Что собой представляет гильзовка двигателя и как её делают

Делаем гильзовку блока цилиндров своими руками

Гильза цилиндра является составной частью блока. Это – снимающаяся металлическая вставка, в которой расположен поршень. Рабочий объем двигателя определяется объемом этой детали.

А гильзовка, расточка или хонингование выполняются на специальном оборудовании в ремонтных мастерских.

Ремонтировать эту составляющую двигателя нужно в сроки, прописанные производителем, или тогда, когда у автомобиля большой пробег и износ. Чтобы правильно определить сроки ремонта, нам нужно знать марку и модель автомобиля, иметь данные о стандартном пробеге.

Современные производители устанавливают в двигателях легковых автомобилей два типа гильз:

  •  мокрые – расположены так, что их поверхность все время соприкасается с жидкостью охлаждения. Во избежание просачивания жидкости устанавливают специальные прокладки (сальники), которые еще препятствуют смешению охладителя двигателя и газов от сгорания. Такие гильзы проще всего поддаются ремонту.
  •  сухие – это единая конструкция с блоком цилиндров, так как они встраиваются в блок сразу при изготовлении. С охлаждающей жидкостью они не соприкасаются, поэтому и называются сухими.

Эксплуатационные свойства этой детали двигателя должны соответствовать типичным требованиям: устойчивость к коррозии металла, прочность, износостойкость. В местах, где гильза стыкуется с блоком цилиндра, должно быть создано надежное уплотнение.

К деталям, использующимся для ремонта, предъявляются особые требования, о которых знают специалисты, должны знать и мы, автолюбители. Если мы покупаем гильзы самостоятельно, мы должны учесть то, что

  • эллипсность и конусность детали не должна превышать 0,02 мм, а разность в толщине стенки – и того меньше – 0,01 мм;
  • точность, с которой выполнена гильзовая поверхность, должна соответствовать 8 – 10 классу;
  • ремонтная гильза для двигателей выбирается по каталогу. Выбирая деталь, учитываем припуск, чтобы можно было сделать последующую расточку.

Технология ремонта

Необходимо уточнить, что во время ремонта мотора вовсе не обязательно менять все гильзы. Решение о замене детали принимаем, как правило, после специальной диагностики с помощью специального прибора – нутрометра. Перегильзовка намного удешевляет ремонт и обеспечивает нормальную эксплуатацию автомобиля в дальнейшем.

Технология ремонта гильз зависит от их вида. В ремонте применяют, в частности, горячее гильзование и запрессовку. Детали мокрого типа можем заменить самостоятельно, вручную.

Сначала выполняем расточку цилиндра, на качество которой влияет ресурс двигателя, подлежащего ремонту. Главное здесь — выдержать правильную геометрическую форму гнезд для гильз.

Если эта часть двигателя приобретет эллипсовидную форму гнезда, поршень начнет работать неправильно – последствия непредсказуемые.

После расточки под нужный ремонтный размер, выполняем хонинговку гнезд и затем – гильзование.

Он является более качественным. В основе этого метода лежит использование разницы температур деталей. Сначала обрабатываем втулку особым составом для предотвращения образования конденсата во время установки. Блок нагреваем до 150°, потом в гнездо вставляем втулку, которая охлаждена с применением жидкого азота.

Цилиндры, изготовленные из галникала, предварительно не растачиваем. Гильзовка втулок из алюминия делается с помощью запрессовки.

Метод запрессовки

При использовании этого метода гильзовка блока цилиндра проходит в несколько этапов:

  • нагреваем блок до высокой температуры,
  • охлаждаем втулку в азоте;
  • напыляем герметик в гнездо;
  • запрессовываем втулку в отверстие.

На записи показано, какие проверки и виды работ требуются при монтаже мокрых гильз цилиндров и как правильно обращаться с кольцами круглого сечения.

Как осуществляется гильзовка?

Ее можно проводить на двигателе любого типа. БЦ может быть
гильзонирован уже с завода. В этом случае используется «мокрая»
гильза, а сносившиеся элементы просто меняют на другие. Такой ремонт не сложен
— нужно только приготовить новые гильзы и поставить их на место старых. При
диагностике можно обнаружить, что менять все гильзы не нужно — достаточно
одного изношенного компонента. Для проверки используют нутромер.

