Ситуации с выездом на встречку и штрафы за нарушения пдд

Определения

Под термином «обгон» понимается опережение транспортных средств (как одного, так и нескольких), которое связано с необходимостью выезда на встречную полосу и последующим возвращением на исходный ряд. Данный маневр признан одним из самых опасных, соответственно, на водителя, нарушившего правила его осуществления, накладывается административная ответственность. Она может быть в виде денежного штрафа или лишения права управления автомобилем (выбор наказания осуществляется в суде с учетом всех обстоятельств).

Не только начинающие, но и опытные автолюбители путают термины «обгон» и «опережение». В первом случае речь идет о следующем алгоритме действий:

  • Поворот налево.
  • Выезд на полосу, на которой находятся транспортные средства, движущиеся навстречу, или же на соседний ряд.
  • Поворот направо. Возвращение на исходную полосу.

Правила осуществления обгона строго регламентированы ПДД. Их игнорирование грозит наказанием. Например, пересечение сплошной линии разметки — это грубое нарушение.

Под опережением же понимается увеличение скорости в пределах своей полосы. Водитель просто начинает двигаться быстрее иных участников. Другими словами, ему не нужно пересекать разметку и выезжать на встречную полосу.

Согласно правилам (ПДД), обгон запрещен в следующих ситуациях:

  • Перемещающееся впереди транспортное средство совершает какой-либо маневр. Человек, управляющий им, может также обгонять другой автомобиль или же просто производить объезд появившегося препятствия.
  • Водитель транспортного средства, которое движется впереди, намерен совершить поворот налево, о чем свидетельствуют соответствующие световые сигналы.
  • За автомобилем следует другой, который уже начал осуществлять маневр. Согласно ПДД, водитель транспортного средства (в данном случае обгоняемого) не должен этому препятствовать. Он обязан ехать с прежней скоростью. Если это возможно, он должен прижаться как можно правее.
  • После выезда на полосу, которая предназначена для встречного движения, водитель не сможет вернуться в первоначальный ряд, не создавая помех иным транспортным средствам. В связи с этим необходимо заблаговременно оценить ситуацию на проезжей части.
  • Если выезд на встречный ряд подразумевает пересечение сплошной линии разметки. Находящаяся слева прерывистая полоса также свидетельствует о невозможности совершения на данном участке обгона. Суровое наказание также ожидает водителей, которые осуществляют выезд на встречную полосу, пересекая двойную сплошную. Если в процессе совершения обгона человек, который управляет транспортным средством, понимает, что прерывистая линия вот-вот закончится, ему необходимо отказаться от маневрирования и вернуться на ранее занимаемый ряд попутного движения.
  • Если водитель находится на мосту, путепроводе, перекрестках (в том числе на нерегулируемых, когда он движется по второстепенной дороге), пешеходном переходе, железнодорожном переезде (и на расстоянии до 100 м от него), эстакаде, тоннеле и на участках, характеризующихся ограниченной видимостью.

Перед осуществлением маневра важно проанализировать скорость автомобиля. Если она недостаточна для совершения обгона, во избежание создания аварийной ситуации от него следует отказаться

Предусмотренная ответственность за обгон

До 2015 года максимально возможное наказание за выезд на встречку составлял 1000 рублей. Сумма весьма небольшая, особенно для крупных городов страны. Поэтому она не могла остановить лихачей и любителей обгонять впереди идущие машины в шахматном порядке. По статистике, почти треть ДТП происходит именно из-за того, что кто-то выехал на встречную полосу. Водителям в таких ситуациях трудно оперативно среагировать, а неопытных автолюбителей это может и вовсе дезориентировать.

В 2017 году российское правительство ужесточило наказание за такие действия водителей. Сегодня возможны 2 варианта:

  • Денежный штраф в размере 5000 рублей. Такие санкции применяются преимущественно к водителям, впервые попавшимся за подобное нарушение.
  • Лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. Именно такая мера призвана сократить количество подобных действий. Если человек повторно попался за выезд на встречку, скорее всего, в его адрес последует именно такая мера наказания. В некоторых случаях (если человек многократно нарушал ПДД, имеет неоплаченные штрафы и т.д.) лишение может достигать 1 года. Обычно она применяется для рецидивистов, игнорирующих ПДД.

В российском законодательстве есть важный нюанс: если сотрудник ДПС самолично зафиксировал подобное нарушение, он имеет право решить на своё усмотрение, какое наказание объявить нарушителю. Не нужно быть экспертом, чтобы понять, что практически любой водитель предпочел бы заплатить штраф в 5000 рублей, чем лишаться права управления автомобилем на несколько месяцев.

Подобная ситуация неизбежно провоцирует рост коррупции. «За отдельную плату» сотрудник ДПС с радостью выписывает штраф, даже если нарушитель попадется не в первый раз. При этом его действия отвечают законодательным предписаниям – он вправе сам решать, какое наказание выписывать.

Нередки случаи, когда сотрудники ДПС инициируют преступление, предлагая водителю дать взятку, за то чтобы ВУ осталось у него. Если такое случилось с вами, обращайтесь в полицию. Рекомендуем также иметь в салоне видео фиксацию, чтобы можно было записывать любые неправомерные действия. Они будут являться 100% доказательством в суде.

Оглавление

Что такое разделительная полоса и зачем нужна

Это часть дороги, которая разводит транспортные потоки чаще всего встречного направления. Она бывает асфальтированной, с газоном или в как разметка на дороге — в виде сплошной линии у края проезжей части.

Полоса разграничивает транспортные потоки, чтобы движение в противоположных направлениях было более безопасным. Машина находится дальше от встречки, поэтому лобовое столкновение практически исключено.

Чаще всего разделительная полоса — два бордюра и газон, которые делят встречные потоки

Полоса бывает из двух линий, с расстоянием между ними в машину

Как ограничено движение на разделительной полосе

По п. 9.9 правил дорожного движения водителям запрещено ездить по разделительной полосе, а также останавливаться на ней или парковаться.

Такие же запреты установлены для тротуаров, обочин, пешеходных и велодорожек. При этом закон разрешает дорожным и коммунальным службам и грузовикам нарушать это правило, если им так проще подъехать к точке назначения. Но по разделительной полосе нельзя двигаться даже им.

Кому разрешено ездить по разделительной полосе

Машины оперативных служб с мигалкой. Полицейские, пожарные, скорые и другой спецтранспорт с синим фонарем могут проехать по разделительной полосе из разметки. Обязательное условие — включить на это время мигалку и звуковое оповещение.

Машины в составе кортежа. Выехать на полосу можно и просто так, если автомобиль сопровождают полицейские с синими и красными фонарями. При этом водитель должен зажечь ближний свет.

Какой штраф за движение по разделительной полосе

1500 рублей — за неверное расположение машины на дороге. Если водитель выезжает на разделительную полосу, значит, по закону попадает за пределы проезжей части. Это нарушение.

500 рублей — за наезд на сплошную линию. Любая разделительная полоса, даже из газона, обычно отмечена линиями по краям. Если водитель выезжает на полосу, значит, автоматически наезжает на эту линию, то есть нарушает разметку.

Два штрафа суммируются:

1500 + 500 = 2000 рублей

Лишают ли прав за езду по разделительной полосе

Нет, по закону за такое нарушение возможен только штраф, в сумме не более 2 000 рублей.

На практике когда водитель заезжает на разделительную полосу, его все же могут лишить прав. Так бывает, когда водитель обгоняет поток по запрещенной полосе, а за ним или ему навстречу едет машина с мигалкой — например, скорая. При плотном движении ему некуда деваться, а значит, он попадает уже под другую статью — за непредоставленное преимущество. В этом случае будет штраф от 3000 рублей или лишение на 3–12 месяцев.

Игорь Мирзоев, юристЛишить прав за езду по разделительной полосе могут только в одной дорожной ситуации. За автомобилем, выехавшем на разделительную полосу, следует автомобиль с включенным одновременно проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, например машина ГИБДД. Может получиться, что водитель, выехавший на разделительную полосу, не сможет уступить полицейским проезжую часть. Например, на дороге пробка, в которой автомобили стоят во всех полосах движения и не могут освободить водителю дорогу.

При такой ситуации в отношении водителя, выехавшего на разделительную полосу, могут возбудить административное дело по ч. 2 ст. 12.17 КоАП. Наказание — штраф или лишение.

Можно ли не платить или заплатить со скидкой

Штраф можно заплатить со скидкой 50%. Для этого успевайте погасить долг в первые 20 дней.

Игорь Мирзоев, юристАдминистративный штраф можно не платить, только когда вы можете его оспорить. Для этого обратитесь с жалобой на постановление об административном правонарушении к вышестоящему должностному лицу ГИБДД или в суд.

Запомнить

  1. Разделительная полоса — часть дороги, которая делит противоположные потоки. Она бывает из газона, асфальта, разметки.
  2. На такой полосе нельзя ездить, останавливаться, парковаться. Исключения — для машин с мигалками.
  3. За выезд на полосу два штрафа на общую сумму до 2000 рублей.
  4. Если ехать по полосе и не уступить машине с мигалкой, возможно лишение.
  5. Штраф можно оплатить со скидкой 50% в первые 20 дней.

Все статьи автора: Илья Новиков

Порядок назначения штрафа

Если правила нарушены, отвечать придется в одном из двух случаев. Поступок мог попасть на камеру. Через какое-то время по почте придет требование оплатить штраф за выезд на встречную полосу. Собираясь опротестовать произошедшее, следует обратиться в суд или ГИБДД. На обжалование штрафа есть 10 суток. Отсчет начинается со дня получения копии постановления (статья 30.3 КоАП).

Вторая ситуация – машину останавливает инспектор, который непосредственно присутствовал при совершении правонарушения.

Стоит отметить, что в 2020 году у инспектора должны иметься веские причины для остановки ТС (пункт 84 Административного регламента исполнения МВД). К ним относятся:

  • нарушение ПДД;
  • появление сведений о вероятной причастности человека, находящегося в машине, к преступлению;
  • наличие сведений о том, что автомобиль находится в розыске;
  • необходимость провести опрос о произошедшей аварии;
  • ограничение или запрет движения;
  • привлечение автомобилиста или его машины к оказанию срочной помощи;
  • осмотр транспортного средства и документов (разрешается проводить лишь на КПП или стационарном посту).

Полицейский обязан полностью представиться. Сразу отметить, из-за чего был остановлен автомобиль (пункт 1 части 4 статьи 5 закона «О полиции»). Водителю разрешается не покидать транспортное средство. В пункте 93 Административного регламента ГИБДД указано, что инспектор только предлагает покинуть ТС. Как правило, это требуется в следующих случаях:

  • осмотр груза;
  • устранение технических неисправностей;
  • подозрения, что водитель пьян или под действием наркотических веществ.

Водитель сам решает подчиняться или нет.

Далее оформляется протокол. Это официальный документ, составляющийся при административном правонарушении. Он заполняется инспектором на месте. В нем подробно описывается совершенное административное правонарушение – выезд на встречную полосу. Если правонарушение было мелким, инспектор сразу выносит постановление по делу. Можно согласиться со штрафом или обжаловать его. Согласно статье 1.5 КоАП гражданина нельзя признать виновным, пока это не доказано.

Протокол оформляется немедленно после того, как был допущен выезд на встречную полосу предполагаемым виновником. Это прописано в статье 28.5 КоАП.

Если следует выяснить дополнительные факты, связанные с произошедшим, срок оформления протокола увеличивается до 2-х суток. Также может потребоваться так называемое административное расследование. В этом случае сроки устанавливаются особо.

Есть несколько моментов, которые важно отразить в протоколе. К ним относятся следующие сведения:

  • действия инспектора ГИБДД и других должностных лиц;
  • состояние дороги и ее качество, особенности разметки, а также наличие освещения на отрезке, где произошло вероятное нарушение правил;
  • особенности перекрестка, важные детали: знаки приоритета при движении, работал ли светофор и т. п.;
  • иные значимые детали.

В протокол заносятся фамилии и контактные данные свидетелей и пострадавших, если таковые имеются. С каждого, в том числе и с виновника, берется разъяснение. Обязательно указывается статья КоАП, которая была нарушена при выезде на встречную полосу. Во всех подробностях описывается ситуация, которая привела к произошедшему.

Доказательством выезда на встречную полосу водителя могут быть видеозаписи произошедшего, фотографии, схема нарушения.

Кто виноват в ДТП на встречной полосе?

Вина лица в ДТП на встречной полосе определяется в зависимости от сложившейся ситуации:

Когда авария возникла из-за того, что водитель не успел закончить обгон, виновным признают лицо, начавшее выполнение маневра.
Если ДТП возникло во время обгона поворачивающего автомобиля, признать виновным могут любого водителя по отдельности или сразу обоих из них. В действиях лица, управляющего поворачивающимся транспортным средством, может быть нарушение пункта 8.1 ПДД РФ. Он обязывает граждан перед поворотом, перестроением или остановкой подавать световые сигналы. Если они неисправны, указание движения производится рукой. Маневры не должны повлечь за собой возникновение опасности для других участников дорожного движения. Водителю транспортного средства, которое производило обгон, может быть вменено нарушение пункта 11.2 ПДД РФ. В нём говорится, что обгон запрещён, если автомобиль, едущий впереди, производит объезд препятствия, подал сигнал поворота налево, объезжает медленно едущие транспортное средство. На практике ситуация сводится к выявлению лица, которое раньше подало сигнал поворота. Оно признается невиновным в ДТП на встречной полосе.
Если обгон попытались выполнить сразу два автомобиля, в учёт также принимается, кто первый включил сигнал поворота. Если первым обгон начала третья машина, виновником признают водителя, который начал выполнять аналогичный маневр позднее. Возможна прямо противоположная ситуация.
Если гражданин выехал на встречку, пытаясь избежать столкновения с вылетевшим на его полосу автомобилем, но врезался в другое транспортное средство, виновным признают нарушителя, чьи действия повлекли за собой необходимость избегать опасности. Однако могут вменить и лицу, которое выехало на встречную полосу

Дело в том, что в пункте 10.1 ПДД РФ говорится, что при возникновении опасной ситуации, которую водитель в состоянии обнаружить, важно принять меры по снижению скорости вплоть до остановки автомобиля. Это значит, что необходимо выполнить торможение, не меняя движения

Всё зависит от сопутствующих обстоятельств. Если человек затормозил, но его вынесло на встречку, вину могут снять.
Если гражданин не справился с управлением, его признают виновным в случившемся. Вмененные нарушения зависят от конкретной ситуации повлекшей ДТП на встречной полосе.

Можно ли вообще избежать наказания по статье 12.15 КоАП РФ?

Да, но только при определенных обстоятельствах, о которых мы расскажем ниже.

Если была крайняя необходимость

Можно вообще избежать штрафа и лишения прав.

И в нашем случае выезд на встречную полосу был единственным выходом из положения дабы предотвратить опасность.

Пример: Водитель вынужденно выехал на встречку в ночное время из-за того, что на него ехал другой автомобиль без световых приборов и габаритных огней. Съехать с дороги не было возможности – на обочине лежали большие камни и росли деревья. Манёвр выезда на встречную полосу был совершён с целью уйти от лобового столкновения с едущим не по своей полосе ТС.

В любом случае вам предстоит доказывать факт «крайней необходимости». Суду недостаточно слов, нужны доказательства: видео с регистратора, фото, показания свидетелей, схема ДТП, экспертизы и прочее. Если суд признает, что вы действовали в состоянии крайней необходимости, состава правонарушения не будет и никакие наказания не грозят.

Объезд препятствия

Вилки наказания нет, и штраф в разы меньше.

Но если вы объедете через встречку транспортное средство, которое нельзя считать препятствием (автобус на остановке или пробка из машин) – накажут штрафом в 5 000 рублей или лишат прав на срок от 4 до 6 месяцев.

В то же время разрешается объезд через полосу встречного движения на 2-х полосной дороге или на центральную полосу движения на 3-х полосной дороге, если впереди нет ж/д переезда.

Вынужденный объезд препятствий через встречку наказывается штрафом по ст. 12.15.3 КоАП РФ, а там суммы от 1 000 до 1 500 рублей. И никакой угрозы, что у вас отберут водительские права.

Если водитель-инвалид

Его не могут лишить водительских прав. Об этом прямо утверждает ч. 3 ст. 3.8 Кодекса, правда, с одной оговоркой… первое нарушение!

Если водитель с инвалидностью повторно нарушит ПДД с выездом на встречку, у него могут отобрать права на 12 месяцев. Если же нарушение запечатлеет камера видеонаблюдения – выпишут штраф в размере 5 000 рублей (ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ).

Переквалификация на другую статью

Если знать ПДД, можно избежать высокого штрафа.

Здесь уместно привести решение Майкопского районного суда Республики Адыгеи № 97/2002 от 2 сентября 2011г., где водителя хотели привлечь за выезд на встречную полосу, в то время как он поворачивал налево и нарушил требования разметки – а это ч. 2 ст. 12.16 КоАП РФ, с максимальным наказанием 1 500 рублей. И судья встал на сторону автовладельца.

Сроки давности

Если срок истёк, а постановление или решение суда не вынесено – административная ответственность исчезает.

Опять же, отмечаем решение Промышленного районного суда г. Самары. Водитель выехал на трамвайные пути встречного направления, но в силу истечения 3-месячного срока давности суд принял решение прекратить производство по административному правонарушению. Но, что примечательно, сам водитель на звонки не отвечал и никак не связывался с судом – тем не менее, избежал ответственности за «не дешёвое» правонарушение.

Процессуальные нарушения

Обжалованию подлежит не вменение наказания, а действия/бездействия сотрудников ИДПС. Подойдёт, если вы хорошо знаете ПДД, свои права и порядок выстраивания защиты.

На что можно обратить внимание суда:

  1. Отсутствие сведений о понятых и свидетелях (если они есть);
  2. Отсутствие видеозаписи выезда вашего автомобиля на встречную полосу движения – к слову, сами судьи обязывают представителей ГИБДД предоставлять им подобные доказательства вины водителей;
  3. Ненадлежащее извещение о дате и времени рассмотрения дела об АПН.

На основе этих и других обстоятельств вы можете отменить постановление и избежать наказания по ст. 12.15.4 КоАП РФ.  

Иркутский водитель пытался прекратить производство по делу и отменить штраф в 5 000 рублей, но мировой судья его не поддержал – так иркутчанин дошёл с жалобой до областного суда. Оказалось, что основания для отмены штрафа действительно имелись: отсутствовали свидетели и понятые, не был допрошен инспектор ИДПС, видеозапись фиксации правонарушения не сохранилась на CD-диске (её и не смотрели). Решением Иркутского областного суда № 21-252/2019 дело было направлено на новое объективное рассмотрение, с учётом вновь предоставленных доказательств.

Можно ли совершить объезд через сплошную линию и когда?

Для ответа на этот вопрос необходимо подробно рассмотреть ситуации когда он возможен и не повлечет за собой никакого наказания, а когда последствием станет серьезный штраф.

В ПДД четко описаны обстоятельства, при которых объезд запрещен:

  • если дорога имеет более 4-х полос;
  • дорога имеет 3 полосы и при маневре придется выехать на крайнюю левую;
  • любые маневры на железнодорожном переезде. Без учета количества полос.

В других дорожных ситуациях объезд возможен. К ним относятся:

  1. маневр без пересечение разметки и выезда на встречную полосу;
  2. маневр с выездом, выполняемый на 2-х полосной или 3-х полосной (с движение на центральную полосу) дороге, вне зоны действия железнодорожного переезда.

Для соблюдения закона необходимо следовать рекомендациям:

  • Тщательно оценить ситуацию. Вполне возможно, затор носит временный характер и не является препятствием для дальнейшего движения.
  • Верный вариант – объезд препятствия справа, при этом необходимо соблюдать другие правила дорожного движения (например, запрет на езду по тротуарам).
  • Совершить объезд слева возможно полноправно только в одном варианте. Необходимо обратиться к сотрудникам ГИБДД и вызвать их на место происшествия. Только они вправе решать, как правильно объехать непреодолимое препятствие. Этот пункт скорее утопия, нежели призыв к действию.
  • Вынужденность совершения маневра можно доказать впоследствии записью с видеорегистратора.
  • Объезжать остановившийся на остановке автобус, с выездом на встречную полосу – запрещено. Необходимо дождаться продолжения движения общественного транспорта.
  • Это же правило касается припаркованного автомобиля. Запрещено совершать маневр, если при этом возникает необходимость в пересечении сплошной линии.

Ниже подробно рассмотрены различные варианты препятствий на дороге.

Авария

При возникновении аварии (о чем сигнализируют соответствующие знаки и аварийные огни), объезд по встречной полосе – возможен. При этом стоит внимательно оценить обстановку и, по возможности, использовать варианты, не требующие пересечения сплошной.

При наличии дорожного знака «Обгон запрещен» – выезд на встречную полосу наказывается штрафом или лишением прав. В этой ситуации необходимо обратиться к сотрудникам ГИБДД, чтобы с их помощью решить вопрос о возможности и вариантах объезда.

Неисправность автомобиля

Если аварийное транспортное средство неподвижно и имеет все обозначающие сигналы, то объезд с пересечением сплошной линии – возможен. Однако, если в процессе маневра, аварийное ТС начнет движение, ситуация переквалифицируется в обгон. Этот вариант уже не вписывается в рамки закона и подвергается наложению штрафа.

Посторонний предмет

При отсутствии знаков, имеющих отношение к этому предмету, стоит, в первую очередь, оценить обстановку. Действительно ли не возможно дальнейшее движение и какие варианты можно выбрать. По возможности, убрать объект самостоятельно.

Для продолжения движения можно занять соседнюю попутную полосу и тем самым совершить объезд. Если дорога 3-х полосная, то в данной ситуации выезд на среднюю полосу в рамках закона.

Дефект дороги

Вариантом решение проблемы станет съезд на обочину и остановка прямо напротив. Во время нее необходимо выйти из машины для оценки текущей ситуации и серьезности дефекта. Далее тронуться и, свернув с обочины, вернуться в свою полосу. Данный маневр расценивается как остановка и продолжение дальнейшего движения

При этом важно, чтобы этот участок дороги не имел знаков, запрещающих остановку на обочине

Ремонтные работы

Чаще всего, перед местом дорожных работ устанавливается знак «Объезд препятствия справа». С его помощью указываются варианты маневра, не нарушающие ПДД. Направление объезда при этом стоит соблюдать, так как остальные варианты (слева или по обочине) являются неверными и наказываются наложением штрафа.

При отсутствии знака, убедившись в безопасности маневра, необходимо совершить съезд на обочину и объехать ремонт там. Если этот вариант невозможен, то маневр совершается путем выезда на встречную полосу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector