Как почистить клапан холостого хода инжекторного двигателя
Содержание:
- Замена
- Признаки поломки
- Каким средством чистить дроссельную заслонку
- Неисправности регулятора холостого хода — сигнал Check Engine
- Причины, почему плавают обороты
- Диагностика неполадок
- Режим работы двигателя на низких оборотах
- Признаки неисправностей рхх ваз 2114
- Диагностика, ремонт и замена регулятора холостого хода
- Замена датчика холостого хода
- Где находится и как работает РХХ?
- Чистка или замена РХХ на ВАЗ-2110
Замена
Чтобы выполнить замен регулятора ХХ, профессионалом быть не обязательно. Сделав работу самостоятельно, вы получите полезный опыт, а также сможете сэкономить приличную сумму денег.
https://youtube.com/watch?v=4Ln1XJet2E8
Вся процедура должна выполняться в строгой последовательности, что позволит сделать все грамотно и качественно. Может даже лучше, нежели на станции технического обслуживания.
- Обесточьте свой автомобиль. Для этого достаточно просто снять минусовую клемму с аккумуляторной батареи вашего автомобиля. Короткие замыкания и удары током нам не нужны.
- Отключите колодку от датчика. В случае с инжекторным двигателем, установленным на ваш ВАЗ 2110, для отключения колодки достаточно просто нажать на пластиковый фиксатор.
- Отсоедините два винта. Причем лучше сначала откручивать левый крепежный элемент, а после него — правый винт.
Снятие устройства
- Это позволит добиться желаемого — снять регулятор холостого хода. Дальнейшие операции просты, как и все предыдущие мероприятия.
- Перед установкой нового датчика на его законное место, воспользуйтесь обычным моторным маслом, с помощью которого обрабатывается уплотнительное кольцо.
- Осмотрите состояние этого самого уплотнительного кольца. При длительной эксплуатации уплотнитель может деформироваться, покрыться трещинами. В этом случае лучше заменить его на новый.
- Далее наступает этап калибровки. Серьезных усилий прикладывать не придется, поскольку все основные задачи по калибровке возьмет на себя электронное реле.
- Включите на несколько минут зажигание, а затем выключите его.
- Если после проведенных операций и калибровки обороты перестали плавать, они не повышенные и стабильные, все вы сделали верно, и именно датчик ХХ был всему виной.
Как видите, РХХ — это достаточно важный элемент в системе автомобиля, за которым необходимо тщательно следить. Приятен тот факт, что в случае возникновения неприятностей с регулятором его всегда можно за считанные минуты заменить своими собственными руками.
Признаки поломки
Симптомы неисправности РХХ:
- двигатель не держит холостой ход. При этом холостые обороты могут подскакивать, зависать, а потом опять возвращаться в норму;
- двигатель троит на холостом ходу;
- не происходит компенсация возросшей нагрузки на двигатель;
- затрудненный пуск двигателя. Если нажатие на газ облегчает запуск, то это верный признак неисправности РХХ;
- поддерживаются недостаточные либо и вовсе отсутствуют прогревочные обороты;
- автомобиль глохнет на холостых, при сбросе газа, смене передач.
Роль в работе двигателя
Чтобы правильно распознать поломку регулятора, нужно понимать, как работает РХХ. Подробно устройство регулятора холостого хода и краткий процесс диагностики мы уже рассматривали, поэтому сейчас сосредоточимся только на роли в работе двигателя.
В системе жизнеобеспечения ДВС датчик холостого хода используется для регулировки подачи воздуха, проходящего мимо дроссельной заслонки (по байпасному каналу, начало которого расположено перед дроссельной заслонкой). При включении сразу многих потребителей электричества возрастает нагрузка на генератор и, как следствие, на сам мотор. Для поддержания стабильного холостого хода и напряжения зарядки аккумулятора, РХХ приоткрывает канал, пропуская больше воздуха в ДВС. Таким же способом реализуются повышенные обороты при прогреве ДВС.
Поломки
Основные неисправности регулятора холостого хода:
- обрыв питания, виной чему могут стать проблемы с электропроводкой, окисление контактов в разъемах. При ненадежном соединении такая неисправность проявляет себя периодически, что может затруднить процесс диагностики;
- некорректный ход штока вследствие загрязнений;
- поломка электродвигателя;
- разрушение уплотнительного кольца;
- износ штока. Движение шторки исправного РХХ происходит без закусываний, также не должно быть проскальзывания в червячной передаче. Для оценки состояния штока и червячной передачи рекомендуем посмотреть, как разобрать РХХ.
Среди вышеуказанных неисправностей загрязнение штока является наиболее распространенной поломкой. В процессе эксплуатации в каналах дроссельного узла скапливаются грязевые отложения. Если на вашем авто продолжительное время не производилась чистка дроссельной заслонкой, скорее всего, проблемы с холостым ходом связаны с нагаром на штоке регулятора. Для проверки РХХ необходимо снять с дроссельного узла. В качестве промывки можно использовать очиститель карбюратора.
Рекомендуем не допускать критичного загрязнения штока регулятора, поскольку повышенная нагрузка на электродвигатель может повредить элементы системы управления РХХ. Были случаи выхода из строя резистора электронного блока управления (ECU) из-за токовой перегрузки канала регулирования. Вероятнее всего, повышенную нагрузку провоцировало сопротивление грязевых отложений и нагара движению штока. Стоимость нового резистора смешная, но оперативное определение такого типа неисправности требует диагностического оборудования, а также квалификации мастера.
Диагностика
Существуют три вида системы стабилизации холостого хода:
- соленоидный (в разъеме всего 2 контакта);
- роторный (в разъеме 3 контакта);
- шаговый (в разъеме 4 контакта).
В современном автомобилестроении чаще всего применяется шаговый электродвигатель. В основе такого устройства расположен кольцевой магнит и 4 обмотки, расположенные под прямым углом относительно друг друга. Подача напряжения на определенные обмотки провоцирует вращательное движение ротора, который через червячную передачу двигает шток (шторку). Чтобы определить рабочий РХХ, нужно проверить состояние обмоток электродвигателя. Для этого необходимо замерить сопротивление на первых двух контактах и на вторых двух. Для измерения вам потребуются базовые навыки владения мультиметром, а также сам прибор.
- на выводах А,Б и С,D должно быть сопротивление от 40 до 80 Ом. Отсутствие сопротивления будет говорить об обрыве (для ВАЗ значение обычно составляет 50-53 Ом);
- на выводах А и С, А и D, В и С, В и D должно быть бесконечно большое сопротивление, что будет свидетельствовать об отсутствии замыкания. Поломка такого рода требует покупки нового РХХ.
Чтобы определить обрыв проводов питания, необходимо «прозвонить» проводку мультиметром в режиме измерения сопротивления.
Каким средством чистить дроссельную заслонку
Существует ряд специальных средств, предназначенных для очистки поверхности дроссельной заслонки. Некоторые народные умельцы используют для этого WD-40, ацетон, растворители и другие подобные составы. В принципе, их можно использовать, однако возрастает риск повредить что-нибудь внутри двигателя. На сегодняшний день в автомагазинах продается большое количество специальных средств для проведения упомянутой процедуры. Все они стоят относительно недорого. Поэтому с учетом того, что чистить дроссельную заслонку нужно не так часто, то любой автовладелец в состоянии приобрести себе подобное средство.
Наименование средства | Описание | Средняя цена | Примечания |
LIQUI MOLY DrosselKlappen-Reiniger (LM-5111) | На сегодняшний день лучшее средство для очистки дроссельной заслонки. Качественно очищает грязь и масляные отложения. | 520 р. | Аэрозоль, объем 400 мл в баллоне. |
Mannol Carburetor Cleanor | Хорошо отчищает масло и грязь с заслонки. Стоит дешевле, чем ABRO, а в баллоне баллоне больший объем. | 115 р. | Аэрозоль, объем 400 мл в баллоне. |
ABRO Carb&Choke Cleaner (CC-220) | Качественный очиститель. Популярен у автовладельцев на территории нашей страны. | 200 р. | Аэрозоль, объем 220 мл в баллоне. |
Стоимость указана по состоянию цен на лето 2021 года для Москвы и области
Итоги
При появлениях описанных выше неисправностей проверьте состояние дроссельной заслонки. Ее чистка не составляет больших сложностей. Однако если вы ее почистите, то динамические характеристики машины значительно улучшаться. Поэтому не забывайте проводить регулярную чистку заслонки через каждые 30. 50 тысяч километров пробега. Что касается средств очистки, то для этого пользоваться любым из перечисленных выше. Благо, стоят они недорого, поэтому доступны для любого автолюбителя.
Чистка Блока дроссельной заслонки и Клапана Холостого Хода я уже давно порывался замутить. Что на это побудило: 1. Плавающие обороты. 2. Провал оборотов при сбросе газа. 3. Падение оборотов при увеличении нагрузки в электро цепи.
Что нам потребуется. 1. Пару баллонов карбоклинера. Я купил фирмы Abro (взял то что было в магазине).
Приступим. Для начало снимаем БДЗ. делаем всё что указано на картинке
Сняли блок, видим что сажи там навалом.
Отворачиваем блок холостого хода с перепускными канальцами. Для этого нам понадобится ударно-поворотная отвёртка (я её прикупил в магазине за 200р). Ставим её на болтики и лупим молотком по ней. Отворачиваются болтики не просто. Если крутить простой отвёрткой то шлицы загнёте и тога никогда их не выкрутить. Поэтому только ударной
«Обратная трубка антифриза что врезана в блок ХХ поворачивается, делать это надо очень осторожно»
Есть ещё вариант №2. Не откручивать блок холостого хода с перепускными канальцами а просто проливаем карбоклинером в нём всё что можно ну и естественно после всего сушим. Я сушил феном. Есть там прокладочка такая вся корявенькая. Стоит дохрена и ждать её около 3-х недель. Так что лучше туда не лазить а просто промыть хорошенько.
Неисправности регулятора холостого хода — сигнал Check Engine
Системы управления в автомобилях с инжектором регистрируют отклонения в работе топливного регулятора. Ниже представлены некоторые возможные коды сбоя РХХ с расшифровкой:
- Р1509 (перегруз управляющей схемы);
- Р1513 (замыкание на “массу”);
- Р1514 (обрыв или другие проблемы на 12 В).
Если приходит информация о неполадке, проверьте проводку — возможно проблема кроется именно в ней. Тестовые коды получают через специальный разъем с помощью сканера. Полученные значения можно расшифровать самостоятельно, воспользовавшись специальными таблицами (ищите в сети). Если проверить систему быстро не получается, тщательная чистка поможет отсрочить замену на какое-то время.
Исправность можно определить и самостоятельно, но для этого понадобятся навыки и осциллограф.
Причины, почему плавают обороты
Как говорилось выше причин плавающих оборотов двигателя довольно много и чтобы найти причину не разбирающемуся в автомобилях человеку, уйдет много времени. Ниже приведены все возможные причины, по которым двигатель автомобиля начинает работать неустойчиво, а его обороты начинают скакать хаотично, так что стрелка тахометра способна опускаться практически до ноля.
Подсос воздуха в системе
Как известно для работы двигателя необходимо не только топливо, но и воздух. Эти два вещества смешиваются между собой и образуют топливовоздушную смесь. Эта смесь должна быть составлена в строгих параметрах для правильной и стабильной работы двигателя, если какой-либо из параметров нарушается, то двигатель начинает работать нестабильно.
Воздух в двигатель автомобиля поступает по резиновым и пластиковым трубкам, которые стыкуются специальными штуцерами, хомутами и прижимаются болтами через специальные уплотнительные кольца. Весь воздух, подаваемый в ДВС, учитывается специальными датчиками, которые посылают сигнал на блок управления двигателем, как только в системе появляется неучтенный воздух, топливная смесь формируется неправильно, что приводит к нестабильной работе двигателя.
Чаще всего подсос воздуха возникает в следующих местах:
- На стыках впускных патрубков;
- В местах стыка ресивера и ГБЦ;
- В уплотнительных кольцах топливных форсунок;
- На дроссельном узле.
Если на вашем автомобиле начали плавать обороты необходимо проверить двигатель на предмет подсоса воздуха, а сделать это можно на станции технического обслуживания с помощью специального дымогенератора или самостоятельно зажав впускной патрубок рукой, то двигатель должен заглохнуть, а патрубки сжаться. Если двигатель не останавливается, значит, в системе имеется сильный подсос воздуха.
Регулятор холостого хода
Данная деталь отвечает за подачу воздуха в режиме холостого хода, когда дроссельная заслонка закрыта, то есть педаль газа не нажата. Этот датчик открывает специальный канал в дроссельной заслонке, через который поступает воздух в систему.
Датчик имеет множество недочетов в конструкции, а именно в принцип работы основан на червячной передаче, которая часто загрязняется и выводит датчик из строя, тем самым двигатель начинает работать нестабильно.
Устанавливается регулятор холостого хода на дроссельной заслонке двигателя автомобиля, через специальное уплотнительное кольцо, которое так же довольно часто рассыхается и начинает пропускать воздух, что приводит к подсосу воздуха.
Следует отметить, что РХХ влияет на работу двигателя только на холостых оборотах.
Датчик положения дроссельной заслонки
ДПДЗ устанавливается на дроссельном узлу и служит для определения угла поворота заслонки внутри дросселя. Благодаря этой детали блок управления двигателем понимает, насколько открылась заслонка и сколько воздуха будет поступать в двигатель. Такой датчик выполняется по принципу резистора, который изменяет свое сопротивления с передвижением планки. Когда дроссель открывается, на датчике, по специальным дорожкам перемещается бегунок.
Основной причиной выхода из строя данной детали может послужить перетирание этих дорожек, что приведет к не стабильной работе ДВС.
Когда ДПДЗ выходит из строя обороты двигателя начинают скакать от 500 до 2500 об/мин.
Дроссельная заслонка
Дроссель это деталь внутри, которого множество механизмов и каналов, по которым протекает воздух. Загрязнение этих каналов может серьезно сказаться на работе всего ДВС в целом. Довольно часто у двигателей с большим пробегом наблюдается загрязнение дроссельного узла, что приводит к неправильной подачи воздуха в двигатель. Из-за этого загрязнения работа двигателя становится не устойчивой, а обороты начинают плавать.
Решается данная проблема довольно просто, путем промывки дросселя очистителем карбюратора.
Датчик массового расхода воздуха
Датчик расхода воздуха (ДМРВ) служит для подсчета воздуха подаваемого в двигатель. Осуществляет он это через специальный чувствительный элемент, который считывает количество воздуха. Случается, что именно этот элемент загрязняется или от длительного времени покрывается налетом, который мешает ему определять точное количество воздуха в двигателе. Иногда проблему с ДМРВ можно решить его чисткой, но это не всегда помогает.
Подобнее как проверить датчик массового расхода воздуха можно прочитать тут.
Диагностика неполадок
Расположение на Nissan Almera
В первую очередь необходимо изучить конструктивные особенности своего авто. Благодаря этому можно быстро найти и сам клапан, и блок управления с регулировочным винтом. Хотя на новых машинах всё чаще такой винт отсутствует.
Первый этап – проверка самого клапана.
В этом случае нужно подготовить все инструменты и выполнить следующие операции:
- Убедиться в исправности тахометра, датчиков кислорода, а также герметичности системы выпуска.
- Отключить лишние электроприборы.
- Прогреть мотор до температуры 60о.
- В нормальном режиме работы двигателя отключить электрический разъём КХХ.
В этом случае обороты должны возрасти до 2000 об/мин. В противном случае можно говорить о различных неисправностях. Это один из простых способов проверки состояния клапана. Хотя в некоторых случаях неполадки дают о себе знать гораздо раньше во время езды – неровный холостой ход, проблемы с запуском мотора и т.д.
Режим работы двигателя на низких оборотах
Как бы странно это не звучало, однако для мотора наиболее «утомительным» и тяжелым является режим функционирования на низких оборотах. Происходит это по нескольким причинам:
- Топливо холодное и силовому агрегату нужно прогреться для нормального функционирования.
- Разница давления между впускным и выпускным коллекторами влечет за собой вбрасывание продуктов сгорания обратно в цилиндры. Как результат, происходит существенное уменьшение «коэффициента полезного действия» мотора. Детали сильнее и быстрее изнашиваются. Помимо этого, в выхлопах увеличивается процент углекислого газа.
Признаки неисправностей рхх ваз 2114
Производители ваз 2114 не предусмотрели диагностику для регулятора холостого хода. Бортовое табло не отобразит сообщение об ошибке в работе данного механизма. Надписи о низких, повышенных оборотах не гарантируют поломку РХХ. Водитель может заметить изменения в работе двигателя, заподозрить неисправность, опираясь на косвенные признаки. Обычно называют следующие симптомы:
- мотор неожиданно “глохнет” на холостых оборотах;
- обороты холостого хода “плавают” (произвольно возрастают, убывают);
- во время запуска холодного мотора не удается поднять обороты;
- в момент переключения передачи, переходе на “нейтральную” передачу.
Подобные приметы вызываются неустойчивым функционированием нескольких датчиков, принимающих прямое, косвенное участие в приготовлении топливной смеси (например, датчиком положения дроссельной заслонки).
Проверка мультиметром рхх на ваз 2114
Если у вас возник вопрос, как же сделать проверку мультиметром рхх на автомобиле ваз 2114, в таком случае вы попали куда нужно. Вам нужно взять мультиметр и сделать несколько замеров, о том какие выводы нужно проверить смотрите на фото.
Проверка мультиметром рхх на ваз 2114
Check engine
Современные системы управления инжекторным двигателем способны регистрировать некоторые неисправности датчика холостого хода. Для примера рассмотрим регистрируемые отклонения, указанные в маске ошибок (перечень неисправностей, при которых загорается Check engine) блока управления двигателями ВАЗ M7.9.7 под нормы токсичности EURO III:
- P1509 — перегрузка схемы управления РХХ;
- P1513 — цепь управления РХХ, замыкание на массу;
- Р1514 — цепь управления РХХ, обрыв или замыкание на +12 В.
Также при расшифровке код ошибки может значиться как «Неполадка РХХ». В таком случае не следует сразу покупать новый регулятор, так как проблема может быть в проводах питания.
Считать коды ошибок можно через диагностический разъем с помощью специального сканера. Расшифровки кодов можно без труда найти в Сети. В большинстве случаев отсрочить замену помогает тщательная чистка. Наиболее точно и быстро определить неисправный регулятор оборотов холостого хода можно, отслеживая его работу в реальном времени. Для этого потребуется осциллограф, а также навыки диагноста. Подать напряжение на выводы датчика, чтобы посмотреть за движением штока, не получится. РХХ управляется Широтно-Импульсной Модуляцией (ШИМ). В продаже существуют специальные приборы для быстрой проверки РХХ автомобилей ВАЗ. Но стоимость их слишком высока, если говорить о частоте использования при ремонте личной машины. На форумах радиолюбителей встречаются тестеры, изготовленные своими руками.
Проверка цепи датчика
-
Перед тем как приступить к проверке датчика, позаботьтесь о том, что мультиметр исправен и готов к работе.
- Датчик холостого хода и его «провода» ниже датчика дроссельной заслонки. Датчик дроссельной заслонки отмечен стрелочкой. У датчика холостого хода снята колодка.
- Далее, открываем капот, отключаем от датчика колодку питания.
Берём мультиметр
- Затем, на мультиметре выставляем режим проверки «вольтметра».
- Чёрный щуп подключаем к «массе», а красный, фиксируем на выводах колодки А – D.
- При помощи помощника, включаем зажигание и смотрим параметры которые выдаёт мультиметр. Показания должны быть не менее 12 вольт. Если же напряжение ниже, значит проблемы есть в АКБ, а когда значений нет вовсе, то неполадку следует искать в проводах, либо блоке управления мотора.
Диагностика, ремонт и замена регулятора холостого хода
Чтобы проверить и заменить сам регулятор, потребуется демонтировать дроссельный узел и отсоединить от него устройство. Из инструментов и средств будут необходимы:
- отвёртка с крестовидной битой;
- шлицевая отвёртка;
- круглогубцы;
- торцевой ключ или головка на 13;
- мультиметр с возможностью измерения сопротивления;
- штангенциркуль (можно использовать линейку);
- чистая сухая тряпка;
- охлаждающая жидкость на долив (максимум 500 мл).
Демонтаж дроссельного узла и снятие РХХ
Чтобы снять дроссельный узел, необходимо:
- Поднять капот, отключить от аккумулятора минусовой провод.
- При помощи шлицевой отвёртки зацепить наконечник троса привода дроссельной заслонки и снять его с «пальца» педали газа.
- На дроссельном блоке круглогубцами отсоединить фиксатор на секторе привода заслонки дросселя. Фиксатор отсоединяется при помощи круглогубцев или отвертки
- Провернуть сектор против часовой стрелки и отсоединить от него наконечник троса. Чтобы отсоединить наконечник, нужно провернуть сектор привода против часовой стрелки
- Снять пластиковый колпачок с наконечника троса.
- При помощи двух ключей на 13 ослабить крепление троса на кронштейне. Чтобы ослабить трос, нужно отпустить обе гайки
- Вывести трос из прорези кронштейна. Чтобы снять трос, его нужно вывести из прорези кронштейна
- Отсоединить колодки проводов от разъёмов РХХ и датчика положения заслонки дросселя.
- Отвёрткой с крестовидной битой или круглогубцами (в зависимости от типа хомутов) ослабить хомуты на подводящем и отводящем штуцерах охлаждающей жидкости. Снять хомуты. При этом возможно вытекание небольшого количества жидкости. Вытереть её потеки сухой чистой тряпкой. Хомуты можно ослабить отверткой или пассатижами (круглогубцамим)
- Таким же образом ослабить хомут и снять шланг со штуцера вентиляции картера. Штуцер вентиляции картера расположен между штуцерами подвода и отвода охлаждающей жидкости
- Отвёрткой с крестообразной битой ослабить хомут на патрубке подвода воздуха. Снять патрубок с корпуса дроссельного блока. Воздушный патрубок зафиксирован червячным хомутом
- Аналогично ослабить хомут и снять шланг для отвода топливных паров со штуцера на дроссельном узле. Для снятия шланга отвода паров топлива нужно ослабить хомут
- При помощи торцевого ключа или головки на 13 открутить гайки (2 шт) крепления дроссельного узла к впускному коллектору. Дроссельный узел крепится к коллектору при помощи двух шпилек с гайками
- Снять со шпилек коллектора корпус дроссельного узла вместе с уплотнительной прокладкой. Между дроссельным узлом и коллектором установлена уплотнительная прокладка
- Извлечь из коллектора пластиковую втулку, задающую конфигурацию воздушного потока. Пластиковая втулка задает конфигурацию воздушного потока внутри коллектора
- Используя отвёртку с крестообразной битой, отвернуть два винта, крепящих регулятор к корпусу дроссельного блока.
Регулятор крепится к корпусу дроссельного узла при помощи двух винтов
- Аккуратно снять регулятор, стараясь не повредить резиновое уплотнительное кольцо. В месте соединения РХХ с дроссельным узлом установлено уплотнительное резиновое кольцо
Замена датчика холостого хода
Основные симптомы, говорящие о неисправности РХХ и о необходимости замены датчика, отображаются на экране бортового компьютера автомобиля (см. видео «Замена датчиков инжектора РХХ и ДПДЗ на ВАЗ 2110, 2112, 2114, Калине и Гранте, Приоре» ниже). В частности, может высвечиваться одна из ошибок:
- «0505» — Поломка РХХ;
- «0506» — Холостой ход имеет пониженные обороты;
- «0507» — Холостой ход имеет повышенные обороты.
Впрочем, если бортового компьютера на автомобиле нет, не менее наглядными будут и внешние проявления проблем с датчиком холостого хода:
- Если автомобиль едет на малом газе, то его обороты меняются самопроизвольно, либо он просто глохнет;
- В дороге, при выставлении нейтральной скорости, мотор глохнет;
- При холодном старте, увеличения оборотов не происходит;
- Если двигатель недостаточно разогрет, как только активируется любое дополнительное оборудование, сразу же происходит сброс оборотов.
Как проверить РХХ?
В нашей статье мы опишем замену датчика ХХ на примере автомобиля ВАЗ 2114. Но сначала датчик холостого хода нужно проверить на исправность. Простейший способ проверки работоспособности регулятора холостого хода заключается в следующем:
- Скручиваем крепёжные винты и демонтируем РХХ, вытаскивая его с посадочного места;
- Подключаем разъём непосредственно к клеммам, имеющимся на датчике, после чего прикладываем палец (без нажима!) к игле датчика;
- Включив зажигание, убеждаемся в том, что датчик работает, по небольшим толчкам иголки. Если же таковых не будет, то РХХ придётся менять.
Датчик холостого двигателя является маленьким электрическим двигателем, поэтому ещё одним вариантом проверки его работоспособности, является проверка сопротивления. На обмотках датчика сопротивление не должно отличаться от 53 Ом. Если же это не так, то РХХ придётся менять, так как он вышел из строя.
Бывает так, что сам РХХ вполне исправен, но на него не поступают сигналы. Поэтому обязательно нужно выполнить проверку разъёмов и электропроводки.
Инструменты и материалы для замены датчика ХХ
Поменять датчик холостого хода на ВАЗ 2114 несложно, однако, для этого понадобится целый набор инструментов и материалов:
- Новый датчик холостого хода (при покупке проверяйте, чтобы игла нового датчика не выходила более чем на 2,3 см из своего штока);
- Отвертка средних размеров (крестовая), гаечный ключ «на 13»;
- Вэдэшка, очиститель для карбюратора;
- Кусок ветоши.
Процесс замены датчика холостого хода:
- Паркуем авто на ровном месте, активируем ручник;
- Поднимаем и фиксируем крышку капота;
- Снимаем все клеммы с аккумуляторной батареи;
- Демонтируем кожух, защищающий двигатель;
- Ослабляем хомут, и отключаем резиновый шланг, соединяющий патрубок воздушного фильтра, чтобы он в дальнейшем не препятствовал отключению патрубка;
- Снимаем хомут, фиксирующий патрубок воздушного фильтра, снимаем и отодвигаем в сторону гофрированную часть патрубка;
- Приспускаем винт, крепящий тросик дроссель, вытаскиваем сам тросик, который соединяет педаль газа и дроссельную заслонку;
- Используя ветошь, очищаем снаружи дроссельный узел, а также место вокруг;
- Вэдэшкой обрабатываем крепёжные гайки на дросселе, а также крепёжные винты датчика холостого хода;
- Скручиваем обе крепёжные гайки, ключом «на 13», после чего полностью демонтируем дроссельный узел;
- Отсоединяем разъем РХХ (отключаем клеммы);
- Используя ветошь, тщательно протираем все крепёжные места, а также то место, где датчик прилегает к дроссельному узлу;
- Использую приготовленную отвёртку, скручиваем оба крепёжных винта, фиксирующих датчик на корпусе дросселя.
- Вытаскиваем клапан, расположенный в крепёжном гнезде;
- Промываем дроссельный узел, с помощью очистителя;
- Смазываем новую прокладку датчика, используя моторное масло;
- Монтируем новый датчик на его посадочное место, так же, как и стоял старый датчик;
- Максимально туго затягиваем оба крепёжных винта, чтобы датчик холостого хода, плотно прилёг к дросселю;
- Монтируем дроссельный узел обратно, затягиваем все крепёжные гайки;
- Подключаем разъём, соединяющий клеммы клапана;
- Фиксируем тросик к дроссельной заслонке, после чего подключаем патрубок воздушного фильтра, а также резиновый шланг, и затягиваем хомуты;
- Монтируем на место кожу, защищающий мотор;
- Калибруем РХХ, подключив аккумуляторную батарею и включив зажигание (секунд на 10).
Всё! На этом процесс замены датчика можно считать законченным.
Видео: Замена датчиков инжектора РХХ и ДПДЗ на ВАЗ 2110, 2112, 2114, Калине и Гранте, Приоре
Где находится и как работает РХХ?
Устройство прикреплено к кожуху заслонки дросселя. Крепится оно при помощи двух винтов. Точное место расположения регулятора зависит от того, где на авто находится обходной
воздушный канал. РХХ производит его открытие и закрытие — этим обеспечивается
впуск воздушной массы.
Холостые обороты мотора, при которых вращение коленвала замедляется, оказывают на мотор большую нагрузку. Причина в нестабильности сгорания топлива при пониженном давлении. Во
времена карбюраторных моторов, которые ставили, например, на машины ВАЗ,
водители выходили из положения с помощью отвертки и тахометра. Теперь же
выстроена четкая цепь:
Последний элемент цепи
— небольшой моторчик c конусной иглой и с намотанной на нее пружиной. Пружина —
основная деталь механизма. Ее задача — регулировка геометрических параметров
канала, подающего воздушные массы мимо дросселя. Включение электрического
моторчика происходит после подачи контроллером соответствующей команды
регулятору. Она подается по показаниям датчика коленвала.
После этого величина
иглы изменяется, происходит открытие обходного канала. Работать это будет так:
- поступивший во впускной коллектор воздух обогащает топливо;
- топливо начинает сгорать более устойчиво, за счет чего стабилизируется работа двигателя и устраняется падение оборотов.
Поэтому РХХ
стабилизирует работу даже непрогретого мотора.
Чистка или замена РХХ на ВАЗ-2110
Обслуживание регулятора – это дело достаточно простое, не требующее от автомобилиста больших знаний и умений.
Изначально купите очиститель для карбюратора и можно приступать к делу.
- Отсоедините колодку проводов от датчика.
- Открутите два крепления, чтобы снять узел.
- Если это необходимо, полностью почистите устройство от грязи на конусной игле и пружине.
- Не обходите стороной посадочное место на дроссельном узле, его тоже нужно почистить. По завершении процедуры ставьте все на свои места.
- Если после проведенных очистных мероприятий ничего не изменилось, все симптомы поломок остались, тогда лучшим выходом будет обычная замена регулятора.
- Отключите питание от аккумулятора.
- Отсоедините питающую колодку от регулятора.
- Открутите крепящие винты и демонтируйте датчик.
- Установка нового устройства происходит в обратном порядке.
Подводя итог статьи, отметим, что регулятор холостого хода при несвоевременном обслуживании может доставить массу хлопот автовладельцу. Поэтому при выявлении малейших признаков поломки данного узла мы рекомендуем вам как можно скорее провести профилактику или полную замену датчика. В противном случае поломки этого элемента могут грозить самыми непредвиденными ситуациями во время поездки.