Статья про интеркулер, выбор, расчет, установка
Содержание:
- Как выбрать
- Разновидности интеркулеров
- Получаемый эффект
- 1 Основные функции дизельного интеркулера
- Особенности установки и эксплуатации
- Разновидности интеркулеров – что заливают в интеркулер?
- Как увеличить эффективность интеркулера?
- Виды
- Intercooler
- Refine Search
- Intercooler + Mounting Brackets For 67-76 Dodge Dart Twin Turbo Setup
- Intercooler With Mounting Brackets For 05-15 Miata MX-5 NC 2.0L Turbo
- Intercooler + Mounting Bracket For 1965–70 Chevy Impala Twin Turbo
- 2″ Inlet/Outlet Universal Turbo Intercooler 16.5x 8x 2 3/8 Core
- Intercooler + Mounting Bracket for 75-78 Nissan 280Z Fairlady Z 2.5″ Inlet Outlet
- Intercooler + Mounting Bracket for 75-78 Nissan 280Z Fairlady Z 3″ Inlet Outlet
- Dual Core Twin Turbo Intercooler 3.5″ Thickness 2.5″ Inlet & Outlet
- Twin Turbo Intercooler Mounting Brackets For 94-04 Chevrolet Chevy S10 Truck
- Twin Turbo Intercooler Mounting Bracket For 60-66 Chevy C10 Truck BBC Big Block
- 4″ Intercooler bracket for Chevrolet Malibu G-Body Cutlass Grand National Monte Carlo
- Intercooler bracket for Chevrolet Malibu G-Body Grand National Monte Carlo Cutlass
- Intercooler + Mounting Brackets For 2nd Gen 67-72 C10 Truck Turbo
- Twin Turbo Intercooler + Mounting Brackets For 65-70 Chevrolet Impala
- Intercooler + Mounting Bracket For 1992-1995 Honda Civic EG Turbo
- Intercooler + Mounting Bracket For 1996-2000 Honda Civic EK Turbo
- Refine Search
- Можно ли его убрать?
- Изменение эксплуатационных характеристик двигателя в результате работы интеркулера
- Принципиальная схема
- Назначение интеркулера
- Интеркулер с жидкостным охлаждением
Как выбрать
Некоторые задумываются над заменой стандартного ИК, который шёл с завода на автомобиле. Но есть и те, кто думает относительно возможности снять интеркулер, и вовсе его не использовать.
Эти охладители относятся к дополнительным элементам, потому без интеркулера двигатель также сможет нормально работать. Если снять этот компонент, удастся избавиться сразу от 10-30 килограмм лишнего веса в среднем. Плюс освободится пространство под капотом.
Но есть одно важное замечание. Если интеркулер был предусмотрен автопроизводителем, то есть не вы его устанавливали дополнительно, а в таком виде машина сошла с конвейера, то снимать ИК не рекомендуется
Демонтировав заводскую деталь, пусть и дополнительную, можно запустить процесс ускоренного износа силовой установки. Это обусловлено воздействием на мотор высоких температур, от которых спасает охладитель. Также упадёт мощность, что многим водителям точно не понравится.
Если же вас не устраивает заводской элемент охлаждения воздуха, и вы хотите заменить его на новый, есть несколько основных критериев выбора.
Теплообменник. Интересует его площадь. От размера пластин и трубок непосредственно зависит эффективность охлаждения. В продаже можно встретить множество очень компактных устройств, размер которых сравним с блокнотом или книгой. Но есть большая доля вероятности, что их монтаж не принесёт никакой пользы. Прибавить существенно мощность такой интеркулер не способен. Выбирайте более крупные конструкции, но с расчётом на то, что места под капотом хватит для их размещения.
Внутреннее сечение трубок. Слишком маленький размер не позволяет свободно пропускать воздух через всю конструкцию. Для эффективных интеркулеров это недопустимо.
Пластины
Обратите внимание на то, какую толщину имеют пластины на теплообменнике. Работа охладителя зависит от площади, а не от толщины
Если вы видите толстостенный металл, то на высокую эффективность рассчитывать не стоит. Лишняя толщина только прибавляет вес машине. Но никак не влияет на работоспособность.
Форма используемых трубок. Специалисты и бывалые автомобилисты советуют выбирать конструкции, где трубки имеют коническую форму, а также отличаются большим радиусом изгибов.
Соединение трубок. Важный критерий для любого интеркулера, но особенно водяного. Если соединение окажется некачественным, через короткое время после начала эксплуатации жидкость охлаждения просто начнёт вытекать.
Никогда не лишним будет предварительно проконсультироваться со специалистами. Если на машине был установлен достаточно хороший интеркулер, но он вышел из строя и требует замены, можно подобрать аналогичную модель со схожими характеристиками.
Разновидности интеркулеров
Сегодня в продаже есть два вида изделий этого типа: воздушные и водные. Каждый из них обладает своими недостатками и преимуществами.
Воздушные
Это более дешевые изделия, поэтому они пользуются большей популярностью у автовладельцев как бензиновых, так и дизельных агрегатов. Воздушный интеркулер (или как его еще называют интеркулер типа «воздух-воздух») отличается простейшей конструкцией, которая включает в себя трубки, по которым проходит воздух, соединенные пластинами. Так как охлаждение происходит благодаря движению воздушных масс по трубкам, то чем габаритнее такая система (поэтому есть смысл устанавливать ее на внедорожники или грузовики), тем эффективнее она будет. В среднем устройство способно остужать воздух на 40-50 градусов. Этого достаточно для того, чтобы прибавить силовому агрегату до 15% мощности.
Полезно! Не стоит покупать слишком большой воздушный теплообменник, так как в этом случае будет намного больше изгибов труб, из-за чего будет падать давление воздуха.
Как правило, элементы воздушного типа устанавливают над самим мотором, за бампером (передним) или в одном из боковых крыльев. Последние два варианта лучше, так как в этом случае обдув будет более интенсивным.
Важно! Эффективно такая система будет работать только на скорости более 30-35 км/ч
Водные
Интеркулер типа «воздух-вода» используется реже. Он стоит дороже (ценник отечественных моделей начинается от 10 000 рублей, а импортные обойдутся в 40-50 000 рублей), но, занимает намного меньше места и эффективнее осуществляет охлаждение. Такие агрегаты способны понижать температуру воздуха на 70%. Даже простейшая модель водного интеркулера способна повысить мощность авто на 20%.
Есть и более эффективные устройства, в которых в качестве охладителя применяется жидкий азот, тосол или антифриз. Такие модели позволяют почти вдвое увеличить теплоотдачу (если сравнивать с обычными «водными» устройствами).
Интересно! Владельце дорогих спорткаров устанавливают себе водные интеркулеры по спецзаказам. В таких системах воздушные массы охлаждаются за счет льда и специальной жидкости.
Тем не менее, такие изделия обладают и минусом – более сложной конструкцией. Интеркулеры этого типа состоят их электронных блоков, датчиков, помп, трубок и элементов, которые непосредственно отвечают за теплообмен. Это означает, что если такое изделие выйдет из строя, то его ремонт будет стоить дорого. Поэтому чаще всего предпочтение отдается моделям воздушного типа. Но, независимо от выбранного вида устройства, нужно быть очень внимательными при его покупке.
Получаемый эффект
Не секрет, что охлаждение воздуха всего на десять-пятнадцать градусов Цельсия позволяет рассчитывать на серьезную прибавку мощности (до 3-5%). При этом горючая смесь сгорает гораздо быстрее, что дает неплохую экономию топлива.
Уменьшается и объем вредных выбросов в атмосферу. Суммарная эффективность, на которую можно рассчитывать от установки интеркулера, составляет около 20%.
Но охлаждение воздуха — не единственная особенность интеркулера. Данное устройство выступает в роли некоторого препятствия на пути воздушного потока, что приводит к резкому снижению давления наддува.
Поэтому однозначно говорить о целесообразности установки интеркулера нельзя. Перед монтажом необходимо произвести точный расчет, выиграет или потеряет двигатель в мощности.
1 Основные функции дизельного интеркулера
Любой автовладелец хочет, чтобы мощность двигателя увеличилась, но для этого надо создать условия, при которых топливо практически полностью сгорает. В дизель должно поступать больше кислорода. Однако во время работы газ сжимается, температура повышается и поэтому начинается быстрое разрушение кислорода. Теплый воздух приводит к понижению мощности.
Одной из главных функций прибора является снижение температуры сжатого воздуха. Также интеркулер позволяет уменьшить детонацию, которая возникает, когда процесс сгорания становится нестабильным. Как известно, повышение температуры характерно для дизельного двигателя, так как оно связано с повышением давления. Дизель должен получать охлаждение, чтобы не повредились поршни, кольца или головки блока. Эффективность компрессора во многом будет зависеть от установленного интеркулера. На многих спортивных, и не только, машинах стали устанавливать систему турбонаддува, которая дает возможность за двадцать секунд набрать свыше 160 километров в час. Продолжительный наддув двигателя станет невозможен, если не будет установлен интеркулер.
Особенности установки и эксплуатации
Если вы решили установить интеркулер, следует грамотно избрать место его расположения, в противном случае, элемент не только не будет корректно охлаждать воздух, но и, напротив, будет способствовать их нагреву.
Специалистами рекомендуется ставить устройство перед основным радиатором – это позволит сделать процесс охлаждения намного более продуктивным. Бока лучше делать в виде металлического короба. Трубки, которые соединяют турбину с интеркулером, надо поменять на детали с большим сечением, так сводятся к минимуму потери давления. Для понижения тепловой нагрузки от двигателя, необходимо обеспечить дополнительное покрытие трубки лентой из алюминия.
Что касается ухода и эксплуатации, то из-за простоты конструкции интеркулер не нуждается в специальном уходе. В числе наиболее распространенных поломок выделим обрыв патрубков, реже самого теплообменника. К этому приводит высокое давление внутри системы. При возникновении данной неисправности мощность мотора резко понижается, а расход горючего возрастает. Дополнительное охлаждающее устройство необходимо регулярно промывать, так же как основной радиатор.
Разновидности интеркулеров – что заливают в интеркулер?
Воздушный интеркулер
. Устройство, работающее по схеме «воздух-воздух», получило широкое распространение среди автовладельцев за счет простоты конструкции. Для охлаждения воздушной смеси используется система трубок и пластин. Трубки увеличивают путь, который должен пройти воздух, пластины – обеспечивают оптимальную теплоотдачу. Единственным минусом является потеря давления наддува, что происходит по причине смены направления трубок, а значит – возникновения препятствий на пути воздуха.
Виды интеркулеров.
Эффективность воздушного интеркулера проявляется на скорости более чем 30 км/ч. Местом для установки устройства может быть:
- Пространство под капотом автомобиля прямо над двигателем (воздухозаборники вырезаются в капоте).
- Пространство за передним бампером (воздухозаборники вырезаются в бампере).
- Пространство в боковых частях крыльев (воздухозаборники вырезаются в крыльях).
Второй и третий вариант встретить можно чаще, ведь именно они обеспечивают большую интенсивность обдува теплообменника. Примером могут стать модели Subaru Impreza и Mitsubishi Lancer. Кроме того воздушный тип интеркулера пользуется популярностью у владельцев грузовиков и крупногабаритных внедорожников.
Жидкостный интеркулер
. В отличие от воздушного типа, жидкостный аналог считается более эффективным в работе. Он обладает сложной конструкцией, которая включает:
- Воздушный радиатор.
- Блок управления.
- Систему патрубков.
- Водяной насос.
- Прочее.
Полученная двухконтурная система охлаждения может использовать в качестве жидкости не только воду, но и хладагент (антифриз, тосол или жидкий азот). За счет свойств этих жидкостей происходит быстрая теплоотдача и остывание воздушной смеси.
Недостатками жидкостного интеркулера являются: время необходимое для остывания охлаждающей жидкости и стоимость устройства вместе с дополнительными приборами.
Как увеличить эффективность интеркулера?
Орошение интеркулера водой
Обладатели спортивных автомобилей прибегают к орошению теплообменника водой. Такая мера позволяет увеличить эффективность работы воздушного интеркулера. Примером, модели автомобиля, где штатно используется специальный опрыскиватель, является – Subaru Impreza WRX STI и все ее модификации. Для того чтобы обеспечить дополнительное устройство необходимым количеством воды в багажник устанавливается 12-и литровый бачок. Дополнительный электромотор позволяет быстро передать воду в опрыскиватель после нажатия кнопки на приборной панели.
Модели жидкостного типа не нуждаются в модификациях. Единственное, что можно сделать для улучшения работы интеркулера – это выбрать охлаждающую жидкость, которая будет эффективнее справляться с задачей и быстрее остывать.
Виды
Устройство и конструкция интеркулера для дизельного и бензинового двигателя могут несколько отличаться. Причём дело не в типе используемого топлива, а конструктивных особенностях и используемых рабочих сред самого элемента для дополнительного охлаждения.
Учитывая эти характеристики, все автомобильные интеркулеры делятся на 2 категории:
- водяные;
- воздушные.
Исходя из названия, уже становится понятно, в чём основное отличие между двумя конструкциями. Но их следует рассмотреть более детально.
Воздушные устройства
Именно воздушные интеркулеры конструктивно считаются самыми простыми. Это ряд из трубок, которые соединяются между собой специальными пластинами, установленными в ряд.
Задачей такого элемента является пропуск по трубам воздуха, который поступает из внешней среды. Функция пластин также предельно понятная. Они увеличивают параметры площади теплоотдачи. Это позволяет воздуху успевать достаточно охладиться перед выходом на турбокомпрессор.
Воздушный интеркулер для автомобиля
Автомобильные интеркулеры воздушного типа способны снижать температурные показатели примерно на 40-50 градусов Цельсия, подавая затем охлаждённый воздух на турбину. Конструктивные особенности и принцип работы позволяют повысить эффективность мотора примерно на 10-15%. Такой прирост мощности можно хорошо ощутить, разогнавшись хотя бы до 60-90 километров в час. При движении в трафике на скорости около 30-40 километров в час изменения незаметные водителю.
Такие устройства часто называют воздух-воздух. Для их установки обычно используется 3 зоны:
- боковое пространство около крыльев автомобиля;
- непосредственно за передним бампером;
- в подкапотном пространстве над мотором.
Монтаж за бампер и около крыльев считается более оптимальным для такого типа интеркулеров. Это объясняется тем, что такое расположение гарантирует интенсивный обдув.
Воздушные конструкции предпочитают устанавливать на грузовые автомобили и внедорожники. Среди основных недостатков выделяют крупные размеры и солидный вес оборудования.
Водные
По показателям эффективности водные или водяные интеркулеры объективно опережают воздух воздушных конкурентов. Это объясняется простым внедрением в систему воды, которая сама по себе выступает как качественный охладитель. Интенсивность поглощения тепла у воды выше, чем у воздуха. Во много гениальное решение своего времени.
Но применение воды в охлаждении не является единственным отличием между интеркулерами. Разработчики сумели значительно уменьшить размеры конструкции, что позволило занимать минимум пространства под капотом автомобиля без потери эффективности. Но справедливости ради следует добавить, что дополнительно придётся искать, куда поставить температурный датчик и насос.
Эффективность действительно возросла, причём в несколько раз. Средний показатель снижения температуры составляет 60-70 градусов Цельсия. Именно на столько интеркулер способен изменить температуру воздуха перед его попаданием на турбонагнетатель.
Но есть ещё более совершенные модели, чем просто водные ИК. Это устройства, где охладителем выступает специальный хладагент. Для этого задействуют антифризы, тосолы и даже жидкий азот. Свойства самих охлаждающих жидкостей позволяют им примерно в 2 раза увеличить теплоотдачу, если сравнивать с классическими водными устройствами.
Создать полноценный образ идеального интеркулера из водного элемента охлаждения не получится. Это обусловлено наличием определённых недостатков. Такие детали конструктивно сложнее, за функционирование ИК отвечают температурные датчики, насосы и блоки управления. Именно они регулируют и контролируют все процессы. Из-за этого цена на ремонт оказывается более внушительной. Да и сами поломки порой сложно устранить. Если систематически не следить и не контролировать температуру охлаждающей жидкости, можно столкнуться с серьёзными и внезапными неприятностями.
Водный интеркулер на Субару
Такая ситуация привела к тому, что на машины среднего ценового сегмента устанавливают более дешёвые интеркулеры воздушного типа.
Это не предел, поскольку существуют особые охладители, устанавливаемые на спортивные машины. В основном это спецпроекты, предназначенные для гонок. Их специальные интеркулеры называют кастомными. Разница между стандартными моделями в том, что процесс охлаждения осуществляется за счёт применения специальных жидкостей и льда.
Intercooler
Refine Search
- 2.0″ Inlet
- 2.5″ Inlet
- 2.75″ Inlet
- 3″ Inlet
- 3.5″ Inlet
- 4″-11″ Core Height
- 12″-18″ Core Height
- 2.5″ Core Thickness
- 3″ Core Thickness
- 3.5″ Core Thickness
- 4″ Core Thickness
- 5″ Core Thickness
Intercooler + Mounting Brackets For 67-76 Dodge Dart Twin Turbo Setup
CXRacing Intercooler + Bracket For 67-76 Dodge Dart, Twin Turbo Application
Intercooler:
Bar..
Item Code: BRK-IC12-DART6776-SET
$349.17
Add to Cart
Intercooler With Mounting Brackets For 05-15 Miata MX-5 NC 2.0L Turbo
CXRacing Intercooler + Mounting Brackets For 2005-2015 Miata NC
Perfect Fit Mounting ..
Item Code: BRK-IC02C-MIATA-NC-KIT
$370.85
Add to Cart
Intercooler + Mounting Bracket For 1965–70 Chevy Impala Twin Turbo
CXRacing Twin Turbo Intercooler + Mounting Bracket For 1965–70 Chevy Impala
Intercoole..
Item Code: BRK-IC-12-IMPALA6570-KIT
$372.76
Add to Cart
2″ Inlet/Outlet Universal Turbo Intercooler 16.5x 8x 2 3/8 Core
CXRacing Universal Turbo Intercooler, Aluminum Bar and Plate Core
Core Size: 16 1/2″x 8″x 2 3..
Item Code: IC0002-JR
$168.82
Add to Cart
Intercooler + Mounting Bracket for 75-78 Nissan 280Z Fairlady Z 2.5″ Inlet Outlet
CXRacing Intercooler + Mounting Bracket For 1975-1978 Nissan 280Z / Fairlady Z
Large Front..
Item Code: BRK-IC0625-280Z-KIT
$321.81
Add to Cart
Intercooler + Mounting Bracket for 75-78 Nissan 280Z Fairlady Z 3″ Inlet Outlet
CXRacing Intercooler + Mounting Bracket For 1975-1978 Nissan 280Z / Fairlady Z
Large Front..
Item Code: BRK-IC0630-280Z-KIT
$321.81
Add to Cart
Dual Core Twin Turbo Intercooler 3.5″ Thickness 2.5″ Inlet & Outlet
CXRacing Universal Dual Core Twin Turbo Intercooler, 3.5″ Thickness Core
..
Item Code: IC0086-DUAL
$452.07
Add to Cart
Twin Turbo Intercooler Mounting Brackets For 94-04 Chevrolet Chevy S10 Truck
CXRacing Twin Turbo Intercooler With Mounting Brackets For 1994-2004 2nd Gen Chevrolet Chevy S1..
Item Code: BRK-IC12-S10-2G-KIT
$338.77
Add to Cart
Twin Turbo Intercooler Mounting Bracket For 60-66 Chevy C10 Truck BBC Big Block
CXRacing Twin Turbo Intercooler + Mounting Bracket For 60-66 Chevy 1st Gen
C10 Truck.
Interco..
Item Code: BRK-ICTT-C10-6066-KIT
$565.37
Add to Cart
4″ Intercooler bracket for Chevrolet Malibu G-Body Cutlass Grand National Monte Carlo
CXRacing Single Turbo Intercooler + Mounting Brackets Kit For 1978-1983
Chevrolet Malibu G-Bod..
Item Code: BRK-IC23-GBODY-KIT
$395.42
Add to Cart
Intercooler bracket for Chevrolet Malibu G-Body Grand National Monte Carlo Cutlass
CXRacing Single Turbo Intercooler + Mounting Brackets Kit For 1978-1983
Chevrolet Malibu G-Bod..
Item Code: BRK-IC22-GBODY-KIT
$327.44
Add to Cart
Intercooler + Mounting Brackets For 2nd Gen 67-72 C10 Truck Turbo
CXRacing Intercooler + Mounting Bracket For 2nd Gen 1967-1972 Chevrolet C10
Truck
Bar &..
Item Code: BRK-IC-C10-6772-KIT
$327.44
Add to Cart
Twin Turbo Intercooler + Mounting Brackets For 65-70 Chevrolet Impala
CXRacing Intercooler + Mounting Bracket For 4th Generation 1965-1970
Chevrolet Impala
..
Item Code: BRK-IC-11UP-IMPALA6570-KIT
$289.52
Add to Cart
Intercooler + Mounting Bracket For 1992-1995 Honda Civic EG Turbo
CXRacing Intercooler + Mounting Bracket Kit For 1992-1995 Honda Civic EG
Turbo Setup
This ..
Item Code: BRK-IC13-EG-KIT
$327.44
Add to Cart
Intercooler + Mounting Bracket For 1996-2000 Honda Civic EK Turbo
CXRacing Intercooler + Mounting Bracket Kit For
1996-2000 Honda Civic EK Turbo ..
Item Code: BRK-IC22-EK-KIT
$338.77
Add to Cart
Можно ли его убрать?
И последнее – можно ли избавиться от этого приспособления? Конечно можно, почему нет! Однако зачастую такие переделки ни к чему хорошему не приводят. Только сами подумайте, на сколько упадет производительность мотора, примерно на 15 – 20%, а «оно» вам нужно? Да и система подачи воздуха, которая находится на двигателе, не рассчитана на такие высокие температуры, поэтому без интеркулера — может пострадать. Кстати по нему можно определить рабочая ли у вас турбина, смотрим небольшое видео.
Скажу больше, один из самых распространенных видов тюнинга является установка интеркулера большого размера и объема, для прохождения больших объемов воздуха, а соответственно для его лучшего охлаждения. Также многие тюнеры устанавливают специальные воздухозаборники на капоте автомобиля которые, направляют набегающий холодный поток напрямую на корпус интеркулера, что еще больше увеличивает отдачу.
НА этом буду заканчивать, надеюсь моя статья была вам полезна, всем пока – искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.
Изменение эксплуатационных характеристик двигателя в результате работы интеркулера
Научно доказано, что если снизить температуру поступающего в двигатель воздуха, то это приведёт к увеличению его мощности. Мощность двигателя увеличивается на 5 % при понижении температуры на каждые 10 градусов. Оптимальной является температура поступающего воздуха в пределах 50–60 градусов. На эту величину обычно рассчитывается интеркулер.
Охлаждённый воздух подаётся в турбокомпрессор и улучшает качество горючей смеси. Из-за этого увеличивается мощность силовой установки.
При отсутствии этого узла воздух в турбированных двигателях может нагреваться до 200 градусов. Перегрев негативно влияет на работу мотора, часто приводя к преждевременному его выходу из строя.
Установленный в автомобиле интеркулер также существенно уменьшает расход топлива. Поскольку дополнительно охлаждённый воздух имеет более высокую плотность, то для воспламенения топливной смеси в цилиндрах требуется меньшее количество бензина. Соответственно уменьшается общий расход топлива. Эффективность работы устройства определяют по соотношению снижения температуры двигателя к внешней температуре.
Положительным эффектом, получаемым от работы интеркулера, является также уменьшение давления турбонаддува. При правильной работе этого узла показатель снижения давления будет не менее 1,5 psi.
Принципиальная схема
Чтобы понимать, как работает турбина, следует ознакомиться с порядком функционирования ДВС.
Как правило, большинство моторов четырехтактные поршневые, их работа всегда под контролем клапанов впускной и выпускной групп. Один цикл работы составляет четыре такта, которые проходят за два полных оборота коленчатого вала. Принцип работы турбины на дизельном двигателе довольно прост и состоит из следующих действий:
- впуск – поршень идет вниз, давая возможность проникать воздуху через впускной клапан;
- компрессия – в этот момент горючая смесь сжимается;
- процесс расширения – горючее входит под давлением и загорается;
- выпуск – поршень идет вверх, выпуская газ.
Назначение интеркулера
Итак, интеркулером называется дополнительное охлаждающее устройство, обеспечивающие охлаждение воздушных масс, которые поступают из наддува, на турбированном движке. Устройство и принцип работы интеркулера напоминает обычный радиатор. И все-таки следует более подробно остановиться на том, зачем нужен.
Система охлаждения автомобиля
Можно выделить 2 главные функции охлаждающих устройств:
- понижение температурных значений нагнетаемого воздуха;
- уменьшение давления наддува.
Понижение температур
Интеркулер, рассчитанный на охлаждение воздушного потока до температуры внешней среды, можно было бы назвать стопроцентно эффективным. Но достигнуть таких больших значений практически нереально. Поэтому наилучшим вариантом признано устройство, функционирующее на 70%. Именно такое устройство чаще всего используется для дополнительного охлаждения при работе силового агрегата.
Понижение давления
К снижению давления ведет противодействие воздушных масс, создаваемое интеркулером. Со своей стороны, это предполагает некоторые конструкционные ограничения, поскольку превышение понижения давления даже на 1-2 атмосферы недопустимо. Иначе говоря, устройство служит для извлечения тепловой энергии из воздуха, нагревающегося в процессе сжатия в компрессоре.
Схема интеркулера
Интеркулер с жидкостным охлаждением
Принципиальное отличие водяного охладителя заключается в среде, которая снижает температуру воздуха, поступающего в турбокомпрессор. Этой средой может быть не только вода, но и такие вещества, как тосол, а в уникальных случаях — лед и даже жидкий азот.
Компактность конструкции интеркулера водяного типа позволяет применять его в тех марках машин, где не хватает места для внутренней установки воздушного теплообменника. В этом его первое преимущество. Следующее преимущество в том, что он намного эффективнее, так как жидкость интенсивнее поглощает тепло, чем воздух.
Вместе с этим здесь кроется и первый недостаток такой системы. Нагревшись, воде самой необходимо остыть, а для этого нужно время. Чтобы его сократить, требуется усложнять систему, встраивая в нее водяной насос, источник дополнительного питания, управляющий модуль, воздушный радиатор, патрубки и т.д. Такое большее количество технических добавок утяжеляет конструкцию, превращая ее, по сути, в систему двухконтурного охлаждения, которую не везде можно применить. В этом ее второй минус.
Поэтому, выбирая подходящий вариант, руководствоваться стоит следующими рассуждениями. Если вам позволяют технические возможности вашего авто, то лучше ставить дешевый и простой воздушный охладитель. В другом случае придется раскошелиться на более дорогой водяной интеркулер.