Каким был первый луаз — история секретного автомобиля
Содержание:
В серию!
Доведенную на ЗАЗе машину передали в производство на ЛуМЗ – Луцкий машиностроительный завод, где ранее делали автомобили-рефрижераторы и прицепы. С 1968 года ТПК поставили на конвейер, а завод переименовали в Луцкий автомобильный.
Помимо прочего, амфибия ЛуАЗ-967 предназначалась для ВДВ и могла десантироваться на парашютах
Собственно, так мы и узнали, каким был первый ЛуАЗ, хотя по гражданской классификации амфибия ТПК еще несколько лет по инерции называлась ЗАЗ-967. К слову, на базе этого транспортера еще в 1967 году сделали гражданскую версию – всем известный легкий вездеход ЛуАЗ-969 “Волынь” с уникальной проходимостью. Он не умел плавать, зато имел двери, крышу (хоть и брезентовую) и продавался населению. Но это уже другая история, к которой мы обязательно вернемся.
Для службы в армии
В завершение конструкторы научили транспортер плавать – придали кузову корытообразную форму, установили насос и загерметизировали выходы тяг и полуосей. Для снижения профиля лобовое стекло сделали откидывающимся на капот, а борта – съемными и опускающимися вниз. Одновременно они могли служить трапиками для выезда на болотистый берег и переезда через рвы и окопы. А еще эти борта могут работать канистрами для топлива (емкость – 20 л). Но самое интересное – руль. Он опускался вниз, так, чтобы водитель мог управлять машиной лежа на животе – для меньшей заметности на поле боя.
Для лучшей скрытности водитель ТПК может ехать лежа на животе. Руль для этого опускается вместе с колонкой и приборным щитком
Усиленный интегрированной рамой кузов напоминал платформу, его сделали универсальным, пригодным для перевозки грузов и людей, в том числе раненных. Два дополнительных сиденья прятались в палубу, на их место по бокам от водителя клали пару носилок. Непревзойденная по своей сути вещь – смонтированная на передке лебедка с длинным тросом (100 метров!) для подтягивания раненых на пластиковой волокуше или плащ-палатке. Она развивала тягу в 150 кгс и служить для самовытаскивания машины не могла, но санинструктора заменяла вполне успешно.
Таким образом, было заявлено санитарное назначение автомобиля, хотя и с возможностью использования в других целях: не зря таблички с красным крестом были сделаны съемными. Несколько мелочей – легкий тент, электровентилятор обдува маслорадиатора и две системы для быстрого пуска холодного мотора добавляли автомобилю универсальности.
Первым назначением ТПК ЛуАЗ-967 стала санитарная служба – эвакуация раненных с поля боя
Надежность и безопасность
Если говорить про долговечность и надежность данного транспортного средства, то среди водителей есть много противоречивых мнений. Явным преимуществом можно назвать саму запорожскую силовую систему, которая входит в комплектацию машины.
Она расположена впереди, что позволяет избегать трудностей с ее перегреванием. Однако у нее есть и свой достаточно веский недостаток – низкий моторесурс.
Говоря про сами устройства, которые обеспечивают безопасность шофера и пассажиров машины, то в этой модели их просто нет. Тут не найти ремни безопасности, подушки, какими попросту «нафаршированы» машины последних поколений.
Объяснить подобные решения можно достаточно легко – в те годы, когда проектировали автомобиль, об этом никто сильно не задумывался. Поэтому, управляя подобной внедорожной машиной, у Вас получится получить неповторимые ощущения, которых не найти на современных джипах.
Конечный результат
Даже несмотря на то, что ЛуАЗ 969 не приспособлен для передвижения по воде, в нем легко узнать автомобиль, разработанный для военных. Его кузов надежно защищает двигатель, кпп, главную передачу и карда в полностью герметичном пространстве. Высокая подвеска позволяет достичь внушительных, даже для современных авто, значений 28 и 30 см спереди и сзади соответственно.
И без того внушительные внедорожные качества автомобиля усиливаются за счет зубастых покрышек, редукторов, дифференциалов и грамотного распределения веса: сам авто весит менее тонны, при этом основная масса (кузов и мотор) смещены в сторону передней подвески. Такая компоновка позволяет этому юркому автомобилю без особых проблем взбираться в гору и подобно маленькому танку, медленно, но уверенно, проезжать сложнейшие участки пути.
Некоторые автовладельцы всерьез полагали, что моторы от запорожца негативно сказывались на потенциале ЛуАЗа. Впрочем, наличие этих моторов и позволило запустить производство “жужика” для населения. А переднее расположение мотора позволило решить проблему его перегрева.
Также будет интересно почитать: Предохранители УАЗ Патриот: расположние и особенности элементов реле внедорожника
Единственное, чем они были похожи – это способность к езде. Тут уж мнение автовладельцев едино: едет “жужик” как танк. Проехать на нем большие расстояния под силу не каждому водителю. Дело в том, что ощущение динамики появляется только на 5ой передаче.
Тут вскрывается один занимательный факт. Сам по себе автомобиль не имеет никакой шумоизоляции, однако при разгоне, как то ни парадоксально, шума в салоне автомобиля становится значительно меньше. При передвижении достаточно выйти на оптимальную скорость и спокойной продолжать движение к следующей заправке.
Тюнинг ЛуАЗ 969
Нешуточный спрос, свидетельствующий о популярности авто, который получил ЛуАЗ 969, вывел его на рынок и за пределами Союза. Шел 1975 год, когда на конструкторы решили оснастить автомобиль 4-сильным двигателем, пересмотреть экстерьер и интерьер, поменять осветительные приборы, добавить дверные замки и выпустить ЛуАЗ 989М “Волынь”. Шутка ли, но на выставке, проходившей в Турине в 1978 году, 989М вошел в 10-ку лучших европейских внедорожников.
1985 год ознаменовал смену названия ЛуАЗ. На смену 989М пришел 1302. Вместе с названием изменились и некоторые узлы внедорожника. Один из самых качественных изменений стал новый 4-цилиндровый двигатель, мощностью 53 л.с. Так авто обрел хоть какую-то динамику и стал намного экономичнее. Так, например, 989М при скорости 60 км/ч потреблял 10 л. на 100 км, а то время как 1302 — 7.7 л., с максимальной скоростью движения 100 км/ч. Обновленная версия обзавелась новыми сидениями (такими, как на ВАЗ-2108), дополнительной шумоизоляцией, что, безусловно, повысило комфорт автомобиля. Жаль только, что на момент выпуска нового автомобиля Советский Союз распался, страны-союзники получили независимость, а российские потребители не смогли оценить новый “жужик”.
История “Волыни”, по сути, заканчивается вместе с историей союзного государства. После получения независимости, украинские власти пытались выпускать “Волыни”, но выходило крайне неудачно. Автомобиль не успели поставить на поток, что, в конечном итоге, и сгубило его.
Внешний обзор ЛУАЗ 969
Не смотря на маленькие размеры, ЛУАЗ 969М имеет рамный кузов. При длине кузова в 3430мм, колесная база составляет всего 1 800мм и это при клиренсе ( дорожном просвете) в 280мм. Даже для больших внедорожников, дорожный просвет в 280мм считается очень большим. Снаряженная масса Волыни — 960кг, что немного для автомобиля с полным приводом. Высота Волыни — 1754мм, ширина — 1610мм. По отзывам, ЛУАЗ 969, даже когда «садится на пузо», но достает колесами до земли и даже раскисшей грязи, все равно выкарабкуется из ловушки — это было бы невозможно для тяжелого внедорожника. В этом есть и заслуга внедорожной резины размерностью: 175/80 R13. Волынь выпускалась в двухдверном кузове, маленькие дверцы навешены на внешних петлях, что облегчает их замену. ЛУАЗ Волынь оснащена тентованным верхом, что делает машину более универсальной, чем если бы у нее была жесткая — металлическая крыша. На уровне задних пассажиров в тенте предусмотрены окошки. Внешне Волынь отличается от большинства легковых автомобилей еще и тем, что дворники прикреплены сверху, а не снизу у лобового стекла. Фары могут быть защищены металлическими накладками — это защита от пуль и осколков.
Пару слов о салоне Волыни
Водительское сиденье Луцкого внедорожника было позаимствовано у ЗАЗ. По отзывам, ЛУАЗ 969 при скорости в 60км в час издает такой же вой, как Запорожец на скорости в 90км в час — это связано с короткими передачами и иным передаточным отношением главной пары. Интересно, что в приборах присутствует амперметр, который встречается далеко не на всех современных автомобилях. Это и понятно, ведь сегодня, обычному водителю нужно чтобы машина просто ехала, а лишняя информация в виде напряжения в электросети, или температуры трансмиссионного масла ему не интересна — нужно чтобы машина просто ехала, но как мы уже поняли, ЛУАЗ 969 — это необычный автомобиль. Но главная его необычность не в салоне, а технических характеристиках.
Технические Характеристики ЛУАЗ 969М
В отличии от УАЗ, Волынь имеет независимую подвеску, но в отличии от ВАЗ НИВА, подвеска Луцкого автомобиля торсионная, что предполагает больший ресурс и выносливость в сравнении с пружинной подвеской. Луцкий автомобиль оборудован понижающей передачей, которая имеет отношение 7.2:1, что даже при не слишком мощном моторе обеспечивает хорошее усилие и рывок — это бывает необходимо перед крутым подъемом, особенно если колеса зарылись рыхлый грунт. ЛУАЗ в обычном режиме передвигается на переднем приводе, но в этом автомобиле присутствует возможность подключения задней оси и даже блокировка заднего дифференциала.
Под капотом Луцкого внедорожника установлен двигатель МЕМЗ 969А, этот же мотор устанавливался на легковые автомобили ЗАЗ и по современным меркам в этом двигателе не обычно то, что при всего четырех цилиндрах он имеет V- образную компоновку, и к тому же он имеет воздушное, а не жидкостное охлаждение. Что с одной стороны способствует упрощению конструкции и даже повышению ее надежности, но двигатель объемом 1.2л и мощностью в 40л.с в некоторых моментах может не получать необходимого ему охлаждения.
По паспорту, заявленная максимальная скорость ЛУАЗ — 85км, но из-за маленькой колесной базы, узкой колеи и высокого кузова курсовая устойчивость Луазика слишком плоха и ездить на нем со скоростью свыше 60км не желательно. Заявленный расход топлива, при скорости движения в 40км составляет 10л на 100км, что конечно очень не мало. Бензобак вмещает 34 литра, можно сделать вывод, что как не крути, а ЛУАЗ, покрайне мере в стандартном виде не предназначен для длительных поездок. Даже если отбросить не комфортность, запаса топлива не хватит для длительных вояжей. Радиус разворота всего 5.7м — опять же заслуга очень короткой базы.
И спереди и сзади на Луцком полноприводном автомобиле установлены барабанные тормоза. Новому автомобилю для остановки со скорости в 80 км в час требуется отрезок длиной в 50.7м сухого асфальта. Конечно тормозные способности во многом ограничиваются еще и узкими шинами.
ЛуАЗ 969
Начиная с момента появления предприятия одной из его целей было производство собственной модели автомобиля и через 10 лет после реорганизации в машиностроительный завод появились первые опытные образцы переднеприводного ЗАЗ 969В по документации, переданной Запорожским автозаводом.
Всего через год удалось наладить серийное производство небольших партий автомобилей и в канун нового, 1968 года Министерство автомобильной промышленности СССР переименовало предприятие в Луцкий автомобильный завод, специализирующийся на выпуске автомобилей малого класса.
ЗАЗ 969В стал называться ЛуАЗ 969 и, кроме того, на его базе был начат выпуск полноприводного ЛуАЗ 967 – военного плавающего транспортёра особо малой грузоподъемности. В начале 70-х в продажу стали поступать ЛуАЗ 969, имевшие возможность при движении по труднопроходимым участкам дорог, вдобавок к переднему приводу включать и задний.
Все эти автомобили имели V-образный силовой агрегат воздушного охлаждения мощностью всего в 30 л.с. производства Мелитопольского моторного завода. В середине десятилетия он был заменён мотором мощностью 40 л.с. При этом серийный автомобиль получил название ЛуАЗ 969А. Кроме замены двигателя никаких других изменений в конструкцию машины не вносилось.
В этом же году предприятие было включено в состав производственного объединения «АвтоЗАЗ». В конце десятилетия предприятие несколько обновило внешний вид автомобиля, заодно прибавив к цифрам 969 букву «М» и значительно увеличило выпуск готовой продукции. Всего через два года после модернизации был выпущен стотысячный ЛуАЗ-969М.
Шаблоны
1301
ЛуАЗ 1301 | |
отметка | ЛуАЗ |
---|---|
Годы производства | 2000 г. |
Класс | 4×4 |
Двигатель и трансмиссия | |
Положение двигателя | Перед |
Смещение | 1299 см 3 |
Максимальная мощность | 70 DIN л.с. (52 кВт ) |
Максимальный крутящий момент | 108 Нм |
Передача инфекции | интеграл |
Вес и производительность | |
Вес без патронов | 990 кг |
Габаритные размеры | |
Длина | 3570 мм |
Ширина | 1600 мм |
Высота | 1600 мм |
Колесная база | 2190 мм |
Хронология моделей | |
1302
ЛуАЗ 1302 | |
отметка | ЛуАЗ |
---|---|
Годы производства | — |
Класс | 4×4 |
Двигатель и трансмиссия | |
Энергия | Бензин , дизель |
Мотор (ы) | Бензин : 1.1 51 Дизель : 1.4 38 |
Положение двигателя | Перед |
Смещение | 1100 и 1372 см 3 |
Максимальная мощность | 38 и 51 л.с. DIN (28 и 38 кВт ) |
Максимальный крутящий момент | 78 Нм |
Передача инфекции | интеграл |
Коробка передач | 4-х ступенчатая механика |
Вес и производительность | |
Вес без патронов | 970 кг |
Габаритные размеры | |
Длина | 3430 мм |
Ширина | 1,610 мм |
Высота | 1750 мм |
Колесная база | 1800 мм |
967 млн
ЛуАЗ 967М | |
отметка | ЛуАЗ |
---|---|
Годы производства | — 1 967 |
Производство | 1000 копий |
Класс | 4×4 |
Двигатель и трансмиссия | |
Мотор (ы) | Перед |
Смещение | 1,197 см 3 |
Максимальная мощность | 37 DIN л.с. (28 кВт ) |
Передача инфекции | интеграл |
Вес и производительность | |
Вес без патронов | 950 кг |
Максимальная скорость | От 3 до 75 км / ч |
Габаритные размеры | |
Длина | 3600 мм |
Колесная база | 1800 мм |
Хронология моделей | |
- Амфибия 4х4, представленная в 1961 году, выпускалась до 1967 года.
- Масса пустого: 950 кг
- Общий загруженный вес: 1350 кг
- Размеры: 3,6×1,7×1,5 м
- Дорожный просвет: 28,5 см
- Колесная база: 1,8 м
- Максимальная скорость по суше: 75 км / ч
- Максимальная скорость на воде: 3 км / ч
- Двигатель: карбюраторный, воздушного охлаждения.
- Объем: 1197 см 3
- Мощность: 37 лошадиных сил
- Водительское сиденье расположено по центру, а еще два откидных сиденья расположены по обеим сторонам немного назад. Рулевое колесо и другие органы управления регулируются, лобовое стекло можно откинуть вверх, что позволяет превратить машину в своего рода «металлическую чашу», по которой можно двигаться под огнем противника. В стандартную версию входили две носилки. ЛуАЗ легко преодолевает небольшие лужи на спокойной воде: в качестве движителя служат колеса. Он не выпускался в большом количестве, разные источники указывают цифру в 1000 экземпляров, что кажется весьма вероятным.
969
ЛуАЗ 969 | |
отметка | ЛуАЗ |
---|---|
Годы производства |
—
969: — 969 A: — 969 M: — |
Класс | 4×4 |
Двигатель и трансмиссия | |
Мотор (ы) | Перед |
Смещение | 1,197 см 3 |
Максимальная мощность | 37 DIN л.с. (28 кВт ) |
Передача инфекции | интеграл |
Коробка передач | 4-х ступенчатая механика |
Габаритные размеры | |
Длина | 3400 мм |
- Представлен 4х4 в 1967 году, очень компактный (около 3,40 м ).
- Двигатели ЗАЗ В4 с воздушным охлаждением
- 969 представляет собой земную эволюцию амфибии модели 967M. 2403 был производным со слегка измененным телом , чтобы удовлетворить спрос со стороны Аэрофлота , смотрите примечание.
- Годы выпуска: 1966-1975 для версии 969, 1975-1979 для 969 A , 1979-1990 для 969M.
969 млн
ЛуАЗ 969 М | |
отметка | ЛуАЗ |
---|---|
Годы производства | — 1990 гг. |
Класс | 4×4 |
Двигатель и трансмиссия | |
Мотор (ы) | Перед |
Смещение | 1,197 см 3 |
Максимальная мощность | 40 DIN л.с. (30 кВт ) |
Передача инфекции | интеграл |
Вес и производительность | |
Вес без патронов | 980 кг |
Максимальная скорость | 85 км / ч |
Габаритные размеры | |
Длина | 3390 мм |
Колесная база | 1800 мм |
- Масса пустого: 980 кг
- Размеры: 3,39×1,77×1,78 м
- Колесная база: 1,8 м
- Макс скорость: 85 км / ч
- Двигатель: карбюраторный, воздушного охлаждения.
- Объем: 1197 см 3
- Мощность: 40 лошадиных сил
1901 Геолог
ЛуАЗ 1901 Геолог | |
отметка | ЛуАЗ |
---|---|
Класс | 4×4 |
Двигатель и трансмиссия | |
Энергия | Дизель |
Положение двигателя | Назад |
Передача инфекции | интеграл |
- 6×6
- Амфибия
- Рядный 3-цилиндровый дизельный двигатель, задний свес
- Годы производства уточняются.
- Заимствовать многие компоненты из 967
Модификации
Как известно, у ТПК, у которого смогла родиться наша модель, было несколько модификаций, к примеру – трехосные автомобили. Понятно, что и сама «Волынь» имеет немалое количество вариаций. Интересно, что подавляющее большинство производили уже в постсоветское время на платформе машины 1302.
Предприятие в одно время пыталось влиться в законы рыночной экономики и успеть исполнить государственный заказ. Есть информация про модели, где есть кузов, удлиненная колесная база, жесткий верх, удлиненный задний свес и четыре двери.
Имело место и специальной версии «Форос», которая имела «джиперскую» внешность и оригинальный 6-колесный плавающий «Геолог». Данные транспортные модели «родимого пятна» армейской машины переднего края без трудностей могли проходить в тех местах, где просто «сдавались» более массивные модели ГАЗа, УАЗа и Нива.
Подразделение 969
- ЛуАЗ-969В – модель выпускалась в период с 1967 по 1971 годы и являлась временной версией с передним приводом.
- ЛуАЗ-969 – производилась машина с 1971 по 1975 годы. Являлась серийной вариацией и имела колесную формулу 4х4.
- ЛуАЗ-969А – выпускали с 1975 по 1979 годы. Автомобиль представлял первую модернизацию с силовым агрегатом МеМЗ-969А.
- ЛуАЗ-969М – автомобиль второй модернизации, производившийся с 1979 по 1992 годы. Модель шла с обновленным кузовом.
Сноски
- Производственные показатели и соответствующие даты
- Журнал За рулём № 5 за 1969 год.
- Подробный технический лист можно было прочитать в 2005 году на украинском языке на сайте www.luaz.com. Автомобиль больше не продается, он был отозван.
- подробный технический лист можно было прочитать в 2005 году на украинском языке на сайте www.luaz.com. Автомобиль больше не продается и был отозван.
Автомобильный СССР (ru) |
|||||
---|---|---|---|---|---|
Армения | ЕрАЗ (ru) | ||||
Азербайджан | AzSamand (in) · Гянджинский автомобильный завод (en) · Нахчыванский автомобильный завод (en) | ||||
Беларусь | БелАЗ · Ford Union (ru) · МАЗ ( МЗКТ ) · Минский тракторный завод · Неман (автобус) (ru) | ||||
Грузия | Кутаисский автомеханический завод (ru) | ||||
Латвия | Дарц (in) · Рижский автобусный завод · Руссо-Балт | ||||
Литва | Kauno AUTOBUSŲ gamykla (en) | ||||
Россия | Амур (компания) (ru) · Автофрамос · Автокам (ru) · АвтоКубань (ru) · Автотор (ru) · Лада · GM-АвтоВАЗ · ВАЗИнтерСервис (ru) · Брянский автомобильный завод · Хуанхай · ГАЗ · ГОЛАЗ (ru) · КАВЗ (in) · ЛиАЗ · Павловский автобусный завод (in) · УралАЗ · Ижмаш · КамАЗ · Курганский завод колесных тягачей (en) · Marussia Motors · Москвич · Автомобильно-моторный научно-исследовательский институт (in) ( Тракторный научно-исследовательский институт (in) ) · Нефтекамск Автомобильный завод (ru) · Seaz · Силант (in) · Sollers · УАЗ · ЗМА · ТагАЗ (in) · Волжанин (in) · Яровит Моторс (ru) · Йо-Мобайл (in) · ЗиЛ | ||||
Украина |
|
||||
Узбекистан | GM Uzbekistan (in) · MAN Auto-Uzbekistan (in) · Самаркандский автомобильный завод (in) · СамКочАвто (in) · UzDaewooAuto (en) |
- Деловой портал
- Портал украина
- Автомобильный портал
История
Этот украинский производитель в основном выпускал легкие и маленькие внедорожники . Компания, открытая25 августа 1955 г., начавшаяся с производства деталей для грузовиков ГАЗ 51 и 63 4×4, до выпуска автомобилей с 1961 года ( амфибия 4×4 тип 967), затем ЗАЗ в декабре 1966 года, а также его первоначальный небольшой внедорожник типа 969, на этот раз не амфибия. В24 сентября 1982 г.пройден рубеж по выпуску 100-тысячного автомобиля. В 1990 году с запуском модели 1302 производство легких полноприводных автомобилей достигло рекорда ЛуАЗ — 16 500 единиц. Во второй половине 1990-х годов продажи все больше падали, и производство этих полноприводных автомобилей прекратилось в 2001 году, через год после поглощения компании Укрпроминвестом. Сегодня ЛуАЗ собирает Lada и корейский туризм ( Hyundai и Kia ), а также автобусы и троллейбусы .
ЛуАЗ 967, 969 и 1302 были технически очень оригинальными: 4 независимых колеса с портальными передачами (как, например, на Pinzgauer или военном Hummer H1), что давало им высокий клиренс в 29 см на 1- й модели 969, оснащенной маленькие шины 6.00×13 (см. также фото), у них также была стопроцентная блокировка заднего дифференциала . С другой стороны, в то время как большинство обычных полноприводных автомобилей являются переднеприводными, ЛуАЗы были заднеприводными, что обеспечивает им превосходную тягу с полным приводом. Первые модели имели искровый (бензиновый) 4-цилиндровый V-образный двигатель с передним свесом с воздушным охлаждением, который также поставлялся на ЗАЗ . Спустя несколько лет была установлена более банальная четверка с жидкостным охлаждением, либо все еще оригинальный ЗАЗ (но модели « Таврия» ), либо с воспламенением от сжатия (дизель) от Lombardini .
Выпускались также версии-амфибии, полноприводные (ЛуАЗ 967) или 6-колесные (ЛуАЗ 1901).
NB: ЛуАЗ пишется ЛyАЗ , поэтому мы должны писать на французском языке «ЛуАЗ» (или даже ЛуАЗ), а не Луаз.
Народное признание
“Волынь” — это пример автомобиля, который не оставляет равнодушным никого. И вы либо любите “жужика”, либо ненавидите. Можно точно сказать, что автомобиль стал одним из самых известных и любимых в народе. Чего только стоят его прозвища: “Волынка”, “Лунтик”, “Чебурашка” и прочее.
Любовь к авто протянулась сквозь года и сейчас можно наблюдать очень ухоженные модели. Популярность его в наши можно объяснить двумя вещами: внедорожными качествами и большим потенциалом к различным доработкам. Так как модель не обременена множеством систем, автомобиль с благодарностью отзывается на тюнинг.
Некоторые покупатели находят уникальные авто, с несколькими километрами пробега, которые всю жизнь простояли в гараже и прекрасно сохранились вплоть до наших дней. Такие авто, конечно, стоят хорошие деньги, о чем знают и покупатели, и продавцы.
Также вы можете приобрести ЛуАЗ 969 с консервации. Практика не новая: списанные военными частями и законсервированные автомобили нередко продают в частное пользование. При покупке такого авто, нужно тщательно проверять его. Вам может повезти и автомобиль будет совсем новый, а может достаться и почти убитый вариант
Особое внимание стоит уделить и правильной подготовке автомобиля к эксплуатации, его расконсервированию
ЛуАЗ 969 фото и история происхождения
История про ЛуАЗ берет свое начало в Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте. Именно так впервые появились наброски тележки с мотором, способной перевозить носилки либо несколько раненых человек. Называлась такая тележка – транспортер переднего края или сокращенно ТПК. Первоначально разработка ТПК велась для ВДВ, поскольку предусматривалось десантирование транспортного средства из воздушного судна. Обязательными атрибутами тележки должны были стать низкий кузов, полный привод и наличие лебедки. Была и необычная особенность: автомобиль мог плавать за счет движения колес. Первый образец имел индекс НАМИ-049, под кодовым названием “Огонек”. Дополнительно к приводу на четыре колеса, автомобиль получил независимую торсионную подвеску, межосевой и два межколесных блокирующихся дифференциала и редуктора. Движение ТПК обеспечивалось за свет 22-сильной силовой установке. Тщательно изучив проект, руководство принимает решение продолжить развивать данное направление.
Следующая за “Огоньком” модификация – НАМИ-049А. Если предыдущая модель оснащалась кузовом из стеклопластика, то обновленная версия обзавелась тентовой частью. Изменения коснулись и ходовой: из конструкции исчез межосевой дифференциал, а задний мост стал подключаемым, что позволило вывести авто на асфальтированную дорогу. Но главное изменение таилось под капотом. Характеристики луаз после обновления были следующие: объем двигателя 0,9 л., который выдавал 27 л.с.
Собственно говоря, было принято решение о запуске этой модификации в серийное производство на заводе в Луцке. При этом автомобиль получил название ЛуАЗ 967. Затем, вплоть до 1989 году, именно такие автомобили, конечно с проведением модернизаций, выпускались для массового потребителя. Что же касается военных, то и туда ЛуАЗ добрался. Правда, только в 1969 году. Поступил на вооружение отдельных мотострелковых частей и частей военно-воздушных сил.
Также будет интересно почитать: Нива Бронто Рысь: какие бывают модификации и цена их тюнинга
Хорошо отзывались об автомобиле и в других странах Варшавского договора. Некоторые аналитики утверждают, что подобный ТПК не имел аналогов в мире в том время. И вряд ли существует нечто подобное сейчас. Конечно, в процессе эксплуатации ЛуАЗ не раз модифицировался военными и некоторые его версии даже получили вооружение.
Что касается версии для массового пользования, то главное что убрали разработчики – режим амфибии. При разработке автомобиля для нужд рабочих и крестьян, инженеры произвели перекомпоновку сидений внутри автомобиля, оснастили авто брезентовыми накидками, да и в общем придали ему более законченный вид. Так появился автомобиль с индексом 969. Партию обновленных авто выпустили уже на заводе в Запорожье, а затем вновь возвращено на Луцкий машиностроительный завод.
Видео-обзор Луаз 969М:
От микролитражки до автобуса
В середине 80-х конструкторы предложили логическое продолжение эволюции модели, получившее цифровое обозначение 1301. Автомобиль имел то же самое шасси, что и предыдущая продукция автозавода, но постепенно по узлам и агрегатам стал максимально унифицированным с автомобилем Запорожского автозавода «Таврия».
Машина оснащалась рядным четырехцилиндровым двигателем жидкостного охлаждения мощностью 58 л.с. и несколько лет выпускалась небольшими партиями. В начале 90-х спрос на продукцию Луцкого автозавода постепенно упал и чтобы сохранить завод и рабочие места, на предприятии была организована сборка моделей Ульяновского и Волжского автозаводов.
Однако в 2000 году завод был приобретён корпорацией «Богдан» и впоследствии производство собственной продукции было свернуто. Вместо этого было организовано производство современных автобусов и троллейбусов «Богдан».
Читайте далее:
История корпорации «Богдан»
История компании ЗАЗ – от «Запорожца» до Lanos
УАЗ – уникальные внедорожники с легендарной историей
«Урал» – история автозавода
КАмАЗ – автомобили эпохи
Сделано в Украине
Создавать универсальную транспортную машину для поля боя начали в Москве – в институте НАМИ, а с 1962 года конструкцию передали на доработку в Запорожье, на ЗАЗ. Интересно, что внешне и компоновочно будущий ТПК (транспортер переднего края) даже первоначально мало отличался от предсерийного образца: низкий плоский кузов не небольших колесах, полный привод, классическая компоновка. “Разночтения” были по типу двигателя и трансмиссии, авторы пытались приспособить к вездеходу двухцилиндровый мотор от ирбитского мотоцикла “Урал” и сложную трансмиссию full time с межосевым дифференциалом.
В благоприятной обстановке стекло и борта ТПК можно поднять, и он становится похож более на автомобиль, нежели на самоходную платформу
Но перевод темы на Запорожский автозавод автоматически расставил все точки і: транспортер получил двигатель и коробку передач от “горбатого” “Запорожца”, недавно освоенного в производстве. Правда, силовой агрегат пришлось развернуть на 180 градусов, поскольку расположили его спереди, а не сзади. Компактный четырехцилиндровый V-образный мотор-”воздушник” оказался очень удачным для таких условий работы.
Лишенный громоздкой системы водяного охлаждения, мотор мелитопольского производства был неприхотлив в полевых условиях и был менее уязвим для пуль и осколков, а будучи коротким, он не переутяжелял чрезмерно передний свес. Свой максимальный крутящий момент “воздушник” развивал на низких оборотах – при 2200 об./мин., что очень подходит для бездорожья.
Двигатель от “Запорожца”, над которым мы привыкли иронизировать, уместен на вездеходе: он компактный, тяговитый и неприхотливый
До гениальности простое решение нашли для трансмиссии. В корпус коробки передач кроме обычного набора шестерен для 4-х передач и главной передачи поместили также вал отбора мощности для жестко подключаемого заднего моста и еще одну передачу – самую тяговую, “ползучую”, образно говоря – минус первую. Таким образом удалось обойтись без отдельной раздатки (похожее решение встречается на недорогих внедорожниках и сегодня – например, у Renault Duster первая передача настолько тяговитая, что пользуются ею в основном на тяжелых дорогах, вместо пониженного ряда в отсутствующей раздаточной коробке).
Подключаемый полный привод, “ползучая” передача и блокировка заднего “дифа” дополнены клиренсом в 285 мм и тяговитым мотором
Задний мост ТПК тоже получился оригинальным – с блокировкой дифференциала и простейшими шарнирными валами к независимо подвешенным колесам. Невероятный для плоской машинки, фактически самоходной платформы высотой чуть больше метра, клиренс в 285 мм обеспечивали редукторы, размещенные у каждого из независимо подвешенных колес.
Подводим итоги
Несмотря на простоту салона, нестильный внешний вид, ЛуАЗ-969М отлично подойдет для любителей рыбалки и охоты и найдет свое применение в сельской местности. Из преимуществ можно выделить: небольшую цену автомобиля, простоту ремонта, обилие различных запчастей, хорошую проходимость по бездорожью.
Есть, конечно, и недостатки: отсутствие привлекательного интерьера, внешнего вида и удобных кресел, все-таки слабоватый двигатель, узкие колеса, которые особенно при загрузке машины будут проседать в грунт, отсутствие водяного охлаждения.
Но за такую стоимость транспортному средству можно простить многие недочеты. Автомобиль прекрасно поддается на различные усовершенствования и модернизации под свой вкус и собственные предпочтения.
Конечно, из-за слабого силового агрегата модель во многом не такая резвая, как хотелось, однако для спокойного и размеренного путешествия, либо охоты и рыбалки, подойдет прекрасно. В машину можно положить большое количество необходимых вещей.
В зимнее время в салоне не так тепло, как хотелось бы, поэтому будет необходимо брать с собой теплые вещи. Сам салон также можно переделать, улучшив его обивку и переднюю панель. Никто и подумать не мог, что луцкий автомобиль станет таким популярным, но это случилось.