Толщиномер принцип работы
Содержание:
- Инструкция по применению
- Как пользоваться толщиномером лакокрасочных покрытий
- Как пользоваться толщиномерами лакокрасочного покрытия автомобиля
- Рекомендации по выбору
- Толщина ЛКП
- Виды толщиномеров
- Лучшие толщиномеры для краски
- Как я впервые узнал про толщиномер
- Как пользоваться толщиномером для ЛКП автомобилей
- Порядок проведения измерений с помощью толщиномера
- Что представляет собой прибор?
- Где применяется толщиномер?
- Какие бывают толщиномеры?
- Калибровка
- На каком покрытии работают разные толщиномеры?
Инструкция по применению
Пользоваться толщиномером довольно просто: заранее откалиброванный прибор прикладывается к кузову авто под прямым углом и показывает толщину лакокрасочного покрытия в микрометрах (мкм).
Для сведения: 1 микрометр – 1/1000 миллиметра. Соответственно, чем больше значение, тем больше вероятность, что автомобиль побывал в ДТП.
Стоит учесть, что толщина лакокрасочного покрытия отличается у различных марок и моделей авто. Поэтому перед покупкой лучше узнать значения краски для интересующего Вас автомобиля
И ещё одно важное правило: толщина всех элементов кузова должна быть примерно одинакова. Однако, если цифра превышает 200мкм, то это свидетельствует о том, что авто покрашено повторно
В таблице ниже представлены значения толщины лакокрасочных покрытий для некоторых марок и моделей автомобилей.
Как пользоваться толщиномером
Чтобы получить точный результат, прибор необходимо откалибровать. Для этого используют калибровочные пластины, которые идут в комплекте с прибором. В зависимости от материала, с которым работает толщиномер, пластина может быть стальной или алюминиевой (если прибор работает с обеими поверхностями, то в комплекте будут две пластины: алюминиевая и стальная). Стоит отметить, что бывают случаи, когда пластины не входят в комплект толщиномера. В таком случае можно воспользоваться подручными средствами или заказать калибровочные пластины отдельно.
Калибровка производится в следующих случаях:
- Перед первым использованием;
- Если прибор повреждён;
- Смена эталона
Также калибровка может понадобиться при перепаде температур.
Как правило, калибровка производится довольно просто и не занимает много времени даже у тех, кто ранее не имел дело с толщиномером:
- На ровную гладкую поверхность кладут калибровочную пластину и измеряют её. Если на дисплее высвечивается значение отличное от нуля, то показания толщиномера обнуляют.
- Кладут сверху эталонную пластиковую пластину либо плёнку известной толщины и производят замер. Если значение на дисплее отличается, то с помощью кнопок на приборе выставляют значение равное толщине эталонной пластины.
После правильно проведённой калибровки, устройство готово к эксплуатации. Можно приступать непосредственно к измерениям.
Прикладывать толщиномер необходимо перпендикулярно к кузову. Если его приложить под другим углом, то значения окажутся неверными. Каждый элемент кузова проверяется как минимум в пяти точках: в центре и по краям. Обязательно нужно проверить толщину лакокрасочного покрытия кузова внутри. Для этого необходимо открыть двери, багажник, капот. Толщиномер должен показать меньшее значение, чем на наружных деталях (не более 100мкм).
толщиномер
При проверке кузовного элемента, имеющего рельеф, необходимо проверять элементы выше и ниже рельефа. Это нужно для выявления случаев, когда красят только часть элемента кузова. В таком случае рельеф служит местом перехода между зоной ремонта и оригинальным лакокрасочным покрытием.
Перед осмотром автомобиля поинтересуйтесь, есть ли у данной модели алюминиевые детали. Для измерения лакокрасочного покрытия алюминиевых деталей необходим толщиномер, умеющий работать с алюминием. Такие модели автоматически определяют алюминий и сталь, а на экране указывается соответствующий тип металла. Для алюминиевых деталей заводские значения в 1,5-2 раза меньше, чем для стальных. Если толщиномер распознаёт стальную деталь, в то время как должна стоять алюминиевая, — это говорит о том, что данная деталь была заменена на неоригинальную. Следует учесть, что с пластиковыми деталями толщиномер не работает.