Процедура
сложнее, когда используется «сухая» гильза. Если речь идет о чугунных
блоках, то и втулки в них должны быть чугунными (из легированного чугуна).
Алюминиевые втулки вставляют в блоки из сплавов алюминия. Выбор способа
установки зависит от типа гильз — это может быть запрессовка или горячее
гильзование.

Предварительно
нужно выполнить такие работы:

  • Расточить цилиндр, если только он не сделан из галникала. Стоит
    проверить форму паза.
  • Сделать хонингование пазов.

Метод горячего гильзования

Этот
способ применяется в случае с сухими гильзами. БЦ нагреваем до 150 градусов.
Гильзу охлаждаем при помощи жидкого азота, затем обрабатываем препаратом,
который используют для предотвращения образования конденсата, когда холодная
втулка вставляется в нагретый блок. Наконец, ставим втулки.

Гильзовка
блока этим методом считается эффективной, ведь гильза садится плотно, в месте
ее касания с блоком создается необходимое натяжение. Втулка под своим весом
легко помещается в гнездо. Лишь в некоторых случаях ей приходится «помогать»,
слегка постучав по ней тяжелым предметом.

Метод запрессовки

Запрессовывание
делают, когда блок не был предварительно расточен. Основное отличие от первого
метода — в том, что в посадочное место напыляется герметик. Но прежде блок
разогревается до значительной температуры, а втулка наоборот охлаждается —
жидким азотом. Производится напыление герметика, и затем запрессовка втулки.

Мы
не рекомендуем использовать этот метод, если речь идет о сухих гильзах, ведь
допустимое натяжение не должно быть выше 0,05 мм. Есть риск, что запрессовка
изменит форму гильзы, поэтому ее толщина доходит до 4 мм. Даже если искажения
формы гильзы не произошло, оно может произойти позже при эксплуатации
автомобиля из-за присутствия внутри остаточного напряжения.

Тонкости и нюансы во время гильзовки блока

Начнем с блоков цилиндров, так как существуют чугунные и алюминиевые изделия, блоки могут быть цельными и с гильзой. Также встречаются БЦ из алюминия, которые не рассчитаны на установку поршней ремонтного размера. В цельных блоках из чугуна стенки цилиндров покрыты хоном. Редким явлением считается ДВС, когда в чугунном блоке дополнительно установлены гильзы из стали. Агрегаты с блоком из алюминия обычно имеют гильзу, намного реже встречаются цельнолитые изделия.

Нужно отметить, что современные ДВС многих производителей имеют алюминиевый блок цилиндров с сухими гильзами. В таких блоках поршень и поршневые кольца взаимодействуют с алюминиевыми стенками втулок, на которые также нанесено специальное покрытие для придания прочности и износостойкости. В зависимости от покрытия одни алюминиевые блоки допускают использование ремонтных поршней, а также возможна их гильзовка. Для решения задачи в продаже присутствуют алюминиевые гильзы.

Другой тип блоков из алюминия не предусматривает возможности поставить увеличенные поршни и кольца для ремонта, так как завод изготовитель не выпускает ремонтных деталей. При этом такие блоки также гильзуются. Если с чугунным блоком проблем не возникает, установка втулок в изделия из алюминия имеет ряд сложностей. Прежде всего, использование готовых заводских гильз для моторов, где гильзование допускается заводом, может обойтись очень дорого. Одна втулка имеет среднюю стоимость около 130-150 у.е. Если нужно отремонтировать только один цилиндр, тогда процедура имеет смысл, а вот гильзовать весь блок алюминиевыми гильзами самого завода-изготовителя ДВС получается экономически нецелесообразно.

Единственным выходом в сложившейся ситуации можно считать установку чугунных гильз в алюминиевый блок цилиндров. Данный способ успешно практикуется мастерами по ремонту двигателей на территории СНГ. Главным условием является обеспечение правильного натяга между гильзой и блоком цилиндров, а также проведение комплексных замеров перед установкой втулок

Важно правильно подобрать тепловые зазоры, обеспечить необходимый отвод тепла.

Также следует учитывать некоторые особенности, например, при установке втулок только в один или два цилиндра.  Если гильзовать один цилиндр, тогда в соседнем будет нарушена геометрия. Не меньше внимания уделяется и способу установки гильзы, так как метод запрессовки не всегда подходит. В таком случае используется способ свободной посадки холодной втулки в предварительно нагретый блок, используется герметик и т.д. Напоследок отметим, что качественный ремонт алюминиевого блока с использованием втулок из чугуна позволяет двигателю пройти около 150 тыс. км.

Почему гильзы нужно менять

При достижении определенного пробега, цилиндр, подвергаемый постоянным механическим нагрузкам от работы поршней, изнашивается. Вследствие износа, его стенки стачиваются, покрываются вмятинами, царапинами и коррозией. Чтобы избавиться от этих дефектов, пагубно влияющих на работу поршня, производится расточка цилиндра, которая предполагает снятие определенного слоя металла со стенок.

Когда поршневой блок проходит несколько таких расточек, то объем каждого цилиндра увеличивается настолько, что он больше не может обеспечить эффективную работу поршней, предназначенных для данного типа двигателя. В подобных случаях первоначальный объем цилиндра восстанавливают с помощью специальных вставок под названием «гильза».

Способы восстановления гильз цилиндров

Для восстановления наружной поверхности гильз цилиндров необходимо провести очистку наружной поверхности гильзы от накипи и возникшей коррозии. Для очистки поверхности гильзы потребуется стальная щетка и токарный станок .

Для очистки гильз цилиндров существует специальная установка ОМ-21601.

Очищающий материал для установки ОМ-21601 металлический песок, косточковая крошка, флюс.

Производительность установки ОМ-21601 40 гильз цилиндров в час.

Рабочее давление сжатого воздуха установки для очистки гильз 0,5- 0,56 МПа.

Устранение кавитационных разрушений гильз цилиндров эпоксидным ссоставом.

Кавитационные разрушения гильз цилиндров устраняют покрытиями созданными на основе эпоксидных смол и состоит устраняются в такой последовательности:

  • Зачистка поверхности гильзы цилиндров (до металлического блеска);
  • Обезжиривание поверхности гильзы цилиндров (техническим ацетоном);
  • Приготовление эпоксидного состава (после добавления отвердителя состав необходимо использовать за 20 мин.);
  • Нанесения эпоксидного состава на поверхность;
  • Отвердевание нанесенного слоя (при температуре 20 градусов Цельсия 3 суток).

Перед нанесением эпоксидного состава на гильзу цилиндров необходимо гильзу до температуры выше 40 градусов Цельсия. Эпоксидный состав наноситься на поверхность гильзы цилиндров специальным шпателем.

На эпоксидный состав не должно попадать вода, масло и грязь. Не допускается подтекание эпоксидного состава на посадочные пояски гильзы цилиндров во время ремонта гильз цилиндров.

Хонингование

Ранее мы упомянули о такой процедуре, как хонинговка. Эта операция призвана уменьшить шероховатость стенок цилиндров. Благодаря хонингованию улучшается приработка поршневых колец и увеличивается ресурс отремонтированного двигателя.

  • Черновая обработка цилиндров. В данном случае мастер использует крупный абразив.
  • Финишная обработка. В ходе операции используется мелкозернистый абразив, что дает возможность получить высокую точность обработки. В качестве абразива применяются керамические или алмазные бруски. Последние отличаются высокой надежностью и долговечностью. Поэтому обработка керамическими брусками уходит в прошлое.
  • Мойка двигателя. В ходе этого этапа удаляются остатки полировочной пасты и металлическая стружка. Не заржавеет ли металл? Все элементы ДВС выполнены из высокостойких к коррозии сплавов.
  • Финишная чистка. Используется не всеми мастерами, но позволяет удалить старые впадины и углы, что образовались в процессе хонингования. Так достигается высокая гладкость поверхности цилиндров.

Уход за пузыреплодником

Куст тяжело выдерживает засуху, по этой причине в первую очередь необходимо побеспокоиться о уместном поливе (летом — 2 раза в неделю). Но почву увлажняют рано утром либо вечером и так, чтобы воды не попадала на листья и соцветия. Поскольку из-за солнца листья могут обгореть.

В случае, если кусты не замульчированы, то после полива землю разрыхляют и постоянно пропалывают сорняки.

При высадке пузыреплодника в плодовитую землю вписывать удобрения не необходимо, но через пару лет культуру нужно начать удобрять 2 раза в год. Весной применяют 0,5 л коровяка и 1,5 ст.л. аммиачной селитры или 1ст.л. мочевины (карбамида). Все это разводят в 10 л воды и изливают под одно растение. Для куста старше 10 лет потребуется приблизительно 15 л подобного плодородия. В осеннее время пузыреплодник удобряют нитроаммофоской (2 ст.л. на 10 л воды). На куст расходуют 10–15 л удобрения.

Обрезка и формирование пузыреплодника

Обрезка пузыреплодника по весне обязана быть и санитарной, и формирующей. В то же время убирают все обломанные, нездоровые, подмерзлые ветки, а ещё те, какие вырастают внутрь куста и загущают крону. Остальные отростки обрезают так, чтобы куст получил симпатичную форму.

В осеннее время стрижка пузыреплодника необходима для того, чтобы растение безопаснее прозимовало. В это время удаляют все испорченные и сухие отростки, после чего их сжигают, чтобы уничтожить паразитов, какие любят помещаться на зимовку на сухих ветках.

Омолаживающую отрезку кустика (на пень) совершают в возрасте 5–6 лет. При этом срезы на толстых отростках рекомендуют замазать садовым варом, чтобы туда не пробрались грибки и бактерии.

Болезни пузыреплодника

Пузыреплодник почти не болеет и не повреждается паразитами. Но если кусту недостаточно калорийных веществ (к примеру, железа и магния), то имеет возможность появиться хлороз. Тогдалисты (исключая жилки) желтеют, а юные отростки увядают. Для того, чтобы уберечь куст, его поливают под корень Антихлорозом либо Хелатом железа.

Зимовка пузыреплодника

Зрелые насаждения хорошо зимуют в средней полосе без убежища, а вот юные саженки в осеннее время утепляют: после обрезки и мульчирования торфом (слоем 5–7 см) их покрывают лапником. Если у зрелого пузыреплодника ослаблен иммунитет, и предвидится морозная и бесснежная зима, то кусты лучше бережно стянуть шнуром и утеплить колпаком для убежища растений на зиму либо обвернуть куст спанбондом.

Пересадка пузыреплодника

Пузыреплодник хорошо выдерживает пикировку. Мочковатая корневая система, какая представлена как правило побочными корнями без вывода главного, благоприятствует более обычному выкапыванию и высадке.

Пикировка может выполняться 2‑мя методами:

  • Перевалкой — пикировкой кустарника на новое место. Растение раскапывают с большим комом земли, не нарушая корневую систему, и опускают в подготовленную яму;
  • Высадкой в яму с дерновой землей. Это выполняют, когда растение кажется слабым и болезненным. До пересаживания кустарник осматривают, перебирают корешки и обрабатывают их древесной золой.

Особенности по гильзовке блока цилиндров

Необходимо учитывать материал, из которого изготовлен блок цилиндров (алюминий или чугун), а также вид изделия ― с гильзой или цельный. В некоторые алюминиевые блоки цилиндров нельзя устанавливать поршни ремонтного размера. Особенность цельных БЦ, изготовленных из чугуна, ― нанесение хона на стенки цилиндров. Достаточно редко можно встретить моторы с установкой стальных гильз в чугунном БЦ. Алюминиевые блоки цилиндров обычно выпускаются с гильзами, варианты цельнолитых БЦ встречаются значительно реже.

Сегодня автопроизводители отдают предпочтение блоку цилиндров из алюминия с установленными «сухими» гильзами. На стенки гильз наносится специальное покрытие для улучшения прочностных характеристик и износостойкости втулки. Взаимодействие поршня и поршневых колец происходит именно со стенками гильзы. Выпускаются БЦ из алюминия с возможностью применения ремонтных поршней и гильзовкой.

Существует вариант блока цилиндров из алюминия, в который при ремонте нельзя поставить поршни и кольца увеличенного размера. Деталей для таких ремонтных работ изготовители просто не выпускают. Однако блоки цилиндров этого типа также гильзуют. Следует помнить, что проблемы обычно возникают при установке гильз в алюминиевые БЦ, а с блоками из чугуна сложностей нет.

Первая проблема связана с очень значительной стоимостью оригинальных гильз для двигателей с предусмотренной изготовителем возможностью гильзования. Это делает экономически бессмысленным гильзование БЦ втулками из алюминия всего блока. Прибегать к такому способу целесообразно при установке одной гильзы.

В качестве альтернативного решения применяют установку втулок из чугуна в алюминиевые БЦ. Такой метод достаточно успешно используют мастера в России и других бывших советских республиках. При выполнении ремонтных работ необходимо обеспечит правильный натяг между втулкой и БЦ. До установки гильзы требуется выполнить комплексные замеры

Особое внимание надо обратить на подбор тепловых зазоров и обеспечение нужного отвода тепла. 

Необходимо учитывать нюансы, возникающие при установке гильзы в один цилиндр. Такая операция может привести к нарушению геометрии соседнего цилиндра. Специалисты также оценивают возможность использования метода запрессовки или свободной посадки. При свободной посадке охлажденная гильза устанавливается в нагретый блок цилиндров. При этом способе установки нужно использовать герметик. 

В нашу компанию вы можете обратиться за гильзовкой блока цилиндров.

Цены действительны с 1 сентября 2020 года

Двигатель

Цена, руб.

ВАЗ

3 900 руб.

Ока

1 900 руб.

Таврия

3 900 руб.

УАЗ Ø 100 мм

7 500 руб.

Иномарки легковые алюминий (за цилиндр) гильза чугун

3 350 руб.

Иномарки легковые чугун (за цилиндр) гильза чугун

2 900 руб.

Иномарки V-образные алюминий (за цилиндр) гильза чугун

4 000 руб.

Иномарки V-образные чугун (за цилиндр) гильза чугун

3 600 руб.

Иномарки грузовые (за цилиндр)

3 500 руб.

Перепрессовка поршней иномарка

300 руб.

Перепрессовка поршней отечественная

150 руб.

Мойка блока легковые

500 руб.

Мойка блока грузовые

700 руб.

Процедура гильзовки

Как утверждают специалисты, гильзовка автомобильного блока цилиндров двигателя возможна для любого ДВС. То есть такому ремонту подвергаются различные моторы.

Мастера обычно знают, какие двигатели изначально гильзованные на этапе автопроизводства, то есть гильзуются с завода, а какие позиционируются как неремонтопригодные. Поскольку мы разобрались, что ремонту подлежат все виды ДВС, наличие или отсутствие гильз с завода не играет решающей роли.

Если блок гильзовали на заводе, то чаще всего речь идёт о мокрых гильзах. Ремонт заключается в том, чтобы заменить изношенную втулку на новую. Это наиболее простой вариант гильзовки среди всех существующих. В некоторых случаях работы проводятся вручную. Для этого достаточно подобрать необходимые и подходящие ремонтные гильзы.

Также ошибочно считать, что при гильзовке замене подлежат абсолютно все втулки. Это напрямую зависит от того, какие из них износились. Заменить можно лишь те, которые уже израсходовали свой ресурс. Остальные остаются на своих местах и эксплуатируются до тех пор, пока и на них не образуются задиры и повреждения.

Если же перед вами негильзованный блок, то есть мотор с завода не предусматривает применение гильз в своей конструкции, и для него следует подобрать сухие гильзы, такая задача становится заметно сложнее.

  • В блоки из чугуна монтируют втулки, изготовленные на основе легированного чугуна;
  • Если блок выполнен из алюминиевого сплава, тогда следует использовать алюминиевые втулки.

Нельзя забывать, что сплавы для БЦ могут иметь различные добавки и дополнительные компоненты. Также на сами стенки наносятся специальные укрепляющие материалы, что обеспечивает улучшенную устойчивость к повреждениям и задирам. Потому будет лучше, если за подбор гильз возьмётся квалифицированный специалист.

Гильзование можно разделить на процесс запрессовки и горячее гильзование.

Запрессовка применяется в ситуациях, когда требуется старые гильзы заменить на новые втулки. Тут необходимо предварительно расточить цилиндры, чтобы создать идеально ровную и правильную геометрию для посадки новых гильз. Не допускается даже малейшее отклонение при расточке. Иначе поршни и их кольца не смогут нормально функционировать. После расточки запрессовывают втулки, устанавливают соответствующие поршни и двигатель собирается.

В случае с горячим гильзованием, когда монтируется сухая втулка, процесс выглядит так:

  • БЦ разогревают примерно до 150 градусов Цельсия;
  • перед установкой выбранную гильзу охлаждают, используя жидкий азот;
  • на втулку наносится раствор, не дающий образовываться конденсату в процессе установки холодной гильзы внутрь горячего блока;
  • гильза вставляется на своё подготовленное место.

Такой метод восстановления БЦ является оптимальным в плане качества, поскольку технология даёт возможность создать плотную посадку и обеспечить натяг на участках, где происходит соприкосновение втулки и блока. Сама втулка легко заходит на своё место, буквально под собственным весом. Чтобы полностью установить её в гнездо, мастеру достаточно немного постучать молотком. Никаких сверхусилий для запрессовки применять не нужно в случае с горячим гильзованием. В отличие от первого рассмотренного метода замены старой втулки на новую.

Но есть некоторые исключения, когда БЦ из алюминия предварительно не растачивают. Тогда монтаж втулки осуществляют путём запрессовки. Отличается процедура тем, что перед установкой гнездо под гильзу смазывают герметиком. А затем уже впрессовывают новый элемент.

На практике всё выглядит намного сложнее. Вот почему гильзование следует доверять исключительно высококвалифицированным специалистам с большим опытом, знаниями и соответствующими навыками. Не рекомендуется пытаться гильзовать БЦ своими руками. Без специальных инструментов и оборудования сделать это качественно практически невозможно.

Если следовать правилам, соблюдать все рекомендации и строго учитывать все технологические особенности гильзовки, минимально срок службы ДВС удастся продлить на 100 тысяч километров. Но в некоторых случаях машины с лёгкостью преодолевают отметки в 150-200 тысяч километров, правильно при этом обслуживая и эксплуатируя мотор.

Необходимость процедуры

В процессе работы элементы двигателя испытывает большую нагрузку. Ведь внутри них постоянно трутся поршни. Даже самая прочная сталь со временем истирается от этого. Внутренняя поверхность «родной» гильзы из круглой превращается в овальную. Это вызывает люфт поршневых колец, которые уже прилегают не так плотно. Отработавшиеся газы и топливная смесь проникают в картер. Мощность ДВС сразу же падает, увеличивается потребление масла.

Овализация устраняется расточкой, гнёздам возвращают изначальную геометрию путём стачивания внутреннего диаметра специальным станком. Однако, если толщина полости слишком мала или есть повреждения, это не помогает. Приходится вставлять новую готовую гильзу цилиндра ДВС.

Обычно такое происходит после:

  • длительной эксплуатации силового агрегата на грязном топливе;
  • неправильно проведённого ремонта;
  • несвоевременного прохождения ТО.

На внутренних полостях образуются каверны, неровности, задиры. Расточка возможна только при дефектах малой степени. Дальше помогает только установка вставок (диаметр гильзы цилиндра нужного размера) или общая замена гильзы блока цилиндров.

Применение съёмных втулок дало новую «жизнь» блоку ДВС. Его теперь стало возможно обновлять неограниченное количество раз. Без гильзы цилиндров автомобильного двигателя капитальный ремонт проводился бы только расточкой, которую допустимо делать не более 3-4 раз.

Технология гильзовки

Гильзование блока цилиндра можно провести на любом моторе. Возможна изначальная заводская гильзовка блока цилиндров, при которой стоит использовать мокрую гильзу, а изношенные втулки заменяются на новые. Такой вид ремонта нельзя назвать сложным, поскольку доступна ручная замена путем подбора готовых гильз. В одновременной замене втулок сразу во всех цилиндрах чаще всего нет никакой необходимости, а чтобы в этом убедиться, необходимо воспользоваться нутромером. Данный инструмент позволит провести диагностику каждой гильзы в блоке и заменить только изношенные.

Это интересно: Самостоятельная выгрузка двигателя

При выборе технологии ремонта стоит ориентироваться на вид гильз, а выбирать придётся между горячим гильзованием и запрессовкой. Помните, что чугунные гильзы подходят для блоков из того же материала, а гильзовка алюминиевого блока цилиндров осуществляется только путем установки гильзы из сплавов этого металла.

Предварительные работы выглядят следующим образом:

Необходимо провести расточку цилиндра, если речь не идёт о цилиндре из галникала

На данном этапе очень важно выдержать необходимую форму паза.
Хонингование пазов является следующим шагом, по завершению которого можно приступать непосредственно к гильзованию.

Метод горячего гильзования

Горячее гильзование блока цилиндра подходит для работы с сухими гильзами и предполагает реализацию следующих этапов:

  1. Нагревание блока цилиндров до 150 градусов.
  2. Охлаждение гильзы с помощью жидкого азота и её дальнейшая обработка специальным средством, благодаря которому установка холодной втулки в горячий блок не вызовет образование конденсата.
  3. Установка втулки в посадочное гнездо.

В плане качества такой метод считается наиболее подходящим, поскольку посадка получается плотной, а в зоне соприкосновения гильзы с блоком достигается необходимое натяжение. Под тяжестью собственного веса втулка без труда попадает в гнездо, в крайних случаях необходимо легко постучать молотком.

Метод запрессовки

Запрессовка актуальна в тех ситуациях, когда перед установкой втулок алюминиевый блок не растачивался. Ключевое отличие заключается в предварительном нанесении герметика в посадочное гнездо, далее втулка подвергается запрессовке в блок.

Мастера категорически против установки сухих гильз таким методом, поскольку допустимое значение натяга не должно превышать 0,05 мм. Процесс запрессовки с высокой долей вероятности может исказить форму гильзы, поэтому её толщина часто достигает 4 мм. Данный метод также может спровоцировать искажение гильзы непосредственно во время работы двигателя, поскольку внутри может присутствовать остаточное напряжение.

Как гильзуют блок цилиндров

Гильзование цилиндров является видом ремонта, который подходит для любого мотора. Как уже было сказано выше, блок цилиндров может быть гильзованным изначально, то есть с завода. Обычно такая конструкция предполагает «мокрую» гильзу и замену изношенных втулок на новые. Такой ремонт не является сложным по сравнению с другими видами гильзования, замену можно осуществить вручную, подобрав готовые ремонтные гильзы.  Также не обязательно сразу менять втулки во всех цилиндрах, так как вполне можно заменить только один изношенный элемент. Достаточно проанализировать состояние всех гильз в блоке, промерив их нутромером.

В других случаях, когда речь идет о «сухой» гильзе для негильзованного блока, задача усложняется. В чугунные блоки устанавливаются втулки из легированного чугуна, для БЦ из алюминиевых сплавов используют гильзы на основе алюминия. В состав сплавов могут также входить различные дополнительные компоненты или же наноситься на стенки отдельно для того, чтобы создать определенное устойчивое покрытие на стенках цилиндров.

Для запрессовки втулки сначала осуществляется расточка цилиндров, во время которой специалист добивается создания правильной геометрии посадочных гнезд под гильзы. Даже малейшие отклонения от нормы недопустимы, так как, например, эллипс в гнезде после установки проявится и на поверхности самой гильзы. Другими словами, возникнет эллипсность уже загильзованного цилиндра, что не позволит поршню и кольцам нормально работать.

Сам процесс так называемого горячего гильзования блока цилиндров, который предполагает установку «сухой» гильзы, осуществляется следующим образом:

  • блок цилиндров нагревается до температуры около 150 градусов по Цельсию;
  • гильза перед установкой охлаждается в жидком азоте;
  • затем гильзу обрабатывают специальным средством, которое не позволяет образовываться конденсату во время установки холодной втулки в горячий блок;
  • далее втулку вставляют в посадочное гнездо;

Такой способ гильзовки блока считается оптимальным по качеству, так как удается достичь плотной посадки и необходимого натяга в том месте, где гильза соприкасается с блоком. Втулка устанавливается легко, то есть заходит в гнездо под собственным весом или монтаж осуществляется легким постукиванием молотка.

Добавим, что в определенных ситуациях, например, когда алюминиевый блок не растачивается перед установкой втулок, гильзы монтируют при помощи запрессовки. Главным отличием при таком монтаже является то, что в посадочное гнездо предварительно наносится герметик, после чего втулка запрессовывается в блок. Так выглядит процедура гильзования цилиндров в общих чертах. Если все операции были выполнены правильно и достигнуты необходимые параметры, качественно загильзованный блок цилиндров позволит эксплуатировать двигатель минимум 100-150 тыс. км. при условии правильного обслуживания и эксплуатации ДВС.

https://youtube.com/watch?v=elDOkGrSIJk

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector