Можно осуществить дополнительную проверку и заправить этим топливом автомобиль, смешав свежее горючее с тем, что находится в баке.
Понятие и общие сведения
Газойлем называется смесь разнообразных по своей химической природе углеводородов, как правило в виде жидкости, с количеством атомов углерода в цепи от 12 до 35. Помимо углеводородов газойли обычно включает большое количество серосодержащих и азотсодержащих примесей (придающих ему желтоватый оттенок, см. рис.1), а также соединений, содержащих атомы кислорода.
По химической природе, входящих в него веществ, газойль полностью зависит от марки нефти, из которой его получают. Его химический состав может сильно варьироваться. Обычно в состав смеси входят парафиновые, ароматические и нафтеновые углеводороды, с меньшей долей ароматики, а также описанные выше элементорганические примеси, количество которых в смеси может достигать порядка 7 процентов.
Рис.1. Внешний вид
На что влияет состав ДТ
Одной из важнейших характеристик, на которую влияет состав ДТ, является показатель
цетанового числа. Он дает информацию о том, насколько быстро происходит воспламенение
горючей смеси. Чем выше число, тем более плавно проходит процесс.
На количество единиц влияет соотношение углеводородов. Чем больше парафиновых
углеводородов, тем выше цетановое число. Если становится больше ароматических элементов,
оно снижается.
Если показатель меньше 40, это приводит к тому, что вследствие задержки воспламенения
повышается давление. Это отрицательно сказывается на износе оборудования.
Чтобы избежать этого, в ДТ добавляют легковоспламеняющиеся фракции. К таким присадкам
относятся нитросоединения, перекись углеводородов, синтин. Вводят их с помощью установки
типа УСБ, которая смешивает ДТ и цетаноповышающие присадки. Гарантийный период, в
которой можно не опасаться расслоения, — 180 дней.
Виды топлива, в которых цетановое число 45-51, считаются премиальными. При их горении
выделяется малое количество дыма, благодаря чему снижается экологический вред от
применения дизелей.
Если число свыше 60 единиц, дымность увеличивается, т.к. не все элементы сгорают.
Повышается расход топлива.
Состав горючего влияет и на все прочие характеристики:
1. Температура кипения и застывания. Чем холоднее погода, тем больше углеводородных
фракций требуется в топливе. Используются депрессионные присадки, не влияющие на
температуру помутнения. Это подходит не для всех видов двигателей.
2. Долговечность работы двигателя. Чем меньше нафтановых углеводородов и смол,
водорода и других примесей, тем более щадящим будет эксплуатация мотора.
3. Испаряемость. Становится выше, когда смолистых соединений меньше.
4. Химическая стабильность — способность не окисляться при длительном хранении.
Работа дизеля на смеси солярки и бензина: возможные последствия
Дизельный мотор устроен так, что принцип подачи и воспламенения рабочей смеси в нем кардинально отличается от бензиновых агрегатов. В дизеле воздух подается отдельно, затем сильно сжимается. Солярка впрыскивается напрямую в цилиндры под большим давлением на самом окончании такта сжатия, распыляется на мелкие частицы по объему рабочей камеры и самостоятельно загорается от контакта с разогретым от указанного сжатия воздухом. До момента загорания после впрыска присутствует небольшая задержка.
В большинстве бензиновых ДВС воздух и бензин смешиваются во впускном коллекторе, а уже после всасывается в цилиндры. Воспламенение порции уже готовой топливно-воздушной смеси происходит от искры в строго определенный момент. Искру создает свеча зажигания.
В дизеле максимально большое количество смеси должно сгореть до того момента, как поршень доберется до ВМТ, чтобы энергия расширяющихся газов в виде давления наиболее эффективно передалась поршню с самого начала его рабочего хода. Воспламенение смеси раньше положенного момента будет означать, что создаваемое газами давление будет мешать поршню подняться в ВМТ. Позднее загорание приведет к тому, что поршень будет получать «удар» от расширившихся газов не в самом начале рабочего хода. КПД дизеля снижается, нарушается стабильность работы мотора.
Статья в тему: Топливный фильтр ВАЗ 2110 – меняем вовремя, чтобы не было беды
Очевидно, что воспламенение должно происходить в строго заданный момент, который предусмотрен инженерами конструктивно для того или иного типа двигателя. Напрашивается вывод, что определенные свойства бензина не позволят ему нормально сгорать в дизельном двигателе. Давайте рассмотрим особенности дизельного горючего и бензина более подробно.
Ответ
Понятие горюче-смазочных материалов является собирательным, непосредственно такой вид материалов в нормах НК РФ не упомянут.
Под горюче-смазочными материалами понимаются автобензин, дизельное топливо, керосин, дизельное и автотракторное масла, сжатый и сжиженный газ, используемые в качестве моторного топлива, а также другие технические и специальные жидкости, используемые при эксплуатации транспортных средств (легковых и грузовых автомобилей, автобусов, микроавтобусов, тягачей, самосвалов, фургонов, специальных и специализированных автомобилей (кранов, погрузчиков, пожарных автомобилей и т.п.)).
Согласно Методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету горюче-смазочных материалов в сельскохозяйственных организациях» (утв. Минсельхозом РФ 16.05.2005) к горюче-смазочным материалам (ГСМ) относятся топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ), смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки), специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).
Поэтому бухгалтерский и налоговый учет газойля, используемого в качестве топлива, ничем не отличается от учета других видов топлива.
В соответствии с главой 25 Налогового кодекса топливо входит в состав материальных расходов, либо относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, как расходы на содержание служебного транспорта на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Необходимым условием для отнесения расходов на ГСМ в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль является наличие правильно оформленных первичных документов, подтверждающих приобретение ГСМ (накладные, чеки) и расход (путевые листы или отчеты электронной системы), а также служебный характер поездок.
Налоговым кодексом РФ не предусмотрено нормирование указанных расходов, а также не установлены правила определения обоснованности таких расходов.
Вместе с тем при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 N АМ-23-р (письмо Минфина России от 22.03.2019 N 03-03-07/19283).
На основании этого документа организация может рассчитать собственные нормативы для учета ГСМ и выявления перерасхода у водителей.
То есть расходы на ГСМ в пределах утвержденных норм по умолчанию можно признать экономически обоснованными, а вот ту их часть, которая произведена сверх норм, налогоплательщику желательно обосновать во избежание споров с налоговиками.
В бухгалтерском учете ГСМ, используемые организациями для эксплуатации автотранспортных средств, относятся к материально-производственным запасам, учет которых следует вести в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 44н (далее — ПБУ 5/01).
В соответствии с Планом счетов горюче-смазочные материалы учитываются на субсчете 10-3 «Топливо», где отражается их наличие и движение.
Софья Рапкина, для «Системы Финансовый директор»
Больше по теме
На что влияет состав
Состав солярки влияет на многие параметры:
Устойчивость к низким температурам. Чтобы снизить температуру застывания топлива до минусовых отметок, в его компоненты добавляют тяжелые фракции углеводорода. Максимальное процентное соотношение таких соединений – в арктической марке дизельного топлива.
Износ двигателя. Качество топлива влияет на работу ДВС и его долговечность. Чем больше нафтеновых кислот, водорода, смол и посторонних примесей, тем быстрее будет изнашиваться мотор.
Цетановое число. Оно характеризует воспламеняемость горючего в цилиндре. Чем выше число, тем лучше. Высшие показатели воспламеняемости наблюдают у топлива с высоким содержанием парафиновых углеводородов.
Вязкость. Она частично определяет допустимую температуру эксплуатации топлива. Например, летнее ДТ кристаллизуется (застывает) при -10ºC, начинает густеть при -5ºC. Этот параметр напрямую зависит от содержания в топливе алканов: парафиновых углеводородов. Чем их меньше, тем больший мороз выдержит топливо, тем
Испаряемость. Она зависит от содержания в составе смолистых соединений. Чем их больше, тем сложнее воспламеняется топливо в ДВС.
Точный химический состав дизельного топлива также влияет на любые другие его характеристики, вплоть до коксуемости.
Стандарты экологичности
Евро 3
Несмотря на инновационность разработки, этот стандарт ДТ уже устарел, он был актуальным в странах Европейского Союза до 2006 года. С того времени третий стандарт постепенно был вытеснен с производства. Международные организации ввели и утвердили новые требования, из-за которых стандарт Евро 3 перестал удовлетворять усовершенствованным нормам.
Евро 4
Этот стандарт постепенно приходил на смену Euro 3, начиная с 2005 года. Все ввозимые транспортные средства на территорию России с 2013 г. должны соответствовать этому стандарту, исключение — автомобили до 2012 г. выпуска, для которых еще допустимы требования стандарта Евро 3
Здесь следует акцентировать внимание автовладельцев на том, что в ближайшем времени международное сообщество намерено совсем запретить эксплуатацию ТС с двигателями стандарта экологичности ниже Евро 4
Евро 5
Этот стандарт введен с 2009 г. Он обязателен для всех транспортных средств, выпускаемых мировой промышленностью с 2010 года. В Российской Федерации этот стандарт также введен в действие, как в отечественном автомобилестроении, так и для ввозимого автотранспорта из-за границы.
Евро 6
Новый стандарт Евро 6 был введен в странах ЕС осенью 2015 г. Он подразумевает доработку под него ДВС с новой схемой рециркуляции выхлопов EGR, системой селекции газов SCR, сажевых фильтров. Благодаря применению катализаторов и дополнительных химических присадок в обновленных двигателях эффективнее нейтрализуются вредные выбросы, в выхлопе присутствуют только вода и безвредные газы.
В РФ этот стандарт пока не действует, ввиду необходимости перестройки производств автопрома и НПЗ. Однако сейчас действуют нормы Евро 5.
Содержание вредных веществ в экологических классах
Биодизель
Отдельного внимания заслуживает появление инновационной технологии производства ДТ из растительных масел. Такое топливо отличается экологичностью, так как полный его распад наступает за 30 дней после попадания в воду или почвенный слой. Это происходит без вреда для окружающей среды.
Биодизель имеет цетановое число до 58%, температуру воспламенения около 100°С, хорошую смазывающую способность. Совокупность этих характеристик позволяет говорить об увеличении ресурса дизельного мотора, облегчении транспортировки такого вида ДТ, снижении рисков взрыва или пожара.
Биодизель изготавливают аналогично солярке (с учетом эксплуатации при разных наружных температурах). В Европе существуют три вида биодизеля: летний, для межсезонья и регионов с умеренным климатом, а также зимний биодизель.
Указанный вид топлива для лета можно использовать от 0°С, промежуточная марка подразумевает эксплуатацию до -10°С, на зимнем биодизеле можно ездить до — 20°С. В процессе производства биодизеля для межсезонья и зимы также могут использоваться различные присадки, которые изначально разрабатываются для улучшения свойств биодизельного топлива.
Российский дизель – худший в Европе
Естественные примеси серы содержатся в сырой нефти. Стоит отметить, что содержание вредной серы в нефти, добываемой на территории России, всегда было очень высоким. Для отечественной нефти Urals содержание серы составляет 1,3%, а для норвежской нефти Brent – всего 0,4%. При обработке сырой нефти на нефтеперегонных заводах сера попадает в очищенные нефтепродукты. При сгорании топлива соединения серы попадают в воздух и оказывают негативное влияние на окружающую среду и здоровье людей. Кроме того, именно длительные значительные выбросы серы приводят к появлению кислотных дождей.
Однако россиянам можно порадоваться за отечественную нефтеперерабатывающую промышленность, так как производимое из нашей же высокосернистой нефти дизельное топливо в соседних странах оставляет желать лучшего. Дизтопливо в соседней Белоруссии, Армении и на Украине чуть хуже российского. Украина едва обогнала Индию и занимает 51 место рейтинга стран с чистым дизелем. Казахстан находится по этому показателю на одном уровне с Китаем: они занимают 65 и 64 места соответственно. Бардак на территории бывшей Югославии привел к тому, что новообразованные и вечно воюющие страны занимаются разбодяживанием топлива, а не проблемами экологии. Качество албанского, македонского и хорватского дизтоплива делает эти страны пятнами грязи на светло-голубом фоне соседствующих с ними стран Евросоюза. Хорватия занимает 85 место списка. Последние места рейтинга занимают среднеазиатские и африканские страны.
Политики и представители промышленности всего мира уже несколько десятилетий работают над снижением предельных норм содержания серы в топливе, однако различия между этими нормами сохраняются. В целом большинство стран мира стремится уменьшить содержание серы в топливе. Все члены ЕС вошли в верхнюю половину рейтинга; ожидается, что к 2009 г. почти 100% дизельного топлива на рынке ЕС будет “бессерным”. Уровень содержания серы существенно отличался у стран, занявших верхние места рейтинга (до 10 промилле), и у всех остальных: страны, оказавшиеся внизу списка, допускают в дизельном топливе до 5000 промилле серы.
Десульфуризация дизельного топлива значительно улучшает выхлопные газы. Кроме того, поскольку сера оказывает отрицательное влияние на системы доочистки, снижение уровня ее содержания повышает эффективность этих систем, что позволяет еще более сократить количество выбросов. Однако удаление серы из топлива понижает его смазывающую способность, и для компенсации этого эффекта необходимы специальные добавки. Существует чистое и возобновляемое решение – биодизельное топливо: добавляя всего 1% биодизельного топлива к дизельному, можно устранить определенные проблемы с его смазывающей способностью, появляющиеся вследствие десульфуризации.
Россиянам из Северо-Западного региона можно посоветовать заправлять свои дорогие дизельные внедорожники в соседних Финляндии и Эстонии (4 и 9 место). Это уже ненамного дороже, чем у нас, зато гораздо безопаснее. Мировым лидером производства чистого дизельного топлива является Швеция. Здесь же производят и огромное количество биодизеля, которым можно отовариться на любой местной заправке.Рейтинг 100 стран с самым чистым дизельным топливомКирилл Орлов
Печное топливо
Наиболее популярным аналогом дизеля, несмотря на его относительно короткую историю, специалисты называют печное топливо. Этот вид нефтепродуктов обладает высоким потенциалом благодаря высоким теплотворным свойствам и доступной цене. Уже сегодня этот продукт используется для отопления частных домов, сельскохозяйственных объектов и производственных помещений. Процесс получения печного топлива из дизельных фракций является малозатратным, что и обеспечивает низкую себестоимость готового продукта. Кроме того, при производстве некоторых видов этого материала используют отработанные масла, которые уже имеют необходимые потребительские свойства. В зависимости от исходного сырья и способа производства различают светлое и темное печное топливо.
Разные виды печного топлива производят по технологиям, позволяющим регулировать характеристики конечного продукта в зависимости от его назначения. В отличие от дизеля эти нефтепродукты включает много различных органических соединений. Следует отметить, что строгие нормативы по химическому составу печного топлива отсутствуют. Его характеристики описываются согласно ТУ 38. 101656-87. Одно из основных требований к параметрам этого нефтепродукта заключается в предельной температуре вспышки (она не должна быть ниже 45°C, чтобы избежать самовозгорания при транспортировке).
Основные преимущества печного топлива заключаются в следующем:
- высокая теплоемкость;
- низкие температуры замерзания (для некоторых видов печного топлива это -28 °C);
- отсутствие ярко выраженного запаха;
- хорошая текучесть;
- доступная цена.
Экология
В экологическом отношении природный газ является самым чистым видом органического топлива. При его сгорании образуется значительно меньшее количество вредных веществ по сравнению с другими видами топлива. Однако сжигание человечеством огромного количества различных видов топлива, в том числе природного газа, за последние полвека привело к увеличению содержания углекислого газа в атмосфере, который является парниковым газом. Некоторые ученые на этом основании делают вывод об опасности возникновения парникового эффекта и как следствие — потепление климата. В связи с этим в 1997 году был подписан Киотский протокол по ограничению парникового эффекта. По состоянию на 26 марта 2009 года Протокол был ратифицирован 181 страной мира (на эти страны совокупно приходится более чем 61 % общемировых выбросов).
Свойства ДТ при низких температурах
Чтобы уменьшить температуру, при которой топливо становится вязким, в его состав включают
тяжелые фракции углеводорода. Больше всего таких примесей в арктической марке топлива.
Летнее горючее начинает мутнеть при -3°С. Если допустить его кристаллизацию, могут выйти
из строя поршни. Исправить данную проблему не представляется возможным. Поэтому следует
использовать ту марку топлива, свойства которой отвечают температурным условиям.
Средневязкое топливо сохраняет текучесть при низких температурах. Это означает, что
рабочий процесс в двигателе будет экономичным и эффективным.
Характеристики дизельного топлива
По своей структуре топливо для дизельных двигателей отличается от привычного бензина. В народе такой состав называется «соляркой». По сути, это смесь углеводородов, которые формируются путем перегонки нефтепродуктов и выбора из них необходимых фракций. В основе дизельного топлива углеводороды, которые отличаются высокой температурой кипения – около 300-350 градусов Цельсия. Столь разные составы бензина и дизеля объясняют и различность подходов в работе двигателей. К примеру, в бензиновом моторе воспламенение топлива происходит от искры (источник последней – свеча зажигания). Для бензина ключевое значение имеет устойчивость к детонации, то есть октановое число. В свою очередь, дизельный двигатель работает за счет создания более мощной степени сжатия.
В случае если цетановое число ниже 40, то работа двигателя будет неудовлетворительной. Появляются сильные задержки при воспламенении, падает мощность, возникает детонация, снижается общий ресурс мотора. У топлива нормального качества цетановое число должно находиться на уровне 48-52. Что касается солярки более высокого качества, то ее цетановое число и вовсе может достигать 53-55. Российские стандарты в отношении соляры считаются одними из самых «мягких». Здесь допускается применение дизельного топлива с цетановым числом от 48 единиц и выше (для зимнего топлива). Но есть исключения. К примеру, для некоторых зимних видов солярки, имеющих депрессорные присадки в составе, разрешается выпуск и продажа соляры с описываемым нами параметром от 40 и более. Хотелось бы отметить, что слишком высокое цетановое число – также не очень хорошо. К примеру, если показатель будет превышать отметку «60», то топливо просто не будет успевать сгорать, повышается дымность выхлопа, увеличивается «прожорливость» транспортного средства и так далее.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Какие бывают марки бензина и чем они отличаются?
- Инжекторный двигатель: устройство, принцип работы, конструкция
- Какой масляный фильтр выбрать для двигателя?
Классификация дизельного топлива по классам
Также осуществляется разделение топлива этого типа на отдельные сорта в зависимости от использования в определенном климате. Главным критерием является предельная температура фильтруемости. Разделение на сорта осуществляется следующим образом:
- СОРТ А – при температуре более +50С;
- СОРТ В – при температуре более 00С;
- СОРТ С – более -50С;
- СОРТ D – более -100С и так далее.
Существует также определенная категория солярки, которая используется в районах с постоянным холодным климатом.
Стандарты в ней устанавливаются максимально жесткие, так как невыполнение их приводит к проблемам с топливной системой при достижении окружающим воздухом достаточно низкой температуры.
Сегодня по классам разбивка осуществляется следующим образом:
- Класс 0 – использование от -200С;
- Класс 1 – от -260С;
- Класс 2 – от -320С;
- Класс 3 – от -380С;
- Класс 4 – от -440С.
Существует специальная маркировка, применяемая на территории Таможенного союза такими странами, как Россия, Беларусь и Казахстан. Прежде, чем приступить к использованию такого топлива, стоит внимательно ознакомиться с требованиями климатического характера в определенном регионе. Использование несоответствующего может привести к серьезным неприятностям. Вплоть до выхода из строя двигателя в некоторых случаях. Подобные ситуации также имеют место.
Соперник или союзник?
Если сравнивать с природным газом, текущая себестоимость произведенного из ВИЭ водорода колеблется в пределах $20-55 за 1 млн британских термальных единиц (МБТЕ), в то время как спотовые цены на природный газ в Европе находятся на уровне $1,7 за МБТЕ.
«Прогнозные оценки стоимости «зеленого» водорода на 2050 год составляют около $7,5 за МБТЕ, поэтому «честная» конкуренция водорода (причем не только «зеленого», но и получаемого из природного газа) с трубопроводным газом и СПГ в среднесрочной перспективе возможна только при условии значительного роста платежей на выбросы углекислого газа», — полагает Белова из Vygon Consulting.
Старший аналитик Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Юрий Мельников полагает, что поскольку внимание к углеродному следу топлив на европейском рынке растет, то для дальнейшей работы всем поставщикам газа, включая РФ, придется заниматься его декарбонизацией. «Добавление водорода в газ делает его еще более «безуглеродным», так что водород, скорее, становится союзником природного газа, а не конкурентом», — указывает эксперт. В то же время он отмечает, что замещение части природного газа синтетическими топливами на основе водорода неизбежно, поскольку без этого нельзя достичь целей по сокращению выбросов парниковых газов
«Поэтому водородные технологии будут встречать приоритетную поддержку, что сделает их со временем гораздо более дешевыми (по аналогии с тем, как это произошло с солнечной и ветряной энергетикой)», — подчеркивает Мельников
В то же время он отмечает, что замещение части природного газа синтетическими топливами на основе водорода неизбежно, поскольку без этого нельзя достичь целей по сокращению выбросов парниковых газов. «Поэтому водородные технологии будут встречать приоритетную поддержку, что сделает их со временем гораздо более дешевыми (по аналогии с тем, как это произошло с солнечной и ветряной энергетикой)», — подчеркивает Мельников.
Таким образом, при должном развитии технологий водород может занять часть ниши природного газа на европейском рынке, а значит, привести к снижению импорта российского «голубого топлива». Полностью заменить природный газ, по словам Баранова из Vygon Consulting, водород не сможет из-за профильного спроса в химической промышленности.