Основы безопасного управления транспортным средством

Опрокидывание автомобиля

Как правило, автомобиль опрокидывается при движении по дуге. В это время на него действует центробежная сила, величина которой зависит от скорости движения и радиуса поворота.

Необходимо знать, что величина центробежной силы пропорциональна квадрату скорости. Это значит, что с увеличением скорости движения в два раза центробежная сила возрастает в четыре раза.

По этой причине автомобиль не опрокидывается при поворотах на малой скорости, когда центробежная сила не играет существенной роли — на перекрестках, во дворах и т.д.

Но там, где дорога описывает плавную дугу, водители продолжают двигаться достаточно быстро, из-за чего центробежная сила существенно возрастает и становится опасной.

Поэтому вы должны выбирать и поддерживать на закруглении дороги такую скорость, которая не приведет к опрокидыванию. В этом вам помогают дорожные знаки «Ограничение максимальной скорости» 3.24.

Риск опрокидывания зависит также от того, какую траекторию поворота выберет водитель при проезде закругления. Чем более плавной является дуга, по которой он движется, тем меньше величина центробежной силы.

В пределах полосы движения или своей половины проезжей части всегда можно сместиться немного влево или немного вправо. Чтобы не опрокинуться на критической скорости нужно еще до начала поворота направить свой автомобиль к внешнему краю закругления дороги.

Иначе говоря, если дорога уходит вправо, отклоняться нужно влево, и наоборот.

Существует и третья причина, от которой зависит вероятность опрокидывания при прочих равных условиях.

Дело в том, что любые предметы с высоко расположенным центром тяжести падают очень легко, а предметы, у которых центр тяжести смещен вниз, отличаются хорошей устойчивостью.

В этом отношении порожний автомобиль всегда устойчивее, чем груженый или перевозящий пассажиров, потому что и груз, и пассажиры размещаются выше уровня колес, а значит, общий центр тяжести у такого автомобиля поднимается вверх.

Поэтому для снижения риска опрокидывания важно соблюдать два правила:

При загрузке автомобиля тяжелый багаж следует размещать как можно ниже;
На груженом автомобиле нужно проходить закругления дороги с большей осторожностью и сильнее снижать скорость перед поворотом.

Набор скорости, переключение передач

Как известно, в системе силовой передачи имеется несколько ступеней, чаще всего пять у легковых автомобилей и больше у грузовых. После небольшого разгона автомобиль может двигаться по ровной дороге на высшей (обычно так называемой прямой) передаче с различными скоростями, от минимальной до наибольшей. Для регулирования скорости водителю достаточно изменять подачу топлива и тем самым мощность и число оборотов вала двигателя; это достигается большим или меньшим нажимом на педаль подачи топлива. Можно представить себе автомобиль с двигателем, развивающим такую большую мощность и такой большой крутящий момент, что необходимость в понижающих передачах отпадает. Примером такого автомобиля может служить германская конструкция Майбах 1928 года, имевшая двигатель с рабочим объемом около 9 л, мощностью около 150 л. с. и крутящим моментом около 100 кгм. На таком автомобиле число органов управления, участвующих в изменении скорости, сводится к двум-трем: педали подачи топлива и тормозу (с приводом от педали и от рычага). Но размеры и вес двигателя, а следовательно всего автомобиля, резко возрастают с увеличением рабочего объема двигателя, автомобиль становится чрезмерно тяжелым, дорогостоящим. Поэтому подавляющая часть советских автомобильных двигателей рассчитана для движения автомобиля без понижающих передач только по ровной дороге и после разгона, а для разгона, движения на крутой подъем, преодоления плохих дорог приходится передаваемое от двигателя к колесам усилие увеличивать с помощью понижающих передач, что сопровождается соответственным уменьшением числа оборотов колес и снижением скорости.

