Можно ли управлять скутером с категорией b или без прав?
Содержание:
- Порядок оформления прав на скутер
- Основные правила дорожного движения для мопедов и скутеров
- Штрафы для мотоциклистов в 2021 году
- Как должен располагаться мопед на проезжей части
- Езда между рядами
- Новый закон о запрете или разрешении двигаться между рядов для мотоциклов
- Как правильно ездить?
- Правила и определения для решения вопроса возможности движения между рядов.
- Нет прав – платите штраф
- Почему мотоциклистам нельзя ездить между рядами в 2021 году?
- Спорные ситуации нарушений и способы избежать наказания в таких случаях
- Где можно ездить:
- Использование ближнего света фар на скутере
- Права на скутер
- Что запрещается делать водителям скутеров?
- Какие документы нужны для регистрации
- Требования для получения водительского удостоверения
Порядок оформления прав на скутер
Для того чтобы получить права на скутере, следует пройти ряд стандартных процедур:
- Обучение в автошколе (обычно это сокращенный курс продолжительностью две недели, который включает изучение сокращенной версии теории ПДД) – стоимость обучение составляет примерно 9-12 тысяч рублей.
- Пройти медицинский осмотр.
- Сдача внутренних экзаменов.
- Сдача экзаменов в ГИБДД: теория (допустимо две ошибки в ответах), площадка, город.
Для оформления прав необходимы документы:
- Заявление на получение прав категории М.
- Паспорт.
- Справка из наркологического диспансера.
- Справка из психоневрологического диспансера.
- Общую медицинскую справку.
- Фото 3 на 4.
- Квитанцию об оплате за сдачу экзамена (стоимость экзамена составляет 800 рублей).
Если с первого раза сдать экзамен не получается, вам назначат пересдачу спустя 7 и более дней после первой попытки.
1. Где выдаются права
Права на скутер выдаются в ГИБДД, по месту обращения, т.е. вы выбираете наиболее территориально подходящее вам подразделение ГИБДД, где сначала сдаете экзамены, а затем получаете свое водительское удостоверение.
2. Кому выдаются
Права категории М выдаются лицам, которые:
- Уже достигли возраста 16 лет.
- Прошли соответствующее обучение.
- Имеют медицинскую справку.
- Успешно сдали теоретические и практические экзамены.
3. Что представляет собой экзамен
Экзамен для получения прав категории М состоит из двух частей: теория и практика.
Экзамены сдаются в ГАИ, под надзором сотрудников отделения. Сотрудник, который принимает экзамен должен:
- Быть старше 25 лет.
- Иметь права категории М или выше.
Теоретическая часть представляет собой тестирование на компьютере. После успешной сдачи теории, необходимо сдать практическую часть на площадке и в городе.
Сдавать экзамены можно только после обучения в автошколе, самому просто подготовиться и прийти сдавать запрещено.
Если с первого раза сдать не получилось, у вас есть 7 дней для того чтобы подготовиться и прийти на пересдачу. В случаи провала во второй раз, на пересдачу вас допустят только через месяц. И в последующем промежуток между пересдачами должен быть более 30 дней.
В итоге, для того чтобы управлять скутером или мопедом, независимо от мощности двигателя, водителю понадобятся права. Данный закон введен недавно, однако, это не освобождает водителей от их обязанностей. Категории прав для вождения скутером – М или А (зависит от типа механического транспортного средства). При наличии категории В или любой другой, получении категории М не требуется.
Обязательным условием также является достижение водителем 16 лет, а также езда без шлема на мопеде противозаконна. За несоблюдение этих условий водителю грозит штраф.
Для получения прав потребуется пройти обучение в автошколе, пройти медицинское обследование и сдать экзамены в ГИБДД.
Таким образом, процедура получения водительского удостоверения не такая уж и сложная, и занимает немного времени. Если же вы захотите прокатиться на скутере без прав, вам возможно придется поплатиться за это высоким штрафом в размере от 5 тысяч рублей и более.
Основные правила дорожного движения для мопедов и скутеров
Так как мопеды – тоже участники автодорожного движения, как и остальные виды транспортных средств, они подчиняются общим Правилам движения за некоторыми исключениями, предусмотренными специально для такого облегченного мототранспорта:
Номер пункта в ПДД | Правило | Примечания |
2.1.1 | Обязательность наличия водительского удостоверения. | Получение категории М или А1 – необходимо. |
19.5 | Дневное включение фар. | Днём все машины, участвующие в дорожном движении, должны включать фары ближнего освещения, либо ходовые огни дневного предназначения. На мопеде нет специальных таких фар, поэтому следует использовать фары ближнего освещения. Включение должно производиться сразу же, как водитель сел за руль. |
24.7 | Движение по правому краю автодорожной полосы. | Мопед или скутер должны перемещаться по правому краю полосы дороги в пределах границ, расчерченных дорожной разметкой (кроме объезда и иных случаев). |
22.21 | Провоз пассажиров на мопеде (скутере). | Разрешено исключительно в случаях, когда водитель имеет открытую категорию А, либо – А1 в течение 2-х лет и дольше. |
24.8 | Перевозка детей | Запрещено провозить детей до 7 лет мопедах, если для них не оборудовано специальное безопасное место. |
Различные запреты | Категорически не разрешается: 1. Ездить на мопеде и не держаться руками за руль даже одной рукой. 2. Везти груз по габаритам превышающий норму – 0,5 м в длину, ширину мототранспорта, либо препятствующий нормальному управлению машиной. 3. Совершать развороты на трамвайном полотне. 4. Делать повороты в левую сторону на проезжей части. 5. Разворачиваться влево на трассах с полосами больше одной. 6. Совершать поездки, когда надет, но не застегнут шлем. 7. Пересекать путь пешеходам, двигаясь по «зебре», отведенной специально для пеших участников движения. Здесь следует отметить, что водитель мопеда может слезть с машины и везти его вручную по пешеходному переходу. | |
24.9 | Буксировка | Буксировать мопедами нельзя. Равно как их буксировать их – тоже. Их разрешается лишь провозить с частичной или полной погрузкой на транспортник. Исключением являются мопеды с колясками (прицепами). |
Включение света ближней оптики позволяет другим участникам автодорожного движения опознавать, что впереди едет мопед. Правило в п. 19.5 прописано как раз для того, что участники могли включением огней сигналить о том, что их машина чем-то особенна, отличается от других.
Например, при провозе детей днем, водители автобуса всегда включают фары дневного света. Правило действует в России с 2010 года.
В противном случае полицейские ГИБДД вправе будут не только денежно наказать мопедистов, но также и арестовать транспортное средство.
Штрафы для мотоциклистов в 2021 году
Как правило, мотоциклисты подлежат тем же штрафам, что и автомобилисты. Подробно они описаны в разделе «Штрафы ГИБДД».
Однако учтите штрафы, которые вызывают у мотоциклистов больше всего вопросов:
Нарушение | Хороший | Статья КоАП |
Перевозка пассажиров на мотоцикле со стажем водителя менее 2-х лет | 500 руб | 12:23 часов 1 |
Вождение мотоцикла без прав или без категории А | 5000 — 15000 руб | 12,7 часов 1 |
Езда без шлема | 1000 руб | 12,6 |
Отказ зарегистрировать мотоцикл | За первое нарушение: 500-800 рубВ случае повторения: 5000 руб. Или лишение на срок от 1 до 3 месяцев | 12,1 часов 112,1 часов 11 |
Педали без цифр | 5000 рублей или лишение свободы на срок от 1 до 3 месяцев | 12,2 часа 2 |
Удачи на дорогах!
Как должен располагаться мопед на проезжей части
- Согласно пункту Правил 9.9, водителям, которые управляют мопедом, запрещается движение по дорожкам для пешеходов, разделительным полосам или же тротуарам. Также, исключается движение по велосипедным дорожкам всем транспортным средствам, кроме мопедов.
