Повышенный расход масла в двигателе: симптомы и причины

Содержание:

Почему расход масла в двигателе увеличился

Повышенный расход масла может быть спровоцирован множеством причин, одни лежат на поверхности и легко устранимы, а другие – требуют тщательной диагностики и сложного ремонта. Чаще всего, «масложор» вызван неисправностями двигателя, а также особенностями эксплуатации транспортного средства.

Поломка масляного фильтра

Возможные причины:

  • некачественно или совсем не закручен корпус фильтра;
  • деформация корпуса (деталь изначально была бракованная или низкого качества);
  • уплотнительная прокладка пришла в негодность.

Решение проблемы: заменить фильтр и залить новое масло, если есть необходимость, специалист чистит масляную систему.

Износ прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ)

Происходит такое по двум причинам:

  • использование бензина низкого качества;
  • изношенность наступила по причине температурных перепадов;
  • некачественно выполнена замена прокладки.

Характерный признак – начинает дымить двигатель.

Решение проблемы: заменить прокладку ГБЦ и сделать это не позднее, чем через 10 тысяч километров.

Вязкость смазки не соответствует техническим характеристикам авто

Если залить масло более высокой вязкости, чем рекомендует производитель, поршневые кольца не смогут справляться со своей функцией. Часть масла будет оставаться на стенках цилиндров. В результате смазка попадает в камеру сгорания, происходит перерасход.

Чрезмерное давление картерных газов

Это случается при износе мотора. Эксперты рекомендуют поступить следующим образом:

  • провести диагностику двигателя;
  • проверить исправность клапана картерных газов, в случае неисправности провести ремонт или полную замену;
  • при наличии фильтра очистки картерных газов провести его чистку.

Когда неисправность будет устранена, систему вентиляции картерных газов нужно промыть.

Выход из строя маслосъемных колпачков

Естественный износ колпачков происходит по причине температурных перепадов, они теряют эластичность и не справляются со своей задачей – на ходовой части клапана остается смазывающая жидкость, образуется нагар, расход масла резко увеличивается. Чтобы заменить сальники, необходимо разобрать двигатель.

Выход из строя колец поршня

В процессе эксплуатации поршневые кольца изнашиваются, поскольку происходит трение о стенки цилиндров. Когда степень износа достигает критического значения, определенная часть масла сгорает с топливом. Определить поломку можно по изменившемуся цвету и запаху выхлопных газов, также появляется запах горелого масла. Еще одна причина износа колец – недостаточный уровень охлаждающей жидкости, таким образом, мотор перегревается, а кольца на сленге водителей «залегают».

Решение проблемы: замена поршневых колец. Такой ремонт сложный и затратный, поскольку требует полного разбора двигателя.

Существует и другая причина поломки поршневых колец – их закоксованность. Причина – выбор неправильного масла или масла плохого качества. Решение – раскоксовка специальным средством.

Деформация стенок цилиндров мотора

Причина – естественный износ блока цилиндров. Такая ситуация происходит, как правило, в автомобилях с большим пробегом. В результате часть масла оказывается в камере сгорания из-за неплотного прилегания колец к стенкам блока цилиндров. Определить проблему можно по характерному дыму синего цвета.

Решение проблемы: потребуется расточить блок, чтобы вернуть цилиндрам первоначальную форму. Ремонт сложный и дорогой.

Для двигателей, выполненных из алюминия, деформация блока цилиндров – процесс естественный. Происходит такое из-за сильного перегрева.

Нужна замена сальников коленчатого или распределительного валов

Износ случается из-за температурных перепадов, а также по причине механических повреждений. Кроме этого, сальник выходит из строя, когда неправильно подобрано масло и жидкость разъедает деталь.

Диагностика этой проблемы – задача сложная, поскольку визуально эту деталь невидно. Определить поломку можно по характерным следам масла в том месте, где соединяются коленчатый вал и коробка передач.

Решение проблемы: демонтаж коробки передач и замена сальников. Работа достаточно сложная, но обойдется недорого.

Что будет, если чрезмерное потребление масла не устранить?

В ряде случаев потребления, выходящего за пределы нормированного, двигателем испытывается недостаток смазочного материала, что может стать одной из причин сильнейшего загрязнения масляной системы, способного спровоцировать большой расход масла и значительно подкосить вашу машину. Потеря смазки ведет к падению давления масла, ускоренному износу, резкому сокращению ресурса и выходу двигателя из строя. Восстановление или замена двигателя стоят очень дорого, поэтому чрезмерное потребление смазочных средств необходимо устранять на как можно более ранней стадии появления проблемы, если не хотите разориться на новый двигатель.

Почему устранение проблемы повышенного расхода крайне важно?

Следует сразу сказать, что при высоком износе двигателя и большого вытекания смазочного материала вам потребуется ремонт двигателя. Но очень часто, особенно, когда проблема только стала проявлять себя, есть более простые, а главное, недорогие способы решения проблем, из-за которых неправильно расходуется масло.

В двигателе увеличен расход масла, но мотор не дымит: основные причины

Чтобы разобраться, почему двигатель ест масло, но не дымит, нужно изучить возможные причины повышенного расхода смазки.

Прежде всего, если масляного дыма нет, но расход масла выше нормы, на первый взгляд может показаться, что с цилиндропоршневой группой нет проблем.

С одной стороны, это большой плюс, так как нет острой необходимости ремонтировать двигатель. При этом если масло куда-то уходит, силовая установка все равно нуждается в диагностике. Давайте разбираться.

Как правило, увеличенный расход смазочной жидкости без явного дымления двигателя водители часто списывают на плохое качество масла. Еще некоторые склонны полагать, что после езды на высоких оборотах увеличение расхода и вовсе является нормой.

Сразу отметим, как в первом, так и во втором случае допускаются определенные потери, но если масло приходиться доливать литрами на 2-3 тыс. км. пробега, тогда дело никак не в качестве смазки и особенностях эксплуатации авто.

Другими словами, имеются проблемы, которые нужно устранять. Чаще всего основной причиной является утечка масла. При этом далеко не всегда имеется явная течь, когда после стоянки можно заметить капли смазки под машиной. По этой причине на месте стоянки нужно положить под автомобиль лист белого картона.

Обнаружение желтоватых пятен на листе укажет на то, что течет моторное масло или трансмиссионное на авто с МКПП, тогда как красноватые пятна будут указывать на утечки смазки из коробки «автомат» или ГУР. Также проверка может ничего не дать, то есть лист окажется чистым.

В этом случае утечку также нельзя исключать, но при этом определение места утечки будет еще более затруднено. Итак, есть ли пятна под авто или нет, переходим к следующему этапу, который предполагает визуальный осмотр подкапотного пространства и ДВС.

Нужно сразу осмотреть прокладку клапанной крышки, так как эта проблема очень распространена. Если заметны потеки масла по внешней стороне двигателя, тогда неполадка очевидна. Решение — замена прокладки крышки клапанов или установка клапанной крышки на свежий герметик.

В том случае, когда потеков из-под крышки не видно, нужно спуститься под автомобиль и осмотреть прокладку поддона. Указанная прокладка может быть изношена. Также при эксплуатации не следует исключать вероятность ударов по поддону, что нарушает герметичность соединения и приводит к утечкам смазки.

Следующим элементом для проверки становятся сальники. Течь может как передний сальник коленчатого вала, так и задний. Также нередко подтекают и сальники распределительного вала.

При этом само состояние сальников при наружном осмотре определить сложно. Верным признаком утечки масла является «запотевание» сальников, сильное замасливание в месте их установки и т.д.  При этом менять сальники двигателя нужно быстрее. Дело в том, что кроме потерь смазки масло может попадать на другие детали и узлы.

Кстати, на многих ДВС датчик давления масла расположен над масляным фильтром. Визуально можно ошибочно принять течь датчика за утечки из-под корпуса фильтра масла, однако замена маслофильтра на новый ничего не дает. По этой причине перед принятием решения о замене фильтра нужно убедиться в том, что датчик исправен.

Отдельного внимания в рамках диагностики заслуживает заглушка распредвала, которую можно встретить на двигателях с двумя распределительными валами или ДВС с одним распредвалом, которые не имеют трамблера.

В этом случае масло протекает через уплотнительное кольцо, при этом замены требует вся заглушка. Указанный элемент бывает как пластмассовым, так и изготавливается из резины. На практике резиновые заглушки более долговечны.

Единственное, если пластиковую заглушку можно поменять быстро и легко, то резиновая требует более точной установки на место, чтобы избавиться от течи и добиться нужной герметичности.

Если мотор оснащен трамблером, масло может протекать через уплотнительное кольцо. Замена такого кольца не является сложной, однако далее нужно будет выставлять УОЗ.

Более сложным случаем является такой, когда масло попадает в трамблер. Основным признаком является характерный треск (трещит подшипник), а также сбои в работе трамблера. В этом случае трамблер потребует разборки, чистки и замены подшипника вместе с сальником.

Турбокомпрессор

Турбокомпрессор загоняет сравнительно малое количество масла во впускную систему будучи даже исправным. Ведь в турбине роль сальников играют газодинамические уплотнения, зафиксированные на концах вала.

Они изолируют центральный корпус турбокомпрессора от впускной и выпускной систем двигателя. Принцип работы и сама конструкция газодинамического уплотнения аналогичны компрессионным кольцам – они не особо герметичны и позволяют части газов попадать в двигатель.

Некоторые режимы работы могут заставить любую турбину образовывать одновременно высокое давление отработавших газов и чрезмерное разрежение на впуске. Такой перепад давления способствует прорыву части газов из горячей улитки в холодную через газодинамическое уплотнение. Газы «берут с собой» масляный туман, находящийся в центральном корпусе, на «впускную» сторону.

Внешне это явление выглядит следующим образом: стыки патрубков турбины запотевают, и масло попадает в интеркулер. Количество «ушедшего» масла не нормируется – показатель зависит от конкретной модели турбокомпрессора и режима функционирования мотора.

Когда газодинамические уплотнения плохо работают, и их износ неизбежен, турбина начинает гнать масло с более высокой силой. Его потери значительно сокращаются при обильном спаде давления  — в момент возникновения чрезмерного разряжения на стороне впуска и противодавления на выпуске. Это происходит тогда, когда сильно воздушный фильтр и нейтрализатор уже имеют высокую степень забитости.

Причины повышенного потребления масла при отсутствии дыма

Основной причиной обозначенной проблемы являются видимые утечки масла, которые были рассмотрены выше. А вот как быть в ситуации, когда визуальный осмотр не принёс результатов и утечки не обнаружены? Не стоит принимать скоропалительных решений. Если мотор стал кушать значительно больше масла, то течь присутствует. Вот только заметить её не так просто.

Проблема может крыться в одной из следующих деталей:

  1. Турбина. Такой конструкционный узел транспортного средства не просто нуждается в постоянном наличии смазки, но и его охлаждение осуществляется за счёт масла. Если вал сильно изношен, то масло может постепенно попадать на насосное и турбинное колесо. По нему оно устремляется во впуск, далее в камеру сгорания, а на последнем этапе своего путешествия прямиком в глушитель. Результат такого маршрута проявляется в чёрном дыме.
  2. Трамблёр (распределитель зажигания). Когда силовой агрегат оснащается таким устройством, то масло легко может просачиваться сквозь уплотнительное кольцо. Для определения проблемы потребуется снять крышку трамблёра и провести визуальный анализ его составляющих (при наличии масло, его невозможно будет не заметить).
  3. Дефект на заглушке распредвала. Данная деталь устанавливается на те двигатели, где есть пара распределительных валов. Реже её можно отыскать на единичном вале и то лишь при условии, что мотор не имеет трамблёра. Если дефект имеется, тогда масло будет течь через уплотнительное кольцо.

Своевременное обслуживание и правильная эксплуатация транспортного средства станет залогом низких расходов на ремонт мотора и покупку масла. Под понятием “правильной эксплуатации” подразумевается умеренный режим эксплуатации мотора. Когда во время ежедневных поездок постоянно давать мотору высокие обороты, тогда до повышения расхода смазки будет не долго.

Печать

Определение цвета выхлопа

Эту операцию необходимо делать вдвоем. Один нажимая на педаль газа или привод/ручку дроссельной заслонки/ТНВД, поднимает обороты двигателя до 2-3 тысяч. Второй смотрит – дымит ли мотор. На дизельных двигателях во время резкого нажатия на педаль газа может появляться черный дым, который исчезает после понижения оборотов двигателя. Серый или сизый дым, усиливающийся по мере роста оборотов мотора, говорит о попадании масла в цилиндры через колпачки, кольца или пробитую прокладку, поэтому нужна их замена. Если выхлоп бесцветный, колпачки, кольца и прокладка в порядке.

Поиск утечек

Машина с сильными утечками оставляет на асфальте масляные пятна и требует срочного ремонта. Слабые утечки проявляются лишь при работе мотора под нагрузкой, поэтому следов на земле от них не остается. На поверхности полностью исправного мотора не должно быть следов масла. Если обнаружили жирное мокрое или влажное пятно, то в этом месте утечка. Для уточнения необходимо завести мотор и оставить работать на холостых, чтобы прогрелся до рабочей температуры, после чего еще раз осмотреть вызывающее подозрение место.

Если оно не стало мокрей, необходимо плавно, в течение минуты, поднимать обороты до максимальных и внимательно наблюдать за подозрительным местом. Если и это не помогло обнаружить утечку, придется проехать на автомобиле 10-20 километров, время от времени резко ускоряясь. В таком режиме давление в камере сгорания гораздо выше, чем обычно, поэтому и количество газов, прорвавшихся в картер, заметно больше. Если после такой проверки подозрительное место намокло сильней – проблема в неисправности системы вентиляции картерных газов и плохой затяжке или повреждении прокладки.

Проверка системы вентиляции картерных газов

Для этого откручивают хомуты крепления и снимают клапан PCV, после чего продувают губами или компрессором. Если он исправен, то воздух будет проходить только в одну сторону с небольшим усилием. После этого нужно снять и продуть все шланги, затем проверить патрубки. Возможно, один из них забит грязью или отложениями.

Нормы расхода

Для автомобилей, которые делают сегодня, норма расхода масла составляет три десятых процента от потраченного топлива. Для больших авто, которые работают на дизельном горючем, нормальный расход масла равен одному-трем процентам от затраченного дизеля. Все эти данные написаны в эксплуатационном руководстве.

Многие водители полагают, что лить смазку в мотор нужно лишь при техническом обслуживании транспортного средства. Если смена автомасла в двигателе осуществляется раз в 10 000 км, то расход масла от одной замены до другой составит приблизительно литр.

Повышенный расход масла в двигателе может быть обусловлен следующим:

  • прогорание нефтепродукта на цилиндрах (главная причина);
  • изношенность двигателя авто. Изношенный силовой агрегат расходует больше смазки, чем нужно;
  • турбированные двигатели потребляют много автомасла. Оно необходимо для смазывания компрессора;
  • повреждение уплотнителей.

Зачастую большой расход масла в двигателе объясняется обыкновенной протечкой. Неполадку возможно устранить, обратившись в автосервис. Его сотрудники поменяют износившиеся запчасти (сальники, накладки, отвечающие за герметичность). Обычно утечка возникает в клапанной пробке, головке цилиндрового блока.

Еще одним проблемным местом считаются сальники, находящиеся в распредвале, коленвале. Подобную протечку возможно обнаружить лишь посредством инструментов. Признаком утечки является пятно масла, расположенное на картерной стенке. Устранить неполадку нужно как можно быстрее.

Весьма серьезной проблемой считается протекание расходника в картерном поддоне. Она выявляется лишь при демонтированной защите. Автомобиль должен располагаться на специальной эстакаде. Состояние картерного поддона нужно проверять каждый раз при заливке свежего нефтепродукта в двигатель. Вызвать протечку может поврежденный сальник коленвала. Он располагается под трансмиссией.

Куда девается масло?

У данного явления может быть несколько причин. Масло в двигателе Нивы может уходить несколькими путями и каждый из них нуждается в особом внимании.

Сальники и сапун

Сальники уплотняют места выходов вращающихся частей двигателя. На Ниве установлено два сальника коленчатого вала — спереди и сзади. А также несколько прокладок, к примеру, на клапанной крышке. Если сальник приходит в негодность, то в данном месте начинает появляться масляное пятно, которое становится больше по мере ухода масла.

Но не только выход из строя сальника происходит по естественной причине — старении. Есть еще одна — это забитый сапун. Сапун нужен для «дыхания» двигателя и его сообщения с атмосферой. Если он забьется, то внутри мотора будет расти давление, создаваемое картерными газами. По итогу, сальники выдавливает и масло давит почти со всех щелей. По этой причине, старайтесь проверять сапун, как можно, чаще.

В данном случае мотор масло не расходует, но уровень будет уменьшаться, ведь оно попросту вытекает из двигателя.

Маслосъемные колпачки

Клапаны — движущиеся части и чтобы они функционировали нормально, их нужно смазывать. Но как сделать так, чтобы масло с клапанов не стекало в цилиндры? Правильно, установить маслосъемные кольца. Они одеваются на направляющую клапана и снимают масло, при перемещении, не допуская его попадания в цилиндры. По-другому из называют сальники клапанов.

Если колпачки выходят из строя, то масло проходит по направляющей в цилиндры и угорает. Характерный признак — сизый дым из выхлопной трубы. Колпачки выходят из строя раньше, чем поршневые кольца, поэтому первая причина повышенного расхода масла именно сальники клапанов.

Если сальники вышли из строя, то их можно только заменить. Также замена маслосъемных колпачков выполняется всегда при снятии/установке клапанов, так как данные запчасти являются деталями разового монтажа.

Поршневые кольца

Кольца играют ту же роль, что и сальники клапанов. Они одеты на поршне в специальные каналы и уплотняют его стык с цилиндром. Кольца бывают двух видов:

  • компрессионные;
  • маслосъемные;

Именно второй вид колец нужен для снижения расхода масла. Маслосъемные кольца при движении поршня вниз снимают масляную пленку с цилиндра, немного расширяясь в диаметре. Затем они сужаются при движении поршня вверх, давая пленке вновь оказаться на стенках цилиндра.

Конечно, все масло снять со стенок цилиндра невозможно и какая-то часть смазки все-таки сгорит в камере сгорания. Но, как правило, эта часть незаметна.

Первое, что может случиться с кольцами — это появление масляного нагара, который снижает их подвижность и мешает нормальной работе. От нагара можно избавиться без разборки двигателя. Данная процедура называется раскоксовкой. Подробнее мы напишем о ней позже.

Как правило, когда на кольцах появляется нагар, про них говорят — кольца залегли.

Износ поршневых колец — тоже вероятная неисправность, при которой в двигателе Нивы повышается расход масла. Масла неизбежно медленно стачиваются о стенки цилиндров, стачивают цилиндры, тем самым, увеличивают зазор между цилиндром и поршнем. Отсюда падение компрессии и большое потребление масла.

При износе ЦПГ, двигатель следует ремонтировать. Замена одних только колец помогает не всегда. Но имеет место быть в качестве бюджетной попытки воскресить мотор.

Симптомы проблем с кольцами:

  • сизый дым;
  • падение компрессии;
  • снижение мощности двигателя;

Происходит это, как правило, с возрастом мотора. Чем больше у него пробег, тем сильнее изношена ЦПГ. Но на это влияют условия эксплуатации,а также качество используемого масла и топлива.

Причины повышенного расхода масла

Повышение расхода масла возникает из-за ряда двух важных причин. Первая и наиболее частая – это функциональная и зависящая от износа комплектующих деталей силовой установки. Вторая связана с утечкой масла во внешнюю среду.

Наружную утечку масла определить легко. Для этого, после стоянки автомобиля достаточно заглянуть вниз под двигатель. Пятно или лужица смазочной жидкости, образовавшейся от стекающих капель свидетельствует о разгерметизации уплотнения в каком-либо узле. Решение проблемы устраняется подтягиванием крепящих узел болтов или заменой соответствующей прокладки. На сколько требуется приложить усилий при креплении болтов и гаек можно узнать в инструкции по эксплуатации и ремонту автомобиля.

Наиболее часто встречающиеся места утечек масла являются:

Клапанная крышка, которая располагается в верхней части двигателя и соответственно подвержена нагреву. Частые перепады температур воздействуют на ее прокладку, которая впоследствии теряет эластичные свойства. Самопроизвольно появляются трещинки, изломы, в результате чего происходит утечка через свищи между посадочной поверхности головки блока цилиндров и прокладкой. Кроме этого, ее часто снимают в целях выполнения технологических операций и несоблюдение согласно регламента затяжек болтов приводит к появлению масла на поверхности двигателя.

Маслозаливная горловина также является источником потерь масла. Располагается, как правило, на крышке клапанной и закрывается специальной и снабженной с уплотнителем крышкой. Разрушают уплотнение крышки воздействия высоких температур с переходом, после выключения двигателя на низкие, а также пульсирующее внутри полости механизма газораспределения газы.

Датчик давления является не только источником убывания смазочного материала, но и представляет опасность полного его выброса наружу во время движения. Происходит это по причине постоянной нагрузки на мембрану датчика сил давления и постепенно с корпуса начинает течь масло. В случае обнаружение течи, его лучше заменить на новый, так как достигнув критического состояния, измерительный элемент может сорвать с металлического корпуса и возникнет аварийная ситуация для двигателя. Отсутствие в картере масла влечет проворачивание коренных или шатунных вкладышей, заклинивание и поломку распределительного вала, перегрев поршней и т.д.

Сальники деталей вращения в связи с их износом, старением, продолжительного бездействия автомобиля пропускают смазочный материал.   

Активная езда и качество масла

Все владельцы автомобилей, которые любят испытывать его в агрессивном режиме, могут столкнуться с проблемой повышенного расхода масла. Работа мотора на высоких скоростях нуждается в большем потреблении масляной жидкости. В результате такой езды, водителю придется менять масло в 3–4 раза быстрее, чем при эксплуатации машины в нормальном режиме.

Важно помнить, что качество используемой смеси зависит от предпочитаемого типа вождения. Если пробег автомобиля небольшой, то следует применять масло класса 5W30 или 0W20. Такой выбор обусловлен тем, что новые двигатели не имеют износа и по этому, подшипники работают на жидкости с низким уровнем вязкости

Такой выбор обусловлен тем, что новые двигатели не имеют износа и по этому, подшипники работают на жидкости с низким уровнем вязкости

Если пробег автомобиля небольшой, то следует применять масло класса 5W30 или 0W20. Такой выбор обусловлен тем, что новые двигатели не имеют износа и по этому, подшипники работают на жидкости с низким уровнем вязкости.

В случае если пробег автомобиля превышает 50 000 км, то необходимо применять масло класса 5W40. Это зависит от степени изнашивания мотора, при большем износе, возрастает процент вязкости при выборе масла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector