Где запрещен разворот и где можно разворачиваться по правилам дорожного движения?
Содержание:
- На каких переездах установлены светофоры
- Разворот: где можно и где нельзя разворачиваться
- Что говорится в ПДД
- Правила проезда железнодорожных путей
- Могут ли лишить прав и как этого избежать
- Где еще нельзя разворачиваться согласно ПДД
- Правила дорожного движения для пешеходов
- Правила разворота (ПДД глава
- Безопасность
- Какое наказание предусмотрено?
- Разворот: сложный маневр или самое обычное дело?
На каких переездах установлены светофоры
Железнодорожный переезд — это пересечение в одной плоскости ж/д путей и автомобильной, велосипедной или пешеходной дорог.
Все железнодорожные переезды подразделяются на две большие группы:
-
регулируемые;
- нерегулируемые.
Регулируемые переезды оснащаются светофорами, средствами автоматической или ручной блокировки движения автотранспорта (пешеходов, велосипедов) и дежурными работниками. В 50 м от регулируемого переезда устанавливается специальный дорожный знак.
Все остальные виды переездов являются нерегулируемыми. Такие места с повышенной опасностью оснащаются следующим дорожным знаком:
Если зона видимости нерегулируемого переезда снижена до минимально допустимого значения, то на переезде должен быть установлен знак «движение без остановки запрещено».
Дополнительно железнодорожные переезды должны быть оснащены следующими знаками:
- приближение к переезду. Знаки по принципу уменьшения линий устанавливаются на расстоянии 300 м, 150 м и 50 м от переезда;
- количество железнодорожных путей на переезде. Соответствующими знаками обозначаются однопутная и многопутная железные дороги, проходящие через переезд.
В целях безопасности к любому переезду предъявляются следующие требования:
- водитель должен видеть приближение поезда с каждой стороны на расстоянии не менее 50 м;
- машинист поезда должен видеть пересечение с проезжей частью на минимальном расстоянии в 1000 м;
- пересечение автомобильной дороги и железнодорожного полотна должно быть произведено под углом 90º. Если местные условия не позволяют сделать переезд под прямым углом, то допускается понижение угла до 60º;
- на дорожное полотно должна быть нанесена разметка, запрещающая обгон (сплошная линия белого цвета);
- все переезды должны быть освещены, причем уровень освещенности опасного участка зависит от интенсивности движения железнодорожных составов и автомобильного транспорта.
Про предупреждающие знаки железнодорожного переезда со шлагбаумом рассказывается в статье: знак железнодорожный переезд со шлагбаумом.
Про нарушение правил проезда железнодорожного переезда читайте здесь.
Подборка для Вас!
Скачайте в надежное место бланки и образцы документов для автолюбителей.
Разворот: где можно и где нельзя разворачиваться
Разворотом является маневр, в результате которого автомобиль изменяет направление своего движения . Развороты на дорогах можно осуществлять на перекрестках и вне перекрестков. При развороте необходимо хорошо видеть движение других автомобилей вокруг, и быть видимым для всех участников дорожного движения.
Правила дорожного движения (а именно — п. 8.11) запрещают разворачиваться в следующих местах:
- на пешеходных переходах;
- в тоннелях;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
- на железнодорожных переездах;
- в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
- в местах остановок маршрутных транспортных средств.
Ни в коем случае не пересекайте сплошную осевую линию (это категорически запрещено), и если она есть — поищите для выполнения маневра другое место.
Развороты на дорогах можно осуществлять на перекрестках и вне перекрестков
Кстати, наиболее приемлемый вариант для разворота — это дорога, имеющая по одной полосе движения в каждом направлении и достаточная по ширине для того, чтобы развернуться в один прием.
Если вы едете по центру ряда, то с помощью зеркал заднего вида, а также обернувшись по сторонам убедитесь в отсутствии помех. Затем включите указатель правого поворота и остановитесь у правого бордюра или обочины. После этого подайте сигнал левого поворота, убедитесь, что за вами никто не едет и начинайте движение вперед, поворачивая рулевое колесо влево (при необходимости — до упора). Сильнее нажмите на педаль газа и, завершая маневр, выровняйте колеса своей машины.
Иногда новички перед разворотом забывают сместиться к правому краю проезжей части и начинают маневр с середины полосы. Но завершить маневр не удается по причине недостатка места (машина «утыкается» передней частью в бордюр, расположенный на противоположной стороне), и водитель вынужден сдать немного назад, чтобы «вписаться» в ширину проезжей части. Помните, что в некоторых случаях движение задним ходом на проезжей части является нарушением ПДД.
Что говорится в ПДД
Для того чтобы понять, можно ли разворачиваться на переезде, следует знать все запрещённые манёвры, описанные правилами дорожного движения.
Итак, на железнодорожном переезде запрещено:
- двигаться на автомобиле, используя задний ход;
- разворачиваться на территории переезда;
- пересекать железнодорожный переезд при закрытом или опускающемся шлагбауме, или любого другого устройства, находящегося в «закрытом» режиме;
- двигаться при наличии запрещающего сигнала, исходящего посредством светофора или звукового оповещения.
Если говорить отдельно про развороты, то они, согласно пункту 8.11 Правил Дорожного Движения, запрещены:
- на пешеходном переходе;
- в тоннеле;
- на мосту, путепроводу, эстакаде и под ней;
- на железнодорожном переезде;
- на дороге, где видимость одного направления меньше 100 метров;
- на месте остановки маршрутного транспортного средства.
Дорожно-транспортные происшествия, произошедшие на железнодорожном переезде, довольно нередкое явление. Столкновения с поездами происходят намного чаще, нежели думают некоторые автовладельцы.
Для примера можно взять статистику за 2020 год, в котором произошло 260 дорожно-транспортных происшествий, связанных со столкновением поезда и транспортного средства.
Стоит понимать, что столкновение с поездом практически всегда несёт за собой гибель водителя-виновника и ни в чём неповинных пассажиров автомобиля.
Перед каждым переездом в обязательном порядке устанавливаются соответствующие знаки, говорящие о скором приближении автомобилиста к железной дороге.
Если водитель в скором времени приблизится к регулируемому железнодорожному переезду, то на его пути встретиться знак 1.1:
Если же на пути встречается нерегулируемый железнодорожный переезд, то незадолго до него, водитель увидит дорожный знак 1.2:
Причём если железнодорожный переезд установлен не в населённом пункте, то такие знаки должны быть продублированы. Расстояние до первого знака составляет от 150 до 300 метров, а до второго не меньше 50 метров от переезда.
Каждый автовладелец, совершая любые манёвры на переезде, несмотря на наличие регулирующих устройств, должен понимать, что его действие может привести к гибели ни в чём неповинных людей и порче чужого имущества.
Правила проезда железнодорожных путей
Водитель должен знать не только показатели скорости, с которыми наиболее безопасно двигаться, но и то, где можно разворачиваться, как правильно обогнать другое транспортное средство, а также разбираться в общих правилах стоянки. В отношении железнодорожного переезда все эти моменты четко регламентированы правилами.
Чего категорически нельзя делать на железнодорожных путях автолюбителю
Пункт 15.1 ПДД предупреждает, что пересекать пути можно только на специально оборудованных переездах. Они могут быть со шлагбаумами или без них.
В соответствии с пунктом 15.3 запрещены следующие маневры:
- проезд под закрывающийся шлагбаум;
- объезд закрытого шлагбаума;
- проезд на красный сигнал светофора;
- проезд на запрещающие знаки дежурного по переезду;
- выезд на переезд в случае образования за ним пробки;
- проезд в случае приближения поезда.
Любые ДТП на переездах очень опасны, так как всегда влекут за собой человеческие жертвы.
Разворот перед ЖД переездом так же, как и разворот на рельсах, строго запрещен. Такой маневр нельзя выполнять в зоне расположения шлагбаумов, а если их нет, следует ориентироваться на знаки 1.3.1 и 1.3.2 — однопутная и многопутная железная дорога.
На расстоянии 50 м в обе стороны от пересечения путей с дорогой запрещена парковка. Это требование также связано с безопасностью: в случае непредвиденного происшествия эта зона необходима для расположения спецтранспорта.
Независимо от того, есть шлагбаум на железнодорожном переезде или его нет, нельзя выезжать для объезда препятствия или стоячего транспортного средства на полосу встречного движения.
Пересечение регулируемого переезда со шлагбаумом и без него
Остановка перед железнодорожным переездом необходима, чтобы убедиться в отсутствии приближающегося поезда. При приближении к участку со светофором в первую очередь необходимо следовать его сигналам. Даже если шлагбаум еще открыт, на красный свет ехать нельзя — это грубое нарушение.
Запрещено начинать проезд под закрывающийся шлагбаум. Нельзя самостоятельно открывать его или пытаться объехать.
Пересечение нерегулируемого ЖД переезда
В этом случае водителю необходимо быть особенно внимательным
Прежде чем начать переезжать железнодорожные пути, важно осмотреться и убедиться, что ни с какой стороны нет поезда или дрезины
Проезд через железнодорожный переезд нельзя осуществлять на красный цвет
Помимо сигналов светофора, важно учитывать разметку, дорожные знаки и сигналы дежурного на ЖД. В противном случае можно получить не только денежное взыскание, но и лишение водительского удостоверения
Могут ли лишить прав и как этого избежать
Если Кодекс предусматривает лишение прав, водитель может столкнуться с таким взысканием. Во многих случаях разрешение ситуации зависит напрямую от решения инспектора ГИБДД и дополнительных обстоятельств.
В большинстве ситуаций избежать лишения прав можно: для этого важно правильно себя вести и разговаривать с представителем ГИБДД и внимательно заполнять предложенные документы. Помогут следующие правила:
- вести себя спокойно, но уважительно;
- не сомневаться и не переживать, не менять показаний;
- если инспектор вменяет проезд на красный запрещающий свет, стоит упомянуть, что изменение сигнала светофора на железнодорожном переезде автомобиль застал непосредственно перед путями и остановиться в положенном месте было невозможно, а так как движение задним ходом и остановка на переезде запрещены, пришлось продолжить езду.
Штраф за остановку в большинстве случаев платить придется. Но избежать лишения прав в таком случае можно, если за рулем была беременная женщина или мать с ребенком. Смягчить решение суда позволит сообщение о том, что в момент правонарушения виновник находился в состоянии сильных душевных переживаний. Раскаяние и предотвращение любых отрицательных последствий нарушения также может избавить от лишения прав.
Где еще нельзя разворачиваться согласно ПДД
Пункт 8.11 Правил четко определяет, где водителю не положено выполнять разворот. Таких мест немного:
- Пешеходный переход.
Он определяется разметкой и знаками, установленными перед пешеходным переходом и после него.
- Тоннель.
Присутствует дорожный указатель 1.31.
- Мост, путепровод, эстакада (участки под ними).
Поскольку их не отмечают отдельными знаками, водителям нужно быть предельно аккуратными. К примеру, шофер может не заметить плавного перехода насыпи в эстакаду.
- ЖД-переезды.
Перед ними устанавливают шлагбаум или соответствующие указатели (1.3.1 и 1.3.2).
- Если хотя бы в одну сторону дорогу не видно на расстоянии до 100 метров.
Определяется на усмотрение водителя. Даже если видимость ограничивается деревьями или другими препятствиями, разворачиваться также недопустимо.
- Остановки для маршрутных ТС.
Они обозначаются знаками или специальной разметкой.
Правила дорожного движения для пешеходов
В автошколах, при рассмотрении ситуаций с участием пешеходов, нацеливают водителей на правоту последних. Это превентивная мера и хорошее предостережение. По правилам пешеход не имеет преимущества перед автотранспортом.
ПДД дают чёткую трактовку термина «пешеход». Это человек, который находится вне транспорта и не осуществляющий работу на проезжей части. К пешеходу относятся человек, двигающийся в инвалидной коляске, ведущий велосипед, мотоцикл, везущий сани, тележку, детскую или инвалидную коляску».
Определение точно разграничивает субъектов, которые могут иметь двоякую роль. Действие правил однозначно:
- едешь на велосипеде – подчиняешься правилам для водителя;
- ведёшь велосипед – подчиняешься правилам для пешехода.
Основные нарушения ППД пешеходами
1. Нарушение разметки и знаков
Все обязаны знать, определении пешеходного перехода. Он определяется, как часть дороги, которая обозначена знаками и (или) разметкой и выделена для перемещения пешеходов. Если разметки нет, ширина переходов устанавливается расстоянием между знаками.
В зависимости от ситуации переход обозначается по-разному:
- разметка и знаки;
- одна разметка;
- одни знаки.
2. Незнание правил
Требование «Уступить дорогу» значит, что пешеход не может начать, возобновить, продолжить двигаться, а также совершать маневры, если эти действия мешают другим участникам движения, у которых преимущество перед ним. Большинство людей не знают этого требования и того, что сотрудники ДПС в каждой конкретной ситуации могут по-разному его трактовать.
Нужно помнить, что водитель, пешеход, пассажир, являются равноправные участники движения. Они имеют свои собственные права, обязанности и ответственность.
Обязанности пешеходов ПДД
Обязанности пешехода ПДД говорятся в главе 4 и пунктах правил 4.3; 4.5 и 17.1.
Глава 4 ПДД для пешеходов разъясняет их обязанности. Необходимо знать пункты, в которых автомобильное движение пересекается с пешеходным и может возникнуть вопрос главенства.
Пункт 4.3. определяет правила пешехода, где он обязан передвигаться через дорогу:
- по пешеходному переходу (по подземному и надземному);
- если переходов нет, то на перекрестках;
- если перехода или перекрестка нет, то допускается возможность перейти дорогу перпендикулярно к проезжей части.
Стоит помнить, что пересечение дороги помимо перехода, является исключением. Переходить дорогу нужно только по пешеходному переходу.
Пункт 4.5 определяет правильность перемещения по нерегулируемому переходу. На дорогу можно выходить только после оценки расстояние до движущихся машин. Нужно приблизительно оценить их скорость и убедится, что можно перейти безопасно.
Необходимо помнить, что при передвижении вне пешеходных переходов, человек не должен создавать помех транспорту. Запрещается выходить из-за стоящего транспорта или другого препятствия, если не убедились в отсутствии движущихся машин.
Следует помнить два важных момента:
- собственная безопасность – это обязанность пешехода;
- передвигаясь вне перехода, пешеход не имеет преимуществ перед транспортом.
Пункт 17.1 определяет перемещения пешеходов по жилой зоне и дворовым территориям. Пешеходу разрешено передвигаться по тротуарам и проезжей части, если они не создают необоснованных помех транспорту. В жилой зоне пешеход имеют преимущества перед автотранспортом
Ответственность за нарушение ПДД пешеходами
Согласно законодательству пешеход несёт ответственность за нарушение ПДД. Ответственность пешеходов регламентируется разделами 4 и 5 ПДД РФ.
Административная ответственность пешехода:
нарушения ПДД грозят штрафом в 500 рублей;
нарушения, которые повлекли помехи движению автотранспорта наказываются штрафом в 1000 рублей;
нарушения, из-за которых был причинен вред здоровью пострадавшего в лёгкой или средней форме наказываются штрафом в 1000 — 1500 рублей.
Уголовная ответственность пешехода:
Если нарушения привели к тяжёлому вреду для здоровья, виновный может быть привлечен к уголовной ответственности сроком до 3 лет.
Если нарушения привели к смерти пострадавшего, виновный может быть привлечен к уголовной ответственности сроком до 4 лет.
Если нарушения привели к смерти двух или более человек, виновный может быть привлечен к уголовной ответственности сроком до 7 лет.
Так же после оценки ущерба может наступить ответственность, регулируемая Гражданским кодексом:
Пешеход несет ответственность за причинённый ущерб имуществу, здоровью, моральный вред, в том числе и перед владельцами машин, мотоциклов и другого транспорта.
Видео: Обязанности пешехода ПДД РФ
Правила разворота (ПДД глава
Разворачиваться можно как на перекрестках, так и на участках дороги между ними. Если на дороге отсутствует разделительная полоса, разворот вне перекрестка следует осуществлять там, где нет сплошных линий разметки. Для того чтобы развернуться на многополосной дороге, необходимо сначала найти специальное место.
Оно обозначено знаками 6.3.1. или 6.3.2., или разрывом в линии разметки 1.3. В пределах перекрестка разворот совершают, руководствуясь требованиями главы 13 ПДД. Она описывает очередность движения на перекрестке. Пункт 8.5. и пояснения к дорожному знаку «Направления движения по полосе» говорят о том, что разворачиваться на любых перекрестках нужно только из крайнего левого положения на своей стороне дороги.
Совершать разворот вне перекрестка от правого края проезжей части можно и на многополосных дорогах
К пункту 8.8. Правил следует обратиться, если разворот производиться вне перекрестка. В нем же содержится предписание о совершении разворота с крайней левой полосы, а на дороге с проложенными посередине проезжей части трамвайными путями – с рельсов попутного направления.
При этом согласно общим нормам маневрирования водитель должен перед разворотом пропустить все встречные безрельсовые ТС, путь которых будет пересекаться, а также трамваи, едущие сзади или навстречу. Вне перекрестка так же выполняют левый поворот на прилегающие территории, например, во дворы.
Иногда ширины проезжей части оказывается недостаточно для того, чтобы в один прием завершить разворот из крайнего левого положения. Соответственно, ТС, совершающее маневр, невольно создает помехи для движения тех, кому оно должно уступать дорогу. В такой ситуации пункт 8.8. разрешает начать разворот не в крайнем левом положении, а в крайнем правом – от правого края проезжей части или с правой обочины. При этом всем встречным и попутным ТС, едущим сзади, нужно уступить дорогу. Водителю следует дождаться подходящего момента, а затем быстро развернуться в один прием и уехать. Так он не создаст помех другим транспортным средствам.
Совершать разворот вне перекрестка от правого края проезжей части можно и на многополосных дорогах. Этот способ особо актуален для водителей длинномерных ТС, габаритные размеры которых не позволяют им разворачиваться с крайней левой полосы.
Однако правил, разрешающих разворот со средних полос проезжей части, не существует. Таким образом, перед разворотом на перекрестке ТС должно занять крайнее левое положение, вне перекрестка – одно из двух крайних положений на своей стороне дороги.
В случае наличия кругового движения развернуться можно, только объехав центр перекрестка. Согласно пункту 8.6. ПДД разворот на перекрестках, где дорога (-и) имеет (-ют) разделительную полосу, следует выполнять без выезда на встречную полосу.
Безопасность
Основными правилами, обеспечивающими безопасность на железной дороге, являются:
- запрещено преодолевать переезд при шлагбауме, находящемся в закрытом или закрывающемся режиме, а также при наличии запрещающего звукового сигнала и светофора. Этот запрет действует не только на водителей транспортных средств, но и на пешеходов и велосипедистов.
- запрещено приближаться к шлагбауму закрытого переезда ближе, чем на пять метров. Если переезд является нерегулируемым, то расстояние для остановки равняется 10 метрам от от места, где расположены рельсы.
Какой штраф за проезд ЖД переезда на красный свет, рассказывается в статье: штраф за проезд ЖД переезда на красный. Про предупреждающие знаки железнодорожного переезда со шлагбаумом читайте здесь.
Какое наказание предусмотрено?
Не все водители понимают, где можно совершать разворот. Если человек получал права достаточно давно, правила с тех пор менялись несколько раз, поэтому и существуют разногласия относительно взысканий.
ВНИМАНИЕ! Удобнее всего ориентироваться по выставленным дорожным знакам, которые оповещают автомобилиста о запрете на выполнение того или иного маневра. Но в некоторых случаях запрещающих знаков на дороге нет, однако выполнение маневра все же не допускается
Наказания за развороты в неположенных местах могут устанавливаться в зависимости от того, какое из правил оказалось нарушенным. Соблюдение ПДД необходимо – автомобиль нарушителя, как правило, оказывается совершенно не в том месте, где его ожидают увидеть другие водители. Неверные действия одного автомобилиста могут привести к серьезным происшествиям на дорогах, авариям, несчастным случаям.
Для пешеходов на автомобильных дорогах установлен специальный островок безопасности – это специальная разметка-«зебра», или пешеходный переход. По нему они могут беспрепятственно пересекать автомобильную дорогу даже там, где нет светофоров. На разметке для пешеходов разворачиваться автотранспорту строго запрещено (пункт 11 ст.8 ПДД). Взыскание при данном нарушении определено ст.12.14 КоАП (ч.2). Штраф нарушителю будет необходимо заплатить в сумме 500 рублей.
Разворот: сложный маневр или самое обычное дело?
Большинство водителей предпочитают не совершать разворот без особой надобности, предпочитая проехать квартал-другой. Причины этого кроются в позиционировании разворота как сложного и опасного маневра, с одной стороны, и незнании правил разворота, с другой.
И если с первым постулатом можно соглашаться, то второе объяснение не выдерживает критики. Правила надо знать и четко выполнять их предписания, дабы не бояться ответственности. Попробуем восполнить пробел в знаниях некоторых водителей по вопросу правил разворота.
В ПДД есть специальные дорожные знаки, указывающие на участок, где можно совершить этот маневр: «» (6.3.1), «Зона для разворота» (6.3.2).
Обозревая данные знаки, водитель должен понимать:
«Вот оно законное место для осуществления разворота!»
И ничего опасаться не надо. Главное помнить, что разворот в таком месте должен начинаться из крайне левого положения на крайне левой полосе.
Однако в ПДД большее место занимают не правила осуществления разворота, а нормы, запрещающие это делать.
Существует специальный дорожный знак, категорически запрещающий указанный маневр, – (3.19). Он устанавливается перед перекрестками и запрещает маневр как раз на этом участке. Запрещают разворот и семейство , исключающих левый поворот (а, следовательно, и разворот): — «Движение прямо» (4.1.1); — «Движение направо» (4.1.2); — «Движение прямо и направо» (4.1.4).
Не предоставляет право разворота и дорожный знак (5.5), ибо, развернувшись на таком участке, водитель автоматически попадает на полосу (или полосы), которые предназначаются только для встречных ТС.
Исключают маневр разворота еще два дорожных знака — (5.15.1) и «Направления движения по полосе» (5.15.2). Если, конечно, из крайне левой полосы будет запрещен левый поворот.
https://youtube.com/watch?v=S-QW701qC-I
Разворот на перекрестке
Правила разворота на перекрестке регулируются пунктом 8.5 ПДД:
8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
Таким образом разворот на перекрестке должен выполняться из крайнего левого положения, т.е. от центра проезжей части.
Обратите внимание на этот пункт. Например, выполнить разворот на перекрестке, где пересекаются две неширокие двухполосные дороги, без нарушения правил дорожного движения невозможно
Чтобы не выехать на газон или тротуар водителю придется либо нарушить требования пункта 8.5 (развернуться из крайнего правого положения), либо включить задний ход на перекрестке (нарушить пункт ПДД).
Разворот вне перекрестка
Разворот вне перекрестка подчиняется другим правилам:
8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.
Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.
Вне перекрестка разворот можно выполнить как от центра проезжей части, так и от ее правого края. В том числе можно начать разворот и с правой обочины. Второй вариант, безусловно, является наиболее предпочтительным. Легковой автомобиль, который начал разворот с обочины, даже на двухполосной дороге сможет завершить маневр без включения передачи заднего хода. Если же вписаться не удалось, то вне перекрестка правила не запрещают включить задний ход.
На практике выполнять разворот вне перекрестка обычно удобнее, чем на перекрестке.