Что означают в авто буквы ат мт. маркировка шин. сцепление на мокрой дороге
Содержание:
- Семейство десяток
- Поиск шин по типоразмерам
- Кратные и дольные единицы
- Какой класс шин лучше всего подходит внедорожникам и кроссоверам по мнению автовладельцев
- Плюсы и минусы коробки АМТ
- Роботизированная преселективная коробка передач особенности
- Шины для внедорожников
- Автоматическая коробка АТ или АМТ: особенности КПП
- Преимущества и недостатки АМТ
- АМТ коробка передач — что это
- Что значит пометка AT на авторезине
- Технология ошиповки авторезины АТ
Семейство десяток
На первых моделях ставили движки 1,6 л еще с 8-ю клапанами (справедливости ради, стоит отметить, что были и 1,5 литровые). Они также отличались не слишком высокой мощностью (76 лошадей). Но зато – привычно и достаточно надежно для среднестатистического населения. С возникновением ВАЗ 2112 туда стали монтировать движок 16-и клапанный, 1,5 литра, который безнадежно гнул клапана при внезапном обрыве ГРМ, за что его не любили и даже боялись широкие массы отечественных покупателей автомобилей. Но ему на смену приходит ВАЗ 21124 с одноименным движком.
Увеличенный до 1,6 объем и специальная расточка цилиндров позволяет избежать ранее существующей проблемы с клапанами, а значит, и весьма дорогостоящих ремонтов движка. Надо сказать, что ВАЗ 21124 становится по тем временам самой надежной и востребованной машинкой, любимицей, можно сказать, народа. Трансмиссия, к слову, также устанавливалась механическая – мт.
Поиск шин по типоразмерам
Производитель
4Go
AC Schnitzer
Ace
Advanti
AEZ
AGForged
AITL
ALCASTA
Aleks
Alessio
Alex
Allied Wheel
Alltech
Alster
Altenzo
Aluchrom
Alutec
American Racing
Antera
Apollo
Arays
Arcasting
Artec
ASA Wheels
Asanti
ASW
ATP
ATS
August
Aurora Tire
Avarus
AVON
AVT
AWS
AZ
Azev
Barum
BBS
Beyern
BFGoodrich
Binno
Black Rhino
BLAQUE
BLAQUE DIAMOND
Borbet
Brabus
Bridgestone
BSA
BTS
CAM
Carre
Carwel
Catwild
CMS
Continental
Cooper
Cordiant
Crista
Cromodora
CW Fahrzeugtechnik
DBL-G
Dean Tires
Debica
Delinte
Delta DL
Devino
Dezent
Diablo Wheels
Dial
DJ WHEELS
Dotz
DoubleStar
Dropstars
Dunlop
Dvinci
Enkei
Ensure
Enzo
Etabeta
Eurodisk
Falken
Federal
Fondmetal
Formula
Forsage
FR Design
Fujibond
Fulda
Futek
General Tire
Gianelle
GIANNA
Giovanna
Gislaved
Goodride
Goodyear
GR
GSI
Gt Radial
Hankook
Hayes Lemmerz
Hercules
HI-TECH
HiFly
Hipnotic Wheels
HP Design
iFree
II Crave Alloys
IJITSU
Imperial
Infinity Tyres
Interco
IWheelz
Jantsa
JD
K&K
Kahn
Kaiser
Keskin Tuning
KFZ
Kleber
Koko Kuture
Konig
Kormetal
Kormoran
Kosei
Kronprinz
Kumho
KWM
Kyowa
L.A. Connection
Landsail
Larex
Lassa
Laufenn
Lawu
League
Lenso
LF Dick
LingLong
LS Wheels
M&K
Magline
Mak
Mandrus
Marangoni
Marcello
Marshal
Mastercraft
Matador
Maxtrek
MAXX Wheels
Maxxis
Medeo
Mefro
Mi-tech
Michelin
Mille Miglia
Millenium
MIM
Minerva
MML
Momo
Monte Fiore
Motegi Racing
MS Motorsports
MSW
Nakayama
Nankang
Nexen
Nitro
Nitto
Nokian
Nordman
Off-Road-Wheels
Oxigin
OZ Racing
PANTHER
Pirelli
Premiorri
Presa
Primo
Pro Comp
Proma
R-TEX
Race Ready
Racing Wheels
Radius
Rapid
Redbourne
Replica
Rial
Roadstone
Romagna Ruote
Ronal
Rondell
Rosava
RS Wheels
Sailun
Sava
Schmidt
SEYEN
Slik
SMC
Speedline Corse
Sportmax Racing
SRD Tuning
SSW
Starfire
Steel Wheels
Stilauto
Stonewell
Storm Wheels
Styl
Sumitomo
Sunwide
SW
Tailong
Taurus
Tech-Line
TGRACING
Tigar
TIS
Toora
Toyo
Trebl
Triangle Group
TRW
TSW
Tunga
U.S. Wheel
Uniroyal
Valbrem
Valente
Vault
VCT
Verde
Vertini
Vianor
Viatti
Victor Equipment
Viking
Vindeta
Vredestein
VSP
Walpax
Westlake
Wiger
WOLF
WOLF Wheels
Work
Yamato
Yokohama
Yueling wheels
Zepp
Zeta
Zinik
Zormer
ZRacing
Белшина
ВИКОМ
ВСМПО
Газ
Ижмаш
Кама
КраМЗ
Кременчугский колёсный завод
КУЛЗ
КУМЗ
Магалтек
Мегалюм
СМЗ
СМК
ТЗСК
Кратные и дольные единицы
Множитель | Название | Знак | Множитель (СИ) | Название | Знак | Множитель | Название | Знак | Множитель (СИ) | Название | Знак |
10 | тонна | т / t | 106 | мегаграмм | Мг / Mg | 10 | тонна | т / t | 106 | мегаграмм | Мг / Mg |
101 | декатонна | дат / dat | 107 | (нет) | (нет) | 10−1 | децитонна (центнер) | дт / dt | 105 | (нет) | (нет) |
10² | гектотонна | гт / ht | 108 | (нет) | (нет) | 10−2 | сантитонна | ст / ct | 104 | (нет) | (нет) |
10³ | килотонна | кт / kt | 109 | гигаграмм | Гг / Gg | 10−3 | миллитонна | мт / mt | 10³ | килограмм | кг / kg |
106 | мегатонна | Мт / Mt | 1012 | тераграмм | Тг / Tg | 10−6 | микротонна | мкт / µt | 10 | грамм | г /g |
109 | гигатонна | Гт / Gt | 1015 | петаграмм | Пг / Pg | 10−9 | нанотонна | нт / nt | 10−3 | миллиграмм | мг / mg |
1012 | тератонна | Тт / Tt | 1018 | эксаграмм | Эг / Eg | 10−12 | пикотонна | пт / pt | 10−6 | микрограмм | мкг / μg |
1015 | петатонна | Пт / Pt | 1021 | зеттаграмм | Зг / Zg | 10−15 | фемтотонна | фт / ft | 10−9 | нанограмм | нг / ng |
1018 | эксатонна | Эт / Et | 1024 | йоттаграмм | Йг / Yg | 10−18 | аттотонна | ат / at | 10−12 | пикограмм | пг / pg |
1021 | зеттатонна | Зт / Zt | 1027 | (нет) | (нет) | 10−21 | зептотонна | зт / zt | 10−15 | фемтограмм | фг / fg |
1024 | иоттатонна | Ит / Yt | 1030 | (нет) | (нет) | 10−24 | иоктотонна | ит / yt | 10−18 | аттограмм | аг / ag |
- В столбцах «Знак» приведены русское и международное обозначения
- В реальности используются только несколько единиц первой колонки (сама тонна, а также килотонна, мегатонна и гигатонна часто используются для обозначения тротилового эквивалента ). Дольные приставки, соответствующие десятичным множителям, меньшим единицы, с тонной никогда не применяются. За единицу массы в международной системе единиц принят килограмм, а для образования кратных и дольных единиц используется грамм. Масса в 10 000 г будет именоваться как 10 килограммов (кг), а не 10 миллитонн, а масса в 0,000000005 граммов будет именоваться как 5 нанограммов (нг), а не 5 фемтотонн.
Какой класс шин лучше всего подходит внедорожникам и кроссоверам по мнению автовладельцев
«Маркировка АТ — лучший вариант для длинных поездок на рыбалку за город и тому подобных. Конечно, без экстрима, когда большие расстояния по грунтовке и асфальтовому покрытию. У этих шин отличная износостойкость».
«Простой расчет: даже если ездить КАЖДУЮ неделю на покатушки. Один пробег или выезд на природу, в среднем, 100 км. 100 км * 52 недели = 5200 км. При стандартном среднем пробеге в 30 тысяч в год – это совсем немного, примерно 1/6 от общего километража. Внедорожник все равно покупается для ежедневного использования, а не под жизнь на природе, поэтому и резину надо подбирать соответствующую. У меня резина с маркировкой НТ – считаю это оптимальным вариантом, тем более в особую грязь никогда не лезу».
«У меня были шины с маркировкой АТ на двух внедорожниках: УАЗ Патриот и Форд Эксплорер. Мое мнение – у этих шин отличная износостойкость. Больше у них плюсов нет. Если двигаться по не слишком экстремальному бездорожью — колеса более-менее вывозят за счет достаточно агрессивного рисунка. Пока так ездил, все устраивало. Но когда переходишь на что-то иное, то понимаешь, что все было не так. У АТ есть несколько серьёзных недостатков: резина плохо держит мокрый асфальт и укатанный снег, совсем не держит лёд
Если на авто, близких по подвеске к легковым (как мой Форд), это ещё относительно нормально, то на близких к грузовым (Патриот), все минусы сразу вылезают на поверхность»
«Обратите внимание на маркировку шин МТ: 50% бездорожье, 50% трасса. АТ – 80/20
Если сравнивать таким образом, то АТ – лучше
Я себе не буду покупать МТ под юз – утомительно. А АТ на внедорожнике или кроссовере отлично преодолевает грязь».
«Я установил АТ. Застрять на них у меня получилось только в болоте. Глина-колея-песок… если внедорожник не сидит на пузе – всегда получается выбраться самостоятельно, без помощи трактора
Резина очень износостойкая, шумит намного меньше, чем с маркировкой МТ (впрочем, для меня это неважно – просто включаю музыку погромче). Считаю, на сегодня это лучший выбор универсальных покрышек. Я покупал их 2 года назад, на зиму не снимаю
В зимний период при включённой голове ведет себя предсказуемо».
«Долго не мог определиться с выбором шин на внедорожник Патфайндер 2005 г. для поездок на рыбалку. Сравнил все варианты, которые есть на рынке. Сделал для себя вывод, что если уж ставить агрессивную резину, то только МТ, потому что в АТ нет особого смысла. В итоге купил БФ МТ в максимально близком к штатному размере — 245/70/17. По отзывам, она хорошая в плане ходимости по пробегу и нормальная для грязи. В будние дни каждый день езжу в городе. Не очень шумная. До этого была простая Нива Тайга, там со штатными зубастыми покрышками все гораздо хуже в плане шума».
«Если ездить на внедорожнике или кроссовере только по городу или в деревню по относительно нормальной дороге, то нет смысла покупать АТ или МТ. Да, они выглядят круто – но это все. В такой ситуации надо выбирать маркировку НТ»
Я покупал их 2 года назад, на зиму не снимаю. В зимний период при включённой голове ведет себя предсказуемо».
«Долго не мог определиться с выбором шин на внедорожник Патфайндер 2005 г. для поездок на рыбалку. Сравнил все варианты, которые есть на рынке. Сделал для себя вывод, что если уж ставить агрессивную резину, то только МТ, потому что в АТ нет особого смысла. В итоге купил БФ МТ в максимально близком к штатному размере — 245/70/17. По отзывам, она хорошая в плане ходимости по пробегу и нормальная для грязи. В будние дни каждый день езжу в городе. Не очень шумная. До этого была простая Нива Тайга, там со штатными зубастыми покрышками все гораздо хуже в плане шума».
«Если ездить на внедорожнике или кроссовере только по городу или в деревню по относительно нормальной дороге, то нет смысла покупать АТ или МТ. Да, они выглядят круто – но это все. В такой ситуации надо выбирать маркировку НТ».
Плюсы и минусы коробки АМТ
Коробка передач АМТ базируется на классической механической трансмиссии. А потому, она позволяет достигать тех же показателей надежности, экономии топлива и неприхотливости в эксплуатации. В то же время, необходимость выжимать педаль сцепления да и просто переключать передачи в автомобилях, оснащенных роботизированной трансмиссией, отсутствует. Хотя, справедливости ради, следует сказать, что ручной режим переключения передач в роботизированных коробках, как правило, имеется.
Благодаря оптимизации алгоритма управления, в таких коробках удается продлить срок службы сцепления до впечатляющих сорока процентов от среднего срока эксплуатации. Экономия по расходу топлива в сравнении с классической коробкой автоматом, при прочих равных условиях может достигать тридцати процентов. Сама роботизированная трансмиссия по надежности и потребностям в смазочных материалах и других расходниках приближается опять-таки к механическим коробкам передач. Казалось бы вот оно идеальное решения для большинства легковых, по крайней мере, автомобилей. Но, есть у коробки передач АМТ и свои весьма весомые минусы.
В первую очередь, будучи более сложной, в том числе, в изготовлении, коробка передач АМТ имеет и более высокую себестоимость. А кроме того, ремонтировать подобный агрегат, так же труднее из-за все той же, более высокой сложности.
Еще одним, серьезным недостатком роботизированной трансмиссии до недавнего времени было медленное переключение передач и как следствие, рывки, падения мощности, провалы и другие неприятные эффекты. Но в современных роботизированных коробках применяется двойное сцепление, что гарантирует мягкое и плавное переключение.
В условиях езды по городу, особенно при наличии пробок на дорогах, владельцы роботизированных коробок вынуждены переходить на ручной режим переключения передач. В противном случае, сильно изнашивается сцепление и существенно приближается время совсем недешевой замены диска. Так же в ряде случаев, могут возникать проблемы при езде под горку и другие неприятности.
Условно, к недостаткам роботизированных коробок передач можно отнести сложности с их перепрограммированием. Но с этим справится любой, хороший специалист по автомобильной электронике, правда модернизировать программные компоненты современного авто, лучше после истечения гарантийного срока, иначе вы можете лишиться гарантии. Вот в принципе и все недостатки роботизированной коробки передач, по крайней мере, недостатки более или менее глобальные.
Роботизированная преселективная коробка передач особенности
Начнем с того, что дальнейшее развитие и массовая популяризация роботизированных КПП началась благодаря появлению трансмиссии DSG от Volkswagen. В двух словах, такие коробки, в отличие от простых «роботов», описанных выше, имеют не одно сцепление, а сразу два.
По этой причине роботизированные трансмиссии сегодня принято делить на:
- простой «однодисковый» робот (с одним сцеплением);
- преселективную роботизированную коробку с двумя сцеплениями (DSG и т.п.);
Чтобы понять, как работает преселективный робот, достаточно представить две механические КПП, объединенные в один корпус. При этом условно одна коробка имеет только 1-ю, 3-ю и 5-ю передачу, а также связана с двигателем через одно сцепление. Другая коробка имеет только 2-ю, 4-ю и 6-ю передачу, причем получила отдельное сцепление для связи с ДВС.
Управление данными коробками напоминает по принципу действия уже известный однодисковый робот. Имеются все те же сервоприводы, исполнительные механизмы и контроллер. Главным отличием является то, что пока, например, включена вторая передача, ЭБУ параллельно включает и третью, удерживая сцепление «выжатым». Как только наступает время переключения, за доли секунды происходит отключение второй передачи и включается уже заранее наполовину включенная третья.
Во время езды блок управления коробкой оценивает действия водителя, учитывает скорость движения автомобиля, положение педали газа, нагрузку на двигатель и ряд других параметров, чтобы подобрать наиболее подходящую передачу применительно к конкретным условиям.
Плюсы и минусы «робота» с двойным сцеплением. Если говорить о преимуществах, моменты переключения передач «вверх» и «вниз» незаметны для водителя, высочайшая скорость переключений позволяет добиться практически полного отсутствия разрыва потока мощности, разгон автомобиля плавный и быстрый.
Также сохраняется максимальная топливная экономичность, присущая всем роботизированным КПП. При этом преселективные коробки самые экономичные на фоне всех других видов (однодисковый робот, АКПП, вариатор, механика).
Что касается минусов, прежде всего, такие коробки являются достаточно сложными, автомобили с преселективной КПП отличаются высокой стоимостью. Ресурс данных типов трансмиссий больше, чем у аналогов с одним сцеплением, однако на практике снижен по сравнению с классическими гидротрансформаторными АКПП.
Если же говорить о ремонтопригодности, ремонт DSG и аналогов от других производителей может отказаться достаточно дорогим. На практике, стоимость таких работ и запчастей нередко превышает качественное восстановление АКПП с гидротрансформатором в рамках комплексной переборки или капремонта коробки передач.
https://youtube.com/watch?v=MpMsr1YK0Qc
Шины для внедорожников
Сначала познакомимся поближе с покрышками без шипов. Спор здесь ведется между всесезонными шинами двух классов: AT и MT.
Особенности шин класса AT
АТ – это аббревиатура от All-Terrain, что означает «для всех видов покрытий». Такие шины считаются универсальными и, по утверждению производителей, должны одинаково хорошо вести себя как на асфальте, так и в условиях бездорожья (разные изготовители рекомендуют эксплуатировать их на асфальте и в условиях бездорожья в пропорции от 60/40 до 40/60).
На дорогах с твердым покрытием они действительно проявляют себя очень неплохо до скорости 140 км/ч. Ездить быстрее внедорожникам не нужно по определению. Для городских условий шины All-Terrain практически идеальны. Но при загородной езде на высоких скоростях становятся заметны их недостатки: они увеличивают расход топлива из-за повышенного сопротивления качению, склонны к аквапланированию, отличаются жесткостью и шумностью, а также имеют увеличенный тормозной путь по сравнению с шоссейными шинами.
Ситуация в условиях бездорожья значительно хуже. На каменистом или сухом сыпучем грунте шины ведут себя вполне пристойно. Но стоит заехать в глину, грязь или снег, протектор быстро забивается и превращается в слик. Колеса резко теряют свои сцепляющие свойства, и автомобиль становится неуправляемым.
Причина такого поведения кроется в рисунке протектора. На первый взгляд он достаточно агрессивен и глубок, но расстояние между блоками очень небольшое. В результате протектор легко забивается грязью или снегом, но плохо очищается при низких скоростях, характерных для бездорожья. Плохая самоочистка – самый серьезный недостаток АТ-шин. Для бездорожья они не подходят. Их потолок – сельская местность.
Особенности шин класса MT
МТ – это аббревиатура от Mud-Terrain, что означает «для грязи». Такие шины изначально предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья. На асфальте их даже не стоит сравнивать с типом АТ, которому они проигрывают практически по всем показателям.
Покрышки МТ в подавляющем большинстве случаев ведут себя более-менее сносно при скоростях до 80 км/ч. Быстрее разгоняться не следует, потому что сцепление шин с асфальтом достаточно слабое и машина может стать неуправляемой. Среди минусов покрышек следует выделить увеличенный тормозной путь, высокую шумность, увеличенный расход топлива из-за высокого сопротивления качению и повышенный износ. Все эти показатели хуже, чем у АТ.
А вот в условиях бездорожья ситуация меняется кардинально. Шины Mud-Terrain не боятся ни грязи, ни снега, а машина превращается в облегченную тюнингованную версию танка или трактора. Главное – не переусердствовать с педалью газа, потому что на слабом грунте можно в итоге лечь на брюхо.
Причина такого поведения шин тоже кроется в протекторе. Он агрессивный, глубокий, с большими расстояниями между шашками. Эта особенность и обеспечивает покрышкам хорошее сцепление на слабом грунте, в грязи или снегу и способность к самоочищению, но ухудшает их поведение на асфальте. Для городской езды они не подходят. Минимум – это сельская местность. Коротко поведение таких шин можно описать следующим образом: чем хуже дорога, тем лучше они едут.
Итоги
Условия эксплуатации |
АТ |
МТ |
Асфальтовая дорога |
|
|
Бездорожье |
|
|
Итак, исходя из особенностей шин АТ и МТ, можно сделать следующие выводы:
- Покрышки АТ подходят для езды в городе и в сельской местности по слегка разбитой грунтовке.
- Покрышки МТ противопоказаны для города. Они оптимальны для настоящего бездорожья с грязью, лужами, ямами и полным отсутствием дороги.
Автоматическая коробка АТ или АМТ: особенности КПП
Прежде всего, изначально автомобили оснащались всего двумя типами коробок передач: традиционная механика и гидромеханический автомат АКПП (он же AT). Однако в дальнейшем появились вариаторы CVТ, а также сравнительно недавно и коробки-роботы (АМТ и преселективные РКПП). Что касается АМТ, сразу отметим, роботизированная трансмиссия данного типа фактически представляет собой механику МКПП, которая работает без участия водителя, то есть передачи переключаются в автоматическом режиме. Примечательно то, что попытки автоматизировать механику предпринимались достаточно давно, но только благодаря современным технологиям и активному внедрению электроники удалось реализовать подобную задачу.
Если же говорить об АТ, данный тип коробок передач появился немногим позже, чем МКПП. Долгое время такая коробка оставалась единственным типом автомата, благодаря чему вплоть до сегодняшнего дня продолжает являться одним из самых распространенных типов АКПП.
Теперь давайте рассмотрим классическую АКПП и относительно недавно появившиеся роботы типа АМТ более подробно. Начнем с традиционного автомата.
Итак, гидромеханическая АКПП представляет собой сложное и дорогостоящее устройство, в котором сочетаются элементы гидравлики, механики и электроники. АКПП, в отличие от вариатора, является коробкой ступенчатого типа, то есть имеет фиксированные передачи.
Такая коробка не получила привычного механического сцепления, так как крутящий момент от ДВС на трансмиссию передается через специальное устройство («бублик» АКПП или гидротрансформатор).
Важную роль в таких автоматах играет трансмиссионная жидкость ATF (масло АКПП). Указанная жидкость является не просто смазкой, а рабочим телом. В гидротрансформаторе происходит преобразование крутящего момента и затем осуществляется его передача на коробку именно через жидкость.
Также трансмиссионное масло в АКПП подается под давлением по каналам гидроблока, то есть ATF воздействует на исполнительные механизмы для включения передач. Перераспределение потоков жидкости происходит путем открытия и закрытия клапанов (соленоидов), работой которых управляет ЭБУ АКПП.
Из преимуществ АКПП можно выделить достаточно высокий комфорт, плавность хода и надежность коробки. Исправная AT коробка практически незаметно переключает передачи, работает тихо, без лишних шумов и вибраций.
При этом классический автомат (с учетом особенностей его устройства и работы) нуждается в большом количестве трансмиссионного масла, чувствителен к качеству ATF и состоянию жидкости. Также агрегат не рассчитан на постоянные высокие нагрузки, «боится» длительных пробуксовок, резких стартов, езды на высоких оборотах.
Еще наличие гидротрансформатора означает, что КПД такой коробки несколько ниже по сравнению с аналогами (на 10-15%), что означает повышенный расход топлива и потери в динамике разгона.
Средний ресурс таких АКПП составляет 200-250 тыс. км., но только при условии своевременного и качественно обслуживания, а также соблюдения целого ряда правил в рамках эксплуатации ТС, оснащенных автоматом данного типа. Еще добавим, что ремонт АКПП также зачастую получается сложным и дорогим.
Преимущества и недостатки АМТ
На Лада Гранта/Калина 2 устанавливается автомат Jatco, эта коробка уже более двух десятилетий устанавливается на Nissan и за это время хорошо зарекомендовала себя. Отзывы владельцев Лада Гранта с АКПП говорят о том, что автомат переключает передачи плавно, вовремя и аккуратно. Излишней задумчивости нет, а резкие разгоны и торможения не сбивают ее с толку.
К недостаткам автомата можно отнести большой расход топлива, особенно в городской черте, а также весьма дорогостоящий ремонт.
«Робот» устанавливается на более широкую линейку автомобилей Лада (Гранта, Калина, Приора, Веста и XRAY) и имеет ряд особенностей при эксплуатации. По информации АвтоВАЗа роботизированная коробка передач выделяется простотой, надежностью и экономичностью. Кроме этого робот прост в обслуживании, а его стоимость ремонта практически ничем не отличается от ремонта МКПП. Расход топлива соответствует показателям механической коробки.
Обе трансмиссии упрощают управление автомобилем, благодаря чему существенно уменьшается утомляемость водителя, особенно в пробках. А какую трансмиссию для автомобилей Лада порекомендуете вы? Напомним, тросовая «механика» знаменита своим воем.
Ключевые слова: коробка передач лада гранта | коробка передач лада калина | коробка передач лада веста | коробка передач лада приора | коробка передач lada xray | универсальная статья
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl Enter..
Статистика продаж автомобилей LADA в феврале 2020 года
Как проверяют качество сборки Lada Vesta на заводе
Почему Lada Vesta CNG глохнет на ходу
Битва внедорожников Lada 4×4 и Prado (оффроуд на песке)
АМТ коробка передач — что это
AMT — Automated Manual Transmission – автоматизированная механическая трансмиссия. Автолюбители такую коробку называют роботизированной или, попросту, робот.
Это надёжная, известная с самого зарождения автомобилестроения, механическая коробка передач, но с автоматическим переключением. Проще говоря, если вас спросят, «АМТ коробка передач, что это?», смело отвечайте: «Это смесь механики и автомата».
То есть, коробка механическая, но выжимает сцепление и переключает скорости, основываясь на своих расчётах, компьютер.
Он берёт данные от разных систем автомобиля, анализирует скорость, показания ABS и т.д., а затем, при помощи устройств, передающих усилие – актуаторов или, ещё их называют сервоприводами, переключает передачи.
В коробках АМТ актуаторы бывают электрические и гидравлические.
Электрический робот с одинарным сцеплением – самый распространённый, он дешевле, но время его реакции – дольше.
Такие коробки ставят на бюджетные автомобили. И именно они вызывают недовольство автолюбителей и скептическое отношение к АМТ.
Дело в том, что при разгоне автомобиля могут чувствоваться «зависания» при переключении передач и даже снижение скорости в самый неподходящий момент (например, при перестроении или обгоне).
Сцепление двигателя с колёсами может отсутствовать до двух секунд, что ухудшает управляемость автомобиля и раздражает любителей быстрой и резкой езды.
Тем не менее, это хороший вариант для тех, кто любит плавное и размеренное движение.
Гидравлический робот (ещё его называют электрогидравлический) стоит дороже, его ставят на автомобили премиум-сегмента и на спортивные модели.
В гидравлическом используется цилиндр, который толкают электромагнитные клапаны.
В такую коробку заливается специальная жидкость, которая позволяет снизить время задумчивости до 0,05 секунд.
С 2003 года концерны Audi и Valkswagen стали ставить на свои серийные автомобили роботов с двойным сцеплением.
Сама технология была придумана ещё в 80-е годы прошлого века. У коробки сразу два вала: один – для чётных передач, второй – для нечётных.
Включение следующей передачи на соседнем вале происходит заранее, но до нужного момента она разомкнута. Когда электроника решает, что пора переключаться, одновременно размыкается один вал и подключается другой.
Такое переключение передач называется преселективным. Благодаря ему машина получает очень плавный ход, переключение водителю незаметно.
Например, на фольксваген гольф оно происходит всего за 8 миллисекунд. Если вы видите аббревиатуру DCT (Dual Clatch Transmission), то это робот с двойным сцеплением.
Также в простонародье он может обозначаться сокращением DSG, по названию коробки концерна Фольксваген, но быть изготовленным другой фирмой (по аналогии в русском языке появились слова ксерокс, памперс и т.д.)
Коробка передач АМТ
Когда речь заходит о плюсах и минусах АМТ, сразу стоит вспомнить, коробка передач АМТ, что такое?
Это совмещение надёжности и дешевизны механической коробки передач с удобством автоматической.
Отсюда можно понять, что она совмещает в себе плюсы и минусы обоих типов трансмиссий.
- Не нужно выжимать сцепление и двигать рычаг переключения передач, это сделает компьютер.
Особо актуально в условиях городских пробок. Дешевле, чем автоматическая коробка передач, но педали всё равно две.
Это даёт удобство автомата при цене, приближающейся к механике.
- Более надёжна и легка в ремонте, чем АКПП, потому что коробка, по факту, механическая.
- У многих моделей при необходимости можно переключать передачи в ручную.
- Расход топлива ниже, чем у автомобилей с АКПП и МКПП. У АКПП сам принцип работы подразумевает больший расход, а в МКПП играет роль водитель своей манерой езды и несвоевременным переключением.
- Коробка передач АМТ меньше массой, чем АКПП. Она подходит для малолитражных автомобилей.
- Срок службы робота с двойным сцеплением больше, чем у МКПП.
- Требуется меньше масла в коробку.
При разгоне время между переключением передач может занимать около двух секунд.
Это касается АМТ с электрическим актуатором и одним сцеплением.
Такое «зависание» может быть неприятным при обгоне на трассе, а также ухудшает управляемость автомобиля в момент переключения.
АМТ с гидравлическим актуатором даёт большую нагрузку на двигатель, что значительно увеличивает расход топлива.
В отличие от автоматической коробки, робот не умеет подстраиваться под стиль езды водителя, поэтому приспосабливаться к коробке придётся вам.
Преселективная коробка передач дороже своих собратьев и сложно ремонтируется при поломках.
При долгом подъёме может перегреться сцепление, тогда оно размыкается и приходится переходить на ручное переключение передачи.
Что значит пометка AT на авторезине
Аббревиатура AT наносится на боковую часть покрышки в двух вариантах. Производитель может помечать модель в виде A/T или A-T. Вне зависимости от способа нанесения суть обозначения не меняется. Дословно буквы AT обозначают all terrain, то есть шина с такой пометкой походит для передвижения по любому типу дорожного покрытия. Инженеры-конструкторы продумывают протектор таким образом, чтобы машина без труда преодолевала проселочные трассы, гальку, нестабильный грунт и не шумела на асфальтированной дороге.
Такой вариант выбирают автомобилисты, которые готовы к компромиссным решениям. Резина AT не демонстрирует идеальных характеристик на каком-либо одном покрытии, а идет одинаково по каждому из них. Рисунок протектора имеет выраженный «внедорожный» характер: крупные блоки, широкие продольные и поперечные канавки для отвода воды и грязи, широкие боковины. Если более детально рассматривать протектор, то здесь заметны решения, часто используемые для зимних, шоссейных и даже дождевых покрышек.
Еще один нюанс — большая часть шин с пометкой AT имеет еще один символ в виде аббревиатуры M+S (вариант для межсезонья). Такая авторезина является чем-то вроде 3, 4 или даже 5 в 1. Вот почему бывалые водители советуют не возлагать на нее сильных надежд, чтобы не испытывать разочарования после.Универсальные варианты — не волшебное решение, не панацея и не способ экономить годами. Через несколько сезонов агрессивной эксплуатации протектор постепенно истирается и не может гарантировать сохранение первоначальных свойств.
Кроме того, в суровых регионах резиновая смесь быстро твердеет, поэтому использовать для передвижения ее не рекомендуется. Это опасно для жизни. Не стоит выбирать модели шин с пометками AT и M+S в надежде сохранить все кровно заработанные деньги, а затем передвигаться в лютый мороз по сугробам. Лучше всего покрышки данного типа ведут себя тогда, когда 75% времени проводят на дорогах даже среднего качества, а не на размокших глиняных трассах или грунтовке.
Технология ошиповки авторезины АТ
Выполнить эту операцию будет проще, если шины будут сняты с дисков. Ошиповка покрышек АТ проводится в следующей последовательности:
- Прежде всего следует подготовить посадочные места для шипов. Здесь понадобится сверлильный станок ПСШ-3-15, который позволяет вырезать отверстия необходимой глубины при помощи трубки с тонкими стенами.
- Полученные отверстия обдувают воздухом под давлением. Затем с помощью шиповальных полуавтоматов OKU GmbH (Германия) устанавливаются и сами шипы. Полуавтоматическое оборудование OKU GmbH рассчитано на работу с шипами, диаметр фланца которых составляет 8–9 мм.