- Согласно пункту Правил 24.7, водители скутеров обязаны передвигаться по максимально правому краю проезжей части или же, по возможности, велосипедной дорожке. Сюда так же относят и обочину, если это не будет создавать неудобства и помехи движению пешеходов. Следует учитывать тот факт, что водитель не всегда следовать этим требованиям, так как существуют ситуации, когда необходимо объехать остановившиеся автобусы или троллейбусы. Также, разрешается перестраиваться во второй ряд, если разметка на дороге запрещает ему движение по правой стороне.
- Согласно пункту Правил 24.4, водитель должен уступать дорогу всем транспортным средствам, если он находится в ситуации, когда движется по велосипедной дорожке, которая пересекается перекрестком и этот участок дороги не регулируется.
Езда между рядами
Главным преимуществом мотоцикла является маневренность и юркость. В этом ему действительно нет равных. На таком виде транспорта водитель легко проскочит там, где не проехать даже на самой миниатюрной машине. Это преимущество не означает, что соблюдать общие для всех правила теперь не нужно.
Тема движения между рядами остается горячей и активно обсуждаемой. С одной стороны кажется, что байк никому не мешает. Он спокойно едет в соседстве с машинами, не задевая другие ТС.
Опасная езда в междурядье
Однако правильное положение мотоциклиста на полосе движения – не праздный совет, а требование, которого необходимо придерживаться. Игнорируя его, ездок лихорадочно маневрирует по дороге, а это не что иное, как опасный стиль вождения. Он же напрямую противоречит нормам ПДД. При таком поведении на дороге практически невозможно соблюдать безопасную дистанцию. Иногда мотоциклист едет, плотно прижавшись к чужому автомобилю.
Небезопасные маневры на дороге
Не всегда инспекторы останавливают таких лихачей, но это не значит, что можно ездить как угодно, в том числе, между рядами. Даже если опасное вождение приведет только к царапинам на транспортных средствах, при разборе дела страховая компания или суд наверняка будут на стороне машины, которую зацепил мотоцикл.
Увы, незначительное столкновение может закончиться для байкера увечьями или трагично. Ведь такой транспорт легко теряет устойчивость, даже когда кажется, что ситуация совершенно безобидная.
Об этом лучше помнить и автомобилистам. Не стоит терять бдительность на поворотах, разворотах, при выполнении маневров на двухполосной дороге. Если пострадает человек, вряд ли водителю будет спокойнее, даже когда он будет прав в конкретной ситуации.
Новый закон о запрете или разрешении двигаться между рядов для мотоциклов
Кстати, уже давно ведутся разработки по ужесточению ответственности для мотоциклистов за междурядье и движение между автомобилями с небезопасным боковым интервалом. Так, один из последних проектов законов предлагает ужесточить наказание, введя отдельную норму для мотоциклов за это в виде:
- штрафа за движение мотоциклов между рядами от 3 до 5 тысяч рублей,
- или лишения прав от 3 месяцев до полугода.
Между тем, некоторые издания, далёкие от автозаконодательства, утверждают о том, что якобы «мотоциклистам хотят запретить двигаться между полос движения». Зная то, что вы уже прочитали выше, можно понять всю абсурдность данного утверждения. Ведь мотоциклистам итак нельзя ездить по полосам разметки, а помещаясь в один ряд с машинами, они могут, не нарушая ПДД, создать второй ряд в рамках одной полосы.
Как правильно ездить?
Движение на велосипеде или скутере осуществляется в попутном направлении транспортным средствам. Навстречу транспортным средствам двигается только пешеход!
Водитель скутера в обязательном порядке движется по дороге в застегнутом мотошлеме.
В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.
Нельзя управлять велосипедом или скутером не держась за руль.
На велосипеде и скутере нельзя перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном подножками. Любой скутер — одноместное транспортное средство.
Нельзя перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению.
Водитель велосипеда или скутера должен подавать сигналы поворота перед началом движения, перестроением, поворотом и остановкой. Поскольку световыми указателями поворота велосипеды не оборудуются, сигналы необходимо подавать рукой. Соответственно, сигналу левого поворота соответствует вытянутая в сторону левая рука, сигналу правого поворота — вытянутая правая рука (согнутая в локте левая рука), сигналу торможения и остановки соответствует вытянутая вверх левая рука. Сигналы поворота необходимо подавать заблаговременно до начала поворота. Вернуть руку на руль можно непосредственно перед началом поворота.
Нельзя поворачивать налево или разворачиваться, если на дороге в данном направлении есть 2 или более полос, или на дороге есть трамвайные пути.
Чтобы повернуть налево или развернуться необходимо доехать до пешеходного перехода, слезть с велосипеда или скутера, таким образом стать пешеходом, после перехода дороги по пешеходному переходу вновь сесть на велосипед или скутер и продолжить движение.
Водители велосипедов и скутеров должны пропускать пешеходов!
Вне перекрестка при пересечении велосипедной дорожки с автомобильной дорогой водитель велосипеда или скутера должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге, т.е. ждать, пока по дороге не проедут все автомобили.
Велосипед или скутер так же, как и любое другое транспортное средство, должен снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов.
Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом. Самые распространенные нарушения ПДД:
- движение навстречу транспортным средствам;
- движение на велосипеде по пешеходному переходу. Это нарушение чрезвычайно опасно, т.к. велосипедисты появляются весьма стремительно и неожиданно и очень часто в подобных ситуациях дети погибают. Водители автомобилей при этом виноватыми не являются (они должны пропускать исключительно пешеходов, к которым велосипедисты не относятся);
- столкновение с машиной, поворачивающей направо.
Правила и определения для решения вопроса возможности движения между рядов.
Процитируем пункты ПДД для решения данного вопроса и акцентируем внимание на выделенных фрагментах. Ширина полосы движения не может быть меньше ширины автомобиля
Ширина полосы движения не может быть меньше ширины автомобиля.
Если на проезжей части имеется разметка, определяющая границы полос движения и (или) знаки 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, то количество полос определено. Причем, одинарная сплошная осевая линия 1.1 определяет по одной полосе движения в каждом направлении, двойная сплошная 1.3 — две и более. Этот пункт не определяет ширину полос.
Две полосы движения определены водителямиЧетыре полосы движения определены водителямиДве полосы движения определены разметкойЧетыре полосы движения определены разметкой
В соответствии с изменениями ПДД с 12 июля 2017 года дорожная разметка 1.3 (двойная сплошная линия) может применяться в том числе и на двухполосных дорогах с шириной полосы более 3.75 метров.
Обращаем внимание на строгое расположение в полосе. Для движения между рядами из этого пункта требуется соблюдать боковой интервал
Не самая удачная формулировка и крайне субъективная
Для движения между рядами из этого пункта требуется соблюдать боковой интервал. Не самая удачная формулировка и крайне субъективная.
Исходя из условия в п.9.7 ПДД движение между рядов возможно в двух случаях, когда полосы движения размечены и когда разметки нет.
Нет прав – платите штраф
В зависимости от обстоятельств, штрафы за управление мопедом без водительского удостоверения могут отличаться, но в среднем они составляют от 800 рублей до 15 тысяч.
Рассмотрим, какая ответственность предусмотрена в разных ситуациях.
Права остались дома
Кроме того, даже после выписки штрафа водитель не сможет продолжить движение, пока кто-либо из знакомых по его просьбе в течение получаса не привезет забытое удостоверение. В другом случае мопед может быть отправлен на специальную стоянку, и забирать его придется уже оттуда.
Если права утеряны
Если вы этого еще не сделали, но выехали на мопеде и вас остановил инспектор, готовьтесь заплатить штраф в размере от 5000 до 15000 рублей.
Вождение без открытой категории
Транспорт заберут на штрафную стоянку до момента устранения нарушения. Такой же штраф с 2016 года введен и для несовершеннолетних водителей мопедов, правда, оплачивать его придется родителям или опекунам нарушителя.
Если срок действия прав истек
Если срок истек, но вы не предприняли мер по замене прав – ответственность будет такой же, как и в предыдущем случае – просроченные права приравниваются к их отсутствию.
Дали «прокатиться» на мопеде человеку без прав
Не поддавайтесь на уговоры знакомых дать им возможность прокатиться на мопеде при отсутствии у них соответствующих прав. Это, в первую очередь, вопрос безопасности, а во вторую – та же самая ответственность за вождение без наличия прав, минимальный штраф при этом нарушении составляет 5000 рублей.
Повторное нарушение правил
Альтернативой уплате штрафа могут стать исполнительные работы на период до 200 часов либо же арест на 15 суток.
Будьте внимательны и ответственно подходите к вопросу управления транспортным средством: не забывайте права дома, следите, чтобы их срок действия был актуальным. Экономьте свое время и средства, а в идеале – не нарушайте эти и любые другие правила движения на дорогах.
Почему мотоциклистам нельзя ездить между рядами в 2021 году?
И начнём мы сразу с самого сложного (пока мыслительная деятельность свежа). Ниже вы поймёте, что само понятие «езда между рядами» для такого транспортного средства, как мотоцикл, в принципе абсурдна. Впрочем, она не лишена практической реализации. Дело здесь в недопонимании терминов, согласно Правил дорожного движения. А именно этим нормативным актом руководствуются сотрудники ГИБДД и суды при назначении штрафа или иного административного и даже уголовного наказания и виновников в ДТП.
Различие ряда и полосы по ПДД
А теперь переходим ещё к трём другим терминам:
- линии разметки – здесь тоже всё очень просто: это нарисованные на дороги, собственно, линии, которые делят проезжую часть на полосы (но не на ряды),
Таким образом, пока получаем главное: Правила не запрещают мотоциклистам ездить между рядов, так как их определения в ПДД не существует, а полоса фактически приравнивается к ряду только в случае движения по ней автомобилей. Однако, есть существенная разница между терминами «ряд» и «полоса» для движения при появлении на участке дороги мотоциклиста. И именно эта формальность практически делает большинство водителей мотоциклов нарушителями.
Вас также заинтересует:
- Какие правила для дорожной искусственной неровности? Размеры, установка и штрафы
- Пьяный водитель или без прав после аварии – можно ли поменяться местами с пассажиром и что грозит?
- У кого преимущество при движении и перестроении по полосе разгона? Обгон и опережение
И вот почему!
Единственное исключение, которое приводит эта же норма – это манёвр перестроения.
Тонкость движения в междурядье, если разметки нет
А в случае, если никаких линий на данной дороге не нарисовано, тогда всё немного сложнее. Но разобраться всё равно можно.
- Если на проезжей части поместились и автомобиль, и мотоцикл, то они просто образовали 2 ряда для движения – никто ничего не нарушает, просто потому что они помещаются с учётом бокового интервала. Получается, и вопроса о том, можно или нельзя мотоциклисту двигаться между рядами, не может быть, потому как двухколёсный в своём ряду.
- Но вышеописанный пункт работает только в том случае, если они не столкнулись. Если автомобилист сбил мотоциклиста, значит, боковой интервал оказался небезопасным. Хотя, по виновности вопрос другой, и, кроме того, здесь возможны варианты с перестроением – ниже мы ещё поговорим о ДТП с мотоциклистами в междурядье.
- Ещё более сложная ситуация… При отсутствии линий разметки проезжая часть делится пополам на попутную и встречную. Так вот, если мотоциклист, к примеру, опережает машину, частично оказавшись на встречной полосе, только тогда можно говорит о том, что первый движется между рядов. Но это тоже относительно, потому что, если появится в этом примере встречный автомобиль, и все трое поместятся без столкновения, то боковой интервал снова оказывается безопасным, а рядов для движения мы получаем уже три – мотоциклист не едет в междурядье.
Движение в одной полосе мотоцикла с автомобилем
А теперь самое сложное – фактически ПДД и не запрещают даже при наличии прерывистой или сплошной разметки всунуться мотоциклисту в одну полосу с автомобилем. Да, при этом они образуют уже два ряда. Однако, никаких противоречий формально здесь быть не может, согласно предписаниям Правил.
- Самое определение полосы движения никак не устанавливает, что мотоцикл и автомобиль должны ехать по ней только по одному (да даже для двух автомобилей это работает также).
- Пункт 9.1 указывает на количество полос на проезжей части, но также самостоятельно не запрещает ехать в пределах одной полосы в два ряда.
- А пункт 9.7 вообще говорит просто про запрет наезжать на линии разметки.
Как итог, получаем вывод: мотоциклисту запрещается езда между рядами. Однако, это работает только в том случае, когда мотоцикл едет конкретно по линии разметки. Двухколёсному можно создавать новый ряд с учётом его габаритов на дороге без разметки, равно как не запрещено ехать в пределах одной полосы между линиями разметки с автомобилем.
Ситуации: слева – мотоциклу можно ехать в другой полосе; посередине – можно образовать второй ряд в одной полосе с автомобилем; справа – запрещено ехать между рядами по линии разметки.
Спорные ситуации нарушений и способы избежать наказания в таких случаях
При езде на скутере без прав водитель может не только получить наказание в виде штрафа – его ТС могут забрать на штрафстоянку. Чтобы избежать этого можно попробовать позвонить знакомым – если кто-нибудь из друзей сможет добраться на место происшествия и предъявить права с необходимой категорией, эвакуатор не забирает скутер.
Несмотря на то что ПДД не запрещают движения скутеров по обочине автодороги, все же и за это иногда можно поплатиться. Водители малолитражных ТС нередко упускают из внимания одну деталь: передвигаться таким образом можно лишь при отсутствии пешеходов — ч. 24.7 ПДД .
При обнаружении сотрудником ГИБДД такого нарушения остается только одно – доказывать, что пешеходы появились внезапно и движение скутера по обочине осуществлялось без намерения им помешать. Также движение по обочинам дорог возможно в случаях, когда из-за аварии часть шоссе, предназначенная для движения автомобилей, полностью загружена.
Согласно правилам, скутерам нельзя выполнять развороты и повороты налево, в тех местах, где предусмотрено от двух полос для движения в направлении движения ТС.
Но водителям скутеров при необходимости попасть на противоположную часть улицы будет несложно не сложно, можно на время стать пешеходом и спокойно пересечь улицу.
Всем владельцам мототранспорта будут полезны и другие статьи про штрафы от наших экспертов. Узнайте о том, что грозит за езду без шлема и нарушение скоростного режима на автомагистрали.
Где можно ездить:
Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.
Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.
«Полоса для велосипедистов» — полоса проезжей части, предназначенная для движения велосипедистов и на мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 4.4.1 в сочетании с табличкой 8.14 , расположенными над полосой.
Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.
Использование ближнего света фар на скутере
Как показывает практика, мопеды и скутеры чрезвычайно редко оборудуются специальными дневными ходовыми огнями. Вместо них водитель должен использовать ближний свет фар. Включить фару водитель должен сразу же после того, как он занял свое место на сиденье и хорошенько схватился за руль.
Данное правило очень важное. Оно позволяет водителям других транспортных средств заранее замечать движущийся скутер или мотоцикл
Поэтому от включения ближнего света напрямую зависит безопасность водителя двухколесного транспортного средства. Напомню, что начиная с 10 ноября 2010 года ближний свет фар должны включать водители всех транспортных средств (Поправки в ПДД 2010).
Права на скутер
Законодательная база в отношении езды на скутерах и мопедах очень изменчива. Федеральный закон о необходимости оформления прав категории М ввели с ноября 2013 года. Для получения прав нужно пройти обучение в автошколе и сдать соответствующий экзамен в ГИБДД.
В связи с этим законом, в ПДД были внесены соответствующие изменения. Однако, когда ввели новое правило, не учли, что автошколам нужны новые ПДД и новые специалисты для того чтобы обучать на новую категорию. Поэтому почти год теоретически закон существовал, но не действовал. В связи с этим, людям, которые хотели управлять скутерами, нужно было получать более высокую категорию управления.
По закону мопедом принято считать механическое средство, обладающее такими характеристиками, как:
- Максимальная скорость движения не должна превышать 50 км/ч.
- Объем двигателя внутреннего сгорания не должен быть больше 50 куб. см или электродвигатель от 0,25 кВт до 4 кВт.
Мопед может иметь два или три колеса, а также к мопедам приравнивают квадроциклы. К мопедам могут причислить даже велосипед, у которого имеется двигатель, подходящий под характеристики скутера. С апреля 2014 года каждый тот, кто управляет скутером, обязан обладать соответствующими документами. По просьбе сотрудников ГИБДД водитель обязан предъявить права.
Также необходимо наличие шлема у водителя скутера. Если водитель мопеда не достиг возраста 16 лет, управление скутером запрещено.
Есть еще один момент, если вас лишили прав другой категории, и вы решили получить взамен права категории М, то такой вариант предусмотрели законом, и вы не вправе получить права, пока срок лишения других прав не закончится. А когда он закончится, вам и права категории М будут не нужны.
1. Скутеры мощностью до 50 кубов
Ранее управлять скутером до 50 кубов мог любой подросток, не имеющий никаких специальных удостоверений. Однако, сейчас законодательство ужесточило требования к управлению таких мопедов. И для управления ими необходимо иметь удостоверение с категорией М, либо с любой другой категорией. А также управлять скутером могут только те лица, которые достигли 16 лет.
Регистрировать скутер мощностью до 50 кубов пока не нужно, соответственно оформлять полис ОСАГО тоже необязательно, однако по желанию можно, ведь статистика показывает, что аварийность данного средства передвижения очень высока. В случаи попадания в ДТП на скутере без ОСАГО, возмещение ущербов по вашей вине придется оплачивать из своего кармана.
Кататься без прав можно управляя мопедом для мотокросса. Последние достаточно мощные транспортные средства. Однако ездить на них можно только на специальных спортивных площадках или в поле, где нет дороги, т. к. они относятся к спортивным снарядам. На общем дорожном полотне на подобных мопедах движение запрещено.
2. Скутеры мощностью 50 кубов
Существуют скутеры с более мощным двигателем, таким как 50 кубов и более. В данном случае водителю нужно получать другую категорию А1, если мощность не превышает 150 кубов. Возрастное ограничение также устанавливается от 16 лет. Наличие шлема при вождении является обязательным условием.
3. Скутеры 150 кубов
Вождение скутеров, которые имеют двигатель объемом 150 кубов, требует более сложной категории. Здесь нужно будет получить водительские права категории А. Такие скутеры приравниваются к мотоциклам. Вождение подобных механических транспортных средств возможно только тем, кто достиг 18 лет.
Категория А позволяет управлять всеми возможными видами двух-,трех-,или четырехколесными транспортными средствами с массой, не превышающей 400 кг. Однако, исключает право на вождение автомобиля.
Помимо получения категории А для вождения мопеда или скутера с мощностью 150 кубов, водитель обязательно должен:
- Пройти технический осмотр.
- Оформить страховой полис ОСАГО.
Также обязательным условием является наличие шлема при вождении подобного транспортного средства.
Что запрещается делать водителям скутеров?
Рассмотрим все по порядку.
1. Необходимо держаться хотя бы одной рукой за руль при движении на скутере.
2. Скутер — не грузотакси, перевезти на нем длинный рулон линолеума не получится. То же самое касается и других крупногабаритных предметов, например, нескладывающихся удочек, холодильников, беговых лыж.
3. ПДД для скутеров, также как и правила для велосипедистов, запрещают поворачивать налево и разворачиваться, если на дороге в данном направлении есть две или более полосы или на дороге есть трамвайные пути
Причем абсолютно неважно, где расположены трамвайные пути (в середине проезжей части или сбоку за тротуаром). Поворачивать и разворачиваться запрещается в любом случае
Тем не менее у водителя скутера всегда есть возможность остановиться, слезть с транспортного средства и превратиться на время в пешехода. После этого можно перейти широкую проезжую часть в нужном направлении по пешеходному переходу и вновь превратиться в водителя транспортного средства.
4. Водителю скутера в обязательном порядке нужен специальный шлем. Этот вопрос подробно рассматривался в статье «Нужен ли на скутер шлем».
5. Скутер — не тягач, буксировать сломанные транспортные средства он не должен. Да и вообще, скутер не должен участвовать в процессе буксировки.
В завершение предлагаю Вам еще раз вернуться к примеру со скутером из начала данной статьи и посчитать, сколько пунктов правил нарушили его водитель и пассажиры.
Надеюсь, что после изучения данной статьи Вы запомнили все правила для скутеров и будете лучше ориентироваться в транспортном потоке.
Ну а напоследок предлагаю Вам посмотреть видео, которое наглядно показывает, что транспортные средства лучше не доверять детям:
Удачи на дорогах!
Мопеды и скутеры — очень востребованные транспортные средства на территории России. Часто люди отдают им предпочтение по причине их ценовой доступности и удобстве при парковке — они не занимают много места. Также они пользуются особой популярностью у подростков, потому что им можно управлять только этим транспортом.
Какие документы нужны для регистрации
В каждом процессе регистрации существуют свои особенности, согласно которых проходит вся процедура. Регистрация мопеда или скутера с объемом 50 куб. см. и выше производится при наличии следующего комплекта документов:
- договор купли-продажи;
- общегражданский паспорт;
- паспорт транспортного средства;
- копию грузовой таможенной декларации (только в случаях первой постановки на учёт).
После того, как все документы собраны, можно обращаться в ГИБДД для того, чтобы транспортное средство зарегистрировали.
Вариант регистрации без каких-то документов
Нередко возникают ситуации, когда человек хочет поставить на регистрационный учет свое транспортное средство (скутер), но у него отсутствует часть важных документов. Возникает вопрос, сможет ли он сделать это, ведь от этого будет зависеть законность езды на скутере.
Такая возможность существует, но для этого придется собрать все документы, которые относятся к данному мототранспорту. К таковым могут относиться чеки либо договора купли-продажи, то есть те, которые непосредственно будут указывать на тот факт, что мопед действительно принадлежит этому человеку.
Процедура выглядит следующим образом:
- Первым делом следует обратиться в ГИБДД. Для этого при себе должен быть паспорт гражданина РФ и документ, который будет подтверждать покупку данного транспортного средства. Он должен быть обязательно на имя будущего владельца, так как в противном случае весь процесс оформления может стать ещё сложнее и длиннее. В противном случае, если он не на имя владельца или вовсе отсутствует, обратиться в МРЭО для уточнения. Делается это по месту прописки.
- После первого этапа заполняются все необходимые документы для прохождения сверки номеров, после чего оплатить пошлину.
- После пройденной сверки, работники инспекции заверяют бланки и ставят печать.
- Когда все документы будут оформлены и готовы, нужно обратиться в МРЭО по месту прописки. Там же подается заявление о желании зарегистрировать собственное транспортное средство.
Следует учитывать тот факт, что после такой регистрации, снять его будет невозможно следующие три года. Это относится как к скутерам, так и к мопедам либо другим видам мототранспорта. Чтобы провести регистрацию, водительское удостоверение не требуется. Для этого человек должен быть старше 18 лет и иметь при себе паспорт гражданина РФ.
Требования для получения водительского удостоверения
В 2021 году список может меняться в зависимости от категории необходимого водительского удостоверения на скутер. Перечень требований отражен в статье 26 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения». К сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного возраста и имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортным средством.
Дополнительно потребуется пройти профессиональное обучение. Категорию М и А1 можно получить с 16 лет. Для прав категории А нужно достичь совершеннолетия. Перечень медицинских противопоказаний к управлению скутером в 2021 году закреплен в Постановлении Правительства РФ №1604 от 29 декабря 2014 года. Основными из них считаются:
- наличие психических расстройств или расстройств поведения;
- болезни нервной системы и заболевания глаза и его придаточного аппарата;
- отсутствие конечностей или их деформация;
- снижение слуха ниже разрешённого уровня.