Эти операции производит водитель, пользуясь рычагом переключения коробки передач. Если в конструкции отсутствуют специальные устройства для уравнивания числа оборотов (синхронизаторы), переключение передач невозможно (во всяком случае — бесшумное и безударное) без предварительного или одновременного отсоединения коробки передач от двигателя с помощью сцепления и регулирования числа оборотов ведущих шестерен посредством педали подачи топлива. Поэтому-то при переключении передач водитель вынужден не только выводить из зацепления и вводить в зацепление те или иные шестерни коробки передач, но и пользоваться при этом педалями сцепления и подачи топлива. На первый взгляд все эти действия могут показаться постороннему весьма сложными, но автомобилисты настолько освоились с ними, да и в конструкции современного автомобиля все устроено так целесообразно, что переключение передач не представляет ничего сложного, по крайней мере на легковых автомобилях и небольших грузовых. Доказательством тому служит широкое распространение среди водителей метода езды накатом, при котором без особой, казалось бы, нужды систематически в процессе движения по ровной дороге то выключают, то включают передачу. Это делается для получения некоторой экономии в расходе топлива и для снижения шума при движении. Если бы переключение передач было слишком сложным, водители не стали бы к нему прибегать ради малосущественных факторов.

Следует подчеркнуть, что переключение передач и все, что с ним связано, служит главным образом для регулирования тягового усилия в широких пределах. Изменение скорости только сопутствует изменению усилия. Регулирование скорости осуществляется в основном (кроме случаев разгона и очень медленного движения) регулированием оборотов вала двигателя различной подачей топлива.

Число оборотов при наибольшем крутящем моменте двигателя примерно вдвое меньше числа оборотов, соответствующих наибольшей мощности. Это значит, что при полном открытии дроссельной заслонки карбюратора крутящий момент наибольший при сравнительно небольших мощности двигателя и скорости движения автомобиля, а при уменьшении или увеличении числа оборотов величина момента снизится.

Пропорционально моменту изменяется и тяговое усилие на ведущих колесах автомобиля. При езде с неполностью открытой дроссельной заслонкой всегда можно увеличить мощность, а следовательно момент двигателя, сильнее нажав на педаль, т. е. увеличив подачу топлива.

До сих пор говорилось об увеличении скорости или о сохранении постоянной скорости. Но бывают обстоятельства, при которых скорость автомобиля должна быть снижена. Для этого водитель может использовать разные приемы.

Экономия топлива

При движении по одному и тому же маршруту на двух одинаковых автомобилях разные водители израсходуют разное количество топлива. Искусство экономичной езды состоит из множества секретов. Вот несколько простых правил:

  • Поддерживайте свой автомобиль в исправном состоянии;
  • Заправляйтесь качественным топливом;
  • Используйте первую передачу только при трогании с места и на очень крутых подъемах;
  • Не затягивайте переключение передач при разгоне. Последняя по счету передача — самая экономичная;
  • Для плавного снижения скорости не пользуйтесь педалью тормоза, применяйте торможение двигателем;
  • Старайтесь избегать лишних торможений и остановок.

БЕЗОПАСНЫЙ СТИЛЬ ВОЖДЕНИЯ

Как правило, многие люди считают, что советы по безопасному вождению нужны лишь водителям с небольшим стажем. Но они глубоко заблуждаются. Согласно некоторым исследованиям, несмотря на безопасный стиль вождения и меньший процент аварий с участием водителей старшего возраста, они чаще попадают в ДТП в осложненных ситуациях. Поэтому в любом возрасте и с любым водительским стажем следует интересоваться информацией, касающейся безопасности в вождении и применять ее на практике.

Навыки, необходимые для безаварийного вождения

Прежде всего, человек, желающий научится водить автомобиль в безопасном стиле, должен владеть очень высокими техническими знаниями. Второй навык заключается в умении оценивать ситуацию, сложившуюся в определенный небезопасный момент. Если вы желаете стать хорошим водителем и уметь правильно действовать в сложной ситуации, то необходимо усвоить оба навыка и научиться использовать их одновременно.

Лучшая безаварийная техника вождения автомобиля

«Оборонительная» – самая лучшая техника безаварийного вождения. Суть ее состоит в том, что водитель должен всегда быть спокойным и внимательным, так как именно от этого зависит стиль вождения. Вообразите, что автомобиль находится в овальном куполе и следите за тем, чтобы эта представляемая «капсула» всегда была целой. Уже на эмоциональном уровне вы будете запрограммированы на отсутствие всевозможных столкновений.

Безопасное расстояние

Всегда помните, что между автомобилями должна сохраняться безопасная дистанция. Как правило, именно она помогает избежать аварии. Расчет такой дистанции достаточно простой: на каждые 15 км/ч скорости одна длина вашего автомобиля. Но можно посчитать иначе. Ваш автомобиль и тот автомобиль, за которым вы едете должен разделять интервал времени в две секунды. Данное время будет соответствовать фразе «тысяча сто один, тысяча сто два».

Положение водителя, позволяющее сохранить состояние «готовности»

Самым верным способом сохранить состояние готовности мысли в течение всего времени вождения – это поддерживать состояние полной готовности тела. Когда сидите за рулем автомобиля — не сгибайтесь, примите удобную позу, которая позволит ощущать сигналы, подаваемые дорогой и автомобилем. Ведь круто взятый поворот сначала ощущается мышцами бедра, а уходящий из-под контроля автомобиль – предплечьями и ладонями.

Всегда ли общие правила, установленные знаки, максимальная скорость ими предусмотренная являются безопасными?

Следует знать, что ограничение скорости на дорогах, как правило, устанавливается для оптимальных условий. Поэтому при движении в темноте, при условиях плохой видимости или при интенсивном движении ехать нужно значительно медленнее, но не слишком, чтобы не мешать другим водителям. Помните, что самой безопасной скоростью является скорость потока.

Безопасный левый поворот

На любом перекрестке самым опасным является поворот налево. Когда вам необходимо повернуть налево, то не спешить с поворотом руля.

Оставьте колеса в прямом положении движения, пока вы пропускаете весь встречный транспорт. В том случае если вас ударят сзади, а колеса будут вывернуты, то вы вылетите на встречную полосу движения и беды не избежать. Также, встав на перекрестке наискось, вы займете больше места, чем нужно. Вследствие этого вероятность возникновения аварии увеличивается.

Как избавиться от любителя «повисеть на хвосте»

Очень часто, особенно на загородных трассах, встречаются водители, которые просто преследуют ваш автомобиль. Одни делают это потому, что считают, что так ехать безопаснее, другие пытаются таким образом избежать встречи с ГАИ. Если вы хотите избавиться от такого «преследователя», то лучше всего сбросьте скорость и оставьте ему немного места для обгона. Ни в коем случае не тормозите резко, пытаясь напугать водителя едущего сзади. Ведь он может не успеть отреагировать и это приведет к аварии. Если такой водитель действительно торопится, то он использует данную возможность.

Дай дорогу дуракам…

На дорогах встречаются разные люди (водители), и их можно разделить на несколько групп:

  • Грамотные водители – к ним можно отнести людей (водителей) с большим водительским стажем и опытом, которые хорошо читают дорожную обстановку, могут прогнозировать поведение других водителей и их поведение понятно другим участникам дорожного движения. К ним можно отнести водителей с небольшим водительским стажем, которые постоянно совершенствуют водительское мастерство в свободное от вождения время и умеющих делать работу над ошибками;
  • Новички – люди (водители) с небольшим водительским стажем, совершающие большое количество ошибок во время вождения. Зачастую они создают вокруг себя нервную обстановку на дороге, которая может привести к аварийной ситуации.
  • Дураки – люди (водители), не обременённые знаниями поведения за рулём и не желающие их приобретать. К ним же можно отнести людей самодуров, которые считают, что они всё знают и они всегда правы;
  • Больные или уставшие – это люди (водители) находящиеся в состоянии утомления или плохого самочувствия, вынужденные находится за рулём в виду определённых жизненных обстоятельств, вынудивших их сесть за руль в таком состоянии;
  • Мошенники – люди (водители) основная деятельность которых состоит в незаконном отъёме денежных или имущественных средств у населения, путём мошеннических действий на дорогах;
  • Бандиты – люди (водители) которые занимаются грабежом и убийством;
  • Психопаты – люди (водители) находящиеся в состоянии аффекта или с патологиями психики;
  • Лихачи – люди (водители) способные ради сомнительного удовольствия на бессмысленные, вредные или приступные поступки;
  • Сонные – люди (водители) которые погружаются в сон или находятся в сонном состоянии т.к. не потратили достаточного времени на свой сон;
  • Пьяные – люди (водители) находящиеся за рулём в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.

Для комфортного и безопасного дорожного движения необходимо осознание и понимание того, что на дороге находятся все перечисленные группы водителей в той или иной пропорции. С этим надо смирится, успокоится и относится к этому с пониманием. Не стоит тратить свои нервы и здоровье на не совсем адекватное поведение того или иного водителя. На всех нервов и здоровья не хватит.

Не обязательно точно определять кто находится за рулём того или иного автомобиля

Не забивайте себе этим голову, так как человеческое внимание ограниченно. Нельзя следить за всем

В случае возникновения рядом с вами автомобиля, водитель которого странно себя ведёт (совершает опасные манёвры или провоцирующие действия), держитесь от него подальше. Если это невозможно, то примите все возможные меры для уклонения от проблем, связанных с таким водителем:

  • увеличьте дистанцию;
  • сверните на обочину;
  • измените манеру торможения;
  • обратитесь в правоохранительные органы;
  • двигайтесь в оживлённые места;
  • включите аварийку.

Не надо учить жизни дураков. Это могут оказаться мошенники или бандиты.  Помните, что мошенники или бандиты могут маскировать своё поведение, под поведение новичков!

Не надо учить жизни новичков. Они могут по неопытности устроить такую аварию, после которой вы ещё долго будете разгребать проблемы.

Иногда водители могут совершать странные или необъяснимые поступки из-за ограниченной видимости.

Надо быть снисходительнее к людям (водителям) на дороге, так как Вы тоже были новичком и иногда тоже совершаете ошибки!

Будьте заметны на дороге

Чем больше водителей, движущихся рядом с вами, будут знать о вашем присутствии, тем больше шансов, что они будут строить безопасную траекторию своего движения с учётом вас и вашего автомобиля. Для того чтобы быть заметным на дороге:

  • включайте ближний свет во время движения т.к. человеческий глаз хорошо реагирует на свет и изменение динамики движения объектов;
  • включайте габариты при остановке в тёмное время суток на обочине, можно также включать аварийку для большей заметности;
  • следите за исправностью лампочек в фарах и средствах световой и звуковой сигнализации;
  • обозначайте грузы, которые выходят за габариты автомобиля. Даже если они выходят меньше, чем положено по ПДД.

Необходимо научиться получать удовольствие от вождения

У людей, начинающих водить автомобиль и уже опытных водителей, часто неосознанно, вырабатывается неправильное отношение к вождению автомобиля. Для них каждая поездка – это стресс. Это отношение может перерасти в привычку и иметь негативные последствия.

Когда человек получает удовольствие от езды, то он в меру расслаблен, меньше устаёт и легче реагирует на различные изменения в дорожной обстановке.

Зажатому и напряжённому человеку труднее реагировать на различные изменения обстановки требующей немедленной реакции. Это связано с физиологией. Чтобы изменить движение тела на противоположное, сначала потребуется расслабить зажатые мышцы, а уже затем менять направление движения. На это требуется время. Этого времени может не хватить при возникновении экстренной ситуации.

Напряжённые поездки отнимают у водителя много сил и очень сильно перегружают нервную систему и внимание. Это сказывается на здоровье и реакции

Для того чтобы быстрее начать получать удовольствие от езды и снизить стрессовую нагрузку на нервную систему необходимо поменять отношение к езде. Для этого:

  • перестать себя накручивать перед каждой поездкой;
  • выбирать тот темп движения и маневрирования, который позволяет Вам комфортно отслеживать ситуацию на дороге;
  • выбирать удобное время для поездки (когда нет пробок, хорошая погода и т.д.);
  • перестать реагировать на других нервных водителей. Их нервная система – это их проблема;
  • перед каждой поездкой настраивать себя на получение удовольствие от езды;
  • при необходимости делать остановки для отдыха;
  • не суетится за рулём.

Не торопитесь

Вне зависимости от ситуации, за рулём, нельзя торопиться. По возможности надо стараться ездить в спокойной манере. Тише едешь – дома будешь. Не надо лезть вне очереди на тот свет. Суета и спешка ведут к возникновению ошибок при принятии ответственных решений.

Плавно трогайтесь и тормозите. Это позволит компенсировать внезапные ситуации. Примеры:

  • Не торопитесь резко трогаться на светофорах. Есть большая вероятность, что кто-то, шёл на скорости и не успевает остановится на желтый или красный сигнал светофора.
  • Если Вы задумались и включили неверную передачу, то плавное троганье позволит вам исправить ситуацию.
  • Резкое торможение может привести к тому, что водитель, следующий за вами, не успеет от тормозится и въедет в вашу машину.

Термин «управление транспортным средством» в законодательстве РФ

Легальное определение понятие «управления транспортным средством» в российском законодательстве на сегодняшний день отсутствует.

При этом, глава 12 КоАП РФ, посвященная административным правонарушениям в области дорожного движения, включает целый ряд составов правонарушений, содержащих термин «управление транспортным средством», например:

  • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра (статья 12.1 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков (статья 12.2 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения (статья 12.3 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак «Инвалид» (статья 12.5 КоАП РФ)
  • Управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности (статья 12.6 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями (статья 12.37 КоАП РФ).

Термин «управление транспортным средством» используется также в Федеральном законе от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Правилах дорожного движения, Постановлении Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 N 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» и прочих нормативных актах.

Однако ни один из указанных актов не содержит определение понятия «управление транспортным средством», соответственно, на законодательном уровне не определены признаки данного понятия, что дает возможность для его широкого (произвольного) толкования судами и должностными лицами правоохранительных органов. Это, в свою очередь, приводит к нарушению законности при рассмотрении соответствующих дел в порядке административного производства.

Не стесняйтесь

Не стесняйтесь просить о помощи. Это относится не только к начинающим водителям, но и к опытным, тем самым Вы и окружающие избежите достаточно большого количества проблем.

При маневрировании в ограниченном пространстве не стесняйтесь 10 раз выйти из машины и убедиться в том, что Вы ничего не задеваете. Если надо попросите кого-нибудь о помощи. Перед тем как начать маневрировать, постарайтесь объяснить своему помощнику, что именно Вы от него хотите. Вы должны убедится в том, что помощник правильно понял задачу. Если он неправильно поймёт, что именно Вы от него хотите, то Вы можете попасть в аварию.

Определение понятия «управлять» в словарях

Управлять — направлять ход, движение кого-чего-н. Управлять кораблем. Управлять конём… (Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992).

Управлять — править, давая ход, направленье; … Управлять лошадьми, судном, рулем, давать направленье… (Даль. Словарь Даля. 2012)

Управлять — приводить в движение, направлять ход, действие кого-либо, чего-либо, пользуясь механизмами, специальными приспособлениями (Ефремова. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой. 2012).

Как видим, термин «управление», прежде всего, означает приведение в движение, начало движения.

Дорожные условия и движение автомобиля

Как уже было сказано, состояние дороги и погодные условия существенно влияют на движение и торможение транспортного средства. На скользкой дороге создаются условия для буксования, юза и заноса автомобиля.

Тормозной путь легкового автомобиля
на асфальте на льду
30 км/ч 6 метров 17 метров
60 км/ч 23 метра 69 метров
90 км/ч 52 метра 156 метров

Чтобы не застрять при движении по рыхлому снегу, нужно заранее выбрать пониженную передачу и двигаться без остановок и резких поворотов.

При движении в гололедицу следует проезжать скользкие участки дороги без торможения и резких поворотов руля, не пользуясь педалью сцепления. При необходимости снизить скорость нужно максимально использовать торможение двигателем, которое не приводит к движению юзом и заносу автомобиля.

В начале дождя после длительной сухой погоды дорога становится очень скользкой, потому что скопившаяся на ней пыль превращается в грязь

Пока дождь не усилится и не смоет грязь с проезжей части, нужно управлять автомобилем с той же осторожностью, что и в гололедицу

Во время сильного дождя под колесами автомобиля, движущегося на высокой скорости, может возникнуть «водяной клин», из-за чего автомобиль перестаёт слушаться руля. В таких условиях нельзя развивать скорость более 80 км/ч.

Если автомобиль все же потерял управляемость из-за водяного клина, то для снижения скорости можно использовать только торможение двигателем. При этом ни в коем случае нельзя нажимать тормозную педаль, поскольку это немедленно вызовет сильный занос.

Порыв сильного бокового ветра при выезде с закрытого участка дороги на открытый (например, из леса в поле) может привести к внезапному изменению траектории транспортного средства.

Для повышения устойчивости рекомендуется снизить скорость, перейти на пониженную передачу, а при необходимости — выровнять траекторию при помощи руля.

Тактика вождения автомобиля

Идем дальше. Перечисленные навыки вождения автомобиля – составляющая водительского мастерства, но их совсем недостаточно для полноценного и безопасного вождения. Эти навыки позволят вам полностью контролировать движение автомобиля как такового и неплохо управлять им на пустой дороге, горном серпантине, к примеру. Но автомобиль – существо «социальное», и управление им подразумевает наличие других участников движения, соблюдения правил дорожного движения, учет дорожных знаков, разметки, условий видимости и т.п.

И для того, чтобы учитывать все это, существует отдельная группа водительских навыков, которая складывается в тактику вождения автомобиля. К ним относится следующее:

  • равномерность движения
  • приемы экономичного вождения автомобиля
  • отсутствие бесполезных и незапланированных торможений
  • навыки создания и сохранения безопасного пространства вокруг автомобиля
  • знание критериев безопасности окружающего пространства
  • умение быть видимым для других участников движения
  • умение рационально наблюдать за дорогой и оценивать ситуацию
  • умение прогнозировать изменение ситуации и своевременно реагировать
  • знание критериев безопасной, оптимальной скорости движения в потоке
  • умение поддерживать и своевременно изменять оптимальную скорость
  • умение правильно выбирать оптимальную скорость в свободных условиях движения и в плотном потоке
  • умение выбирать безопасную скорость в зависимости от условий видимости дороги
  • 5 способов эффективного перестроения
  • навыки безопасных опережения и обгона
  • навыки безопасного выезда на главную дорогу
  • умение учитывать намерения других участников движения
  • способность сознательно жертвовать своим приоритетом
  • умение занять оптимальное положение на дороге и не создавать помех более «быстрым» водителям
  • понимание и использование принципа рационального приоритета проезда

И этому тоже не учат в автошколах

Как видите, мало что из перечисленного изучается в автошколе, и что самое обидное вы это можете освоить далеко не в каждой школе водительского мастерства. Большая часть этих навыков на западе называется defensive driving, что по-русски принято переводить как «защитное вождение». Это вторая треть того, что должен знать и уметь хороший водитель.

В Kaminsky Driving School вы можете частично освоить эти навыки на курсе «Безопасное вождение в городе» (Уровень 2. Уверенное вождение) и пройти обучение защитному вождению на курсе безопасного вождения высшего уровня «МВА для водителя: Мастерство Вождения Автомобиля».

Пройдя этот курс и научившись всему, о чем я написал, вы поднимитесь на уровень продвинутого водителя – МВА – мастера вождения автомобиля.

Итак, перечисленные навыки вождения автомобиля позволят водителю не допускать аварийных ситуаций: полностью контролировать машину и дорожную ситуацию, осознавать уровень риска ДТП в каждый момент времени, управлять уровнем риска и сводить его к минимуму.

Если вы владеете всеми этими приемами, это, конечно, здорово, но недостаточно для полностью безопасного вождения автомобиля. Ведь раз в год и палка стреляет, и на старуху бывает проруха. Так что как ни предугадывай развитие дорожной ситуации и не избегай аварий, рано или поздно могут понадобиться навыки выхода из экстремальных ситуаций – контраварийные приемы вождения автомобиля.

Дорога и ее элементы

Транспортные средства движутся по дорогам, которые могут иметь грунтовое или твердое покрытие (асфальт, гравий, брусчатка).

Перекресток – это место пересечения или примыкания друг к другу двух или нескольких дорог.

Прилегающие территории – это места, располагающиеся во дворе, около заправок, магазинов, стоянок, по которым также можно проехать на ТС.

Перекресток не образуется в месте выезда с прилегающей территории на дорогу.

Для перекрестков предусмотрены свои правила проезда, а для выездов с прилегающих территорий – свои.

Тротуары и обочины – это элементы, из которых состоит дорога. Они образуют ее внешние края и предназначены для движения пешеходов. Для движения транспортных средств есть проезжая часть. http://take.ms/gqJxu

Обочина предназначена для остановки и стоянки транспортных средств. Пешеходы, при отсутствии тротуара, могут двигаться по обочине.

На иллюстрации движение осуществляется в двух направлениях по одной и той же проезжей части. Однако, существуют дороги, имеющие две проезжие части с разделительной полосой между ними. Ее основное назначение – это защита встречных потоков ТС от лобовых столкновений. Разделительную полосу не используют для остановок, стоянок или движения.

Разделительная полоса – это газон или защитные барьеры, однако она может быть заасфальтирована и обозначена сплошной разметкой, линии которой находятся на расстоянии 1,5-2 метров друг от друга.

Если на Вашем пути встречается дорога с разделительной полосой, то проезжая ее, Вы пересечете сначала одну проезжую часть, потом вторую. Перекресток в таком месте только один. Следует различать понятия «перекресток» и «пересечение проезжих частей».

Проезжая часть делится на полосы движения. Их границы обозначаются дорожной разметкой. А в случае ее отсутствия определяются водителем на глаз.

Трамвайные пути также относятся к элементам дороги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector