Десульфатация аккумулятора. работы своими руками, восстанавливаем емкость
Содержание:
- Как снять сульфатацию с автомобильного аккумулятора, инструментально
- Десульфатация АКБ простым ЗУ
- Как устранить сульфатацию пластин
- Что такое сульфатация и десульфатация
- Какие АКБ подлежат восстановлению
- Какое выбрать устройство с десульфатацией
- Десульфатация автомобильного аккумулятора электрическим током
- Восстановление простым зарядником, своими руками
- Как сделать десульфататор своими руками
- Сульфатация пластин АКБ
- Советы эксплуатации и сборке
- Профилактические меры
Как снять сульфатацию с автомобильного аккумулятора, инструментально
Десульфатацию аккумулятора проводят с помощью электрических импульсов, разрушающих структуру кристалла. При этом электролит не сливается
Важно только убедиться, что причиной потери емкости стало именно появление осадка сульфата свинца, не разрушение пластин или короткое замыкание
Используя специальный зарядник, не потребуется дополнительных действий. Нужно установить и подключить батарею. Подача переменного заряда в соотношении 1:10 с установленной периодичностью постепенно очистит пластины. Процесс длительный, но результат отражается на дисплее информацией о восстановленной емкости.
Схема снятия сульфатации аккумулятором обычным зарядным устройством выглядит так:
- Довести уровень электролита но нормы дистиллированной водой.
- Подключить зарядное устройство, установить напряжение 14 В, 1 А, заряжать 8 часов.
- Замерить напряжение, если оно меньше 10 В, АКБ не восстановится. Оставить батарею «отдыхать» сутки.
- Подключить ЗУ 14 В 2,0-2,5 А, держать зарядку 8 часов. В результате должно быть напряжение на клеммах 12,7-12,8 В. Плотность электролита должна быть 1,13 г/см3
- Подключить сопротивление разрядки, снижая напряжение на клеммах не ниже 9 В.
Цикл повторять до тех пор, пока плотность электролита не повысится до 1,27 г/см3. За счет постепенного растворения кристаллов, вызвавших сульфатацию, пластины аккумулятора приобретают пористость. Как результат, удается убрать дополнительное сопротивление, восстановить работоспособность АКБ.
Десульфатация АКБ простым ЗУ
Если вы, всё же, решились приобрести зарядное устройство с функцией десульфатации, то вам не нужно разбираться в сути этой процедуры. Прибор, соответствующий заявленному описанию, сделает всё сам. Однако попытаться восстановить АКБ можно и с помощью обычной зарядки. Это очень даже возможно, хоть и требует некоторых знаний и немало времени. Если хотите попробовать, вот вам проверенная на практике инструкция.
Для начала следует уточнить, какое зарядное устройство подойдёт для десульфатации, так как далеко не со всяким получится это сделать. Всё, что вам нужно, это возможность контролировать и регулировать параметры заряда. А именно — напряжение и ток. Для контроля хватит обычного мультиметра (лучше два, чтобы мониторить и напряжение, и ток одновременно). А вот для регулировки должна быть предусмотрена настройка напряжения.
Алгоритм десульфатации такой:
- Определите реальную ёмкость АКБ. Сделать это можно при помощи обычной автомобильной лампы из фары — зарядите аккумулятор полностью в обычном режиме, а затем разряжайте лампой до тех пор, пока напряжение на клеммах не упадёт до 10.5 В. Средний ток, потребляемый лампой, вычисляется путём деления мощности на напряжение. Далее, зная ток и время — вычисляете ёмкость (пример для наглядности есть ниже).
- Ограничьте ток заряда. Оптимальный ток что для обычного режима заряда АКБ, что для десульфатации — 10% от ёмкости. Не выше.
- Ограничьте напряжение. Оно на протяжении всей процедуры не должно превышать 14.4 В. На первом этапе, когда АКБ полностью разряжена, напряжение при указанном выше токе будет в районе 12.7-13.0 В. Далее, по мере заряда, оно будет подниматься.
- Заряжайте АКБ. Но не до упора, как в обычном режиме, а в течение 30-60 минут.
- Немного разрядите АКБ. Можно использовать всё ту же лампочку. Отключите АКБ от зарядного устройства, и нагрузите её лампой на 5-10 минут.
- Повторяйте пункты 4 и 5 до полного заряда. То есть, заряжайте аккумулятор, периодически его разряжая. Продолжать надо до тех пор, пока АКБ полностью не зарядится в таком режиме. О полном заряде можно судить по току, который снизился до 0,1 А при напряжении 14.4 В.
- При необходимости повторите процедуру. Как правило, если аккумулятор не сильно сульфатированный, для его восстановления хватает и одного такого цикла. Если же батарея сильно убита, то процедуру целесообразно повторить 2-3 раза. Но не более.
В процессе десульфатации в ручном режиме не допускайте:
- перегрева АКБ;
- «кипения»;
- тока выше 10% ёмкости;
- напряжения выше 14.4 В.
По завершении десульфатации ради интереса можете заново измерить ёмкость АКБ. Если она увеличилась, значит вы парились не зря. После очередного разряда можете зарядить аккумулятор в обычном режиме, либо пройти цикл тренировки по представленному выше алгоритму ещё раз.
Как устранить сульфатацию пластин
Под десульфатацией понимают воздействие на электроды и пластины различными способами, которые способствуют устранению образовавшегося налета солей кальция или свинца. Различаются такие виды очистки: механическую, химическую или с использованием неорганических присадок, электрохимическую с применением зарядного устройства.
Самым простым и быстрым способом десульфатации считается механическая очистка пластин от образовавшихся кристаллов соли. Батареи старого образца или обслуживаемые позволяют снимать крышку и получать доступ к пластинам и электродам.
Эти комплектующие извлекаются с батареи вручную и таким же образом очищаются – налет просто соскабливается с поверхности и щелей до полного устранения по мере возможности. Современные агрегаты чаще выпускаются необслуживаемого образца. Это не дает возможности попасть к банкам с электродами, чтобы их достать и почистить.
Для проведения очистки пластин севшей АКБ этим методом необходимо выполнить ряд операций:
Снять или срезать у обслуживаемых аккумуляторов верхнюю часть корпуса
Каждую из пластин зачистить вручную, осторожно, чтобы не повредить структуру электродов;
Установить очищенные пластины на их место в емкостях с соблюдением нужного зазора между каждой;
Сделать герметичным корпус, запаять снятую крышку;
Заполнить банки электролитом нужной плотности;
Провести проверку работоспособности АКБ, «подогнать» плотность жидкости к одному уровню во всех банках, не допуская разнос более, чем 0,01 кг/куб. см и концентрацию электролита не ниже 1,25, но не выше 1,31 кг/куб
см.
Для EFB батарей этот способ не применим, поскольку каждая группа электродов отдельно запаяна в сепаратор, предназначенный для предотвращения осыпания пластин.
В этой конструкции различается плотность электролита в банке и самом пакете (сепараторе), что испортит устройство после нарушения целостности. Этот фактор не дает провести механическую десульфатацию.
Химические присадки
Суть процесса заключается во введении в полость банок с электролитом специальных присадок с химическим составом, воздействующим на сульфаты кальция или свинца. В ходе зарядки растворы с присадками замедляют образование на электродах солевого налета, что возвращает до практически номинального заряда АКБ.
Чаще всего выбирают «Трилон-Б», однако не на всех батареях этот раствор одинаково эффективно срабатывает. Зависит реакция от особенностей конструкции аккумулятора, модели и технических параметров. Вероятность того, что химический способ десульфатации сработает — 50 на 50.
Состав «Трилона-Б» включает 5% аммиака, 2% кислоты органической производной от соли натрия, дистиллят. Эти компоненты к свинцу инертны, зато хорошо реагируют с налетом на электродах. В промышленности такой раствор применяется для превращения нерастворимых солей в растворимые.
Порядок проведения химической десульфатации:
- В соответствии с приведенными выше пропорциями готовится раствор «Трилон-Б»
- Аккумулятор заряжается полностью
- 2-3 раза производится промывка дистиллятом банок АКБ
- Не менее часа раствор должен провести в полости банок, чтобы закончились химические реакции и прекратились выделяться газы
- Неактивный раствор по завершению реакций сливается (откачивается без переворачивания устройства)
- 1-2 раза промывают с помощью дистиллированной воды внутреннюю часть банок
- Новый электролит, плотностью 1,25-1,27 кг/куб. см, заливается в каждую банку, проверяется его плотность и подгоняется к одному значению с разносом не более 0,01 кг/куб. см для каждой емкости
- АКБ заряжается полностью, корректируется концентрация жидкости
Электрохимический способ
Наиболее продуктивным способом десульфатации считается электрохимический, который осуществляется специальным зарядным устройством.
Суть электрической десульфатации заключается в пропускании через электролит тока с более высокими показателями, чем номинальные значения АКБ. Это приводит к естественному растворению в окружающей пластины жидкости скоплений свинцовых или кальциевых солей и растворение в ней, повышая плотность электролита. Это приводит показатели аккумулятора в норму.
Что такое сульфатация и десульфатация
Для начала разберем что такое сульфатация и как она образовывается. Когда АКБ передает энергию на потребитель, в нем протекает следующая химическая реакция:
Pb + 2H2SO4 + 2PbO2 = 2 PbSO4 +2H2O
Pb – свинец в пластинах;
PbO2 – активная замазка;
H2SO4 – кислота, содержащаяся в электролите;
PbSO4 – кристаллы сульфата свинца;
H2O – вода.
Однако при зарядке реакция проходит в обратном порядке – молекула сернокислого свинца (сульфат свинца) распадается на ион свинца и кислотный остаток. И все было бы отлично, но при постоянном недозаряде и глубоком разряде батареи, кристаллы разрастаются и их часть уже не участвует реакции. Постепенно нерастворимое вещество серо-желтого цвета покрывает сплошной пленкой пластину, забивает поры и препятствует поступлению положительно заряженных частиц свинца к токопроводящим частям.
От сюда узнаем, что сульфатация – это процесс образования кристаллов сульфата свинца на аккумуляторных пластинах, который возникает в результате протекания химической реакции при разряде АКБ. В итоге теряется емкость, чем и объясняется быстрая зарядка и мгновенная разрядка батареи.
Вернуть емкость аккумулятора можно только в том случае, если не осыпалась замазка и не разрушены свинцовые пластины. Определить это можно по цвету электролита – он должен быть светлым и без взвесей.
Процесс десульфатации подразумевает под собой очищение пластин от сернокислого свинца, который образовался в результате неправильной эксплуатации аккумулятора либо просто от времени. На сегодня существует три основных способа восстановления:
- механический способ – очистит пластины;
- химический – использовать специальный раствор;
- электрический – специальным устройством или обычной зарядкой.
Наиболее простой и доступный способ десульфатации в домашних условиях – это при помощи специального зарядника, устройства или обычным ЗУ. Главное заряжать в правильной последовательности. Это позволит восстановить емкость батареи, продлить срок службы, а соответственно и сэкономить деньги на покупке нового аккумулятора.
Обратите внимание. При отсутствии специального устройства или зарядника-десульфататора, процедуру можно провести обычной зарядкой для вашего АКБ
В этом случае нужно выполнить специальные циклы зарядки и разрядки. Эффект будет чуть хуже, однако и это поможет частично очистить пластины от осевшего сернокислого свинца.
Какие АКБ подлежат восстановлению
Ошибочно считать, что путём десульфатации автомобильных аккумуляторов можно спасти абсолютно любую батарею.
Прежде чем приступать к такой процедуре, необходимо проверить состояние батареи, убедиться в отсутствии внешних и внутренних повреждений. Если АКБ падала, её сильно ударяли, тогда дефекты наверняка имеются. Восстановление батареи с дефектами потенциально несёт в себе дополнительную угрозу.
При отсутствии всех этих проблем, но при наличии признаков сульфатации стоит попробовать восстановить аккумулятор. Делается это при наличии таких симптомов:
- Батарея быстро заряжается, но так же быстро разряжается. Один из наиболее характерных признаков сульфатации.
- Кипит электролит. Если спустя короткое время после начала заряда рабочая жидкость внутри батареи кипит, это тоже признак.
- За короткий промежуток времени батарея начинает сильно нагреваться.
- На пластинах, если их можно визуально проверить, имеются признаки белого налёта. Это и есть тот самый сульфат свинца.
- Падают показатели ёмкости. Для проверки ёмкости потребуется обратиться в сервис, либо же воспользоваться специальным оборудованием. Сравните текущую ёмкость с заводскими показателями. Если ёмкость упала ниже 40% от номинальной, восстановление вряд ли возможно.
Но попробовать всегда стоит. К тому же заниматься десульфатацией можно в гаражных условиях, не привлекая к работе специалистов. Существует несколько действенных и доступных всем методов.
Какое выбрать устройство с десульфатацией
Несмотря на то, что процесс десульфатации можно осуществить с помощью простого зарядника, большей эффективности, при меньших временных затратах, можно достичь, если использовать специальные ЗУ. Наиболее качественными зарядными устройствами, оснащёнными функцией десульфатации являются:
- «Вымпел 55» — относительно недорогое ЗУ оснащённое, которое имеет встроенные программы зарядки различных АКБ, а также функцией десульфатации аккумуляторных пластин.
- «Полюс-912Т» — устройство также оснащено циклической программой, которая позволит легко восстанавливать старые, покрытые оксидной плёнкой, аккумуляторы. Устройство идеально подходит для десульфатации необслуживаемых батарей, ведь весь процесс восстановления пластин осуществляется в автоматическом режиме.
- «OptiMate PRO 8» — профессиональная зарядная станция с функцией восстановления аккумуляторов. Позволяет одновременно заряжать до 8 аккумуляторных батарей напряжением 6 или 12 вольт. Устройство может быть эффективно использовано для зарядки не только автомобильных АКБ, но и для восстановления заряда стационарных устройств большой мощности работающих в системах бесперебойного питания.
Кроме использования заводских моделей зарядных устройств, оснащённых функцией десульфатации, можно изготовить самодельное ЗУ из трансформатора, реле сигналов поворота и мощной 12 – вольтовой лампочки. Такая моргалка для десульфатации будет не менее эффективной, а стоимость изготовления – минимальной.
Десульфатация автомобильного аккумулятора электрическим током
Устранить сульфат свинца можно также при помощи электричества. Народные умельцы-автолюбители собирают собственные устройства для таких целей. В интернете легко находится схема и видео, как сделать их из ЗУ, используя трансформатор и выпрямитель. Основой является импульсный ток, который приводит в действие электроны, удаляющие с поверхности пластин все «ненужное». Но для правильной сборки таких инструментов нужно быть хоть чуть-чуть электриком и разбираться в этой сфере. В противном случае, не зная всех тонкостей, можно даже случайно уменьшить емкость АКБ. Поэтому данные способы мы здесь описывать не будем.
Использовать электроток для избавления аккумуляторов от сульфата свинца можно и без собирания сложных устройств. Не нужно особых навыков — только время, работающую домашнюю розетку и ареометр, чтобы он снимал показания плотности.
Извлеките аккумулятор из авто и измерьте плотность электролита в каждой из банок. Подключите провода от зарядного устройства (например, «Вымпел 55») к соответствующим полюсам аккумуляторной батареи. Ток необходимо поставить 0,04 от емкости АКБ. Обычно это будет 2,4 А. Напряжение ставьте 14 В. 8 часов заряжайте ваш аккумулятор, затем отключите его на 12-14 часов, чтобы концентрация электролита стала равномерной.
Повторите операцию от трех до пяти раз, в зависимости от наличия времени и степени сульфатации. Затем осмотрите пластины и измерьте плотность электролита. Белый налет должен уменьшиться, а плотность — увеличиться.
Если у вас есть возможность оставить авто без аккумулятора на длительное время, можно использовать еще один способ борьбы с сульфатом свинца, для которого потребуется «Вымпел 55» или другой зарядник.
Сначала просто зарядите аккумулятор полностью, как вы обычно это делаете. Затем слейте электролит и залейте дистиллированную воду. В таком виде подключите его к «Вымпел 55» на напряжении 14 В. Должно быть выделение газов, но слабое. Если же оно сильное, то надо понемногу снижать напряжение до достижения нужного эффекта.
Придется оставить его так на 10-14 дней. После этого возьмите ареометр и измерьте плотность воды. За это время она должна стать электролитом слабой концентрации. Снова замените его дистиллированной водой и повторите длительный процесс зарядки. После второго раза, если плотность воды мало изменилась, можно считать снятие сульфата свинца законченным, сливать воду, заливать электролит и заряжать до рабочего состояния.
После того, как вы с помощью вышеописанных способов уберете сульфат свинца с АКБ, то есть будет произведена десульфатация, то наверняка задумаетесь, что проще было бы свести к минимуму сульфатацию в будущем.
Как ее предотвратить:
- регулярно проверяйте плотность электролита ареометром, а также его количество в банках;
- не оставляйте автомобиль в мороз на улице или неотапливаемой парковке;
- ток при зарядке должен быть не выше 1/10 от емкости аккумулятора, этот параметр легко выставить на ЗУ «Вымпел 55», как и на любом другом.
Соблюдая правила эксплуатации, вовремя занимаясь обслуживанием аккумулятора можно существенно продлить его срок службы.
Восстановление простым зарядником, своими руками
Производить десульфатацию АКБ можно самостоятельно с использованием специального или стандартного зарядного устройства.
Обычное зарядное устройство бывает автоматическим с возможностью регулирования подаваемых на клеммы токов и напряжения и режимом «Десульфатация» или упрощенным с необходимостью контроля процесса. Самый удобный вариант — это автоматическое импульсное зарядное устройство с режимом десульфатации.
Этапы зарядки автоматическим зарядным устройством с режимом десульфатации включает следующие этапы:
- К соответствующим полюсам АКБ подключаются отрицательная и положительная клеммы автоматического устройства;
- Настраивается нужное напряжение и сила подаваемого тока, включается режим «Десульфатация»;
- К сети подсоединяется оборудование;
- Батарея начинает заряжаться, на отрицательной клемме происходит процесс возобновления пластин;
- По окончании процесса зарядки до полного восстановления ее емкости и плотности электролита производится отключение от питания, снимаются клеммы батареи автоматического устройства.
Время процесса зависит от многих факторов:
- Степени разряженности АКБ;
- Емкости оборудования;
- Уровня сульфатации электродов.
Для расчета среднего времени зарядки делят емкость АКБ на средний показатель тока зарядки. Чаще всего требуется от 15 часов до 3 суток для полного восстановления оборудования.
Инструкция зарядки АКБ обычным зарядным устройством
Для этого типа зарядки аккумуляторной батареи электрохимическим способом необходимо осуществлять регулярный контроль процесса и постоянно в него вмешиваться. Для достоверности и точности зарядки инструкция разработана для батареи с плотностью электролита 1,07 г/куб. см и напряжением 8 В на клеммах оборудования. Без получения напряжения у данного прибора начинается спустя 15 минут кипение при типичной зарядке.
Для десульфатации необходимо сделать следующее:
- Обеспечить для зарядки устройства помещение с хорошей циркуляцией воздуха;
- Проверить уровень в банках АКБ электролита и восполнить его при необходимости дистиллированной водой;
Важно! Разбавлять концентратом или электролитом любой плотности перед зарядкой запрещено!
- Подключить батарею к зарядному прибору;
- Выставить ток с силой 0,8-1 А и напряжением 13,9-14,3 В примерно на 8-9 часов. Эти манипуляции позволят поднять напряжение на клеммах АКБ до отметки 10 В, оставив уровень плотности электролита без изменений;
- Отключить аккумулятор от зарядного устройства и продержать в таком состоянии примерно сутки;
- Повторное подключение батареи к заряднику производится с новыми параметрами тока: силой 2-2,5 А и напряжением 13,9-14,3 В на 8-9 часов;
- После повторной зарядки параметры аккумулятора изменятся: плотность электролита возрастет до отметки 1,12 г/куб. см, а напряжение на клеммах поднимется до 12,8 В;
- Это свидетельствует о начале десульфатации. Для следующего шага необходимо разрядить батарею до отметки 9 В с помощью подключения к клеммам активного сопротивления – лампы или фары. Среднее время для разряда – 8-9 часов. Плотность электролитической жидкости будет держаться на уровне 1,12 г/куб. см;
Это интересно: Способы восстановления аккумулятора телефона
Необходимо контролировать процесс разрядки АКБ, поскольку конечное напряжение должно остаться не ниже 9 В.
Последующая пара зарядки и разрядки батареи по вышеуказанному сценарию позволит повысить уровень электролита до показателя 1,16 г/куб. см. Необходимо повторять цикл до тех пор, пока плотности не достигнет значения 1,26 г/куб. см или не приблизится к номинальному 1,27 г/куб. см.
Важно! Длительность работ по десульфатации АКБ с помощью обычного зарядного устройства в зависимости от состояния батареи и сложности процесса может занять до 2 недель. Как показывает практика, подобные манипуляции обновляют аккумулятор на 80-90%
Как показывает практика, подобные манипуляции обновляют аккумулятор на 80-90%.
Как сделать десульфататор своими руками
При наличии умелых рук и определенной квалификации можно сделать ЗУ с режимом десульфатации самостоятельно.
Простой десульфатор
Если у пользователя уже есть зарядное устройство, для десульфатации можно собрать отдельный прибор. Он получится несложным.
Схема простого десульфатора.
Основой схемы служит понижающий трансформатор с однополупериодным выпрямителем на параллельно включенных диодах VD1, VD2. Во время положительной полуволны сетевого напряжения напряжение на базе транзистора VT1 растет. При достижении определенного порога он открывается и через аккумулятор, подключенный к зажимам X1 и X2, начинает течь зарядный ток. Его величина определяется порогом открывания транзистора VT1 и регулируется потенциометром R2. При отрицательном полупериоде транзистор закрыт, и аккумулятор разряжается через резистор R3 (ток задается номиналом резистора). Таким способом чередуется заряд аккумулятора номинальным током и разряд пониженным.
В приборе можно применить трансформатор ТС-180, который использовался в ламповых телевизорах. Все вторичные обмотки удаляются, вместо них проводом толщиной не менее 2 мм наматываются две вторичные обмотки по 40 витков на разных стержнях сердечника и соединяются последовательно. Так обеспечится ток не менее 10 А.
Трансформатор ТС-180.
Транзистор можно использовать любой структуры n-p-n с достаточным током коллектора. Его надо установить на радиаторе. Для контроля тока и напряжения надо установить стрелочные или цифровые приборы:
- ампермер на ток до 12..15 А;
- вольтметр на напряжение 16..20 вольт.
Резистор должен быть мощностью не менее 10 ватт. Можно применить резистор типа ПЭВ, а можно составить его из нескольких параллельно включенных двухваттников (не менее 5).
Мощный резистор ПЭВ.
Собрать прибор можно навесным монтажом, а можно разработать печатную плату, но это не очень целесообразно. Корпус можно сделать любой или подобрать готовый. Его конструкция не должна затруднять воздухообмен с окружающей средой.
Зарядно-десульфатирующий автомат
Можно производить десульфатацию аккумулятора зарядным устройством – в таком приборе совмещаются две функции. Такая схема несколько сложнее, но аппарат «2 в 1» универсален, а в некоторых случаях более удобен.
Схема зарядного устройства с десульфатором.
Основой прибора служит тот же понижающий трансформатор с однополупериодным выпрямителем на диоде 1VD1. Окончание заряда контролируется узлом на микросхеме 1DA1 (554СА3), которая представляет собой недорогой и распространенный компаратор. Напряжение аккумулятора сравнивается с образцовым напряжением, которое задает стабилитрон 1VD11. Уровень срабатывания компаратора определяется положением движка подстроечного резистора R16. Когда компаратор срабатывает, на его выходе 9 появляется низкий уровень, зажигается светодиод оптрона U1, на управляющем электроде симистора 1VD1 исчезает управляющее напряжение. При ближайшем переходе сетевого напряжения через ноль симистор отключается. Заряд закончен. Прибор переводится в ручной режим замыканием тумблера SA2, при этом симистор открыт всегда.
Режим десульфатации включается тумблером 1SA1 (функция может быть активна только при включении устройства в сеть, за этим следит своими контактами реле К1). Во время отрицательно полуволны аккумулятор разряжается через резистор 1R11, его номинал определяет ток разряда.
Сульфатация пластин АКБ
Да простят автора Авто без СТО кандидаты химических наук, но формул со сложной терминологией не будет. Явление сульфатации свинцово-кислотного аккумулятора легко можно объяснить человеческим языком. А нужно это для того, чтобы понять, как работает обратный процесс. То есть, десульфатация, ради которой вы сюда пришли.
Что представляет собой АКБ? Это пластиковая ёмкость, поделённая на отсеки (банки). В каждом таком отделении помещены свинцовые пластины. Также, независимо от технологии, имеется электролит из воды и кислоты. Чтобы аккумулятор работал — заряжался и отдавал накопленную энергию, электролит должен контактировать со свинцом. Ключевым моментом здесь является площадь контакта.
От неё зависят следующие показатели АКБ:
- Номинальная ёмкость (А*ч) — чем большая площадь пластин взаимодействует с электролитом, тем больше энергии может накапливать батарея.
- Максимальный пусковой ток (А) — он тем выше, чем больше свинца контактирует с кислотой.
- Просадка напряжения при нагрузке (В) — с увеличением площади контакта АКБ увереннее держит нагрузки.
Сульфатация — это образование сульфата свинца на пластинах в процессе разрядки аккумулятора. В результате на них появляется налёт светло-серого цвета. Если разряженную батарею сразу же заряжают, этот сульфат пропадает. Далее всё повторяется по циклу на протяжении всего срока эксплуатации АКБ, и это норма.
Проблемы начинаются тогда, когда аккумулятор длительное время простаивает в разряженном состоянии. Образовавшийся на пластинах сульфат твердеет настолько, что при последующей зарядке уже не может раствориться. Соответственно, если косяк повторяется, к старому налёту добавляется новый. По итогу получаем АКБ, пластины которого закрыты от электролита.
Площадь контакта свинца с кислотой уменьшается. В результате пропадает ёмкость, снижается максимальный пусковой ток, а просадки напряжения при нагрузках стремятся к нулю вольт.
Советы эксплуатации и сборке
Требования к силовому трансформатору аналогичны требованиям предыдущей схемы. Диод 1VD1, тиристор 1VS2 и симистор 1VS1 надо установить на радиаторы. Мощный резистор 1R11 может быть любым (одиночным или составным), а 1R1 – обязательно проволочным. Не помешает установка в корпусе вентилятора. Запитать его можно от линии +12 вольт. Резистор 1R6 устанавливается на передней стенке корпуса, там же надо смонтировать вольтметр и амперметр.
Для наглядности рекомендуем серию тематических видеороликов.
Десульфатация может существенно продлить жизнь аккумуляторной батареи. Провести ее можно в домашних условиях, а самым безопасным и эффективным методом является электрохимический. При наличии квалификации прибор для выполнения такой процедуры можно изготовить самостоятельно.
Профилактические меры
Замедлить сульфатацию пластин помогает соблюдение таких правил:
- Регулярное измерение уровня электролита. Нельзя допускать выкипания жидкости.
- Измерение плотности кислотного раствора. Для этого используют специальный прибор – ареометр.
- Правильное использование аккумулятора. Элемент питания нельзя оставлять в нерабочем состоянии надолго, особенно при низкой температуре воздуха. В зимнее время рекомендуется вынимать АКБ из автомобиля и заносить ее в помещение.
При зарядке нельзя подавать ток силой, превышающей 10% емкости аккумулятора.
Средний срок службы аккумуляторной батареи в среднем 5-7 лет, у дешевых моделей – 3-4 года, продлить жизнь АКБ может помочь автомобильное зарядное устройство с десульфатацией. Это прибор, который для снятия сульфатных отложений, с забитой батареи, использует циклично повторяющиеся импульсные токи различной амплитуды и полярности.