С какого возраста можно сдать на права
Содержание:
- Требования для получения удостоверения
- Необходимые документы
- Со скольки лет можно сдавать на права
- Возраст для обучения на разный транспорт
- Нюансы
- Обучение в мотошколе на категорию «А1»
- Основные моменты
- В чем отличия прав на тс с автоматом и на механике в рф в 2018 году
- Можно ли с 16 лет получить права в 2021 году?
Требования для получения удостоверения
Для того чтобы получить права с категорией М кандидат не должен иметь ограничений по состоянию здоровья.
Предъявляемые требования содержатся в постановлении . Конкретный перечень зависит от особенностей конструкции ТС.
Стандарт не конкретизирует посадку водителя квадрицикла – верхом или, как в автомобиле, и вид руля – автомобильная баранка или мотоциклетный руль.
Если посадка или рулевое управление, как на мотоцикле, набор требований изложен в пункте I. Критичным является отсутствие 2 и больше фаланг пальцев на руках и укорочение ноги больше, чем на 6 см.
В каком возрасте можно получить права категории М
Возможность открытия категорий в водительском удостоверении дифференцирована по возрастам. Чем тяжелее и мощнее транспортное средство, тем старше должен быть водитель к моменту получения права им управлять.
Возраст кандидатов на каждую из имеющихся категорий установлен в ст. 26 закона .
В частности, для категории М, дающей право вождения мопедов и лёгких квадрициклов, он равен 16 годам.
Необходимые документы для получения категории М
В этом вопросе всё стандартно, никаких неожиданных моментов. Для того чтобы получить права впервые или открыть новую категорию нужны:
- Паспорт или другой документ, имеющий равную силу
- Справку, подтверждающую отсутствие ограничений по медицинской части
- Документ о прохождении обучения, если таковое обязательно и имело место
- Имеющееся ВУ – при наличии
- Справки об оплате положенных пошлин
- 2 фотографии 3*4, если снимки не делаются на месте.
- Весь комплект вместе с заявлением подаётся в РЭО ГИБДД. Если всё соответствует, водительский документ выдаётся в течение часа-двух.
Нужно ли открывать категорию М, если открыта категория А или категория В
Это интересный момент. Обладателям водительских прав с открытой категорией А разрешается управление транспортом подкатегорий А1 и В1 с мотоциклетными посадкой и рулём. Имеющие литеру В или ВС могут управлять В1 кроме тех, что с мотоциклетными посадкой или рулём. Логично распространить это правило и на М, но…
Внимание! Далее сказано, что все категории, указанные в статье, разрешают управление транспортом, относящимся к М. Вот так
Сомневающиеся могут убедиться в достоверности прочитанного, заглянув в п. 7 ст. 25 закона .
Примечание. В 25 статье говорится обо всех возможных категориях, поэтому, следуя букве закона, управлять мопедами и лёгкими квадрициклами (М) могут обладатели прав с любой категорией – от А до Е, включая трамваи и троллейбусы.
Можно ли открыть категорию М без категории А
Чтобы разрешить сомнения, следует снова заглянуть в первоисточники – законодательство. Уже упомянутая 25 статья закона не обязывает кандидата в водители вместе с категорией М открывать А или какую-нибудь другую. Значит, ответ надо искать на месте в учебных организациях. Если они предоставляют курс обучения конкретно для М, вопрос решён. Если только А или В, придётся получать то, что дают, а ездить на том, что есть.
Необходимые документы
Для того чтобы сдать на категорию А необходимо представить в ГИБДД, а до этого в автошколу, предусмотренный законодательством комплект документов. В него входят:
- Заявление
- Паспорт или его равноценная замена
- Медицинское заключение с отметкой об отсутствии запрета водить мототранспорт категории А
- Свидетельство о прохождении предусмотренного обучения
- Квитанции об оплате госпошлины
- 2 фотографии 3*4, если фотографирование не производится при выдаче прав.
При поступлении на подготовительные курсы можно не предоставлять весь требуемый набор, но лучше запастись всем необходимым – особенно медсправкой, официально именуемой медицинским заключением – заранее. Это позволит не тратить понапрасну время и деньги, если найдутся серьёзные обстоятельства, препятствующие достижению желаемого результата. Лучше вместо подразделения ГИБДД обратиться к профильному врачу, привести себя в порядок, чтобы потом снова вернуться к отложенному вопросу.
Внимание! Категорически не рекомендуется решать вопрос с медицинским заключением договорным путём. Дорога не прощает незамеченных деталей или неспособности своевременно нажать нужный рычаг
Купленная справка может привести к потере здоровья, свободы и даже жизни. Не надо рисковать!
Со скольки лет можно сдавать на права
Для того чтобы получить водительское удостоверение на право управления автомобилем, нужно пройти обучение в автошколе и сдать экзамены.
До сдачи экзаменов допускаются лица:
- прошедшие курс обучения;
- достигшие определенного возраста;
- имеющие медицинскую справку.
В зависимости от категории получать документ на основании п. 2 ст. 26 закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ можно в следующем возрасте:
- «А1» и «М» — с 16 лет;
- «А», «В», «С», «В1», «С1» — с 18 лет;
- «D», «Тm», «Тb», «D1» — с 21 года.
На права категорий «ВЕ», «СЕ», «DЕ» можно сдать экзамены только в том случае, если у гражданина уже есть права категорий «В», «С», «D» не менее 12 месяцев. На категории «С1Е», «D1Е» можно сдать экзамены только при наличии прав категорий «С», «D» или подкатегорий «С1», «D1» не менее 12 месяцев.
Возраст для обучения на разный транспорт
Разобравшись с вопросом, со скольки лет можно учиться на права на машину, стоит также уточнить, когда допускается проходить курсы на управление другим транспортом. Для каждого вида предусмотрены свои ограничения, о них обычно предупреждают в ДОСААФ перед приемом заявление на обучение. Рассмотрим основные варианты.
Допуск к курсам на мопед
Мопед представляет собой универсальное транспортное средство, широко используемое учащимися в качестве альтернативы велосипедам. Для их управления необходимо пройти курсы и получить документ установленного образца с открытой категорией «М» или «А1». Допускаются к прослушиванию лекций лица, достигшие 16 лет.
Получают разрешение для вождения мопеда только после сдачи теории, а также подтверждения практических навыков езды в условиях автодрома. Предварительно список билетов и упражнений можно найти на специализированных сайтах. Самостоятельное обучение недопустимо, так как процесс обязательно должен контролировать инструктор.
Допуск к обучению на мотоцикл
Мотоцикл представляет собой серьезное транспортное средства, с повышенной степенью опасности. Поэтому сесть на него для езды по дорогам получится только с восемнадцати. Именно с совершеннолетия человек считается достаточно взрослым, чтобы осознавать все риски. Для управления потребуется получить удостоверение водителя с категорией «А». Для этого предусмотрено прохождение специальной подготовки, а также подтверждение своих знаний теории и навыков на практике путем тестирования и езды на автодроме.
Допуск к курсам на легковое авто
Российские законы более строги к водителям, желающим учиться управлять легковыми автомобилями, чем в США. Допускаются к вождению только лица с 18 лет, но пойти на курсы они могут значительно раньше, уже с 16 лет. Подготовка будет осуществляться в несколько шагов:
- Записаться на курсы категории «В» в любую автошколу или местный ДОСААФ.
- Посещать все лекции (примерно 190 часов).
- Пройти практическое обучение на специальной машине, оборудованной дополнительными педалями для преподавателя и зеркалом заднего вида.
- Успешно пройти тестирование в МРЭО после 18 лет, и подтвердить свои навыки на практике
- Получить удостоверение водителя установленной формы с отметкой «В». Для этого потребуется собрать весь пакет документов. Но при этом нет необходимости посещать военкомат, так как справка от них или билет не нужен.
Выдача прав гражданину до его совершеннолетия не допустима, даже если он успешно прошел обучение и квалификационное тестирование в автошколе. Также запрещено ездить на автомобиле без документа, подтверждающего прохождение экзамена в МРЭО. В противном случае человек штрафуется или несет другую административную ответственность.
Нюансы
Проходить медкомиссию необходимо до того, как человек отправится на обучение в автошколу на категорию М. Врач имеет право ограничить лицо в некоторых действиях или отказать в оформлении прав из-за медицинских показаний. В результате появляется риск потратить деньги впустую. Средняя стоимость обследования составляет порядка 2.000-2.500 руб.
Категорически запрещено держаться за руль одной рукой, пересекать дорогу по пешеходным переходам, перевозить детей без специальных устройств, а также принимать участие в буксировке. Перевозка крупногабаритных выступающих предметов также недопустима.
Обучение в мотошколе на категорию «А1»
С 2013 г. МВД отменило право сдавать экзамен в ГИБДД, закончив учёбу в мотошколе экстерном или вовсе не учась в мотошколе. Поэтому двухмесячная учёба в мотошколе обязательна для всех желающих получить водительские права категории «А1». Чтобы сертификат мотошколы засчитывался ГИБДД, она должна иметь государственную лицензию на право учить водителей вождению транспортных средств.
Мотошкола «Автофактор» предлагает полный курс вождения мотоциклов категории «А1», который длится от 2 до 2,5 месяцев и включает в себя параллельные практические и теоретические занятия, а также внутренний экзамен на владение транспортом, включающий в себя все 6 упражнений из перечня ГИБДД и необходимый для тренировки и понимания устройства официального экзамена.
Условия и программа обучения в мотошколе
Теоретический курс изучения программы на категорию «А1» состоит из 136 часов, практический курс – из 18 часов, 16 из которых предполагают двухчасовые практические занятия, а ещё 2 часа выделены для сдачи внутреннего тренировочного экзамена по итогам учёбы. С учётом посещения двухчасовых лекций дважды в неделю, а также самостоятельного домашнего изучения дистанционного курса лекций, полное прохождение курса займёт от 2 до 2,5 месяцев, в зависимости от личного расписания и наличия свободного времени. Во время изучения теоретического курса учащиеся имеют право пользоваться дополнительной учебной литературой, выдаваемой мотошколой, и тестовыми заданиями для самостоятельного контроля знаний.
В курс теоретической программы на категорию «А1» входят циклы лекций по следующим темам:
-
Учебные предметы базового цикла (не отличаются для транспортных средств разных категорий):
- Основы законодательства в сфере дорожного движения;
- Психофизиологические основы деятельности водителя;
- Основы управления транспортными средствами;
- Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии.
-
Учебные предметы специального цикла (отличаются для транспортных средств разных категорий):
- Устройство и техническое обслуживание транспортных средств подкатегории «А1» как объектов управления;
- Основы управления транспортными средствами подкатегории «А1».
Стоимость полного курса вождения на категорию «А1», включающего в себя практические и теоретические занятия) составляет 22 000 руб.
Документы для обучения в мотошколе
Чтобы потупить в мотошколу и приступить к учёбе, будущий водитель также обязан представить пакет документов, подтверждающих его право и способность учиться. Список документов, необходимых для допуска к курсу, требуемый мотошколой «Автофактор» выглядит следующим образом:
- Заявление. Оно пишется в свободной форме от лица учащегося или его законного представителя, если учащемуся меньше 18 лет. В заявлении указываются полные имя, фамилия и отчество будущего водителя, название выбранного курса вождения, дата и подпись.
- Документ, удостоверяющий личность (паспорт или иной документ) и его ксерокопия. Для личного дела ученика и дальнейшей регистрации на экзамен ГИБДД мотошколе необходима ксерокопия документа, удостоверяющего личность, которую ученик оставит в мотошколе. Оригинал паспорта требуется для его сверки с ксерокопией.
- Медицинское заключение. Оно ничем не отличается от медицинского заключения, необходимого для допуска к экзамену в ГИБДД, которое мы описали выше. Осмотр у всех врачей, за исключением нарколога и психиатра, можно пройти в мотошколе «Автофактор». Для прохождения осмотра в психо- и наркодиспансере за дополнительную плату придётся посетить отдельные лицензированные медицинские учреждения, так как этих специалистов в мотошколе нет.
- Водительское удостоверение, если ученик уже получил права категории «М» или права другой категории. Они нужны, во-первых, для оценки уровня знаний и умений учащегося и изменения учебного плана под личные характеристики каждого ученика. Во-вторых, водительское удостоверение понадобится на этапе регистрации на экзамен в ГИБДД. В-третьих, оно необходимо для личного дела и корректного заполнения свидетельства о профессии водителя, которое водитель получит после прохождения курса.
- 3 фотографии размером 3 х 4. Формальное требование, снова связанное с личным делом ученика.
Основные моменты
До внесения поправок в законодательство относительно категорий водительских прав скутеры и мопеды не считались транспортными средствами в полном смысле этого слова.
Владельцы таких средств передвижения приравнивались к пешеходам. Для управления мини-мотоциклами не нужно было получать права.
За любое нарушение предусматривался штраф в двести рублей. Но такая ситуация была допустимой, когда скутеры только появились на российских дорогах.
Сначала подобного транспорта было немного и какое-то особое регулирование по этому поводу не требовалось.
Но в последние годы виновниками ДТП все чаще стали становиться именно владельцы легкого мототранспорта. Обычным делом стало вождение скутера в нетрезвом виде.
К тому же увеличилось число аварий с участием подростков, которым скутеры приобретают любящие родители.
С учетом нововведений владельцы мопедов и скутеров оказались приравнены к остальным водителям. Хотя закон все не слишком к ним строг.
Прежде всего, мототехника с объемом двигателя меньше пятидесяти кубических сантиметров не регистрируется в ГИБДД в обязательном порядке.
Кроме того обладатель скутера не несет обязательной страховой гражданской ответственности.
То есть, нет надобности в приобретении полиса ОСАГО. В случае аварии, с водителя скутера взыскать ущерб получится лишь в судебном порядке.
Что это такое
Категория М была учреждена в ноябре 2013 года одновременно с введением прочих новых категорий.
Предназначение категории состоит в управлении транспортными средствами механического типа с объемом двигателя не более пятидесяти кубических сантиметров и транспортом с электродвигателями, мощностью до четырех киловатт.
К данной категории транспортных средств относятся двух- или трехколесные транспортные средства с определенными параметрами — скутеры, квадроциклы, мопеды, велосипеды с наличием навесного двигателя.
Максимально допустимая конструктивная такого транспорта не должна превышать пятидесяти километров в час.
С какой целью выдается удостоверение
Цель выдачи водительских прав категории М достаточно проста. На основании таких прав получается законная возможность управлять мопедами и приравненными к ним транспортными средствами.
Для того чтобы точно определить, что именно можно отнести к категории мопедов, следует обратиться к п.1.2 ПДД.
Здесь приведены основные характеристики ТС, могущего именоваться мопедом. Следует отметить, что прежде мопед не считался механическим транспортным средством.
По этой причине наличие водительского удостоверения у водителей скутеров не предусматривалось.
С на законодательном уровне скутер был отнесен к механическим ТС и их владельцев обязали получить категорию М для вождения данного транспорта.
Основанием для введения категории М стало увеличения численности несовершеннолетних водителей, управляющих мототранспортом.
Слишком частыми стали аварии с участием подростков на мопедах. Такие водители являются полноценными участниками дорожного движения, но при этом не знают элементарных правил дорожного движения.
Помимо прочего на фоне отсутствия регистрации в ГИБДД скутеров и мопедов разбираться в ДТП с их участием довольно сложно.
Учреждение обязанности для мотовладельцев иметь водительское удостоверение несколько упростило юридические аспекты оформления аварийных происшествий.
Таким образом планируется повысить безопасность дорожного движения.
За нарушение ПДД отныне полагается полная ответственность для владельца любого транспорта, даже при шестнадцатилетнем возрасте водителя.
Правовая база
Специальные права для управления мопедом и скутером появились в России . Новой категории было присвоено обозначение буквой М.
Законодательные требования к данной категории прописаны в законе «О безопасности дорожного движения» от .
За управление скутером без водительских прав с открытой категорией М предусмотрена ответственность по ч.2 ст. КоАП РФ.
В частности предусматривается наложение штрафа в размере восьмисот рублей. Однако получать категорию М требуется не всем водителям.
Какой штраф за стоянку под знаком Остановка запрещена в 2019 году смотрите в статье: штраф за остановку под знаком Остановка запрещена.
Правило проезда Т-образного нерегулируемого перекрестка, читайте здесь.
В основном нововведение предназначается для подростков, которые впервые садятся за руль мототранспорта.
Получить иную категорию водительских прав возможно только с 18 лет. Категория М может присваиваться с 16 лет.
Водители, имеющие права с любой иной категорией, вправе управлять мототехникой без дополнительного получения категории М. Данная категория открывается автоматически к любой другой открытой категории.
В чем отличия прав на тс с автоматом и на механике в рф в 2018 году
Современные тенденции ведут к тому, что «механика» (так на языке автомобилистов называется механическая коробка передач, или МКПП) скоро уйдет в небытие, поскольку коробка «автомат» (АКПП) находит все большее применение.
Не каждый автолюбитель знает существенные отличия прав на «автомат» и на «механику».
Сегодня часть производителей уже полностью перешли на выпуск авто с АКПП, что предопределяет рост числа граждан, стремящихся получить права на вождение только таким ТС.
Получение водительского удостоверения
Наши сограждане пока не начали массово отказываться от «механики» в пользу «автомата». Но наблюдается тенденция роста спроса на транспортные средства, оснащенные именно автоматическими коробками, особенно среди автолюбителей-женщин. Указывается ли в ВУ «механика»? В автошколах отмечается увеличение количества слушателей, желающих получить права на «автомат».
Инструкторы обучают автолюбителей езде на машинах и с механической, и с автоматической коробкой. Порядок обучения в обоих случаях одинаковый.
На втором этапе теоретические знания подкрепляются еще и практическими занятиями на автодроме и на дорогах населенного пункта.
Существуют ли отдельная категория прав для «автомата»
Всем известно, что управлять автомобилем с АКПП проще, чем с «механикой», и перестроится водителю сложно. А где в правах указывается, «механика» или «автомат»? Новой категории для транспорта с автоматической трансмиссией не появилось, и разделения на «механику» и «автомат» в документе нет.
Но в строке 14 устанавливаются ограничения. Так, если слушатель автошколы сдавал экзамены на авто с автоматической трансмиссией, в водительском удостоверении отметка «автомат» указывается в этой строке – «АТ». При наличии такой отметки в правах, их обладатель не может сесть за руль автомобиля с механической коробкой передач.
Выбор КПП в автомобиле для сдачи экзамена
Для тех автолюбителей, кто предпочитает транспортное средство с автоматической трансмиссией, важно сдавать экзамены на автомобилях именно такого типа. Выбор стал возможен после принятия в 2013 году нового закона, определяющего правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ. Выбор стал возможен после принятия в 2013 году нового закона, определяющего правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ
Выбор стал возможен после принятия в 2013 году нового закона, определяющего правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ.
Помимо появления большего количества категорий авто, новый закон позволил сдавать практическую часть экзамена на автомобиле с АКПП, если такой есть в автошколе.
Но в случае сдачи экзамена на машине с АКПП, отличительной чертой прав станет отметка «АТ».
Учеба на водительские права в автошколе одинакова для каждого слушателя, независимо от того, на автомобиле в какой трансмиссией он будет сдавать практическую часть – экзамен по вождению.
Тонкости вождения авто с «механикой» и с «автоматом»
Вождение ТС с автоматической коробкой более комфортное и надежное, но имеет некоторые нюансы. О них следует знать, прежде чем получать права только на «автомат»:
- независимо от погодных условий, не надо трогаться сразу. Для АКПП потребуется немного времени, чтобы войти в рабочий режим. В теплое время года для этого достаточно 1-2 минут, а в мороз этот период будет немного увеличен;
- двигатель запускается только при положении селектора «Р» или «N». Иначе он не заведется;
- перед началом движения селектор переводится в положение, разрешающее машине тронуться с места.
Независимо от того, получает автолюбитель права на «механику» или имеющие отметку «АТ», он должен учитывать, что для вождения машины с АКПП используется только одна нога – правая. Рядом находится специальная подставка для левой ноги.
Когда ученик автошколы сдает экзамены на «механике», он получает водительское удостоверение нового образца без ограничительного значка «АТ». Это означает, что ему разрешено управлять авто как с автоматической трансмиссией, так и с механической. Поэтому те, кто владеет приемами вождения машины с МКПП, предпочитают сдавать на права именно на таком виде автотранспорта.
Можно ли с 16 лет получить права в 2021 году?
Получить водительское удостоверение с 16 лет возможно. Однако не спешите радоваться. Категории транспортных средств, управление которыми возможно с данного возраста, очень ограничены.
В соответствии с нормами ст.26 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее, ФЗ №196), есть лишь два типа ТС, управление которыми возможно с 16-летнего возраста:
- Категория М.
- Подкатегория А1.
Что означают категория М и подкатегория А1?
В соответствии со ст.26 ФЗ №196, к данным транспортным средствам относятся:
- Категория М. Легкие квадрициклы, мопеды.
- Подкатегория А1. Речь идет о мотоциклах, мощность которых не выше 11 киловатт, а объем двигателя не более 125 куб. см.
Есть некоторые рассогласованности, куда относить различные модификации минибайков, скутеров и аналогичные ТС – причисляется ли конкретный экземпляр к «мопедам» или «легким мотоциклам». Если есть сомнения, лучше получить обе категории, и спокойно управлять техникой.
Еще раз подчеркнем, только этими транспортными средствами можно управлять с 16-летнего возраста, о других возможностях пока речи не идет. И под «управлять» подразумевается получение водительского удостоверения, после сдачи соответствующих экзаменов.
Что такое легкие квадрициклы?
Еще один нюанс. Если с мопедами и маломощными мотоциклами все более ли менее ясно, то какие квадрициклы считаются легкими? Вопрос, на самом деле непростой, и здесь мы его затронем лишь вкратце. И начнем… с русского языка.
Именно так – квадрициклы – этот вид техники обозначен в законодательстве. Однако в разговорной речи встречается и форма квардроциклы. Разница далеко не только в орфографии. Под квадрициклами понимается отдельный, специально обозначенный вид транспортных средств, а квадроциклами называют куда более широкий перечень техники, часть из которой по закону является вездеходами, другая мотоциклами или отдельным видом специальной техники. В зависимости от этого требуются и категории прав, а иногда и вовсе удостоверение тракториста-машиниста.
Однако нас интересует исключительно категория М, а значит только легкие квадрициклы. Чтобы отделить эту технику от всего прочего, обратимся к ГОСТ Р 51815-2001. В пункте 3.1 (и более точно в пп.3.1.1) указано, что легким квадрициклом является транспортное средство со следующими характеристиками:
- Имеет четыре колеса.
- Сухую массу до 350 кг (в случае электрической модификации вес АКБ не входит в понятие «сухой массы»).
- Максимальная скорость, предполагаемая конструкцией, до 45 км/ч.
- Двигатель, оборудованный принудительным зажиганием, не должен быть более 50 куб. см., а двигатели других типов – иметь мощность не более 4 кВт.
Все эти параметры обозначены в официальной документации ТС. Соответственно, при их совпадении с обозначенными, для управления такого квадрицикла нужна категория М, а получить такие права можно с 16 лет.
Принят ли закон о водительских правах с 16 лет?
Еще немного путаницы. Как раз из-за перманентно возникающих предложений изменить возрастные параметры получения прав и возникают сложности, слухи и фейковые новости, что якобы разрешили получать права на ребенка. К сожалению, это далеко не всегда шутки к 1 апреля — предложений действительно много, и нередко инициаторами их появления выступают в МВД, ГИБДД, Государственной Думе и т.д.
Правда в том, что ни одно из предложений, кардинально меняющих возраст получения прав, на 2021 год не принято. Мы обязательно сообщим, если законодательство будет изменено, однако всегда лучше обращаться к первоисточникам. Уже упоминались статьи ФЗ №196, определяющие этот параметр. Достаточно найти действующую редакцию закона, чтобы убедиться в существующих правилах.