Разворот через трамвайные пути
Содержание:
- Правила разворота на перекрёстке
- В каком случае обязан уступить дорогу трамваю
- Дорожные знаки, разрешающие и запрещающие повороты налево и направо
- Что говорится в ПДД
- Как правильно осуществить маневр
- Правила дорожного движения при пересечении трамвайных путей
- Штрафы, связанные со въездом на трамвайные пути
- Особенности разворота на трамвайных путях
- Разворот с использованием прилегающей территории
Правила разворота на перекрёстке
Последовательность действий в данном случае строго регламентирована и нарушать её нельзя. Начать разворот можно только после занятия крайней левой полосы. Данное правило можно опустить, если габариты вашего автомобиля не позволяют его выполнить. Убедитесь, что вы не создаёте аварийную ситуацию и не являетесь помехой.
Соблюдение следующих условий является обязательным:
- за пределы перекрёстка выезжать нельзя;
- выезжать на встречную полосу нельзя;
- необходимо вписаться в свою полосу;
- запрещено пересекать двойную сплошную линию (читайте больше о штрафе за пересечение сплошной);
- пропустите все автомобили с других направлений, когда выедете на середину пересечения, если они имеют преимущество перед вами.
Траектории разворота
Выполнять разворот на перекрёстке можно по двум траекториям – ближней и дальней. При выборе траектории необходимо ориентироваться на место, куда ваша машина выедет после завершения маневра. Наличие разделительной полосы требует использования дальней траектории. Если таковая отсутствует, вы имеете право самостоятельно выбрать траекторию.
- Разворот по дальней траектории уместен, если водитель не может выполнить поворот непосредственно возле конца разделительной сплошной. Причин может быть несколько: автомобиль слишком длинный, дорожное полотно слишком узкое, крупногабаритное транспортное средство перекрыло часть дороги, ведутся ремонтные работы. Если не представляется возможным развернуться с места, можно проехать немного вперёд и зайти на дугу так, чтобы получить дополнительное пространство для выравнивания авто и встраиванию его в ряд. Можно произвольно выбирать расстояние до начала маневра, допустимо даже поворачивать непосредственно возле края обочины, зебры, полосы или противоположной разделительной линии.
- Ближняя траектория при развороте уместна, если для манёвра достаточно места на дорожном полотне и в формировании дуги нет никакой необходимости. В данном случае поворот выполняется в самом начале пересечения дорог непосредственно у края сплошной на встречную полосу. Водитель обязан просчитать заранее вероятность заезда автомобиля на бордюр, поскольку это уже будет создание аварийной ситуации. Также необходимо следить за тем, чтобы машина не заехала за зебры и сплошные.
В каком случае обязан уступить дорогу трамваю
В каких случаях нужно уступать дорогу трамваям, а в каких нет. Трамвай всегда имеет преимущество перед безрельсовым транспортом кроме трех случаев:
- когда трамвай движется на стрелку, включенную в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора. Трамвай в этом случае должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.
- когда трамвай подъезжает к перекрестку по второстепенной дороге;
- когда трамвай выезжает из депо и трамвайные пути пересекают проезжую часть (пункты 18.1 и 13.6. ПДД)
Первый случай относится к проезду регулируемых перекрестков, второй случай – к проезду нерегулируемых перекрестков
Следует обратить внимание, что на равнозначном перекрестке правило «помеха справа» действует только при разъезде с безрельсовыми транспортными средствами
Пдд: в каких трех случаях трамвай уступает дорогу автомобилю?
Из этого правила можно сделать вывод о том, что на перекрестке трамвай не может пользоваться преимуществом перед безрельсовым транспортом лишь в 3-х случаях: 1) если на регулируемом перекрестке ему запрещено движение светофором или регулировщиком; 2) если трамвай двигается по дополнительной секции светофора на основной запрещающий сигнал; 3) если трамвай находится на второстепенной дороге, а безрельсовый транспорт на главной; Таким образом, трамвай не может пользоваться преимуществом в трех описанных случаях на перекрестке, а также вне перекрестка — при выезде из депо. Прочие случаи должны восприниматься водителями безрельсового транспорта как ситуации, когда уступать трамваю дорогу обязательно.
