Принцип работы трамблера
Содержание:
- РЕГУЛИРОВКА ВЫСТАВЛЯЕМ ЗАЖИГАНИЕ
- Из истории автомобилей ваз
- Устройство системы зажигания ВАЗ 2106
- Устройство прерывателя распределителя
- Основные неисправности системы зажигания ВАЗ 2106 и их причины
- Назначение
- Виды комплектации
- Характеристика трамблера
- ЭСЗ
- О том как выставить зажигание ВАЗ 2106 в домашних условиях
РЕГУЛИРОВКА ВЫСТАВЛЯЕМ ЗАЖИГАНИЕ
Установка зажигания на ВАЗ 2105 в значительной мере влияет на стабильность работы двигателя. Если оно выставлено неправильно, то возникают различные неполадки. Если оно раннее, возможно проявление следующих неприятных моментов:
- Появляется детонация в моторе, при разгоне сильно «стучат пальцы»;
- Проблемы при запуске ДВС – стартер крутит с трудом, идет обратная отдача;
- Двигатель трясет при увеличении оборотов;
- Холостые обороты плавают.
На позднем зажигании тоже немало признаков нестабильной работы двигателя, доставляющих достаточно хлопот автовладельцам:
- Потеря мощности ДВС;
- Хлопки в карбюратор или в глушитель;
- Провалы при нажатии на педаль газа;
- Повышенный нагрев мотора;
- Долгий запуск двигателя.
Как выставить зажигание на ВАЗ 2105, интересует многих начинающих автолюбителей. Сложности процесс регулировки никакой не представляет, и ее довольно просто выполнить своими руками. Какие потребуются инструменты, зависит от методов, с помощью которых будет производиться регулировка.
Как отрегулировать зажигание на ВАЗ 2105? Всего существуют несколько способов, чтобы выставить зажигание на ВАЗ 2105:
- С помощью стробоскопа;
- Использую автомобильную 12-вольтовую лампочку;
- Опытным путем на работающем двигателе;
- Просто по меткам.
Метки Самостоятельно проводя регулировку, мало кто из автовладельцев использует стробоскоп. Как минимум он стоит 600 рублей, а регулировка зажигания ВАЗ 2105 настолько проста, что покупка прибора не оправдывается. Стоимость проведения работ в автосервисе по установке зажигания находится в районе 100 рублей. Поэтому иной раз есть смысл доверить выполнение работы специалистам – они имеют достаточный опыт и все сделают быстро и качественно.
ВЫСТАВЛЯЕМ ПО ЛАМПОЧКЕ
Чтобы выставить зажигание на ВАЗ 2105 по лампочке, будут нужны инструменты и приспособления:
- Лампочка 12 Вольт, ввернутая в патрон, от которого идут два провода;
- Рожковый или комбинированный ключ на 13;
- Ключ для прокручивания храповика на 38.
Работы выполняем на заглушенном двигателе в следующем порядке:
- Снимаем крышку трамблера, высоковольтные провода не выдергиваем;
- Чтобы выставить зажигание на ВАЗ 2105 по меткам, проворачиваем храповичным ключом коленвал до совмещения метки на шкиве к/вала со средней меткой на передней крышке ДВС. На крышке всего три метки, и средняя будет обозначать опережение на 5 градусов. Еще нужно учесть, что при совмещении меток может быть выставлен либо первый, либо четвертый цилиндр. Цилиндр проверяется по бегунку – бегунок должен смотреть в сторону первого цилиндра (если смотреть по крышке трамблера);
- Ослабляем ключом на 13 корпус трамблера – теперь он может свободно перемещаться по оси;
- Соединяем один конец провода от лампочки с массой, другой конец с цепью низкого напряжения в цепи трамблера (можно с контактом «К» на катушке);
- Включаем зажигание поворотом ключа в замке и начинаем поворачивать трамблер в обе стороны. При его вращении лампочка будет то загораться, то гаснуть. Нужно найти то положение, в котором лампа начинает загораться. Именно в этом положении и нужно ключом на 13 закрепить трамблер;
- Регулировка выполнена – выключаем зажигание, ставим крышку трамблера на место, убираем лампочку и запускаем для проверки двигатель. При очень резком нажатии на педаль газа должны еле слышно прослушиваться «пальцы» – это будет признак правильной настройки.
ОПЫТНЫМ ПУТЕМ НА СЛУХ
Можно использовать «дедовский» метод, и провести регулировку на слух:
- Запускаем мотор;
- Ослабляем гайку крепления его корпуса на 13, при этом трамблер удерживаем от проворачивания;
- Пробуем его поворачивать в ту или другую сторону;
- Находим тот момент, когда двигатель наберет максимальные холостые обороты;
- Совсем немного отводим корпус по часовой стрелке;
- Крепим гайку на 13 и проверяем работу двигателя на ходу. Если регулировка не устраивает, делаем ее повторно.
Из истории автомобилей ваз
Сегодня выход конденсатора из строя крайне редкое явление и многие даже не знают о его существовании. Когда же схема питания автомобилей была с обратной полярностью, т. е. «плюс» шёл на массу, то без запасного конденсатора в дорогу не отправлялся ни один водитель. С 1961 года, по приказу Автопрома, на массу стали крепить «минус» и про конденсатор водители попросту забыли.
В распределителе имеется также центробежный и вакуумный регуляторы опережение зажигания. Центробежный регулятор расположен под бегунком. Это два грузика с пружинками, которые в зависимости от оборотов двигателя, за счёт центробежной силы «разбегаются» внутри бегунка и частично доварачивают его, заставляя чуть раньше размыкаться контакты.
Вакуумный регулятор выполнен в виде вакуумной камеры сбоку трамблёра, соединённый с центральной пластиной (двигается на подшипнике), на которой расположены контакты. Вакуум, в зависимости от нагрузки двигателя, втягивает мембрану, которая с помощью тяги связана с пластиной, поворачивает её и контакты также начинают размыкаться раньше.
Слабым местом контактного трамблёра являются износ контактов и облом текстолитового наконечника контактов, благодаря которому вал трамблёра размыкает контакты. Также часто наблюдается прогар бегунка, когда ток уходит на массу. Реже выходит из строя подшипник пластины контактов, тогда проявляется неустойчивая работа двигателя.
До 1987 года пластины устанавливались на подшипник малого диаметра, а с 1987 года стали устанавливать подшипник большего диаметра.Рассмотрим на видео бесконтактный трамблер нового образца:
Отличие распределителя нового образца, бесконтактного трамблёра от контактного, заключаются в следующем. При контактной системе зажигания высокое напряжение составляет порядка 13-18 тыс. вольт, а бесконтактная система зажигания выдаёт 35-40 тыс. вольт. Более высокое напряжение обеспечивает стабильный запуск двигателя при любой температуре, ему не так критичны «грязные» свечи и бесконтактная система зажигания более экономна.
Отсутствуют пропуски зажигания из-за состояния контактов прерывателя, так как их в этом трамблёре просто нет. Помимо этого, с бесконтактной системой зажигания возрастает мощность мотора, уменьшаются вредные выбросы в атмосферу, благодаря более высокому напряжению происходит более полное сгорания топлива. Внешне распределители похожи и снаружи отличием от контактного трамблёра является лишь штекерный вход на корпусе распределителя.
Бесконтактный распределитель специально выполнен аналогично контактному, чтобы его было легко и просто заменить на автомобиле. В бесконтактном трамблёре за подачу и прерывание высокого напряжения или искры на свечах, отвечает датчик Холла, по аналогии с переднеприводными автомобилями ваз. Для установки бесконтактного зажигания на автомобиль помимо трамблёра в наборе идёт ещё катушка зажигания, коммутатор, свечи зажигания, и клеммники с соединительными проводами.
В некоторых наборах идёт также и блок ЭПХХ (экономайзер принудительного холостого хода). Датчик Холла имеет постоянный магнит, микросхему и стальной экран с прорезями. Датчик неподвижно закреплён в трамблёре, а стальной экран с прорезями смонтирован на валу трамблёра. Когда через датчик Холла проходит прорезь стального экрана, то создаётся магнитное поле и создаётся напряжение полупроводниковой пластине.
Последовательность прорезей на стальном экране и создаёт импульсы низкого напряжения. Коммутатор в бесконтактном зажигании необходим для преобразования управляющего сигнала от датчика Холла, в импульсы высокого напряжения на катушке зажигания.
На трамблере с контактами зазор свечей между электродами составляет 0,5-0,6 мм, а с электронным зажиганием 0,7-0,8 мм…
Автолюбитель, знакомый с автоэлектрикой, без труда установит самостоятельно набор для бесконтактной системы зажигания. Те же, кто чувствует, что не справится лучше обратиться к автоэлектрикам, которые устанавливают в минимально короткие сроки.
Вкратце ознакомились с трамблерами старого (контактного) и нового (бесконтактного) образца.
На этом заканчиваю писать друзья. Удачи Вам и до скорых встреч на страницах блога RtiIvaz.ru!
Читайте далее:
Устройство системы зажигания ВАЗ 2106
Система зажигания (СЗ) бензинового двигателя предназначена для создания и своевременной подачи импульсного напряжения на свечи зажигания.
Состав системы зажигания
Двигатель ВАЗ 2106 оборудован аккумуляторной контактной системой зажигания.
В систему зажигания входят:
- аккумуляторная батарея;
- выключатель (замок зажигания с группой контактов);
- двухобмоточная трансформаторная катушка;
- распределитель (распределитель с контактным выключателем и конденсатором);
- кабели высокого напряжения;
- свечи.
Зажигание включает цепи низкого и высокого напряжения. В цепь низкого напряжения входят:
- аккумулятор;
- выключатель;
- обмотка первичной катушки (низкое напряжение);
- неискрящий выключатель конденсатора.
В цепь высокого напряжения входят:
- вторичная обмотка катушки (высокое напряжение);
- распределитель;
- свеча;
- кабели высокого напряжения.
Аккумуляторная батарея
Аккумуляторная батарея предназначена не только для обеспечения пусковой работы, но и для питания цепи низкого напряжения при запуске силового агрегата. При работе двигателя напряжение в цепь подается не от аккумулятора, а от генератора.
Выключатель
Выключатель предназначен для замыкания (размыкания) контактов цепи низкого напряжения. Когда ключ зажигания повернут в замке, двигатель получает питание (отключается.
Катушка зажигания
Катушка (катушка) представляет собой двухобмоточный повышающий трансформатор. Повышает напряжение бортовой сети до нескольких десятков тысяч вольт.
Распределитель (трамблёр)
Распределитель служит для распределения импульсного напряжения от высоковольтной обмотки катушки к ротору устройства через контакты верхней крышки. Это распределение осуществляется с помощью ползунка, который имеет внешний контакт и расположен на роторе.
Устройство прерывателя распределителя
Основной узел прерывателя – пара контактов, которые находятся в сжатом состоянии под усилием пластинчатой пружины. Размыкание контактов происходит под действием кулачков на валу трамблера, которые перемещают пластиковую подушку подвижного контакта.
Работа прерывателя во многом зависит от угла замкнутого состояния контактов и момента их размыкания, который определяет угол опережения зажигания, в чем и заключается работа пары контактов.
Угол опережения зажигания изменяется под воздействием вакуумного и центробежного регуляторов в зависимости от оборотов и режима работы двигателя.
Практика показала, что большое внимание следует уделять именно контактам, так как они наиболее подвержены износу, коррозии и загрязнениям, что со временем искажает сигнал на катушку зажигания. Все эти несоответствия могут привести к отсутствию искры на свече
При износе пластиковой подушки подвижного контакта искра на свече может появляться с запаздыванием, что говорит о изменение зазора между контактами прерывателя. Регулировку зазора между контактами прерывателя следует проводить каждые 10 тыс. км.
Со временем изнашиваются и подшипники подвижного основания контактной группы, а также вала распределителя. В результате зазор между контактами может «плавать». Вследствие этого ухудшаются пусковые характеристики двигателя, обороты холостого хода плавают, двигатель работает под нагрузкой неустойчиво, снижается разгонная динамика автомобиля. На ресурс контактной пары может влиять выход из строя конденсатора, который предназначен для исключения подгорания контактов.
Неисправность конденсатора диагностируется при снижении напряжения во вторичной цепи системы зажигания, как следствие падает мощность искрового разряда между электродами свечей.
Устранить проблемы с контактами трамблера можно выровняв рабочие плоскости бархатным надфилем, после чего тщательно прочистить их ветошью смоченной в бензине. Затем отрегулируйте зазор между контактами прерывателя и момент размыкания. Изношенные подшипники вала распределителя, стертые кулачок и подушку, поврежденные контакты, поломанный конденсатор необходимо заменить. Для нормальной работы узла, необходимо провести ремонт прерывателя распределителя (трамблера).
Глобальное решение проблемы с траблером – переход с классической системы зажигания на электронную систему зажигания с прерывателем-распределителем, со встроенным датчиком Холла. Для этого вам потребуется узнать как установить электронную систему зажигания.
Назначение прерывателя-распределителя в том, что он индуцирует ток высокого напряжения и направляет его в камеру сгорания бензинового инжекторного или карбюраторного двигателя. В народе узел называют трамблер, что в переводе с французского означает прерыватель, вибратор, он бывает для контактной системы зажигания и для бесконтактной системы зажигания. Устройство прерывателя-распределителя отличается рабочими элементами, а у контактного и бесконтактного распределителя одинаковая конструкция.
У контактного распределителя есть контакты, у бесконтактного прерывателя их нет и стоит либо датчик Холла, либо индуктивная катушка. Работа и устройство прерывателя зависят от автомобиля, на котором он установлен. На военной технике устанавливали экранированные трамблеры, чтобы авто могло ездить в воде. Распределитель состоит из корпуса, в нем на втулке вращается вал. В нижней части вала есть поперечный пропил, который смещен в сторону, чтобы только в определенном положении можно было бы установить прерыватель.
Кулачковая муфта опережения зажигания и центробежная муфта находятся в верхней части у вала прерывателя. Подшипник расположен в верхней части корпуса, на нем имеется диск с вольфрамовыми контактами неподвижным и подвижным. Чтобы уменьшить пригорание, параллельно с контактами включен конденсатор. Бегунок вставляют на вал трамблера и накрывают крышкой. Внизу снаружи корпуса крепят октан-корректор, а сбоку крепится вакуумный корректор угла опережения зажигания.
Основные неисправности системы зажигания ВАЗ 2106 и их причины
Неисправности в системе зажигания ВАЗ 2106 возникают довольно часто. Они могут быть вызваны множеством причин, но их симптомы почти всегда одинаковы:
- невозможность завести двигатель ;
- нестабильная работа (расцепление) двигателя на холостом ходу;
- снижение мощности двигателя ;
- увеличение расхода бензина;
- появление детонации.
Причинами таких ситуаций могут быть:
- выход из строя свечи зажигания (механическое повреждение, поломка, истощение ресурса);
- несоответствие характеристик свечи зажигания (неправильные зазоры, неправильное число накала) требованиям двигателя;
- износ токопроводящей жилы, обрыв изоляционного слоя в высоковольтных проводах;
- сгоревшие контакты и (или) бегунок трамблера;
- образование нагара на контактах переключателя;
- увеличить или уменьшить расстояние между контактами переключателя;
- выход из строя конденсатора распределителя;
- короткое замыкание (обрыв) в обмотках катушки;
- неисправности в контактной группе замка зажигания.
Назначение
Для начала рассмотрим подробно функцию этого устройства. Без него невозможно представить себе работу ни одной современной автомобильной силовой установки.
На фото ниже отчетливо видно общее устройство распределителя.
Схема устройства трамблера на фото
Система зажигания – важная составляющая ДВС. Мотор нормально будет функционировать только в том случае, если сгорание горючей смеси произойдет своевременно. Иначе нарушится общий ход работы.
В ходе задействования трамблера генерируется ток, подающийся на свечи.
Эдаким зачинщиком токообразования выступает трамблер, размыкающий контакты. Помимо этого устройство распределяет напряжение по СЗ, когда нужно изменяет искрообразовательный момент.
Принцип функционирования распределителя в разных автомашинах может отличаться. Например, если взять в качестве примера линейку моделей Ваз, то в данном случае распределитель соединен с приводом коленвала. Такой тандем осуществляется за счет поршней ДВС, оказывающихся априори в ВМТ.
Виды комплектации
На рынке и в магазинах реализуется несколько типов электронных систем зажигания. В каждом из вариантов свой датчик давления (особенность — встраивание в микропроцессорный блок). Рассмотрим каждый из вариантов подробнее:
- Система, собранная на базе датчика Холла. Здесь задействован трамблер, в котором отсутствуют грузики и вакуум корректор. Кроме этого, участок ДХ отличается жесткой фиксацией, что устраняет минусы, характерные для привычного трамблера. Для машин моделей ЗАЗ, АЗЛК, ВАЗ и прочих допускается комплектация уже переработанного устройства. При желании лично переделать трамблер и добиться экономии стоит воспользоваться инструкцией и произвести сборку по предоставленному алгоритму.
-
Устройство с трамблером и парой датчиков коленвала. При таком исполнении траблер берет на себя функцию «разносчика» искры. Такую схему стоит воплотить в жизнь при наличие:
- пары отверстий в КПП;
- штифта в маховике.
В автомобилях отечественного производства, к примеру, в Таврии или ВАЗе, используется маховик без штифта. Выход в этом случае — поставить кронштейн от Ланоса и приварить штифт к шкиву коленвала. В «девятках» и «восьмерках» потребуется монтаж штифта к маховику без демонтажа коробки передач.
-
Система работы со шкивом. Здесь монтируются следующие узлы:
- один датчик коленвала;
- трамблер для раздачи системы зажигания.
Допускается применение счетверенной катушки зажигания и пары простых коммутаторов. Если применяется счетверенная катушка, то в монтаже трамблера нет необходимости. При переделке Таврии возможен монтаж инжекторного маховика или установка шкива коленвала от Дэу Ланос.
- Оптимизированный вариант устройства с трамблером и датчиками коленвала. Здесь применяется счетверенная катушка зажигания с двумя коммутаторами.
Чтобы проверить наличие штифта, стоит провести следующие манипуляции:
- поставить коленвал в позицию МЗ (ориентация по левой метке на кожухе ГРМ). Далее стоит найти специальный штырь, который установлен возле троса спидометра;
- на «восьмерках» и «девятках» штырь должен совпадать с позицией ВМТ;
- установить новую проводку, при том что родная остается в роли резервной.
При наличии сомнений микропроцессорное зажигание стоит перевести на стандартную систему.
Характеристика трамблера
Предназначение
Как известно, работа силового агрегата основана на правильном сгорании горючей смеси из бензина и воздуха. Для этого в генерируется высоковольтный импульс, который впоследствии передается на свечи посредством катушки зажигания. Уже на свечах, как видно по фото, осуществляется формирование искры, которая способствует сгоранию топливовоздушной смеси, в результате чего двигатель может нормально работать. Так в целом можно описать принцип работы силового агрегата. Что такое трамблер в автомобиле?
Это элемент, который необходим для нормального выполнения всех процессов, описанных ниже. Если говорить конкретно о его роли в работе системы зажигания, то необходимо отметить, что этот элемент:
Способствует образованию искры в результате размыкания контактов
Если брать во внимание более современные модели транспортных средств, то в этом случае данную задачу выполняет , но об этом позже.
Привод устройства передает образованный в катушке импульс на ту или иную свечу.
Благодаря прерывателю и его приводу осуществляется изменение начала момента появления искры, здесь все зависит от режимов работы силового агрегата, а также используемого бензина.
Позволяет обеспечить необходимое накопление и разряд энергии.
Принцип работы
Следующий вопрос — принцип работы трамблера. Основой функционирования считается связь прерывателя с коленвалом силового агрегата. В тот момент, когда поршень первого цилиндра попадает в положение верхней мертвой точке, происходит размыкание контактов устройства, а в катушке начинает образовываться большое напряжение. Данный импульс впоследствии направляется через бегунок трамблера, который находится в крышке, на свечку. Здесь топливовоздушная смесь сгорает, а коленвал продолжает вращаться.
Устройство
Как работает трамблер на контактном или , мы разобрались, теперь рассмотрим устройство этого механизма.
Итак, основные его компоненты:
- Привод. Привод распределителя представляет собой шлицевой вал, зацепляющийся с шестеренкой распределительного вала.
- КЗ с двойной обмоткой.
- Непосредственно прерыватель, внутри которого расположены две муфты — центробежная и кулачковая, а также контактная группа.
- Бегунок, установленный на валу привода сцепления и вращающийся с этим элементом.
- Прокладка трамблера, позволяющая герметизировать устройство.
- Крышка трамблера. От этого компонента выводятся высоковольтные кабеля к свечам зажигания.
ЭСЗ
Система зажигания, в которой распределение высокого напряжения по двигательным цилиндрам осуществляется с помощью электроустройств, называется ЭСЗ. В некоторых случаях данную систему принято называть также «микропроцессорной».
Отметим, что обе прежние системы – КСЗ и БСЗ тоже включали некоторые элементы электроустройств, но ЭСЗ вообще не подразумевает использование каких бы то ни было механических составляющих. По сути, это та же БСЗ, только более модернизированная.
Электронная система зажигания
На современных автомашинах ЭСЗ – это обязательная часть управляющей системы ДВС. А на более новых машинах, вышедших совсем недавно, ЭСЗ работает в группе с выпускной, впускной и охладительной системами.
Моделей таких систем на сегодняшний день немало. Это и всемирно известные Бош Мотроник, Симос, Магнетик Марелли, и менее именитые аналоги.
Отличия:
- В контактном зажигании прерыватели или контакты смыкаются механическим путем, а в БСЗ – электронным. Другими словами, в КСЗ применяются контакты, в БСЗ – датчик Холла.
- БСЗ – это больше стабильности и сильнее искра.
Отличия имеются и между катушками. У обоих систем разная маркировка и разные катушки зажигания. Так, у катушки БСЗ больше витков. Кроме того, катушка БСЗ считается надежнее и мощнее.
Таким образом, мы выяснили, что на сегодняшний день в применении 3 варианта зажигания. Используются, соответственно, и разные трамблеры.
О том как выставить зажигание ВАЗ 2106 в домашних условиях
Плохая динамика, а также перегревы двигателя ВАЗ 2106 могут быть признаками не только закоксованности двигателя или проблем со свечами, но и свидетельствовать о неправильно выставленном зажигании. Иногда данная проблема сопровождается звоном в двигателе, который слышится на низких, а также на средних оборотах. Начинающие водители, как правило, не имеют понятия, как выставить зажигание ВАЗ 2106, поэтому большинство из них сразу же обращаются за помощью к специалистам. В этом нет никакой необходимости и сегодня вы убедитесь в том, что можно без труда выставить зажигание своими руками. Для работы вам не потребуются специальные приборы.
Как выставить зажигание на ВАЗ 2106 — пошаговая инструкция
- Перед тем как приступить необходимо прогреть мотор до рабочей температуры, это примерно до 80-90°.
- После, не глуша мотор, откройте капот и ключом на «13» ослабьте гайку крепления прижимной скобы трамблера. Поворачивайте трамблер и следите за увеличением оборотов двигателя, когда они станут наиболее стабильными и высокими зажмите гайку.
- После сядьте за руль и разгоните авто до 60 км/час, проехав по дороге несколько километров, после достижения требуемой скорости включите 4-ю скорость, затем резко нажмите на педаль газа. Если при этом мотор станет набирать обороты, можно сделать вывод, что зажигание выставлено верно. Если же слышится стук пальцев или хлопки (детонация двигателя), у вас неправильно выставленное зажигание, оно еще называется ранним. Если же вы почувствуете, что мотор сильно медленно развивает обороты — у вас позднее зажигание.
- Определив тип только что выставленного зажигания, остановитесь и снова откройте капот.
- Отпустите гайку трамблера и поворачивайте его в зависимости от того какое у вас зажигание. Если у вас раннее зажигание — вращайте трамблер против часовой стрелки на несколько градусов, если же позднее – по часовой стрелке.
- Снова сядьте за руль и проверьте машину в движении. Регулировку стоит производить до тех пор, пока вы не получите требуемый результат, правильно выставленным, зажигание можно считать если на скорости 60 км/час пальцы стукнут не больше двух раз.
Теперь когда вы знаете как выставить зажигание ВАЗ 2106, надеюсь ,вы без труда сможете отрегулировать его на своем автомобиле
Спасибо за внимание, заходите почаще