Порядок оформления дтп аварийным комиссаром

Функции и полномочия специалистов

Аварийных комиссаров вызывают после совершения ДТП. Вызвать аваркома может как пострадавшее лицо, так и виновник аварии. От обычного страхового агента, которого принято звать на место совершения дорожно-транспортного происшествия, аварийного комиссара отличает более широкий список функций. Так, основными обязанностями аваркома являются:

  • Фото и (или) видеофиксация места ДТП и ущерба, нанесенного транспортному средству;
  • Опрос свидетелей, если таковые имеются;
  • Составление схемы дорожно-транспортного происшествия;
  • Сбор информации об обоих водителях с фотографированием водительских удостоверений и страховых полисов;
  • Предоставление консультации водителю по документам, заполняемым ГИБДД или самостоятельное участие в составлении протокола в качестве представителя одного из водителей;
  • Помощь в заполнении или самостоятельное заполнение документов, необходимых для предоставления в страховую компанию.

По итогу осмотра места ДТП аварком составляет сертификат, который включает в себя схему ДТП, фото и видео с места аварии, информацию об обеих сторонах участников ДТП и комментарий самого комиссара. В дальнейшем сертификат предоставляется страховщику. Также, он может быть использован в качестве доказательной базы при рассмотрении дела в суде. Аварийные комиссары, которые самостоятельно организовали свою деятельность без страховых компаний, могут предлагать свои клиентам дополнительные услуги: представление интересов водителя в суде, если до него дошло дело; помощь с продажей автомобиля после ДТП; юридическая консультация водителя вопросам, касающимся правил дорожного движения.

По сути, аварийный комиссар — это хорошо подкованный специалист, который может помочь с оформлением документов и оценкой ущерба при дорожно-транспортном происшествии. На основе доверенности он может представлять интересы водителя в суде и в страховой компании, но реальных полномочий, определенных законодательством, у него нет. На данный момент союз аварийных комиссаров России пытается продвинуть законопроект, согласно которому комиссары смогут самостоятельно (без присутствия сотрудников ГИБДД) оформлять ДТП, где не был нанесен вред жизни и здоровью граждан (не было смертей или серьезных ранений). Союз аварийных комиссаров аргументирует это тем, что при одновременном вызове аваркомы в 90% случаев приезжают быстрее ГИБДД, и они быстрее могут составить протокол и освободить проезжую часть от образовавшегося затора. Пока же законопроект не принят.

Как оформляется ДТП

Если в процессе выяснения обстоятельств аварии стороны не договорились между собой, а сотрудника дорожной службы ожидать достаточно долго, тогда лучше вызвать службу аварийных комиссаров. Конечно, есть возможность урегулировать вопрос самостоятельно, но чтобы составить схему требуется обладать специальными знаниями. Это могут сделать преимущественно инспектор ГАИ и аварийный комиссар.

Если вы уверены, что составить схему в ваших силах, и вы имеете необходимые для этого знания, то не потребуется вызывать ГИБДД или комиссара. Но, как известно, такие случаи редкость.

Кто никогда не сталкивался с аварийными комиссарами, не знают, как они работают. Последовательность действий специалиста довольно проста и понятна: он осматривает место, берёт объяснения у сторон, подготавливает заявление в Госавтоинспекцию и доставляет документацию к ближайшему посту ДПС.

  1. Выезд на место аварии, подробный осмотр, выяснение визуальных обстоятельств ДТП. Это может быть оценка положения автомобилей на дороге или длительности тормозного пути.
  2. Оказание необходимой помощи пострадавшим. Если есть такая необходимость, то специалист вызывает скорую помощь либо сам оказывает первую медицинскую или психологическую поддержку. Нередки ситуации, когда участники ДТП не совсем адекватно себя ведут вследствие шока.
  3. Документальное фиксирование деталей. Проводит фотосъёмку, опрашивает свидетелей произошедшего, составляет схему аварийной ситуации и собирает объяснения с виновника и пострадавшего. Если на участке имеются камеры видеонаблюдения, специалист отметит их расположение и уточнит возможно ли получить записи.
  4. Проведение оценки причинённого ущерба, описание повреждений. Указывает имеются ли пострадавшие и отмечает тяжесть нанесённых увечий.
  5. Оформление необходимого пакета документов.

Этот список действий больше относится к независимым экспертам, чем к сотрудникам страховой, так как у них перечень полномочий более обширен.

Чтобы разрешить спорную ситуация в короткие сроки и без лишних нервов, правильно будет обратиться к комиссарам, которые в свою очередь ответственно подойдут к решению вашей проблемы.

Обязанности аварийного комиссара

После того, как произошло дорожное происшествие, его участнику следует позвонить аваркому. Аварийный комиссар прибывает в локацию совершения аварии и помогает проанализировать обстоятельства происшествия.

Что делает аварком на месте аварии:

  • вызывает скорую помощь и специальные службы, если есть потребность в их услугах;
  • фиксирует условия происшествия;
  • опрашивает граждан, которые на момент аварии находились неподалеку и могут предоставить полезную информацию;
  • производит оценку причиненного урона;
  • составляет требуемые впоследствии документы;
  • ведет диалог с работниками силовых ведомств и Госавтоинспекции.

После произошедшей аварии аварком составляет отчет, в который вписывает информацию о сторонах аварии, зарисовывает план происшествия, делает фото и видео, фиксирует условия происшествия, записывает сведения о свидетелях. Такой отчет можно будет предоставить страховщику для получения компенсации.

После произведения всех вышеописанных действия, аварийный комиссар, если у держателя полиса возникает такая потребность, может представлять интересы страхователя в СК. Следовательно, в этом случае в его обязанности также войдет подготовка требуемой для страховой организации документации и контроль за процессом получения компенсации. Для того чтобы у аваркома были полномочия такого рода, нужно будет составить нотариально заверенную доверенность.

Далее, если страховщик откажется выполнять свои обязательства по страховым выплатам, либо сумма компенсации не будет устраивать держателя полиса, комиссар поможет грамотно составить иск, найти свидетелей, собрать нужный пакет документации для предоставления в суд и так далее.

Не все компании имеют сотрудников с соответствующим образованием, следовательно, такой сервис следует оценивать скорее как дополнительный, а не основной. Аваркомы осуществляют профессиональную деятельность прямо на месте происшествия. Их должностные инструкции содержат информацию о том, что они фиксируют условия аварии, делают фотографии и видео с места происшествия, опрашивают свидетелей, составляют отчет и так далее.

Аварком может предоставлять свои услуги как в качестве частного специалиста, так и в качестве эксперта на аутсорсе, то есть при необходимости страховая может обращаться к нему, либо просто зачислить в штат. Наиболее оптимальным вариантом является обращение к частным специалистам, так как комиссары, находящиеся в штате страховщика, скорее всего, будут работать в его интересах.

Есть ли преимущества оформления ДТП через аваркома?

Самым явным плюсом работы с комиссаром является то, что чаще всего они приезжают на место аварии гораздо скорее работников силовых структур и Госавтоинспекции. Это дает возможность сэкономить немного времени для фиксации урона на авто, опроса свидетелей и подготовки необходимого пакета документов.

Помимо этого, в аварию могут попадать самые разные категории граждан: люди в возрасте, молодые девушки, матери с маленькими детьми. Стрессовые ситуации вызывают растерянность, что совершенно нормально, и как раз в этой ситуации не нужно теряться, подписывать все то, что подсовывает иная сторона происшествия либо сотрудник Госавтоинспекции.

Аварком проследит за тем, чтобы нужные документы были подписаны в нужных местах, будет тем профессионалом, на которого можно будет положиться в этой ситуации, ведь, как уже обсуждалось выше, они работают не только ради денег, но и ради репутации.

Сервис, предоставляемый аварийным комиссаром, может быть либо единовременным, либо основываться на так называемой «подписочной» модели, то есть на заключении соглашения. Второй вариант зачастую включает в себя и предоставление интересов гражданина в суде, и консультацию в правовых вопросах касательно такого типа вопросов.

Выгоды такого «симбиоза» очевидны: аварийный комиссар фиксирует, запоминает и составляет отчет, вдобавок к этому подкован юридически, что даст возможность в правильном ключе предоставить информацию суду. Однако не все аварийные комиссары отличаются добросовестностью. Иногда они могут воспользоваться стрессовой ситуацией и накрутить стоимость своих услуг на максимум, поэтому, если вы не работаете с аваркомом посредством соглашения, рекомендуем перед его вызовом узнать конкретную сумму, которая потребуется для оплаты его сервиса.

Кто такой аварийный комиссар

Кто же такие аварийные комиссары и как они работают? Это люди, которые специализируются на оказании самой разной помощи участникам аварии, включая психологическую, правовую и медицинскую. Они могут быть как физическими, так и юридическими лицами. Обязательно имеют комиссары специальное образование, желателен и большой практический опыт работы с ДТП. Однако по действующему законодательству аварком не имеет никаких особых полномочий, поэтому по делу обычно проходит всего лишь как свидетель.

Очень часто такие эксперты имеют высшее юридическое образование, а также большой практический опыт работы с делами по ДТП. Кроме того, они обязаны прекрасно знать ПДД, разбираться в автостраховании и соответствующем законодательстве, а также быть неплохо знакомыми с устройством автомобиля и средними ценами на соответствующем рынке.

Есть три варианта того, как и где работают аварийные комиссары:

  1. В страховой компании, как штатные сотрудники.
  2. В качестве независимых специалистов. В этой роли могут выступать как фирмы, так и частные предприниматели.
  3. Эксперты, сотрудничающие со страховщиками. Это независимые специалисты, которых нанимает страховщик.

Важно понимать, что аваркомы, сотрудничающие со страховщиком (или работающие на него), будут представлять скорее интересы страховой, чем водителя. Следовательно, их главной целью будет минимизировать выплаты, положенные владельцу страхового полиса, будь то КАСКО или ОСАГО

Независимые же специалисты будут работать в пользу человека, который их нанял. Стоимость их услуг будет несколько больше, однако и надёжность тоже.

Какие функции они выполняют

Зачем нужно обращаться к подобным специалистам? Деятельность аварийных комиссаров на месте, где произошла авария, заключается в следующем:

  • тщательный осмотр места происшествия;
  • вызов сотрудников ГИБДД, а также эвакуатора, если это необходимо;
  • если нужно, оказание первой медицинской (доврачебной) помощи пострадавшим и вызов скорой;
  • опрос свидетелей;
  • фиксация всей ситуации, а также состояния повреждённых машин, в том числе на фото и видео;
  • предварительная оценка ущерба;
  • оформление документов.

То есть, по сути, специалист занимается всем тем, чего требует закон от участника аварии. К счастью, этот же закон не запрещает ему пользоваться помощью третьих лиц.

Кроме перечисленного, эксперт по мере необходимости оказывает водителю психологическую помощь и поддержку. Также в задачи комиссара входит консультирование клиента по всем возникающим у него вопросам.

По результатам своей деятельности аварком обязан составить специальный отчёт – аварийный сертификат. В этот документ входят фотоматериалы, схема аварии, её словесное описание, информация о ситуации и обо всех причастных к ДТП.

Однако работают представители этой профессии не только непосредственно на месте аварии. Многие из них предлагают водителю юридическое сопровождение на всех этапах до получения страховой выплаты. Они могут собрать и подать документы в страховую, а при необходимости заняться оспариванием её решения, в том числе в суде. Окажут они помощь и на судебных заседаниях, касающихся определения виновника аварии, а также при любых других спорах, которые могут возникнуть между участниками ДТП.

Порядок действий при оформлении ДТП

Процедура оформления ДТП аварийным комиссаром происходит по определенной схеме:

  1. Специалист приезжает на место аварии (в зависимости от региона, занятости специалиста и степени загруженности дорог время прибытия составляет от 20 до 40 минут).
  2. Эксперт оценивает дорожную обстановку, при которой произошла авария, при необходимости вызывает неотложную помощь, оказывает психологическую поддержку своему клиенту.
  3. После беседы с водителем, аварийный комиссар приступает к фотофиксации последствий ДТП. При этом он фотографирует положение автомобилей на дороге, состояние дорожного полотна, значимые детали аварии, делает снимки поврежденных деталей, регистрационных номеров авто, а также основных документов автовладельца.
  4. Далее специалист составляет схему аварии, производит опись всех поврежденных деталей, производит предварительный расчет понесенного ущерба.
  5. После приезда сотрудников ГИБДД, комиссар помогает водителю проверить документы, составленные представителями автоинспекции.
  6. Завершающим этапом работы комиссара станет составление аварийного сертификата, который будет передан клиенту. Также специалист консультирует водителя по срокам обращения в страховую компанию и необходимым документам, которые нужно будет иметь с собой.
  7. Если ДТП оформляется по Европротоколу, аварком помогает заполнить извещение, а затем сопровождает клиента в отделение ГИБДД для получения документов, необходимых для предъявления в страховую компанию.

Какие задачи решает аварком?

К числу основных функций, выполняемых аварийным комиссаром при выезде на место ДТП, относятся:

  • содействие в выполнении обязанностей сотрудникам ДПС;
  • точная регистрация обстановки на месте ДТП и обстоятельств случившегося, в том числе с помощью специальных технических средств;
  • регистрация всех повреждений, полученных в ходе ДТП;
  • правовая помощь при оформлении документации, включая объяснения для ГИБДД и заявления для СК;
  • при необходимости оказание доврачебной, психологической и консультационной помощи;
  • организация услуги эвакуатора, сопровождение ТС (по желанию клиента).

Комиссар после осмотра места ДТП и установления характера повреждений автомобилей делает вывод о степени отношения случившегося события к предусмотренным страховым ситуациям.

После сбора требуемых документов в обязанности аварийного комиссара входит определение предварительного размера нанесенного ущерба

Вся информация отражается в итоговом отчетном документе (аварийном сертификате), принимаемом во внимание страховыми организациями при рассмотрении заявлений на получение компенсационной выплаты

Специалист выезжает на место ДТП по вызову (звонку) клиента и выполняет действия, направленные на получение объективной оценки ситуации.

Комиссар, не будучи сотрудником страховой организации или ГИБДД и не имея юридического образования, имеет законодательное право выступать в роли представителя, свидетеля или защитника клиента на судебном процессе.

Услуга вызова комиссара не только характеризуется оперативностью реагирования, но и экономит время клиента благодаря наличию у специалиста четко отработанной схемы действия.

Обязанности

Аварийный комиссар – физическое лицо, оказывающее услуги гражданам при наступлении страховых случаев, может представлять конкретное юридическое лицо (страховую компанию).

Чтобы стать аваркомом, не нужно проходить какое-то специальное обучение. Однако подобному специалисту необходимо в совершенстве овладеть правилами дорожного движения и постоянно обновлять полученные знания.

Кроме этого, необходимо иметь хотя бы базовый уровень знаний в юриспруденции и навыки оказания первой медицинской помощи, в том числе, и психологической.

В задачи комиссара входит:

  • тщательный осмотр места аварии;
  • вызов бригады медиков (машины скорой помощи) при возникновении такой необходимости;
  • оказание помощи пострадавшим в ДТП (психологической, технической, первой медицинской);
  • непредвзятое фиксирование деталей дорожного происшествия;
  1. Фотографирование повреждений ТС;
  2. Фото и видеосъемка дорожной ситуации, участников ДТП и их документов;
  3. Опрос свидетелей аварии с обязательной записью всех контактных данных.
  • предварительная оценка суммы ущерба пострадавшей стороны;
  • оформление соответствующих документов;
  • вызов эвакуатора при необходимости;
  • консультация участников дорожного происшествия о последовательности их действий;
  1. Какие документы должен собрать пострадавший автовладелец.
  2. В какие сроки ему нужно подать их в страховую.
  • выписывание аварийного сертификата;
  • доставка документов к ближайшему пункту ГИБДД.

Что делать при ДТП без пострадавших

Необходимо зафиксировать дефекты машины. В схеме аварии укажите сведения из водительских прав, страховок или грин карты. Далее водители должны убрать авто с проезжей части. Однако передвигать транспортные средства можно только после записи всех подробностей ДТП. Если вы сделаете это перед регистрацией всех подробностей дела, страховые агенты могут не принять бланк извещения об аварии и потребуют справку из ГАИ. Получение документа может затянуться, потому что инспекторы будут рассматривать дело заново, в связи с новыми подробностями происшествия.

Если участники ДТП не имеют претензий друг к другу, они могут доехать в ближайшее отделение полиции и зафиксировать факт аварии там. Или решить проблему на месте, предварительно написав расписки о данных обязательствах друг другу. После аварии невиновный водитель может обратиться в свою страховую компанию за получением компенсации в течение пяти дней. Агентам лично или почтовым письмом вместе со списком прикрепленных бумаг необходимо предоставить:

  • извещение об аварии;
  • заявление о страховой компенсации;
  • паспорт владельца авто;
  • полис ОСАГО;
  • банковский счет;
  • документы об оплате услуг экспертов, эвакуатора;
  • водительское удостоверение.

Опытные водители советуют перед отправкой бумаг агентам пройти независимую экспертизу. Это поможет вам проконтролировать, чтобы автосервисы, которые сотрудничают с вашей страховой службой, намерено не занизили сумму ущерба.

Какие риски оформления аварии с аварийным комиссаром?

Есть целый ряд таких рисков, которые своей весомостью напрочь убивают необходимость в их помощи.

Регресс виновнику от страховой

Итак, самый главный риск для водителя-виновника заключается в возможности регресса – требовании выплатить сумму, которую страховая сама заплатила за ущерб потерпевшему.

Дело здесь в том, что Федеральный закон «Об ОСАГО» предусматривает обязанность участника-виновника известить свою страховую в течение 5 дней о наступлении страхового случая, если авария оформлялась с помощью европротокола, а также не приступать к ремонту машины в течение 15 дней.

Схема в этом случае выглядит так:

  1. аварийный комиссар оформляет ДТП без участия сотрудников ГИБДД,
  2. участники аварии (по крайней мере, виновник) полагают, что комиссар таким образом полностью заменяет сотрудников, или, что ещё хуже – что комиссар и есть сотрудник ГИБДД,
  3. все спокойно разъезжаются,

Да, ключ здесь кроется в том, что виновник, опять же, не знает законов. Почему же аварийный комиссар, роль которого как раз и заключается в юридической помощи, не предупреждает об этом?! Всё просто – это представитель страховой компании или аффилированное лицо, которое заинтересовано в получении выгоды страховщиком – регресса к виновнику.

Как избежать?

  • Очевидно, отказаться от помощи аварийного комиссара.
  • Знать свои обязанности – в частности о праве регресса от страховой, если отремонтировать автомобиль ранее чем по прошествии 15 дней после ДТП или не представить его к осмотру по требованию страховой (а регресс за неуведомление страховщика в течение 5 дней об аварии не так давно отменили).
  • Понимать, что сотрудники ГИБДД всегда оформляют ДТП в служебной форме, и, если человек не в форме, то он не уполномочен заменить первых.

Лимит выплаты потерпевшему в 100 тысяч рублей

Схема риска здесь похожа на предыдущую – ДТП оформляется с аварийным комиссаром, но водители не понимают, что это оформлении по европротоколу и не более.

В результате, если повреждения у автомобилей хотя бы немного серьёзные, то потерпевший получит не более 100 000 рублей возмещения – это действующий на 2021 год лимит выплаты по европротоколу, за исключением некоторых ситуаций.

Риск в случае договора цессии

Помимо того, что мы выяснили, что аварийный комиссар не имеет никаких официальных полномочий, а его документы не имеют никакой юридической силы, есть также риск в случае так называемого сопровождения после ДТП. Заключается он в договоре цессии – вы в этом случае просто получаете существенно меньшее возмещение, чем могли бы получить от страховой компании напрямую.

Цессия – это переуступка права требования. То есть аварийный комиссар после оформления ДТП и оценки ущерба предлагает вам деньги в качестве возмещения от ДТП, а вы ему передаёте право требования к страховой – он вместо вас получит возмещение от последней.

При этом, вам могут предложить:

  • возмещение оговорённой меньшей суммы возмещения на основании того, что якобы страховая всё равно вам не доплатит, а уменьшение идёт за счёт комиссии за отсутствие «трудностей» и волокиты при получении возмещения самостоятельно,
  • сумма возмещения может быть и выше выплаты от страховой – это, конечно же, сказки, в этом случае аварийный комиссар или другие представители организации сами занижают сумму ущерба.

В редких случаях под видом документов при оформлении ДТП могут подсунуть договор цессии, по результату которого вы вообще ничего не получите ни от аварийного комиссара (потому что документ был подан под «соусом» формального для оформления аварии), ни от страховой, потому что передали право требования безвозмездно.

Что входит в обязанности аварийного комиссара при ДТП?

Данный специалист прибудет в кратчайшие сроки с момента вызова. В его компетенции выполнить следующие действия:

  • Помощь в принятии решения сотрудникам Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения.
  • Оформление происшествия и факторов, которые к нему привели. Для этого комиссар имеет право применять специальные технические приборы.
  • Фиксация всех дефектов и ущерба, причиненного в ходе дорожно-транспортного происшествия.
  • Помощь при заполнении документации, а также передача информации сотрудникам ГАИ и заявки в страховую организацию.
  • Оказание первой помощи, а также консультация и психологическая поддержка.
  • Вызов эвакуатора и при необходимости сопровождение транспортного средства.

После того, как аварком осмотрит место происшествия и выполнит все необходимые тесты, он дает оценку событию и подводит итог, касательно страховой ситуации.

Далее комиссар собирает документы у обеих сторон и выносит вердикт по предварительному ущербу, причиненному в ходе ДТП. Показания заносятся в отчет, который направляется в СК и в дальнейшем учитывается при выплате страховой компенсации.

Для того, чтобы вызвать аваркома, необходимо позвонить в соответствующую организацию или уведомить страховщиков, которые сами отправят к вам комиссара.

Полезная информация

Несмотря на то, что аварийный комиссар не является членом страховой компании, сотрудником ДПС или юристом, он имеет полное право выступать в качестве делегата одной из сторон происшествия, быть свидетелем или протектором в суде.

Для водителей преимущество вызова аварийного комиссара в том, что такой способ регуляции экономит время. Также вы получите экспертную оценку, если не согласны с решением сотрудников ГИБДД. Скорость работы аваркомов обусловлена налаженной системой действий по прибытию на место аварии.

Полномочия

Для осуществления своих функций, аварком имеет следующие права:

  • опрос водителей и свидетелей с целью выяснения обстоятельств происшедшего, сбор их контактных данных;
  • присутствие при общении своего клиента с сотрудниками ГИБДД, помощь при написании им объяснительной;
  • осуществление фото- и видеосъемки места аварии, поврежденных автомобилей и их регистрационных знаков, документов водителей и полисов ОСАГО;
  • вынесение своего мнения касательно обстоятельств произошедшего и суммы ущерба и фиксация этого в аварийном сертификате.

Функции аваркома

Фактически аварийный комиссар на месте ДТП берет на себя все те функции, которые должны выполнять участники аварии:

  • осматривает место происшествия;
  • оказывает, если нужно, первую помощь, и вызывает службы спасения;
  • решает, нужно ли обращение в ГИБДД и оказывает содействие ее сотрудникам;
  • составляет схему ДТП, фотографирует и описывает обстоятельства происшествия, полученные повреждения, фотографирует документы обеих сторон;
  • опрашивает свидетелей;
  • помогает оформить извещение о ДТП на бумажном носителе или в электронном виде;
  • делает предварительную, приблизительную оценку ущерба;
  • при необходимости вызывает эвакуатор.

Помимо перечисленных действий комиссар оказывает психологическую поддержку участникам ДТП и консультирует их, куда и когда следует обращаться за выплатой страхового возмещения. Комиссар имеет право выполнять функцию водителя после ДТП.

Аварийный комиссар по итогам осмотра составляют сертификат, в котором отражают схему аварии, фото и видео места ДТП, информацию об участниках аварии и свой комментарий. Этот документ передается страховщику и может использоваться в качестве доказательства в суде.

Если услуга включена в полис КАСКО или ДГО, то на нем указаны номера телефонов аварийных комиссаров страховщика. Если он не получил от страховой компании специальных телефонов, он может позвонить своему страховщику и получить телефон независимой службы аварийных комиссаров региона. Если страхователь обращается к частному эксперту, он заключает с ним разовый договор на оказание услуг.

После прибытия на место аварком приступает к оформлению ДТП в соответствии с установленным регламентом. Услуги аварийного комиссара могут приобретаться:

  • при заключении договора добровольного страхования;
  • при покупке отдельного пакета услуг в страховой компании или у страхового брокера;
  • на месте ДТП.

Если пакет дополнительных услуг приобретается заранее, то он может включать помимо выезда комиссара и другие услуги: эвакуацию поврежденного автомобиля, сбор справок, хранение ТС на охраняемой стоянке и прочие. Максимальный пакет может включать помощь на всех стадиях возмещения, включая выплату и ремонт. Чаще всего страхователь выбирает минимальный пакет, обеспечивающий выезд аваркома на место аварии.

В каких случаях комисары полезны, а в каких нет

Но вот случилось неприятное — авария. Что делать и нужно ли вызывать аварийных комиссаров? Если в ДТП два участника, нет пострадавших, участники не имеют разногласий по определению виновника ДТП, у них есть действующие полисы ОСАГО и предполагаемая сумма ущерба не превышает 100 000 рублей (400 000 для Москвы и Санкт-Петербурга), то ДТП оформляется по европротоколу. Большая часть аварий в городе — мелкие. Догоняшки на светофорах, небольшие столкновения во дворах, притирки и прочее. Если участники ДТП из одного населенного пункта, и они определились, кто прав, а кто виноват, то можно самостоятельно оформить инцидент, не тратясь на услуги комиссаров. Главное — внимательно заполнить извещение о ДТП (это и есть тот самый европротокол) — бланк идет в комплекте с полисом ОСАГО. Если полис оформлен в электронном виде, то по заявлению страхователя страховая компания должна бесплатно выдать бланк в двух экземплярах. Иногда вызывать комиссаров приходится именно по причине отсутствия такого бланка у участников — у комиссаров, конечно же, он всегда есть.

Тот самый бланк извещения о ДТП, он же европротокол. Кстати, в упрощенной схеме оформления ДТП есть еще один существенный плюс — данные о ДТП не попадают в базу ГИБДД, и автомобиль-участник не будет отражаться в базах по VIN-номеру как битый

Кстати, еще одной проблемой для несведущих может оказаться экспресс-оценка повреждений автомобиля. Комиссары в силу большего опыта могут точнее определить стоимость повреждений, а если нет, то на помощь приходят рабочие чаты в WhatsApp или Viber, в которых помимо коллег обычно присутствует и представитель партнеров — независимой экспертизы. У них есть доступ к единой базе страховой компании, с помощью которой можно приблизительно посчитать стоимость восстановительных работ. И всегда нужно держать в уме скрытые повреждения — такую приписку обязательно нужно указывать в объяснении.

Если и комиссар, и пострадавший затрудняются с расчетами, рисуется схема и дальнейшее оформление происходит в ГИБДД.

«Пусти! Не пущу…». Тут и без приписки «возможны скрытые повреждения» на «еврик» не тянет

Бывает и так, что ДТП оформлялось по европротоколу, но потерпевший водитель поехал в страховую компанию, а там ему насчитали ущерба больше 100 000 рублей. Тогда участники ДТП снова встречаются и едут вместе в Управление ГИБДД своего города, пишут заявление и получают на руки постановление. Пострадавший в ДТП едет с копией этого постановления в свою страховую компанию, и страховая возмещает ему ущерб в полном объеме.

Но вернемся к ситуации, когда ущерб определенно меньше 100 000 рублей.

В извещении в графе «Обстоятельства ДТП» нужно детально указать — кто, куда, в какое время, на каком автомобиле двигался, уточнить обстоятельства самого столкновения

Виновнику важно написать, что он «с виной в ДТП согласен». Есть так называемые «специальные фразы»: «признаков алкогольного опьянения не усматриваю», «кроме транспортных средств пострадавших нет» — это рекомендуется писать в объяснении (но не обязательно)

Не очень добросовестные страховые компании могут из-за отсутствия таких фраз сделать отказ в страховой выплате (статистику по отказам надо как-то поддерживать). Протокол можно переделать и подать заново — но на это тратится лишнее время. Также поправки в извещении можно делать только с подписями обоих участников («исправленному верить» и подпись), с исправлениями без этих меток страховая компания не примет документ.

Некоторые прямо на месте готовы выяснить, что там за скрытые повреждения. Иногда они очевидны, а иногда ущерб может оказаться существенно выше. Например, из-за сломанных креплений фар

Если всех этих нюансов не знать, есть страх ошибиться в заполнении бланка. А если участники ДТП из разных городов, то и в этом случае аварийный комиссар будет полезен: в его обязанности входит правильное заполнение всех бланков и извещений, а также предоставление их в ГИБДД (в том числе в отсутствие участников ДТП).

Можно ли обойтись без комиссара?

Когда авария происходит без пострадавших, а участники ДТП сходятся в оценивании ущерба и готовы мирно договориться, можно обойтись без вызова ГИБДД и оформить европротокол. Как это делается было подробно описано в отдельном материале.

В этом нет ничего сложного, но иногда встречаются сложности, требующие соответствующих знаний. Если оба участника аварии не готовы друг другу довериться, лучше обратиться независимому эксперту, вызвав аварийного комиссара. Он разбирается во всем не хуже инспекторов ГИБДД, поэтому быстро составляет схему, делает фото и видео, опрашивает очевидцев, находит свидетелей и заполняет документы.

Видео:

Видео:

Видео:

Видео:

Порядок оформления дорожно-транспортного происшествия

Аварийный комиссар должен прибыть на место происшествия в течение 20 минут. Столько же времени потребуется для документального оформления ДТП.

Порядок оформления аварии:

  1. Зарисовка схемы местоположения машин, дороги, указателей и светофора;
  2. Составление объяснительной от водителей на имя начальника отделения дорожной инспекции;
  3. Отправка документов в районный ГИБДД;
  4. Предоставления копий справки о ДТП в страховую компанию.

Аварийный сертификат

Оказанные услуги дорожного комиссара фиксируются в специальном документе — сертификате ДТП. В тексте указывается следующее:

  • схематичная зарисовка ДТП;
  • личные данные водителей, серия и номер страховки;
  • описание повреждений имущества;
  • стоимость ущерба;
  • заключение эксперта;
  • дата, подпись водителей.

К сертификату также прилагается фотоотчет о проделанной работе комиссара.

Оплата услуг аварийного комиссара

Дорожный комиссар -это специально обученный сотрудник, который:

  • обладает необходимым уровнем знаний в юридической и страховой сфере;
  • умеет оказывать психологическую, медицинскую и техническую помощь;
  • обладает навыками вождения, а также знает ПДД.

Такие сотрудники присутствуют практически в каждой страховой конторе. Вызов инспектора может быть платным или входить в стоимость страхового полиса.

Стоимость услуг зависит от местности проживания, а также индивидуальных тарифов СК или частных лиц. В среднем, за вызов инспектора потребуется оплатить 2 тыс руб. Стоимость годовых пакетов расценивается в 8 тыс руб и выше.

Оформление ДТП без ГИБДД

Если у участников автоаварии ждать наряда ГИБДД по каким-либо причинам не получается, то тогда возможно составление европротокола, т. е. происшествие оформляется без ГИБДД. Оптимальный вариант — сделать это при помощи сотрудников аварийного комиссариата.

В соответствии со ст. 11.1 ФЗ №40-ФЗ, оформление ДТП без привлечения представителей ГИБДД допустимо, если в совокупности соблюдены следующие условия:

  • в аварии не пострадали люди;
  • в ДТП участвовали не более 2 автомобилей;
  • имело место столкновение машин. Если же одному из участников дорожного инцидента удалось избежать столкновения, и он вследствие экстренного маневра врезался в иной объект, то вызов ГИБДД обязателен;
  • у всех сторон происшествия есть действующий полис ОСАГО;
  • у участников аварии нет разногласий по поводу обстоятельств ДТП, а с 01.06.2018 года жителям Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской области европротокол можно будет оформлять даже при наличии разногласий, если сумма ущерба не превышает 100 тысяч рублей (поправки, внесенные Федеральным Законом (ФЗ) № 448-ФЗ от 29.12.2017 года (ст. 1, ч. 1, п. «а») в ст. 11.1 ФЗ № 40-ФЗ);
  • сумма причиненного ущерба не превышает 50 тысяч рублей, а с 01.06.2018 года — 100 тысяч рублей (поправки, внесенные ФЗ № 448-ФЗ от 29.12.2017 года (ст. 1, ч. 1, п. «г») в ст. 11.1 ФЗ № 40-ФЗ).

Аварком запишет показания сторон ДТП, свидетелей, нарисует схему происшествия, составит заявление в отдел ГИБДД территориального района, где произошла авария. Затем комиссар доставит сформированный пакет документов по назначению, т. е. на ближайший стационарный пост ДПС или же непосредственно в управление ГИБДД, если ДТП произошло в городе. Величину убытков фиксирует аварийный сертификат, который также выдается аваркомом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector