Cf
Содержание:
- Содержание:
- Классификация трансмиссионных масел по API
- Расшифровка моторного масла — цифры SAE
- Категории масел для ДВС на бензине
- Стандарт масел CI-4 — краткая информация
- Категория испытаний дизельных двигателей тяжелого режима работы для API CJ-4
- А как там у ILSAC?
- Классификация JASO для тяжелонагруженных дизельных двигателей
- Спецификации моторных масел для двигателей Cummins
- Спецификации моторных масел для двигателей Volvo
- Примеры масел стандарта SN
- Характеристики для двигателя стандарта CI-4
- Индекс API масел для бензиновых двигателей
- Пробки на дорогах, светофоры
- Типы моторных масел — Расшифровка моторного масла
- Поршни и кольца
Содержание:
- Классификация API
- Ключевые параметры спецификации API SN/CF
- Особенности моторных масел API SN/CF
- Предложение SINTEC
Автомобильное моторное масло – важный компонент правильной и безотказной работы двигателя внутреннего сгорания. Оно обеспечивает смазку трущихся поверхностей внутри силового агрегата и формирует защитную пленку, препятствующую износу, а также обеспечивает теплоотвод и предотвращает перегрев мотора. Техническое совершенствование автомобильных двигателей и строгие экологические нормы являются причиной жестких требований к применяемому маслу. Необходимым критериям соответствуют универсальные масла API SN/CF, произведенные на высококачественной синтетической базе. Они могут использоваться в последних моделях бензиновых и дизельных двигателей, включая агрегаты с многокомпонентными катализаторами и непосредственным впрыском топлива.
Классификация трансмиссионных масел по API
Для трансмиссии стандарт API разработал собственные 6 групп, они делят продукцию по применению, типу зубчатой передачи, нагрузкам в зонах сцепления и максимально допустимого температурного показателя. Пересекается с существующими в нашей стране стандартами ГОСТ, потому их целесообразно совместить в одну таблицу.
API | ГОСТ | Характеристики и подходящие конструкции |
---|---|---|
GL2 | ТМ-1 | Минеральная база без добавления присадок или с компонентами, уменьшающими окисление и пенообразование, без противозадирных. Используется в ручных коробках с малыми показателями удельного давления и скорости скольжения. Передачи цилиндрические, червячные, спирально-конические зубчатые. |
GL2 | ТМ-2 | Червячные передачи, используемые в условиях, описанных для класса GL-1, но с повышением требований к антифрикционным качествам. |
GL3 | ТМ-3 | Большое количество присадок со свойствами на уровне MIL-L-2105. Совместимо со ступенчатыми коробками и рулевыми механизмами, главными передачами и гипоидными с небольшим смещением. Спирально-конические передачи и стандартные трансмиссии со спирально-коническими шестернями, используемые в умеренно жестко. В отличие от GL-2 имеет лучшие защитные свойства. |
GL4 | ТМ-4 | Аналогична GL-3, отличие только в обязательном наличии противозадирных компонентов. |
GL5 | ТМ-5 | Предпочтительно для гипоидных передач с уровнем MIL-L-2105 C/D, с гипоидными коническими зубчатыми колесами и коническими колесами с круговыми зубьями для главной передачи в автомобилях и карданных приводах мотоциклов и ступенчатых коробках передач мотоциклов. Оптимально для больших нагрузок с ударной и знакопеременной нагрузкой. Гипоидные конструкции с работой при высоких скоростях, малых крутящих моментах и ударных нагрузках на зубья шестеренок. В состав обязательно входят содержащие серу и фосфор противозадирные компоненты. Может иметь более широкую сферу применения, это указывается производителем в технической документации. |
GL6 | ТМ-6 | Гипоидные передачи с увеличенным смещением, эксплуатируемые при больших скоростях, крутящих моментах и ударных нагрузках. Обязательны в большом количестве вещества с серой и фосфором, предупреждающие образование задиров, их число превышает таковое в GL-5. Сейчас группа практически не используется. |
АКПП классифицируются по своим группам, которые не подчиняются требованиям API, для них необходимы особенные технические характеристики. Крупнейшие производители агрегатов создали собственную спецификацию – ATF. На сегодняшний день это две группы:
- Для агрегатов «Дженерал моторс», Dexron, Dexron II, III и Allison, в эту же группу подходят коробки ZF.
- Для агрегатов «Форд», Mercon, V2C 138-CJ и M2C 166H.
Расшифровка моторного масла — цифры SAE
Показатели низкотемпературной вязкости означают следующее:
- 0W- масло пригодно к использованию при морозах до -35-30 град. С
- 5W- масло пригодно к использованию при морозах до -30-25 град. С
- 10W- масло пригодно к использованию при морозах до -25-20 град. С
- 15W- масло пригодно к использованию при морозах до -20-15 град. С
- 20W- масло пригодно к использованию при морозах до -15-10 град. С
Показатели высокотемпературной вязкости означают следующее:
- 30 — масло пригодно к использованию при жаре до +20-25 град. С
- 40 масло пригодно к использованию при жаре до +35-40 град. С
- 50 масло пригодно к использованию при жаре до +45-50 град. С
- 60 масло пригодно к использованию при жаре до +50 град. С и выше
Чем меньше цифра — тем «жиже» масло, чем больше цифра — тем оно более густое. Таким образом, масло 10W-30 можно использовать при температуре окружающей среды от -20-25 градусов мороза, до +20-25 градусов жары.
Категории масел для ДВС на бензине
Классификация API заключает в себе следующие классы масла для ДВС на бензине:
- SN – утвердили 01.10.2010. Содержит ограниченное количество фосфора. Совместимо с новыми системами, нейтрализующими выхлопы, является энергосберегающим.
- SM – утвердили 30.11.2004. Класс API SM предназначается для бензиновых двигателей, производимых сегодня. Лучше, чем SL, защищает от окисления и раннего изнашивания моторные запчасти. Почти не меняет собственных характеристик в низкотемпературных условиях.
- SL. Оптимально для авто, изготовленных в двадцать первом веке. Соответственно с допусками автопроизводителей, данная смазка используется в многоклапанных, турбированных силовых агрегатах, которые работают на обедненном горючем. Масло экологичное, энергосберегающее.
- SJ. Подойдет для бензиновых двигателей, выпущенных после 1996 года. Подобное автомасло предназначается для применения в легковушках, спорткарах, микроавтобусах, небольших грузовиках. При его использовании образуется немного нагара, смазка сохраняет свои свойства зимой.
- SH. Оптимально для движков на бензине, сделанных после 1994. Неплохо противостоит нагару, окислению, изнашиванию, коррозийному воздействию. Можно лить в легковушки, микроавтобусы, грузовой транспорт. Главное – соблюдать допуски изготовителей. Они указаны в таблице, имеющейся в эксплуатационном руководстве.
- SG. Подойдет для машин, выпущенных не раньше 1989. Присадочные вещества, содержащиеся в автомасле, защищают от коррозийного воздействия и ржавления запчасти силового агрегата.
- SF. Устаревшая категория в спецификации моторных масел по API. Смазка, относящаяся к ней, может заливаться в ДВС, сделанные после 1980.
- SE. Подходит для движков, выпущенных после 1972.
- SD. Автомасло для применения в движках на бензине, выпущенных после 1968 (устаревшая категория). Масло применялось в бензиновых ДВС легковушек, грузового транспорта.
- SC. Масляная жидкость для двигателей, изготовленных не раньше 1964 года. Обыкновенно использовалась в движках легковушек, грузовых автомобилей 1964-1967 года производства.
- SB. Смазка для двигателей на бензине, которые обладают малой мощностью. Обеспечивала довольно слабую защиту моторных подшипников от изнашивания, окисления, коррозийного воздействия. Подобное автомасло нельзя лить в современный автомобиль (если противоположное не прописано в эксплуатационном руководстве).
- SA. Отличается от предыдущих масел тем, что его можно использовать не только в бензиновых, но и в дизельных движках. Очень устаревшая группа смазок, которые сегодня почти нигде не используются. Раньше качественная защита моторных запчастей посредством присадочных веществ особо не требовалась, поэтому SA API масла были достаточно популярны.
Краткое описание масел по API
Стандарт масел CI-4 — краткая информация
Тип двигателя
Дизельные двигатели
Применение
Автомобили после 2002 года выпуска
Статус
Действующий стандарт
Рекомендации
Представлен в сентябре 2002 года. Для высокоскоростных четырехтактных двигателей, разработанных для соответствия стандартам выхлопа 2004 года, реализованным в 2002 году. Масла CI-4 разработаны для поддержания долговечности двигателя, когда используется рециркуляция отработавших газов (EGR) и предназначена для использования с дизельным топливом, содержание серы до 0,5%. Может использоваться вместо CD, CE, CF-4, CG-4 и CH-4.
Наличие тестов
ДА
Год выпуска стандарта
2002
Связанные спецификации
Cummins CES 20078,Mack EO-N Premium Plus,Caterpillar R1 Engine Test
Тип
для дизельных двигателей
В таблицах ниже приведены данные испытаний на различных тестах для масел стандарта CI-4 по шкале API. Все данные взяты из официальной документации Американского института нефтепродуктов.
Категория испытаний дизельных двигателей тяжелого режима работы для API CJ-4
Требования | Методиспытаний | Свойства | Единицаизмерения | Пределы | ||
---|---|---|---|---|---|---|
1 испытание | 2 испытания | 3 испытания | ||||
1. Лабораторные испытания для API CJ-4 | ||||||
1.1 Классы вязкости | SAE J300 | Производитель устанавливает целив спецификации SAE J300 | ||||
1.2 Высокотемпературная коррозия, 135°C | ASTM D6594 |
Увеличение содержания меди в отработанном масле, не более Увеличение содержания свинца в отработанном масле, не более Скорость коррозии медной пластины, не более |
мг/дм3мг/дм3- | 201203 | Без MTAC (1), (2) | |
1.3 Вспенивание | ASTM D892 |
Вспенивание / осаждение, не более Последовательность I Последовательность II Последовательность III |
%%% | 10/020/010/0 | Без MTAC (1), (2) | |
1.4 Стабильность при сдвиговой вязкости | ASTM D7109 |
KV @ 100°C после 90 проходов для SAE XW-40, не менее KV @ 100°C после 90 проходов для SAE XW-30, не менее |
сСтсСт | 12.59.3 | Без MTAC (1), (2) | |
1.5 Летучесть (Noack) | ASTM D5800 |
Потери от испарения @ 250°C, Vis классы, отличные от SAE 10W-30, не более Потери от испарения @ 250°C, SAE 10W-30, не более |
%% | 1315 | Без MTAC (1), (2) | |
1.6 Высокая температура/ высокая скорость текучести | ASTM D4683 | Вязкость @ 150°C, не менее | сП | 3.5 | Без MTAC (1), (2) | |
1.7 Динамическая вязкость зольного масла | ASTM D6896 |
180-часовая проба Mack T-11 или T-11A Вязкость @ -20°C, не более Предел текучести |
сППа | 25,000 | Без MTAC (1), (2) | |
1.8 Ограничения по химическому составу (не критические) | ASTM D874ASTM D4951ASTM D4951 | Сульфатная зола, не болееФосфор, не болееСера, не более | %%% | 1.00.120.4 | Без MTAC (1), (2) | |
1.9 Совместимость уплотнителя (ASTM D7216) | Изменение объема | Твердость | Предел прочности | Удлинение | ||
НитрилСиликонПолиакрилатFKMVamac G | +5 / -3+TMC1006 / -3+5 / -3+5 / -2+TMC1006 / -3 | +7 / -5+5 / -TMC1006+8 / -5+7 / -5+5 / -TMC1006 | +10 / -TMC1006+10 / -45+18 / -15+10 / -TMC1006+10 / -TMC1006 | +10 / -TMC1006+20 / -30+10 / -35+10 / -TMC1006+10 / -TMC1006 | ||
2. Моторные испытания для API CJ-4 | ||||||
2.1 Mack T-11 | ASTM D7156 |
Увеличение содержания сажи @ 4cSt, не менее Увеличение содержания сажи @ 12cSt, не менее Увеличение содержания сажи @ 15cSt, не менее |
%%% | 3.56.06.7 | 3.45.96.6 | 3.35.96.5 |
2.2 Mack T-12 | ASTM D7422 | Балы, не менее | 1000 (3) | 1000 (3) | 1000 (3) | |
2.3 Cummins ISB | ASTM D7484 |
Износ толкателя, не более Износ кулачка, не более Потеря массы головки поршневого стержня |
мгмкммг | 10055норма и отчет | 10859норма и отчет | 11261норма и отчет |
2.4 Cummins ISM | ASTM D7468 | Балы, не менееПотеря массы верхнего компрессионного кольца, не более | мг | 1000 (3)100 | 1000 (3)100 | 1000 (3)100 |
2.5 Caterpillar 1N | ASTM D6750 |
Верхний слой тяжелого углерода, не более Заполнение верхней канавки, не более Средневзвешенная загрязненность поршней отложениями, не более Потребление масла (0-252) ч, не более Заклинивание кольца/вкладыша |
%%отложенияг/МДж | 320286.20.139Нет | 423311.70.139Нет | 525323.00.139Нет |
2.6 Caterpillar C13 | ASTM D7549 | Балы, не менееЗаклинивание горячих газоуплотнительных колец | 1000 (3)нет | 1000 (3)нет | 1000 (3)нет | |
2.7 Аэрация моторного масла | ASTM D6894 | Объем аэрации масла, не более | % | 8.0 | 8.0 (MTAC) | 8.0 (MTAC) |
2.8 Испытание на износ пальцевого штифта | ASTM D5966 | Износ пальцевого штифта, не более | мкм(милы) | 7.6(0.30) | 8.4(0.33) | 9.1(0.36) |
2.9 Последовательность IIIF (4) | ASTM D6984 | Повышение вязкости в EOT, не более | % | 275 | 275 (MTAC) | 275 (MTAC) |
(1) Не при испытаниях ACC.(2) MTAC является статистическим методом обработки результатов испытаний нескольких моторных масел. Для получения дополнительной информации обратитесь к торговому представителю.(3) Требуется, чтобы все индивидуальные качественные оценки были равны или больше нуля. Для получения дополнительной информации обратитесь к торговому представителю.(4) Увеличения вязкости на API SM при прохождении Seq IIIG является приемлемой альтернативой.
А как там у ILSAC?
На смену ILSAC GF-5, принятым параллельно с API SN, приходят сразу две новые категории ILSAC GF-6A и ILSAC GF-6B.
- ILSAC GF-6A сочетает характеристики API SP с улучшенной топливной экономичностью. ILSAC GF-6A – отвечает категории API SP Resource Concerving, дает потребителю все ее преимущества, и распространяется на все масла Petro-Canada Supreme классов вязкости SAE: 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30 и 10W -30.
- ILSAC GF-6B – имеет те же требования и преимущества, и ILSAC GF-6A, но распространяется только на моторные масла Petro-Canada Supreme Synthetic SAE 0W-16.
Впечатляющие низкотемпературные характеристики линейки масел Petro-Canada Supreme с температурами замерзания ниже минус 45оС, а вязкостные ограничениями до 13000 сР при температурах запуска двигателя минус 35оС делают их уникальными и чрезвычайно выгодными для применения.
Выводы
API SN устарел и это обусловлено потребностями автопроизводителей для того, чтобы водители получали больше динамики и меньше вреда для двигателя и внешней среды.
Такое принципиальное усиление нормы вводится впервые за всю историю развития стандартов моторных масел
Оно свидетельствует о том, насколько важно иметь продукт, который длительное время противостоит высоким температурам
Интересно, что компания Petro-Canada Lubricants так быстро прошла сертификацию по новому стандарту потому, что еще ранее характеристики масел линейки существенно их превышали.
Переходите на новый стандарт и делитесь впечатлениями.
Классификация JASO для тяжелонагруженных дизельных двигателей
JASO DH-1 | Класс масел для дизельных двигателей грузовых автомобилей, предусматривающий профилактикуизноса, защиту от коррозии, стойкость к окислению и негативному воздействию сажи. Масларекомендуются для двигателей, не оборудованных сажевыми фильтрами (DPF). Допустимаэксплуатация в двигателе, работающем на топливе с содержанием серы свыше 0,05%. |
JASO DH-2 | Класс масел для дизельных двигателей грузовых автомобилей, оснащенных такими системами доочистки выхлопных газов, как сажевые фильтры (DPF) и катализаторы. Масла соответствуют классуJASO DH-1 по требованиям защиты двигателя от износа, отложений, коррозии и воздействия сажи. |
Таблица «Классификация JASO для тяжелонагруженных дизельных двигателей»
Спецификации моторных масел для двигателей Cummins
CES 20081 | Стандарт масел для тяжелонагруженных дизельных двигателей, оборудованных системами рециркуляции выхлопных газов EGR. Совместимы с сажевыми фильтрами (DPF). Основан на требованиях API CJ-4, плюс дополнительные тесты Cummins. |
CES 20078 | Стандарт масел для тяжелонагруженных дизельных двигателей, оборудованных системой рециркуляции выхлопных газов EGR. Основан на требованиях API CI-4, плюс дополнительные тесты Cummins. |
CES 20077 | Стандарт масел для тяжелонагруженных дизельных двигателей, не оборудованных системой рециркуляции выхлопных газов EGR, работающих в сложных условиях за пределами Северной Америки. Основан на требованиях ACEA E7, плюс дополнительные тесты Cummins. |
CES 20076 | Стандарт масел для тяжелонагруженных дизельных двигателей, не оборудованных системой рециркуляции выхлопных газов EGR. Основан на требованиях API CH-4, плюс дополнительные тесты Cummins. |
Таблица «Спецификации моторных масел для двигателей Cummins»
Спецификации моторных масел для двигателей Volvo
VDS-4 | Моторные масла с пониженной зольностью для самых современных двигателей Volvo, в том числе Tier III. Совместимы с сажевыми фильтрами (DPF). Отвечают уровню эксплуатационных свойств API CJ-4. |
VDS-3 | Моторные масла для двигателей Volvo. Спецификация базируется на требованиях ACEA E7, но предъявляет дополнительные требования к формированию высокотемпературных отложений и защите от полировки цилиндра. Также спецификация предполагает прохождение дополнительных тестов на двигателях Volvo. |
VDS-2 | Моторные масла для двигателей Volvo. Спецификация подтверждает успешное прохождение полевых испытаний на двигателях Volvo в более жестких условиях. |
VDS | Моторные масла для двигателей Volvo. Включает требования спецификации API CD/CE, а также полевые испытания на двигателях Volvo. |
Таблица «Спецификации моторных масел для двигателей Volvo»
- Защита от полировки гильзы цилиндра
- Совместимость с сажевыми фильтрами
- Защита от коррозии
- Предотвращение загущения от окисления
- Защита от высокотемпературных отложений
- Защита от воздействия сажи
- Противоизносные свойства
Примеры масел стандарта SN
ЛУКОЙЛ Genesis Armortech 5W-40 4 л.
Подробнее
MOBIL 1 ESP Formula 5W-30 4 л.
Подробнее
CASTROL Magnatec 5W-30 A5 4 л.
Подробнее
Моторное масло Mobil Super 3000 X1 5W-40 4 л.
Подробнее
LIQUI MOLY Leichtlauf High Tech 5W-40 5 л.
Подробнее
SHELL Helix Ultra ECT C3 5W-30 4 л.
Подробнее
ЛУКОЙЛ Genesis Armortech 5W-40 5 л.
Подробнее
ZIC X9 SEA 5W-40 4 л.
Подробнее
MOBIL 1 ESP Formula 5W-30 1 л.
Подробнее
LIQUI MOLY Leichtlauf High Tech 5W-40 1 л.
Подробнее
MOBIL 1 FS 0W-40 4 л.
Подробнее
MOPAR MaxPro 5W-30 5 л.
Подробнее
CASTROL Magnatec 5W-40 A3/B4 4 л.
Подробнее
MOBIL 1 X1 SAE 5W-30 4 л.
Подробнее
SHELL Helix Ultra ECT C2/C3 0W-30 4 л.
Подробнее
CASTROL Magnatec Stop-Start 5W-20 E 5 л.
Подробнее
LIQUI MOLY Molygen New Generation 5W-30 4 л.
Подробнее
ELF Evolution Full-Tech MSX 5W-30 5 л.
Подробнее
CASTROL Edge 5W-40 4 л.
Подробнее
CASTROL Magnatec Stop-Start 5W-30 C3 5 л.
Подробнее
Характеристики для двигателя стандарта CI-4
Требование | Тест | Свойства метода | Единицы измерения | 1 Тест | 2 Тест | 3 Тест |
---|---|---|---|---|---|---|
Mack T-8E | ASTM D5+967(Ext T8-E) | Относительная вязкость при 4,8% сажи, макс (RV = Visc. при 4,8% сажи / Visc. нового масла, сдвинутого в D6278) | 1.8 | 1.9 | 2.0 | |
Mack T-10 | ASTM D6987/ D6987M |
Значение рейтинга | — | 1000 | 1000 | 1000 |
Cummins M11-EGR | ASTM D6975 |
|
|
|
|
|
Caterpillar 1R | ASTM D6923 |
|
|
|
|
|
Caterpillar 1K | ASTM D6750 |
|
|
|
|
|
Caterpillar 1N | ASTM D6750 |
|
|
|
|
|
Проверка износа валика | ASTM D5966 | Средняя длина контакта, макс. | мкм | 7.6 (0.30) | 8.4 (0.33) | 9.1 (0.36) |
Тест на аэрацию моторного масла | ASTM D6984 | Аэрация,макс. | % объема | 8.0 | — | — |
Последовательность IIIF | ASTM D6984 | Увеличение вязкости при 80 ч, не более | % | 275 | — | — |
Mack T-11 для CI-4 PLUS | T-11 Сажа / Контроль вязкости |
Минимальное содержание сажи TGA на уровне 12,0 cSt увеличение при 100 C |
% | 6.0 | 5.89 | 5.85 |
Индекс API масел для бензиновых двигателей
SJ — Категория утверждена 06.11.1995, лицензии стали выдаваться с 15.10.1996. Автомобильные масла данной категории предназначены для всех используемых в настоящее время бензиновых двигателей и полностью заменяют масла всех существовавших ранее категорий в более старых моделях двигателей. Максимальных уровень эксплуатационных свойств. Возможность сертификации по категории энергосбережения API SJ/EC.
SL — введен в июле 2001 года для многоклапанных турбированных двигателей, оборудованных системами контроля и нейтрализации выхлопа. API SL подразумевает следующие совершенствования моторных масел:
- пониженную токсичность выхлопа;
- защиту систем контроля и нейтрализации выхлопа;
- повышенную защиту от износа;
- усиленная защита от высокотемпературных отложений;
- удлиненный интервал замены.
SM — введен в действие в ноябре 2004 года, включает в себя моторные масла для бензиновых двигателей, выпущенных после 2004 года. Обеспечат надежную смазку турбированным и многоклапанным двигателям. Моторное масло сертифицированное по классификации API SM может иметь дополнительную спецификацию ILSAC GF-4, что говорит о высоких энергосберегающих свойствах моторного масла.
SN — введен в действие в октябре 2010 года. На сегодня это самые последние (потому и самые жесткие) требования, которые предъявляются к производителям моторных масел для бензиновых двигателей. Сертифицированные масла подразумевают возможность применения во всех бензиновых двигателях современного поколения (производством после 2010 года).
Пробки на дорогах, светофоры
Высокие температуры и механические нагрузки, воздействуя на смазочный материал, могут изменять его начальные параметры за очень короткие промежутки времени. Поэтому, в новом стандарте масел для бензиновых двигателей API SP, который был принят в мае 2020 года, изменения были направлены, в первую очередь на улучшение устойчивости масел к внешнему воздействию.
API SP был принят для обеспечения защиты от преждевременного воспламенения на низких оборотах, известного как «калильное зажигание» (LSPI), защиты от износа цепи привода ГРМ, улучшенной защиты поршней и турбокомпрессоров от высокотемпературных отложений.
Эти свойства были достигнуты более жесткими требованиями к маслу по защите от образования отложений и нагара. По сравнению с предыдущим стандартом качества API SN, устойчивость к повышению вязкости в лабораторном тесте из-за окисления допускалась в 200%, в новом стандарте API SP не больше 150%.
Типы моторных масел — Расшифровка моторного масла
Масло, которое называют «синтетика» (на коробке обычно обозначается как Fully Synthetic), имеет синтетическую основу, полученную путем синтеза химических элементов. Главные отличия «синтетики» — возможность задать ряд параметров наперед, еще при создании основы масла, а также максимальное содержание различных присадок.
Поэтому зачастую такие масла обеспечивают лучшую защиту и моющие свойства, не сильно густеют при сильных морозах, выдерживают максимальные рабочие температуры.
«Минералка» (зачастую на коробке обозначение Mineral), масло с минеральной основой, полученной из нефти путем ее обработки, оно значительно дешевле. Однако такое масло не обеспечивает тех же максимальных эксплуатационных результатов, что и «синтетика» — оно не выдерживает столь высоких температур, сильнее густеет на морозе, быстрее окисляется и требует замены, при вскипании — оставляет шлаки в моторе.
«Полусинтетика» (обозначение Semi-Synthetic) — некая золотая средина между двумя предыдущими видами масел. Зачастую полусинтетика создана на минеральной основе, но с добавлением большого количества различных присадок, приближающих эксплуатационные свойства этого масла к «синтетике». При этом «полусинтетика» несколько дешевле «синтетики».
У моторного масла выделяют два главных параметра, по которым проводится его классификация — область его применения (дизельный мотор, старый бензиновый двигатель, современный турбодизель и т.д.) и вязкостно-температурные свойства. Невзирая на различные основы масел, все они классифицируются согласно одним стандартам. Сегодня наиболее популярны классификации по SAE и API.
Вязкостно-температурные свойства классифицируются только по SAE (Society of Automotive Engineers) — иными словами, именно показатель SAE регламентирует насколько это масло «густое» или «жидкое». Большинство масел сегодня — «универсальные», т.е. пригодны и для зимнего, и для летнего использования. Их класс SAE записывается двумя цифрами через дефис, с буквой в промежутке W — например 10W-40. Буква W означает, что это масло пригодно для зимнего использования, а цифра перед ней — это показатель низкотемпературной вязкости (грубо говоря — какой мороз выдержит это масло). Вторая цифра — это показатель высокотемпературной вязкости (т.е. какую летнюю жару выдерживает масло). Однако если масло пригодно только для летнего использования, то его обозначение будет выглядеть, например, как SAE 30.
Поршни и кольца
При высоких температурах моторное масло способно коксоваться и давать нагар на поршнях и кольцах.
В стандарте API SP допустимое значение образования нагара было существенно снижено. Минимальная чистота поршней выросла с 3.7 до 4.2 баллов.
Чистые поршни и кольца – не самоцель разработчиков новых стандартов. Отсутствие нагара снижает износ двигателя (нет абразива) и создает предпосылки для длительного поддержания проектной мощности и расхода масла. Кроме того, отсутствие нагара на головках поршней снижает вероятность жарового зажигания. Допустимое общее загрязнение двигателя нагаром и шламом было снижено с 8 баллов до 7.6.