Как сдать на права без автошколы?
Содержание:
- Экзамен и пересдача
- Правовая база
- Можно ли получить права без автошколы и обучения
- Переход на дистанционную форму обучения
- Личный подбор инструктора
- Права экстерном
- Экзамен в ГИБДД
- Экзамен на права
- Как побороть в себе страх вождения?
- Экзамен экстерном — есть ли такая возможность в 2020 году?
- Стоит ли сдавать экзамен на права без обучения в автошколе?
- Теоретический экзамен ПДД в ГИБДД
- Рекомендации при экзамене в ГИБДД
- Варианты обучения
Экзамен и пересдача
Чтобы приступить к прохождению испытаний, достаточно явиться в соответствующее подразделение в назначенное время и с полным пакетом документов. Экзамены для автолюбителей, выбравших дистанционный вариант обучения, проходят точно так же, как и для получивших навыки вождения в обычной форме.
Самый неприятный момент — неопределённость с учебным автомобилем. Водитель, проходящий практические испытания в ГАИ без сопровождения автошколы, может рассчитывать на три пути развития событий:
- в подразделении есть собственные учебные автомобили — это оптимальный вариант, однако остаётся опасность растеряться, если марка машины отличается от «освоенной» в школе;
- в ГИБДД практикуется «аренда» учебного транспорта или «подсадка» таких водителей в общий поток — разумеется, за плату;
- учебной машины нет и заказывать её инспектор не собирается — а значит, водителю придётся самостоятельно позаботиться об аренде.
Последнее встречается крайне редко, но всё же бывает; будущему обладателю прав стоит заранее позвонить или лично явиться в выбранное подразделение Госавтоинспекции и прояснить вопрос с учебным автомобилем.
Если экзамен успешно сдан — отлично; водителю остаётся в установленный срок получить свои права и радоваться жизни. Если нет — придётся записаться на пересдачу. Сделать это можно не ранее чем через неделю после неудавшейся попытки; форма заявления на «Госуслугах» ничем не отличается от первичной, и водитель, как и раньше, может выбрать для прохождения испытаний любое подразделение в зоне досягаемости.
Уважаемые читатели!
Статья описывает типовые ситуации, но каждый случай уникальный.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — задайте вопрос юристу через форму (внизу), либо через онлайн-чат или закажите обратный звонок через форму онлайн-консультанта и дежурный юрист сам перезвонит вам.
Это быстро и бесплатно!
Правовая база
В настоящее время сдать экзамен на права, совсем не обучаясь в соответствующем заведении, не получится. Проект закона, дающего автолюбителю право сдавать теоретический экзамен экстерном, действительно существовал — но был благополучно отложен на неопределённое время. И, разумеется, никто не отменял практическое вождение — оно изучалось и будет изучаться впредь исключительно в очной форме.
В настоящее время связь между обучением в автошколе и сдачей теории совершенно ясно определяется в статье 26, пункте 1 Федерального закона №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» с последними коррективами от 30 декабря 2020 года. В соответствии с этим пунктом получение водительского удостоверения возможно при соответствии гражданина совокупности требований:
- достижение установленного возраста — от 16 до 21 года, в зависимости от категории;
- удовлетворительное состояние здоровья, позволяющее управлять автотранспортным средством без риска для себя и окружающих — подтверждается выдачей медсправки;
- прохождение курса профессионального обучения.
Последнее — самое важное: если будущий водитель не был прикреплён к любой аккредитованной автошколе, возможности сдать теоретический экзамен, как бы хорошо ни были изучены правила дорожного движения, ему не предоставят. С другой стороны, второй абзац того же пункта предполагает наличие разнообразных программ подготовки автомобилиста; об их видах — в следующем разделе
С другой стороны, второй абзац того же пункта предполагает наличие разнообразных программ подготовки автомобилиста; об их видах — в следующем разделе.
Можно ли получить права без автошколы и обучения
В федеральном законе «О безопасности дорожного движения» пишется, что к управлению транспортным средством допускаются лица:
- прошедшие обучение в специализированных автошколах;
- достигшие возраста, установленного данным законом (16 лет на категории «М» (квадроциклы и мопеды) и «А1» (легкие мотоциклы), 18 лет – «А» (мотоциклы), «В» (легковые автомобили), «С» (грузовики), «В1» (квадроциклы, трициклы), «С1» (легкие грузовики), 21 год – «D» (автобусы), «Tm» (трамваи), «Tb» (троллейбусы), «D1» (малые автобусы);
- получившие медицинские справки, исключающие наличие заболеваний, не позволяющих водить транспортное средство.
ВНИМАНИЕ! В текущем году без посещения школы изучить правила и сдать экзамены в ГИБДД нельзя. Автошкола дает своим ученикам, сдавшим экзамен, справку об окончании обучения
Она необходима для последующих этапов прохождения экзаменов в госучреждении.
Переход на дистанционную форму обучения
Чтобы начать учиться в автошколе, предлагающей прохождение теоретического курса на удалённой основе, необходимо:
- Подать заявление на зачисление с указанием формы обучения.
- Заключить со школой стандартный договор на оказание услуг.
- Оплатить курсы, частично или полностью, и представить в учреждение квитанцию.
- Получить логин и пароль для входа в личный кабинет, в котором и будут доступны лекции и подручные материалы, и авторизоваться в нём.
Теперь будущему владельцу прав остаётся лишь старательно учиться, прослушивать и просматривать материал и сдавать промежуточные тесты — в зависимости от политики учреждения это делается или также через Интернет, или при личном посещении.
И, разумеется, учащемуся придётся пройти в полном объёме практическую подготовку — собственно вождение — на автодроме автошколы. Эти уроки, как правило, оплачиваются отдельно; реже — включаются в общую стоимость курсов.
Личный подбор инструктора
Ни для кого не секрет, что при обучении в автошколе вам организация самостоятельно назначает как автомобиль, так и инструктора по вождению. Разумеется, никакой гарантии, что вам достанется наиболее опытный и добрый сотрудник, никто не дает. Это и является большим минусом. При вечном ругательстве и унижении никакие навыки вождения проявляться не будут, а ученики будут желать скорейшего окончания занятия.
Теперь что касается самостоятельного подбора. Здесь вы ничем не ограничены. Хотите — выбирайте дорогих, хотите — дешевых, хотите — опытных, хотите — молодых. Если же вас что-то не будет устраивать, например, ругается сильно либо не дает достаточное количество знаний, по вашему мнению, то вы смело меняете на другого. При этом вы открываетесь для нового инструктора с чистого листа. Также стоит заметить и большой ассортимент автомобилей. Если автошколы ограничиваются несколькими отечественными и парой дешевых иномарок, то при личном выборе ваш диапазон расширяется просто невероятно, и здесь решать, на чем стоит обучаться, только вам.
Права экстерном
До 2013 года в нашей стране была официальная возможность получить права экстерном. Получить права экстерном на данный момент нельзя. Но это не мешает некоторым автошкол все же ускорять курс обучения. Например, вождение вы проходите с инструктором, а теоретической подготовкой занимаетесь самостоятельно. Но такой подход сложно назвать «экстерном», на такое обучение уйдет примерно 2 месяца. При это вы все равно должны быть зарегистрированным в данной автошколе, и оплатить обучение.
Так же есть еще несколько способов получения прав по «ускоренному курсу обучения» через автошколы, о которых мы говорить не будем. Автошколы практикующие подобное «обучение» в любой момент могут закрыть, при этом вы потеряете свои деньги, а права так и не получите.
Экзамен в ГИБДД
Когда водитель полностью освоил программу переподготовки и успешно прошел все внутренние испытания, он получает возможность сдать экзамен в ГИБДД (порядок его проведения регулируется п83-123 Приказа МВД от 20.10.2015 №995 и Постановлением Правительства от 24.10.2014 №1097). Проверка мало чем отличается от аналогичного теста для категории В.
Сначала соискатель должен сдать теорию. Она включает в себя 40 билетов, в каждом из которых присутствует по 20 вопросов. Отвечая на них, водитель должен показать, что он освоил программу подготовки и знает ПДД, основы безопасности движения, методики оказания первой помощи, и правила эксплуатации ТС. Оценка «Не сдал» (Приказ №995 п97-98) ставится в том случае, если при ответе было допущено 3 ошибки, 2 ошибки в одном тематическом блоке или 1 ошибка в дополнительных вопросах (согласно п98 Приказа №995, за каждый неправильный ответ в основной части дается 5 дополнительных вопросов).
После успешной сдачи билетов, водитель попадает на автодром. Здесь он должен выполнить ряд упражнений. Сюда входит параллельная парковка, «бокс», змейка, троганье на подъеме и разворот (в этом программа для грузовых и легковых ТС не различается).
Если автодром сдан без ошибок, водитель получает экзаменационный лист. С ним он отправляется на сдачу «города». В отличие от полигона, здесь в кабине грузовика будут также присутствовать инструктор и инспектор ГИБДД. В ходе проверки водитель должен показать свои навыки управления, проехав регулируемый и нерегулируемый перекрестки, пешеходный переход и остановку. Также потребуется выполнить разворот, перестроение и обгон. За каждую ошибку дается определенное количество баллов (грубые ошибки – 5 баллов, средние – 3, мелкие – 1). Экзамен считается сданным, если набрано менее 5 баллов (Приказ №995 п129-130).
Пересдать теорию и практику можно будет только через неделю. Но если на сдачу теории дается неограниченное число попыток, то «город» можно выполнять только 3 раза подряд. Если водитель так и не смог его выполнить, то до следующего экзамена ему придется ждать 30 дней. В случае, когда испытания не сданы за 6 месяцев, соискатель отправляется на переобучение.
Ход экзамена и его результаты обязательно должны быть оформлены в виде протокола.
Если водитель успешно сдаст все экзамены, он сможет заменить имеющееся водительское удостоверение. Сделать это можно в день сдачи экзамена или на следующий день (результаты теоретического экзамена действительны в течение 6 месяцев). Владельцу ВУ потребуется посетить отделение ГИБДД (выдача производится по месту обращения) и сфотографироваться. В течение нескольких минут будет изготовлен новый документ, где помимо уже открытых, будет присутствовать категория С и подкатегория С1. С этого момента водитель может вполне легально управлять грузовыми ТС.
Экзамен на права
Как известно, после окончания обучения, предстоит сдать два экзамена по теории и практики.
Теоретический этап
Для этого вам понадобится пройти стандартные тесты, которые включают в себя около 20 вопросов, для сдачи вам нужно минимум 18 ответов. Тесты проводятся на компьютере, заложенная программа автоматически выбирает билеты.
Ответы на билеты можно найти в вебсайтах или магазинах для продажи книг. В данный момент для легкого изучения вопросов и ответов все пронумеровано по пунктам с прикреплением четких изображений изучаемого материала.
Рекомендуется после того как вы выучили тесты, не поленитесь поучить сами правила дорожного движения там много нюансов. Всегда используйте новейшие источники или книги ПДД так как они ежемесячно обновляются.
Как побороть в себе страх вождения?
Что же делать такому горе-водителю? Для начала непременно стоит понять и осознать, а действительно ли вы хотите водить автомобиль, или все-таки на уровне подсознания в вас присутствует неприятие самого факта вождения. Ведь появление такого противоречия: «хочу» (со стороны разума) и «не хочу» (со стороны) подсознания как раз и приводит к тому, что психика отвечает реакцией отторжения, страхом или стрессом.
Психологи связывают страх вождения автомобиля с низкой самооценкой водителя. Конечно, взрослея человеку все трудней и трудней становится изменить свое видение себя, однако повышать самооценку можно и нужно вне зависимости от возраста.
Совет 1: идите путем маленьких обед. Ваши достижения, заметные порой только вам, могут создать общий позитивный настрой, дать вам возможность повысить вашу самооценку. Психологи советуют также почаще улыбаться себе в зеркало и заняться аутотренингом.
Начать работать со своим страхом стоит с признания самому себе в том, что страх есть, что это конкретно страх вождения, а никакой иной. После этого уже можно менять свое отношение к сложившейся ситуации и работать над воспитанием в самом себе уверенности.
Совет 2: разговаривая мысленно с собой, постарайтесь избегать употребления отрицательной частицы «не». Ученые уверены, что наша психика не воспринимает такое слово и тогда вроде бы отрицательная фраза «Я не боюсь» становится вполне утвердительной «Я боюсь». Попробуйте найти для самого себя правильно сформулированные установки. Возможно, для своей большей уверенности произносите их слух, если стесняетесь, делайте это наедине с собой.
Совет 3: измените фон ваших мыслей с упадническо-негативного на позитивный и постарайтесь поддерживать его в таком тоне максимально долгое время.
Совет 4: если вы боитесь конкретно какого-либо события, допустим, автомобильной аварии, попробуйте прибегнуть к методу визуализации. Мысленно «инсценируйте» опасный момент на дороге и представьте, что действуете четко и правильно, умело выходите из сложившейся ситуации. А впрочем, для «профилактики» лучше визуализируйте моменты вашего уверенного и мастерского вождения, и оно таковым и станет впоследствии.
Совет 5: поможет вам и прием визуализации, реализованный непосредственно в самих «декорациях». То есть вы можете сесть за руль автомобиля, не включая газа, постараться представить себя непосредственно в процессе самого движения, видеть как переключаете коробку передач, набираете скорость, в нужный момент притормаживаете.
Совет 6: если уже совсем туго и от страха избавиться не удается, попросите кого-нибудь из умелых водителей, кого-то из ваших родных или близких составить вам компанию во время поезди на авто. Возможно присутствие рядом опытного человека поможет вам закрепить навыки, полученные в автошколе, а слова одобрения поднимут вашу самооценку и вдохнут в вас новые силы. Только привыкать к такому эскорту все же не стоит, ведь вам впредь нужно будет рассчитывать исключительно только на свои силы и умение.
Совет 7: постарайтесь изменить угол восприятия себя и учитесь правильно себя преподнести. Даже если вы только начали учиться водительскому мастерству, говорите о себе не как о неопытном, а как о набирающемся опыта водителе. Ваша собственная уверенность в себе передастся и окружающим вас людям, которые, видя такое спокойствие, станут уважительно относится к вам, не взирая на ваши случайные ошибки.
Совет 8: вождение даже для опытного водителя зачастую вызывает состояние стресса. Увы, на наших дорогах достаточно факторов стресса. Не поддаваться стрессу – задача не простая, а может быть даже бесполезная. А вот умение максимально быстро выходить из такого нервного состояния — вполне реальное умение, освоить которое в ваших же интересах. Главное, научитесь прислушиваться к своим переживаниям, и когда ситуация на дороге сильно «натянула» ваши нервы, остановитесь, если такая возможность есть, успокойтесь и продолжайте поезду. Ведь раздраженная стрессом психика – плохой советчик и помощник.
Понять проблему – это чаще всего означает почти решить ее. Поняв причину своего страха вождения, вы скорее всего найдете адекватный, приемлемый исключительно для вас рецепт по устранению этого «врага». В определенных случаях вам может также помочь квалифицированная помощь умелого психолога.
Экзамен экстерном — есть ли такая возможность в 2020 году?
До 2013 года у всех, кто желает получить водительское удостоверение, было право выбора: обучаться вождению самостоятельно или же воспользоваться услугами автошколы. По сути, существовала возможность сдать экзамен в ГИБДД экстерном. С внесением изменений в законодательство претенденты в водители утратили такую возможность. В закон вошла формулировка «прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение». Теперь нельзя получить права, минуя автошколу. Прохождение обучения является одним из этапов, который нужно выполнить обязательно.
Введение указанного правила было обусловлено плохой подготовкой кандидатов в водители, большим количеством ДТП. Не всегда является достаточным выучить ПДД и взять пару уроков у частного инструктора. В связи с этим были разработаны специальные программы подготовки водителей, без освоения которых обучающийся не будет допущен к экзаменам. Сдавать экзамен нужно не только в ГИБДД, но и в автошколе, т.е. необходимо пройти два сложных этапа.
Таким образом, с ноября 2013 года ответ на вопрос «можно ли получить права без автошколы?» отрицательный. У нововведения есть плюсы и минусы. Одним из недостатков является отсутствие возможности сэкономить на услугах автошколы. Прохождение обучения обязательно и оплатить его придётся в полном объёме. Количество занятий с инструктором строго регламентировано и все их нужно откатать.
Во-вторых, возможны злоупотребления со стороны автошкол, желающих заработать больше денег. Известны ситуации, когда автошкола не допускает человека до экзамена, убеждая в необходимости взять дополнительные занятия по вождению. В связи с этим нужно быть очень внимательным при выборе автошколы.
В-третьих, пройти двухэтапный экзамен сложнее, чем единственный экзамен в ГИБДД.
Однако есть и положительные стороны. Одной из них является повышение качества подготовки будущих водителей. Этого позволяют достичь теоретические занятия по всем необходимым разделам, а также в достаточном объёме занятия практические. При таком основательном обучении и шансов сдать экзамен больше.
При более серьёзной подготовке в автошколе, когда обучающийся проезжает с инструктором все возможные маршруты, учится применять на практике ПДД, становится меньше вероятность ДТП в будущем, когда ученик станет уже водителем.
Стоит ли сдавать экзамен на права без обучения в автошколе?
Само собой, для того, чтобы водить машину, необходимы водительские права, для получения которых необходимо пойти в автошколу и потратить некоторое время на обучение, чтобы в финале сдать экзамен в ГИБДД. Тут и выясняется, что многих граждан интересует вопрос, как сдать на права без автошколы – кому-то хочется сэкономить время, а кому-то и деньги, ибо обучение нынче стоит недешево.
Сразу отметим, что ответ на вопрос, можно ли сдать на права без автошколы является отрицательным. До 2013 года имелась возможность сдачи экзаменов экстерном, но ввиду того, что это открывало широкий простор коррупционным схемам, да и вообще – качество самоподготовки было низким, такую программу убрали. В данный момент законных способов миновать обучение в автошколе, нет. Однако есть несколько альтернативных вариантов, о которых и пойдет речь ниже.
Теоретический экзамен ПДД в ГИБДД
Первым этапом к получению заветного водительского удостоверения будет сдача экзамена в ГИБДД по правилам дорожного движения
Здесь следует уделить внимание двум моментам
Знание ПДД. Основой успешной сдачи теоретического испытания будет хорошее знание правил дорожного движения. И здесь придется заняться зубрежкой, чтобы впоследствии не запутаться при формулировке основополагающих понятий типа «главная дорога», «пешеход», «обгон», «транспортное средство», «перекресток» и др.
Умение пользоваться компьютером
Здесь важно не размахивать руками, рискуя нажать случайно кнопку на клавиатуре. Необходимо сосредоточиться на работе и не отвлекаться во время ответов на вопросы
Поэтому лучше всего купить диск с программой по подготовке к сдаче ПДД и отрепетировать до автоматизма процедуру сдачи.
При подготовке к сдаче теоретического экзамена в ГАИ хорошо себя зарекомендовала практика решения экзаменационных билетов ПДД онлайн – это закрепит ваши знания Правил дорожного движения и отточит навыки использования компьютера.
Во время экзамена в ГИБДД не нужно по пустякам обращаться к экзаменаторам, а также не следует разговаривать и вызывающе себя вести. Для борьбы с волнением лучше воздержаться от приема успокоительных средств, так как они помешают быстро реагировать при сдаче практического экзамена (вождения).
Рекомендации при экзамене в ГИБДД
Успешно пройти все этапы экзаменов в ГИБДД помогут и такие простые шаги. Нужно не только выучить и понять учебный материал, но и при этом чувствовать себя уверенно на всех этапах экзаменационного марафона. Общие простые советы:
- Обувь и одежда должны быть максимально комфортными, особенно это касается холодной поры года. Все предварительные тренировочные поездки желательно осуществлять в той же экипировке, что будет и на экзамене.
- На экзамен берите только самые необходимые документы и вещи. Сумочки, барсетки, зонтики, прочие аксессуары лучше оставьте дома. Кроме того, что они будут отвлекать и мешать, еще их вполне можно забыть где-нибудь в состоянии нервного напряжения.
- До начала старта и движения автомобиля – выполните регулировку положения сиденья. Такой простой момент очень важен, поэтому смело сделайте это, не боясь реакции инспектора. Если ноги водителя не достают до педалей – путь может оказаться опасным и коротким.
- Обязательно пристегните ремень безопасности еще до начала движения. Кстати такой же маневр можно потребовать и от инспектора ГИБДД.
- Не забывайте использовать ручной тормоз, останавливаясь на подъеме. При старте машины нужно синхронно отпустить ручник, добавляя обороты двигателя газом.
- Свет фар. Если автомобиль не обустроен ходовыми дневными огнями – включите фары на ближний свет. Если уверенности нет, есть ли в машине дневные огни – включите фары на ближний свет все равно. Хуже точно не станет.
- Перед стартом езды включите левый указатель поворота у авто и оглядитесь в зеркала заднего вида. Движение можно начать только при отсутствии всех помех. Четко выразите взгляд назад поворотом своей головы, что станет лишним доказательством такого взгляда для инспектора.
- При возможности покажите, что умеете управлять автомобилем, используя все передачи. Если есть такая возможность – дойдите до четвертой передачи.
- Постарайтесь пройти экзамен в начале, одним из первых. Как свидетельствует жизнь, среди первых кандидатов наиболее много сдавших. После первой десятки экзаменатор понимает, что народу уже сдало достаточно и поток «успешности» заканчивается.
Сдать экзамен в ГАИ с первого раза вполне реально, важно максимально выучить правила, уметь оперативно применять их на практике, не поддаваясь на хитрости экзаменатора. Многие инспектора положительно реагируют на убедительную аргументацию кандидатов в водители – объясняйте и отстаивайте свои решения спокойно и конструктивно. Если что-то пошло не так и первая попытка провалилась – это не повод для расстройства
Выявите свои слабые стороны, подучитесь еще и с оптимизмом отправляйтесь на вторую попытку. Наверняка она получиться лучше и успешнее, чем первая. Удачи!
Если что-то пошло не так и первая попытка провалилась – это не повод для расстройства. Выявите свои слабые стороны, подучитесь еще и с оптимизмом отправляйтесь на вторую попытку. Наверняка она получиться лучше и успешнее, чем первая. Удачи!
Последнее обновление: 04-09-2020
Варианты обучения
Гражданин, намеревающийся получить водительское удостоверение, может в настоящее время учиться в автошколе в следующих формах:
- Очная. Самая привычная, предполагающая регулярное посещение обучающимся занятий, сдачу тестов и внутренних, а затем — и государственных экзаменов.
- Онлайн. Человек остаётся дома и участвует в интернет-семинарах (вебинарах), на которых преподаватель знакомит учеников с новым материалом, а также, если предусмотрено регламентом школы, отвечает на вопросы. Такой вариант, в силу трудоёмкости для инструкторов, встречается реже прочих — зато по эффективности не уступает первому, а иногда его и превосходит.
- Дистанционная. Человек, записавшийся на курсы, получает доступ к личному кабинету, где просматривает записи лекций; проверка усвоения материала проводится в форме онлайн-тестов.
Последние два способа (обычно они оба называются дистанционными) имеют ряд преимуществ:
- обучающемуся нет нужды тратить силы и время на то, чтобы добраться на очередной урок до автошколы, а потом — уехать домой;
- будущий автолюбитель проходит курс в спокойной и комфортной обстановке, что позволяет лучше осмыслить материал;
- учебные пособия — книги, брошюры, нормативные акты и интерактивные продукты — предоставляются в электронной форме, а их стоимость обычно уже включена в плату за обучение.
Главный минус дистанционного образования — отсутствие обратной связи. Даже вебинары в абсолютном большинстве случаев представляют собой монолог инструктора, и «с места», как это делается в классе, в таких условиях невозможно.