Нельзя использовать толщиномер на грязном автомобиле. Это может привести к поломке прибора. К тому же показания будут некорректными. Да, и дефекты будут видны лучше на чистом автомобиле.
Толщиномер не является гарантией того, что Вы купите автомобиль, не побывавший в ДТП. Если при ремонте будут подобраны элементы кузова от других подержанных автомобилей в оригинальном окрасе и нужного цвета, то прибор покажет стандартные значения
В таком случае нужно обратить внимание на состояние болтов, маркировку стёкол, зазоры между кузовными элементами и многое другое
Как пользоваться толщиномером лакокрасочных покрытий
Во отдельных случаях перед непосредственным измерением толщины ЛКП необходимо правильно откалибровать устройство. Для этого следует использовать специальные калибровочные пластины, одна из которых играет роль металлического основания, а другие имитируют слои краски различной толщины. По ним выставляется точность изменения устройства. Однако далеко не все модели требуют такой настройки – в продаже можно найти и самокалибрующиеся модели.
Далее нужно определиться, а какую толщину краски для вашего автомобиля следует считать нормальной? Ведь каждый производитель для каждой модели может использовать разную интенсивность окрашивания. Найти такую информацию можно в технической документации к вашему авто. В среднем же слой заводской краски имеет толщину от 70 до 150 микрон.
Однако нужно учитывать ряд нюансов:
- На разных участках кузова мощность слоя краски может быть различной, что обусловлено технологическими особенностями. В частности, по краям кузова обычно наносится более толстый слой.
- На переднем и заднем крыльях базовая толщина ЛКП может быть разной, однако на симметрично расположенных элементах она всегда по умолчанию одинакова.
- Диапазон заводских значений толщины слоя краски на разных деталях не должен различаться более чем на 50 микрон.
- Внутренние поверхности кузовных деталей покрываются более тонкими слоями краски, разница здесь составляет около 40-60 микрон.
Для того чтобы изменить толщину ЛКП ровно и плотно прижмите рабочую пластину устройства к поверхности исследуемой детали и при необходимости нажмите кнопку пуска (многие современные модели автоматически включаются при соприкосновении с обследуемым элементом). Буквально сразу же толщиномер выведет на экран данные о толщине лакокрасочного покрытия в данной точке.
Для большей точности и достоверности измерений разделите исследуемую часть кузова условно на 5 частей – 4 угла и центр. Для каждой такой точки выполните 3-5 замеров, фиксируя результаты письменно – это минимизирует погрешность. Причем замеры нужно повторять не точно в выбранном месте, а на некотором расстоянии от него. Например, проведите измерения в радиусе 15-20 см, так объективность полученных результатов будет значительно выше.
Если в какой-то области выявлены сильные отклонения от норм или большой диапазон измерений, то такой элемент можно обследовать более тщательно. Проведите замеры не по 5, а по 8-10 различным точкам, это позволит с высокой точностью определить рельеф металла и изменение толщины ЛКП.
Когда выполнены все необходимые измерения, нужно определить средние арифметические значения для каждой детали. Далее при необходимости можно посчитать и среднее значение для всей машины.
Как пользоваться толщиномерами лакокрасочного покрытия автомобиля
Как правило, проведение измерений не вызывает затруднений даже у новичков. По конструктивному исполнению толщиномеры бывают в виде пистолетов (ещё их называют «курковые») и «прижимные» – вертикально устанавливаемые на деталь с лёгким прижатием сверху. И те и другие просты в эксплуатации и не вызывают затруднений.
Другое дело – точность измерений. В этом случае перед проведением измерений требуется тщательно откалибровать прибор по прилагаемой инструкции. Кроме того необходимо помнить, что диагностируемый участок кузова машины необходимо проверить в нескольких местах.
Иногда используется следующая технология измерений. Вначале прибор с равномерным усилием проводят с непрерывным прижатием (если, конечно, позволяет контактный материал датчика) к поверхности кузова. Если выявлена подозрительная область, внутри нее производят точечные замеры, причем в каждой точке производится не менее трёх измерений.
Если контактная поверхность датчика не позволяет проводить непрерывные контроль (слишком твёрдая, царапает ЛКП), измерения проводятся точечно.
Подробно о том, как проверить лакокрасочное покрытие автомобиля толщиномером за три минуты, показано на видео ниже.
Рекомендации по выбору
При выборе толщиномера обратить внимание нужно на следующее
- Цель приобретения – профессиональная деятельность (экспертно-оценочные услуги, ремонт, покраска). Потребуется многофункциональный прибор, с достаточной точностью и чувствительностью. Он может быть только для металла – электромагнитный, для алюминия – вихретоковый, и универсальный – ультразвуковой. Стоимость таких аппаратов высокая и составляет несколько десятков тысяч рублей. Для бытовых целей подойдет бюджетное устройство. Алюминий в конструкциях автомобилей используется нечасто, поэтому потребуется прибор с магнитным или электромагнитным типом действия.
- Температура, при которой делают замеры.
- Форма и габариты прибора. Толщиномер, по форме напоминающий брелок, очень удобен. Можно сделать нужные замеры, не привлекая внимания посторонних. В этом случае вполне подойдут магнитные приборы, похожие внешне на авторучку или маркер. Большой точности такое устройство не даст, но обнаружить слой шпаклевки сможет.
- Толщиномер доступен и в аренду, стоимость услуги невелика. Иногда его предлагают напрокат на месте покупки подержанного автомобиля. А как правильно пользоваться толщиномером ЛКП, изложено выше.
Здравствуйте, уважаемая онлайн-аудитория моего автоблога! С вами снова я, Кулик Илья и в сегодняшней статье речь пойдет о том, как пользоваться толщиномером лакокрасочных покрытий автомобилей.
В процессе обследования, покупаемой с рук машины, на предмет наличия мест шпаклевок и перекрасок битого кузова, вам несомненно пригодится такой прибор, как толщиномер, который может легко выявить несоответствие слоя лакокрасочного покрытия (ЛКП) его заводской толщине.
Но для результативных измерений с корректными показаниями автомобилисту нужно уметь обращаться как с самим приобретенным толщиномером, так и знать особенности процесса обследования авто с его помощью. Иначе из-за неправильных показаний может возникнуть конфликт с продавцом и упущена выгодная сделка.
За короткое время этих толщиномеры купили более 4-х тыс. автомобилистов и продажи все возрастают. Если вы поторопитесь, то тоже успеете купить отличный прибор за смешные 1300 рублей.
Вот в этом видео вы можете убедиться, что простое бюджетное устройство отлично справляется с проверкой ЛКП не хуже самых «навороченных» и дорогих:
Толщина ЛКП
А теперь скажу несколько слов о толщине ЛКП автомобиля. Современные приборы могут измерять ее с точностью до тысячных долей миллиметра – микронов (0.001мм). Это здорово, ведь машины окрашивают все более тонким слоем. Даже 150-160 микрон считается теперь толстым слоем краски, а особо технологичные японцы, вроде Мазды, умудряются обходиться слоем в 80 микрон.
Здесь можно было бы привести целую таблицу толщин для каждой марки, модели и даже модельного года, но на практике все это вам не поможет. Дело в том, что даже на одном автомобиле в разных местах краска имеет разную толщину. Поэтому, проверяя толщиномером автомобиль перед покупкой, мы не можем ориентироваться на некую толщину из таблицы. Нормальную для данного автомобиля толщину краски нам предстоит выяснить самостоятельно и для этого лучше всего использовать его крышу.
Дело в том, что крыша – это наименее уязвимая часть
автомобиля. Она редко повреждается и меньше ржавеет, поэтому ее красят, только когда
все уже совсем плохо. Исключение – ветка, упавшая на крышу, но это редкий
случай. Кроме того, выровнять и покрасить крышу – довольно сложно, на ней все
видно, как на ладони.
Итак, первым делом проверяем переднюю часть крыши, затем обходим весь периметр и центр. Обычно, слой краски на крыше имеет толщину от 80 до 160 микрон, но главное – она должна лежать равномерно. Если толщина краски превышает 200 микрон или отличается в разных местах, значит крышу красили. Это может означать все что угодно, от упавшей ветки, до «перевертыша».
Виды толщиномеров
Сегодня на рынке представлено несколько видов этого устройства с самыми разными принципами работы, но самыми распространенными среди автолюбителей являются ультразвуковые, магнитные, электромагнитные и вихретоковые толщиномеры. Цена и возможности у них, разумеется, отличаются друг от друга, поэтому рассмотрим каждый вид и его специализацию в отдельности.
Ультразвуковой толщиномер
Ультразвуковые толщиномеры. Являются универсальным решением для проверки лакокрасочного покрытия толщиномером: такой толщиномер краски работает одинаково хорошо не только на металлических поверхностях, но и на композитных материалах, керамике и пластике, что дает широкие возможности для использования: вы можете качественно проверить лакокрасочное покрытие ультразвуковым толщиномером не только на кузове, но также на декоративной составляющей автомобиля, например на бампере из пластика или карбоновой вставке. Единственный минус – цена. Стоимость самого простого ультразвукового толщиномера лакокрасочных покрытий автомобилей начинается с 10000 рублей. Однако такой аппарат считается профессиональным, не ориентированным на рядового покупателя, поэтому этот недостаток, можно сказать, притянут за уши.
Самый простой и неточный магнитный толщиномер
Магнитные толщиномеры. Работают они по следующему принципу: в устройстве находится магнит, соединенный со стрелкой-указателем. Вам остается только приложить толщиномер к кузову автомобиля: чем тоньше слой краски на автомобиле, тем сильнее будет притяжение магнита к кузову, стрелка будет отклоняться сильнее. Соответственно, чем меньше угол наклона стрелки, тем толще уровень покрытия на кузове, что должно вас насторожить.К плюсам толщиномеров с магнитом можно отнести простоту в эксплуатации, отсутствие необходимости в батарейках и невысокую цену – самый дешевый такой агрегат стоит около 450 рублей. Однако есть у таких толщиномеров и недостатки. Самый серьезный: невысокая точность показаний. Эти устройства показывают более-менее правильные результаты, если слой покрытия не превышает 1,5 миллиметров.
Электромагнитный толщиномер CHY 113
Электромагнитные толщиномеры лкп. Они считаются самыми надежными и практичными устройствами, поскольку выдают наиболее точные результаты, а стоимость не превышает 3000 рублей.Увы, есть и недостатки. Проверка лакокрасочного покрытия электромагнитным толщиномером имеет смысл исключительно на поверхностях с примесью железа. Пластики и цветные металлы такой агрегат, что называется, не потянет – помните об этом во время покупки.
Вихретоковый толщиномер Et 11S
Вихретоковые толщиномеры. Его «фишка» — способность оценить толщину нанесенного покрытия на любые металлы, к тому же он выдает максимально точные результаты измерений. К недостаткам таких устройств следует отнести зависимость измерений от токопроводимости металла, толщину покрытия которого вы измеряете. То есть, при работе с медью, алюминием и другими металлами с хорошей проводимостью тока, результаты измерений всегда будут точными. А вот используя толщиномер краски на, к примеру, железе, в измерениях появятся погрешности, иногда очень серьезные. Вихретоковый автомобильный толщиномер стоит в районе 5500 рублей.
Лучшие толщиномеры для краски
3. ТМ-20МГ4
Предназначен для производства замеров толщин лакокрасочных покрытий как на ферромагнитных и немагнитных основания. В основе работы устройства лежит преобразователь индукционного типа. В изделии есть встроенная память автономного типа, рассчитанная на двести измерений, также имеется разъем для подключения к персональному компьютеру, поставляется диск с программным обеспечением. Эта модель была включена в государственный реестр измерительной техники, она обладает сертификатом точности, то есть каждая продукция в процессе изготовления проходит соответствующую проверку. Это одно из наиболее современных и надежных устройств, позволяющих вплоть до микрометра измерить глубину лакокрасочного покрытия. Стоит отметить, что при помощи этого прибора также есть возможность измерить гальванический слой материала – цинкование или хромирование.
Это изделие получило широкое распространение в таких областях промышленности, как изготовление электрооборудования и машиностроение. Согласно имеющимся отзывам, большинство пользователей остались очень довольно тем, насколько эффективно работает данный прибор. Он позволяет с легкостью обнаружить отклонения в толщине слоя краски, что является несомненным признаком восстановления деталей кузова автомобиля после аварии. Устройство эргономично и автономно в работе, причем на одних батарейках оно способно проработать довольно долгое время.
Преимущества:
- Надежное и очень удобное в работе изделие;
- Высокое качество сборки и продолжительный срок службы;
- С его помощью удается добиться превосходной точности измерений.
Недостатки:
Достаточно дорого стоит.
Толщиномер для краски ТМ-20МГ4
2. Etari ET-10P
Одна из наиболее бюджетных версий среди продукции данного класса. Устройство способно функционировать только по черным металлам, обладающим магнитными характеристиками. Работает изделие весьма надежно, по форме напоминает пистолет. Интерфейс полностью русифицирован, девайс способен нормально работать при температуре от -25 градусов. Может применяться не только для проверки толщины слоя лакокрасочного покрытия, но и в промышленном производстве для того, чтобы проконтролировать толщину разного рода покрытий, нанесенных на магнитные основания.
Включение и производство замеров осуществляется за счет нажатия на клавишу куркового типа. Калибровку производят самостоятельно – для этого предусмотрена специальная кнопка, которую придется удерживать довольно долгое время, поэтому сбить настройки практически невозможно. То, что замеры производятся исключительно по черным металлам, нисколько не мешает, так как подобной функции вполне достаточно для большинства автомобилей, находящихся на отечественном вторичном рынке. Максимальная погрешность измерения таким устройством составляет всего лишь 1 микрометр, встроенной памяти хватает на 255 замеров.
Преимущества:
- Может использоваться в широком диапазоне рабочих температур;
- Довольно удобная рукоятка;
- Приличный объем встроенной памяти;
- Минимальная погрешность.
Недостатки:
Используется только для магнитных материалов.
Etari ET-10P
1. Richmeters GY910
Лидером раздела лучших толщиномеров этого года, рассчитанных специально на измерение глубины лакокрасочного слоя, стала эта простая и очень компактная модель, которая великолепно справляется со своими функциями. Если устройство прошло калибровку, то погрешность в его работе будет составлять всего лишь 1 микрометр. Данный параметр позволяет использовать конструкцию и в промышленных условиях, она хорошо подходит в том числе и для сервисного обслуживания транспортных средств. Однако шире всего данная продукция используется на вторичном рынке транспортных средств.
С помощью этого толщиномера можно производить измерения как на металлических, так и на ошпатлеванных поверхностях. Кроме того, гаджет подходит и для свежевыкрашенных элементов. Работает конструкция на базе электромагнитной индукции, также предусмотрена возможность функционирования по вихретоковому принципу. Пользоваться изделием можно при температуре от 0 до +40 градусов и относительной влажности воздуха не более 90%. Корпус изготавливается из надежного матового пластика, кнопки силиконовые, нажимаются туго, до щелчка. Габариты компактные – 117х30х22,5 мм, масса составляет 65 граммов.
Преимущества:
- Очень привлекательный внешний вид;
- Простота и удобство в использовании;
- Незначительная максимальная погрешность;
- Компактные габаритные размеры;
- Приемлемая стоимость.
Недостатки:
Не обнаружено.
Richmeters GY910
Как я впервые узнал про толщиномер
Впервые я увидел такое устройство на авторынке много лет назад в руках у покупателя какого-то дорогущего автомобиля. Им он водил по всем поверхностям машины. А когда я узнал название загадочного гаджета, посчитал, что он измеряет габариты корпуса и максимальную толщину водителя и пассажира, которые могут втиснуться в данный автомобиль.
В то время сам прибор и цели его применения, а главное — его цена, казались просто фантастическими для применения в реальной жизни. Несколько позже мне объяснили действительное предназначение устройства, что он измеряет на самом деле, тогда пришло понимание необходимости его применения.
Как пользоваться толщиномером для ЛКП автомобилей
Толщиномер для лакокрасочного покрытия — механизм, который выполняет замеры в автоматическом режиме. Прибор демонстрирует пользователю значения касательно исследуемой области транспортного средства.
Существует ряд советов по эксплуатации толщиномера. Чтобы точность данных была максимальной, исследование ЛКП следует начинать с передних крыльев. Далее машину надо обойти со всех сторон, не забывая и о крыше. Таким образом покупатель сможет оценить состояние кузова авто.
Каждый элемент надо измерить в 4-х значимых точках:
- по центру;
- на краю детали спереди;
- на краю детали сзади;
- снизу.
Если в процессе исследования какие-то места лакокрасочного покрытия вызвали настороженность, следует расширить число позиций для замера по периметру детали. Это нужно для определения масштаба ущерба и внесения ясности в вопрос, куда конкретно пришелся удар. Анализ полученной информации позволит узнать – элемент из металла зашпаклеван из-за незначительного столкновения с препятствием или тому предшествовали серьезные повреждения. Например, машина опрокидывалась на крышу или толчок был такой силы, что металл подвергся значительной деформации.
Тщательно замаскированное и отреставрированное повреждение автомобиля не может не отразиться на долговечности эксплуатации кузова. Если продавец не пожелал проинформировать покупателя о проблеме, но она вскрылась при обследовании машины толщиномером ЛКП, это повод настаивать на скидке.
Таблица оригинальной толщины ЛКП по маркам авто:
Порядок проведения измерений с помощью толщиномера
Ниже приведенная инструкция описана для популярной модели Horstek TC 015. Но общий порядок действий, как нужно пользоваться толщиномером для авто, примерно одинаковый для любых марок и моделей.
- Включите краскомер . Проследите, что в пределах 20 см от прибора нет металлических деталей. Это необходимо для прохождения тестовых процедур.
- Нажмите клавишу Test и дождитесь прохождения теста . О готовности к работе прибор сообщит звуковым сигналом или сообщением на дисплее, в зависимости от модели. В Horstek TC 015 тестирование завершается появлением на экране мигающего знака «–» и указания единицы предстоящего измерения «мм».
- Выберите нужную единицу измерения . Это выполняется клавишей Unit. В европейских приборах обычно предлагается выбрать из миллиметров и миллидюймов. Для справки: один миллидюйм (mil) равен 0,0254 мм.
- Установите толщиномер строго перпендикулярно к поверхности детали , на которой производится тестирование слоя краски. Через несколько секунд на экране отобразится значение. Измерение завершено.
- Проверьте толщину покрытия . Если толщина краски, грунтовки или шпатлевки вышла за пределы диапазона допустимых для прибора, на дисплее отобразится ошибка. В Horstek это QL.
- Выключите краскомер . После проведения работ ненадолго зажмите кнопку Test или просто оставьте его и дождитесь автовыключения через 30 секунд.
Краткое нажатие на Test сбросит значение на дисплее и подготовит прибор к новым измерениям.
Что представляет собой прибор?
Прежде чем начать разбираться, толщиномер для авто какой лучше, сначала нужно изучить принцип его работы.
Толщиномер — автомобильный прибор, позволяющий определить толщину материала или лакокрасочного покрытия. Многие водители используют его, чтобы выяснить толщину краски, ржавчины или шпаклевки. Таким образом, можно провести измерения, не повреждая целостность материала.
Как мы уже выяснили, толщиномер нужен для выполнения одной важной задачи — замера толщины лакокрасочного покрытия. Прибор способен вычислить не только слой краски, но и шпаклевку
Соответственно, перед проверяющим откроется реальная картина проведения кузовного ремонта над той или иной деталью. Прежде чем купить устройство для личного пользования, нужно уяснить, что кузовные части авто при производстве окрашивают в слой 0,7-1,9 мм.
Ориентируясь на эти цифры, водитель может сделать соответствующие выводы. Если кузов ремонтировали, значит, наложили шпаклевку для сокрытия трещин или вмятин. На шпаклевку дополнительно нанесли краску. Эти два слоя сильно увеличивают толщину покрытия по сравнению с «родной» покраской. На экране прибора будет показана цифра 2,1-2,7 мм. Но иногда цифры высвечиваются настолько большие, что сразу становится понятно — этот автомобиль покупать нельзя.
Если проверяющий заметил, что деталь подвергалась ремонту, ему стоит изучить ее тщательнее. Для этого прибором замеряется полностью периметр элемента. Таким способом получится понять, в какую область пришелся удар. Также по показаниям толщиномера можно определить, какая степень повреждения была у детали. Если машина просто врезалась в дерево, то это не так страшно, как попадание в серьезную аварию на дороге.
Если машину восстанавливали квалифицированные мастера, то она прослужит еще ни один десяток лет, при этом никаких внешних признаков аварии замечено другими водителями не будет. Но безопасность машины в любом случае пострадает. Возможно, после столкновения пострадали геометрические параметры кузова, а значит, баланс для противодействия внешним повреждениям снизился. Если над восстановлением работали плохо, то шпаклевка разойдется уже через пару месяцев. Детали начнут ржаветь и гнить.
Таким образом, получается, что выбор толщиномера — дело серьезное и требуется особого подхода.
Где применяется толщиномер?
Основной сферой применения толщиномеров остается автомобильная промышленность, однако не только в ней используется данный прибор, помимо нее выделают следующие сферы использования:
1). Судостроительная промышленность – в данном секторе проходит проверка и контроль качества покрытия судов лаком и краской, определение качества выполненного ремонта поверхности судна, различных транспортных водных средств. С помощью толщиномера определяют состояние кузова катера либо обшивку корабля. По результатам проверки принимается решение о дальнейшей эксплуатации транспорта.
2). Строительство – в данном секторе толщиномер используется для выяснения толщины покрытия металлических изделий. Коррозия – один из основных врагов металла и для ее выявления необходимо проводить тесты с помощью толщиномера, ведь она может ликвидировать (разрушить) любое защитное покрытие. Поверхность металла, который используется при строительстве современных зданий, зачастую обработана антикоррозийными, противопожарными, противоокислительными составами и начало разрушения нужно определять вовремя.
3). Автомобильная промышленность (описано ранее)
Проводить исследования по толщине поверхности должен специалист, называется он эксперт-оценщик. Помимо него манипуляции с измерениями проводят работники заводов или предприятий, которые занимаются контролем качества работ по покраски материала, профессиональные полировщики, страховщики.
Какие бывают толщиномеры?
Самыми распространенными аппаратами в этой сфере являются:
- Магнитные – очень простые в использовании. Магнит, присоединенный к стрелке, прикладывается к металлу, и чем больше отклонение стрелки, тем меньше краски на нем, и наоборот. Еще одним плюсом является дешевизна толщиномера, но очень настораживает его неточность.
- Ультразвуковые – профессиональные приборы, которыми можно измерить толщину краски практически на любой поверхности. Правда, стоимость его не настолько мала, чтобы можно было приобрести его рядовому покупателю машины.
- Электромагнитные – надежные устройства, но только на поверхностях, в состав которых входит металл. Стоимость достаточно приемлемая, что является неизменным плюсом.
- Вихретоковые – показывают точные результаты на поверхностях, которые хорошо проводят ток, а вот, к примеру, на обычном железе могут наблюдаться довольно серьезные погрешности.
Нужен ли любой из таких агрегатов покупателю автомобиля, конечно, решать каждому индивидуально, но пользу от них тяжело недооценить, ведь он расскажет любую информацию, которая так необходима при покупке подержанного авто.
Калибровка
Толщиномеры продаются уже откалиброванными с завода и готовыми к работе. Обычно нет необходимости производить калибровку. Качественный прибор будет работать годами, и показывать точные результаты измерений. Для большей уверенности и лучшей точности можно придерживаться правила – проверять «ноль» на металлической пластине. Это гарантирует, что зонд правильно настроен для характеристик основания, на котором будет измеряться покрытие.
Калибровка – процесс настройки для работы со специфичным материалом до измерений, чтобы быть уверенным, что измерения точны. На калибровку влияет тип материала, его форма и покрытие. К примеру, магнитные свойства стальных сплавов варьируются, и проводимость разных алюминиевых сплавов и других цветных металлов также варьируются. Эта вариативность влияет на точность измерений толщиномера. Это значит, что толщиномер, на мягкую сталь прочитает другое значение для того же покрытия на высокоуглеродистой стали. Настройка толщиномера позволяет установить толщину покрытия для условий преобладающих для работы. Вдобавок к разнице материалов, форм и покрытий, настройка может выполняться при повышенной температуре или при присутствии случайных магнитных полей.
Производители качественных толщиномеров рекомендуют делать калибровку 1 раз в год для полной уверенности в его точности.
Калибровочные пластины для толщиномера
В комплекте с толщиномером есть набор калибровочных пластин, сделанных из пластика и имеющих различную толщину. Каждая пластина маркирована соответствующим значением. Вдобавок, в комплекте есть металлические пластины (сталь и алюминий), служащие основанием для пластиковых калибровочных пластин, а также использующиеся для нулевой калибровки. Пластины измеряются толщиномером в предписанном порядке, и инструмент настраивается для распознавания конкретной пластины. С этими ориентирами инструмент настроится на правильную толщину.
Базовые процедуры калибровки похожи для всех толщиномеров, однако, нужно следовать инструкции конкретной модели. Нет необходимости калибровать каждый раз при использовании прибора (если измерение производится на том же объекте). Периодические проверки делать рекомендуется для определения возможных отклонений.
После калибрования толщиномера, параметры записываются в его памяти и процесс не нужно делать повторно. Рекомендуется проверить точность по специальным калибровочным образцам, после множества часов его работы или если прибор долгое время не использовался.
На каком покрытии работают разные толщиномеры?
Прежде всего вы должны ясно понимать какими возможностями обладает ваш прибор – что им можно измерить, а что нельзя. В одной из прошлых статей я рассказывал о физических принципах работы толщиномеров. Именно на этих принципах основывается способность устройств измерять толщину покрытия на том или ином материале.
Например, если вы имеете прибор, основанный на:
- Чисто электромагнитном принципе, то ему доступны измерения покрытий только на корпусах из ферромагнетиков (железо-стальных сплавов).
- Электровихретоковом принципе, то он будет хорошо измерять толщину покрытий на диамагнетиках (сплавах алюминия, меди, бронзы и т. п.), а на ферромагнетиках будет работать с несколько меньшей точностью.
- Комбинированном электромагнитновихретоковом принципе, то ему будет доступно измерение покрытия на любых металлах.
- Эхолокационно-ультразвуковом принципе, измерять можно толщину чего угодно, на чем угодно, без зависимости функционирования устройства от материала корпуса.
То есть всем приборам, кроме ультразвуковых, для работы необходима металлическая основа измеряемого покрытия. Поэтому, если вам нужно проверить на битость, новомодные авто с композитно-пластиковыми корпусами, то тут нужно брать в аренду профессиональный эхолокационный прибор.