Какой штраф за обгон на пешеходном переходе в 2021 году
Содержание:
- Особенности
- Можно ли совершать обгон на перекрестке?
- Вопросы читателей
- Разрешен ли обгон через сплошную по ПДД?
- За какой обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен» не лишают прав?
- Статья 12.15 КоАП
- Штрафные санкции
- Общие принципы совершения обгона
- В каких пунктах ПДД прописан
- Верховный суд разъяснил правила обгона автомобилей
- Немного о правилах
Особенности
Бывает, что дорожная полоса достаточно широкая, чтобы объехать транспортное средство без выезда на встречную. Такой маневр называют опережением, и он не нарушает правил. Чаще всего по одной полосе габариты позволяют совершить опережение двухколесного транспорта без колясок. К опережению относят объезд транспорта без выезда на встречку, если дорога многополосная в одном направлении. Но при этом опережать с правой стороны по обочине нельзя, т.к. запрещена езда по обочинам.
Обгон через сплошную
Обгонять через линию сплошной разметки можно на загородной дороге, но только тихоходное транспортное средство или гужевую повозку. Тихоход по конструкции не способен двигаться быстрее 30 км/ч. Такой транспорт должен обозначаться красным треугольником со светоотражающей каймой. Если автомобиль едет шагом по любым причинам, отличным от особенностей конструкции, обгонять его нельзя. Будь то трактор, бензовоз или КаМАЗ с арбузами. Однако, правила обязуют водителя не создавать пробку, остановиться на обочине и пропустить вереницу машин позади него.
Двойной обгон
К грубым нарушениям относится обгон «паровозиком» и двойной обгон. Это значит, что нельзя выезжать на встречную полосу, пока едущий впереди автомобиль уже начал обгон и не вернулся на свою полосу. В такой ситуации, водитель первого автомобиля ничего не нарушает, а следующие за ним – действуют вразрез с правилами. Сразу по двум пунктам главы 11 ПДД:
- Водитель выехал на встречную, когда она занята обгоняющим автомобилем. А в п.11.1 сказано, что перед маневром водитель обязан убедиться, что полоса впереди свободна. При чем, полоса не просто занята, а из-за первой машины ситуацию впереди не видно;
- Едущий впереди автомобиль включил левый поворот. По п.11.2. нельзя обгонять если автомобиль впереди дает сигнал поворота налево. Точно так же, нельзя начинать обгон, если едущее позади транспортное средство подает сигнал левого поворота. Водитель обязан пропустить обгоняющий автомобиль, подождать пока он завершит обгон и только после этого обгонять самому.
При двойном обгоне получается, что на встречной полосе одновременно и параллельно друг другу едут сразу две машины. При наличии встречного транспорта уходить от лобового столкновения просто некуда.
Обгон на пешеходном переходе
Правила предписывают на подъезде к пешеходному переходу снижать скорость, вплоть до полной остановки. Независимо от того, есть на нем пешеходы или нет. Обгон, равно как и опережение с любой стороны на пешеходном переходе недопустимы.
Можно ли совершать обгон на перекрестке?
Как видно из ПДД, обгон на перекрестке запрещен в том случае, если пересечение дорог регулируется, либо если ТС пересекает главную дорогу. В остальных случаях маневр разрешается и не может караться штрафом.
Обгон на главной дороге
Выезд на встречную полосу и опережение попутного транспорта на перекрестке разрешается, если движение происходит по главной дороге. Исключение одно — перекресток оборудован светофором или регулируется регулировщиком.
Можно ли обгонять на регулируемом перекрестке?
Однозначно нет. Если водитель осуществил обгон с выездом на полосу встречного движения на регулируемом перекрестке, это грозит ответственностью в соответствии с частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ.
Можно ли обгонять в разрешенных местах при ограниченной видимости на дороге?
Многие, даже опытные водители забывают, что не во всех случаях закон разрешает обгонять на главной дороге при движении через нерегулируемый перекресток. Дело в том, что согласно пункту 11.4 ПДД, описывающему, в каких случаях запрещен обгон, есть прямой запрет на обгон в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
Соответственно, при нарушении данного пункта правил водителя может ждать ответственность за обгон в неположенном месте, что предусмотрено частью 4 статьи 12.15.
Вот пример из журнала «За рулем», на сайте которого была выложена задача в виде дорожной ситуации, где читателям было предложено определить, разрешен ли в данном примере обгон.
Пример дорожной ситуации при обгоне на нерегулируемом перекрестке: изображение с сайта Zr.ru
На первый взгляд эта схема говорит о том, что обгон в этой ситуации разрешен. Но при детальном рассмотрении дорожной ситуации выясняется, что обгон в примере противозаконен, так как, во-первых, главная дорога меняет свое направление, а во-вторых, автомобиль, который приближается к нерегулируемому перекрестку справа, имеет преимущества (при обгоне другого автомобиля есть риск ДТП).
Обгон на нерегулируемых перекрестках
Согласно ПДД, обгон на нерегулируемых перекрестках дозволяется. Исключением является движение по второстепенной дороге, пересекающей главную.
Обгон на перекрестке с Т-образным пересечением дорог
В этом случае применяются все вышеописанные ПДД. Обгон разрешен при выполнении четырех основных требований:
- ТС движется по главной;
- дорога идет прямо и не поворачивает;
- перекресток не регулируется светофором или сотрудником Госавтоинспекции;
- перед перекрестком нет пешеходного пешехода, а на нем – сплошной разметки.
На двухполосном
Количество полос на дороге при совершении маневра не имеет принципиального значения. Обгон предусматривает выезд на встречную полосу, так что для двухполосного перекрестка действуют все те же положения пункта 11.4 ПДД РФ.
Обгон на трассе
Правила обгона при движении по загородным трассам также регулируется главой 14 ПДД. Все условия для совершения подобного маневра на трассе стандартны.
Обгон на трассе осложняется тем, что автомобили, как правило, движутся на больших скоростях. Поэтому за 150-300 метров устанавливаются дорожные знаки, предупреждающие о приближении к опасной зоне, в том числе к перекрестку. Так что у водителей есть время, чтобы решить вопрос о целесообразности маневра и при необходимости его отменить.
Что касается обгона на трассе вне перекрестков, то подобный маневр запрещается в условиях недостаточной видимости: перед поворотами, в конце подъема и т. д.
Обгон вне населенного пункта
Правила обгона одинаковы как при движении внутри населенного пункта, так и за его пределами. Поэтому никакой принципиальной разницы нет: маневр дозволяется при движении по главной дороге и проезде нерегулируемого перекрестка.
Обгон через сплошную
В Приложении 2 «Дорожная разметка и ее характеристики» к ПДД утверждено, что сплошная линия 1.1 выступает разделителем транспортных потоков, движущихся во встречных направлениях. Также ею могут обозначаться границы попутных полос в особо опасных местах.
Пересечение такой линии с любой из сторон строго запрещено и наказывается штрафом. Опережение, предусматривающее пересечение сплошной линии, не дозволяется, даже если другие условия благоприятствуют совершению маневра.
Можно ли перед и сразу после перекрёстка?
Обгон разрешён в тех случаях, когда вы едете по встречной полосе в том числе до и после перекрёстка, при следующих условиях:
- если вы не захватываете при выезде на встречную полосу пешеходный переход,
- вы не окажетесь слева от сплошной линии разметки,
- в случае, когда обгон совершается на перекрёстке и после – вы едете прямо, не поворачиваете.
Вопросы читателей
Ответ: В данной ситуации стоит отталкиваться от следующих обстоятельств:
- если перед участком, на котором был совершен обгон, стоял запрещающий совершение этого маневра знак, это будет являться правонарушением и, согласно ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ, может быть назначен штраф в размере 1500 рублей;
- если обгон справа был совершен вблизи перекрестка или нерегулируемого пешеходного перехода, независимо от видимости сплошной линии сотрудники ГИБДД приписывают обгон справа к неправомерным действиям; в данном случае водитель может понести наказание по ст. 12.18 КоАП, размер штрафа по которой варьируется от 1500 до 2500 рублей.
Если перечисленные обстоятельства отсутствовали, в доказательство своей невиновности водитель может предоставить запись с автомобильного видеорегистратора или фотографии, где видно занесенное снегом дорожное полотно.
Ответ: На данный момент камер, фиксирующих обгон ТС перед пешеходным переходом, не предусмотрено. Существуют только камеры, которые фиксируют правонарушения, где водители не уступают дорогу пешеходам. Да и это пока что редкость на дорогах. Так что плохих вестей ожидать не стоит.
Разрешен ли обгон через сплошную по ПДД?
Основную проблематику мы увидим сразу же, попытавшись сформулировать, а что, собственно, такое «обгон через сплошную»?
Обгоном через сплошную линию называют маневр во время движения транспортных средств, во время которого, по тем или иным причинам, происходит выезд на полосу встречного движения или на участки дорожного полотна, ограниченные для движения в данный момент соответствующей разметкой.
В заглавной статье, посвященной всем случаям пересечения сплошных линий, подробно разобраны типы данной разметки. Чтобы не повторяться, здесь лишь кратко напомним основные ее типы:
Случаи пересечения:
- Разметки 1.1 и 1.3 всегда являются нарушениями, однако наказания за них будут зависеть от обстоятельств, которые мы подробно разберем далее.
- Линии 1.2.1 , которой обозначается обочина (край проезжей части) — ее пересечение возможно для парковки или выезда с нее (если это допустимо знаками или их отсутствием), но запрещена во всех прочих случаях.
- Линию 1.11 допустимо пересекать в одном направлении, и возвращаться в рамках действия этой разметки.
Разумеется, все эти случаи требуют детального разбирательства, чем мы и займемся далее, но сначала пару слов о разметке 1.4 (желтая сплошная).
Yandex.RTB R-A-632387-14
Разрешено ли пересекать желтую сплошную линию?
Прежде всего, следует различать желтую и оранжевую разметку. Действующие нормы предполагают использование обоих этих цветов, причем с принципиально разным значением:
- Оранжевая разметка означает ее временное действие. К примеру, во время реконструкции, ремонта и других действия, имеющих непостоянный характер. В оранжевом цвете могут быть исполнены все типы дорожной разметки, и при одновременном наличии оранжевых и других полос, именно оранжевые имеют приоритет.
- Желтым цветом обозначаются специальные зоны постоянного действия. В частности, разметка 1.4 указывает на запрет остановки в зоне ее действия (а при наличии дополнительных знаков, в зоне действия таких знаков).
Можно ли пересекать желтую разметку (то есть пересекать без остановки)? Напрямую такого запрета нет, но многое зависит от других обстоятельств. Например, такой непрерывной разметкой может быть обозначен тротуар, тогда выезд на него станет нарушением ч.2 ст.12.15 КоАП РФ (движение по тротуарам влечет наложение штрафа в размере 2000 руб.). Могут быть и другие схожие случаи. Но ни один из них не подойдет под определение «обгон», а значит к рассматриваемой теме отношения не имеет.
Оранжевая разметка, несмотря на временный ее характер, является в плане нарушения полностью аналогичной белой (постоянной). Поэтому и рассматриваться далее будет в общем контексте, без акцента на цвет полосы.
Обгон или опережение?
Еще несколько коротких вводных. Что, собственно, является обгоном, и чем он отличается от опережения:
- Опережение – это перемещение быстрее другого участника движения, но в рамках полос своего направления.
- Обгон – маневр, предполагающий изменение положения вашего ТС относительно других участников движения, с выездом на полосу встречного движения.
Вот от этого выезда на встречку и будет зависеть степень виновности, а значит и уровень наказание при обгоне через сплошную.
За какой обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен» не лишают прав?
Законом предусмотрены пограничные ситуации, связанные с обгоном под знак «Обгон запрещен». Смягчающие обстоятельства не спасают от штрафа, но снижают его размер и ограждают от лишения водительских прав.
Объезд препятствия
Сотрудники ГИБДД часто привязывают любые нарушения ПДД, связанные со сплошной разметкой и знаком 3.20 «Обгон запрещен» к пункту КоАП 12.14 части 4 – «Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения», предусматривающий штраф в 5000 р. и лишение прав на полгода. Испуганный водитель в стрессовой ситуации часто не способен трезво оценивать ситуацию и вынужден доверять «собеседникам».
Однако, если в процессе разбора эпизода выяснится, что переезд через сплошные линии был вынужденным, степень наказания существенно снижается. Самое сложное в такой ситуации доказать, что нарушить правила дорожного движения вынудило именно препятствие.
Пункт 1.2 ПДД (определение терминов)
«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.
Другими словами, если перед водителем в поле действия знака «Обгон запрещен» произошло ДТП, ведутся ремонтные работы, упало дерево, лежит неподвижный валун или совершил посадку самолет – объезжать его можно под знак и через сплошные. Как ни странно, штраф даже за действия все равно будет – Статья 12.15 ч.3 (Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия) – 1500 рублей, но прав за такое не лишают.
Важно знать!
Лайфхак: Если сотрудник ГИБДД пытается выписать вам штраф за объезд препятствия, попытайтесь уточнить, что он лично сделал для обустройства вариантов объезда возникшей серьезной помехи движению. Статья 49 приказа № 185 МВД РФ прямо указывает на необходимость принятия таких мер.
Закон
В соответствии с буквой закона, заметив на дороге бетонный блок или любое другое препятствие, водитель обязан остановиться и дождаться, пока этот блок не исчезнет с дороги. Все остальные действия приведут к штрафу.
Обгон по обочине
Еще один вариант обгона под знак «Обгон запрещен» и сплошную линию, минимизирующую риски со стороны обгоняющего водителя – обгон по обочине.
«Обочина» — это элемент дороги, который располагается сбоку от проезжей части и обозначен разметкой (либо имеет другой тип покрытия). Двигаться по обочине имеют право только гужевые повозки, пешеходы и некоторые виды двухколесных транспортных средств.
Штраф за проезд и обгон по этой части трассы регулирует Статья 12.15. ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Штраф за выезд на обочину, в том числе с целью обгона равен 1500 р.
Важно знать!
Хитрость: В правилах написано, что обочину водитель автомобиля может использовать для стоянки и остановки. Но там ничего не сказано о придельном расстоянии, которое разрешено при этом проехать. Гипотетически, съехав на обочину, остановившись на некоторое время и продолжив потом движение вперед водитель ничего не нарушает, а пытается поймать оптимальную дорожную ситуацию для возвращения в свою полосу.
Разварот вместо обгона
Справочный момент для общего понимания нюансов ПДД, связанных с обгоном под запрещающий знак. В ряде случаев, когда автомобилист по каким-то причинам пошел на обгон, в нарушении дорожного знака и разметки (сплошная либо двойная сплошная линия) и при этом обнаружил перед собой заинтересованных сотрудников ГИБДД, имеет смысл совершить разворот или поворот на второстепенную дорогу (прилегающую территорию/ обочину встречного полосы дороги).
Такой «финт» не спасет автомобилиста от внимания сотрудников ГИБДД и штрафа в 1500 рублей, однако точно защитит от потери прав и штрафа в 5000 рублей. Все потому что обгоном считается опережение впередиидущего транспортного средства через встречную полосу с возвращением в свой ряд. Не было возвращения в ряд – нет и обгона. Единственно что может инкрементироваться в подобной ситуации Статья КоАП 12.16. часть 2- «Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги», — действие влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Разворот вместо обгона можно считать крайне опасной мерой
Исполняя этот маневр важно понимать риски, исходящие от движения по встречной полосе
Статья 12.15 КоАП
4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
———————
Учитывая, что дорожный знак 3.20 означает запрет на осуществление обгона для всех транспортных средств, за исключением тихоходных, а также гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски, обгон таких средств в зоне действия данного знака иными транспортными средствами при отсутствии иных запретов, установленных ПДД (например, пунктом 11.4 ПДД), не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ.
Необходимо также иметь в виду, что обгон тихоходных транспортных средств не может быть квалифицирован по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ в случаях, когда в зоне действия дорожного знака 3.20 имеется дорожная разметка 1.1 или дорожная разметка 1.11 , поскольку согласно при противоречии значения дорожных знаков и линий горизонтальной разметки приоритет имеет дорожный знак, которым должен руководствоваться водитель.
Водитель в зоне действия дорожного знака 3.20 произвел обгон транспортного средства, для которого заводом-изготовителем установлена максимальная скорость не более тридцати километров в час, в том числе при отсутствии на нем опознавательного знака, информирующего участников дорожного движения о принадлежности данного транспортного средства к тихоходным транспортным средствам. В данном случае водитель совершил маневр в соответствии с требованиями указанного дорожного знака, в связи с чем он не может быть привлечен к административной ответственности за бездействие собственника (владельца) тихоходного транспортного средства, не установившего на этом транспортном средстве соответствующий опознавательный знак в нарушение требований пункта 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Действия водителя, совершившего в зоне действия знака 3.20 обгон механического транспортного средства, двигавшегося со скоростью не более тридцати километров в час, но не являющегося по своим конструктивным особенностям тихоходным транспортным средством, подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.
Штрафные санкции
Водителей интересует, если совершен обгон справа, какой штраф будет необходимо заплатить? В правилах дорожного движения нет такого понятия, соответственно и нет наказания. Но есть несколько норм опережения, за нарушение которых оно предусмотрено.
Обгон справа (штрафы):
- за опережение справа на нерегулируемом пешеходном перекрестке последует наказание в размере 1500 руб.;
- если в результате опережения с правой стороны произошел выезд на тротуар, обочину, то придется расстаться с 5000 руб.;
- если при совершении маневра произошло пересечение сплошной линии, то штраф составит 500 руб.
Водитель должен помнить, что повторным будет являться только действие, которое произошло в течение года после такого же нарушения. За обгон справа штраф каким будет, если нарушение было зафиксировано два раза за год? Водитель может лишиться прав на срок до 1 года.
Водитель должен знать, что в ПДД «обгон справа» понятия не существует. Тем не менее выезд на тротуар, обочину запрещен, и законом предусмотрены штрафные санкции. Не нужно путать понятия «опережение» и «обгон»
Общие принципы совершения обгона
Сразу же оговоримся: 11 раздел ПДД в своей львиной доле посвящен именно обгону и требованиям, предъявляемым к нему. Это и неудивительно, потому что нарушение правил обгона может привести к ДТП с лобовым столкновением и весьма плачевными последствиями.
Обгон – это очень опасно!
Второе обстоятельство, определяющее особое внимание к принципам обгона, заключается в строгости административного наказания за нарушение правил выполнения указанного маневра. Штраф за обгон с нарушением в 5000 рублей или лишение права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев (а при повторном совершении правонарушения – до года) — весьма весомый аргумент в пользу отказа от игнорирования правил обгона
И, наконец, третья причина столь пристального внимания российских ПДД к правилам совершения обгона – это сложность самого маневра. Водитель должен при совершении такого маневра учитывать самые различные факторы (скорость своего, обгоняемого и встречного автомобилей, интенсивность движения и пр.).
Именно поэтому к осуществлению обгона в нашей стране предъявляются повышенные требования безопасности. Разберем их подробнее.
Итак, перед началом выполнения обгона водитель обязан убедиться, что:
1) полоса, предназначенная для встречного движения, которую он планирует использовать для совершения маневра, свободна на достаточном для выполнения обгона расстоянии, и своими действиями он не создаст никакой опасности или каких-то помех для других участников движении;
2) транспортное средство, двигающееся впереди, не приступило к выполнению какого-то препятствующего обгону маневра (обгона, объезда, поворота налево, разворота и пр.);
3) транспортное средство, двигающееся сзади, само не приступило к выполнению маневра обгона;
4) однако самым проблематичным требованием ПДД для водителя, планирующего обгон, является следующее – последнее – положение: прежде чем приступить к выполнению этого сложного маневра, водитель должен удостовериться, что при завершении обгона он сможет благополучно вернуться на занимаемую ранее полосу, не создавая помех движению других транспортных средств и не формируя своими действиями какой-то опасности для движения.
Вот она вся, казалось бы, парадоксальность ситуации: еще до начала выполнения обгона водитель обязан убедиться в безопасности его завершения. В этом как раз заключаются и сложность маневра, и строгость требований к его осуществлению, и тяжесть санкций за нарушение правил.
Таким образом, перед началом обгона водитель обязан убедиться в 4-х составляющих безопасности предполагаемого маневра (подведем итог!):
- полоса, на которую он выезжает для обгона, должна быть свободной на достаточном (безопасном) расстоянии;
- водитель обгоняемого транспортного средства не предпринимает никаких действий, связанных с планируемым выездом из занимаемой полосы;
- водитель транспортного средства, двигающегося сзади, сам не приступил к выполнению маневра, связанного с обгоном;
- есть твердая убежденность в благополучном возвращении на занимаемую полосу после завершения обгона.
Необходимость постоянного контроля за ситуацией и чередование этих четырех факторов безопасности – вот главная причина сложности обгона. Пока водитель обеспечивает безопасность по одному параметру, остальные три претерпевают изменение. И так – постоянно! Добиться 100-процентной уверенности в безопасности обгона невероятно сложно. Не зря существует поговорка: «Не уверен – не обгоняй!».
Однако ПДД предусматривают не только требования, предъявляемые к водителю, который планирует совершить обгон. Существуют и запреты, касающиеся действий водителя обгоняемого транспортного средства. Ему запрещается любыми способами препятствовать обгону.
Например, повышением скорости. И это обстоятельство в практике реального дорожного движения встречается чаще всего. Самое обидное, что водитель обгоняемого транспортного средства, повышая скорость, сам не понимает опасности ситуации. Ведь в случае грядущего лобового столкновения (из-за затянувшегося обгона) разбитые автомобили может выбросить на него самого. И он сам будет участником ДТП.
Поэтому благородный принцип водительского братства являет собой «золотое правило»: если тебя обгоняют, убери ногу с педали газа и дай возможность обогнать себя. Если, конечно, это не гонки «Формулы-1»!
Еще один распространенный способ препятствования обгону – это изменение направления движения в виде «качка» в левую сторону.
Кстати, препятствование обгону любым способом сегодня считается одним из элементов опасного вождения.
В каких пунктах ПДД прописан
Знак под номером 3.20 «Обгон запрещен» означает, что на дальнейшем участке дорожного полотна запрещен обгон транспортных средств. Подробно о данном маневре можно узнать из пункта 11.4 ПДД.
В нем указаны безусловные причины запрета на опережение и обгон транспортных средств (например, на пешеходном переходе).
Но есть исключения из основного правила. Так, обгон при установленном знаке 3.20 не будет считаться нарушением в трех ситуациях:
- Водитель обгоняет велосипедиста. Обгонять нужно внимательно, оставляя место для бокового маневра, но все же можно опережать велосипеды, мопеды и мотоциклы без люльки.
- Водитель обгоняет гужевую повозку. Здесь тоже все логично – волочиться за лошадьми автомобилю не стоит, чтобы не собрать километровую пробку на дороге.
- Водитель обгоняет тихоходное транспортное средство. Им признается машина, движущаяся со скоростью до 30 км/ч. При этом у тихоходной машины обязательно должен быть специальный знак 9.10 (треугольник). Если его нет, даже на тракторе, то такое транспортное средство обгонять нельзя.
Так выглядит знак 9.10:
Верховный суд разъяснил правила обгона автомобилей
Обгонять автомобили вдогонку за другой машиной можно, если хватает видимости. Правила дорожного движения такого маневра не запрещают. Но, как оказалось, подобный маневр не нравится сотрудникам ДПС. И только разъяснения Верховного суда восстановили справедливость: такие обгоны не запрещены.
Итак, некий Антон Боздникин еще в марте 2018 года в Астраханской области пошел на обгон. Он не подозревал, чем ему этот маневр обойдется. Нет, никакой аварии он не совершил. Но почти два года ему пришлось доказывать в судах различных инстанций, что он не совершал никаких правонарушений и вообще стал жертвой своевольного толкования Правил дорожного движения неким инспектором ДПС.
Незаконным операторам ТО грозит уголовная ответственность
Ситуация была примерно следующая: впереди выстроилась очередь за медленно едущей машиной. Как только появилась возможность, то есть сплошная полоса стала прерывистой, Антон пошел на обгон. Причем он был не первым. Впереди него на такой обгон пошли еще несколько машин. Но они были довольно далеко.
В общем, завершил свой маневр он в зоне действия разрешения обгона. Однако по непонятной причине сотрудникам ДПС, притаившимся на обочине, его обгон показался не соответствующим Правилам дорожного движения. Они не постеснялись и вменили ему сначала двойной обгон, то есть якобы он обгонял автомобиль, уже совершающий обгон другой машины.
Сей трюк даже нарисован на схеме происшествия. Однако при этом в рапорте сотрудника ДПС обстоятельства нарушений вообще не изложены. Просто указывается пункт правил, которые водитель якобы нарушил. Речь идет о статье 11.2 ПДД.
В ней говорится, что водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если: транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия, транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево, следующее за ним транспортное средство начало обгон.
Ну и в крайнем случае: «по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу».
Однако все эти условия были выполнены, если судить по записи видеорегистратора пострадавшего. А вот на видеорегистраторе сотрудника ДПС вообще не видно, как водитель обгонял. Видно лишь, что он перестроился обратно в свою полосу еще там, где было разрешено совершать обгон.
Суды изучили эти доказательства, но не придали им значения. Конечно, рапорт — это гораздо круче. Получается, что если схема не соответствует тому,что снято на камеру, то лучше не верить глазам своим?
Риск попасть в ДТП вырастает к осени
Однако Верховный суд своим глазам поверил. И оценил главное: автомобили, которые также совершали обгон, никаким образом не закрывали обзор. Двойного обгона не было вообще. То есть все автомобили выезжали на довольно большом удалении от якобы виновника нарушения.
Как подтвердили корреспонденту «РГ» в Госавтоинспекции, в Правилах дорожного движения четко прописаны все условия ограниченной видимости, при которых обгон запрещен. Это прописано в пункте 1.
2 правил: «Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
Но машины, которые совершают обгон, не всегда закрывают обзор. По непонятной причине суды нижних инстанций не рассматривали ни аргументы, ни доказательства пострадавшего, которые противоречили показаниям инспектора. И именно эту несправедливость устранил Верховный суд.
Предложено внести в КоАП статью о штрафе в 20 тысяч рублей для чиновников, которые вынесли решение о несправедливом наказании
Теперь осталось дождаться, чтобы другие инспекторы также не злоупотребляли правом и не вменяли водителям нарушения, которых они не совершали.
Немного о правилах
Не совсем понятно, разрешен или запрещен такой маневр как опережение. Опираясь на пункт правил в ПДД, можно говорить о 2 вариантах опережения, которые не противоречат закону.
- Автомобиль движется, не меняя полосу движения. Чтобы опередить другое транспортное средство, авто просто увеличивает скорость;
- Машина выезжает на соседнюю полосу, предусмотренную разметкой. Такое опережение допускается осуществлять слева и справа. Но при этом не предусматривается выезд на встречку.
Действующие правила дорожного движения подтверждают, что обгон и опережение не являются тождественными понятиями. Если обгонять можно исключительно с левой стороны, то опережение возможно как слева, так и справа.
Обгоном не является маневр, который предусматривает опережение ТС без пересечения имеющейся дорожной разметки. Также нельзя считать обгоном ситуацию, где машину опережают по правой стороне, но при этом обгоняющий не выходит на встречку. Это актуально, если маневр совершается на двухполосной дороге, где одна полоса направлена в каждую из сторон. По одной полосе совершить опережение сложно, тут в основном осуществляют обгон. Если полос больше, тогда лучше опережать авто, то есть не оказываться на встречной полосе движения.
Часто начинающие автомобилисты интересуются, можно ли совершать обгоны с правой стороны или нет. Что будет, если обгонять по обочине или на перекрестке, при повороте налево и пр. Вопросов очень много, потому постараюсь на основные из них ответить.
Запрещено и разрешено
Предлагаю рассмотреть ситуации, когда обгон допускается осуществлять, и когда его совершать нельзя. Без привязки к тому, справа он выполняется, или слева.
ПДД предусматривает запрет на обгон, если:
- впереди идущее ТС, которое нужно обогнать, включило поворотник и собирается поворачивать влево;
- машина впереди сама обгоняет иное ТС или обходит препятствия;
- позади вас авто осуществляет обгон;
- имеются запрещающие знаки;
- на дороге наблюдается плохая видимость;
- дорога четырехполосная;
- маневр совершается на пешеходном переходе;
- движение осуществляется по сложному участку дороги.
При этом осуществлять обгон можно, если перед ТС двухполосная дорога и имеется разметка прерывистого типа. Либо это дорога с 3 полосами и такой же разметкой. Тут можно двигаться по полосе разгона. В выезде на встречную полосу нет необходимости.
Обгоны следует совершать максимально быстро, поскольку любой выезд на встречку сопряжен с определенными рисками.