Регулировка сцепления ваз 2109 своими руками
Содержание:
- Регулировка сцепления Ваз 2109
- Как правильно прокачать сцепление на ВАЗ-2106
- Как отрегулировать сцепление на ВАЗ 2109
- Причины замены
- Регулировка педали сцепления
- Регулировка привода выключения сцепления (рабочего хода педали сцепления) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
- Устройство сцепления «девятки»
- Регулируем сцепление на ВАЗ 2109
- Диагностика работы сцепления
- Регулировка сцепления на разных марках авто
Регулировка сцепления Ваз 2109
Во время эксплуатации автомобиля часто возникает необходимость в текущих регулировках, настройках и доводках разных механизмов и систем. Это связано в первую очередь с износом тех или иных деталей. Сцепление автомобиля ВАЗ 2109 — достаточно надежный узел, и претензий к нему практически не возникает. В том случае, если он правильно отрегулирован и все детали соответствуют заводским нормативам.
Регулировка сцепления ВАЗ 2109
Эксплуатируя автомобиль, можно заметить, что педаль сцепления со временем меняет свое положение и рабочий ход увеличивается. Это говорит об износе фрикционных накладок диска сцепления, но это не значит, что он подлежит замене. Достаточно просто правильно провести регулировку, и сцепление будет работать в нормальном режиме еще некоторое время до полного износа накладок.
- С конструкцией механизма привода сцепления мы познакомимся позже, а сейчас рассмотрим процесс регулировки. Он не сложен и займет несколько минут времени. Для регулировки нам понадобится набор ключей, точнее, два ключа на 17 и линейка.
- Замеряем рабочий ход педали сцепления. Для этого меряем расстояние от центра рабочей площадки педали до пола, затем нажимаем на педаль рукой до упора и замеряем и это расстояние. В результате мы должны получить рабочий ход педали сцепления не более, чем 135 мм. Это заводская норма, и в этом случае, если сцепление работает нормально, регулировка не требуется. В случае, если рабочий ход отличается от нормы в большую или меньшую сторону, тогда нужно провести нехитрую регулировку.
- Открываем капот и находим кронштейн, к которому крепится кожух троса сцепления. Кронштейн зафиксирован на КПП, имеет паз, в котором и закреплен кожух троса.
- Отворачиваем контргайку. Она находится ближе к концу троса.
- Вращая регулировочную гайку, находящуюся внутри кронштейна, добиваемся нужной длины кожуха троса.
- Несколько раз активно нажимаем на педаль и повторно проверяем рабочий ход педали сцепления.
- Добившись нужного значения рабочего хода, зажимаем контргайку, фиксируя кожух в новом положении.
Когда регулировать сцепление на ВАЗ 2109
Необходимость в регулировке сцепления возникает не моментально, а постепенно. Но если прозевать момент, то последствия могут быть неутешительными
Несколько признаков того, что пора обратить внимание на привод сцепления:
- сцепление ведет — не полностью выключенное сцепление приводит к тому, что крутящий момент от двигателя постоянно передается на коробку передач, в результате чего могут возникнуть сложности с включением первой передачи при трогании с места, а также при переключении передач во время движения. Первичный вал КПП будет все время вращаться, не давая шестерням вступить в зацепление. В этом случае слышен характерный скрежет шестерен КПП, да и по затрудненному включению передач понять это несложно. В этом случае педаль не до конца выключает сцепление, следовательно, длину кожуха троса нужно уменьшать.
- сцепление буксует — при полностью отпущенной педали сцепления двигатель не может передать весь крутящий момент на коробку передач. Это происходит из-за того, что диск сцепления недостаточно плотно прижат к маховику двигателя и пробуксовывает. При этом он перегревается, издавая характерный запах, который ни с чем перепутать нельзя. Для устранения пробуксовки сцепления, следует удлинить кожух троса.
Неисправности привода сцепления ВАЗ 2109
Несмотря на то, что привод сцепления переднеприводных моделей ВАЗ устроен максимально просто, есть некоторые детали, которые могут вызвать некорректную работу сцепления.
В первую очередь, это сам трос привода. Заводской трос способен прослужить довольно долго, но он тоже не вечен. Причем трос рвется всегда в такие моменты, когда мы этого не ожидаем. Поэтому опытные владельцы девяток обязательно возят с собой запасной приводной трос. Порвавшийся трос, как правило, восстановлению не подлежит, да это и не настолько необходимо. Приводных тросов в продаже много, но не все они бывают достойного качества
Главное, на что стоит обращать внимание при покупке нового троса — тщательность изготовления в местах крепления троса
Обслуживание привода сцепления ВАЗ 2109
В обслуживании нуждается только трос. При его замене стоит промазать сам трос, затем поместить некоторое количество консистентной смазки под гофрированный колпачок. Этой смазки будет достаточно для того, чтобы трос в кожухе перемещался без усилий и плавно.
Выполнив этих несколько несложных операций, вы избавитесь от проблем с переключением передач, а также сможете настроить положение педали сцепления максимально удобным для вождения. Берегите сцепление, и ровных вам дорог!
Как правильно прокачать сцепление на ВАЗ-2106
Последовательность операции следующая.
Загоните машину в яму или поставьте на ящик. Закрепите машину.
Очистите расширительный бачок и ниппель от грязи. Последний расположен на рабочем цилиндре.
Откройте крышку РБ.
Проверить возможность откручивания штуцера и надеть заранее подготовленный шланг. Опустите другой конец пробирки в тестовый контейнер.
Помощник садится за руль и 4-5 раз нагнетает давление, перемещая педаль. В конце нужно зажать и удерживать.
Затем откручивается запорная арматура, и жидкость вместе с воздухом попадает в емкость для слива горных работ. При этом необходимо контролировать уровень масла в РБ, при необходимости доливать.
Когда пузыри выходят полностью, штуцер закрывается.
Для удаления остатков воздуха в линии рекомендуется повторить операцию 2-3 раза.
Как отрегулировать сцепление на ВАЗ 2109
Автомобили 09 семейства ВАЗ оборудованы тросовым приводом включения сцепления. Эта технология в 5 раз надежнее относительно классических вариаций с гидравлическим приводом. Однако во время эксплуатации любой механизм требует калибровки и данный блок не является исключением.
Плановый осмотр требуется выполнять каждые 15000 км пробега или один раз в год, смотря что наступит раньше. Однако случаются непредвиденные поломки, при которых требуется оперативное вмешательство.
Признаками некорректной работы блока считаются такие факторы.
- Трогается машина с места рывками – сцепление буксует, что вызывает неравномерное ускорение.
- Увеличение расхода горючего примерно на 10-15%.
- Диссонанс набора оборотов двигателя и фактического ускорения машины.
- Во время включения передачи от КПП слышны посторонние звуки, скрипы.
- При осмотре автомобиля присутствует неприятный запах горелых колодок.
- Педаль проваливается или клинит.
- Срабатывание привода происходит не посередине хода педали.
Если обнаружен даже 1 из перечисленных пунктов – конструкцию необходимо настраивать.
Причины замены
Обычно на ваз 2109 замена троса сцепления необходима, если:
- Сцепление работает неправильно. То есть, водителю сложно осуществить нажатие педали сцепления, в результате чего автомобиль сложно заводится.
- Коробка передач также барахлит. Помимо того, что она сложно переключается, так еще во время своей работы она издает не совсем понятные звуки.
- Педаль сцепления провалилась вниз и не возвращается в исходное положение.
Примечание: однако эти «симптомы» могут говорить о наличие и других проблем, поэтому необходима полная диагностика автомобиля.
Замена троса сцепления ваз 2109
Все это появляется из-за того, что трос либо порвался, либо слетел с вилки. В первом случае его нужно будет заменить. Во втором же случае можно будет просто поставить его на свое место, зажав его при этом, чтобы он в дальнейшем снова не слетел.
Регулировка педали сцепления
Периодическая регулировка педали сцепления ВАЗ 2109 проводится по следующим причинам:
- При движении на неотрегулируемой педали сцепления возможен последующий ремонт, т.к. преувеличенные энергетические затраты на некорректную работу механизма вызовут неисправности других узлов автомобиля.
- Из-за неверного функционирования педаль сцепления периодически не функционирует. Это ведет к тому, что нажимной диск агрегата принужденно находится в «зацеплении» с моторным маховиком, вследствие чего они подлежат ускоренному износу.
- При недостаточном педальном ходе ТС пробуксовывает, т.е. теряется необходимое значение крутящего момента колесной пары.
Регулировка привода выключения сцепления (рабочего хода педали сцепления) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
В процессе эксплуатации автомобиля иногда возникает необходимость отрегулировать привод сцепления. Происходит это потому, что со временем ход педали изменяется в результате естественного эксплуатационного износа трущихся деталей сцепления (ведомый и ведущий диски, поверхность маховика) и (или) вытягивания его тросика.
В другом случае необходимость в регулировке привода сцепления может возникнуть из-за предидущей неправильной его регулировки. Возможен как уменьшенный рабочий ход его педали, так и увеличенный. В результате возникают неисправности в работе привода — сцепление начинает «буксовать» или «вести», затрудняется переключение передач, появляются рывки при трогании с места повышается расход топлива и т. д.
Здесь же рассмотрим несложную регулировку привода сцепления (рабочего хода педали сцепления) на автомобилях ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099.
Необходимые для регулировки сцепления ВАЗ 2108, 2109, 21099 инструменты
— рулетка с хорошо читаемой шкалой
— два рожковых ключа на 17 мм
рожковые ключи на 17 и рулетка — все что нужно для регулировки привода сцепления на восьмерках, девятках и девяностодевятых
Подготовительные работы
— фиксируем автомобиль (подкладываем упоры под колеса)
— снимаем аккумуляторную батарею (можно не снимать, но со снятой АКБ проводить регулировку удобней)
— несколько раз нажимаем на педаль сцепления
Проверка рабочего педали сцепления
Измерим рабочий ход педали сцепления автомобиля. Перед этим сдвигаем назад коврик на полу автомобиля, чтобы измерения были точнее.
— измеряем рулеткой расстояние от пола автомобиля до нижнего края педали сцепления
На изображении показано как это лучше всего сделать.
реальное расстояние от нижнего края педали сцепления до пола под ногами водителя измеренное при помощи рулетки
Должно получиться приблизительно 18-20 см.
— нажимаем на педаль сцепления рукой до упора и измеряем расстояние от пола до нижнего края педали.
расстояние от пола под ногами водителя до нижнего края педали сцепления, когда она нажата до упора — сцепление «выключено»
Должно получиться 6-7 см
— вычитаем из 18-20, 6-7, получается 13-14 см
Это является нормой для полного рабочего хода педали сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций. Во многих руководствах по ремонту указывается размер рабочего хода 12,5-13,5 см, что так же очень близко к нашему измерению.
Если ход педали сцепления отличается в большую, либо меньшую сторону необходимо провести регулировку привода сцепления.
Регулировка привода сцепления ВАЗ 2108, 2109, 21099
Регулировочная гайка привода сцепления находится в моторном отсеке автомобиля на оболочке троса привода, вставленной в специальный кронштейн, закрепленный на картере коробки передач. От отворачивания ее защищает расположенная там же контргайка.
регулировочная гайка привода сцепления и ее контргайка на кронштейне
— Придерживая одним ключом на 17 мм регулировочную гайку, другим ключом на 17 мм отпускаем на несколько оборотов контргайку
ослабление контргайки при помощи двух рожковых ключей на 17
— Вращаем регулировочную гайку по часовой стрелке одним ключом, придерживая контргайку другим – это для увеличения хода педали сцепления (педаль будет подниматься) или против часовой стрелки, для уменьшения ее хода (педаль будет опускаться к полу)
вращение регулировочной гайки — регулировка привода сцепления
Насколько уменьшать или наоборот увеличивать ход педали определяем исходя из результатов проверки описанной выше.
— Слегка затягиваем контргайку
— Нажимаем несколько раз на педаль сцепления и проводим еще раз проверку
Если полученная цифра не укладывается в норму, проводим регулировку еще раз. И так до тех пор, пока не добьемся требуемого результата.
— По окончании регулировки затягиваем контргайку
Примечания и дополнения
— При правильно отрегулированном сцеплении его педаль должна находиться приблизительно на одном уровне с педалью тормоза.
педаль сцепления находится приблизительно на одном уровне с педалью тормоза — привод отрегулирован правильно
— Максимально допустимый рабочий ход педали сцепления автомобилей ВАЗ 2108,21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 – 16 см.
Еще пять статей по автомобилям ВАЗ
— Замена подшипника ступицы заднего колеса на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Замена наконечника рулевой тяги на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
— «Переливает» карбюратор
— Причины повышенного расхода топлива двигателями автомобилей ВАЗ не связанные с неисправностью карбюратора
— Причины «провала» при нажатии на педаль «газа» не связанные с карбюратором
Устройство сцепления «девятки»
Комплект сцепления — один из ключевых агрегатов трансмиссии «девятки». Это однодисковый механизм фрикционного типа, расположенный между двигателем и коробкой перемены передач (КПП). Алгоритм его работы следующий:
- Первоначально автомобиль стоит неподвижно, двигатель заведен, педаль отпущена. Рычаг КПП находится в нейтральном положении, то есть вращение первичного вала не передается на вторичный.
- Водитель готовится начать движение вперед. Левой ногой он нажимает педаль, и механизм отсоединяет первичный вал КПП от двигателя. Водитель переводит рычаг в положение первой передачи, механизм обеспечивает зацепление первичного и вторичного валов КПП. Автомобиль стоит, так как двигатель отсоединен от первичного вала КПП.
- Водитель плавно, но решительно отпускает педаль. Двигатель соединяется с первичным валом, задача которого через вторичный вал передать мощность на ведущие колеса, тогда автомобиль придет в движение.
- Аналогично происходит переключение с первой передачи на вторую, со второй на третью и так далее.
Устройство сцепления ВАЗ 2109 таково, что при отпускании педали, ведомый диск зажимается пружинами между маховиком и нажимным диском. При этом происходит передача мощности на оба вала КПП и ведущие колеса. При нажатии педали через специальную тягу поворачивается вилка сцепления ВАЗ 2109 и давит на рычаги, оттягивающие нажимной диск. Ведомый диск сцепления ВАЗ 2109 отсоединяется, и передача мощности прекращается. Кожух механизма соединяется с нажимным диском тремя парами упругих пластин. Привод агрегата тросовый, нижний его наконечник зафиксирован гайками в кронштейне на картере двигателя.
Регулируем сцепление на ВАЗ 2109
Владельцам автомобилей ВАЗ 2108, 2109 и 21099 знакомы проблемы с педалью сцепления. Как мы уже писали на нашем автопортале Vodi.su, в автомобилях ВАЗ стоит механическая коробка передач, соответственно для переключения передач нужно постоянно выжимать сцепление, чтобы отсоединить трансмиссию от двигателя.
На ВАЗах используется сухой тип сцепления, то есть имеется корзина состоящая из двух частей — ведущей и ведомой.
Главными элементами являются нажимная корзина и ведомый диск, между ними устанавливаются фрикционные накладки, которые со временем стираются. Как результат — увеличивается свободный ход педали сцепления, она немного приподнимается, хотя в идеале должна находиться на одном уровне с педалью тормоза.
Также ход педали привода сцепления увеличивается еще и от растяжения тросика привода сцепления, который как раз и передает усилие от педали на вилку включения сцепления.
Если износ фрикционных накладок диска фередо может потребовать обращение в ремонтную автомастерскую, то в случае с тросиком решить проблему будет под силу любому более или менее разбирающемуся в технике автолюбителю. Давайте на примере ВАЗ 2109 рассмотрим, как правильно отрегулировать свободный ход педали привода сцепления.
Симптомы необходимости регулировки
Для выявления симптомов необходимости регулировки не нужно ехать на дорогостоящую диагностику, поскольку вы почувствуете их сразу же.
Прежде всего увеличится свободный ход педали, ей достаточно приподняться на полтора-два сантиметра. Кроме того придется прикладывать больше усилий, чтобы включить или отключить сцепление.
В связи с этим будут возникать проблемы с переключением передач. Педаль может заедать, например оставаться в крайнем нижнем положении и вернуть ее на место можно будет только вручную. При нажатии вы будете слышать посторонние звуки.
Тревожный сигнал — неприятный запах из кожуха сцепления, свидетельствующий о том, что сцепление полностью не выжалось и фрикционные накладки перегреваются.
Также все эти проблемы отобразятся на безопасности езды — машина будет дергаться и клевать носом во время переключения передач, двигатель может заглохнуть. Увеличится расход топлива, возрастет вероятность проведения более дорогостоящего ремонта по извлечению и замене корзины, фрикционных накладок. Могут также перестать переключаться передачи, что говорит об износе шестеренок в МКП.
Поэтому с регулировкой тросика или его полной заменой — а стоит он на любом автобазаре 200-500 рублей — лучше не затягивать.
Регулировка сцепления, последовательность работ
Для начала вам нужно измерить, насколько изменился ход педали. Для этого замеряете расстояния от пола до самой педали в ее крайних положениях — нижнем и верхнем. Путем простых арифметических действий высчитываете ход — он должен быть в пределах 12,5-13,5 сантиметров. На всякий случай поинтересуйтесь в инструкции, какова длина свободного хода педали для вашей конкретной модификации ВАЗ.
Если полученный результат отличается от оптимального, необходимо проводить регулировку. Ход может изменяться как в большую, так и в меньшую сторону.
Затем нужно открыть капот и найти трос привода. Его регулировать будет легче, если снять аккумулятор.
Трос соединен с вилкой сцепления, а на корпусе коробки передач фиксируется в специальном металлическом кронштейне. Уровень его натяжения поддерживается с помощью двух гаек — натягивающей и контргайки. Ослабить их можно с помощью ключа на 17. Одним ключом ослабляете контргайку, а другим крутите натягивающую гайку.
Если вы крутите гайку от кузова, то есть по ходу движения автомобиля, трос натягивается сильнее и педаль опускается. Если же к кузову, то педаль наоборот приподнимается.
Крутить нужно без фанатизма — если трос перетянуть, он может попросту оборваться. К тому же сцепление будет еще больше пробуксовывать.
Просто подкручивайте направляющую гайку до тех пор, пока ход педали сцепления не составит требуемые 12,5-13,5 сантиметров. Когда нужный результат достигнут, затяните контргайку.
Если же ваши попытки не дают никакого результата, возможно проблема кроется в изношенности фередо, выжимного подшипника, самой корзины сцепления. В таком случае нужно ехать на смотровую яму, разбирать кожух сцепления и проводить более сложные работы.
Регулировка привода сцепления.
Диагностика работы сцепления
Регулировка сцепления на ваз 2109
Чтобы провести диагностику работы педали, необходимо взять линейку. С ее помощью надо измерить расстояние от педали до пола. Нормальное расстояние – 160 мм. В противном случае необходима регулировка.
Примечание: однако начинать измерение хода педали нужно будет только в том случае, если автомобиль будет работать неправильно во время переключения передач или во время начала движения.
Признаками неправильной работы сцепления являются следующие:
- Желая плавно начать движение, ничего не получается. Вместо этого наблюдаются рывки и удары.
- При переключении скоростей слышен шум.
- Педаль сцепления западает вниз.
Можно также провести диагностирующий тест самостоятельно. Для этого нужно:
- Завести двигатель машины.
- Медленным движением отпустить педаль сцепления.
- Тронуться с места.
При этом если автомобиль двинулся вперед сразу после того, как водитель начал отпускать педаль, значит свободный ход отсутствует. В то же время, если машина не тронулась с места даже после того, как педаль была полностью отпущена, значит ее ход больше нормы.
Регулировка сцепления на разных марках авто
Для разных автомобилей расстояние для сводного хода педали может быть разным и данный момент необходимо уточнять с помощью инструкции по эксплуатации. Рассмотрим поэтапную процедуру регулировки для разных моделей.
ВАЗ-2108, 2109, 2199
Процедура регулировки сцепления выглядит следующим образом.
- Измерьте расстояние между нижней кромкой педали и полом при полностью отжатом состоянии педали. Оптимальное расстояние для данных моделей – 18 — 20 см.
- Нажмите рукой на педаль до упора и измерьте расстояние от пола до нижней кромки. Оптимальное значение – 6 — 7 см.
- Вычтите результат второго замера из первого, в итоге вы должны получить 13 — 14 см.
- Ослабевание или подтягивание сцепления целесообразно, если полученное при вычитании значение не соответствует норме.
- Удерживайте регулирующую гайку с помощью одного ключа и ослабьте контргайку с помощью второго. По часовой стрелке вращайте регулирующую гайку для увеличения хода педали. Последняя должна двигаться вниз.
- Проведите контрольные замеры и затяните контргайку, если вас удалось достичь необходимого расстояния.
Как узнать, что электросхема ВАЗ 2109 неисправна? Читайте об этом в подробном и информативном материале нашего автора.
«Лада Калина»
Регулировка происходит следующим образом:
- Откройте капот и открутите болты крепления корпуса воздушного фильтра для его снятия.
- Отсоедините ДМРВ и открутите хомут.
- Изымите трос на максимально возможное расстояние, удерживая его за наконечник с резьбой. Приготовьтесь к необходимости преодолеть сопротивление, которое окажет прикреплённая в педали сцепления пружина.
- Используйте штангенциркуль для измерения расстояния между рычагом вилки и пластиковым поводком. Полученные замеры должны соответствовать 2,7 см.
- Используйте рожковый ключ для ослабевания или подтягивания гайки, если вы получили другой результат.
- Сделайте повторные замеры путём зажимания соответствующей педали.
- Установите на место воздушный фильтр.
ВАЗ-2107
Регулировка в данном случае требует использования эстакады или ямы. В крайнем случае можно установить транспортное средство на опоры с помощью домкрата:
- После регулировки свободного хода вам необходимо добиться расстояния между верхним положением педали и упором в 0,4-2 мм. Для настройки при необходимости используйте ключа «на 10» и слегка открутите стопорящую ограничитель гайку за счет вращательных движений.
- Необходимость в снятии защитного щитка возникает, если система двигателя предполагает инжекторный впрыск горючего.
- Вычистите резьбу толкателя от грязи прежде, чем наносить смазывающую смесь.
- Проверьте ход толкателя, поскольку он влияет на ход выжимного подшипника. Отожмите вилку назад до самого конца и измерьте расстояние хода толкателя (4 — 5 мм). Лучше заранее отсоединить пружинку от рычага, в противном случае придётся прикладывать усилие.
- Используйте ключ «на 17» для регулировки хода толкателя. Параллельно сдерживайте регулирующую гайку от проворачивания. Для ослабевания контргайки используйте ключ «на 13».
- Используйте ключ «на 8» для фиксации толкателя и выставьте необходимое расстояние в 4 — 5 мм с помощью ключа «на 17».
- Зафиксируйте контргайку и проверьте ход педали. Расстояние между моментом отключения и его верхним положением должно составлять 3 см.
«Лада Приора»
В случае с «Ладой Приорой» можно воспользоваться двумя способами для замера положения троса. В первом случае ориентиром должен стать ход педали сцепления (123 — 125 мм). Во втором случае можно замерить длину троса, который выход из кожуха. 2,7 см должно быть в отпущенном состоянии. В подавляющем большинстве случаев водители отдают предпочтение первому способу, поскольку он более надёжен.
ВАЗ-2114, 2115
Для данных моделей авто регулировка сцепления выглядит следующим образом:
- затяните ручник и снимите аккумуляторную батарею, чтобы обеспечивать максимальную безопасность;
- найдите трос сцепления в подкапотном пространстве;
- ослабьте гайки фиксации наконечника троса, используя два гаечных ключа;
- добейтесь расстояния в 125 — 135 мм путём ослабевания или подкручивания гаек;
- займите водительское кресло и выжмите педаль сцепления до упора как минимум трижды;
- произведите повторные замеры и откорректируйте сцепление снова при необходимости.