Регулируемые и нерегулируемые перекрестки с трамвайными путями
Такое требование было записано в «Правилах уличного движения», которые закончили свое существование в 1973 году!!! В ныне действующих ПДД требование одно – уступите дорогу пешеходам! Поэтому ориентироваться надо не на «бездушную железяку», а на людей! Если трамвай стоит на своей остановке, но при этом нет ни одного пешехода-пассажира, которому Вы могли бы создать помеху – можете спокойно (но осмотрительно) начинать движение! Движение по трамвайным путям Теперь об использовании трамвайных путей. Можно ли по ним двигаться, если вся дорога забита машинами? А как делать разворот, заезжать на рельсы или не надо? Ответы на эти вопросы есть. Если открыть ПДД и внимательно изучить все пункты, в которых содержится информация на данную тему (п.9.6, 8.5 и др.), то для участка дороги между перекрестками можно будет сделать интересный вывод.
Дорожные знаки, разрешающие и запрещающие повороты налево и направо
Движение прямо
Данный указатель разрешает ехать только вперёд. Повороты и развороты запрещены.:
Знак 4.1.1 — «Движение прямо»
Особенности «Движения прямо»:
-
Если он стоит на перекрёстке, он регулирует только пересечение проезжих частей, перед которым он установлен.
-
Если он установлен не на перекрёстке, то его действие распространяется до ближайшего перекрестка. При этом не запрещается поворачивать направо для въезда на прилегающую территорию.
-
Маршрутные такси и транспортные средства могут игнорировать его.
Указатель может быть установлен в разрыве разделительной полосы, чтобы запретить повороты налево и развороты.
Нарушение может привести к съезду автомобиля на дорогу с односторонним движением и будет двигаться там по встречной полосе. Это не только опасно, но и чревато лишением прав.
Движение направо
4.1.2 «Движение направо» разрешает водителю перемещение только направо:
Знак 4.1.2 — «Движение направо»
Перемещение прямо, налево и разворот запрещаются.
Он часто устанавливается возле заправок на четырех и более полосные дороги. Имеет сходное значение с дорожным знаком “Поворот налево запрещён”.
Движение налево
4.1.3 «Движение налево» позволяет разворачиваться и поворачивать через левую сторону:
Знак 4.1.3 — «Движение налево»
Запрещает движение направо и прямо. Имеет сходное значение со знаком “Поворот направо запрещён”.
Движение прямо или направо
4.1.4 «Движение прямо или направо» позволяет водителю двигаться в одном из указанных стрелками направлений:
Знак 4.1.4 — «Движение прямо или направо»
При этом поворот налево и разворот запрещены.
Предписывающий знак движение прямо или налево
4.1.5 «Движение прямо или налево» позволяет: разворот, поворот налево и проезд прямо:
Знак 4.1.5 — «Движение прямо или налево»
Поворот направо запрещается. Этот указатель полностью дублирует рассмотренный ранее знак «Поворот направо запрещен»:
Знак 3.18.1 — «Поворот направо запрещён»
Движение направо или налево
4.1.6 «Движение направо или налево» позволяет выполнять разворот, поворот налево и поворот направо:
Знак 4.1.6 — «Движение направо или налево»
Запрещает только ехать вперёд.
Рассмотрим характерные особенности всех вышеперечисленных предписывающих знаков (4.1.1 — 4.1.6):
-
Они регулируют лишь движение на пересечении проезжих частей, перед которым стоят.
-
Общественный транспорт может игнорировать эти знаки.
-
На знаках могут присутствовать другие конфигурации стрелок, которые соответствуют конкретному пересечению проезжих частей.
Наказания за нарушение знаков 4.1.1 — 4.1.6 полностью зависят от того, какие пункты правил дорожного движения будут нарушены дополнительно:
Если водитель просто нарушил указания дорожного знака, то на него будет наложен штраф в размере 500 рублей.
К примеру, при выезде из двора на двухполосную дорогу без разметки установлен знак «Движение налево», а водитель свернул направо.
Если водитель свернул налево или выполнил разворот в том месте, где это запрещено одним из вышеуказанных знаков, на него будет наложен штраф 1 000 — 1 500 рублей. Аналогичный размер штрафа ждёт за нарушение знака, запрещающий разворот.
К примеру, это может произойти при развороте на перекрестке, на котором установлен знак «Движение направо».
-
Если водитель нарушил требования любого из вышеуказанных знаков и оказался на полосе для маршрутных такси, то на него будет наложен штраф 1 500 рублей (3 000 рублей в Москве и Санкт-Петербурге).
-
Если после нарушения дорожного знака водитель выехал на дорогу с односторонним движением, то штраф будет составлять 5 000 рублей, либо он будет лишен водительского удостоверения на срок от 4 до 6 месяцев.
Объезд препятствия справа
«Объезд препятствия справа» позволяет объезд препятствия, которое находится на проезжей части, справа:
Знак 4.2.1 — «Объезд препятствия справа»
Объезд слева запрещается
Объезд препятствия слева
«Объезд препятствия слева» позволяет объезд только слева:
Знак 4.2.2 — «Объезд препятствия слева»
Объезд справа запрещается.
Объезд препятствия справа или слева
«Объезд препятствия справа или слева» разрешает объезд и справа, и слева:
Знак 4.2.3 — «Объезд препятствия справа или слева»
4.2.1-4.2.3 обычно устанавливаются в начале ограждения по оси проезжей части, в начале разделительной полосы, около препятствий на дороге. К примеру, при проведении ремонтных работ на дороге. Эти указатели могут быть установлены на специальных тумбах.
Нарушение требований знаков 4.2.1-4.2.3 может привести к тому, что автомобиль окажется на встречке. За такое нарушения лишают прав на срок от 4 до 6 месяцев.
Что говорится в ПДД
Главный закон движения – чтобы другим было комфортно. Это по-простому. Если по закону, то надо обратиться к пункту 9.6 ПДД, где написано, что езда разрешается по рельсам только того же направления, в каком движется водитель (что логично), если все другие полосы заняты машинами и при этом не нарушается пункт 8.5 ПДД.
ПДД — движение по трамвайным путям, где разрешено, а где запрещено? Смотрите видео:
Также рельсы должны быть размещены не ниже, и не выше дороги. Кроме того, допускается опережение. Но это не обгон.
В чем же отличие? Обгон – это опережение, где водитель выезжает на встречную полосу, а потом возвращается туда, где был. Мы уже знаем, что по встречным рельсам ехать запрещено. В общем, опережение – это общий случай. Обгон – частный.
Когда езда по трамвайным путям разрешена
Итак, давайте перечислим моменты, когда ПДД допускает движение по трамвайным путям:
- Рельсы располагаются слева от дороги. При этом автомобиль должен двигаться по самой левой полосе. Если он находится где-то посредине, то предварительно ему нужно перестроиться на нее и далее двигаться по ней.
- Трамвайные рельсы должны быть размещены на одном уровне с дорогой, по которой движется автомобиль. Так обозначаются места, в которых разрешено проезжать для поворота. Обычно такие зоны есть на переходах или в зонах активного движения машин.
- Двигаться надо по попутным рельсам. То есть, держаться правой стороны.
Трамвайные рельсы могут использоваться, чтобы ехать прямо при условии, что все полосы заняты, для поворота или чтобы развернуться с дальнейшей поездкой в обратном направлении.
Знаки разметки. Фото: fb.ru
Когда движение по трамвайным рельсам запрещено
Таких ситуаций значительно больше. Можно сказать: все, что не разрешено, запрещено. А именно:
- Если трамвайные пути находятся справа.
- Рельсы находятся над или под уровнем дороги. В этом случае они считаются разделительной полосой.
- Выезд на встречную. В таком случае велика вероятность лишения прав, если его заметят или он окажется виновником ДТП.
- Некоторые дорожные знаки также запрещают езду по трамвайным рельсам.
- Нельзя разворачиваться на железнодорожных переездах, в местах, где видимость меньше ста метров, на остановках любого общественного транспорта, в том числе, и маршрутных такси, на мостах и под мостами, на зебрах и в тоннелях.
Движение прямо
Что касается движения прямо, все описано выше. Если ТС едет по встречке, то это нарушение. Таким образом, надо двигаться с правой стороны, в направлении движения трамвая.
Значительно сложнее езда на перекрестках, где есть рельсы. Если рельсы располагаются на уровне с проезжей частью, то на них разрешено заезжать, а в ряде случаев – это необходимо.
При этом надо ориентироваться на п. 8.5 и 9.6 ПДД.
Там указано, что двигаться по рельсам прямо можно лишь в случае, если не стоят знаки 5.15.1 и 5.15.2, указывающие на то, в каком направлении рекомендуется движение.
Правила движение по трамвайным путям. Фото: cf.ppt-online.org
Спрашивается, а когда это надо? Например, если вам надо срочно ехать на работу, а пробка образовалась в самый неподходящий момент. В этом случае допускается движение по рельсам даже на перекрестке, если нет указанных выше ограничений.
На регулируемом перекрестке ориентируемся на п. 13.6 ПДД.
В нем говорится, что если светофор разрешает проезд одновременно и трамваю, и автомобилю, то последний должен пропустить первого.
Но если трамвай выполняет поворот, ориентируясь на зеленую стрелку в дополнительной секции, которая загорается вместе с желтым или красным, то приоритет отдается водителю ТС.
Как поворачивать налево через рельсы
Правила поворота по всем ПДД, в целом, одинаковы. Есть момент, трамвайные пути считаются крайней левой полосой. Но это лишь в случае, если нет сплошной линии разметки возле трамвайных путей.
Здесь нужно быть внимательным, потому что многие водители ее не замечают. А это грозит в лучшем случае штрафом.
Правила следующие:
- Необходимо удостовериться, что нет разметки или знаков, запрещающих езду.
- Убедитесь, что рельсы располагаются слева и не выше, и не ниже машины.
- Если есть попутные трамваи, уступаем им дорогу и перестраиваемся на рельсы этого направления.
- И только после этого начинаем разворот с включенным поворотником. При этом внимательно смотрим за тем, нет ли трамваев, как с одной, так и с другой стороны. Если по пути оказывается встречный трамвай, его необходимо пропустить.
Как правильно осуществлять движение с выездом на трамвайные пути? Советы автоинструктора в этом видео:
Как правильно осуществить маневр
При осуществлении поворота налево важно исходное положение транспортного средства. При нахождении на другой колее движения предварительно потребуется перестроиться в крайнюю левую полосу
Только с нее будет разрешено выполнить необходимый маневр.
Обратите внимание, что трамваи должны двигаться попутно автомобильному потоку и находится слева. Выезжать на встречные пути запрещено во всех случаях
При наличии сплошной линии, отделяющей пути от проезжей части, разворот также невозможен.
При отсутствии запрещающих указателей водитель поворачивает так:
- Включает соответствующий поворотник.
- Смотрит в зеркало бокового вида для оценки ситуации.
- Пропускает едущие трамваи или другие транспортные средства, которые раньше его приготовились к совершению маневра.
- Следит за отсутствием встречного движения.
- Перестраивается на примыкающую дорогу.
Если перестраиваться из ряда в ряд не надо, то поворот осуществляется еще проще.
В большинстве случаев повернуть налево через трамвайные пути несложно, потому что плотность движения этого вида транспорта не такая большая.
На перекрестке
Перекрестки являются местами, где разрешены поворотные и разворотные маневры. Наличие на них трамвайных колей не является исключением из правил.
При пересечении путей на регулируемых перекрестках, следует обращать внимание на сигнал светофора. Если есть трамвайный светофор, то он также учитывается
Не стоит забывать и о дополнительных секциях светофоров, которые могут перекрывать повороты при общем зеленом свете.
При повороте на перекрестке не стоит забывать о главных правилах. Водитель сперва оценивает является ли дорога, по которой он едет главной или второстепенной. Если светофоров нет, то ориентироваться надо на установленные дорожные знаки.
Трамвай всегда имеет преимущество перед другими участниками движения. Он обязан пропустить ТС только, если у него горит запрещающий сигнал светофора или он выезжает из депо.
Водитель, поворачивающий налево, обязан пропустить трамвай и все машины, которые двигаются навстречу или направо. Если определить является дорога главной или второстепенной не представляется возможным, то вести себя следует как на второстепенной.
Вне перекрестка
В пункте 8.11 ПДД исчерпывающе описаны случаи, когда разворачивать на дороге нельзя. Наличие на дороге рельс не относится к запретам для поворота или разворота. Трамвайные колеи можно пересекать, при соблюдении ряда обязательных правил. Траектория движения в соответствии с пунктом 8.5 Правил должна быть достаточной для совершения маневра, но не превышать необходимость.
При повороте налево вне перекрестка водитель должен пропустить:
- трамвай;
- встречный транспорт;
- машины, которые приготовились к аналогичному маневру раньше него.
Только после этого он может беспрепятственно пересечь колею. Начинать поворот можно от крайней правой части полосы движения.
При наличии трамвайных линий попутного направления
Ехать по колеям попутного направления в обычной ситуации нельзя. Но при наличии непреодолимого препятствия, например, ДТП или упавшего дерева, такое движение разрешается, при условии, что ТС не помешает трамваю.
Если водитель начал маневр, но не успел его закончить по причине плотного встречного движения, то по правилам он должен вернуться на исходную позицию. Конечно, сделать этого в 99% случаев просто невозможно, так как сзади уже подъехали другие авто. В этом случае требуется прежде всего уступить дорогу трамваю, а потом продолжить маневр. При плотном трафике можно увидеть ситуацию, когда машина едет по попутным рельсам перед трамваем, выискивая момент для ухода с его линии движения.
Чтобы таких ситуации не возникало рекомендуется более тщательно выбирать место для поворота налево.
Правила дорожного движения при пересечении трамвайных путей
Итак, отношения, возникающие на автодорогах, регулируются правилами дорожного движения (ПДД). Все автовладельцы должны периодически перечитывать эту умную книжечку, освежая память.
Между тем в названных положениях нет определения термина трамвайные пути. Но можно отметить, что они не являются проезжей частью и относятся к прилегающей территории. Поэтому выполнение проездов через них урегулировано отдельными предписаниями.
В первую очередь стоит отметить п. 9.6 правил, определяющий условия, позволяющие двигаться по рельсам:
- трамвайная полоса должна проходить параллельно асфальту с левой стороны от дороги в аналогичном направлении движения автомобиля (попутное);
- заезд осуществляется для преодоления препятствия либо ввиду загруженности дороги (пробки, большое количество машин);
- необходимо выполнить левый поворот или развернуть авто;
Независимо от причины, находясь на линии, автомобилисты не должны создавать помехи трамваю.
Поворот налево
Водитель, намеревающийся свернуть в левую сторону и пересечь трамвайные рельсы, должен действовать следующим образом:
- Удостовериться, что по путям никто не едет (трамваи или другие автомобили).
- Включить сигнал левого поворота, после чего въехать на линию.
- Уступить проезд автомашинам и закончить маневр.
Если по ходу движения висит дорожный знак, определяющий направление проезда по полосам (5.15.1 и 5.15.2), указанный маневр разрешается сделать только с крайней левой стороны проезжей части — заезжать на трамвайную линию не надо.
Разворот на путях попутного направления
Пункт 8.11 ПДД устанавливает обстоятельства, когда разворачиваться запрещено. Учитывая, что на проезд по рельсам такой запрет не распространяется, развернуться на перекрестке с пересечением трамвайных путей разрешено.
Траектория разворота также определена п. 8.5 правил: действия водителя аналогичны выполнению поворота с переездом трамвайного пути.
При наличии указателей направления движения разворот осуществляется с крайней левой части дороги.
Если возникла необходимость развернуться на автомобиле вне перекрестка, нужно пропустить встречный транспорт и трамвай, движущийся в попутном направлении, после чего совершить маневр.
Поворот налево и разворот на трамвайном полотне встречного направления
Въезжать на встречную трамвайную линию запрещается. Поэтому, поворачивая налево или разворачиваясь, необходимо занять крайнюю левую сторону проезжей части, не выезжая навстречу трамваю.
При наличии на дороге двух трамвайных направлений (встречное и попутное), крайней левой точкой можно считать рельс попутной трамвайной полосы. С этой зоны обзора необходимо уступить проезд транспорту, движущемуся навстречу, после чего совершить необходимый маневр и проехать трамвайный путь. Выезд навстречу трамваю по значимости правонарушения можно сравнить с движением автомобиля по «встречке».
Регулируемый и нерегулируемый перекресток
Чтобы правильно совершить проезд перекрестка с пролегающими трамвайными путями, нужно понимать, по какой дороге осуществляется движение (главная или второстепенная), а также регулируется ли движение на перекрестке.
Если перекресток регулируемый, очередность проезда определяется по сигналу светофора. При этом водитель, собирающийся повернуть налево или развернуться, обязан пропустить трамвай, а также машины, движущиеся навстречу или направо.
Когда на светофоре установлена дополнительная секция в виде стрелки, указывающей направление одновременно с включением желтого и красного сигнала светофора, водители автомобиля и трамвая обязаны уступить дорогу транспорту, движущемуся с других направлений.
Когда светофор или регулировщик дают разрешение двигаться одновременно трамваю и автомобилю при отсутствии сигнала в виде стрелки, описанной выше, трамвай имеет преимущества перед автомобилем вне зависимости от того, куда он движется.
По общему правилу, преодолевая перекресток дорог с трамвайными путями, водитель, осуществляющий движение по второстепенному направлению, обязан дать возможность проехать транспорту, движущемуся к нему по главной дороге, независимо от того, куда они поедут в дальнейшем.
На нерегулируемых перекрестках водители автомобилей должны уступать дорогу трамваю, движущемуся в любом направлении. Соответственно, совершая поворот налево или разворот, водитель должен уступить дорогу трамваю на указанном пересечении.
Штрафы, связанные со въездом на трамвайные пути
Число ДТП, участниками которых становятся трамваи и автомобили, с каждым годом лишь увеличивается. В 95% случаев виновником аварийной ситуации признается водитель, находящийся за рулем машины, т. к. выезжая на трамвайные пути, он обязан не создавать помех движению трамвая. Случаи, когда вина лежит на водители трамвая (который, например, осуществлял движение при запрещающем сигнале светофора), тоже встречаются, но их количество не превышает 5% от всех случаев.
Однако даже без наличия аварийной ситуации, двигаясь по трамвайным путям, автолюбитель может получить штраф или даже лишиться водительских прав. Размер наказания напрямую зависит от пункта ПДД, который был, в данном случае, нарушен. Так:
- За остановку на трамвайных путях вам придется заплатить: 3 тыс. р, если это произошло в Санкт-Петербурге либо в Москве, 1,5 тыс. р. — в любом другом городе РФ.
- Создание помех для трамвая, движущегося в попутном направлении, влечет штраф — 500 р.
- За нарушение правил дорожной разметки придется заплатить от 500 р. до 1500 р (при повороте/развороте в нарушение разметки).
- Выезд на встречные трамвайные пути в первый раз обойдется водителю в 5 тыс. р (либо лишение прав на 4 — 6 месяцев), повторно — лишением прав на год.
- Выезд на встречные трамвайные пути для объезда препятствия будет стоить водителю от 1 до 1,5 тыс. р.
В девятой статье серии «Правила проезда перекрестков» речь пойдет о перекрестках, на которых организовано движение трамваев.
- Выбор положения на проезжей части.
- Определение типа перекрестка.
- Проезд перекрестков с регулировщиком.
Обратите внимание, перекрестки со светофорами, а также нерегулируемые перекрестки рассмотрены в следующей статье. Сразу же хочу отметить, что при рассмотрении перекрестков будем считать, что трамвай на них может выполнить любой возможный маневр (поворот налево, движение прямо, поворот направо) при движении с любого из направлений
Т.е. конфигурация трамвайных путей позволяет ехать в любом направлении
Сразу же хочу отметить, что при рассмотрении перекрестков будем считать, что трамвай на них может выполнить любой возможный маневр (поворот налево, движение прямо, поворот направо) при движении с любого из направлений. Т.е. конфигурация трамвайных путей позволяет ехать в любом направлении.
На практике гораздо чаще встречаются перекрестки, где трамвайные пути соединяют только несколько направлений. В этом случае правила проезда только упрощаются.
Особенности разворота на трамвайных путях
Нюансы, с которыми следует ознакомиться возникают при маневрах на и вне перекрестков и при поворотах налево с пересечением путей для трамвая.
На перекрестке
Разворот на трамвайных путях в правилах дорожного движения возможен, когда дорога, по которой подъезжают к перекрестку, разделяется трамвайными рельсами вровень с ней. Соблюдая п.п. 8.5, 9.6 допускается разворачиваться с выездом на пути, но при этом должны отсутствовать помехи для иных ТС, и надо соблюдать знаки (5.15.1, 5.15.2) а также разметку, если они есть.
Кто кому должен уступать регламентировано п. 13.6, а именно: трамваю всегда предоставляется преимущество, если светофор допускает одновременное движение этих ТС. Водители рекомендуют пропускать его всегда и даже при грубом нарушении им правил и это логично, поскольку от столкновения с этим ТС больше пострадает машина или пассажиры.
Из указанного правила есть исключение: если автомобиль двигается согласно стрелке, активированной в дополнительной секции вместе с красным/желтым сигналом, машинам, двигающимся с иных направлений, дорогу уступает трамвай.
Вне перекрестка
Разворачиваться можно и вне перекрестка. При этом допускается осуществление маневров от правого края дороги, с обочины по правую сторону, если не хватает места, чтобы сделать это из крайнего левого ряда, как обычно. Во время этого попутному и встречному транспорту должна уступаться дорога.
Правильные действия при разворачивании не на перекрестках поэтапно:
- убедиться, что рельсы находятся по левую сторону и вровень с дорогой, а также, что нет ограничительных знаков с разметкой;
- попутному рельсовому транспорту, если такой двигается, нужно уступить;
- совершить перестраивание на рельсы с попутным движением;
- уступать всему встречному транспорту и подождать пока он проедет;
- задействовать поворотник и, внимательно проверив, нет ли трамваев, развернуться.
Типичные ошибки такие:
- маневрировать начинают с проезжей части, а нужно сначала перестроиться на пути и с них разворачиваться. За это законом не предусмотрены санкции, но такой вариант движения более предрасположен к возникновению аварийных ситуаций – возможно столкновение с машиной, уже находящейся на путях;
- неполный выезд на рельсы провоцирует аварийную обстановку;
- поворот с рельсов, на которых движение встречное (п. 9.6);
- машина едет перпендикулярно по отношению к рельсам с движением навстречу. В этом случае штраф могут выписать за выезд на «встречку»;
- маневрирование происходит слева по отношению к предполагаемому движению припаркованного авто. Разворот нужно начинать, когда капоты будут расположены на одной линии. Это уменьшит риск аварий.
Налево
При развороте, когда автомобиль поворачивает налево, пересекая трамвайные пути, придерживаются тех же правил, что указаны выше для маневров вне перекрестка. Это стандартная ситуация. Разворот на трамвайных путях в правилах дорожного движения делается по п. 8.5: при этом нужно обязательно перестроится на попутные пути из крайней (примыкающей) полосы слева. Такой поворот может быть указан разметкой 1.18 («движение по полосам»).
Выше описанным способом можно свернуть налево с пересечением путей или съехать с них на прилегающий участок или дворовую территорию.
Водитель при этом должен действовать по такому алгоритму:
- начиная маневрировать, уточнить, есть ли знаки 5.15.1 – 2, разметка 1.18;
- убедиться, что отсутствуют помехи в виде попутного транспорта, включая рельсовые ТС;
- задействовать поворот;
- уменьшить скорость, осуществить перестраивание на попутную часть путей;
- повернуть налево, учитывая правила преимущественного проезда (п.п. 13.4, 13.12). В равных условиях встречные ТС пропускают.
Разворот с использованием прилегающей территории
В данной ситуации при выполнении маневра возможны два варианта. Первый – прилегающая территория находится справа, второй – слева. Оба варианта требуют выполнения четких действий и внимательности. Однако стоит отметить, что первый вариант осуществить намного проще, так как вам не придется выезжать на встречную полосу.
Алгоритм выполнения разворота с использованием прилегающей территории, располагающейся справа:
Проезжаете немного вперед. Не пытайтесь плотно прижаться к бордюру.
Останавливаетесь в метре от поворота на прилегающую территорию. Можно чуть меньше или больше, в зависимости от габаритов вашего автомобиля.
Включите сигнал правого поворота.
Сворачиваете, двигаясь задним ходом. Перед этим обязательно убедитесь, что вы не станете помехой для других участников движения
Особое внимание уделите пешеходам.
Как только бампер вашего автомобиля скрылся в повороте на прилегающую территорию и не мешает транспортным средствам, двигающимся по главной дороге, можно останавливаться.
Включаете сигнал правого поворота.
Дождитесь просвета в транспортном потоке и выезжайте на проезжую часть.
Начинающие водители очень боятся выполнять разворот на прилегающую территорию, находящуюся слева, так как считают, что выезжать на встречную полосу нельзя. Это не совсем верно. Разворачиваться таким образом можно. Здесь самое главное – верно оценить ситуацию.
Алгоритм действий:
- Займите крайнюю левую полосу. Остановитесь.
- Включите сигнал поворота налево.
- Пропустите транспортный поток встречного направления.
- Въезжайте на прилегающую территорию передом. При этом старайтесь двигаться максимально близко к правой стороне.
- После того, как ваше транспортное средство полностью съехало с проезжей части и скрылось в повороте, вы должны убедиться в том, что позади вас нет машин. Не пытайтесь вылезти перед носом приближающегося автомобиля. Если путь свободен, то задним ходом аккуратно выезжаете на проезжую часть.
- Продолжайте двигаться прямо.
Как вы видите, маневр не сложный, но тем не менее требующий внимания и аккуратности.