Как самому снять головку блока цилиндров
Содержание:
- Порядок работы
- Устройство ГБЦ в автомобиле Шевроле Нива
- Как проверить пробита ли прокладка ГБЦ
- Руководство по ремонту
- Замена направляющих клапана
- Основные рекомендации
- Затяжка головки блока цилиндров на дизеле и бензиновом моторе
- Подготовка к шлифовке
- Процесс и схема затяжки (на 16 клапанном авто)
- Нужна ли протяжка головки блока цилиндров?
- Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2110 (8 клапанов). Фото, инструкция как поменять прокладку ГБЦ ВАЗ 2110 (8 клапанов)
- Самостоятельный ремонт ГБЦ
Порядок работы
Отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи.
Установите поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ такта сжатия
Слейте охлаждающую жидкость.
На моделях с впрыском топлива снизьте давление в системе питания, если работа выполняется сразу после поездки
Отсоедините приемную трубу глушителя от выпускного коллектора
Снимите термостат
Отверните гайку 1 крепления кронштейна к подводящей трубе водяного насоса и ослабьте затяжку гайки 2 крепления кронштейна к выпускному коллектору.
Отведите кронштейн в сторону.
Отсоедините колодку с проводами от датчика уровня масла в картере двигателя.
Кроме того, на двигателе мод. 2111 отверните или ослабьте затяжку гайки крепления поддерживающего кронштейна 1, отверните болт крепления опорного кронштейна 2 и…
…отсоедините колодку (белого цвета) с проводами от датчика положения коленчатого вала, отжав пластмассовую защелку.
Снимите ремень привода распределительного вала с его зубчатого шкива, натяжного ролика, зубчатого шкива водяного насоса, отведите его в сторону и снимите натяжной ролик.
Зафиксируйте зубчатый шкив распределительного вала от проворачивания, вставив отвертку (показана стрелкой) в ее отверстие и уперев в шпильку, отверните болт крепления шкива и снимите его вместе с шайбой.
С помощью двух отверток снимите шкив с распределительного вала. При этом не повредите сальник распределительного вала.
Откручиваем гайки, крепящие заднюю крышку ремня газораспределительного механизма. Демонтируем ее.
Далее ослабляем все хомуты на патрубках при помощи крестовой отвертки, подключенных к выпускному патрубку ГБЦ. Отсоединяем их.
При помощи шестигранника «на 10» откручиваем болты(шпильки), крепящие ГБЦ к самому блоку.
Будьте внимательно, так как болты вынимаются вместе с шайбами.
Теперь можно демонтировать головку вместе со старой прокладкой.
Выкрученные болты следует проверить на растяжение. Их длина не должна быть больше, чем 135,5 мм. В противном случае — замените их на новые. Перед установкой рекомендуется смазывать их соответствующей смазкой или моторным маслом(подойдет отработка).
Поверхности нужно тщательно очистить от старой прокладки, прилипших ее частей. Соприкосновение головки и блока цилиндров должно быть ровным, без дефектов, иначе следует отшлифовать ГБЦ на станке. Проверьте все отверстия, в них не должно быть масла или охлаждающей жидкости.
Устанавливаемая новая прокладка должна быть сухой и чистой
При установке обратите внимание на масляное отверстие, которое должно располагаться между 3 и 4 цилиндрами.
В устанавливаемой ГБЦ клапаны первого цилиндра должны находится в закрытом положении.
Болты следует затягивать динамометрическим ключом строго в указанной на фото последовательности по следующей схеме: Первый проход — 20 Нм момент, второй — 70-85 Нм, третий — доворачивают на 90°, четвертый — еще на 90º. Затем сборка происходит в обратной последовательности
Распредвалы и коленчатый вал при этом следует зафиксировать в неподвижном состоянии, до тех пор, пока не будет установлен ремень ГРМ. Шкив распредвала устанавливается выступающей частью ступицы к двигателю.
В завершение необходимо отрегулировать натяжение ремня ГРМ и зазоры в клапанах.
Предлагаем Вам посмотреть видео про съем ГБЦ.
Устройство ГБЦ в автомобиле Шевроле Нива
Свою родословную двигатель Chevrolet Niva ведет от двигателя ВАЗ 21213 объемом 1,7 л. Он имеет такой же диаметр цилиндров – 82 мм и ход поршня 80 мм. Отличия заключаются в конструкции ГБЦ (головки блока цилиндров). Появились гидрокомпенсаторы и однорядная цепь с гидронатяжителем. Сама ГБЦ отлита из алюминиевого сплава и предназначена для крепления газораспределительного механизма, клапанов, свечей и формировании оптимальной камеры сгорания в цилиндрах. Такая головка получила индекс 21214, она выпускается с 2003 года.
Прокладка между головкой и блоком двигателя выполняет следующие функции:
- уплотнение каналов охлаждения двигателя;
- герметизация масляного канала подачи в головку блока;
- создание в камерах сгорания оптимального давления газов и препятствие их выходу в блок.
Чтобы обеспечить надежность соединения, прокладка ГБЦ выполняется композитной с металлической основой или цельнометаллчиеской. Привалочные плоскости должны быть ровными, без царапин и раковин, допускается кривизна поверхности не более 0,1 мм.
Как проверить пробита ли прокладка ГБЦ
Двигатель автомобиля имеет две важные детали: блок цилиндров и головку блока цилиндров (ГБЦ). А уплотняется их соединение друг с другом прокладкой ГБЦ. Ее основной задачей является герметизация камер сгорания и каналов, по которым циркулирует антифриз. Когда пробита прокладка ГБЦ, в моторе появляются неполадки, о которых мы расскажем в этой статье.Прокладки ГБЦ, как правило, изготавливаются из тонкого листового металла или из армированного паронита с металлической окантовкой отверстий под камеры сгорания. Между некоторыми отверстиями в прокладке достаточно тонкие стенки, поэтому малейшая ошибка при установке или замене приведет к их быстрому прогоранию.
Вторым важным моментом для продления жизни прокладки будет соблюдение определенного порядка закручивания болтов крепления ГБЦ. Для этого производители моторов, а также изготовители прокладок прилагают схему заворачивания крепежных деталей с указанием момента затяжки.
Симптомы и признаки пробитой прокладки ГБЦ
Когда пробита прокладка ГБЦ, признаки этой неисправности проявляются по-разному, но основные симптомы выглядят следующим образом:
Повышение температуры двигателя происходит из-за пробоя окантовки камеры сгорания. Горящие газы попадают в систему охлаждения и быстро нагревают антифриз. При попадании выхлопных газов в систему охлаждения в расширительном бачке наблюдается бурное газообразование.
Смешивание моторного масла с антифризом, попадание топлива в охлаждающую жидкость также становятся следствиям повреждения прокладки ГБЦ. Появление маслянистых пятен в расширительном бачке системы охлаждения должно насторожить. Без промывки системы охлаждения в этом случае уже не обойтись.
Сложно бывает сразу выявить неполадку в моторе, когда происходят перебои в работе цилиндров. Если прогорела прокладка ГБЦ между камерами сгорания, то происходит перемешивание топливной смеси в одном цилиндре с выхлопными газами другого цилиндра. При этом проблемы возникают при запуске двигателя, а после разогрева мотор начинает устойчиво работать.
Иногда происходит разрыв внешней оболочки прокладки ГБЦ. Тогда на поверхности двигателя в районе стыка блока цилиндров и головки можно наблюдать маслянистые потеки.
Часто пробой прокладки ГБЦ можно определить по внешнему виду выхлопных газов. Белый дым из глушителя свидетельствует о том, что в камеру сгорания попадает влага или антифриз. Это происходит тогда, когда появляется разрыв в прокладке между каналом рубашки охлаждения и камерой сгорания.
Напоминаем, что самый простой способ проверить прокладку головки блока цилиндров продемонстрирован на видео в конце статьи.
Что делать, если пробило прокладку ГБЦ
Если по результатам проверки прокладка головки блока цилиндров оказалась пробитой, то у вас не остается никаких вариантов, кроме её замены на новую.
Прокладка ГБЦ не является слишком дорогой деталью. В зависимости от модели авто, материала и фирмы-производителя её цена колеблется в пределах 300-3000 руб. Но это лишь верхняя часть «айсберга».
При замене прокладки ГБЦ придется менять и болты крепления. Когда болт выкручивается, его параметры уже не соответствуют необходимым требованиям, и при повторном заворачивании с нужным усилием велика вероятность разрыва тела болта
Стоимость новых болтов колеблется в районе 350-1000 руб.
Перед установкой новой прокладки ГБЦ важно проверить поверхность сопрягаемых плоскостей на блоке цилиндров и головке блока. Если требуется дополнительная шлифовка, тогда приобретать прокладку необходимо с учетом толщины снятого слоя металла
Шлифовка ГБЦ обойдется в пределах 450-900 руб.
Снять головку блока цилиндров в некоторых двигателях достаточно сложно. Требуется отсоединить много деталей и узлов, слить технические жидкости. Поэтому выполнение этой ответственной работы лучше доверить квалифицированным специалистам. Замена прокладки на автосервисе оценивается в сумму 1200-4000 руб.
После выполнения замены прокладки ГБЦ автомобилист должен некоторое время следить за поведением мотора. Если двигатель работает устойчиво, выхлопные газы прозрачны, а температура не превышает норму, то прокладка хорошо справляется с возложенной на нее задачей и проблема решена успешно.
Руководство по ремонту
Любое руководство по ремонту данного узла подразумевает его демонтаж и установку. Если вы не знаете, как снять ГБЦ, то может более подробно почитать об этом . Обо всех остальных способах ремонта вы можете узнать ниже.
Замена клапанов ГБЦ
Процедура рассухаривания и замены клапанов по статистике чаще всего проводится на старых отечественных авто и иномарках. Но она является актуально и для более новых машин как российского, так и зарубежного производства. Для этого вы должны знать, как минимум, как происходит снятие и установка головки блока цилиндров. Чтобы заняться рассухариванием, следует купить специальный прибор, который так и называется — рассухариватель. Он может иметь разную конструкцию для определенной модели машины.
Если рассухаривателя у вас нет, то можно воспользоваться обычной металлической трубкой. Диаметр трубы должен составлять около 2 см. Под клапан следует подставить опору в камере сгорания. Головку БЦ поставьте на пол. Затем подставьте трубку на верхнюю часть клапана, ударьте по ней молотком. Ударив несколько раз, так называемые сухари рассыпятся и освободят пружинку. Пружинки демонтируются, после чего вынимаются сами клапаны. Их замена и установка происходит в обратной последовательности.
Замена втулок
Замена втулок осуществляется в том случае, когда эти элементы отработали свой ресурс эксплуатации. Для демонтажа следует использовать специальную оправку. Втулки без проблем демонтируются, мы рекомендуем покупать новые втулки диаметром на 0.05 см больше родных.
Для установки новых втулок вам потребуется:
- оправка для установки;
- смазка (можно использовать обычное моторное масло);
- молоток.
ГБЦ устанавливается на подставку, а втулки смазываются смазкой. ГБЦ желательно нагреть до 100 градусов, для этого можно использовать электрическую плитку. Чтобы втулки еще легче вошли, можно поместить их на тридцать минут в морозильную камеру (до того, как смазать маслом). Когда все втулке заменены, нужно подождать какое-то время, пока головка остынет. Необходимо, чтобы клапаны не болтались, но и не заедали, в противном случае ремонт ГБЦ будет бесполезным.
Притирка клапанов
Если вы уже знаете, как осуществляется снятие и установка головки блока цилиндров, то завершающим этапом ремонта будет притирка клапанов и проверка герметичности прокладки. После замены данных элементов их притирка делается с той целью, чтобы эти элементы наиболее плотно прилегали к седлам.
Вам необходимо будет приобрести притирочную пасту, затем этим веществом нужно обработать клапан со всех сторон. После этого клапан устанавливается в головку.
Затем клапан необходимо будет вращать, для этого можно воспользоваться одним из наиболее актуальных методов.
- Первый метод — дедовский. Можно использовать кусочек шланга, который должен подходить под диаметр клапана. Шланг зажимается между ладонями и вращается сначала в одну, потом в другую сторону, поочередно. Такой метод является не особо удобным, ведь он был актуален не менее 30 лет назад.
- Современный метод. Чтобы облегчить этот процесс, можно использовать специальное приспособление для притирки элемента, продается в любом автомобильном магазине. Таким образом притереть клапан будет гораздо легче.
Чтобы понять, что клапан достаточно притерся, необходимо оценить визуально поверхность места установки и торцевой части клапана. Она должна быть матовой и непрерывной.
Что касается герметичности ГБЦ, то после замены прокладки этому моменту также следует уделить внимание. Герметичность проверяется путем залива керосина или топлива во впускной и выпускной коллекторы
Если все сделано качественно, то в течении 5-7 минут из под клапанов ГБЦ не будет вытекать жидкость, это является показателем.
Замена направляющих клапана
Критическая выработка направляющих втулок наступает при пробеге 150-200 тысяч км. Ремонт ГБЦ по замене втулок можно сделать и своими руками. Для их замены вам предстоит рассухарить все клапаны. Затем с помощью оправки для выбивания втулок следует удалить их из корпуса головки.
Немного сложнее будет установить новые втулки на место. Для правильной и лёгкой установки следует использовать температурный дисбаланс — головку блока нагреть (это расширяет металл, а значит, и посадочное место втулки), а новые втулки охладить до отрицательной температуры. Корпус головки в нужном месте следует нагревать до 100 градусов.
Сделать это можно с помощью электроплитки, разместив на ней ГБЦ так, чтобы место проведения работ находилось в зоне максимального прогрева. Смазав машинным маслом новые втулки (охлаждённые в морозильной камере обычного холодильника), вбиваем их в посадочные гнёзда. При соблюдении рекомендаций по температурной подготовке, описанных выше, втулки войдут легко, как «по маслу».
После остывания металла втулки необходимо развернуть до диаметра, позволяющего клапану ходить без заеданий и перекосов. При этом работу надо выполнить так, чтобы шток клапана не болтался. Для выполнения этой процедуры необходим специальный инструмент — развёртка. Особенность заключается в том, что работать им необходимо только с одной стороны, проворачивая развёртку до конца. Большой ошибкой является расточка направляющей втулки с двух сторон — всё закончится тем, что вам заново предстоит менять втулку.
Запомните, что ремонт ГБЦ — это сложный процесс, малейшая неточность которого может закончиться потраченными нервами и средствами. Как правило, оплошность даёт о себе знать уже после сборки и запуска двигателя. Не всегда это происходит сразу, но обязательно в первую тысячу пробега.
Основные рекомендации
Прежде всего следует отметить, что такая процедура может проводиться после ремонта силового агрегата или с целью проверки величины момента затяжки болтов в процессе эксплуатации мотора. Если ГБЦ была демонтирована, следует внимательно осмотреть болты, а также отверстия в блоке цилиндров для их установки. Винты не должны иметь удлинения или деформации резьбовой части. Отверстия в блоке под болты очищают от остатков моторного масла, жидкости, других посторонних частиц. Если этого не сделать, можно повредить цилиндровый блок, при этом ГБЦ затянуть с требуемым усилием не получится.
Это интересно: Причины стука клапанов на холодном двигателе и как их устранить
Работу следует начинать только после ознакомления с рекомендациями изготовителей автомобиля по эксплуатации и ремонту. Там водитель найдет все необходимые сведения для выполнения работы, в том числе усилия и очередность затягивания болтов.
Еще одной особенностью использования таких болтов является установка их под определенным углом. Для этого потребуется специальный ключ с индикатором, который покажет градус наклона.
Пользователь Игорь Иванов показывает на видео установку и затяжку ГБЦ.
Момент затяжки болтов (усилие)
Момент затяжки болтов для каждого автомобиля разный (в виду конструктивных особенностей). Для конкретного автомобиля есть своя таблица моментов затяжки креплений. В следующем разделе рассмотрим усилия крепежа ГБЦ на примере «вазовской» головки.
Таблица: моменты затяжки соединений в зависимости от диаметра резьбы
Номинальный диаметр резьбы | Размер «под ключ» головки, болта (гайки), мм | Шаг резьбы, мм | Классы прочности по ГОСТ 1759–70 | ||||
Болт | |||||||
5.8 | 6.8 | 8.8 | 10.9 | 12.9 | |||
Гайка | |||||||
6 | 10 | 1 | 0,5 | 0,8 | 1,0 | 1,25 | 1,6 |
8 | 12 — 14 | 1,25 | 1,6 | 1,8 | 2,5 | 3,6 | 4,0 |
10 | 14 — 17 | 1,25 | 3,2 | 3,6 | 5,6 | 7,0 | 9,0 |
12 | 17 — 19 | 1,25 | 5,6 | 6,2 | 10,0 | 12,5 | 16,0 |
14 | 19 — 22 | 1.5 | 8,0 | 10,0 | 16,0 | 20,0 | 25,0 |
16 | 22 — 24 | 1,5 | 11,0 | 14,0 | 22,0 | 32,0 | 36,0 |
18 | 24 — 27 | 1,5 | 16,0 | 20,0 | 32,0 | 44,0 | 50,0 |
20 | 27 — 30 | 1,5 | 22,0 | 28,0 | 50,0 | 62,0 | 70,0 |
22 | 30 — 32 | 1,5 | 28,0 | 36,0 | 62,0 | 80,0 | 90,0 |
24 | 32 — 36 | 1,5 | 36,0 | 44,0 | 80,0 | 100,0 | — |
Правильный порядок затяжки
Существует определенный порядок затяжки болтов, почти на всех автомобилях он одинаковый – от центра головки к ее краям, крест на крест. Так, например, первыми затягиваются два центральных болта правого и левого рядов, затем два болта, находящиеся слева от центральных, затем два справа от центральных, потом два болта находящиеся слева в обоих рядах и завершают порядок болты находящиеся справа в обоих рядах.
Важно помнить, что крепеж всегда выполняется в три — четыре подхода:
- Первый подход – усилие 3-4 кгс.
- Второй подход – усилие 7 кгс.
- Третий подход – усилие 9 кгс.
- Последний подход – усилие 11,5 – 12 кгс.
Некоторые нюансы
Момент затяжки – один из основных факторов нормальной посадки головки блока. Но на этот критерий влияет не только прилагаемое усилие, а и сами крепежи:
- Общее состояние болтов – новые или б/у;
- Наличие смазки на резьбовой части;
- Состояние резьбы.
Тип силовой установки (бензиновый, дизельный), а также количество клапанов на технологию затягивания ГБЦ не влияет. Но это не значит, что усилие и порядок затяжки для всех моторов идентичен и перед посадкой головки обязательно следует изучить условия выполнения операции и все ее особенности.
Ошибки при монтаже головки
Если не использовать динамометрический ключ при монтаже головки блока цилиндров, то можно ошибиться с усилием, что приведет к неравномерному моменту. В таких случаях будет чрезмерное или недостаточное усилие, которое повлечет за собой либо деформацию поверхности головки, либо допуск прорыва газов, масла или охлаждающей жидкости. В обоих случаях это чревато тяжелыми последствиями для двигателя.
При соблюдении правил затягивания крепежных болтов, а также нужного момента, всегда можно рассчитывать на надежную и долговечную работу установленных деталей. Механизм газораспределения в двигателе играет основную роль, поэтому пренебрегать правилами монтажа составляющих элементов не стоит.
Затяжка головки блока цилиндров на дизеле и бензиновом моторе
Устройство ГБЦ независимо от типа двигателя — схоже. Внутри находится газораспределительный механизм, а сам корпус является составляющей камеры сгорания и имеет специальные каналы, предназначенные для циркуляции масла и антифриза. Благодаря должному прилеганию ГБЦ, соблюдается герметичность всех систем, и мотор работает с максимальным КПД. Головка блока состоит из сплава алюминия с другими металами, а болты, которые используются для затяжки, – из стали. Повышенная температура заставляет металлы расширяться, но с разной степенью интенсивности, поэтому в случае ошибок при установке возникающее напряжение корпуса способствует появлению трещин.
Подготовка к шлифовке
Для самостоятельной шлифовки нам понадобятся в первую очередь набор щупов, лекальная металлическая линейка, с её помощью будем определять насколько сильно изогнута ГБЦ и степень её неровности. Это скорей метод на глаз, так как только визуально можно понять, где и сколько стоит шлифовать.
Помимо такой неровности могут быть еще трещины и подобные дефекты. Это говорит о том, что двигатель хорошо перегревался и детонировал. Чтоб определить такие трещины стоит покрасить ГБЦ медленно сохнущей краской и через несколько минут стереть. Там где краска останется и будет трещина. Краску желательно использовать ярких цветов. К сожалению, увидеть можно будет только большие трещины, а вот микротрещины только с помощью специальных приборов.
Процесс и схема затяжки (на 16 клапанном авто)
16 клапанный двигатель автомобиля ВАЗ 2112
Но пока вы еще не начали процедуру затяжки штифтов головки блока цилиндров, нужно подчеркнуть, что у каждого мотора свой собственный момент и схема затяжки. Как вы могли догадаться, для каждого транспортного средства этот момент будет разным. Кроме того, на показатель момента напрямую влияют несколько факторов, и если вы приняли решение самостоятельно заняться этим процессом, то вам полезно будет узнать о них:
- На момент затяжки головки влияет смазывание отверстий для штифтов, а также их состояние, ну и, разумеется, качество непосредственно болтов. Чтобы момент был установлен правильно, и штифты, и отверстия для них должны быть смазаны, а для этого подойдет обычное моторное масло.
- Если резьба отверстия или сам штифт деформированы, то от процедуры натяжения лучше воздержаться. Так или иначе, но со временем это приведет негативным последствиям.
Необходимые инструменты
И, хотя данная процедура требует определенного подхода, ее подготовка много времени не займет. Суть в том, что непосредственно для затяжки штифтов головки большой набор инструментария не требуется. Единственное, что понадобится — это немного моторной жидкости и специальный динамометрический ключ.
Динамометрический ключ для выполнения работ на 16-клапанном двигателе
Если такого ключа у вас нет, то его нужно купить заранее или одолжить в автосервисе. Нужен именно такой инструмент, поскольку он позволяет определить именно момент натяжки. В настоящее время более бюджетный вариант данного инструмента стоит около 200-250 гривен (600-800 рублей).
Нужна ли протяжка головки блока цилиндров?
На новых авто протяжка головки блока цилиндров в целях профилактики не обязательна.
Раньше производители обязывали делать эту работу уже при первом ТО, но в новых машинах такая необходимость отпала.
Если же вы – хозяин старого ВАЗа, Москвича или УАЗа, то делать такую работу придется намного чаще.
Необходимость протяжки может возникнуть в нескольких случаях:
При появлении течи масла в месте, где соединяется блок цилиндров и головка. Подобная неисправность может свидетельствовать о послаблении одного или нескольких болтов или же неисправности самой прокладки;
после ремонта. Бывают ситуации, когда ошибки в протяжке допускают «специалисты» на СТО. В этом случае приходится все переделывать;
периодическая проверка. Через 1-2 тысячи километров после ремонта головки блока цилиндров желательно открутить крышку и проверить момент затяжки. Бывают случаи, когда в процессе эксплуатации болты ослабляются.
Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2110 (8 клапанов). Фото, инструкция как поменять прокладку ГБЦ ВАЗ 2110 (8 клапанов)
Прокладка ГБЦ представляет собой перфорированный лист из железа и асбеста или алюминиевого паронита с окантовкой по бокам и отверстиями под камеры цилиндров и соединительные болты. Главной задачей прокладки ГБЦ является уплотнение соединения плоскостей блока цилиндров. Вдобавок, прокладка поддерживает нужное внутреннее масляное давления в системе двигателя, а также не позволяет смешиваться охлаждающей жидкости и моторному маслу.
Данный фотоотчёт показывает как происходит замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2110 (инжектор). На автомобиле с карбюраторным мотором принцип тот же, только вместо инжектора надо демонтировать карбюратор.
Не существует конкретных гарантийных сроков использования прокладки ГБЦ. На её долговечность влияют такие факторы как: степень эксплуатации двигателя, его модель, стиль вождения авто и другие причины. Однако имеются несколько симптомов, по которым можно определить, что прокладка вышла из строя:
- на стыке соединения блока и головки выступают потёки моторного масла или охлаждающей жидкости;
- с помощью масляного щупа обнаруживаются инородные светлые примеси или пенообразная эмульсия, которая возникает когда через соединение с ГБЦ проникает антифриз;
- меняется цвет выхлопа на синевато-белый, что свидетельствует о попадании воды в камеру сгорания блока цилиндров;
- наличие масляных пятен в бачке охлаждающей жидкости;
- повышается температура двигателя, по причине прорыва раскалённых газов в систему охлаждения, которые в момент нагревают охлаждающую жидкость.
Советы по замене прокладки ГБЦ
Снятие и установка прокладки ГБЦ осуществляется при выставленном в ВМТ коленвале. Также необходимо проследить, чтобы оба клапана 1-го цилиндра были закрыты.
После выкручивания болтов крепления из блока цилиндров их рекомендуется заменить новыми, так как при многократном использовании болты вытягиваются, происходит «усталость металла» и болт, под действием сил натяжения, разрывается. Осуществлять замену болтов нужно, если их длина превысила 135,5 мм.
Нужно помнить, что менять прокладку ГБЦ нужно после каждого снятия головки двигателя, даже если это и не обусловлено её негодностью.
Затяжку болтов необходимо выполнять в два этапа с последовательностью, указанной на фото 16. Первый этап затяжки делается с моментом 20 Н•м (2 кгс•м), второй с моментом 69,4–85,7 Н•м (7,1–8,7 кгс•м), второй и третий — это окончательная доводка болтов на 90°.
Процедура замены прокладки ГБЦ ВАЗ 2110 на 16-клапанном двигателе в целом схожа на то, как поменять прокладка на 8-клапанном моторе, но имеет несколько нюансов:
- Обязательно происходит демонтаж ресивера.
- При снятии шкивов ремня ГРМ метка выставляется на двух шкивах и снимается два шкива.
- Снимается топливная рампа.
- Порядок и моменты затяжек осуществляются согласно требованиям для 16-клапанного движка.
Что понадобится для замены прокладки ГБЦ ВАЗ 2110 (8 клапанов)
Работы по замене прокладки ГБЦ удобнее проводить на смотровой яме, заблаговременно подготовив необходимый инструмент.
- трещотка с торцевыми головками «на 10»; «на 13», «на 17», «на 19»;
- ключ с насадкой «Torx»;
- отвёртка;
- динамометрический ключ;
- ключ для выкручивания свечей.
- комплект прокладок TRIALLI имеет артикул GZ1017022, его цена – 500 рублей;
- прокладка ГБЦ VICTOR REINZ имеет артикул 613666000, ее цена — 280 рублей;
- оригинальная прокладки ГБЦ ВАЗ (ВАТИ) имеет артикул 21083100302020, ее цена – 140 рублей.
Цена прокладок актуальна на лето 2017-го года для Москвы и области.
Самостоятельный ремонт ГБЦ
Каждый отечественный автолюбитель обладает стандартными авто слесарными навыками и способен провести своими руками ремонт ГБЦ, для этого необходимо внимательно изучить нижеописанные этапы работы, которые условно разделяются на: подготовительный, демонтажный, ремонтный и монтажный.
Подготовительный этап
Начинают с загона автомобиля в помещение со смотровой ямой, отключения питания бортовой электросети (снятие клемм с АКБ), откручивание защиты картера двигателя и слива из него масла и охлаждающей жидкости, что делается в заранее подготовленные емкости через специальные технические пробки в картере. Данные работы стоит проводить исключительно на остывшем моторе, это позволит не получить ожог рук от нагретых (обычно до 60-80ºС) жидкостей.
Демонтаж
Начинается со снятия всего навесного оборудования ГБЦ (впускной и выпускной коллектора, патрубки радиатора охлаждения, воздуховод воздушного фильтра, высоковольтных проводов и свечей зажигания), защитный кожух ремня ГРМ, в результате чего открывается доступ до крепежа клапанной крышки. Откручиваем натяжной ролик ремней генератора и системы ГРМ, снимаем их, далее приступаем к демонтажу крепления крышки клапанов, выкручиваем их, получая свободный доступ к болтам ГБЦ. Выкручиваем их, после чего головку блока цилиндров можно снимать с картера движка.
Ремонт
Разбирается снятая с мотора и поставленная на верстак ГБЦ. Откручивается крепеж распредвалов и они аккуратно вынимаются, далее достаются из посадочных мест гидрокомпенсаторы и с помощью винтового рассухаривателя, демонтируются стопорные кольца клапанов (сухарики), после чего они вытаскиваются со своих рабочих мест. Проведя разборку головки блока цилиндров, тщательно очищаем ее от технических загрязнений. Каждый новый клапан необходимо притереть к своим рабочим поверхностям, делается это с помощью дрели и специальной шлифовочной пасты.
Закончив со шлифовкой, рабочая поверхность тщательно протирается ветощью. На ГБЦ устанавливаются все новые детали. Обратно собирается механизм ГРМ (клапанные толкатели, гидрокомпенсаторы, распредвалы и их передние сальники) и головка блока цилиндров готова к монтажу на двигатель.
Монтаж
Начинают с отчистки поверхности картера мотора от остатков прокладки и следов утечек технических жидкостей, далее устанавливается новая прокладка ГБЦ на посадочное место и аккуратно надевается на специальные направляющие собранная головка, после чего по специальной схеме ее крепежные болты затягиваются динамометрическим ключом до требуемых усилий.
Следующим шагом монтируются ремни ГРМ и генератора, прикручивается на свои места все навесное оборудование, в мотор заливается новое масло и антифриз, двигатель запускается и внимательно контролируется на отсутствие протечек жидкостей и посторонних шумов. Также смотрите видео замены клапанов на ВАЗ 2112 (16-клапанник):