Компьютер в автомобиль. комплектация и подключение

Несколько правил выбора бортового компьютера

Существуют различные типы двигателей (карбюраторный, инжекторный и дизель) и соответственно им различные типы БК. Скажу сразу на карбюратор бортовиков не так много, на дизельные двигатели их чуть больше. Самый широкий выбор — для инжекторных двигателей. БК также выпускаются для определенных моделей автомобилей. Производители часто предусматривают место для установки, но не комплектуют бюджетные версии бортовиками.

Быстро ознакомится с ассортиментом БК можно по соответствующим ссылкам:

  • БК для карбюраторных
  • БК для инжекторных (универсальные)
  • БК для инжекторных (для определённой модели авто)
  • БК для дизельных двигателей
  • БК для двигателей с ГБО
  1. Определитесь чего же вы хотите от БК. Показаний расхода топлива? Или может просто красивое светящееся табло? А может Вам нужен диагностический прибор, который полностью заменит диагностику на СТО? Подумайте, ведь выбрав многофункциональный прибор Вы заплатите за то, чем никогда не воспользуетесь.
  2. Если ваш бюджет ограничен, и вы хотите просто просмотреть код ошибки и диагностировать неисправность, то вам подойдет недорогой БК с функциями диагностики.
  3. Если средства позволяют то можно приобрести компьютер, который который устанавливается вместо панели приборов. Также полезными будут возможность подключения парктроника или функция сушки свечей (актуально в зимнее время года).
  4. Далее это количество цветов монитора, а также стабильность его работы при отрицательных температурах.
  5. Если вам нужны дополнительные сервисные функции, то проверьте их наличие. Также не лишним будет способность удаленного доступа для смены программного обеспечения. Если вас не устраивает бортовой компьютер или его цена, то попробуйте поискать подходящую вам модель в интернет — магазинах.

Бортовой компьютер получает информацию от всех датчиков в автомобиле, после чего выводит её на экран. Сам экран может быть как монохронным, так и цветным. Меню любого бортового компьютера является простым и удобным, позволяя с лёгкостью найти то, что вас интересует. Во многих компьютерах несколько самых важных пунктов меню могут автоматически выводиться на экран, для этого их надо всего лишь настроить нужным образом. Бортовой компьютер способен выводить на экран множество показателей: температуру охлаждающей жидкости, количество оборотов двигателя, количество топлива, его расход, время поездки и многое другое.

Диапазон функций бортового компьютера весьма разнообразен. Некоторые компьютеры могут сами регулировать температуру, при которой будет включаться вентилятор, измерять время разгона до 100 км/час и т.д. Самые продвинутые компьютеры могут напоминать водителю о замене масла, проверке давления в шинах и т.д. Некоторые из них могут определять качество топлива, оповещать водителя о том, что происходит внутри его автомобиля голосом

Наиболее важной функцией является диагностика неисправностей авто. Бортовой компьютер может в какой-то степени заменить сканер, применяющийся на СТО

Автор. Специалист по ремонту автомобилей и автоэлектроники. Более 15 лет специализируюсь на установке и настройке бортовых компьютеров, парктроников и другой электроники.

Фавориты среди производителей

Для начала стоит посмотреть на рейтинг среди производителей качественных бортовых компьютеров, которым удалось зарекомендовать себя с лучшей стороны, а также доказать высокий уровень работоспособности выпускаемых моделей.

Учтите ещё один нюанс: определившись с тем, какой бортовой автомобильный компьютер будет лучше выбрать, не забудьте о важности правильного подключения и установки. Тут можно отталкиваться от инструкции изготовителя и сделать всё своими руками, либо поступить ещё грамотнее и попросить профессиональной помощи в подключении

Следует правильно подобрать место для установки, ведь бортовой компьютер должен располагаться так, чтобы было удобно считывать информацию, и при этом водитель не отвлекался от управления транспортным средством. В основном устройства размещают на лобовом стекле, либо в районе приборной панели.

Чего следует избегать, так это установки в непосредственной близости от воздуховодов печки и кондиционера. Чрезмерно холодный воздух или очень горячие потоки могут вывести аппарат из строя.

Говоря о то, какой автомобильный бортовой компьютер стоит выбрать в 2021 году, отечественные автолюбители и местные эксперты советуют обращать внимание на такие бренды:

  • Prestige.
  • Multitronics.
  • Autool.
  • Gamma.
  • Shtat.
  • Orion.
  • Скат.
  • Вымпел.

Эти производители сумели сформировать определённый статус, завоевать доверие. Нельзя сказать, что абсолютно все модели этих брендов идеальные, и только их стоит выбирать. Но среди представленных производителей и был сформирован окончательный рейтинг по моделям.

Теперь следует познакомиться с лидерами рейтинга и сделать окончательный выбор, установив себе на машину тот или иной бортовой компьютер.

Лучшие бортовые компьютеры на Шевроле Ниву

ВАЗ-2113 – автомобиль повышенной проходимости для туристов, рыбаков, охотников, любителей поездок по грибы, ягоды по пересечённой местности и бездорожью. Кроме совместимости и функциональности, БК для Шевроле Нивы должен отменно работать в условиях тряски, присущей при езде по большинству отечественных дорог.

Multitronics UX-7

Хороший онбордер для Лада Гранта, Калина, Приора, Шевроле Нива. Монтируется на место свободного выключателя. Трёхсимвольный дисплей светится ярко-зелёным или оранжевым цветом. Уровень яркости управляется для адаптации свечения цифр в солнечную погоду и ночью. Маршрутный компьютер совместим с инжекорными двигателями. 16-битный процессор шустро проводит все вычисления. Предусмотрено два варианта крепления.

Multitronics UX-7 совместим с универсальными и штатными протоколами диагностики транспортных средств, что расширяет круг поддерживаемых отечественных, зарубежных машин. Опция считывания, распознания кодов ошибок облегчит диагностику автомобилей. Для точного определения уровня, оставшегося в бачке топлива, применяют метод полного опустошения, а после – наполнения. Через шнурок Multitronics UX-4 устройство обновляет прошивку. С контроллером Bosch MP7.0 работает в режиме «Тропик» – управление оборотами вентилятора.

Достоинства:

  • Совместимость с многими подержанными авто.
  • Переключаемый цвет индикатора.
  • Точность получаемых результатов.
  • Обновляемая прошивка.

Недостатки:

Не обнаружены.

Для диагностики транспортного средства AWD «Dymos» необходимо выключить зажигание, запустить сбор, анализ проблем, затем включить его.

Multitronics C-570

Свежая модель БК с цветным 2,4” экраном с поддержкой мультиэкрана – разделение дисплея на зоны с выводом указанных показателей в каждой. Вид дисплея персонализируется за счёт готовых цветовых схем или управления каждым из RGB-каналов. Предусмотрен вывод до 35 настраиваемых параметров с различной конфигурацией и 4-х «горячих» меню. Поддерживает работу с парой фирменных парковочных радаров одной модели.

Монтируется вместо заглушки или контрольных ламп с дублированием их функциональности (кроме моделей, выпущенных до 2009 года). Mini-USB интерфейс предназначен для обновления микропрограммы. Multitronics C-570 автоматически включает ближний свет при движении и отключает фары на стоянке для предотвращения разряда аккумулятора. Голосовой синтезатор сопровождает все режимы: озвучивает значения и предупреждает о превышении граничных величин (скорости), ошибках – проговаривает их код с расшифровкой.

Достоинства:

  • Быстрый доступ «избранным» функциям.
  • Опция контроля качества топлива.
  • Постройка графиков двух величин в реальном времени.
  • Обновление прошивки через интернет.
  • Сохранение конфигурации на внешний носитель.

Недостатки:

В моделях авто до 2009 года не дублирует функции контрольных ламп.

Бортовой компьютер: за и против

Противники новшеств могут сказать, что покупка БК – это лишняя трата денег, которая себя не оправдывает. За работой авто можно следить по штатным устройствам, а расход топлива можно высчитать самому. Но в этой ситуации есть одно «но». Не каждый автовладелец хочет и может разбираться в показателях разрозненных датчиков, а тем более вести статистику. Кроме того штатные устройства не называют коды ошибок, а тем более не расшифровывают их. Они не подсчитывают средние показатели (скорость, время движения или разгона и т.д.), не сигнализируют об аварийных ситуациях, не снабжены функциями напоминания и еще многим другим.

Теперь, дабы окончательно вас убедить в необходимости БК, кратко расскажем, чем именно они облегчают жизнь автовладельцам. Итак, бортовые компьютеры в зависимости от модели реализуют следующие функции:

  • диагностирование состояния систем автомобиля, при неисправности и ошибке в ЭБУ – оповещение об их появлении;
  • контроль уровня масла в системах авто;
  • диагностика электросистемы;
  • учет показателей: скорость в промежуток времени, средняя скорость, расход топлива, расход топлива при ускорении, торможении и других режимах вождения, пройденное расстояние и др.;
  • контроль качества топлива;
  • текстовое (и голосовое) сопровождение;
  • ведение бортового журнала;
  • подключение парктроников;

а также БК могут использоваться в качестве:

таксометра, осциллографа, тахометра и др.

Это не полный перечень возможностей БК, ведь он индивидуален для каждой модели. Прежде чем останавливать свой выбор на какой-либо из них, давайте разберемся во всех тонкостях покупки БК.

Shtat Unicomp 600M

Прибор завоевал популярность благодаря высоким показателям производительности, а также надёжности и длительному сроку службы. Да и дизайн стоит признать сильной стороной этого бортового компьютера.

Производитель БК предусмотрен защиту от солнца и низких температур. Выдерживает нагрузку до 20G, а также сохраняет работоспособность при температуре до -40 градусов Цельсия. Девайс работает как органайзер, диагностический прибор, таксометр и маршрутизатор.

Параметры быстродействия бортового компьютера легко объяснить тем, что здесь используется процессор ARM7. Дополняется устройство достаточно широким OLED дисплеем.

Приятным бонусом станет наличие заставок, анимаций, мелодий и голосового сопровождения.

Из минусов только энергозависимость памяти прибора. В остальном же великолепный бортовой компьютер.

Что такое бортовой компьютер

Под бортовым компьютером подразумевается электронное устройство с микропроцессором, выполненное по принципу домашнего ПК. Это устройство позволяет совместить разное оборудование, которое может использоваться в автомобиле. В этот перечень входит и навигационная система, и мультимедийный комплекс, и парктоник, и главный ЭБУ и т.д.

На сегодняшний день существует большое разнообразие таких элементов, но работать они будут по одному принципу. Помимо управления системами комфорта и безопасности современные онбордеры позволяют даже контролировать состояние транспортного средства. Все датчики, расположенные в системах и агрегатах машины, передают свои данные на блок управления, а бортовик считывает некоторые из этих параметров. Сам онбордер не участвует в изменении режимов работы мотора или определенных систем авто. За эту функцию отвечает ЭБУ. Но при совместимости этих устройств водитель может самостоятельно перенастраивать некоторые параметры своего автомобиля.

Электронный блок управления прошивается на заводе-изготовителе. Программное обеспечение это набор алгоритмов и всевозможных переменных, которые позволяют ему посылать правильные команды на исполнительные механизмы. Карпьютер подключается к ЭБУ через сервисный разъем и позволяет не только следить за системами транспорта, но и в более дорогих автомобилях управлять режимами ДВС, подвески и трансмиссии.

Лучшие бортовые компьютеры на ВАЗ

Устройства, разработанные исключительно под транспортные средства Волжского автомобильного завода. Разнообразие моделей отличается совместимостью, большими дисплеями, точностью считывания информации. Именно выбранные модели попали в рейтинг исключительно благодаря положительным откликам автовладельцев.

Gamma GF 412

Мощный бортовой компьютер для ВАЗ 2110-2114 с устаревшим типом панели. Дисплей с разделительной способностью 128х64 px с режимом мультиэкран отобразит шесть выбранных автомобилистом параметров. 8-позиционный регулятор оборотов вентилятора поддержит нужную атмосферу в салоне. Работает в десяти режимах с настраиваемыми параметрами информационных блоков. Отображает температуру на улице и внутри, время, состояние кондиционера, скорость вентилятора «печки».

В режиме диагностики считывает коды ошибок, покажет версию программного обеспечения и контрольные суммы различных блоков. Упростит техническое обслуживание транспортного средства – уведомит о необходимости замены масла, свечей, воздушного и топливного фильтров. В спортивном режиме покажет время преодоления участка пути и скоростные характеристики авто: обороты мотора, скорость, время разгона до 100 км/ч. В режиме отчётов сможете просмотреть расход топлива и пробег.

Достоинства:

  • Подсказки о необходимости технического обслуживания.
  • Тестирование параметров двигателя.
  • 9 режимов работы.
  • Мощный маршрутный компьютер.
  • Настраиваемые информационный блоки.

Недостатки:

Не обнаружены.

Multitronics CL-580

Устройство с цветным 2,5-дюймовым экраном и четырьмя цветовыми схемами. Монтируется на место воздуховода или приборной панели для авто УАЗ, ГАЗ. Автоматически включает ближний свет при старте транспортного средства. Возможно подключение к паре датчиков уровня топлива с одновременным контролем состояния каждого. Определит буксующее колесо при прохождении проблемных участков. На экран выводит до десяти настраиваемых информационных блоков.

32-разрядный процессор оперативно обрабатывает получаемые сведения. При диагностике их количество достигает 200 штук. При возникновении нештатной ситуации уведомит о ней с сопровождающей информацией – позволит понять, можно ли продолжать движение. Совместим с парой парковочных радаров Multitronics. Горячие клавиши открывают заданные (избранные) разделы меню, само меню перестраивается под нужды пользователя. Ведёт статистику последних 20 заправок, поездок.

Достоинства:

  • Два графика динамических характеристик.
  • Контроль качества топливной жидкости.
  • Оценка пробега при оставшемся топливе.
  • Предупреждение о нештатных ситуациях.
  • Автоматическое обновление прошивки через интернет.
  • Передача файлов статистики на ноутбук.

Недостатки:

Не обнаружены.

Штат 115 X23 M

Прибор с двухстрочным 16-символьным дисплеем и нерегулируемой синей подсветкой. Анализатор критических ситуаций звуком уведомит о проблеме. С функцией напоминания об окончании страховки вовремя продлите её. Оснащён парой независимых счётчиков расходованного топлива и пробега – режим «Такси». Сохраняет предыдущие параметры и сформирует общий отчёт. Экран разделён на восемь сегментов, каждый выводит указанные пользователем параметры.

Из дополнительных функций поддерживает «Плазмер» – прогрев, просушка свечей зажигания для запуска двигателя на холодную. Режим «Форсаж» обнуляет память контроллера при переключении между газ/бензин, «Тропик» – автоматически поддерживает заданную температуру в салоне.

Достоинства:

  • Звуковое оповещение.
  • Много рабочих режимов.
  • Настраиваемые информационные блоки на дисплее.

Недостатки:

Не совместим с парктроником.

Штат UniComp 4XE-GRANTA

Прибор со звуковым оповещением при возникновении ошибок. Графический экран с разрешением 128 × 32 точки подсвечивается синим цветом. Отображает до 16 параметров на одном дисплее с их автоматической сменой в зависимости от условий вождения. Отчёты при езде на газе, бензине формируются отдельно. Визуализирует сведения о принимаемых от контроллера ЭСУД диагностических данных и ошибках климат-контроля. Они экспортируются в текстовый файл для дальнейшего анализа на компьютере.

Опция управления холостыми оборотами снизит расход топлива или возникающие в двигателе вибрации. В режиме подсчёта анализирует работу и отображается моторесурс мотора.

Достоинства:

  • Шустрое подключение к колодке OBD-2.
  • Набор мультидисплейных режимов.
  • Автоматическая смена отображаемых величин в соответствии с условиями езды.
  • Вычисление стоимости израсходованного топлива.
  • Автоматическое управление кондиционером.
  • Замер динамических параметров авто.

Недостатки:

Не обнаружены.

Правила перемещения на авто с инжектором

Автомобиль, оснащенный инжектором, менее восприимчив к окружающим температурам. Однако в серьезный мороз инжекторная Лада тоже испытывает трудности с пуском. Здесь стоит пользоваться бортовым компьютером с функцией подогрева свечей. Каждый раз, когда температура падает ниже определенного значение, а автомобиль выключен, осуществляется специальный подогрев жал, позволяющий обеспечить стабильный старт двигателя.

Также двигатель на ваз иногда перегревается, что может вызвать прогар клапана и дорогостоящий капитальный ремонт. Однако это возможно при неисправности системы охлаждения. При необходимости можно активировать функцию Тропик для бортового компьютера ваз 2110. При достижении температуры, более чем заданное владельцем значение, происходит включение вентилятора принудительного охлаждения.

Полезные советы

Есть несколько дополнительных рекомендаций, которые помогут вам выполнить подключение и настроить бортовой компьютер без лишних заморочек.

  1. При наличии свободного места на передней консоли, оно станет оптимальным вариантом для установки дисплея бортового компьютера.
  2. Если вы планируете поставить девайс на торпедо, тогда заранее предусмотрите удобство считывание информации с него. На экран водителю нужно кидать беглый взгляд. Потому нельзя, чтобы при просмотре дисплея глаза уходили слишком низко или в сторону. Иначе вы будете отвлекаться от дороги.
  3. Некоторые модели маршрутных компьютеров предусматривают возможность монтажа на торпедо с помощью выносных корпусов. Отталкивайтесь от комфорта и рациональности такого расположения.
  4. Присмотритесь к сенсорным БК. Это современное решение, которое позволяет избавиться от механических кнопок. Если вы привыкли пользоваться планшетом или смартфоном, тогда управление сенсорным компьютером в машине покажется куда более привычным и удобным.
  5. Системный блок устройства можно устанавливать в любое удобное место. Но и тут следует быть предельно внимательными. Его не рекомендуется размещать около печки или выхода кондиционера. Повышенная влажность и температура могут нарушить работу системного блока, и вывести из строя само оборудование.
  6. Не спешите всё подключать, предварительно не ознакомившись с инструкцией. Иногда монтаж кажется предельно простым, поскольку есть совпадающие гнёзда, выводы и входы для проводки. Но производители не просто так прикладывают к устройству схему и руководство по эксплуатации. Там могут быть свои нюансы, упустив которые, вам в лучшем случае придётся всё заново переделывать. В худшем понадобится уже новый БК.
  7. Если в машине не предусмотрено специальных разъёмов для установки бортового компьютера, будет правильно обратиться за помощью в проверенный диагностический центр. Опытный электрик подскажет, как лучше выйти из ситуации, поможет подобрать переходник или воспользуется иным методом соединения.
  8. После правильного подключения нужно выполнить несколько действий с машиной. Обычно в инструкции указано, что требуется запустить двигатель, покрутить мотор на холостых и проехать несколько километров по дороге. Всё это выполняется строго по инструкции и в указанной последовательности. Так компьютер автоматически будет считывать данные датчиков машины, сохранять их и анализировать.
  9. Большинство модельных и универсальных БК, приобретаемых для автомобилей, настраиваются в автоматическом режиме. Только некоторые нюансы требуется корректировать вручную. Для них всегда предусмотрена подробная инструкция, которую производитель прилагает к устройству. Все пользовательские настройки вводятся и сохраняются. Потому нужно сразу выбирать те параметры, которые вам необходимы. Заранее решите, что именно вы хотите видеть на дисплее.

Отсутствие штатного бортового компьютера на автомобиле вовсе не приговор. Нынешние возможности позволяют купить устройство отдельно и своими руками подключить его к электронному блоку управления своего транспортного средства.

Поскольку большинство девайсов настраиваются автоматической, главной задачей для автовладельца будет правильное подключение. Всегда отталкивайтесь от инструкций самого производителя, поскольку это руководство является наиболее точным.

Принцип работы БК на ВАЗ-2114

Не стандартный бортовой компьютер

Принцип работы бортового компьютера с первого взгляда покажется примитивным, однако, на самом деле это технически сложное устройство, которое одновременно принимает, обрабатывает и при необходимости уведомляет о наличии неисправностей. Функция оповещения происходит путём выведения на экран специального значка и подачи определённого звукового сигнала..

Краткая инструкция пользователя

Для всех бортовых компьютеров, поставляемых на ВАЗ-2114, существует своя инструкция пользователя, и если её нет в бумажном варианте, то в сети интернет её можно найти без труда, достаточно, лишь знать марку и модель устройства. Несмотря на то, что вариантов и моделей множество, базовый функционал у них в принципе аналогичен.

Показания бортового компьютера.

Если вы только собираетесь приобрести БК, то вы должны знать, подходит ли конкретная модель к ЭБУ вашего автомобиля

Как правило, вся информация уже есть у продавца, и сложностей в этом возникнуть не должно.
Лучше, в первую очередь при ознакомлении с бортовым компьютером уделить время символам аварийных команд и визуальным значкам, появляющихся на дисплее.
Обратите внимание на расположение кнопок, и правилам работы с ними, для того, чтобы оперативно среагировать на изменение параметров в движении (на некоторых моделях БК клавиши могут блокироваться при определённой скорости автомобиля – прим.).

Коды ошибок на ВАЗ-2114

Так как ЭБУ на всех ВАЗ-2114 аналогичен или, по крайней мере, схож, то заранее записывать, а тем более запоминать их не имеет никакого смысла, благо некоторые модели способны не только вывести её на экран, но и озвучить все неполадки имеющиеся в автомобиле.

Самым лучшим вариантом определения и уточнения неисправностей, будет распечатанная версия кодов ошибок на ВАЗ-2114. Взять их можно на официальных сайтах заводов изготовителей БК для ВАЗ-2114, а ниже мы представим вам, самые частые ошибки, которые встречаются на «четырнадцатых»:

Коды Описание
0102, 0103 Неправильный уровень сигнала индикатора контроля массового расхода воздуха.
0112, 0113 Неверный сигнал индикатора температуры впускного воздуха — необходима замена элемента.
0115 — 0118 Неправильный сигнал элемента измерения температуры ОЖ — нужна замена датчика.
0122, 0123 Помехи или неверный сигнал индикатора контроля положения дроссельной заслонки — желательно заменить элемент.
0300 Бортовой компьютер (БК) выявил случайные или множественные пропуски зажигания — в этом случае автомобиль может заводиться не сразу.
0201 — 0204 Зафиксирован обрыв в цепи управления форсунками.
0325 Бортовым компьютером был зафиксирован обрыв в цепи устройства детонации.
0327, 0328 Поломка в работе датчика детонации — необходима замена устройства.
0480 Вышел из строя вентилятор охлаждения — нужно заменить элемент.
0505 — 0507 Имеются сбои в функционировании регулятора холостого хода, которые влияют на количество оборотов (более низкие или более высокие). При возникновении этого кода регуляторы нужно заменить.
0615 — 0617 В процессе диагностики были выявлены обрывы или замыкания в цепи реле стартера.
230 Этот код ошибки означает поломку реле бензонасоса — устройство нужно заменить как можно скорее.
1602 Является одним из наиболее встречаемых кодов при диагностике БК на неисправности. Означает пропадание напряжения бортовой сети на электронном блоке управления.

Что делать, если перестал работать БК

Случается, что БК перестаёт работать или информацию, которую он должен передавать и анализировать не передаётся

Первым делом, необходимо обратить внимание на целостность электрической цепи. А именно предохранителя F3, отвечающего за его работоспособность, далее следует проверить целостность проводов, которые идут к диагностической колодке, и обеспечивающие его питание. О том, как правильно подключить бортовой компьютер в систему ВАЗ-2114 вы можете в этой статье

О том, как правильно подключить бортовой компьютер в систему ВАЗ-2114 вы можете в этой статье.

Еще несколько лет тому назад электроника в автомобиле являлась настоящим предметом роскоши, она была доступна только в самых дорогих моделях.

Но время летит, технологии меняются. Теперь даже самые простые, доступные автомобили имеют в своем арсенале внушительное количество электронных устройств, обеспечивающих работу буквально каждой системы, следящих за состоянием машины и отдельных ее узлов.

С этой точки зрения модели ВАЗ не отличаются изыском и широким ассортиментом электроники. Потому многие решают самостоятельно установить себе бортовой компьютер.

Виды бортовых компьютеров автомобиля

Все БК можно подразделять по функциональному набору или по ориентации на определённые модели автомобилей. Унификация программного обеспечения позволяет упоминать последний фактор в основном по дизайну и установочным габаритам, но иногда это имеет и определяющее значение.

Универсальный

Именно понятие универсальности трактуется в двух вариантах. Универсальными можно считать БК, которые максимально полно выполняют функции, доступные для такой аппаратуры.

Однако не менее часто под универсальностью подразумевают мультисистемность, то есть такие аппараты совместимы с любыми моделями автомобилей, включая дизельные и газовые модификации. Но такой подход чаще наблюдается у производителей.

Среди потребителей универсальными считаются достаточно сложные аппараты, имеющие возможности контроля топлива, навигацию и дополнительные функции.

Как правило работают с чтением кодов ошибок, выводят в графическом виде самую разнообразную информацию, имеют развитый интерфейс для работы со штатными системами мультимедиа, а в последнее время и внешними интерфейсами типа Bluetooth, Wi-Fi и операционными системами мобильной аппаратуры.

Они хорошо дополняют даже развитые штатные БК, которыми комплектуют автомобили с завода.

Маршрутный

Маршрутные БК значительно проще и дешевле, они работают лишь с функциями пробега, расхода топлива, скорости, иногда включают в себя навигатор.

Подобные устройства во многом дублируют штатные, тем не менее могут хорошо их дополнить за счёт более внятного и дружелюбного интерфейса, а при отсутствии встроенного оборудования становятся практически необходимыми в современных условиях.

Диагностический (сервисный)

Довольно узко специализированный прибор, представляющий собой стационарно установленный в машине программно-аппаратный сканер, позволяющий отображать на дисплее данные, имеющиеся в электронной системе управления двигателем (ЭСУД), а также других блоках, работающими с ЭСУД по общей шине данных.

С помощью такого прибора можно оперативно контролировать состояние агрегатов, их текущие параметры и вовремя дешифровать возникающие коды ошибок. Такие БК берут информацию с сервисного интерфейса автомобиля, обычно подключаясь через разъём OBD.

Управляющий

Узко специализированный тип БК, позволяющий не только отображать данные из ЭСУД, но и модифицировать их, взяв на себя часть функций по управлению агрегатами.

С помощью таких приборов водитель может более тонко настраивать под себя работу автомобиля, выбирая различные режимы работы двигателя, коробки передач, подвесок и дополнительного оборудования.

Возможна реализация пакетных режимов, таких как спортивный, экономичный, гоночный или комфортный.

Как выбрать бортовый компьютер

Бортовой компьютер расширяет количество получаемых про автомобиль сведений, поможет мониторить его состояние, сообщит о проблемах, создаст отчёты о пройдённом расстоянии, израсходованном топливе отдельно для каждого бака или газового баллона. Если не знаете, какой бортовой компьютер поставить на авто, определитесь с кругом решаемых им задач.

Тип

Модельный или штатный бортовой компьютер – рассчитан на определённую марку, модельный ряд автомобилей. Отличается соответствующим салону дизайном и расширенной функциональностью. Нельзя установить на другую машину.

Универсальный – рассчитан для монтажа на многочисленные транспортные средства. Из-за разнообразия типов двигателей и электрики авто доступен ограниченный круг возможностей. При смене машины сможете забрать устройство в неё.

Универсальные рассчитаны на решение узкого круга задач:

  • Маршрутный (большинство моделей) – расчёт и измерение скорости, времени в пути, разгона до 100 км/ч, преодолённого расстояния, израсходованного топлива.
  • Сервисный – диагностирует состояние транспортного средства. Часто его функции берут на себя универсальные маршрутные бортовые компьютеры.
  • Управляющий – объединяет возможности двух первых: контроль параметров авто, управление климатом.

Многие модели работают со всеми типами двигателей или отдельными: инжекторные, карбюраторные, дизельные.

Тип дисплея

Поставляются с тремя типами дисплеев:

  • Графический – наиболее информативный, качественный. Демонстрирует качественное изображение, особенно графиков.
  • Текстовый – недорогой, показывает только цифры, буквы и символы (точка, запятая).
  • Светодиодный – яркий экран, отображает преимущественно цифровые значения.

Дисплеи бывают цветными и монохромными, выводят от одного или нескольких до 20-30 и более параметров. Модели с поддержкой мультидисплея визуализируют ряд указанных пользователем сведений.

Совместимость

Обращайте внимание на совместимость автомобиля с понравившимся устройством. Возможно ограничение функциональности с определёнными моделями автомобилей

Способ монтажа

Устанавливаются бортовики по-разному: в штатное гнездо, на лобовое стекло (может отлететь), на торпеду, DIN-места. Подключаются к приборной панели, блоку контрольных лампочек, посадочному ISO месту. Способы подключения индивидуальны для каждого случая. Инструкции по подключению ищите на форумах и официальных сайтах.

Функциональность

От набора дополнительных функций онбордера зависит его стоимость. К таким относятся:

  • Протокол – для раскрытия потенциала БК он должен быть совместимым с протоколом диагностики авто. Преимущественно это OBD-2, реже – EOBD. Оснащаются соответствующими разъёмами.
  • Параметры двигателя – обороты коленчатого вала, угол открытия заслонки.
  • Количество мгновенных параметров (температура, скорость, обороты двигателя).
  • Маршрутные показатели – преодолённое расстояние, использованное топливо, средний расход на 100 км,
  • Контрольные параметры – мониторинг температуры двигателя, бортовой электросети.
  • Синтезатор речи – голосовое оповещение о нештатных ситуациях, озвучка значений параметров, предупреждение о выходе значений за установленные рамки (превышение скорости).
  • «Быстрое» или «горячее» меню – шустрый доступ к любимым функциям.
  • Парктроник – взаимодействие с парковочными радарами.
  • Опция контроля качества топлива.
  • Сбор, хранение статистики последних заправок, поездок.
  • USB-выход для подключения к компьютеру для обновления прошивки и обмена файлами.
  • Диапазон рабочих температур и напряжений.
  • Работа с кодами ошибок и их расшифровка.

Что такое бортовой компьютер и зачем он нужен?

Прошли времена, когда фраза «автомобильная электроника» вызывала только смешок и снисходительную поправку: «не электроника, а электрика». Даже самые простые автомобили сегодня оснащены контроллерами, следящими за множеством параметров. Вот только многие из этих контроллеров (особенно в бюджетных комплектациях) не спешат делиться с водителем получаемой информацией. Сломался датчик расхода воздуха? Забился катализатор? Пробило свечу зажигания? Контроллер «знает», что случилось, но во всех этих случаях, он сигнализирует о неисправности одним и тем же индикатором «check engine». Езжай, дорогой водитель, на СТО, плати денежку за диагностику.

Бортовой компьютер – как раз то устройство, которое способно вытащить из контроллера все его секреты. И его возможности не исчерпываются одной только диагностикой неисправностей. Он может:

1. Отображать на экране параметры поездки (средний расход на 100 км, мгновенный расход топлива, максимальный пробег на остатке топлива в баке, объем топлива в баке, пройденное расстояние, время движения и многое другое). Часто эту информацию отображает и штатный компьютер авто, но и в этом случае бортовой компьютер не будет лишним, так как он способен не только отображать, но и анализировать параметры поездки. Это позволяет:

— давать информацию о качестве топлива;

— экономить топливо, сообщая водителю о неэкономичных режимах движения;

— прогнозировать расход топлива на поездку, время прибытия и сообщать об отклонениях от графика движения;

— отделять параметры поездки в пробках от параметров поездки на трассе;

— сообщать о приближающемся ТО.

2. Отображать на экране состояние агрегатов автомобиля:

— температуры двигателя, АКПП, впускного и выпускного коллекторов, катализатора турбины, выхлопных газов и пр.;

— обороты двигателя, нагрузку на двигатель, текущий и максимальный крутящий момент;

— состояние топливного, сажевого и масляных фильтров;

3. Контролировать работу агрегатов автомобиля и оповещать водителя о неисправности сразу при её возникновении. Бортовой компьютер способен определять такие неисправности, которые сам контроллер еще не заметил («check engine» не горит):

— падение напряжения бортовой сети, что может сигнализировать о скорой поломке генератора;

— падение давления топлива: забился топливный фильтр или проблемы с топливным насосом;

— падение давления наддува: износ турбокомпрессора;

— и многое другое.

4. Управлять контроллером:

— смена режимов впрыска: эконом/спорт

— смена режимов газ/бензин для машин с установленным ГБО

— сушка свечей

— принудительное включение вентилятора охлаждения двигателя

— и т.д.

Пожалуй, бортовой компьютер не является устройством первой необходимости. Но он может довольно быстро окупиться только за счет экономии топлива, а за счет вовремя выявленной проблемы и предотвращенной поломки сэкономленные средства могут превысить стоимость БК в разы. Тем более что цена на бортовые компьютеры во многом зависит от их возможностей, и, отсеяв ненужные вам функции, можно подобрать модель по весьма демократичной цене.

Это интересно: Что такое галогеновые фары?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector