Изменения пдд

Что говорит закон

Передвижение ТС большого габарита или веса с превышенными габаритами автомобиля не более чем на 10 см без особого разрешения, или с превышением габаритов, определенных в разрешении, не больше чем на 10 см, либо же с превышением массы ТС или нагрузки на его ось больше чем на 2, но не больше 10% без разрешения или же с превышенной массой автомобиля или нагрузки на его ось, на 2-10%. Все значения определены в разрешении.

Правительство начинает составлять реформу, касающуюся регистрации измененных транспортных средств. Началось все это в момент, когда в 2020 г

водители внедорожников заставили обратить на себя внимание инспекторов. Было много автомобилей со следующими характеристиками:

  • огромные колеса;
  • фаркопы;
  • экспедиционные багажники;
  • воздухозаборники;
  • газовые аппараты.

За все это они получали штрафы, а инспектора прекращали регистрацию в случае, если их что-то не устраивало. В ряде регионов владельцы переделанных авто решили выйти на митинг, изготовители спецоборудования подавали жалобы в правительственные органы из-за спада продаж. К делу подключили Госдуму, а ГИБДД была вынуждена признать «перегибы не местах», сформировали Национальный автомобильный союз. В его задачи входит создание нормативных реформ.

Поделитесь:

Новости

Архив

18:29

В Энгельсе стартовал процесс демонтажа незаконных ларьков, но пока он идет очень медленно

17:57

Генпрокурор РФ просит лишить неприкосновенности депутата Госдумы, пойманного в Саратовской области с тушей лося

17:55

«Ситуация достигла критического состояния»: чиновники и депутаты так и не дождались от СПГЭС документов на сотни арендуемых объектов

17:45

Власти предупреждают о перебоях в работе телевидения из-за обследования самой высокой телемачты региона: когда и где будут проблемы

17:41

Чиновники предупредили об очередном отключении электроэнергии в Энгельсе. Без света останутся сотни домов

17:39

Клиенты Tele2 будут первыми покупателями на распродаже «Черная пятница»

17:34

В бюджет заводят еще почти 130 миллионов на инфекционную больницу и более 200 миллионов — на лекарства больным ковидом

17:22

Объехать Энгельс без пробок за 10 минут: рассказываем о новой дороге, соединившей две федеральные трассы

17:21

Госдума поддержала закон о новых мерах для улучшения условий жизни полицейских

17:17

Проживающая с двумя дочерьми без газа и света 90-летняя пенсионерка получила сотрясение мозга: в истории разбираются следователи

17:10

QR-коды могут начать требовать при входе в Саратовскую областную думу

17:03

Неоднократно судимый за незаконный оборот наркотиков покровчанин украл одежду из магазина и попался на камеры наблюдения

16:36

Стало известно, кто стал главой Екатериновского района

16:24

В Балаково 17-летнему юноше стало плохо в школе, а позже он умер в больнице. Следователи опрашивают учителей и родственников

15:55

Очевидец: в Саратове оцепили цирк

15:53

Саратовским предпринимателям рассказали, как работать с онлайн-кассами

15:45

Жена сотрудника прокуратуры стала кандидатом на пост мировой судьи

15:26

Расширение границ Саратова. В думе обсудили формирование бюджета города с учетом трат на новые территории

15:11

КВС предупреждает об отключении холодной воды в поселке Солнечный

14:29

Волонтёры разыскивают пропавшую четыре дня назад 17-летнюю жительницу Саратова в розовой куртке

14:23

«Считаю, что это катастрофа»: в этом году в регионе уволились более 1300 медиков

14:20

Мэрия зовет горожан на бесплатные экскурсии по Саратову, которые обернутся «новыми открытиями»

14:18

Коммунальщики заявили, что могут расторгнуть договоры со 135 управляющими компаниями и ТСЖ

14:14

В Саратове однокомнатные квартиры подорожали на 19%

14:02

Охранник больницы нашёл у здания труп 62-летнего мужчины с ссадинами на кистях и бёдрах

13:41

«Последние гвозди в крышку гроба торговых центров»: глава саратовской гильдии заявила о многомиллиардных убытках бизнеса из-за постоянных эвакуаций

13:33

Число чиновников в регионе, привлеченных за последнее время к ответственности за коррупционные нарушения, выросло до 66 человек

13:07

12 тысяч рублей на руки: депутаты поспорили из-за заработной платы сотрудников комиссии по делам несовершеннолетних

12:55

Введение QR-кодов. В думе предложили провести специальное совещание

12:43

В Саратовской области жертвами коронавируса стали еще 16 женщин и 13 мужчин

Какие условия имеются для перевозки грузов на крыше авто?

Многие автомобилисты считают, что если они не знают хорошо законы, то значит они не обязательны к исполнению. Перевозить грузы, в том числе и негабаритные, на крыше авто можно, только если для этого имеются определенные приспособления.

Без них перевозка даже габаритных грузов запрещена, а потому стоит всегда знать законы, и стараться не усложнять себе жизнь, чтобы не получить значительный штраф.

Для того, чтобы этого не случилось нужно придерживаться следующих условий перевозки грузов на крыше машины:

  1. Перевозка на крыше может быть осуществлена только при наличии рейлингов и ригелей.
  2. Никакие самодельные крепежные элементы не должны присутствовать- это запрещено и за это можно схлопотать штраф.
  3. Перевозка больших грузов, как шкафы, столы, серванты, диваны запрещена даже при наличии спецкрепежа. В этом случае нужно воспользоваться специальной большегрузной техникой.
  4. Также не стоит использовать сварку, чтобы прикрепить груз к крыше. Это идет вопреки не только закону, но и здравому смыслу. Так как груз может способствовать тому, что автомобиль на повороте просто перевернется или ухудшит его управляемость.

Таким образом, можно говорить уверенно, что обращаться с грузом больших размеров, который устанавливается на крыше легкового авто, нужно предельно внимательно. Если слишком большой и тяжелый груз установить на крышу, то можно схлопотать не только штраф, но и просто попасть в аварию на дороге и лишиться жизни из-за жадности. Если есть возможность перевести груз с помощью грузового автотранспорта, то лучше этим шансом и воспользоваться и не искушать судьбу.

Как быть и что делать

Для водителей, на автомобиль которых установлен заводской багажник с соблюдением технических требований, ничего не изменится. Правда, для случаев непредвиденного общения с представителями ГИБДД лучше всего найти и распечатать сертификат соответствия багажника конкретного производителя и марки. Если же принципиально наличие багажника собственной конструкции или автомобиль не предназначен для его установки, понадобиться пройти процедуру утверждения.

Багажник на крыше – универсальное средство, позволяющее облегчить жизнь водителя во время дальних поездок. На нём легко размещаются крепления для лыж и сноуборда, которым самое место на крыше автомобиля.

Какой штраф за «неправильный» автобокс на крыше?

Но гораздо серьёзнее штрафа может быть аннулирование регистрации автомобиля. Мы писали специальную статью о том, как и за какие нарушения применяют данную меру. Суть её кроется в том, что в случае обнаружения на дороге нарушений, при которых машина не подлежит постановке на учёт в ГАИ, уже стоящий на таком учёте автомобиль подлежит его прекращению.

А происходит процедура «кабинетно»: инспектор ДПС на дороге при обнаружении таких нарушений составляет рапорт (помимо постановления со штрафом) своему начальнику, затем дело передаётся в регистрационное подразделение ГИБДД, которое аннулирует регистрацию авто. Вы, в свою очередь, получаете соответствующее письмо об этом и с предложением предоставить автомобиль на осмотр с исправленными нарушениями для возобновления учёта.

Является ли установка багажника изменением в конструкцию автомобиля?

В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации. (п. 7.18 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090) Понятие

приведено в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877: внесение изменений в конструкцию транспортного средства — исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения.

Согласно Техническому регламента «безопасность транспортного средства» — состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции и технического состояния транспортного средства, обеспечивающих недопустимость или минимизацию риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде.

В Приложении № 9 к Техническому регламенту содержится перечень отдельных (не всех) изменений в конструкцию: замена типа кузова грузового автомобиля; установка дополнительных топливных баков; установка подъемников и лебедок на грузовики; установка специального оборудования; установка и демонтаж ГБО; замена внешних световых приборов (в том числе установка ксенона или диодных ламп); переоборудование автомобиля для лиц с ограниченными физическими возможностями. Все перечисленное относится к изменениям конструкции транспортного средства.

Если багажник установлен на штатные места крепления и представляет собой съемную конструкцию, то это не часть конструкции транспортного средства, а груз, закрепленный на крыше. В случае же, если багажник был вварен в крышу, то это является изменением конструкции. Если в сертификате на модель багажника указано, что он предназначен для вашей модели автомобиля и прошел сертификационные испытания в составе с автомобилем, то требования о регистрации изменений конструкции на него не распространяются.

Какое переоборудование запрещено

Если коротко, то запрещено всё, что ухудшает безопасность транспортных средств и представляет опасность для жизни пешеходов. Из популярных в нашей стране это такие пункты, как:

Установка кенгурятников поверх стандартного бампера Нарядные хромированные трубы уходят в прошлое. Такое оборудование больше не регистрируется.

— Силовые бамперы, не соответствующие стандартам Самодельные изделия, сделанные без соблюдения стандартов и требований, не смогут пройти экспертизу. Главным образом это выступающие части, острые углы, режущие края и т. д.

— Увеличение мощностных характеристик свыше 25 % Превышение технических характеристик штатного автомобиля, даже если устанавливается более мощный мотор, предусмотренный производителем.

Согласно текущим стандартам, такой тюнинг вне закона

— Удаление глушителя и систем нейтрализации выхлопных газов Всё, что установлено заводом-изготовителем в системе выхлопа, вырезать нельзя. Запрещён даже перенос глушителя в место, отличное от штатного.

— Демонтаж задних сидений Если в пассажирском транспортном средстве с количеством посадочных мест более восьми, помимо водителя, демонтаж задних сидений не предусмотрен производителем (т. е. для снятия придётся применить инструменты).

— Ксеноновый свет Если устанавливается в фары, которые изначально не предназначены для такого типа ламп. Впрочем, это касается любой замены источников света в фарах, отличающихся классом, мощностью, цветовой температурой от тех, что предусмотрены производителем, к примеру тот же ксенон в противотуманные фары.

Каждый год на рынке появляется много новых железок и аксессуаров для автомобилей, за которыми не успевают никакие техрегламенты. К примеру, мощные светодиодные балки, которые полюбили джиперы, пришли на смену привычным допфарам с галогеновыми лампами. Устанавливать их можно, получив разрешение, пройдя замеры в испытательной лаборатории и внеся изменения в техпаспорт. Правда, какими стандартами руководствоваться в данном случае, вопрос.

Так нужен ли сертификат?

Установка багажника на крыше машины законна. Но для этого должны быть соблюдены два условия:

  • конструкцию необходимо фиксировать к местам, которые специально предусмотрел для этого производитель автомобиля (то есть к штатным креплениям);

  • сам бокс должен быть изготовлен заводским, а не кустарным способом.

Источник изображения: insales.ru

В руководстве по эксплуатации автомобиля, как правило, приводятся схемы возможного крепления багажника. Многие кладут книжку в бардачок, чтобы в спорной ситуации рисунок можно было предъявить сотруднику ДПС. Разумеется, так надежнее, однако по закону показывать схему стражам порядка необязательно.

О том, что емкость произведена в фабричных условиях, рассказывает маркировка на корпусе. Такие изделия по умолчанию сертифицируются, так как без этого они просто не поступят на рынок. Поэтому если вы используете заводской багажник с логотипом (Yakima, Terra Drive, Sotra, Hapro Traxer и пр.), у инспектора ГИБДД он подозрений не вызовет. Сертификат на такой бокс возить с собой также не требуется, хотя некоторые водители и здесь предпочитают перестраховываться.

Когда же могут оштрафовать? Сотрудник ДПС вправе составить протокол, если конструкция будет несъемной либо изготовленной из подручных материалов. Рейлинги нельзя приваривать к кузову, так как это считается изменением конструкции транспортного средства. Использовать самодельные багажники также запрещено.

Бывает, что на крыше автомобиля не предусмотрены штатные крепления. В этом случае, если вы все же решитесь приварить рейлинги, изменение обязательно нужно будет зарегистрировать в ГИБДД. Если этого не сделать, в отношении вас могут составить протокол по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ. В 2020 году данная норма предусматривает наказание в виде предупреждения или штрафа (500 рублей).

Считает ли ГИБДД установку багажника изменение конструкции авто?

Многих автовладельцев интересует, законно ли самостоятельно ставит рейлинги или ригели на крышу машины, а затем устанавливать и багажник? Да, это вполне законные действия, которые вправе совершать каждый автовладелец, если ему это требуется.

Но самое важное в этом вопросе то, что установка ригелей и рейлингов, если не происходит изменения конструкции машины, не должна регистрироваться в автоинспекции. Иными словами, если автомобиль на крыше имеет специальные зоны и крепежные части, на которые предполагается выполнять установку рейлингов и ригелей для фиксации багажника, то ничего согласовывать с ГИБДД не стоит

Главное в таких ситуациях следующее:

Официальная документация к авто должна иметь пошаговую или поэтапную инструкцию о том, как выполняется установка багажника.

Сам багажник сертифицирован в соответствии с установленными Правилам ЕЭК ООН.

В том случае, если эти условия в полной мере выполняются, то установку багажника не требуется согласовывать в ГИБДД, либо каким-то образом уведомлять об этом автоинспекцию. Все работы могут быть проведены самостоятельно или в автосервисе. При остановке машины инспекторы также не могут потребовать объяснений или же каких-то документов, которые бы могли подтвердить законность установка багажника – такой документации не существует (предоставлять инструкцию или сертификаты не требуется).

В Приложении №9 к Техническому регламенту подробно расписаны все виды изменений, которые могут быть внесены в конструкцию авто:

Работы по изменению кузова авто

Установка еще одного топливного бака, подъёмного оборудования, спецоборудования.

Демонтаж и монтаж газового оборудования для машины.

Замена осветительного оборудования (фары, поворотники, габаритные огни и т.п.), установка светодиодных и ксеноновых ламп.

Выполнение работ, связанных с установкой различных агрегатов и приспособлений для лиц с ограниченными возможностями.

Если установка багажника была выполнена на заводские крепежные элементы и установленная конструкция является съемной, то по закону считать ее частью конструкции автомобиля нельзя. Если точно следовать букве закона, то багажник можно считать грузом, который закреплен на крышке авто.

В ситуациях, когда багажник крепят к крыше с помощью сварки, в результате чего конструкция становится несъемной, подобные действия уже подходят под действие статьи об изменении конструкции автомобиля.

Примерно то же самое можно сказать и о детских автокреслах, которые многие водители каждый раз снимают и закрепляют. По сути, их установку также можно считать внесением изменений в конструкцию авто.

Допустимая нагрузка на крышу

Подавляющее большинство автовладельцев останавливают выбор на автобоксах. Этот вид багажников наиболее универсален и удобен. В них можно разместить большое количество вещей и даже сноуборд.

Средняя вместимость боксов составляет 400-500 литров, что обычно превышает среднюю вместимость родного багажника. Казалось бы, что все проблемы решены и можно запихать в бокс все, что не поместилось в багажник машины.

Но это не совсем так, поскольку есть предельно допустимая нагрузка на крышу машины, которую нельзя превышать. Это значение указано в инструкции по эксплуатации.

Большинство легковых автомобилей имеет разрешенную нагрузку на крышу 80-100 кг. Вес пустого бокса с крепежом (рейлинги, стойки и поперечины) может достигать 20-30 кг. Значит в сам бокс можно положить не более 50-70 кг.

Динамические нагрузки, возникающие при движении автомобиля с груженным багажником на крыше на высоких скоростях, приводят к увеличению веса багажника, что особенно заметно при ускорении, торможении и прохождении поворотов.

Поэтому прежде чем приступить к выбору багажника на крышу следует узнать предельно допустимую нагрузку для вашего автомобиля, вес крепежных конструкций и вес бокса.

Штрафы за привычную жизнь водителя

По сведениям, которые предоставили СМИ, каждый кузов на крыше, сцепное устройство и всё, что устанавливается на заводскую конструкцию автомобиля, необходимо утверждать в ГИБДД в соответствии с определённой процедурой. Процедура же довольно хлопотная. В неё входит прохождение обязательной сертификации в специальном центре, где смогут определить, является ли установленная конструкция безопасной для автомобиля и окружающих. Для всех, кто привык активно пользоваться багажником, это стало неприятной новостью. По счастью, поднятая владельцами автомобилей шумиха и большое количество звонков на горячую линию заставили ГИБДД дать официальные разъяснения по сложившейся ситуации.

Штраф за багажник на крыше: последние новости [август 2020]

Подробности
Категория: ПДД
Опубликовано 13.08.2020

В Интернете и соцсетях распространяется информация о том, что ГИБДД начала штрафовать водителей за установку багажника на крыше автомобиля.

В СМИ и соцсетях массово распространяется информация о штрафах багажники на крыше. Как это часто бывает, информация противоречивая – где-то пишут чуть ли не о рейдах ГИБДД по поиску машин с багажниками на крыше, другие опровергают эту  информацию. Давайте разберёмся в этом вопросе с точки зрения действующих нормативно-правовых актов.

Когда водителя могут оштрафовать за багажник на крыше?

Как уже неоднократно сообщал портал Avtospravochnaya.com, согласно действующим правилам, при внесении изменений в конструкцию транспортного средства необходимо получить разрешение в ГИБДД и документ от аккредитованной лаборатории, подтверждающий безопасность автомобиля после внесения изменений в его конструкцию.

На сегодняшний день регистрировать в ГИБДД необходимо как сложные изменения (например, установка газобаллонного оборудования), так и простейшие доработки конструкции вроде установки фаркопов, лебёдок и прочего доп. оборудования.

Установку багажника на крышу автомобиля могут признать доработкой конструкции, если конструкция автомобиля изначально не предусматривала его установку. То есть, если Вы самостоятельно приварили или прикрутили на крышу какой-то багажник, который не предусмотрен заводом-изготовителем – Вас вполне могут заставить его снять, а также выписать штраф 500 рублей по статье 12.5 КоАП РФ.

В данном случае багажник на крыше не предусмотрен конструкцией и может быть признан доработкой, ведь автомобиль не испытывался на безопасность в составе с дополнительным багажником.

Когда водителя не могут оштрафовать за багажник на крыше?

В описанном выше случае багажник можно узаконить. Для этого нужно получить разрешение на доработку в ГИБДД и поехать в аккредитованную лабораторию. Если эксперты подтвердят безопасность конструкции автомобиля после доработки, то у Вас на руках будет документ, при наличии которого сотрудники ГИБДД оштрафовать Вас не смогут.

Кроме того, штраф не грозит, если багажник на крыше уже установлен на заводе-изготовителе или предусмотрен конструкцией автомобиля. К примеру, на многих автомобилях завод-изготовитель устанавливает заводские релинги на крыше под дальнейшую установку багажника (например, такие есть на универсалах Лада Гранта и Лада Веста)

В таком случае важно просто установить не «кустарщину», а нормальный багажник, произведённый заводом-изготовителем или изготовителем автомобильных аксессуаров. К такому багажнику должны прилагаться документы, подтверждающие его безопасность и соответствие конструкции конкретной модели автомобиля

Фото: businessman.ru

  • Что изменится для водителей осенью 2020 года? — 13/08/2020
  • Минтранс вновь меняет режим труда и отдыха водителей — 12/08/2020
  • Могут ли водителя наказать за превышение скорости до 20 км/час? — 11/08/2020
  • Госномера нового формата можно получить по желанию — 11/08/2020
  • В ГИБДД Татарстана поддержали снижение нештрафуемого порога — 11/08/2020

Считает ли ГИБДД установку багажника изменение конструкции авто?

Многих автовладельцев интересует, законно ли самостоятельно ставит рейлинги или ригели на крышу машины, а затем устанавливать и багажник? Да, это вполне законные действия, которые вправе совершать каждый автовладелец, если ему это требуется.

Но самое важное в этом вопросе то, что установка ригелей и рейлингов, если не происходит изменения конструкции машины, не должна регистрироваться в автоинспекции. Иными словами, если автомобиль на крыше имеет специальные зоны и крепежные части, на которые предполагается выполнять установку рейлингов и ригелей для фиксации багажника, то ничего согласовывать с ГИБДД не стоит

Главное в таких ситуациях следующее:

  1. Официальная документация к авто должна иметь пошаговую или поэтапную инструкцию о том, как выполняется установка багажника.
  2. Сам багажник сертифицирован в соответствии с установленными Правилам ЕЭК ООН.

В том случае, если эти условия в полной мере выполняются, то установку багажника не требуется согласовывать в ГИБДД, либо каким-то образом уведомлять об этом автоинспекцию. Все работы могут быть проведены самостоятельно или в автосервисе. При остановке машины инспекторы также не могут потребовать объяснений или же каких-то документов, которые бы могли подтвердить законность установка багажника – такой документации не существует (предоставлять инструкцию или сертификаты не требуется).

В Приложении №9 к Техническому регламенту подробно расписаны все виды изменений, которые могут быть внесены в конструкцию авто:

  1. Работы по изменению кузова авто
  2. Установка еще одного топливного бака, подъёмного оборудования, спецоборудования.
  3. Демонтаж и монтаж газового оборудования для машины.
  4. Замена осветительного оборудования (фары, поворотники, габаритные огни и т.п.), установка светодиодных и ксеноновых ламп.
  5. Выполнение работ, связанных с установкой различных агрегатов и приспособлений для лиц с ограниченными возможностями.

Если установка багажника была выполнена на заводские крепежные элементы и установленная конструкция является съемной, то по закону считать ее частью конструкции автомобиля нельзя. Если точно следовать букве закона, то багажник можно считать грузом, который закреплен на крышке авто.

В ситуациях, когда багажник крепят к крыше с помощью сварки, в результате чего конструкция становится несъемной, подобные действия уже подходят под действие статьи об изменении конструкции автомобиля.

Примерно то же самое можно сказать и о детских автокреслах, которые многие водители каждый раз снимают и закрепляют. По сути, их установку также можно считать внесением изменений в конструкцию авто.

Какой багажник является изменением конструкции автомобиля

Статья 7.18 ПДД сообщает, что водитель не вправе вносить изменения в конструкцию автомобиля без согласования с автоинспекцией. В техническом регламенте Таможенного союза имеется статья №877, в которой сказано, что некоторые изменения кузова представляют собой опасность для участников дорожного движения. Основываясь на этих нормативных актах, инспектор имеет право остановить машину с багажными креплениями на крыше и потребовать документы, которые подтверждают законность установки подобной конструкции.

Если грузовая установка на крыше является частью заводской комплектации, то никаких претензий к такому автомобилю предъявляться не может. Кроме того, на некоторых машинах присутствуют заводские крепления, с помощью которых багажник может сниматься или устанавливаться по мере необходимости. Такие конструкции также не считаются незаконными.

Проблемы у водителя возникнут только в том случае, если он самостоятельно приварил крепления к крыше кузова или приспособил для перевозки грузов какое-то устройство, не предусмотренное производителем.

Стоит отметить, что существует несколько видов багажников на крыше в зависимости от их типа:

  • рейлинги – дуги, которые ставятся вдоль крыши;
  • ригели – поперечные элементы, которые обычно крепятся к рейлингам;
  • экспедиционные – корзины особой формы, как правило, устанавливаются на внедорожниках или кроссоверах.

Рейлинги и ригели нельзя приваривать самостоятельно, поскольку это рассматривается как самовольное изменение конструкции автомобиля. В отличие от них, экспедиционные багажники можно установить даже в том случае, если они отсутствовали в заводской комплектации, однако для этого обязательно требуется сертификация.

Итак, грузовые установки на кузове разрешается использовать в следующих случаях:

  • багажная конструкция установлена производителем;
  • на кузове имеются заводские крепления для установки багажника;
  • установленный багажник имеет промышленное происхождение и сертификацию.

Во всех остальных случаях наличие такой конструкции повлечёт административную ответственность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector