Правила проезда перекрестков доступным языком, с картинками и пояснениями
Содержание:
- Какой штраф за проезд на красный свет светофора в 2021 году
- Въезд на неравнозначный перекресток
- Типы перекрестков и порядок проезда
- Правила проезда нерегулируемых перекрестков
- Зачем определять границу перекрестка?
- Разворот на Т-образном перекрестке по правилам – как правильно развернуться по ПДД в 2021 году
- Виды перекрёстков
- Разметка на т образном перекрестке
- Правила проезда регулируемых перекрестков
- Особенности проезда регулируемых перекрёстков
- Как проехать смещенный перекресток
- Простой перекресток
- Кто кому уступает?
Какой штраф за проезд на красный свет светофора в 2021 году
Подробности Категория: Создано: 21 июня 2021 Одной из самых распространенных аварийных ситуаций на дороге является проезд транспортного средства на мигающий зеленый сигнал светофора. Правила разрешают проезжать перекресток в такой ситуации, однако безопасно ли это? Для того, чтобы ответить на этот сложный вопрос необходимо осознавать все нюансы, которые влечет за собой то или иное действие водителя.
Еще совсем недавно цветов у всех светофоров было всего два- зеленый и красный. Этого было достаточно для того, чтобы регулировать движение. Затем появились светофоры с таймерами и светофоры, в которых стали использоваться еще желтый цвет, который должен был, якобы, подготовить и водителей.
И пешеходов к тому, что пора начать движение или в скором времени переходить дорогу будет нельзя. Сейчас используются разные модели светофоров- и те, где есть желтый свет, и там, где он отсутствует.
Но автомобилисты часто сталкиваются с проблемой- им присылаются штрафы за то, что они проехали на красный свет светофора. Те уверяют в суде, что мигал зеленый и красный вот-вот должен был зажечься, но суды это не учитывают. Согласно законодательству, мигающий зеленый цвет не дает права начать движение транспорта.
Мигает он по трем причинам:
Пункт 6 ПДД о значении сигналов светофора гласит: передвижение автомобиля/пешеходов на красный свет строго запрещено. Данный запрет касается также мигающего сигнала светофора.
К запрещающим сигналам светофора по ПДД относится и желтый цвет. При мигающем желтом свете светофора и при сочетании желтого и красного сигналов, водителю запрещено пересекать перекресток автомобильной дороги, а также железнодорожный переезд.
Желтый сигнал светофора, загоревшийся перед сменой сигналов, запрещает движение авто во всех случаях, за исключением тех, где возможности прекратить езду перед перекрестком без экстренного торможения, нет. Не успевшим перейти проезжую часть на зеленый свет пешеходам разрешается на желтом сигнале светофора остаться на линии, которой разделены встречные транспортные потоки.
Интересно! Светофор во всех странах имеет стандартные три цвета – красный, желтый, зеленый, потому что эти цвета имеют наибольшую волну спектра и хорошо видны с большого расстояния. Красный свет занимает верхнюю позицию во всех светофорах мира. Желтый цвет в наши дни в некоторых странах заменен оранжевым.
В ряде ситуаций разрешается проезд авто на запрещенный свет, и это не будет противоречить непосредственно ПДД:
- На пересечении дорог при красном сигнале можно совершить поворот направо, но когда стрелка дополнительной секции указывает вправо, а автомобиль находится на крайней правой полосе.
- Разворот налево на красный свет допустим, чтобы завершить манёвр, начатый на разрешающий свет, по окончании движения встречного потока машин.
Несоблюдение ПДД, в частности, проезд на запрещающий сигнал светофора, грозит привлечением к ответу по ст. 12.12 КоАП РФ. Сумма штрафа с 2012 г. остается прежней, и в 2021 году составляет 1000 рублей при совершении такого проступка впервые.
Проезд авто при отсутствующем сигнале специального светофора с дополнительными секциями также наказуем. Если шофер повернул в направлении, не указанном стрелкой в дополнительном окне, ему грозит тот же штраф.
Въезд на неравнозначный перекресток
Пункт 13.9. ПДД регламентирует процесс въезда на неравнозначный перекресток.
Право въезда на такой перекресток водитель получает, дождавшись своей очереди по отношению к другим участникам дорожного движения. В зависимости от стороны, с которой он приближается к перекрестку, эта очередь может быть первой (при нахождении на главной дороге) или второй (при нахождении на второстепенной)
При этом совершенно неважно, на какой дороге, главной или второстепенной, водитель окажется после проезда перекрестка. Очередность зависит только от того, с какой дороги производится въезд на него, а не от того, на какую дорогу будет совершен выезд.
Другими словами, приблизившись к перекрестку по второстепенной дороге, водитель не может въехать на него до тех пор, пока не пройдут все транспортные средства, едущие с двух сторон по главной дороге.
Пункт 13.9. Правил рассматривает ситуацию с неравнозначным перекрестком с трамвайным движением. На нем также действует ряд льгот в отношении трамваев. Согласно положениям данного пункта на таком перекрестке образуется четыре очереди:
- первая из них принадлежит трамваям, расположенным на главной дороге;
- вторая – безрельсовым ТС, находящимся на главной дороге;
- третья – трамваям, расположенным на второстепенной дороге;
- четвертая – безрельсовым транспортным средствам, находящимся на второстепенной дороге.
Соответственно, трамвай, подъехавший по второстепенной дороге, должен уступить дорогу безрельсовым ТС, осуществляющим движение по главной. Вагоновожатый так же, как и другие водители, подчиняется знакам «Движение без остановки запрещено» и «Уступите дорогу».
Очередь водителя безрельсового транспортного средства на неравнозначном перекрестке при наличии трамвайного движения может быть второй или четвертой. На перекрестке могут встретиться не все четыре очереди, а только две или три. Это применимо к ситуации, когда трамвайные рельсы находятся на главной дороге и отсутствуют на второстепенной. В любом случае водитель должен сначала определить, какая дорога является главной, какая – второстепенной, а также к какой очереди относится ТС, подъезжающее к перекрестку. И только после этого он может принимать решение, кого нужно пропустить, а кто, наоборот, будет пропускать его.
Правильно угаданный номер очереди является гарантией правильного въезда на неравнозначный перекресток, на котором главная дорога не поворачивает. Но если главная дорога совершает поворот, может возникнуть ситуация, когда два участника движения из одной очереди, к примеру, два безрельсовых ТС, находящихся на главной дороге, едут навстречу друг другу. Для благополучного разъезда им нужно определить дополнительно, кто кого пропускает внутри своей очереди.
Согласно пункту 13.10. в таком случае следует соблюдать правила проезда равнозначных перекрестков.
Если рассматривать вышеприведенный рисунок, то автомобили Б и Г расположены на главной дороге и находятся в равных условиях, также как автомобили А и В с разницей в их расположении на второстепенных дорогах. В таких случаях очередность проезда устанавливается правилом помехи справа. Сначала по этому правилу разъедутся ТС, находящиеся на главной дороге, а затем автомобили, расположенные на второстепенных дорогах. Автомобиль В не является помехой справа для автомобиля Г, потому что они находятся в неравных условиях. В этой ситуации применение правила помехи справа категорически запрещено по причине возможности возникновения беспорядка на перекрестке и последующего столкновения.
Источником информации о перекрестке, его конфигурации и порядке движения на нем являются таблички «Направление главной дороги». На них изображен вид перекрестка сверху, его реальные очертания, представлены главная и второстепенные дороги и их направления. С помощью этой таблички водитель определяет:
- свое местонахождение (на главной или второстепенной дороге);
- особенности расположения главной дороги (откуда выходит и куда поворачивает);
- кто должен его пропустить (при нахождении на главной дороге);
- кого он должен пропустить (при нахождении на второстепенной дороге);
- с кем следует разъехаться по правилу помехи справа.
Типы перекрестков и порядок проезда
Существует несколько разновидностей перекрестков по их форме и содержанию: перекрестки двух или более дорог, образованные путем их пересечения (или слияния), перекрестки, на которых организовано круговое движение, перекрестки сложной конфигурации и т.д.
При всем их разнообразии, независимо от вида перекрестков, ПДД разделяют их на два типа: регулируемые и нерегулируемые.
Основное отличие этих типов друг от друга — в порядке проезда.
На регулируемых перекрестках порядок проезда регулируется светофорами (в отдельных случаях — регулировщиком).
Порядок проезда нерегулируемых перекрестков определяется либо знаками приоритета, либо требованием пункта 13.11 ПДД (если перекресток равнозначный).
Более подробно порядок проезда перекрестков разных видов рассмотрен в одноименной серии статей Проезд перекрестков.
Есть смысл начать изучение с общих правил, на основе которых можно выстроить алгоритм проезда перекрестка, следуя которому, вы без проблем сможете проехать абсолютно любой перекресток.
Прежде чем перейти непосредственно к алгоритму проезда перекрестков, необходимо сделать небольшое отступление.
Движение по дорогам подчиняется Правилам, соблюдение которых является качественной нормой. В реальности мы видим, что по разным причинам имеет место их несоблюдение, что является отклонением от нормы.
Несоблюдение (или, как принято говорить, нарушение) ПДД может быть сознательным, но нередко оно происходит вынужденно или неосознанно (например, по невнимательности). Причины не важны, важен факт невыполнения требований ПДД.
Поэтому, если вы сами не склонны к нарушениям, и, в принципе, соблюдаете ПДД, есть смысл всегда предполагать возможность нарушений другими участниками движения.
Такое может случиться в том числе в процессе движения через перекресток (и в процессе движения вообще, на любой дороге или территории).
Когда вы ЭТО предполагаете, то внезапное чье-то нарушение НЕ становится для вас неожиданным, и вы сможете на данное нарушение отреагировать адекватно. Т.е. таким образом, чтобы не попасть в ДТП.
В основе безопасного управления автомобилем лежит умение предвидеть изменение дорожной ситуации, умение понимать намерения других участников движения (даже если кто-то из них нарушает ПДД), и своевременно предупреждать возникновение аварийных ситуаций.
Под безопасностью стоит понимать комплекс мер (наблюдение, контроль скорости, контроль дистанции и бокового интервала и пр.), применяемых с целью избежать ДТП.
Предупреждать возникновение аварийных ситуаций — это, как раз, и есть адекватно реагировать. Это значит сделать что-то, что позволит избежать столкновения.
Правила проезда нерегулируемых перекрестков
Рассмотрим основные правила проезда и возможные ситуации для нерегулируемых перекрестков всех типов.
Равнозначный перекресток и правила проезда
Правила проезда перекрестков равнозначных дорог регулируется правилом «помехи справа» — водитель всегда должен уступать транспортным средства, приближающимся с правой стороны проезжей части. Это относится и к тем автомобилям, что при совершении водителем маневра станут «помехой справа».
Рассмотрим ситуацию: вы пересекаете равнозначный крестообразный перекресток прямо, без поворотов. На поперечной дороге есть две машины – одна слева (назовем ее условно А), одна справа (она получит обозначение В), обе планируют продолжить свое движение прямо. В соответствии с правилом «помехи справа» вы уступаете дорогу машине В, так как она справа от вас. В свою очередь, транспортное средство А должно таким же образом уступить дорогу вам.
Следующая ситуация: вы также пересекаете перекресток прямо, а другая машина, движущаяся по встречной полосе на противоположной стороне перекрестка, намерена совершить поворот направо от вас (налево для нее). Начиная свой маневр, она обязана притормозить и пропустить вас, так как ваш автомобиль для нее при совершении поворота будет «помехой справа». Это же правило работает и для разворотов.
Правила проезда перекрестков с круговым движением
С 8 ноября 2017 года вступают в силу новые правила проезда кругового движения, согласно изменениям, водители, находящиеся на круге имеют приоритет при проезде, а въезжающие ТС должны уступить дорогу.
У перекрестков с круговым движением если все его дороги равнозначны (не установлен знак уступить дорогу), то уже находящиеся на кольце транспортные средства должны пропускать тех, кто только собирается въезжать, так как они являются все той же «помехой справа».
При установленном знаке 2.4 «Уступить дорогу» перед кольцом — все транспортные средства, выезжающие на дорогу с круговым движением обязаны уступить дорогу всем ТС движущимся по кольцу.
Так же перед круговым перекрестком может быть установлен информационный знак указывающий на второстепенную и главную дороги при движении по кольцу, но обязательно устанавливается знак 4.3 «Круговое движение», а знак 2.4 «Уступить дорогу» в зависимости от ситуации.
Проезд равнозначных перекрестков с трамвайными путями
Пункт правил 13.11 гласит, что трамваи имеют полное преимущество перед остальными безрельсовыми ТС, вне зависимости от направления движения. Здесь владелец автомобиля не получает никаких преимуществ по схеме «помеха справа». При этом трамваи равны друг перед другом и при одновременном пересечении перекрестка должны руководствоваться теми же правилами, что и обычные машины.
Проезд перекрестков неравнозначных дорог
Существует главная дорога, и транспортные средства, въезжающие на перекресток с нее, получают преимущество, вне зависимости от дальнейшего направления движения.
Главная дорога не всегда имеет прямое направление, иногда на перекрестке она совершает поворот. В таких случаях водители, въезжающие на перекресток со стороны главной дороги, между собой равны и при определении очереди проезда должны руководствоваться принципом «помехи справа».
По такому же принципу осуществляют маневры автомобили, движущиеся по второстепенной дороге, но с учетом необходимости сначала уступить путь тем, кто едет по главной дороге.
Главная дорога определяется наличием знаков 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 и 5.1. При их отсутствии главной будет дорога из асфальта, бетона или камня относительно грунтовой или та, к которой примыкает въезду с прилегающей территории.
Второстепенная дорога обычно обозначается знаком 2.4 «Уступите дорогу» и 3,21, также известным как «STOP» или «кирпич».
Зачем определять границу перекрестка?
Вопрос возник из пожалуй единственной ситуации, когда необходимо определить факт въезда на перекресток, если водитель на регулируемом перекрестке проезжает стоп-линию на разрешающий сигнал светофора, а ко времени подъезда к воображаемой границе перекрестка уже включается запрещающий сигнал светофора. Казалось бы патовая ситуация. И на перекресток не выехал, и красный горит, и стоп-линию проехал.
Что делать водителю красного автомобиля при проезде стоп-линии и включении запрещающего сигнала светофора?
Сразу отметим, что в примере не затор и выезжать на перекресток для поворота не запрещено. С 28 апреля 2018 года это уже будет прямо прописано в Правилах дорожного движения. Также это не единственный случай возникновения подобной ситуации.
Разворот на Т-образном перекрестке по правилам – как правильно развернуться по ПДД в 2021 году
С самого начала важно усвоить, что разворачиваться нельзя только там, где есть дорожный знак, предписывающий прямолинейное движение. Когда запрещающий символ отсутствует, можно спокойно разворачиваться
Здесь ориентироваться нужно только на габариты автомобиля. Главное – выполнить разворот всего за один прием, поскольку в зоне пересечения дорог запрещается движение задним ходом.
3 основных схемы разворотов на Т-образном пересечении дорог.
Для этого нужно действовать следующим образом:
- снизить скорость в момент приближения к перекрестку;
- оценить дорожную ситуацию на перекресте;
- «начертить» мысленно траекторию разворота;
- совершить этот маневр.
Если по маршруту движения примыкает дорога справа, то нужно немного заехать на нее и совершить круговое движение для разворота авто. Если дорога примыкает с левой стороны, то следует прижаться как можно правее, а затем развернуться с заездом на нее.
Если на таком дорожном участке присутствует ясная расстановка приоритетных направлений, то совершить разворот здесь достаточно просто.
Порядок действий со светофором
Здесь нужно действовать следующим образом:
- при подъезде к пересечению дорог занять крайнее левое положение еще до Stop-линии;
- при включении разрешающего знака или левой стрелки включить указатель поворота, выехать на центр перекрестка;
- при наличии левой стрелки, отсутствии транспортных средств, которые движутся по прилегающей дороге, можно начинать маневр при запрещающем сигнале светофора.
Если прямо впереди тупиковая зона, то машине развернуться легко. Главное – удостовериться, что водители с прилегающих направлений пропускают ее.
При развороте с примыкающей стороны следует действовать осторожно. Например, автомобиль стоит первым перед Т-образным перекрестком с включенным левым указателем поворота, а за ним выстроилось несколько машин
При этом для стоящих сзади водителей его намерения не совсем понятны. Логично подумать, что авто собирается просто повернуть налево.
На нерегулируемом перекрестке
Разворот на Т-образном перекресте равнозначных дорог всегда сопровождается выполнением правила помехи справа. Водитель, который собирается здесь развернуться, обязан пропустить все машины, которые приближаются справа. Это нужно делать как в начале разворота, так и при его окончании, пропуская транспортные средства, появляющиеся в зоне видимости с правой стороны.
Бывают ситуации, когда водитель едет по прямой линии, а развернуться ему можно только в зоне прилегающей дороги слева. При таких обстоятельствах действует классическая схема проезда перекрестков. Это относится и к разворотам. Здесь нужно пропустить всех, кто движется прямо и направо во встречном направлении. Кроме того, нельзя забывать о помехе справа, которая при развороте может появиться с прилегающей стороны.
Особенности выезда с главной дороги
Авто может двигаться по главному направлению, а разворачиваться – через второстепенную дорогу, примыкающую слева. Здесь приоритет на стороне такой машины. Траектория разворота пойдет по округлой линии, поэтому машина может выехать за пределы пересечения дорог. При таких обстоятельствах перед завершением разворота нужно пропустить всех участников дорожного движения, которые движутся попутно по главной дороге. Здесь временно приоритет теряется.
Кроме дорожных знаков, ориентироваться нужно и на других участников дорожного движения. Например, трамвай по правилам нужно всегда пропускать.
Таким образом, чтобы выбрать порядок проведения разворота, нужно ориентироваться на следующие моменты:
строго следовать правилу «помеха справа»; принимать во внимание дорожный знак «главная дорога»; правильно использовать сигналы указателя поворотов; пропускать трамвай. Развернуться можно по большему и меньшему полукругу
Развернуться можно по большему и меньшему полукругу.
Бывают ситуации, когда для разворота требуется заехать на примыкающую справа дорогу. При таких обстоятельствах многие новички вначале включают сигнал правого поворота, а затем в процессе выполнения маневра использует лампочки левого указателя поворота. Такими действиями можно серьезно дезориентировать других участников дорожного движения. Поэтому здесь нужно использовать только левый сигнал поворота.
Как выехать со второстепенной
Для большего понимания можно представить Т-образный перекресток в виде буквы «Т», ножка которой является второстепенной дорогой, а главное направление будет означать горизонтальная палочка сверху.
Как только дорога освободится, нужно аккуратно развернуться, следуя правилу «помехи справа».
Перед совершением разворота, важно убедиться в безопасности движения
Виды перекрёстков
Пересечения дорог могут быть таких конфигураций:
- Т-образные;
- Y-образные;
- Х-образные;
- круговые.
Т-образные примыкания, несмотря на свою простоту, имеют свои подвохи, так как в них с одной стороны нет закруглений. Это мешает в полной мере определить границы перекрёстка.
Y-образные пересечения путей могут сходиться под разными углами — от острого до тупого, поэтому главенство его проезда определяется в каждом случае индивидуально.
Х-образные являются пересечением четырёх путей. В идеале — это две перпендикулярные дороги, но угол схождения проезжих частей может быть самым разным.
Круговые перекрёстки самые сложные, так как количество примыкающих к кругу дорог может быть различным. Этот вид пересечения подробнее рассмотрен ниже.
Разметка на т образном перекрестке
Огромное значение имеет разметка как при следовании по прямой части пути, так и на пересечении
Нередко на нее обращают внимание при необходимости выполнить разворот
- отсутствие приближающихся и препятствующих совершению маневра транспортных средств;
- наличие технической возможности выполнить разворот. Если ТС большое или с прицепом, в некоторых ситуациях безопасный разворот выполнить не получится.
Важно помнить, что при неудавшемся развороте движение назад в рамках перекрестка не разрешается
Стоит уделять внимание разметке, если при подъезде к пересечению дорог установлен знак «Стоп». В этом случае нельзя выезжать за специальную линию, возле которой ТС совершает полную остановку
В итоге, при пересечении Т-образного перекрестка каждому находящемуся за рулем следует быть внимательным. Перемещение транспортных средств осуществляется в разных направлениях, поэтому придется учитывать совокупную ситуацию. Если один участник движения нарушает правила, то для всех остальных это грозит возникновением дорожно-транспортного происшествия и серьезными последствиями.
https://youtube.com/watch?v=hzW1kCTPoIk
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 288-73-46 , Санкт-Петербург +7 (812) 317-70-86 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.
Правила проезда регулируемых перекрестков
Правила проезда перекрестков со светофором сигналами регламентируются светофора (являющихся основными) и сигналами дополнительных секций.
Движущиеся по основному зеленому сигналу светофора транспортные средства должны определять приоритет между собой в соответствии с правилом «помехи справа». Допустим, вы на крестообразном перекрестке поворачиваете налево, а встречная машина движется прямо. Когда загорится зеленый сигнал – вы должны выехать на перекресток, начиная маневр, и пропустить встречный автомобиль, и лишь потом завершать поворот.
Если для вас одновременно включены красный или желтый сигналы и дополнительная секция светофора – сначала пропустите все транспортные средства, для которых горит основной зеленый сигнал, и только потом двигайтесь в направлении, указанном сигналом дополнительной секции.
Видеоурок: проезд перекрестков по правилам.
Сегодня решил затронуть ситуацию, решение которой может ввести в ступор даже бывалого водителя. От обилия светофоров и дорожных знаков, может запросто закружиться голова. Итак, Вашему вниманию подробный разбор темы правила проезда перекрестков.
Особенности проезда регулируемых перекрёстков
На пересечении, которое регулируется, проезд осуществляется по сигналам электрического фонаря или регулировщика. В случае, если светофорные сигналы и технические средства безопасности противоречат действиям регулировщика, следует поступать в соответствии с действиями регулирующего лица.
Если зелёный свет подаётся одновременно рельсовому транспорту и другому ТС, то приоритетность проезда отдаётся электротранспорту. Но, если трамвай двигается на запрещающий светофорный сигнал с дополнительной зелёной стрелкой, то следует дать возможность проехать транспорту, который едет на разрешающий сигнал.
Как проехать смещенный перекресток
Границы Т-образного перекрестка ввиду отсутствия закруглений определяются по линии продолжения примыкающей дороги. Сложность проезда смещенного перекрестка При такой схеме определения осей может произойти ДТП с попутно движущимся транспортным средством. Особенно крупногабаритным. Например, автобусом, которому нужно выезжать дальше на перекресток, чтобы не поехать задними колесами по бордюру.
И поэтому совет. При проезде таких перекрестков всегда следите за попутным соседом и старайтесь заранее определить сколько ему нужно места до того момента, когда он начнет крутить руль после прямолинейного выезда на перекресток. 2. Перекресток с изгибающейся дорогой. На таком перекрестке проезжая часть проходит через перекресток, изгибаясь. Можно и по-другому сказать в месте изгиба дороги сделали перекресток. Нередко в дорожной практике происходит такая ситуация: водителю нужно повернуть налево, но этого не дает сделать автомобиль, выезжающий на него с главной дороги (рис.1).Наиболее распространенная ошибка, когда шофер пропускает эту машину. Тогда приходится ждать гораздо больше, ведь, как правило, вслед за ней едет еще несколько автомобилей, которым также нужно уступить место. Примечание: Во всех представленных случаях мы в синем автомобиле. Перекресток со смещенным центром У перекрестков с круговым движением если все его дороги равнозначны (не установлен знак уступить дорогу), то уже находящиеся на кольце транспортные средства должны пропускать тех, кто только собирается въезжать, так как они являются все той же «помехой справа». Находится ли автомобиль, объезжающий препятствие, на пересечении проезжих частей?
- Автомобиль находится на пересечении дорог? — да
- Автомобиль находится на проезжей части? — да
- Проезжая часть элемент дороги? — да
- Автомобиль повернул на другую дорогу? — нет
- Автомобиль покинул перекресток? — нет
Никаких оснований полагать, что границы проезжих частей дорог продлеваются по линии тротуара. Правильный водитель Рис.2 Опытный водитель должен быть готов и к иному повороту событий, когда помехой слева будет не одна машина, как это было в предыдущей ситуации. При таких обстоятельствах риск создать аварию еще больше, соответственно, потеря времени также возрастет в несколько раз. Решение данной проблемы будет очень похожим на предыдущее. Поначалу все то же самое, до момента поворота налево.
Простой перекресток
Давайте начнем с простого перекрестка двух дорог, имеющих по одной проезжей части.
Обратите внимание! На этом изображении, и на всех последующих отсутствует какая либо дорожная разметка. Объясняю почему
Все просто, если дорога не односторонняя и по ней не организован особый режим движения, встречная полоса в соответствии с п.9.1 ПДД существует всегда независимо от того есть разметка на дороге или нет.
Посмотрим на иллюстрацию пересечения проезжих частей, которую нам предлагают экзаменационные билеты:
Во-первых, при таком определении, в случае наличия на дороге двух проезжих частей невозможно выполнить разворот по малому радиусу ни при каких обстоятельствах, на сколько узкой или широкой не была бы разделительная полос. При развороте мы всегда совершим выезд с пересечения проезжих частей, не покинув перекрестка, и если при этом окажемся на встречной полосе пересекаемой дороги это уже будет поворот, и нарушение п.8.6 ПДД .
Наша задача опровергнуть это определение.
Второй момент это по неизвестным причинам оставленный без внимания участок перекрестка на закруглении проезжих частей.
Давайте еще раз по-новому взглянем на перекресток:
Перекресток — это пересечение двух дорог, соответственно и пересечение двух проезжих частей этих дорог, также на перекрестке есть еще проезжие части на закруглениях, расположенные только на перекрестке, соединяющие пересекающиеся проезжие части дорог.
Например рассмотрим маневр поворот, он состоит из трех этапов
- Движение по полосе дороги 1
- Движение по полосе на перекрестке
- Движение по полосе дороги 2
По определению полосы движения:
— противоречия в нахождении полосы движения на перекрестке нет. В случае поворота наша полоса параллельна закруглению проезжей части на перекрестке.
По определению проезжей части:
— сомнений, что участок перекрестка вдоль закругления является проезжей частью нет.
Есть мнение, что перекресток дорогой не является — оно не верно!.
Пересечение не может разделить дорогу на части, и на пересечении дорога также продолжается, со своей проезжей частью и полосами движения на этой проезжей части
Определение перекрестка необходимо для регулирования дорожного движения на пересечении дорог, а равно на пересечении проезжих частей, равно на пересечении полос движения. Все элементы дороги пересекаются, а не разделяются. Единственный случай прерывания проезжей части — это перекресток с круговым движением, но дорога при этом не прерывается.
В итоге схема пересечения проезжих частей согласно определениям ПДД выглядит так:
Расположение транспортных средств на перекрестке не регулируется, но надо понимать, что на перекрестке дорога не заканчивается и необходимо выполнять все требования расположения транспортных средств вне перекрестка, а маневры выполнять в соответствии с требованиями маневрирования и проезда перекрестков. И помнить, маневрирование на перекрестке осуществляется также на проезжей части, расположенной на перекрестке и по полосам движения, которые определяются в соответствии с п.9.1 ПДД. Просто на простых перекрестках эти проезжие части менее выявлены и находятся в основном в зоне пересечения, а на сложных перекрестках наличие отдельных проезжих частей уже более выражено, яркий пример этому — перекресток с круговым движением или дорожные развязки на трассах в одном уровне.
Если бы составителями экзаменационных билетов не было навязано ошибочное толкование Правил дорожного движения, количество спорных ситуаций на перекрестках значительно бы уменьшилось.
Простыми словами:
В одном из государств содружества это уже прописано в ПДД и нет необходимости выводить определение такими обширными теоретическими рассуждениями.
Цитата из ПДД Эстонии:
Вот так просто в ПДД Эстонии решен вопрос и с пересечением проезжих частей и с трамвайными путями.
Далее мы рассмотрим уже простые для нас пересечения проезжих частей на сложных перекрестках.
Кто кому уступает?
Теперь самый главный ответ на самый простой вопрос, который обязаны знать все, кто садится за руль и некогда получал право управления.
При перестроении уступает дорогу всегда тот, кто меняет полосу движения тому, кто движется попутно прямо без совершения манёвров. И никакой включённый поворотник не даёт преимущества меняющему ряд – к сожалению, именно об этом факте многие водители забивают забывают на дороге.
Обратите внимание что уступать нужно именно тому, кто не совершает манёвров, а не просто тому, кто движется без изменения направления. У вас как перестраивающегося не всегда может присутствовать обязанность уступать, если другой водитель, траектории движения с которым у вас при выполнении манёвра пересекаются, что-то нарушает
Вот так выглядит самое простое перестроение:
В данной дорожной ситуации водитель жёлтого автомобиля обязан уступить дорогу, согласно пункту 8.4 ПДД, который предписывает буквально следующее:
Есть в Правилах и конкретика в этом требовании. Оно заключено в определении 2 терминов: «уступить дорогу» и «приоритет» и означает, что вы при перестроении своим манёвром не должны вынудить другого участника дорожного движения:
- изменить скорость,
- изменить траекторию движения,
И для нарушения ПДД хотя бы одно из этих вышеперечисленных условий должно выполняться. Но только в том случае, когда намеченные траектории ваших движений пересекаются, причём, пересекаются не только в пространстве, но и во времени.
Например, если вы не включали левый поворотник и не собрались перестраиваться налево, но вильнули в сторону левой полосы, потому что объезжали камень в своей полосе, не пересекли разметку, а водитель синего автомобиля испугался и вильнул влево, то вы по сути заставили его изменить траекторию и, возможно, скорость движения. Но так как ваши намеченные траектории не пересекались, то формально ПДД вы не нарушили.
Вас также заинтересует:
- У кого преимущество при движении и перестроении по полосе разгона? Обгон и опережение
- Могут ли мотоциклисты двигаться между рядов с разметкой и без? Штраф и кто виноват, если сбили?
- Какие правила для дорожной искусственной неровности? Размеры, установка и штрафы
При одновременном перестроении
А вот если оба автомобиля собрались перестроиться в один ряд из разных – противоположных – рядов дороги одновременно, то здесь уже действует «правило правой руки» – то есть уступать должен тот, кто находится левее намеченной для перестроения полосы.
Это предписывает тот же пункт 8.4 в своём втором абзаце:
Как видно на схеме выше, даже несмотря на то, что синий автомобиль находится немного впереди жёлтого, он при одновременном перестроении обязан не создавать помех последнему.
В один и тот же ряд
Но есть и несколько более сложная ситуация, которая возникает у многих автолюбителей. Впрочем, если разобраться, она совсем простая. Речь идёт о случаях, когда оба транспортных средства перестраиваются в один и тот же ряд из другого – также одного и того же. При этом, они едут друг за другом.
Рассуждать об этой ситуации в контексте правил перестроения можно, конечно же, только в том случае, когда траектории обеих машин пересекаются – это значит, что синий автомобиль едет быстрее жёлтого.
Кто должен уступить дорогу при перестроении в таком случае? Ответ прост. Обязанность не создавать помех у этих двух участников дорожного движения присутствует одновременно. Но только тому автомобилю, который находится в целевом ряду. Это значит, что как только одно из авто первее займёт целевую полосу, второе обязано уступить ему.
Но это по строгой букве ПДД. На практике чаще всего такие дела рассматриваются в динамике, и даже при наличии записи с регистратора одного из участников ДТП, если оно случилось, правду выяснить бывает сложно.