Почему чернеет выхлопная труба глушителя?
Содержание:
- Почему чернеет выхлопная труба глушителя?
- Как действовать, если прогорел глушитель: общие рекомендации
- Как образуется черный дым
- Почему дымит дизельный двигатель черным дымом
- Почему возникает сажа
- Способ второй: ручная чистка
- Густой белый пар не прекращается и усиливается с ростом оборотов
- Как обнаружить сажу в глушителе
- Черный дым из выхлопной дизель
- Двигатель дымит синим дымом
Почему чернеет выхлопная труба глушителя?
Основных причин черной выхлопной трубы глушителя автомобиля всего две: в глушитель выбрасывается и там догорает, создавая черный нагар — либо не сгоревшее топливо (слишком богатая топливная смесь), либо моторное масло. Часто встречается сочетание, в разных пропорциях, этих двух причин.
Теперь более подробно о причинах черной трубы глушителя связанных с переобогащением топливной смеси
Неисправен карбюратор или топливная система двигателя автомобиля
— Засорены или не соответствуют номиналу топливные или (и) воздушные жиклеры ГДС карбюратора
— Засорен воздушный фильтр двигателя
— Слишком высокий уровень топлива в поплавковой камере карбюратора
— Потерял герметичность запорный игольчатый клапан в поплавковой камере карбюратора
— Неправильно отрегулированы обороты холостого хода двигателя
Неисправен бензонасос
— Слишком большое выступание толкателя вследствие чего бензонасос «перекачивает» (создает избыточное давление в системе на входе в карбюратор)
Также причинами поступления богатой топливной смеси могут быть неисправности системы зажигания
— Слишком раннее зажигание
— Слишком маленький зазор между контактами прерывателя (для контактной системы зажигания)
— Неисправны элементы системы зажигания: свечи, бронепровода, катушка, трамблер с датчиками вакуумного и центробежного опережения зажигания, крышка трамблера, «бегунок» и пр.
— «Пробой» на массу элементов системы зажигания приводит к нарушению искрообразования и соответственно неполному сгоранию топливной смеси.
Или неисправность самого двигателя
— Изношена поршневая группа
— Зазоры в клапанах не соответствую норме
— Сбиты фазы газораспределения (цепь или ремень привода ГРМ не установлены по меткам)
Причины попадания масла в глушитель
— Изношены или залегли поршневые кольца (либо ЦПГ вцелом)
Моторное масло не снимается со стенок цилиндра и оно не сгорев в смесительных камерах выбрасывается и догорает в выпускной системе, создавая черную копоть. При этом свечи зажигания будут в масле.
— Изношены маслосъмные колпачки
Происходит ситуация аналогичная, описанной выше.
— Засорена система вентиляции картера двигателя
См. «Прочистка системы вентиляции картера двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Эксплуатируя автомобиль, некоторое время, хотя бы с одной из перечисленных неисправностей мы получаем черную выхлопную трубу глушителя. В системе выпуска отработанных газов исправного двигателя с исправными системами выхлопная труба чистая, либо с минимальным черным налетом, что не является неисправностью для карбюраторного двигателя с пробегом.
Примечания и дополнения
— Сопутствующими признаками черной выхлопной трубы являются: «выстрелы» или хлопки в глушитель, черный или синий (сизый) дым из глушителя, «троение» двигателя, его затрудненный запуск, повышенный, топливный и масляный аппетит, свечи зажигания с черным или (и) масляным налетом на электродах, течи моторного масла под уплотнения и попадание в воздушный фильтр и пр.
— В ряде случаем к переобогащению топливной смеси и почернению выхлопной трубы глушителя приводит слишком маленький угол опережения зажигания (позднее зажигание).
Еще статьи по неисправностям карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ
— Обороты холостого хода карбюраторного двигателя не поддаются регулировке
— Калильное зажигание (признаки, причины)
— Признаки и причины провала в работе карбюраторного двигателя автомобиля
twokarburators.ru
Как действовать, если прогорел глушитель: общие рекомендации
Как отмечалось выше, главным свидетельством прогорания глушителя является появление громкого шума.
Для поиска места повреждения достаточно заглянуть под днище автомобиля и найти место разлома.
Чаще всего проблемы возникают на местах изгиба выхлопной трубы, где металлу приходится выдерживать наибольшее напряжение.
На начальном этапе повреждение может иметь небольшие размеры, но со временем появляются следы коррозии. В итоге небольшое отверстие может превратиться в крупную дыру.
Вне зависимости от выбранного варианта ремонта прогоревший глушитель желательно зачистить с помощью специальной щетки с металлическим ворсом, после чего обработать участок шкуркой для шлифовки и промыть с помощью растворителя. При наличии такой возможности узел можно не демонтировать.
Если прогорел глушитель, напрашиваются следующие варианты ремонта:
- Классическая сварка. Преимущество этого способа заключается в надежности ремонта. Проблема в том, что заварить изделие одним швом не выйдет — желательно изготовить специальную латку.
- Холодная сварка. Здесь для ремонта применяется специальный 2-х композитный материал, который сначала смешивается, а после наносится на место прогорания глушителя. Далее смесь застывает и обеспечивает герметичность участка.
- Изолирующий материал. Если неисправность застала врасплох в дороге, можно использовать изолирующий материал (продается в автомобильных магазинах). При наличии доступа к гаражу, необходимый материал можно найти самостоятельно.
Как образуется черный дым
В большинстве случаев выбросы черных клубов – следствие сгорания в неполном объеме топливной смеси внутри цилиндров. Черный оттенок возникает из-за летучих частиц, покрытых сажей и перемещающихся по выхлопным трубам одновременно с отработанными выбросами. Одновременно происходит загрязнение всей системы и нарушение работоспособности силовой установки.
Для большинства же дизельных машин наличие небольшого количества черного дыма на старте не всегда является поводом для беспокойства автовладельца. В случае с бензиновыми моторами необходимо в первую очередь не посещать АЗС с некачественным топливом и пройти диагностику.
Почему дымит дизельный двигатель черным дымом
Если дизельный двигатель дымит черным дымом, есть разные причины. Чаще это технические нюансы, связанные с недостаточным давлением подачи солярки или засорения топливопровода. Самая простая причина черного выхлопа — некачественное топливо, это предположение нужно проверить первым.
Неполное сгорание топлива приведет к образованию густого черного дыма. Основной причиной этого является некачественное топливо. Оно обычно продается на маленьких заправках, которые закупают солярку у сомнительных поставщиков.
Проверить это предположение легко, достаточно поменять топливо, заправившись на другой АЗС. Если выхлоп стал нормальным после нескольких запусков — причина черного дыма связана с топливом.
В случае, когда смена топлива не принесла результатов, обследуется техническая часть. Это не только нарушения работы двигателя, но и всей системы подачи топлива, засор форсунок и ТНВД. Если не учесть первый «звоночек» в виде черного дыма из выхлопной трубы, последствия ухудшатся.
Неисправен турбокомпрессор
Из-за особенностей дизельных двигателей, в которых температура выхлопных газов ниже, чем в бензиновых ДВС, турбонаддув в них встречается чаще. Преимущественно это недорогие конструкции, которые могут сломаться. Если это произошло — деталь не будет давать нужного наддува для сгорания воздушно-топливной смеси и выхлоп станет черным.
Часто неисправности этой детали сопровождаются увеличенным расходом масла и падением мощности мотора. Основной причиной являются:
- засора воздуховодного канала;
- протечки впускного тракта или выпускного коллектора.
Турбина в разрезе Определить утечку воздуха из единой системы можно по громкому свисту, который издается турбиной при включенном двигателе. Если он присутствует, значит проблема заключается в слабом обогащении топлива. Оно сгорает не до конца и проявляется в виде большого количества сажи. При отсутствии посторонних звуков, проверяются воздуховоды, там может скопиться сажа, образовав пробку.
Проблемы с ТНВД
Топливный насос высокого давления- это технически сложная деталь автомобиля, которая может выходить из строя. Проверяется правильность угла впрыска, нарушение которого приводит к поджогу топлива с задержкой. Вследствие этого давление внутри цилиндров растет и в системе появляется много сажи.
Она забивает сажевый фильтр, он не может продолжать очистку и посторонние частицы попадают в масло. Каналы, проводящие масло, забиваются, жидкость не может эффективно отводить тепло двигателя, мотор перегревается. Последствий такой неисправности несколько:
- на поршневых кольцах образуется налет (специалисты называют это закоксовкой), мешающий их слаженному движению при нагрузке;
- прогорают клапаны и поршни, по причине недостаточного поступления масляной смазки и повышенного износа;
- в масло попадает солярка, что снижает его вязкость и ведет к недостаточному смазыванию узлов.
В ТНВД могут сломаться плунжерные пары, что сопровождается густым черным дымом, неравномерными холостыми оборотами во время прогревания двигателя. Нужно показать машину специалистам, которые смогут проверить угол впрыска специальным оборудованием и при необходимости отрегулировать его.
Низкая компрессия
Основной причиной нарушений в процессе воспламенения топлива и его сгорания, является низкая компрессия в цилиндрах
Именно она приводит к дымлению, ведь давление в конце такта сжатия для дизельных моторов имеет особую важность. Температура сжимаемого воздуха при поступлении топлива влияет на продуктивность, с которой топливно-воздушная смесь сгорает. Низкая компрессия не позволяет добиться температуры в цилиндре, при которой дизель сгорит полностью
В особенности эта проблема проявляется в период низких температур, дизельный двигатель может не заводиться
Низкая компрессия не позволяет добиться температуры в цилиндре, при которой дизель сгорит полностью. В особенности эта проблема проявляется в период низких температур, дизельный двигатель может не заводиться.
Забился воздушный фильтр
Самая простая неполадка, которая может повлечь высокую дымность- засорение воздушного фильтра. Этот расходник отлавливает из поступающего в цилиндра воздуха твердые частицы, предупреждая их накопление и проникновение в систему. Если фильтр чрезмерно засорен, воздух не поступает в нужном объеме, падает мощность и увеличивается расход дизеля.
Неполадки с воздушным фильтром можно определить через бортовой компьютер, в перечне считанных ошибок должны быть коды P0171 или же P0172. Данную проблему можно решить простой заменой воздушного фильтра, это должно делаться ежегодно, либо при прохождении максимум 20 тысяч километров.
Почему возникает сажа
Основная причина — неполное сжигание топлива в двигателе. Вернее, двигатель работает на более обогащённой топливной смеси, вследствие чего не происходит её полное сгорание. Часть бензина прогорает за пределами двигателя и сажа не отводится естественным образом, а остаётся в выхлопной системе.
Обогащённая смесь может образоваться по нескольким причинам:
Из-за некачественного топлива. Разбавленный бензин не обладает нужной детонацией. Для полноценной работы двигателя требуется большее количество топлива. Датчики, поддерживающие нужные параметры мощности, считают, что нужно обогатить смесь. В результате получается больший объём топлива, часть которого выводится с выхлопом.
Вследствие неисправности одного или нескольких датчиков. Чаще всего поломка случается в лямбда-зонде, который отвечает за подачу топлива в двигатель.
Из-за неправильной или некорректной работы свечей зажигания. В этом случае топливо просто не прогорает из плохой искры.
По причине грязного воздушного фильтра. Двигатель «задыхается», ему требуется больше мощности, и в систему попадает больше топлива.
Однако не всегда наличие чёрной копоти в трубе говорит о серьёзной неисправности в моторе. Чаще всего такие вещи можно устранить без починки ДВС.
Способ второй: ручная чистка
Данный метод особенно популярен среди владельцев гаражей. Для него требуется наличие открытого пространства и специальный инструмент. Выполнять работы следует по такому алгоритму:
- Разрезать выхлопную трубу вдоль при помощи болгарки.
- Тщательно прочистить ее изнутри вручную (можно использовать чистящие средства и любые подручные инструменты).
- Аккуратно заварить трубу и вернуть на прежнее место.
Нельзя забывать также о том, что после подобной работы деталь необходимо в обязательном порядке скрыть противокоррозийным раствором — заваривание провоцирует образование микротрещин, которые могут служить отличным плацдармом для образования ржавчины. Само собой, этим недорогим, но вполне практичным методом очистки глушителя автомобиля могут пользоваться лишь те автовладельцы, у которых есть гараж и собственный сварочный аппарат.
Густой белый пар не прекращается и усиливается с ростом оборотов
В автомобильной конструкции каналы движения рабочей жидкости (антифриза, тосола) проходят достаточно близко к силовому агрегату. Под воздействием высокой температуры или вибрации границы двух систем разрушаются: появляются серьезные неисправности.
Усталость прокладки между головкой и блоком цилиндров
Уплотнитель – слабое место ГБЦ и вечная забота инженеров. Без съемной головки не обойтись, поэтому разработчики постоянно усиливают прокладки. В «Мерседесах», «Лачетти», «Маздах» деталь делают наборной, состоящей из нескольких металлических листов. При этом прокладку прочно прижимают десятком болтов. Но перепад температур и усталость металла ведут к пробоинам, через которые ОЖ на впуске попадает в камеры сгорания.
Кроме белого дыма из трубы глушителя, явление сопровождается несколькими характерными признаками:
- расширительный контейнер «закипает»;
- антифриз постоянно «исчезает»;
- движок из-за паровых пробок перегревается даже без серьезных нагрузок;
- салонный отопитель не греет должным образом;
- радиатор источает слегка сладковатый запах.
Эндоскопическое исследование или опрессовка цилиндров сжатым воздухом показывают: днища поршней, промытые антифризом, сияют чистотой, что далеко не лучший показатель.
Прогары прокладки
Прорехи в расходнике появляются, если вы сэкономили на нем или нарушили технологию ремонта.
Советы бывалых:
- ответственную деталь берите качественную: не пользуйтесь окантованными в районе камер сгорания мягкими вариантами (армированный паронит) вместо рекомендованных производителем металлических прокладок;
- не используйте деталь вторично, залатав прогары;
- затягивайте запчасть динамометрическим ключом по инструкции к конкретному мотору;
- не надейтесь на момент затяжки и доворачивайте деталь, если того требует изготовитель;
- проверяйте на деформацию и, при необходимости, шлифуйте плоскости головки и блока.
Нештатные прокладки быстро прогорают, выбрасывают из глушителя белый дым.
https://youtube.com/watch?v=lrS2ko3mXag%3F
Прогары поверхностей ГБЦ и блока
Блок цилиндров и головка блока цилиндров – две важные составляющие силовой установки автомобиля. Между ними располагается прокладка, причины пробоин которой уже рассмотрены выше. Осталось понять, почему еще нарушается герметизация узлов, из-за которой охлаждающая жидкость попадает в камеры сгорания, и за автомобилем тянется дымный след.
Все дело в перегреве двигателя, список причин которого не ограничивается одним десятком:
- недостаточно ОЖ;
- неэффективно работает радиатор (например, ослаб ремень вентилятора);
- вышел из строя термостат;
- неправильно выставлен угол зажигания;
- длительная детонация, одна из причин которой – некачественное топливо;
- на полости ГБЦ отложилось много минеральных солей от тосола или воды;
- бесконтрольное самостоятельное использование присадок в моторном масле.
Перечисления можно продолжить, но итог один – мотор перегревается, поверхности блока и ГБЦ прогорают, о чем незамедлительно сигнализирует белый дым из выхлопной трубы на прогретом двигателе.
Коррозия и трещины
Ржавчина на поверхностях блока и головки – неизбежное явление. Но и микротрещины – входные ворота для ОЖ – образуются довольно часто.
Причины появления дефектов:
- плохо промыли и продули блок перед сборкой;
- вибрация;
- воздушная пробка из-за того, что клапан крышки расширительного бачка не держит давление;
- перегрев двигателя с последующей деформацией.
Как обнаружить трещины:
- Установите на корпусе магниты, насыпьте металлическую стружку. Частицы будут двигаться к магниту, забиваясь в трещины.
- Протрите поверхности ацетоном, нанесите особую краску: когда сотрете остатки, трещины явно обозначатся.
Устранить дефекты можно электрической или электродуговой сваркой, эпоксидной пастой, приваркой заплат. Однако в некоторых местах (клапанные гнезда, зеркала цилиндров, плоскости соединения блока и головки) заделывать трещины не получится: модули придется менять.
Как обнаружить сажу в глушителе
Стоит сразу сделать отступление, небольшое количество сажи в глушителе допустимо. Она может образовываться со временем. Такая копоть больше похожа на пыль, и её слой можно легко снять обычно тряпкой в один проход. Однако если у вас на конце трубы виден нарост в виде чёрного кольца или во внутренней её части слой сажи составляет более 1 мм, скорее всего в двигателе есть неисправность.
Обнаружить этот дефект можно при простом визуальном осмотре. Для большей наглядности можно аккуратно провести по внутреннему кольцу трубы деревянной палочкой. Если сажа покрывает всю трубу, значит стоит заехать в профильное СТО для диагностики или починки мотора.
Часто такое явления обнаруживается после заправки топливом на незнакомых АЗС. На ездовых качествах автомобиля это не сильно отражается. Нет изменений в динамике и мощности. Но сажа в трубе появляется, и это плохой признак.
Черный дым из выхлопной дизель
Заметьте что выхлоп даже исправного дизельного двигателя имеет черно-синий оттенок, в отличие от бензина или сжиженного газа. Поэтому нужно различать нормальное количество выхлопных газов и их чрезмерное количество, тем более с учетом того, что газы имеют характерный черный цвет.
Для любого дизеля характерны 4 основные причины по которым из выхлопной трубы идет черный дым:
- недостаток воздуха (как забитый воздушный фильтр так и повреждение впускного патрубка);
- слабая компрессия;
- подтекание форсунок (особенно заметно при резком нажатии на газ или при движении с нагрузкой);
- нарушен угол момента впрыска (ранний угол влечет за собой повышенного сажеобразования).
Далее об этих и других причинах подробнее.
Сажевый фильтр
Черный дым из выхлопной у дизеля будет зависеть от того каким экологическим нормам соответствует двигатель авто. Современные экологические нормы, в частности «Евро-5», предполагает установку сажевого фильтра, задача которого состоит в очистке выхлопных газов от вредных веществ. Соответственно если он вышел из строя будет валить черный дым.
При частично забитом сажевом фильтре из выхлопной трубы идет черный дым при перегазовке или просто при работе в нормальном режиме. Выхода из данной ситуации два — замена сажевого фильтра или его чистка.
Насос высокого давления
В дизельных двигателях за подачу и дозирование топлива отвечает насос высокого давления (ТНВД). Соответственно, при увеличении его интенсивности работы он выдает большее, чем необходимо, количество солярки, из-за чего и возникает перелив, приводящий в том числе к выхлопным газам насыщенного черного цвета.
На дизельных двигателях старого типа (классических) достаточно проверить работу насоса — его производительность, выдаваемое давление. В современных дизельных моторах, в частности, оборудованных системой Common Rail, также имеет смысл проверить работу датчиков, от которых информация поступает на электронный блок управления двигателем. Получение от них некорректной информации может стать причиной в том числе черного дыма из выхлопной трубы при резком нажатии на педаль газа или же просто в нормальном режиме работы двигателя.
Угол опережения зажигания
Речь идет о том, что в обычных (классических) системах дизельных двигателей может быть неправильно выставлен угол зажигания, в том числе и вследствие растяжения цепи. Это может стать причиной появления черного дыма из выхлопной на холодную, на горячую и в других условиях.
Обратите внимание, что в современных дизельных системах Common Rail такой проблемы нет, поскольку угол опережения выставляется автоматически блоком управления двигателя. Если же в такой системе угол сбивается — необходимо проверить работоспособность непосредственно электронного блока управления, а также работу датчиков, влияющих на корректную работу двигателя
Турбированные двигатели
У двигателей, оснащенных турбинами, есть свои нюансы. В частности, причиной появления черного дыма из выхлопной трубы может быть как раз турбина. При нормальных условиях работы давление должно быть выше стандартного атмосферного на 0,8…1 атмосферу. Если измеренное давление выше или ниже указанного, то и тот и другой случай может привести к возникновению черного дыма в выхлопных газах.
Впускной тракт
Достаточно распространенной причиной черного дыма из выхлопной трубы является сниженная пропускная способность впускного тракта. Чаще всего критическим элементом в данном случае является воздушный фильтр. Он может быть забить по банальным причинам — его давно меняли, не в соответствии с действующим регламентом.
Соответственно через него проходит меньше воздуха, чем это необходимо для нормальной работы, тогда как топлива, на прежнем уровне. А значит, необходимо проверить состояние воздушного фильтра и в случае, если он был забит — поменять его на новый.
Система EGR
Достаточно распространенной причиной, почему валит черный дым из выхлопной трубы, является неисправная система рециркуляции отработанных газов — EGR (Exhaust Gas Recirculation). Дело в том, что системами ЕГР, в основном, оснащаются двигатели европейских машин с умеренным климатом. А вот при значительных морозах дизельный мотор прогревается не так быстро из-за чего заслонки и сервоприводы компонентов EGR попросту забиваются сажей. Ведь обогащенная смесь подается дольше чем обычно.
Соответственно, в режиме нормальной работы много выхлопных газов возвращается обратно во впускной коллектор. Это естественным образом приводит к нехватке воздуха для двигателя, что в свою очередь, приводит к появлению черного дыма из выхлопной. Если система рециркуляции исправна, то при полной нагрузке на двигатель она полностью закрывается.
Двигатель дымит синим дымом
Двигатель начинает дымить синим или сизым дымом в том случае, если в цилиндры проникает избыточное количество моторного масла. Такой дым может быть голубым, синим или иметь похожие оттенки. Масляный дым двигателя более густой. Если поднести к выхлопной трубе бумагу, то на ней останутся жирные пятна.
Первым признаком, который укажет на причину дымления, является значительный перерасход масла (от 0.5 литра масла на 1 тыс. км. пробега). В ряде случаев выявить проблему только по цвету выхлопа сложно. Диагностику затрудняет наличие катализатора, который очищает выхлопные газы.
Рекомендуем: Когда нужна замена прокладки поддона картера автомобильного двигателя?
Определение поломки
Масло проникает в камеру сгорания как через поршневые кольца, так и сквозь неплотности между стержнем клапана и его направляющей втулкой. В первом случае имеет место износ . В списке возможных проблем находятся:
- изношены компрессионные и маслосъемные кольца;
- выработка канавок колец в самом поршне;
- изменение формы стенок цилиндра, износ стенок;
- наличие задиров на стенках цилиндров;
Износ элементов ЦПГ часто совпадает с тем, что в двигателе снижается компрессия. Также возможен рост давления картерных газов. Необходимо добавить, что в случае незначительного износа деталей двигатель будет дымить синим дымом только на «холодную». С нагревом мотора и температурным расширением деталей зазоры между деталями в цилиндре могут приходить в относительную норму. В результате мотор дымит менее заметно или же дымление полностью исчезает. Если износ ЦПГ значительный, тогда с прогревом двигатель станет дымить сильнее, так как нагретое масло разжижается и активнее попадает в камеру сгорания. Температурное расширение деталей при сильном износе уже не может компенсировать увеличенные зазоры.
Появление черного дыма свидетельствует о том, что двигатель работает на слишком обогащенной топливно-воздушной смеси. Цвет дыма может быть от темно-серого до черного. Такой оттенок выхлопу придают частицы сажи, которые появляются по причине нарушений эффективности сгорания топлива. Если двигатель дымит черным выхлопом, тогда вероятны проблемы с системой подачи горючего.
Подобная неисправность имеет ряд прямых и косвенных признаков:
- затрудненный пуск ДВС;
- повышенный расход топлива;
- потеря мощности;
- выход из строя катализатора и т.д.;