Заводские и альтернативные параметры колёс для автомобилей
Содержание:
- Параметры дисков
- 29 дюймов
- Разбор маркировки на примере
- Правильный выбор ширины диска под резину
- Типоразмеры автомобильных шин
- Маркировка покрышек
- Какой размер колес лучше: плюсы и минусы больших и малых дисков
- Основные параметры дисков
- Пройдите тест на знание ПДД для велосипедиста!
- Особенности маркировки не заводских колес
- Нештатные варианты
- Теоретическая часть
- Более подробно о разболтовке
- Как определить размер литых дисков и штамповки на автомобиль
- Виды покрышек по условиям эксплуатации
Параметры дисков
Чтобы определиться с тем, что обозначает маркировка, необходимо знать ширину и диаметр колесного изделия.
Сверловка, или разболтовка
Это один из наиболее сложных параметров для изучения, указывающий на диаметр крепежных болтов. Сверловка измеряется от центровой зоны шпильки до противоположной зоны расположения элемента на колесе.
Довольно часто производители указывает параметры разболтовки диска через дробь в зависимости от количества отверстий для закрепления.
Предположим, указаны показатели 6/222,25. Первая цифра демонстрирует количество сверлений для крепежа болтов, а второе число указывает на сверловку в миллиметрах.
Дисковый вылет
Этот показатель маркируется английскими буквами ET. Что такое ЕТ в дисках и зачем оно? Показатель обозначает дистанцию от плоскости колесного изделия до средней зоны обода. Привалочная поверхность колесного изделия указывает на прижимную плоскость диска к ступице.
Параметры вылета могут быть:
- с нулевым показателем;
- с отрицательным;
- с положительным.
Нулевой вылет указывает на то, что плоскость диска соответствует его серединной зоне. Таким образом, чем ниже показатель, тем больше колесное изделие выступает с внешней стороны автомобиля. Если показатель вылета увеличен, это значит, что диск углублен во внутреннюю зону автомобиля.
Также необходимо учитывать и тот факт, что в зависимости от ширины изделия, показатели вылета отличаются. Изготовители указывают в сопроводительной документации к транспортному средству меньшее значение вылета для дисков с большой шириной.
Диаметр и другие параметры диска схематично
Что собой представляет HUMP (H)?
Хамп представляет собой выступ кольца на дисковом ободе. Этот элемент применяется в качестве защиты от соскока автомобильной покрышки. Обычно для колеса используется 2 хампа (H2).
В некоторых случаях хамп может не использоваться или же применяется только один – в зависимости от комплектации автомобиля. Разновидности Хампов:
- комбинированные (CH);
- плоские (FH);
- ассиметричные (AH).
Дисковые параметры PCD
Значение PCD обозначает диаметр окружности центровых отверстий на колесном диске. То есть, это диаметр отверстий для крепежа болтов.
Параметр диска DIA
Параметр DIA указывает на диметр отверстия, расположенного по центру диска. Производители литья предпочитают создавать большой диаметр центрового отверстия DIA. Это делается для того, чтобы диски были применяемы и универсальны для любых типов авто.
Несмотря на то, что размер ступицы может отличаться в зависимости от модели транспортного средства, автодиск устанавливается с помощью переходного кольца, втулки.
29 дюймов
Российский внедорожник выпускается с колесами, диаметр которых немного меньше, чем у обычного внедорожника. Стандартный размер зарубежных машин соответствует 29 дюймам или 235/75R15.
Отечественный внедорожник (Нива) комплектуется на заводе колесами 175/80R15. На таких покрышках машина быстро зарывается в грязь, с трудом двигается по нашему бездорожью.
Чтобы исправить такую ситуацию, необходимо установить 29 дюймовую резину. Она увеличит клиренс на 25 мм. Если установить покрышки 31 дюйм, дорожный просвет станет больше на 50 мм. Для установки таких колес потребуется только изменение колесных арок. Потребуется увеличить их габариты.
Разбор маркировки на примере
Чтобы окончательно разобраться в расшифровке размеров и других характеристик автомобильных легковых шин, разберем реальный пример. Допустим, у нас есть покрышка со следующей маркировкой:
Значение маркировки
Что мы можем узнать?
- Размер шины. Посадочный диаметр 16 дюймов. Ширина покрышки – 205 мм, а высота составляет 55% от ширины – 110 мм.
- Тип конструкции – радиальный.
- Индекс нагрузки 91, что означает максимально допустимую нагрузку в 615 кг (см. таблицу выше).
- Индекс скорости V (240 км/ч).
- Индекс износа 360 — средняя износоустойчивость.
- Температурный режим А – наилучшая сопротивляемость высоким температурам.
- Tubeless – бескамерная резина.
На фото также можно рассмотреть надпись Оutside, что означает, что шины имеют асимметричный протектор. Марка и модель на картинке не видна, но определить ее не составит труда даже совершенно неопытному водителю.
Правильный выбор ширины диска под резину
Для выбора типоразмера автомобильного диска под величину покрышки или наоборот, необходимо воспользоваться общими параметрами. Дисковая ширина должна составлять на 25%-30% меньше профиля резины. К примеру, для автошины с размерами 195/45/R15, где ширина равна 195 мм, профильная высота составляет 45%, а диаметр автодиска – 14 дюймов.
Таким образом, производим расчет профильной ширины резины: 195 мм* 0,039 = 7,5 дюймов. Если отнять от этого значения 30%, то в итоге получаем число, соответствующее минимально допустимому показателю обода – 5,5 дюймов. Согласно инструкции по эксплуатации, для автошины с типоразмерами 195/45/R15 могут использоваться диски с ободом шириной 5,5 дюймов.
Проанализируем, на какую ширину диска какая резина будет оптимальной.
Покрышки R14
Номер серии | Стандартная ш/д | Максимальная ш/д | Минимальная ш/д | Типоразмеры резины |
55 | 6,
6,5 |
6,5
7.5 |
5,0
5,5 |
185/55/R14
205/55/R14 |
60 | 5,0
5,0 5,5 6,0 6,0 |
6,0
6,0 6,5 7,0 7,5 |
4,5
5,0 5,0 5,5 5,5 |
165/60/R14
175/60/R14 185/65/R14 195/60/R14 205/60/R14 |
65 | 4,5
5,0 5,0 5,5 6,0 |
6,0
6,0 6,5 7,0 7,5 |
4,5
5,0 5,0 5,5 5,5 |
155/65/R14
175/60/R14 185/65/R14 195/60/R14 205/60/R14 |
70 | 5,0
5,0 5,5 6,0 6,0 |
6,0
6,0 6,5 7,0 7,5 |
4,5
5,0 5,0 5,5 5,5 |
165/70/R14
175/70/R14 185/70/R14 195/70/R14 205/70/R14 |
80 | 5,0
5,0 |
5,5
6,0 |
4,5
5,0 |
175/80/R14
185/80/R14 |
82 | 4,0
4,5 4,5 5,0 5,5 |
5,0
5,0 5,5 6,0 6,0 |
3,5
4,0 4,0 4,5 4,5 |
145/82/R14
155/82/R14 165/82/R14 175/82/R14 185/82/R14 |
Покрышки R15
Номер серии | Стандартная ширина диска в дюймах | Максимальная ш/д | Мин. ш/д | Размеры покрышек |
45 | 6,5 | 7,5 | 6,0 | 195/45/R15 |
50 | 6,0
6,5 7,0 |
7,0
7,5 8,0 |
5,5
5,5 6,0 |
195/50/R15 205/50/R15 225/50/R15 |
55 | 6,0
6,0 6,5 7,0 |
6,5
7,0 7,5 8,0 |
5,0
5,5 5,5 6,0 |
185/55/R15 195/55/R15 205/55/R15 225/55/R15 |
60 | 6,0
6,0 6,5 6,5 |
7,0
7,5 8,0 8,5 |
5,5
5,5 6,0 6,0 |
195/60/R15 205/60/R15 215/60/R15 225/60/R15 |
65 | 5,5
6,0 6,0 6,5 6,5 |
6,5
6,5 7,0 7,5 8,0 |
5,0
5,5 5,5 6,0 5,5 |
185/65/R15 195/65/R15 205/65/R15 215/65/R15 225/65/R15 |
70 | 5,0
6,0 7,0 |
6,0
7,0 8,5 |
5,0
5,5 6,5 |
175/70/R15
195/70/R15 235/70/R15 |
80 | 5,5 | 6,0 | 4,5 | 185/80/R15 |
82 | 3,5
3,5 4,0 4,0 4,5 5,5 |
4,0
4,5 5,0 5,0 5,5 6,0 |
3,0
3,5 3,5 4,0 4,0 4,5 |
125/82/R15 135/82/R15 145/82/R15 155/82/R15 165/82/R15 185/82/R15 |
Шины R16
Номер серии | Стандартная ширина диска в дюймах | Макс. ш/д | Минимальная | Типоразмеры резины |
