Тема 12. расположение транспортных средств на проезжей части (пдд, глава 9)

Какие бывают дороги


Если машины едут по улице только в одном направлении, то такое движение называется односторонним

Знаешь ли ты, что дороги бывают очень разными, в зависимости от того, как организовано по ним движение машин? Если машины едут по улице только в одном направлении, то такое движение называется односторонним. Нельзя сказать, что таких улиц очень много, но они есть. И ты должен знать, как вести себя на улице с односторонним движением.

На большинстве улиц машины едут как в одну, так и в другую сторону. Такое движение транспортных средств называется двусторонним. Чтобы машины не сталкивались и не мешали друг другу, такие улицы делят сплошной белой линией (одной или двумя). Эта линия разделяет проезжую часть дороги и нужна, чтобы одни машины ехали в одном направлении, а другие — в противоположном.

Ещё одна особенность дорог состоит в том, в каком направлении движется по ним транспорт. В нашей стране движение транспорта по дорогам — правостороннее. Это значит, что все машины в России движутся вперёд по правой стороне проезжей части. Правостороннее движение принято и в таких странах, как США, Франция, Китай и Германия.

В некоторых странах (например, в Великобритании, Австралии, Индии) принято другое движение транспорта по дорогам — левостороннее. Это значит, что все машины в этих странах движутся вперёд по левой стороне проезжей части.

В зависимости от того, какое движение в стране — правостороннее или левостороннее, — по-разному конструируют и общественный транспорт. В тех странах, где движение правостороннее, двери в автобусах, трамваях, троллейбусах, маршрутных такси для входа и выхода пассажиров всегда находятся справа.

Вафельница

В 2021 году разметка 1.26 имеет желтый цвет и предупреждает водителей, что они приближаются к локации перекрестка с особым статусом. На него запрещается въезжать, если по пути следования на той стороне образовался автомобильный затор.

Маневр чреват остановкой транспорта в движении поперечного вектора. Правда, в возникшей ситуации разрешен правый или левый поворот, но если это разрешают ПДД. Разметочные конфигурации могут использоваться самостоятельно или сопровождаться дорожным знаком 1.35.

Подъезжая к перекрестку, водитель сможет заранее сориентироваться, какая обстановка и оперативно принять рациональное решение — остановиться на нем или покинуть его.

Полоса встречного движения

Выбор полосы движения определяется знаками, правилами и зависит от направления, по которому необходимо ехать автомобилю. Здесь много нюансов. Но особенно часто вопросы у водителей вызывает движение по «встречке». В одних обстоятельствах выезд на нее возможен и необходим, но в большинстве ситуаций может закончиться неприятностями. Полоса встречного движения по ПДД используется следующим образом:

  • При повороте, когда машина минует пересечение проезжих частей, она не должна оказываться на «встречке». Иначе это сочтут нарушением независимо от числа полос и типа разделительных линий.
  • При совершении обгона на пути с двусторонним движением перемещение на «встречку» тоже запрещено. Это касается участков с четырьмя и большим числом полос.
  • Разрешено выйти на нее, если нужно обогнать, развернуться, уехать влево, обойти препятствие. Но дорога при этом должна быть трехполосной, с разметкой (кроме 1.9). А средняя ее часть предназначаться для езды в обоих направлениях.

На узкой дороге без разделительных линий можно выехать на нее, чтобы обогнать другое ТС. Но поблизости не должно быть запрещающих маневр знаков.

В двух последних случаях водитель правил не нарушит. За игнорирование первого и второго пунктов списка в отношении него могут применить часть 4 статьи 12.15 КоАП:

Если нарушение было совершено ради того, чтобы обойти неподвижный объект, используют часть 3 той же статьи:

В каких случаях при движении по данной дороге разрешается занимать среднюю полосу движения?

  • 1. Разрешается перед перестроением в крайнюю левую полосу движения.

  • 2. Разрешается для движения прямо.

  • 3. Разрешается для выполнения обгона, объезда препятствия, для поворота налево или разворота.

  • 4. Разрешается во всех перечисленных случаях.

Согласно Правилам дорожного движения, на дороге с двусторонним движением, имеющей три полосы движения, обозначенные горизонтальной дорожной разметкой, из которых средняя полоса движения используется для движения в обоих направлениях, перестраиваться на эту полосу разрешается только для обгона, объезда препятствия, поворота налево или разворота, при этом поворот налево или разворот должен осуществляться с этой полосы.

Где нельзя ехать по левой полосе?

Кроме очевидных случаев, когда левая сторона дороги предназначена для встречного потока и отделена от правой сплошной линией, либо другие правила запрещают выезд на неё, есть ещё множество дорожных ситуаций, когда движение по левой полосе запрещается.

Вне населённых пунктов

На трассах, то есть вне зоны действия знаков населённых пунктов на белом фоне запрещено двигаться по левой полосе (при наличии 2 и более рядов для езды в одном направлении), кроме ряда исключений:

  • вне населённого пункта можно ехать по левой полосе, если правые заняты – и не имеет значения, опережаете вы автомобили справа или двигаетесь с такой же скоростью,
  • кроме того, можно двигаться там же, если вы собираетесь поворачивать налево или развернуться.

Всё перечисленное предписывает пункт 9.4 ПДД.

На данной схеме нарушает только водитель красного автомобиля

Обратите внимание, вы не обязаны в данном контексте уступать левую полосу, если сзади к вам приближается другая машина. В том числе, если она прижимается, моргает дальним и всячески просит сместиться правее

А вот в контексте поворота налево или разворота ПДД предписывают заблаговременно занять крайнее левое положение. При этом, конкретность такой заблаговременности в Правилах отсутствует – будь то несколько десятков метров до манёвра или 10 километров. И всё же, на все эти вопросы следует смотреть с практической стороны – в виде штрафа или при случившемся ДТП. И в этом случае судить о заблаговременности будет должностное лицо (сотрудник ГИБДД) или судья, по личным убеждениям.

В городе при движении 80 км/ч

Такое же указанное выше правило действует и для населённого пункта в 3 случаях:

если соответствующим дорожным знаком ограничения скорости разрешено ехать более 80 км/ч (обратите внимание, «более» означает не включительно),

если дорога отмечена знаком 5.1 Автомагистраль, вот таким:

либо знаком 5.3, таким:

В населённом пункте при наличии 3 полос и более

Ещё одна ситуация, когда вам нельзя занимать крайнюю левую полосу в черте города, деревни или любого другого поселения – это наличие 3 полос для движения в вашем направлении.

Но и в этом случае необходимо выполнение 2 условий, чтобы действовал запрет на езду по левому ряду:

  • должно быть интенсивное движение, когда заняты другие полосы,
  • вам не нужно в скором времени поворачивать налево или разворачиваться.

На данной картинке нарушают уже водители красного и зелёного автомобилей, так как правые полосы свободны (зелёный мог опередить оранжевого по крайней правой)

Обратите внимание, что для грузовиков с максимальной массой более 2,5 тонн разрешается занимать крайний левый ряд в городе в таком случае только для поворота/разворота, а вот при интенсивном движении выезжать на крайнюю левую нельзя

Как доказать невиновность в суде

В случае, если водителю был выписан штраф, или отобрано водительское удостоверение, и он желает доказать свою невиновность, то необходимо заблаговременно начать подготовку к суду. При этом будет нелишним получить поддержку специалиста.

Компетентный адвокат сумеет собрать все факты и построить защиту таким образом, что водителю будет назначен минимальный штраф, а повода для отобрания ВУ не найдется. Однако, если нет средств для того, чтобы обратиться за помощью, можно попытаться отстоять свои права самостоятельно.

Процесс может быть упрощен при наличии следующих факторов:

  1. Убежденность водителя в том, что он не совершал никакого правонарушения.
  2. Осознание всех требований закона, которые предъявляются к водителю.
  3. Наличие одного или двух свидетелей, которые могут раскрыть картину произошедшего и подтвердить невиновность конкретного гражданина.
  4. Наличие записей на видеорегистраторе, которые могут быть использованы как доказательство невиновности человека.
  5. Припоминание водителем тех ситуаций, когда он был вынужден выехать на встречную полосу.
  6. Указание в заявлении об обжаловании иска особенностей транспортной магистрали, ее непригодности для движения конкретных ТС, неправильно нанесенной разметки.

Применяя все вышеописанные способы, водитель сможет как минимум, смягчить наказание за то нарушение, которое он совершил. Зачастую водители выигрывают подобные дела, поскольку неправильная разметка  — серьезное нарушение норм законодательства.

Если профессионально подготовиться к заседанию, можно даже сохранить водительские права, если возникла угроза их отобрания.

Не следует намеренно совершать правонарушение, а потом пытаться доказать, что транспортная магистраль не соответствует нормам. Но если возникла ситуация, при которой было невозможно избежать объезда или выезда за линию разметки, либо она нанесена неправильно, то стоит попытаться защитить свои права в суде.

Перестроение

Этапы смены направления движения:

  • оценка дорожной ситуации;
  • включение поворотника;
  • контрольный взгляд в зеркало заднего вида;
  • перестроение, выключение указателя поворота.

Многие водители считают, что опасно перестраиваться только в плотном потоке. Ошибка заключается в том, что чрезмерная расслабленность при движении по разгруженным дорогам притупляет концентрацию. Повышается риск не заметить идущий позади мотоцикл либо оставить без внимания автомобиль в мертвой зоне. Поэтому перестроение в любой ситуации требует от водителя максимальной концентрации и уверенности в совершаемом маневре.

Как убедиться в безопасности маневра

Главная сложность при смене полосы – правильная оценка дорожной ситуации. Вы должны убедиться в том, что при перестроении в занимаемой вами площади не окажется другое транспортное средство. Для этого очень часто недостаточно лишь посмотреть в зеркало заднего вида непосредственно перед началом маневра. Во-первых, есть вероятность, что рядом с вашим авто в мертвой зоне находится другой автомобиль.

Во-вторых, при беглом взгляде невозможно оценить скорость приближения следующего за вами авто. Когда вы посмотрите в зеркало, дистанция действительно будет достаточной для перестроения. Но уже к началу маневра автомобиль успеет приблизиться к вам на небезопасное для маневра расстояние.

Осуществление маневра

Чтобы избежать ДТП, к перестроению нужно соответственно подготавливаться:

  • если в зеркале заднего вида нет автомобилей, нужно посмотреть в боковые стекла. Делать это нужно так, чтобы не потерять контроль над управлением ТС и иметь возможность среагировать на маневры впереди идущей машины. Нужно максимально убедиться в том, что в мертвой зоне нет машин;
  • при плотном движении для перестроения нужно использовать «карманы» (достаточный для маневра интервал между плотно идущими авто). Для этого нужно дождаться, пока машина, после которой возможно перестроение, опередит вас. Такой маневр можно считать безопасным, так как вы убедитесь, что за конкретным авто не следует другое ТС, а поэтому в мертвой зоне вас не ждет неприятный сюрприз;
  • если вы заметили идущий по полосе автомобиль, обязательно посмотрите в зеркало спустя 2-3 сек., чтобы адекватно оценить его скорость. При однократном взгляде сделать это невозможно, а если долго сосредотачиваться на объектах в зеркале заднего вида, теряется контроль над ситуацией впереди вас. Помните о том, что дорожная ситуация в плотном потоке меняется ежесекундно;
  • при перестроении в ряд, поток которого движется с большей скоростью, маневр необходимо делать с опережением. После того как вы заняли полосу, ваша скорость должна соответствовать скорости потока. В зимнее время при колейности и скользком дорожном полотне разгоняться нужно только на своей полосе. В ином случае существует риск заноса. При достаточном коэффициенте сцепление разгоняться можно даже при перестроении.

Чтобы уменьшить мертвую зону, следует правильно настроить зеркала заднего вида. При правильной регулировке в ближний край зеркала вы должны видеть небольшую выступающую часть кормы. При установке угла вертикального наклона нужно соблюдать баланс. Если наклонить зеркало слишком низко, то уменьшиться слепая зона, но вы потеряете из виду вдалеке идущие автомобили. Ситуации усугубится еще больше при спуске со склона.

Никогда не меняйте 2 полосы движения за один прием, так как вы не сможете адекватно оценить дорожную ситуацию. Смена полосы должна происходить плавно. Теперь вы знаете, как правильно перестраиваться, чтобы не попасть в ДТП.

Обновлено: 23.09.2021

103583

Выполнение поворотов

Этот вопрос изложен в пунктах 8.5.-8.7. ПДД, требования которых, в основном, имеют отношение к многополосным дорогам, так как при наличии всего одной полосы для движения все маневры выполняются с нее. На более широкой дороге становится актуальным вопрос, с какой полосы следует двигаться в нужном направлении, чтобы не допустить столкновения с другими ТС. Пункт 8.5. Правил говорит о том, что разворот и поворот налево необходимо осуществлять из такого положения, чтобы никто на проезжей части не мог оказаться левее водителя. Подобное утверждение относится и к повороту направо. Соответственно, выполнение левого поворота и разворота производится с крайней левой полосы, правого поворота – с крайней левой. Средние полосы предназначены для движения в прямом направлении. Крайняя левая и крайняя правая полосы также могут использоваться для движения прямо. Вышеописанный порядок движения действует по умолчанию при отсутствии иных указаний. Отступление от общего правила допускается в таких ситуациях. Прежде всего, при наличии перед перекрестком знаков 5.15.1. «Направления движения по полосам», 5.15.2. «Направления движения по полосе», а также при нанесении стрел разметки 1.18. Такие знаки или разметка учитывают форму конкретного перекрестка, пропускную способность дорог, интенсивность транспортных потоков. Они могут давать водителям указания, противоречащие общему правилу, например, разрешать поворот с двух или трех полос одновременно, запрещать движение в определенном направлении. Однако, при разрешенном развороте с крайней левой полосы по стрелке, направленной влево, разворот со средних полос проезжей части всегда запрещен.

Общее правило выполнения поворотов не действует при въезде на перекресток с круговым движением. Так как круговое движение всегда направлено против часовой стрелки, то все въезжающие на круг ТС совершают правый поворот. При его выполнении только с крайней правой полосы остальные полосы, расположенные левее, все время будут свободными, но перед перекрестком образуется затор. Поскольку все транспортные средства поворачивают в одну сторону, одновременный въезд на круг с нескольких попутных полос не становится причиной для ДТП.

Однако, понятия въезда на круговой перекресток и выезда с него различны. Выезжая водители должны соблюдать общее правило, а именно поворачивать направо только с крайней правой полосы.

Особо стоит обратить внимание на положение ТС после выполнения поворота. В пункте 8.6

Правил говорится о том, что водители должны поворачивать таким образом, чтобы по окончании маневра не оказаться на встречной полосе.

При этом на пересечении проезжих частей допустимо двигаться по любой траектории. Но попадая на участок дороги, примыкающей к пересечению, ТС должно придерживаться правой стороны проезжей части. В противном случае опасность ДТП значительно возрастает, может произойти столкновение с теми, кто едет по поперечной дороге по направлению к перекрестку. Пункт 8.6. также дополнительно сообщает, что поворот направо, начатый по общему правилу с крайней правой полосы, должен завершаться на крайней правой полосе. В ситуации, когда поворот разрешен с нескольких полос, то из второго ряда следует поворачивать во второй ряд, из третьего – в третий. Считаются полосы от правого края проезжей части. Таким образом, крайняя правая полоса – первая, расположенная слева от нее – вторая и т.д.

При совершении поворота налево ТС может быть расположено на любой полосе с водительской стороны проезжей части. Что касается разворота, то его траектория зависит от габаритов транспортного средства, радиуса поворота, а также от ширины разделительной полосы на дорогах с двумя проезжими частями.

Очевидно, что ПДД очень подробно описывают процедуру выполнения поворотов. Однако зачастую в реальной дорожной обстановке бывает сложно и даже невозможно выполнить все предъявляемые Правилами требования. Причиной этому может стать препятствие на пути или припаркованные автомобили на узких улицах. В таких случаях пункт 8.7. позволяет начать поворот не с той полосы. При этом должны соблюдаться следующие условия:

  • водитель не должен создавать помехи другим участникам движения;
  • должна быть обеспечена безопасность маневра;
  • ТС не должно оказаться на встречной полосе.

Пользоваться этим правилом разрешается только при наличии уважительной причины. Во всех остальных ситуациях нарушать установленные нормы выполнения поворотов запрещено даже при отсутствии очевидного вреда.

Деление проезжей части на полосы движения

Проезжая часть дороги делится на полосы движения. Границы полос обозначаются линиями разметки. Пункт 9.7. ПДД требует от водителей двигаться строго по полосам. Таким образом, исключается возможность столкновения с попутными или встречными ТС, едущими по соседним полосам. При необходимости водитель может сменить занимаемую полосу или перестроиться в другой ряд. После окончания перестроения необходимо придерживаться выбранной полосы движения. Недопустима езда правыми колесами по одной полосе, а левыми по другой, а также перестроение через сплошные линии.1.1. и 1.3.

Если разметки нет, она загрязнена или скрыта под водой или снегом, а знаки, распределяющие движение по полосам, отсутствуют, водитель должен самостоятельно приблизительно определить границы полос и следовать тем же требованиям (пункт 9.1.). Соответственно, находясь на дороге с двухсторонним движением без разделительной полосы нужно придерживаться правой стороны дороги, в то время как левая предназначается для встречных ТС.

Если дорога довольно широкая, попутные ТС могут двигаться по ней в два, три и более ряда. При отсутствии разметки следует мысленно вообразить границы полос движения и ехать, соблюдая пределы одной из них. При возникновении сложностей можно просто повторять траекторию впереди идущего транспортного средства.

Знаки ПДД движение по полосам

Иногда знаки ПДД движение по полосам делают более понятным и простым, в других случаях усложняют его. Проблемы возникают скорее у тех, кто не умеет их читать. Какие символы могут использоваться:

  • 5.15.1. Указывает, по какой из нескольких полос можно ехать от него направо, прямо и налево, откуда позволяется развернуться. Направление нетрудно понять по стрелкам.
  • 5.15.2. Этих символом несколько. И каждый указывает одно или два разрешенных направления. Если символ находится на крайней левой полосе, допускает поворот в ту же сторону, под ним можно и поменять траекторию на 180 градусов.
  • 5.15.3. Показывает исходную точку нового ряда для машин. Последний может предназначаться для торможения или начинаться на подъеме. Символом указывается дополнительная полоса движения, ПДД требуют использовать ее по-разному.

Если на нем стоит ограничение скоростного режима, быстрее отсюда и до конца области действия ехать нельзя. Обычно так бывает в зоне торможения. Сначала на нее перестраиваются, лишь затем снижают скорость. Если же речь о полосе разгона, на ней убыстряют ход авто, перестраиваются на соседнюю, не забыв пропустить тех, кто уже там ехал.

  • 5.15.4. Означает то же, что предыдущий символ, но устанавливается там, где начинается центральная полоса (а по бокам расположены еще две).
  • 5.15.5. Завершает участок, предназначенный для разгона, или подъем.
  • 5.15.6. Устанавливается там, где исчезает центральная часть трехполосной дороги.
  • 5.15.7. Указывает, в какую сторону направлено движение, и необходим, если в одну из них ведет больше путей, чем навстречу.
  • 5.15.8. Демонстрирует число полос и скоростной режим для каждой.

Символы могут не соблюдаться общественным транспортом, но для всех остальных они обязательны.

Когда нельзя обгонять даже через прерывистую разметку?

Форумы полнятся странными историями про то, как инспектора лишают прав на ровном месте. Буквально, ехал человек с семьей по дороге на курорт, обогнал фуру через прерывистую линию, а наряд ГИБДД «шьет» ему статью 12.15 КоАП РФ и грозит лишением прав от 4 месяцев до полугода. Недоумевающий отпускник в отчаянии от такого поворота судьбы, однако ничего не поделаешь. Он угодил в ловушку.

Действительно, статья 11.4. ПДД РФ запрещает обгон не только через сплошную линию разметки или в зоне действия знака 3.20, но и в других распространенных случаях, а именно:

«на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;

на пешеходных переходах;

на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;

на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;

в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью».

Пешеходные переходы часты на трассах, где много деревень и дачных поселков. Они обычно встречаются посередине длинных прогонов, чтобы водители могли заметить вышедших на них людей. Но дорожные службы порой никак не обозначают такие места. А знаки скрываются листвой разросшихся деревьев и появляются лишь перед носом водителей. В общем, пешеходный переход среди леса — это серьезная ловушка.

Более дикая ситуация возникает при проезде старого железнодорожного переезда, где раньше бегали маневровые тепловозы. Если какой-нибудь трактор подползает к нему с телегой навоза, а догоняющий водитель не в силах мириться с необходимостью резко тормозить, одним махом проскакивает его через прерывистую разметку, то это не значит, что он прав. Завидев знак «Переезд», водитель легковушки должен тащиться сзади. А 100 метров пустой дороги — это большое расстояние, провоцирующее на обгон. Именно за такими переездами на югах и любят дежурить патрульные машины ГИБДД.

Еще хуже, когда приближается небольшой мостик, обозначенный столбиками с названием реки. Там за “встречку” инспектора принимают не менее охотно. Хотя таким «мостом» может оказаться даже закопанная в землю труба для пересохшего ручья.

Ну, а самая распространенная ловушка в дальней дороге – это, конечно же, обгон на подъеме. Пусть на склон нанесена прерывистая — она разрешает обгоны только тем, кто катится вниз. Карабкающимся на вершину холма путешественникам предписывается медленно следовать за тихоходом, дожидаясь пока склон сменится спуском. И пусть там хоть 7%, сотрудники ГИБДД могут с чистой совестью применить к нарушителям часть 4 статьи 12.15 КоАП.

Развитием холмистой темы стало определение «ограниченная видимость». Правила определяют ее так: «Это видимость дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами».

Другими словами, когда дорога до горизонта идет длинными волнами, это и есть повод для запрещения обгона. Бывает, что ночью огни приближающихся спереди автомобилей то видны, то прячутся в ложбинки рельефа. Дорожные службы должны обозначать подобные участки сплошными линиями, чтобы встречный транспорт не выскакивал внезапно перед носом обгоняющих. Но не всегда утруждают себя подобным занятием. Следить за рельефом предписано самим водителям. Если пойдешь на обгон ближе чем за 100 метров от такого участка — есть риск нарваться на неприятности даже несмотря на «разрешающую» прерывистую разметку .

В общем, правила требуют к себе самого пристального внимания. Иначе в дальней дороге неожиданностей не избежать.

Мотоцикл категория «А»

⁠Мотоцикл — двухколесные транспортное средство с боковым прицепом или без него, объем двигателя которого более 50 куб.см., мощностью не превышающую 15кВт и конструктивной скоростью более 50 км/ч.

К мотоциклам приравниваются трициклы, а так же квадрициклы с мотоциклетной посадкой и рулем мотоциклетного типа и массой не превышающую 550 кг.

Категории ТС:

  • А — мотоциклы, квадрициклы мощностью до 15 кВт и весом до 550 кг
  • А1 — легкие мотоциклы, квадроциклы(вездеходы на мотоциклетной основе) Допускаются водители с 16 лет.
  • В — автомобили весом до 3,5 тонн в , а так же с прицепом разрешенная максимальная масса которого до 750 кг.
  • В1 — Квадрициклы, трициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, двигатель мощностью до 15 кВт и весом до 550 кг

Категория В1 присваивается автоматически при получении прав категории А или В, но если водитель имеет только категорию В1, он не имеет право управлять ТС категории В или А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector