Расшифровка маркировки аккумуляторных батарей разных производителей
Содержание:
- Технология производства
- Параметры маркировки
- Расшифровка маркировки АКБ у разных производителей
- Типы корпусов – Азия, Европа, Америка
- Российская
- Основные стандарты маркировки
- Параметры маркировки
- Применяемые технологии
- Маркировка АКБ
- АКБ европейского производства
- Маркировка дата выпуска аккумуляторов у разных производителей
- Маркировка АКБ для легковых автомобилей
- Способы увеличить срок использования АКБ
- Устройство и принцип работы аккумулятора
Технология производства
Sb/Sb (Сурьмянистая, малосурьмянистая)
Старая классическая технология. В батарее используется сурьма в составе свинца, что укрепляет свинец и не дает вываливается из электродов при малейшей вибрации. Основным минусом сурьмянистых аккумуляторов является необходимость в постоянном обслуживании. Вода испаряется и нужно постоянно контролировать уровень электролита и доливать по необходимости. Сурьмянистые АКБ нельзя хранить без подзарядки больше месяца. Соединение сурьмы и свинца заставляет воду распадаться на водород и кислород при низком напряжении и электродвижущей силе. Когда выделяется кислород, положительные пластины окисляются. Окисление у сурьмянистых батарей происходит быстрее, чем у других.
Sb/Ca (Гибридная)
Положительный электрод гибрида изготавливается по технологии малосурьмянистого аккумулятора из свинца и сурьмы. Отрицательный электрод по кальциевой технологии из кальция с добавлением свинца. Свинцово-сурьмянистая пластина обеспечивает устойчивость питания к глубоким разрядам. В свою очередь, свинцово-кальциевая обеспечивает и уменьшение испарения воды и снижает фактор саморазряда. Гибридные аккумуляторы объединяют и совмещают сильные стороны сурьмянистого и кальциевого типов аккумуляторов и сводит к минимуму их недостатки.
Ca/Ca (Кальциевая)
Это разновидность аккумуляторной батареи, пластины которой изготовлены из свинца, легированного кальцием . Количество последнего элемента в процентном соотношении крайне незначительно. В роли легирующего элемента в таких АКБ кальций заменил сурьму, которая для этих целей применялась в течение длительного времени, но обладала рядом недостатков, для устранения которых потребовалось подобрать другое вещество. Владельцу данного аккумулятора не требуется проводить дополнительных манипуляций, таких как измерение уровня и плотности электролита
Установив новую кальциевую АКБ, о ней можно просто забыть практически на весь период эксплуатации, периодически уделяя внимание подзарядке. Главный минус и основное отличие кальциевых батарей от их гибридных или сурьмянистых аналогов это чувствительность к глубоким разрядам
Достаточно всего одного глубокого разряда, чтобы такая АКБ потеряла пятую часть своей емкости. Однократный полный разряд – и батарея лишится половины емкости, тогда как устройство, пережившее 9 – 10 разрядов становится полностью непригодным к эксплуатации.
AGM
Самая современная технология аккумуляторных автомобильных свинцово-кислотных батарей необслуживаемого типа. Благодаря особому составу волокна, электролит не растекается и не испаряется, формируя плотную адсорбированную массу. Такие аккумуляторы имеют высокий пусковой ток, инертность пластин к вибрациям, отсутствие газовыделения и испарения электролита, устойчивость к глубокой разрядке, устойчивость к морозам и быструю зарядку.
EFB
Такая батарея является улучшенным типом свинцовой, она продуктивнее в работе, чем модели прошлого поколения. В данной модели свинцовые пластины значительно толще, а так же каждая пластина завернута в пакет из специального материала, который пропитывается электролитом. Сетка из полиэстера, находящаяся между сепаратором и пластиной, удерживает активную массу внутри и предотвращает её вымывание. На сепаратор приклеен ворс из стекловолокна, для сохранения правильного расположения пластин. Объем электролита снижен в три раза. Повышена устойчивость к глубокому разряду, это дает восстановиться АКБ на сто процентов. Показатели пускового тока улучшены практически до пятидесяти процентов.
Эта инновационная технология позволяет аккумуляторам служить дольше, чем классическим свинцовым батареями. Но в то же время, такие АКБ доступнее, чем AGM батареи.
GEL
Cвинцово-кислотные необслуживаемые АКБ, в которых электролит имеет желеобразное состояние, так как в электролит добавлена двуокись кремния. Технология позволяет увеличивать количество возможных циклов разряда и заряда и способность к восстановлению после глубокого разряда. По своей сути гелевый аккумулятор является силовым (тяговым) аккумулятором, наиболее подходящим для электромобилей и погрузчиков, а также для систем резервного электроснабжения. Стартовые характеристики хуже, чем у AGM или EFB.
Параметры маркировки
Шифр маркировки будет зависеть не только от страны производителя, но и от типа батареи. Разные аккумуляторы применяются для разных целей. Есть стартерные батареи, которые предназначены для использования в автомобилях. Есть более мощные, сухозаряженные и другие. Все эти параметры должны указываться для покупателя.
Маркировка АКБ
Как правило, маркировка должна содержать следующую информацию:
- название и страну производителя;
- емкость аккумуляторной батареи;
- номинальное напряжение, ток холодной прокрутки;
- тип АКБ;
- дата и год выпуска;
- количество элементов (банок), находящихся в корпусе батареи;
- полярность контактов;
- буквенные символы, которые показывают такие параметры, как заряженность или обслуживание.
Каждый стандарт имеет свои общие черты, но и свои особенности
Например, очень важно уметь прочитать дату изготовления. Ведь аккумулятор должен храниться в особых условиях и при определенной температуре
Неправильное хранение может сказаться на качестве батареи. Поэтому лучше выбирать свежие аккумуляторы с полной зарядкой.
Расшифровка маркировки АКБ у разных производителей
Как видим, дата изготовления аккумулятора указывается по-разному. Отсутствие единого стандарта сильно затрудняет поиск и расшифровку этой информации, в подавляющем большинстве случаев без использования соответствующих справочных материалов проверить год и месяц производства батареи невозможно.
Что тут говорить, если даже опытные аккумуляторщики зачастую вынуждены пользоваться такими таблицами в зависимости от машины и установленного аккумулятора. Впрочем, потребность в получении этих данных у них формально отсутствует, а вот для покупателя эта информация важна. Впрочем, при желании нужные данные можно легко найти в интернете, воспользовавшись смартфоном или иным мобильным гаджетом. Главное – помнить, что при покупке такая проверка не помешает.
Типы корпусов – Азия, Европа, Америка
Среди автомобилистов распространенно заблуждение, что аккумулятор с жидко-абсорбированным электролитом (AGM) и его гелиевый аналог (GEL) – это однотипные АКБ с идентичными технико-эксплуатационными свойствами. Это не так! Второе ошибочное мнение – азиатские батареи отличаются от европейских и американских полярностью за счет левой «плюсовой» клеммы.
У всех серьезных производителей независимо от «географии» в модельном ряду присутствуют АКБ с обратной («0») и прямой («1») полярностью для максимально широкого охвата профильного рынка. Реальные же различия имеют только конструктивную основу и не связаны с направлением электрохимических процессов внутри батареи.
Российская
Отечественные производители наносят маркировку не просто по общепринятой договорённости – правительством введён ГОСТ, который строго определяет, в каком порядке и какие данные должны быть нанесены на аккумулятор.
Маркировка АКБ
Согласно ГОСТ на автомобильном аккумуляторе должны быть нанесены следующие обозначения в соответствующем порядке — примером послужит 6СТ60АП3 – при расшифровке, это будет значить:
- Обозначает, какое количество банок имеет выбранный аккумулятор (6).
- Определяет назначение АКБ, и позволяет подобрать подходящий. Для автомобилей должно стоять значение СТ – стартерная батарея.
- Третья цифра обозначает ёмкость АКБ (60);
- Последняя группа в обозначении (АП3), указывает на исполнение батареи.
Маркировка даты выпуска аккумулятора
Основные стандарты маркировки
Автолюбители должны понимать расшифровку маркировки аккумуляторов, соответствующую нескольким стандартам.
Их обозначение имеет некоторые нюансы, которые необходимо знать.
Отечественные батареи
В России маркировка АКБ регламентирует ГОСТ 959-91. Она имеет вид «А Б С Д».
Входящие в ее состав литеры расшифровываются следующим образом:
- А – число элементов питания, входящих в состав батареи;
- Б – тип АКБ;
- С – емкость прибора;
- Д – материал, из которого изготовлен аккумулятор.
Надпись позволяет узнать, что это стартерная батарея, емкость которой составляет 60 А*ч.
Она содержит шесть элементов питания (банок).
Последние три цифры указывают на конструктивные особенности аккумулятора:
- А – общая крышка;
- П – сепаратор изготовлен из полиэтилена;
- З – батарея залита и заряжена.
Европейский стандарт
Производители из Европы используют обозначения в соответствии с немецким стандартом DIN либо международным ETN.
В результате некоторые параметры совпадают, а часть отличается. Согласно требованиям DIN, обозначение батареи состоит из пяти цифр (560 19), а в соответствии с ETN – имеет девятизначный код (560 059 042).
В каждом из этих стандартов первые три цифры обозначают номинальный показатель емкости АКБ. Определить его значение можно, вычитая из трехзначного числа 500. Таким образом, маркировка автомобильных аккумуляторов 560 19 (DIN) и 560 059 042 (ETN) показывает, что их емкость составляет по 60 А*ч.
Две или три следующих цифры, в зависимости от стандарта, указывают на конструктивное исполнение батареи. ETN предполагает наличие еще одной тройки цифр, обозначающих показатель тока «холодной прокрутки». Для определения этого значения цифры необходимо умножить на 10. В приведенном примере (560 059 042) показатель тока составляет 420 А.
Американский и азиатский стандарты
Азиатские производители используют для обозначения своих продуктов стандарт JIS. Следует признать, что система маркировки довольно сложная, но автовладельцам следует разобраться со всеми нюансами.
Обозначение АКБ азиатских компаний состоит из 6 символов, например, 75В24L:
- Первые две цифры показывают емкость батареи, но номинальный параметр необходимо умножить на специальный коэффициент.
- Литера говорит о форме устройства и соотношение его размеров.
- Две следующие цифры указывают на длину аккумулятора в сантиметрах.
- Последняя литера показывает расположение клеммы «минус» и может иметь лишь два значения – L или R.
Чтобы разобраться в маркировке азиатских АКБ, стоит воспользоваться таблицей:
Американские компании чаще всего используют для обозначения стандарт SAE, но возможны иные варианты. Чаще всего маркировка этих продуктов содержит одну литеру и пять цифр, например, А34650.
Расшифровывается она следующим образом:
- Буква обозначает тип батареи.
- Две следующие цифры показывают размеры агрегата.
- Последние цифры – номинальное значение тока «холодной прокрутки» в амперах.
Также на АКБ указывается дата ее выпуска и проще всего расшифровываются обозначения отечественных компаний — первые две цифры показывают месяц, а последние — год производства.
С датой выпуска импортной продукции разобраться значительно сложнее, так как все производители используют собственное обозначение.
Эта маркировка может включать в себя не только месяц и год, но также завод, тип заказа и даже номер конвейера.
Параметры маркировки
Шифр маркировки будет зависеть не только от страны производителя, но и от типа батареи. Разные аккумуляторы применяются для разных целей. Есть стартерные батареи, которые предназначены для использования в автомобилях. Есть более мощные, сухозаряженные и другие. Все эти параметры должны указываться для покупателя.
Маркировка АКБ
Как правило, маркировка должна содержать следующую информацию:
- название и страну производителя;
- емкость аккумуляторной батареи;
- номинальное напряжение, ток холодной прокрутки;
- тип АКБ;
- дата и год выпуска;
- количество элементов (банок), находящихся в корпусе батареи;
- полярность контактов;
- буквенные символы, которые показывают такие параметры, как заряженность или обслуживание.
Каждый стандарт имеет свои общие черты, но и свои особенности
Например, очень важно уметь прочитать дату изготовления. Ведь аккумулятор должен храниться в особых условиях и при определенной температуре
Неправильное хранение может сказаться на качестве батареи. Поэтому лучше выбирать свежие аккумуляторы с полной зарядкой.
Применяемые технологии
АКБ Солите изначально производились на современном и технологичном оборудовании. За годы существования предприятия произошло уже несколько модернизаций, что позволяет следовать нынешним стандартам и даже диктовать их другим производителям.
Среди основных технологических особенностей можно выделить такие:
- Для производства аккумуляторных пластин используют очищенный свинец с добавлением различных полимеров и кальция. Это позволяет добиться максимальной прочности и устойчивости.
- Чтобы разделить электроды с разной полярностью, в батареях предусмотрены специальные сепараторы низкого сопротивления. Они призваны защищать от возможного короткого замыкания.
- Основная масса выпускаемых АКБ – свинцово-кислотные. Несмотря на наличие других технологий, пока ни одна из них не может соперничать со свинцово-кислотными батареями в плане соотношения цены, качества и эффективности.
- В большинстве случаев устанавливается полностью герметичный корпус, не предусматривающий обслуживания. Но есть и такие АКБ, где открыть пробки по мере необходимости можно.
- Специальная технология размещения токоотвода позволяет повысить виброустойчивость и увеличить срок службы батареи.
- Основная линейка АКБ оснащается встроенными контроллерами уровня заряда.
- Все аккумуляторы комплектуются ручкой для переноски. Кажется мелочью, а на самом деле это очень удобное и полезное дополнение.
Ряд технологий, применяемых при производстве, компания не раскрывает. Видимо, здесь речь идёт о какой-то корпоративной тайне, либо о запатентованных технологиях.
Маркировка АКБ
Существует несколько систем маркировки АКБ, в том числе SAE (американская), ETN (европейская), DIN (немецкая), JIS (японская), ГОСТ (СНГ), BCI (интернациональная) и другие. В любом случае на корпусе батареи должны присутствовать символы, определяющие товарный знак, тип, дату изготовления, номинальную емкость, пусковой ток и напряжение, а также другую необходимую информацию (масса, полярность, уровень электролита и так далее).
Сначала рассмотрим маркировку по ГОСТ на примере: 8 СТ-75 М2 24V 75Ah 420A.
- По первой цифре определяется количество аккумуляторов (банок) в АКБ.
- Буквы указывают назначение, в данном случае «СТ» – стартерная батарея.
- Цифрой 75 маркируется номинальная емкость.
- Следующие за емкостью буквы с цифрами несут дополнительную информацию. Например: М2 – два мипластовых сепаратора из ПВХ; Э – эбонитовый корпус; Т – моноблок из термопластичного пластика; А – общая крышка и так далее.
- 24В (V) – напряжение.
- 75Ah – емкость.
- 420А – ток прокрутки (пусковой).
- «+» и «–» подскажут полярность.
- min и max ограничивают уровни электролита.
- 25 kg – вес батареи.
- Дата выпуска обычно наносится на верхней части АКБ в виде четырех цифр: две первые – месяц, а далее – год.
- Дополнительно в маркировке могут присутствовать другие символы.
Немецкая маркировка аккумуляторов для авто может быть выполнена по системе DIN (например: 650 21), либо ETN (650 801 176). В этом случае сначала указывается номинальное напряжение (первые три символа), а вторая группа цифр определяет дополнительную информацию: вибропрочность, наличие ручек, полярность и прочее. Третья комбинация в ETN обозначает ток прокрутки, величину которого можно вычислить, умножив последние цифры на 10. Чтобы узнать емкость батареи, нужно вычесть из первых трех 500.
Батареи японского производства маркируются по нормам внутреннего стандарта JIS. Для удобства рассмотрим значение символов на примере модели 80D26R:
- 80 – интегральная характеристика, по которой можно определить емкость и пусковой ток, используя специальную таблицу. Ее можно скачать через интернет;
- D – категория (форм-фактор) габаритов. Всего существует 8 групп в зависимости от размеров клемм, высоты банок и площади нижней части корпуса;
- 26 – длина аккумулятора в мм;
- R – минусовая клемма с правой стороны крышки, (L – с левой).
АКБ европейского производства
Европейские производители для маркировки пользуются двумя стандартами:
- ENT (European Typical Number) – считается международным.
- DIN (Deutsche Industri Normen) – используется в Германии.
Стандарт ENT
Код международного европейского стандарта ENT состоит из девяти цифр, которые условно делятся также на четыре части.
- Первая цифра показывает примерный диапазон емкости батареи:
- «5» – диапазон до 99 А*ч;
- «6» – в пределах от 100 до 199 А*ч;
- «7» – от 200 до 299 А*ч.
- Следующие две цифры указывают на точное значение емкости аккумулятора. Например, «75» соответствует 75 А*ч. Также узнать емкость можно, отняв от первых трех цифр 500.
- Три цифры после указывают на конструктивные особенности. Цифры от 0-9 показывают материалы изготовления корпуса, полярность, тип батареи и другое. Более точно о значениях можно узнать из руководства по эксплуатации.
- Следующие три цифры показывают значение пускового тока. Но чтобы его узнать, необходимо произвести некоторые математические вычисления. Нужно две последние цифры умножить на 10 или просто прибавить 0, и тогда получится полное значение. Например, номер 030 означает, что пусковой ток равен 300А.
Маркировка АКБ по стандарту ENT Кроме основного кода, могут присутствовать и другие указатели на корпусе батареи в виде пиктограмм или рисунков. Они показывают совместимость АКБ с разным оборудованием, назначение, материалы изготовления, наличие системы “Старт-Стоп” и так далее.
Стандарт DIN
Популярные немецкие аккумуляторы Bosch соответствуют стандарту DIN. В его коде имеется пять цифр, обозначение которых немногим отличается от европейского стандарта ENT.
Цифры условно делятся на три группы:
- Первая цифра указывает диапазон емкости батареи:
- “5” – до 100 А*ч;
- “6” – до 200 А*ч;
- “7” – свыше 200 А*ч.
- Вторая и третья цифры указывают на точную емкость батареи. Нужно произвести те же вычисления, что и в европейском стандарте – от трех первых цифр отнять 500.
- Четвертая и пятая цифры указывают на класс АКБ по габаритам, полярности, типу корпуса, крепежей крышки и внутренних элементов.
Информацию о пусковом токе также можно найти на корпусе батареи отдельно от маркировки.
Маркировка дата выпуска аккумуляторов у разных производителей
Знать дату выпуска аккумулятора очень важно. От этого во многом зависит производительность устройства
Здесь как с продуктами в магазине – чем свежее, тем лучше.
Разные производители по-разному подходят к указанию даты производства. Иногда, чтобы ее узнать, нужно очень хорошо разбираться в обозначениях. Разберем несколько популярных марок и их обозначение даты.
Berga, Bosch и Varta
Эти марки имеют единый способ обозначения даты и другой информации. Например, может указываться значение H0С753032. В нем первая буква указывает завод-производитель, вторая – номер конвейера, третья – тип заказа. Дата зашифрована в четвертом, пятом и шестом символе. “7” – значит последняя цифра года. В нашем случае это 2021 год. Следующие две соответствуют определенному месяцу. Это могут быть:
- 17 — январь;
- 18 — февраль;
- 19 — март;
- 20 — апрель;
- 53 — май;
- 54 — июнь;
- 55 — июль;
- 56 — август;
- 57 — сентябрь;
- 58 — октябрь;
- 59 — ноябрь;
- 60 — декабрь.
В нашем примере дата производства – май 2021 года.
A-mega, FireBull, EnergyBox, Plazma, Virbac
Пример маркировки – 0581 64-ОС4 127/18. Дата зашифрована в последних пяти цифрах. Первые три цифры указывают на точный день по счету в году. 127-й день – это 7 мая. Последние две – год. Дата производства – 7 мая 2021 года.
Medalist, Delkor, Bost
Пример маркировки – 9А05ВМ. Дата производства зашифрована в первых двух символах. Первая цифра означает последнюю цифру года – 2019. Буква показывает месяц. А – январь. В – соответственно, февраль и так далее.
Centra
Пример – KL8E42. Дата в третьем и четвертом символе. Цифра 8 показывает год – 2021, а буква – месяц по порядку. Здесь E – май.
Feon
Пример маркировки – 2936. Вторая цифра указывает на год – 2019 год. Последние две – номер недели в году. В нашем случае это 36-я неделя, что соответствует сентябрю.
Fiamm
Пример – 823411. Первая цифра указывает год производства. Здесь 2018. Следующие две цифры также указывают номер недели в году. В нашем случае это июнь. Четвертая цифра показывает день недели по счету – четверг (4).
NordStar, Sznajder
Пример маркировки – 0555 3 3 205 9. Последняя цифра показывает год, но чтобы его узнать, нужно от этого числа отнять один. Получается 8 – 2021 год. 205 в шифре показывает номер дня в году.
Rocket
Пример – KS7С28. Дата указана в последних четырех символах. “7” означает 2021 год. Литера С – это месяц по порядку алфавита. 28 – это день месяца. В нашем случае получается 28 марта 2021 года.
Panasonic, Furukawa Battery
Эти производители прямо указывают дату без лишних шифров и вычислений на днище АКБ или сбоку на корпусе. Формат ЧЧ.ММ.ГГ.
Российские производители также часто прямо указывают дату производства без лишних шифров. Отличие может быть только в последовательности указания месяца и года.
Маркировка АКБ для легковых автомобилей
Вся необходимая информация наносится на корпус аккумулятора в соответствии стандарту. Российский, европейский и азиатский способ обозначения параметров отличаются. Приведем расшифровку маркировка АКБ разными производителями.
Маркировка аккумуляторов в России
В России маркировка автомобильных аккумуляторов происходит по ГОСТ 959-91. Первое число показывает количество банок, соединенных последовательно. Если автомобиль должен иметь батарею с выходным напряжением 12 В, элементов 6. Буквы обозначают тип АКБ – СТ – стартовый. Следующие цифры обозначают емкость – оптимально от 55 А-ч. буквы после цифр означают дополнительные сведения:
- «З» — батарея залита электролитом, заряжена;
- «Э» — корпус эбонитовый;
- «Т» — корпус выполнен из термопласта.
Европейский стандарт маркировки АКБ
Европейские производители пользуются стандартом DIN (пятизначным)и FLT (девятизначным). Первые 3 цифры обозначают емкость аккумулятора, если вычесть 500. В пятизначном коде 2 цифры обозначают тип аккумулятора и его особенности. В девятизначном коде первые 3 цифры обозначают емкость, 3 последующих – конструктивные особенности, 3 крайних — 0,1 тока холодной прокрутки.
Маркировка АКБ из Японии и Кореи
Расшифровка маркировки аккумулятора из азиатских стран ведется по японскому стандарту JIS D 5301 “Lead-acid starter batteries”. Запечатанные необслуживаемые батареи здесь обозначены SMF. На картинке приведен пример обозначения аккумулятора Rocket SMF 85D26L. По европейской градации емкость этого АКБ 80 А-ч, резервная емкость 130 минут.
Американский стандарт маркировки АКБ
Маркировка американских АКБ для автомобилей соответствует стандарту SAE J537 (Society of Automotive Engineers). Код шестизначный. Первой указывается тип батареи – А, потом размер корпуса и полярность. Последние 3 цифры обозначают ток холодной прокрутки.
Мало расшифровать маркировку АКБ, необходимо знать взаимозависимость величин, указанных на этикетке. Главное, нужно правильно определить пусковой ток, чтобы сравнить приборы. При емкости аккумулятора до 90 А-ч, можно воспользоваться соотношением: ток SAE = 1.7*ток DIN
Способы увеличить срок использования АКБ
- Использовать антикоррозийную смазку и зачищать клеммы от окисления, поддерживать чистоту самой батареи.
- Предотвращать возможность саморазряда — не допускать наличие незащищенных электрических проводов. Впротивном случае батарея не прослужит долго.
- Особенно тщательно следить за полнотой заряда аккумулятора зимой.
- Если вы не планируете пользоваться автомобилем в течение значительного периода времени, лучшим решением будет отключить батарею либо обеспечить ее нахождение в помещении с плюсовой температурой.
- Чем теплее на улице — тем реже нужно заряжать АКБ. В среднем — дважды зимой и каждые 4 месяца (когда тепло).
Параметры зарядки зависят от емкости батареи. Так, при емкости 50 А/ч батарею заряжают током 5,0 А/ч., при емкости 60 А/ч — током 6,0 А/ч и т. д.
Устройство и принцип работы аккумулятора
В основе физического (точнее физико-химического) принципа работы автомобильного аккумулятора лежит явление, известное более 200 лет: между пластинами разных металлов, помещённых в кислую среду (электролит) возникает разность потенциалов. При подключении к этим пластинам (электродам) внешнего потребителя электричества в образовавшейся цепи протекает ток, а в жидкой среде – химическая реакция.
Схематично это выглядит следующим образом:
- Положительная пластина аккумулятора (катод) соединяется с отрицательной (анод) через нагрузку (лампочка).
- Частицы, заряженные отрицательно, от анода перемещаются к катоду, а по проводам через нагрузку протекает электрический ток.
- При этом у анода протекают окислительные реакции, а у катода восстановительные.
Описанный процесс – обратимый: при подключении к электродам внешнего источника питания процесс протекает в обратном порядке.
Здесь необходимо оговориться во избежание терминологической путаницы: понятия катод и анод имеют смысл только при протекании тока в определённом направлении (процесс разряда или заряда).
Устройство типичного автомобильного аккумулятора приведено на следующем рисунке:
Материалы основных элементов такого типа аккумуляторов:
- свинец для пластин отрицательной полярности;
- диоксид (разновидность окисла) свинца – материал пластин положительной полярности;
- рабочая жидкость (электролит) – водный раствор серной кислоты.
В процессе разряда происходит электрохимическая реакция, при которой материал пластин положительного электрода (свинец) вступает во взаимодействие с электролитом (раствор соляной кислоты) с образованием сульфата свинца и воды. На отрицательных пластинах также происходит образование сульфата свинца. При заряде батареи процесс протекает в обратном направлении.
Конечно, обратный процесс (заряда) происходит с некоторыми потерями: часть сульфатного покрытия со временем неизбежно кристаллизуется в нерастворимую субстанцию, которая снижает рабочую площадь, а значит и эффективность работы пластин. Это хорошо известный на практике процесс сульфатации. Ускорение процесса сульфатации и последующего разрушения пластин возможно, если после глубокого разряда аккумулятор длительное время не заряжается.
Корпус автомобильного аккумулятора выполнен из термопрочного и устойчивого к кислоте пластика и содержит шесть последовательно соединённых блоков (их ещё называют банками). В каждой банке расположены блоки свинцовых пластин отрицательной и положительной полярности, разделённых специальными перегородками – сепараторами.