Дорожные знаки 1.13 «крутой спуск» и 1.14 «крутой подъем»
Содержание:
- ПДД 11.4.
- Движение на крутых спусках и подъемах
- Знак подъема и спуска – учимся различать их и понимать значение процентов на них
- Нюансы
- Как на машине преодолевать крутые спуски и подъёмы
- Крутые спуски
- Что такое сужение дороги
- Предупреждение о снижении трассы
- Создание блоков для обозначений подъемов и опусков
ПДД 11.4.
Обгон запрещен
Обгон запрещен в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
Крутой подъём – это достаточно сложный участок дороги, требующий от водителя не только повышенного внимания и знания правил дорожного движения, но и определенного уровня водительского мастерства, особенно если речь идёт о мокрой и скользкой дороге, во время дождя, снегопада или гололедицы. Проблемы могут возникнуть и в том случае, если водитель не вовремя переключает передачи или если ему приходится на подъёме останавливаться, а потом трогаться с места
Поэтому очень важно, приближаясь к крутому подъёму, сконцентрироваться и вспомнить необходимую последовательность действий
О приближении участка дороги с подъёмом водителю сигнализирует дорожный знак 1.14 «Крутой подъём».
Знак имеет стандартные для предупреждающих знаков форму и цвет: белый треугольник с красной окантовкой с изображением подъёма, над которым указан угол подъёма в градусах.
Как и другие предупреждающие знаки, знак 1.14 устанавливается в городской черте на расстоянии от 50 до 100 метров до начала спуска, а на загородных дорогах – на расстоянии 150 – 300 метров. В тех случаях, когда подъёмы и спуски следуют один за другим, вышеуказанный знак может устанавливаться непосредственно перед подъёмом, и, в отличие от других предупреждающих знаков, он может не дополняться табличкой 8.1.1. с указанием точного расстояния.
Нередко водители путают знак 1.14 «Крутой подъём» с очень похожим на него знаком «Крутой спуск». Существует несколько практических советов, как перестать путать эти знаки. Одни водители советуют мысленно приложить к знаку левую руку, подставив ее к наклонной линии. Если пальцы руки направлены вверх, знак обозначает подъём, если вверх – спуск. Другие автомобилисты напоминают, что дорожные знаки, как и письменную речь принято читать слева направо. Если провести мысленно взгляд по знаку в этом направлении, то становится очевидным, что на нём изображён именно подъём а не спуск.
Приближаясь к участку дороги с крутым подъёмом, водитель должен вспомнить правила движения в таких зонах. Так, небольшие подъёмы можно преодолевать с разгона, а затяжные – на пониженных передачах.
Кроме того, нелишним будет вспомнить пункт 11.7 Правил дорожного движения, который гласит, что в тех случаях, если встречный разъезд двух транспортных средств затруднён, то уступить дорогу обязан тот водитель, на стороне которого находится препятствия. Если препятствие имеется на склоне, то преимущество имеет тот водитель, который двигается по склону вверх.
– Дорожный знак 1.15 «Скользкая дорога»
– Дорожный знак 1.16 «Неровная дорога»
– Дорожный знак 1.17 «Искусственная неровность»
Знак крутой спуск предусматривается в правилах, установленных относительно передвижения по дорожному полотну. ПДД помогают автолюбителям сориентироваться на дороге. Они могут информировать водителя о спусках и подъёмах, прочих опасностях на трассе. Предусматривать нужно, что человек плохо ориентируется в незнакомой местности. Дорожный знак, предусматривающий спуск устанавливается на определённом расстоянии до того, как машина начнёт спускаться с горки.
Движение на крутых спусках и подъемах
Во время движения на подъем целесообразно включить ту передачу, при которой автомобиль сможет преодолеть подъем без ее переключения. Переключение передач в процессе подъема почти всегда сопровождается потерей скорости.
В темное время суток, подъезжая к вершине подъема с дальним светом фар, есть смысл переключить свет с дальнего на ближний: станет лучше видно дорогу на ее переломе, и не будете слепить встречных водителей. Есть вероятность самому быть внезапно ослепленным светом встречных фар — необходимо к этому подготовиться: прищурить веки и не смотреть на встречные огни.
В конце подъема запрещен обгон (пункт 11.4 ПДД). Вблизи выпуклых переломов продольного профиля дороги, где видимость хотя бы в одном направлении менее 100 метров, запрещены разворот, движение задним ходом (пункты 8.11 и 8.12 ПДД) и остановка на проезжей части (пункт 12.4 ПДД).
Двигаться на спуск необходимо только на включенной передаче. Это позволит предотвратить неконтролируемый разгон автомобиля на уклоне дороги, и обеспечит возможность торможения двигателем. Длительное использование тормозных механизмов на спуске (посредством нажатия на педаль тормоза) может привести к их перегреву и отказу тормозов, с непредсказуемыми последствиями.
В условиях скользкой дороги на этих участках необходимо поддерживать постоянную (равномерную) скорость движения, избегая рывков в переключении передач и резких поворотов руля. Автомобиль остается управляемым, когда его колеса катятся, цепляясь за дорогу, а не скользят. Резкий поворот руля на скользкой дороге может привести к скольжению колес и потере управления.
То же самое правило относится к прохождению поворотов на крутых спусках и подъемах, причем, в любое время года, независимо от состояния дороги.
Знак подъема и спуска – учимся различать их и понимать значение процентов на них
> ПДД, видео уроки вождения и советы специалистов >
Добрый день, дорогие друзья. Продолжаем изучать правила дорожного движения или освежать их в памяти, согласитесь, это тоже нужно периодически делать. В прошлый раз разобрали жесты регулировщика, сегодня очередь дошла до дорожных знаков. Сегодня научимся понимать и различать знак подъема и спуска, узнаем, что обозначают проценты на них.
Что говорит нам ПДД
Знак спуска, обозначается в правилах номером 1.13 – он обозначает, что впереди будет спуск с горы. Проценты на белом фоне значат степень крутизны спуска. Водителю стоит приготовиться. Он устанавливается непосредственно вначале опасного участка.
ГОСТ установки других предупреждающих знаков на расстоянии 150-300 метров к нему не применяется, он ставится непосредственно перед участком. Потому что, за ним может сразу следовать подъем, это расстояние невозможно соблюсти.
Если таких участков на дороге много, то нет смысла в соблюдении правил его установки.
Знак подъема в ПДД обозначается номером 1.14. Он значит, что впереди водителя ждет подъем на гору, его угол наклона также обозначается процентами на белом фоне. К этому знаку, так же как и к его соседу, знаку спуск, применяются такие же требования установки.
Если дорога пролегает через горную местность, где чередуются спуски и подъемы, то ставится только один знак, отделяющий ровный участок дороги крутого спуска или подъема. Если такие участки следуют друг за другом, без ровного отрезка пути, то между ними они не устанавливаются. К этому нужно быть готовым.
К содержанию
Как отличить знак подъема и спуска, как легко запомнить
Существует негласное правило левой руки и направления пальцев, для различия этих знаков между собой. Но я придумал для себя более простой метод, которым с вами хочу поделиться.
Например, знак подъема. Так как мы читаем и пишем слева направо, то ставим в левом углу вымышленного человечка или точку. Двигаем глазами слева направо эту точку. Если она поднимается вверх, то это знак «подъем».
Если установить точку в левом углу и двигать ее глазами в направлении чтения. В случае, когда точка начинает спускаться сверху вниз, то это знак «крутой спуск».
Едим за рулем, впереди знак. Вытягиваем левую руку, отрываясь от руля, отвлекаемся от дороги. Прикладываем ладонь руки в направлении наклонной линии, разделяющую белый фон от черного, пальцы вытянуты, сложены вместе. Если пальцы смотрят вниз – это круток спуск, если вверх – подъем.
Согласитесь, неудобно и местами опасно, когда такие участки часто сменяются с ровными отрезками дороги. Постоянно нужно отвлекаться от управления автомобилем, можно запутаться.
Рекомендую, опробовать на практике эти два метода отличия знаков крутой спуск и подъем. Для себя сами выберите лучший вариант, как их различать между собой.
К содержанию
Что значат проценты на белом фоне
У меня долго в голове не укладывалось, если цифры на знаках означают угол наклона дорожного полотна, то почему он не обозначается в градусах? Это было бы привычнее для всех.
Дело в том, что наклон может быть не одинаковый на всем протяжении спуска или подъема с горы. Однозначный градус писать не получится, он может отличаться.
Допустим, на первом отрезке в 10 метров он 5 градусов, на втором отрезке в 20 метров он будет 15 градусов, так какой угол наклона в градусах нужно указывать на знаке?
То есть, если вы впереди увидите знак «крутой подъем» с цифрами 12%, то это значит, что после начала опасного участка, обозначенного этим знаком, вы проедите расстояние в 1 километр, то подниметесь на 120 метров выше, относительно начальной точки.
К содержанию
У кого преимущество
Теперь поговорим, кто главнее – тот, кто спускается с горы или тот, кто поднимается в гору. Правила дорожного движения гласят:
Преимущество проезда имеет тот участник дорожного движения, кто спускается вниз. То есть, у кого опасный участок обозначен знаком «крутой спуск».
Данное правило накладывается только на те участки дороги, где установлены знаки 1.13 и 1.14. Если их нет, то водители пропускают друг друга по взаимной договоренности. В некоторых местах приоритет движения может устанавливаться знаками 2.6 и 2.7, но это уже другая история.
Нюансы
ШКОЛА ПАРКОВКИПараллельная парковка выезд с парковки если машину зажали
Алупка не имеет синонимов, так как это город, расположенный в Крыму. Стоит учитывать, что сон автомобилисту, находящемуся в пути несколько дней также важен, как и наличие воды и еды
В противном случае рассеивается внимание и возникает вероятность стать виновником аварии. Устанавливают знак в некоторых ситуациях и в населённой местности. В этом случае знак располагается на расстоянии от 50 до 100 метров до места опасности
Когда речь идёт о запредельной территории, то расстояние увеличивается до 300 метров
В этом случае знак располагается на расстоянии от 50 до 100 метров до места опасности. Когда речь идёт о запредельной территории, то расстояние увеличивается до 300 метров.
Кроме того, рядом могут установить:
- знак, отражающий расстояние до объекта (отражает количество метров до опасного спуска либо же подъёма);
- ставятся знаки и такие, которые помогают ориентироваться в том, сколько будет длиться такой участок полотна.
Стоит обратить внимание автолюбителей на то, что отражается в процентах на табличке, однако, по факту нужно рассматривать как градусы. К примеру, когда на табличке отражается цифра 100 с процентами – это говорит о наклоне, равном 45 градусам. Данные обозначения используются потому, как обозначить требуется сцепление автомобильного покрытия с дорожным
Если дорога мокрая, то такой коэффициент будет равняться менее 0,1. Когда водитель видит на табличке 10 и проценты – он должен иметь в виду, что его опытность и дорогая резина не помогут ему в данной ситуации остановиться на спуске. Когда человек решит оставить авто на таком склоне, ему стоит помнить, что после дождя или других видах осадков высока вероятность, что транспортное средство самостоятельно скатиться вниз
Данные обозначения используются потому, как обозначить требуется сцепление автомобильного покрытия с дорожным. Если дорога мокрая, то такой коэффициент будет равняться менее 0,1. Когда водитель видит на табличке 10 и проценты – он должен иметь в виду, что его опытность и дорогая резина не помогут ему в данной ситуации остановиться на спуске. Когда человек решит оставить авто на таком склоне, ему стоит помнить, что после дождя или других видах осадков высока вероятность, что транспортное средство самостоятельно скатиться вниз.
Не нужно уменьшать значимость рассматриваемых знаков, так как на практике часто встречаются случаи, когда автомобили скатываются самостоятельно со склонов. Помимо указанных положений нужно учитывать, что в зависимости от погоды на улице происходит изменение относительно сцепления с трассой. В холодное время года, в частности, когда идёт снег и на дороге есть мокрый лёд – сцепление становится меньше 0,1. Это в свою очередь говорит о крайней опасности тех спусков и подъёмов, перед которыми установлена табличка с 10 и большими процентами. В некоторых ситуациях они вовсе непреодолимы.
Когда спуски обладают большой протяжённостью эффективнее всего тормозить посредством двигателя. То есть чем круче склон – тем ниже передачу следует выбрать
Также обращать внимание нужно и на то, что поднимающиеся по склону водителе обладают бесспорным преимуществом перед теми, кто спускается. Это говорит о том, что спускающийся должен по необходимости затормозить и пропустить встречное авто. Особое внимание знакам нужно уделять, когда имеет место плохая погода либо на дороге плохая видимость
Особое внимание знакам нужно уделять, когда имеет место плохая погода либо на дороге плохая видимость. В ПДД предусмотрена масса различных знаков, которые помогают автомобилистам вовремя сориентироваться на малознакомой местности
Крайне важными и смысловыми значками считаются таблички, информирующие о наличии на дороге резких спусков и
В ПДД предусмотрена масса различных знаков, которые помогают автомобилистам вовремя сориентироваться на малознакомой местности. Крайне важными и смысловыми значками считаются таблички, информирующие о наличии на дороге резких спусков и .
Как на машине преодолевать крутые спуски и подъёмы
Преодолеть крутые спуски или подъёмы можно при наличии навыков вождения ТС в сложных условиях.
Такие препятствия создают у водителя сильнейшее эмоциональное напряжение и требуют повышенного внимания. Ниже постараемся понять, какими же техниками вождения автомобилем обычно пользуются владельцы машин при езде авто на крутых склонах или подъемах.Приемы езды на крутых подъемах
Здесь угрозу может предоставлять сам подъем, характеризующийся дорожной крутизной.
Первое – при преодолении такого подъёма не следует выворачивать руль и не газовать на возвышенности. Такую тактику вождения используют для преодоления очень крутых подъемов.
При подъеме следует обеспечить движение автомобильного колеса только по прямой линии без пробуксовки. На слишком затяжном подъеме желательно переключиться на низкую передачу.
То, на какой передаче следует преодолеть подъем можно определить по степени уклона дороги и массе машины. При преодолении возвышенности скорости переключать не стоит.
Опытные водители крутых возвышенностей преодолевают следующим образом. Они разгоняются до определенной скорости, а прямо перед въездом на возвышенность сбрасывают скорость, понижая ее до конца подъема. Из этого видно: чем круче будет подъём, тем больше снизится скорость езды при его преодолении. Достигнув пика возвышенности, обязательно нужно снизить скорость машины. При достижении рубежа подъема следует обеспечить такую скорость, при которой, при необходимости, можно будет затормозить
Это очень важно при движении по узкой дороге, или при приближении к автомобилю двигающемуся навстречу
Как ездить на крутых спусках
Двигаться на крутом спуске следует весьма внимательно и с особой осторожностью. Один из основных моментов, который просто не следует оставлять без внимания – недопущение юза
В таком состоянии машины водителю будет сложно справиться с управлением.
Спускаться следует на фиксированной скорости, не тормозя. Если в торможении появится необходимость, то его осуществить лучше двигателем. Если машину требуется остановить на крутом спуске, то ее колеса следует повернуть в сторону бордюра, а само транспортное средство поставить на стояночный тормоз.
Спускаться следует на такой скорости, при которой не надо было бы тормозить и допускать скольжения колес автомобиля. При выборе благоприятной скорости следует взять в расчет качество дороги и технические возможности автомашины. Следует помнить, что сцепление и зажигание выключать на крутом уклоне совсем недопустимо.
Пробуксовка ТС на крутых уклонах или возвышенностях
Езда по сырой грунтовке может вызвать пробуксовку колес автомашины. Как же в таком положении быть?
Действовать следует в такой последовательности: попробовать выбраться из колеи раскачкой. Если выехать не получится, то под ведущие автомобильные колеса надо что-нибудь подложить.
Порой такое не помогает. В этом случае надо автоколеса попытаться выкопать. Если и тут попытка не увенчалась успехом, то значит днище машины лежит на грунте. В данном случае самостоятельно справиться не получится. Придется отправиться на поиск того, кто бы согласился вытащить увязший в грязи автомобиль.
Первое, о чем каждый водитель должен помнить – раскачивать можно лишь автотранспорт с МКПП. Машине с автоматом раскачке будет не достаточно для преодоления препятствия.
На некоторых АКПП можно в момент движения переключиться на нейтраль, но следует учесть, поведение коробки в дальнейшем будет непредсказуемо.
Так же при извлечении авто из ямы раскачивать автомашину можно лишь двигаясь вверх по уклону.
Немаловажно и расположение автомашины, так что, следует переключаться на заднюю передачу или первую скорость. Ситуация, если авто застряло при езде в гору не столь опасна
Можно отъехать назад и спуститься на задней передаче.
Если транспортное средство застряло на спуске, тогда автомобилисту придется отъехать вверх, что чревато выходом из строя сцепления. Если же не получается сразу выбраться из ямы, машину надо раскачать учитывая все вышеописанные рекомендации:
1. Соединить мотор с КПП, переключиться на заднюю или первую скорость и отпустить сцепление.
2. Если машина начала буксовать, то надо выжать сцепления и ТС покатится в совсем противоположную сторону.
3. Вновь разогнаться, выжать сцепление и попытаться проехать дальше до упора.
4. Вновь переключиться на сцепление и отъехать.
При совершении таких действий авто еще больше уклонится от изначального положения
Важно раскачивать его до тех пор, пока автомашина не выберется из ямы, ибо станет очевидно, что в данной ситуации это никак не поможет
Это лишь основные рекомендации, которые могут помочь в сложном положении. Однако, положительный результат будет зависеть от:
Крутые спуски
Когда автомобиль входит в крутой спуск, для него действует тот же правило, что и при преодолении крутого подъёма: не нужно торопиться, не нужно газовать и не нужно дёргать руль.
Одной из опасностей, подстерегающей неопытного водителя на горном спуске, является неконтролируемое скольжение, или юз. В этой ситуации очень велик риск не справиться с управлением автомобилем.
В случае, если на дороге (до того, как автомобиль начал спуск) прослеживается затор, не следует приступать к спуску. Лучше всего встать в безопасном месте и дождаться, пока дорога освободится. В противном случае автомобиль рискует присоединиться к пробке и оказаться «заперты» как снизу, так и сверху по дороге.
Входя в затяжной крутой спуск, водитель должен следовать следующим правилам:
- оптимальная передача должна быть выбрана перед началом спуска;
- выбранная передача не должна требовать торможения, поскольку торможение может привести к неконтролируемому скольжению колёс;
- педаль ножного тормоза лучше не использовать, а тормозить при необходимости двигателем;
- выбранная передача должна быть неизменной на протяжении всего спуска;
- колёса автомобиля в процессе преодоления спуска должны всё время быть расположены по вектору движения транспортного средства, строго перпендикулярно линии преодолеваемого склона;
- нельзя преодолевать спуск на нейтральной передаче;
- на спуске нельзя выключать зажигание.
Если водитель всё-таки допустил излишнее торможение, и колёса пошли юзом, следует прибавить газ для того, чтобы повысить сцепление колёс с дорогой. Как только скольжение прекратилось, газ следует немедленно сбросить.
Как правило, такой манёвр составляет определённую трудность для начинающих водителей. Поэтому, планируя езду на сложных участках дороги, следует заранее потренироваться на таких затяжных спусках, которые не оканчиваются помехой, или же на горной дороге, оборудованной улавливающим тупиком.
Одно из важных правил, которые стоит запомнить водителю, гласит — если крутой спуск предварялся столь же крутым подъёмом, передача у автомобиля и для спуска, и для подъёма должна быть одна и та же. Иными словами, если водитель едет вверх на второй передаче, спускаться в обратном направлении по этому участку следует опять-таки на второй передаче.
Спускаться вообще без торможения также недопустимо. Большая частота вращения коленвала на спуске гарантировано приведёт к тому, что транспортное средство станет неуправляемым. Эта ситуация довольно часто подстерегает новичков, которые без опыта не в состоянии оценить, насколько опасен даже небольшой затяжной спуск, какую инерцию и ускорение движения может обрести автомобиль на склоне.
Если возникла необходимость остановиться на крутом спуске, следует позаботиться о том, чтобы автомобиль не начал произвольное неконтролируемое движение под уклон. Для этого колёса разворачивают, если возможно, в сторону бордюра, либо используют в качестве упора возвышенность, камень, любое препятствие. Автомобиль обязательно ставят на ручной тормоз.
Что такое сужение дороги
Поскольку понятие «дорога» включает в себя и проезжую часть, и трамвайные пути, и тротуары с обочинами, а нас интересует, в первую очередь, движение безрельсовых транспортных средств, то правильнее было бы рассуждать о сужении проезжей части дороги.
Поэтому, в дальнейшем, по тексту, под сужением дороги следует понимать сужение ее проезжей части.
Исходя из этого, можно сформулировать своего рода краткое определение, что такое сужение дороги. Сужение дороги — это участок, у которого проезжая часть по разным обстоятельствам становится уже, чем на предшествующем участке дороги.
Главной характеристикой сужения проезжей части дороги является тот факт, что дальнейшее движение по данной полосе (или ряду) становится невозможным, и возникает необходимость перестроиться в сторону, по которой проезжая часть имеет продолжение.
Внешне сужение может выглядеть по-разному. Например, когда заканчивается полоса на «прямой» дороге, «исчезает» полоса после перекрестка или после изгиба дороги, дорога из широкой становится узкой по своей конструкции, по причине ремонта, когда ставят ограждение, и другие случаи сужения.
Дорога может сужаться как с обеих сторон, так и с какой-то одной из ее сторон (либо в попутном направлении, либо во встречном). Соответственно, исходя из характера сужения дороги (проезжей части), данное сужение может быть обозначено дорожными знаками 5.15.5 или 5.15.6 «Конец полосы» или одним из знаков 1.20.1-1.20.3 «Сужение дороги».
Знаки 1.20.1-1.20.3 «Сужение дороги» относятся к группе предупреждающих знаков, их устанавливают заблаговременно до начала сужения, с целью, чтобы водители успели подготовиться к проезду опасного участка.
Непосредственно в месте сужения могут быть установлены знаки 4.2.1 «Объезд препятствия справа» и 4.2.2 «Объезд препятствия слева».
Ответ на вопрос «что такое сужение дороги», в общем, интуитивно понятен и визуально восприимчив: была дорога (проезжая часть) широкой, а стала узкой. Много споров вызывает другой вопрос: кто должен уступить при сужении дороги?
Вопрос «кто уступает при сужении дороги» часто возникает в процессе попутного движения, потому что перед сужением пути машин «сходятся», в месте сужения боковой интервал уменьшается, и машины начинают как бы теснить друг дружку. Но особенно этот вопрос актуален в том случае, если в месте сужения проезжей части происходит ДТП, и возникает вопрос «кто виноват?».
Предупреждение о снижении трассы
Знак спуск используется с той целью, чтобы автомобилист имел возможность вовремя отреагировать на снижение дороги. Если передвижение реализуется с помощью велосипеда – человек также должен знать, что впереди круто снижается дорога. Крутой такой спуск встречается на трассах достаточно часто. Бывают ситуации, что человек не может отличить знак, который указывает на дорогу вниз и вверх. В этом случае нужно использовать левую руку. Её располагают так, чтобы она направлялась по черте наклона. Хорошим ориентиром выступает табличка, где отражается число и проценты. Если пальцы человека будут располагаться вниз, то это говорит о наличии спускана табличке, в противном случае изображён подъём.
Если указывать будет на то, что спускать дорога дальше – следует уступать тем, кто поднимается. Подземные переходы в таких местах располагаются крайне редко. Это связано с тем, что опасные спуски имеют место быть за пределами города. Если возникли опасные погодные условия, в частности, туман, гололёд или снег – автомобилисту достаточно трудно определить, что на трассе есть подъёмы либо спуски. Знак опасный спуск хорошо помогает в этой ситуации сориентироваться в направлении и скорости передвижения.
Не новостью становится то, что обрывы на дорогах встречаются достаточно часто. Это говорит о том, почему законодатель закрепляет преимущество автомобиля, поднимающегося по склону вверх. Относительно самолётов данные таблички не действуют.
Расположение знаков, предвещающих наличие подъёма или спуска, зависит в полной мере от того:
- На каком расстоянии от города или посёлка расположен участок дороги. Это правило распространяется на те местности, где автомобилиста ждёт опасность.
- Учитывается видимость на участке трассы.
Означать это будет, что на расстоянии до двухсот метров установят знак, когда неровность покрытия расположена вдали от городов и прочих местностей, если же рядом, то расстояние сокращается до 70 метров. По английски на табличке ничего не отражается. Зачастую на них указывается количество метров до опасного участка. В градусах ничего не отражается. Дверь на таких знаках не изображается.
Создание блоков для обозначений подъемов и опусков
Перед определением стиля подъемов/опусков необходимо создать блоки AutoCAD, представляющие эти обозначения. Ниже приведены рекомендации по созданию блоков.
Водопроводы горячей и холодной воды, водостоки, канализационные системы, сети газоснабжения, системы вентиляции и кондиционирования воздуха, а также отопления относятся к санитарно-техническим системам и инженерному оборудованию жилых, производственных и общественных зданий.
Для того, чтобы оборудовать здания различного назначения инженерными и санитарно-техническими системами, разрабатывается и составляется комплект рабочих чертежей. В него входят:
• Планы и разрезы установок
• Планы, разрезы и аксонометрические схемы систем
• Общие данные систем водоснабжения, отопления, канализации, вентиляции и кондиционирования воздуха
Основными компонентами инженерных и санитарно-технических систем являются:
• Трубопроводы (стояки, горизонтальные магистрали и подводки к приборам)
• Трубопроводная арматура (вентили, краны, задвижки, клапаны и т.п.)
• Разнообразное оборудование (насосы, фильтры, кондиционеры, водонагреватели и т.п.)
На аксонометрических схемах, выполненных во фронтальной изометрии, изображают наиболее сложные по своей конструкции и самые разветвленные сети водопроводных, отопительных систем и систем газоснабжения. При этом для отдельных участков трубопроводов указывают значения таких величин, как диаметр, направление и длина уклона, а также длина участка. К рабочим чертежам прилагаются спецификации оборудования и материалов.
Согласно принятым стандартам, для изображения различных элементов санитарно-технических систем на схемах и чертежах используются условные графические обозначения. В специальных таблицах приводятся те обозначения, которые должны применяться для изображения, как самих трубопроводов, так и используемой в них арматуры на аксонометрических схемах, развертках, разрезах и планах инженерных и санитарно-технических систем зданий.
Согласно ГОСТ 21.601 – 79 для вычерчивания условных графических элементов трубопроводных систем используют сплошную основную линию, а те части, которые являются невидимыми (в каналах, подземные) – штриховую линию такой же толщины. Для изображения технологического оборудования и строительных конструкций применяют тонкую сплошную линию.
Если необходимо вычертить размеры условных знаков трубопроводной арматуры (задвижек, вентилей и т.п.), то их размеры принимаются равными 3-3,5 диаметра трубы. Элементы сетей и санитарно-технических систем снабжаются специальными марками (буквенно-цифровыми обозначениями).
В таблице расположенной ниже приведены условные графические элементы трубопроводов ГОСТ 2.784 – 96 .