40 | 7.5 | 8.5 | 7.0 | 215/40/R16 |
45 | 6,5
7,0 7,5 8,0 |
7,5
7,5 8,5 9,0 |
6,0
6,5 7,0 7,5 |
195/45/R16
205/45/R16 225/45/R16 245/45/R16 |
50 | 6,5
7,0 7,5 8,0 |
7,5
8,0 8,5 9,0 |
5,5
6,0 6,5 7,0 |
205/50/R16
225/50/R16 235/50/R16 255/50/R16 |
55 | 6,5
7,0 7,5 |
7,5
8,0 8,5 |
5,5
6,0 7,0 |
205/55/R16
225/55/R16 245/55/R16 |
60 | 6,5
7,0 |
8,0
6,5 |
6,0
5,5 |
225/60/R16
235/60/R16 |
65 | 6,5 | 7,5 | 5,5 | 215/60/R16 |
Шины R17
Номер серии | Стандартная ширина диска в дюймах | Максимальная ш/д | Мин. ш/д | Типоразмеры автомобильной резины |
35 | 8,5
9,5 11,5 |
9,5
10,5 13 |
8,0
9,0 11,0 |
245/35/R17
265/35/R17 335/35/R17 |
40 | 7,5
8,5 8,5 9,0 9,5 9,5 10,0 |
8,5
9,5 9,5 10,0 10,5 11,0 11,5 |
7,0
8,0 8,0 8,5 9,0 9,0 8,5 |
215/40/R17
235/40/R17 245/40/R17 255/40/R17 265/40/R17 275/40/R17 285/40/R17 |
45 | 7,0
7,5 8,0 8,0 8,5 |
8,5
8,5 9,0 9,0 9,5 |
7,0
7,0 7,5 7,5 8,0 |
215/45/R17
225/45/R17 235/45/R17 245/45/R17 255/45/R17 |
50 | 6,5
7,0 |
7,5
7,5 |
5,5
6,0 |
205/50/R17
215/50/R17 |
55 | 7,0 | 8,0 | 6,0 | 225/55/R17 |
Шины R18
Номер серии | Стандартная ширина диска в дюймах | Макс. ш/д | Минимальная ш/д | Типоразмеры шин |
30 | 12 | 13,0 | 11 | 325/30/R18 |
35 | 10
10,5 |
11,0
11,5 |
9,5
10,0 |
285/35/R18
295/35/R18 |
40 | 8,0
8,0 8,5 9,5 |
9,0
9,0 9,5 10,5 |
7,5
7,5 8,0 9,0 |
225/40/R18
235/40/R18 245/40/R18 265/40/R18 |
45 | 8,5 | 9,5 | 8,0 | 255/45/R18 |
50 | 7,5 | 8,5 | 6,5 | 235/50/R18 |
Шины R19
Номер серии | Стандартная ширина диска в дюймах | Макс. ш/д | Мин. ш/д | Размеры резины |
25 | 11,5 | 12,0 | 11,0 | 315/25/R19 |
30 | 9,5
9,5 10,0 10,5 11,0 12,0 |
10,0
10,0 10,5 11,0 11,5 12,5 |
9,0
9,0 9,5 10,0 10,5 11,5 |
265/30/R19
275/30/R19 285/30/R19 295/30/R19 305/30/R19 345/55/R19 |
35 | 8,0
8,5 8,5 9,0 9,5 9,5 10,0 10,5 |
9,0
9,5 9,5 10,0 10,5 11,0 11,5 11,5 |
7,5
8,0 8,0 8,5 9,0 9,0 9,5 10,0 |
225/35/R19
235/35/R19 245/35/R19 255/35/R19 265/35/R19 275/35/R19 285/35/R19 295/35/R19 |
40 | 8,0
8,5 9,0 9,5 |
9,0
9,5 10,0 11,0 |
7,5
8,0 8,5 9,0 |
225/40/R19
245/40/R19 255/40/R19 275/40/R19 |
45 | 8,0 | 9,0 | 7,5 | 245/45/R19 |
50 | 8,5 | 9,5 | 7,5 | 275/50/R19 |
Шины R20
Номер серии | Стандартная ширина диска в дюймах | Максимальная ш/д | Минимальная ш/д | Типоразмеры автомобильной резины |
35 | 10,0 | 11,0 | 9,0 | 275/35/R20 |
40 | 9,0 | 9,5 | 8,0 | 245/40/R20 |
Для стабильной устойчивости транспортного средства необходимо соблюдать параметры ширины дисков и резины, согласно инструкции от завода-производителя авто. Для тех, кто желает использовать более габаритные диски и резину, рекомендуем учесть эксплуатационные характеристики автомобиля и таблицы соответствия размеров колесных изделий.
Типоразмеры автомобильных шин
Первый и основной параметр, на который стоит обращать внимание — это цифры на боковине.
Популярный типоразмер для среднеразмерных городских автомобилей.
К примеру, «205/55R16» означает, что
- ширина покрышки составляет 205 мм;
- процентное соотношение высоты покрышки к ее ширине (а не сама высота, как ошибочно считаю некоторые автолюбители) — 55%;
- внутренний диаметр шины (или наружный диаметр колеса, для которого она подходит) — 16 дюймов.
Оптимальный размер для вашего авто производитель обычно указывает в руководстве по эксплуатации.
Использование авторезины меньшего диаметра приведет к уменьшению дорожного просвета, а модели большего типоразмера могут попросту не влезть в колесные арки.
Диагональные и радиальные корды
Автошины отличаются способом натяжения кордовых нитей: в диагональных допускается их перекрещивание, в радиальных — нет. Второй вариант является более современным, отличается повышенной жесткостью и надежностью. Обозначается словом «Radial» или буквой «R» в типоразмере.
Радиальные шины, благодаря большей площади контакта, обеспечивают лучшее сцепление с дорогой.
Индексы нагрузки и скорости
После типоразмера идут индексы нагрузки и скорости, то есть максимально допустимые значения для этого типа резины (в нашем случае «91V»).
В представленном варианте, нагрузка на одно колесо не должна превышать 615 кг, а скорость вашей езды — 240 км/ч.
Индекс нагрузки для авто выбирайте из расчета половины максимального веса, действующего на ось. Производители рекомендуют подбирать покрышки с запасом в 15-20% от расчетного значения.
Индекс скорости также рассчитывайте с запасом примерно в 15%. Такая поправка нужна в связи с тем, что скорость движения авто может увеличиваться на затяжных спусках или при сильном попутном ветре.
Индекс нагрузки для покрышек внедорожников рассчитывайте с запасом 30%.
Маркировка покрышек
Грамотный выбор автомобильной резины по ширине диска зависит от способностей расшифровки маркировки покрышек. Она содержится на боковой части автошины с верхней стороны в виде кода.
Под этим кодом зашифрована информация о стране производителе, типе резины, профильной высоте, ширине, диаметре, модели, типоразмеру и конструкции корда.
На шине есть вся необходимая информация
К примеру, на боковой части автомобильной резины указан типоразмер в виде «195/45/R14».
- Первая цифра обозначает профильную ширину покрышки в миллиметрах. Ширина замеряется от крайних частей боковин.
- Второе число указывает на высоту профиля, определяемую в процентном соотношении к ширине резины. Таким образом, в этом отдельном примере высота профиля составляет 45%. Для перевода в миллиметры, необходимо умножить ширину покрышки на высоту профиля 195/100%x45%=87.75 мм.
- Далее следует латинская буква R, указывающая на конструкцию корда. В этом случае корд имеет радиальную форму.
- Числовое обозначение 14 указывает на размер дискового обода, для которого подходит соответствующая шина.
При выборе шины по ширине диска рекомендуется уделять внимание указанным параметрам. В маркировке также указываются индексы нагрузки и скорости
Какой размер колес лучше: плюсы и минусы больших и малых дисков
Сначала рассмотрим колеса малого размера, под которым принято считать диаметр 13 дюймов. Ими комплектуются отечественные ВАЗы и общепризнанные в народе иномарки. Этот распространенный вариант обладает своими преимуществами, и сходу отказываться от него в пользу более крупных дисков не стоит.
Итак, преимущества:
- За счет малого диаметра такой диск отличается самой низкой стоимостью.
- По причине тех же малых размеров диск весит не слишком много.
- Чем меньше размер колеса, тем менее мощный двигатель требуется. Это объясняется центром тяжести, расположенным в геометрическом центре колеса, которое вращается при этом намного легче. Именно поэтому такими колесами комплектуются автомобили со слабым двигателем небольшого объема. Как правило, для дисков диаметром 10-13 дюймов достаточно маломощных моторов объемом 0,8-1,2 л.
- Колеса малого размера имеют довольно высокие по профилю шины, которые легко поглощают дорожные неровности. Ездить на таких покрышках комфортно, к тому же подвеска испытывает сравнительно небольшие нагрузки, поэтому служит дольше.
- Малый диаметр дисков обеспечивает более быстрый старт по сравнению с более крупными вариантами при прочих равных условиях.
Недостатки у дисков малого размера также имеются:
- Хотя машина с малым размером колесных дисков стартует быстрее, ее максимальная скорость будет ниже, чем у авто с крупноразмерными колесами. Объясняется это простой физикой.
- Крупные колеса с низкопрофильной резиной имеют большую жесткость, что обеспечивает меньший крен автомобиля на поворотах. Благодаря этому некоторые повороты можно пройти на большой скорости. Рулевое управление автомобиля с колесами малого диаметра такой четкостью не обладает.
Теперь рассмотрим крупноразмерные варианты. Чаще всего выбор больших размеров диктуется модой. Колеса выглядят более привлекательно, однако их установка, например, на «Приору» вместо стандартных 14-дюймовых особых преимуществ не даст. Да, максимальная скорость машины увеличится, но стартовать с места она будет медленнее. В городских же условиях максимальную скорость вряд ли удастся применить, поэтому использовать такой вариант имеет смысл только на скоростной трассе. Следует также понимать, что низкопрофильная резина должна иметь большую ширину для лучшего сцепления. На узких шинах низкого профиля машину легче заносит, поэтому пятно сцепления с дорогой приходится увеличивать за счет ширины покрышек.
Преимущества больших размеров:
- Как уже упоминалось, крупные колеса обеспечивают лучшую управляемость. Рулить автомобилем на таких покрышках легче, а в повороты можно входить, не снижая скорость.
- Большой размер дисков дает возможность снизить расход топлива. Низкопрофильная резина обладает меньшим сопротивлением, на нейтральной передаче такое колесо катится легче и дольше, чего нельзя сказать о более высоком профиле резины — она сильнее деформируется и катится заметно хуже.
- Крупный диск выглядит привлекательнее.
Недостатки:
- Стоимость дисков крупных размеров очень высока, иногда она выше стоимости малых дисков в несколько раз.
- Крупные диски имеют сравнительно большой вес, что негативно отражается на расходе топлива.
- Требуется мощный двигатель (как минимум 100 л. с.) с рекомендуемым минимальным объемом 1,5 л в 16-клапанном исполнении.
- На низком профиле менее комфортно ездить из-за жесткой подвески.
- По причине более слабой амортизации низкопрофильной резины подвеска служит меньше.
- Из-за своих крупных размеров колеса могут задевать колесные арки, в результате чего покрышки быстрее изнашиваются, а в некоторых случаях и вовсе могут лопнуть. По этой же причине уменьшается радиус поворота.
Думая о том, какого размера колеса лучше, всегда оценивайте плюсы и минусы всех вариантов. Литье диаметром 16-17 дюймов выглядит красиво, однако не стоит его ставить на отечественные ВАЗы, где такие колеса наверняка не подружатся с крыльями. Всегда следуйте рекомендациям производителя авто. Данная информация имеет под собой практическую основу, подтвержденную многочисленными испытаниями.
Основные параметры дисков
Маркировка примерно будет выглядеть так: 7,5J×15 H2 5×100 ET40 d54.1, где:
Литой диск «Ягуара»
- 7,5 — посадочная ширина, обозначается в дюймах (возможно написание в маркировке в виде дроби).
- J — форма закраины боковой, при подборе она особо не учитывается.
- 15 — диаметр, измеряется в дюймах. Необходимо знать, что это не внешний диаметр, а тот, на который укладывается борт крышки.
- H2 — это шифровка (код) конструкции и количество маленьких выступов для сдерживания спада шины без камеры с диска — хампов. При выборе это не учитывается.
- 5×100 — это параметры крепления, разболтовка: количество отверстий для крепления, диаметр, на котором они расположены, по-другому — PCD.
- ЕТ40 — вылет колеса (диска) — это расстояние между шириной и наружной плоскостью диска (стенка которой прижимает диск к ступице), измеряется в мм.
- d54.1 — диаметр ступицы колеса, DIA, измеряется в мм.
Пройдите тест на знание ПДД для велосипедиста!
Лимит времени:
из 15 заданий окончено
Вопросы:
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
Информация
Чтобы иметь возможность получить права, нажмите пожалуйста Далее
Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.
Тест загружается…
Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.
Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:
Результаты
Правильных ответов: из 15
Ваше время:
Время вышло
Вы набрали из баллов ()
Место | Имя | Записано | Баллы | Результат |
---|---|---|---|---|
Таблица загружается | ||||
Нет данных | ||||
Ваш результат был записан в таблицу лидеров
Капча:
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
-
С ответом
-
С отметкой о просмотре
Особенности маркировки не заводских колес
По типу изготовления не заводские диски делятся на 3 вида:
- литые;
- кованые;
- штампованные.
Приступая к их выбору, желательно знать рекомендованные и предельные характеристики колёс, которые предлагает изготовитель.
Ведь даже незначительное отклонение от нормы технических параметров штампованных дисков и литых оказывает влияние как на сильный износ шин, так и на деятельность подвески в нестандартных условиях вождения и при предельных нагрузках. Агрессивная мера вождения также приводит к разрушению конструкций автомобиля.
Параметры литых дисков отличаются от штампованных: первые более дорогие и недолговечные. Литые производятся методом литья из алюминиевых и титановых сплавов, их приобретают больше для эстетики, они быстро мнутся при ударах
Очень важно учесть, что даже незначительное отклонение от рекомендаций изготовителя авто в технических характеристиках чревато износом шин и ремонтом подвески. Кованые — недешёвые, но качественные
Внимание!
У литых колес стены толще, чем у штампованных, поэтому требуются более длинные болты и шпильки.
Маркировка литых дисков
Пример маркировки литого диска МАК Bimmer 7Jx16 H2 PCD5×120 ET31 Dia72.6:
- Расшифровка первых цифр описана выше.
- DIA 72.6 — диаметр посадочного отверстия на диске, равен 72.6 мм.
Если указанный показатель DIA меньше диаметра цилиндра ступицы, диск нельзя будет одеть на ступицу, если больше — он будет «сидеть» лишь на болтах, что увеличит нагрузку на крепёж и ступицу.
Маркировка штампованного, подходящего на ВАЗ-2107, размер 175/R13, выглядит так: 5,57×13 4×98 ET16 Dia59,0.
Дополнительно маркируется на не заводских дисках:
- дата производства (неделя и год).
- SAE, ISO, TUV — клеймо органа — означает, что диск прошёл контроль методом рентгена и соответствует международным стандартам.
- MAX LOAD 2000LB — означает предельную нагрузку на колесо (обозначают в килограммах или фунтах).
Диски для легковых авто производятся с прочным запасом. Они не выдержат нагрузки, если их установить на автобус или джип, видоизменяются даже при незначительных неровностях на дорогах.
Обратите внимание!
При выборе колёс необходимо обратить внимание на рекомендации по величине предельной нагрузки на диск.
Расшифровка
Какая еще маркировка может быть на диске:
- MAX PSI 50 COLD — показывает, что в шине давление не должно быть больше 50 фунтов на квадратный дюйм.
- COLD (холодный) — обозначает, что давление нужно мерить в холодной шине.
- JWL — является обозначением того, что производитель дополнительно протестировал продукцию, JWL — для автомобилей легковых.
- JWL-T — для автобусов и грузовых.
- VIA — наносимая маркировка после прохождения испытаний в транспортной японской инспекции.
Нештатные варианты
Понятно, что выбор из только заводских, и надо заметить, довольно ограниченных вариантов устраивает далеко не всех и с выходом свежей модели среди владельцев тут же начались эксперименты по установке других колес, размерность которых отличается от штатных.
Как показала практика, на Таос успешно устанавливаются колеса от Карока и, частично, от Тигуана. То есть параметры ходовой и размеры проемов колесной арки у них близки, если не идентичны. Отмечены случаи установки шин 215/65R16 и 225/55R17.
На ряде сайтов по продаже шин и дисков размещены так называемые «шинные калькуляторы», позволяющие выполнить подбор нештатных элементов колес с таким расчетом, чтобы суммарный радиус колеса более или менее соответствовал штатному.
С другой стороны, использование нештатной резины, например, с большим статическим радиусом, позволит несколько увеличить клиренс и повысить геометрическую проходимость. Тут уж владельцу придется самому решать, что ему важнее, или не забывать перед визитом на официальный сервис переставлять колеса на штатные.
Индекс массы (грузоподъемность шины)
Обозначает максимальную допустимую нагрузку на колесо, для Таоса находится в пределах 94…98. У машины применяются шины легковой конструкции, поэтому замена на усиленные (для внедорожников, пикапов, фургонов) принципиально возможна, но не рекомендуется, так как при недостаточной нагрузке расчетный контакт в пятне соприкосновения шины с дорогой обеспечиваться не будет.
Однако такие шины обычно имеют большой ресурс, лучше сопротивляются повреждениям, а благодаря неполной загрузке он вырастет еще больше, и принимать решение владельцу опять придется самостоятельно.
Теоретическая часть
Сбортированное колесо
В инструкции по эксплуатации автомобиля указывается размерность шин и дисков. Но многие автолюбители пытаются установить на машину диски большего размера, так как полагают, что такие действия увеличат устойчивость транспортного средства. Это мнение не совсем правильно. Если незначительно увеличить обод изделия, то можно получить преимущества:
- возрастание скорости;
- улучшение управляемости;
- увеличение устойчивости машины.
При увеличении диска более допустимой нормы возможны негативные последствия:
- ухудшение сцепления — колесо будет задевать крыло автомобиля;
- возрастание нагрузки на трансмиссию;
- снижение управляемости авто.
Если возникает желание установить, к примеру, низкопрофильные шины для упрощения вождения, учитывайте, что такие действия могут привести к негативным последствиям:
- возрастание риска повреждения дисков при езде по неровной поверхности дороги (ямы, выступы и так далее);
- увеличение нагрузки подвески машины во время езды по ямам и другим неровностям.
Идеальным вариантом считается подбор изделий с учетом совместимости шин и дисков по размерам. Достигнуть ее можно с учетом:
- рекомендаций дилера автомобиля — соответствие ширины диска и резины указано в мануале автомобиля;
- данных специальных таблиц для подбора дисков и шин по размерам.
Подобрать типоразмер резины под величину диска и наоборот, воспользовавшись специальными таблицами можно с учетом ширины обода диска, она должна быть на 25-30% меньше чем ширина профиля резины. Например, для резины 175/80R14 ширина составляет 175 мм, высота профиля 80%, диаметр диска 14 дюймов. Рассчитаем ширину профиля в дюймах — 175мм =6,89 дюймов, если отнять от этой величины 30% и округлить полученное число до ближайшего значения обода диска, то получим 5 дюймов. По расчетам, для покрышки с типоразмером 175/80R14 подходит диск с шириной обода 5 дюймов.
Установка слишком больших (рисунок 1)и слишком маленьких (рисунок 2) колес на транспортное средство.
Рисунок 1. Установка колес большего размера
Рисунок 2. Установка колес меньшего размера
Более подробно о разболтовке
Размеров PCD не так уж и много: с десяток популярных, на европейских и азиатских машинах, и ещё несколько более редких, которые встречаются в основном на американских автомобилях.
Между некоторыми из них совсем небольшая разница: 98 и 100, или 112 и 114,3. Визуально она практически незаметна, и, увидев понравившуюся модель дисков, автовладельцы иногда думают, что один вариант можно заменить другим.
Это ошибочное мнение, и такое решение повлечёт за собой плохое прилегание диска к ступице или его перекос. Проблемы не заставят себя ждать.
Рассмотрим, какие варианты размещения крепёжных отверстий встречаются на тех или иных автомобилях:
Какая разболтовка колёс | На каких автомобилях встречается |
4*98 |
На классике ВАЗ
на Калине на Приоре на Гранте на Фиат Альбеа на Lancia на Alfa Romeo |
4*100 |
на Акценте
на Солярисе на Весте на Дэу Нексия на ЗАЗ Шанс на Киа Спектра на Ланосе на Рено Логан на Дэу Матиз |
4*108 |
на Ауди 80 б3
на Пежо 206 и 307 на Ситроен Берлинго на Фокус на Вольво 850 на Лифан Бриз на Мазда 2 |
4*114,3 |
на Лачетти
на Honda Civic на Honda Accord на Hyundai Sonata на Mitsubishi Carisma на Mitsubishi Colt на Nissan Primera на Nissan Skyline на Rover 600 |
5*100 |
на Шкода Октавия тур
Audi А1 – А3 Chrysler Dodge Subaru Forester Subaru Impreza Chevrolet Beretta Subaru Outback |
5*108 |
на ГАЗ 3110
Ferrari Ford Mondeo Jaguar Renault Laguna Peugeot 605XM Volvo Lincoln |
5*110 |
Opel Calibra
Opel Vectra Opel Zafira Saab 900 |
5*112 |
на Мерседес w210
на Шкода Октавия на Фольксваген Джетта на Гольф на Audi 100 на Ford Galaxy Ford Scorpio |
5*114,3 |
на Митсубиси Лансер 9 и 10
на Мазде 3 Ford Probe Honda Integra Honda Legend Jeep Cherokee Kia Optima Land Rover Freelander Mazda Xedos Lexus Subaru SVX |
5*115 |
на Опель Астра j
Buick Century Chevrolet Celebrity Pontiac Trans Sport |
5*120 |
BMW
Jaguar Chevrolet Camaro Lotus Esprit Range Rover |
5*130 |
Mercedes Benz G Class
Peugeot Boxer Porsche |
5*139,7 |
Daihatsu Feroza
Ford Maverick Kia Sportage Lada Niva Rolls Royce |
5*150 |
Тойота Land Cruiser
Toyota Tundra |
6*114,3 |
Chrysler Viper
Dodge Honda Jazz Mercedes-Benz X-Class Nissan Pathfinder Suzuki Equator |
6*139,7 |
Chevrolet Blazer
Chevrolet Tahoe Isuzu Mitsubishi Pajero Mitsubishi L200 Nissan Patrol Nissan Terrano Ssang Yong |
Далеко не всегда желание владельца машины поставить диски с неродными параметрами продиктовано желанием сэкономить. Да и какая тут экономия, когда приходится расширять центральное отверстие, менять расположение крепежа или даже точить ступицу.
Гораздо чаще на это людей толкает желание заполучить эксклюзивную модель, которой ни у кого нет, ведь для мужчины колёса – все равно, что для женщины ювелирные украшения.
Такая доработка, конечно, возможна – главное, чтобы выполняли её с филигранной точностью и на хорошем оборудовании. В условиях стандартного гаража такое вряд ли возможно, и закончиться всё может разрушением ступицы и подвески, произошедшим в результате биения колёс.
Ну а в первую очередь неравномерно и быстро будет изнашиваться шина, поэтому расходы, связанные с подобными изменениями, никак нельзя назвать целесообразными. Купить диски с разрешёнными производителем машины параметрами, гораздо выгоднее.
Как определить размер литых дисков и штамповки на автомобиль
Конечно, каждый оригинальный диск на авто замаркирован, и при детальном его осмотре можно увидеть строку со всеми перечисленными выше геометрическими параметрами. Если же по каким-то причинам, например, в случае износа, данная величина не читается, то колесо всегда можно вымерить и самостоятельно вывести его маркировку. Делается это следующим образом:
- Чтобы определить ширину изделия, нужно просто замерить линейкой или рулеткой его обод в миллиметрах, а затем полученный результат разделить на 25,4 мм, чтобы перевести его в дюймы.
- Аналогичным способом определяется радиальность изделия, только здесь замеру подлежит диаметр. Многие ошибочно полагают, что величина со значком R обозначает радиус дисков, однако это в корне неверно и измерять нужно именно наибольшее расстояние между двумя точками на ободе колеса. В данном случае для точности измерений необходимо проследить, чтобы измерительный инструмент прошёл строго через центр диска, потому что в противном случае автолюбитель сможет замерить лишь хорду, и показатель радиальности диска будут неверным. Полученный результат нужно разделить на те же 25,4 см, чтобы получить величину параметра в дюймах. Следует заметить, что при измерении вполне может быть погрешность в +/-5 мм, так как радиальность может быть выражена только в целом числе.
- Самое сложное — это померить вылет колеса, то есть определить параметр ЕТ. Чтобы это сделать, необходимо колесо положить плашмя, установить на него деревянную рейку, равную по длине диаметру металлической части, а потом измерить расстояние в миллиметрах до привалочной плоскости диска. Затем колесо переворачивается на 180 градусов, и процедура повторяется ещё раз, но для обратной стороны изделия. Полученные результаты нужно подставить в формулу ЕТ = (X + Y)/2, где Х — это первый замер, Y — второй, а ЕТ — искомый показатель вылета, все единицы здесь указываются в миллиметрах.
Прочие характеристики размерности диска
Чтобы определить сверловку или диаметр посадочного отверстия, автолюбителю нужно лишь замерить наибольшее расстояние между краями этой перфорации, после чего посмотреть ближайшее типовое значение по таблице соответствий и отклонений. Размер отверстий колесных дисков зависит исключительно от конструкции ступицы для конкретной марки авто.
Важно!
Как правило, у многих автолюбителей всегда имеется под рукой брошюра — руководство по эксплуатации конкретного автомобиля, принадлежащего ему. Так, в технических характеристиках на авто указаны все базовые параметры, а также рекомендуемые размерности для колёс, и уж точно там можно найти неизменные показатели сверловки и разболтовки изделия, чтобы осуществить корректный выбор
Соответственно, обладая теоретическими знаниями, автолюбителю остаётся лишь подобрать диски по размеру.
Размер штампованных дисков определяется по той же самой схеме, без каких-либо особенностей.
Виды покрышек по условиям эксплуатации
Нужно учитывать класс по условиям эксплуатации. Узнать этот параметр можно по маркировке на боковине покрышки. Перечислим основные варианты маркировки.
- H/P – предназначены для шоссе. Обычно имеют высокий индекс скорости.
- H/T – твердые покрытия. Используются на асфальте, в первую очередь предназначены для города. На высоких скоростях эксплуатировать не получается.
- A/T – универсальные покрышки. Могут применяться на любых видах покрытий, как на асфальте, так и на проселках с гравийным покрытием.
- M/T – резина для бездорожья. К ней относят и специальные грязевые шины. Отличаются специальным протектором, который отлично взаимодействует с водой, грязью и другими нестандартными дорожными покрытиями.