Статья 318 ук рф: невыполнение законных требований сотрудника полиции

Меры по профилактике неповиновений

Выявление и профилактика таких преступлений в интересах общества служит показателем состояния власти в государстве.

Меры предупредительного характера включают в себя следующие направления:

  • уменьшение числа граждан, способных оказывать сотрудникам ОВД какое-либо противодействие за счёт улучшения благосостояния населения;
  • профилактическая работа с лицами, ранее привлекаемыми к ответственности за такие проявления;
  • влияние на профессиональную деформацию работников полиции;
  • обеспечение мер неотвратимости наказания за такие правонарушения;
  • использование возможностей СМИ для доведения фактов наказания виновных в противодействии требованиям полиции.

Большое значение в комплексе мероприятий профилактики противодействий работникам ОВД имеют социальные меры.

Снижение числа сопротивлений и неповиновений происходит в случаях:

  • нормализации социальной составляющей общественной жизни;
  • ликвидации правовой неграмотности и культуры граждан;
  • сформированного позитивного мнения в обществе о деятельности полиции.

Обстоятельства совершения рассматриваемых деяний тесно связаны с криминальной составляющей мер профилактики:

  • борьба с преступными проявлениями;
  • исключение отрицательных факторов при воспитании личности;
  • влияние на психологию субъекта совершающего такие правонарушения.

Как бы ни были устойчивы волевая составляющая характера, профессиональная готовность, обеспечение сотрудника полиции, разнообразие ситуаций в период службы не исключает вероятность случаев противодействия законным требованиям.

Иногда граждане оказывают неповиновение сотруднику полиции. Статья описывает, чем это чревато, какая предусмотрена ответственность и в чем различие между сопротивлением и неповиновением. За неповиновение может наступить ответственность различного характера. А какая именно и в каких случаях, рассмотрим подробно ниже.

Всегда ли законны требования полицейского

Зачастую встречаются ситуации, когда сотрудники полиции не вполне правомерно действуют в отношении лица, к которому потом предъявляется обвинение в неповиновении.

Самым ярким примером может послужить просьба предоставить документы без разъяснения причин. А на вопрос гражданина, почему его документы требуют проверки, полицейские отвечают доставкой последнего в отделение и наложением административной ответственности.

Какие условия должны быть соблюдены, чтобы предъявление вопросов к гражданину со стороны полицейского считалось законным? Сотрудник полиции должен:

  1. Быть одет в соответствующую форму.
  2. Представиться и предоставить остановленному гражданину удостоверение сотрудника правоохранительных органов.
  3. Объяснить цель проверки документов или выполнения гражданином других требований.

Целью подобной остановки может быть:

  • cходство с нарушителем, разыскиваемым полицией;
  • cовершение гражданином противоправных действий;
  • отказ последовать в специализированное медицинское учреждение;
  • пресечение попытки самоубийства;
  • наличие явного психического расстройства у гражданина;
  • поиск лица, совершившего побег из психиатрической клиники.

Таким образом, если полицейский отказывается давать какие-либо комментарии задержанному гражданину, он действует незаконно. А значит при обнаружении этого факта, лицу, обвиненному в неповиновении полиции, возможно, удастся избежать наказания.

Уголовная ответственность

Нормы уголовной ответственности к лицу, оказавшему сопротивление в момент его ареста сотрудниками полиции, применяются лишь в исключительных случаях. Эти случаи выражаются в ситуациях, когда работникам полиции действительно грозила реальная опасность, например:

  1. если задерживаемый оказал активную борьбу и применил физическую силу;
  2. если сотруднику полиции был причинен вред здоровью;
  3. если в адрес представителю правоохранителей звучали реальные угрозы их жизни и т.д.

Уголовная ответственность может быть установлена и в иных случаях, если суд решит, что в этом имеется явная необходимость. При этом наказание выражается в следующих мерах:

  1. Назначение денежного штрафа в определенном размере, а также установление обязательных исправительных работ.
  2. Штраф в крупном размере, а также исправительные работы на срок до 5 лет и арест – до полугода. Данные меры применяются в том случае, если здоровью члена полиции, либо здоровью его близких, был причинен явный вред.
  3. Лишение свободы – на срок до 10 лет, в том случае, если причиненный ущерб здоровью был признан судом тяжким.

Самая строгая мера наказания – максимально продолжительное тюремное заключение, будет назначена в том случае, если во время ареста подозреваемого, наступила смерть сотрудника полиции, которая стала результатом проявленного сопротивления.

Существующая судебная практика показывает, что во время классификации данного вида преступления, у сторон могут возникать споры относительного самого факта оказания сопротивления. Естественно, подозреваемый пытается доказать, что ничего подобного не происходило, и что все обвинения в его адрес являются абсолютно беспочвенными. В таком случае суд рассматривает протокол, который всегда составляется работниками правоохранительных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Виновное лицо, в свою очередь, имеет право сослаться и на неправомерные действия уполномоченных лиц. Как правило, такие действия могут быть выражены в применении излишней физической силы, побоев, несоблюдении действующего порядка и существующих норм. Если на суде данный факт подтвердится, судебный орган вправе отменить ранее установленные меры наказания в отношении виновного.

Отличительные признаки неповиновения и сопротивления

Основным различием между неповиновением и сопротивлением представителю власти, которым является сотрудник полиции, является мера ответственности. Тонкая грань в понимании того, когда одно противоправное действие перерастает в другое, существует и не всегда однозначно можно квалифицировать действия виновного.

Под неповиновением понимают явное нежелание исполнить законные требования или игнорирование их в принципе, за которое предусмотрено наказание по административному законодательству.

Статья 19.3 определяет случаи привлечения к ответственности. Особенностью таких неправомерных действий считается умышленный, намеренный характер, выраженный в повторяющемся отказе в грубой форме исполнить требование полиции, когда сотрудник исполняет служебные обязанности.

Подтверждением того, что работник МВД находится на службе, являются: форма сотрудника полиции, нагрудный жетон, установленной формы, служебное удостоверение.

Неподчинение требованию, основанному на законе, делится по видовому принципу:

  • активные проявления;
  • пассивные проявления;
  • групповое совершение;
  • открытые призывы;
  • распространение ложной информации, которая привела к дестабилизации в обществе.

На практике неповиновение, предусмотренное административным законодательством, тесно связано с вытекающими из этого правонарушения уголовно наказуемыми последствиями в отношении работников правоохранительных органов.

Основные условия привлечения виновных за невыполнение распоряжения работника полиции:

  1. Сотрудник заступил на службу с выполнением функций обеспечения установленного порядка в обществе.
  2. Предупреждение правонарушителя о последствиях невыполнения законных указаний, сказанных в убедительной форме.
  3. Субъект, отказывается выполнять и при этом знает, что распоряжение предъявляет представитель власти.

При определении квалифицирующего признака обязательно устанавливается статус должностного лица, требования которого не исполняются. В соответствии с 25 статьёй Закона о полиции полицейским считается лицо, исполняющее служебные обязанности в должности сотрудника ОВД и имеющее специальное звание.

Сопротивление характеризуется намеренными активными действиями, направленными на воспрепятствование деятельности правоохранительной деятельности полиции. Опасность состоит в том, что возникает угроза для общества и принижается авторитет представителей силовых структур. В таких проявлениях источником, подталкивающим к противоправным действиям, является антиобщественная, криминальная составляющая.

Причинная составляющая силовому противодействию состоит из следующих моментов:

  • недостаточная практика привлечения к ответственности из-за неочевидности состава деяний;
  • наличие убеждения у виновного дозволенности активно сопротивляться полиции, не задумываясь о последствиях.

Неповиновение и сопротивление являются следствием реализации желания, допустившего нарушение закона, избежать наказания за совершённые какие-либо другие противоправные действия или наличие при себе запрещённых предметов.

Социальный и психологический статус лиц, совершающих эти действия, носит выраженный антиобщественный характер с маргинально-агрессивной формой личности, ориентированных на физическое решение конфликтов и неприязнь к сотрудникам полиции.

Комментарии к статье 19.3 КоАП РФ, судебная практика применения

В п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» содержатся следующие разъяснения:

Невыполнение участником публичного мероприятия требований сотрудника квалифицируется по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, а не по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ

Судам следует иметь в виду, что нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.

К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, которая в данном случае является специальной по отношению к части 1 статьи 19.3 КоАП РФ.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018 года содержатся следующие разъяснения:

«Вопрос 2. Как следует разграничивать составы административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.3 и частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, при привлечении к административной ответственности участников публичных мероприятий?

Ответ. Нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения такого мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации.

Вместе с тем невыполнение законных требований сотрудников органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка, безопасности граждан и контролю за соблюдением законности, не связанных непосредственно с проведением публичного мероприятия (например, отказ предъявить документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются данные, дающие основания подозревать его в совершении преступления или полагать, что он находится в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении его дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для задержания такого лица в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»), образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, в том числе в случае, если упомянутые обстоятельства имели место в ходе проведения публичного мероприятия.

При этом указание на невыполнение лицом законных требований сотрудников органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка, безопасности граждан и контроля за соблюдением законности, не связанных непосредственно с проведением публичного мероприятия, в соответствии с требованиями части 2 статьи 28.2 КоАП РФ должно быть отражено в протоколе об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 названного кодекса.

Таким образом, при квалификации тех или иных действий (бездействия) участников публичного мероприятия в качестве подпадающих под признаки составов административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.3 либо частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, необходимо оценивать их связь с проводимым публичным мероприятием».

Уголовная ответственность

За неповиновение сотруднику полицию уголовной ответственности нет, но она наступит, если в рамках неповиновения:

  1. Есть посягательство на жизнь сотрудника (ст. 317 УК РФ).
  2. К сотруднику применено насилие, или нарушитель угрожал насилием (ст. 318 УК РФ).
  3. Нарушитель публично оскорбил сотрудника полиции (ст. 319 УК РФ).

При таких действиях, как правило, нарушитель доставляется в отдел полиции и задерживается в административном порядке (если не скрылся с места), далее сотрудники пишут рапорта о преступлении, после чего материалы передаются в местное подразделение Следственного комитета для проверки и принятия решения о возбуждении уголовного дела.

Привлечение к уголовной ответственности, в том числе возможное, не препятствует привлечению к административной ответственности по ст. 19.3 КоАП РФ. Здесь разные составы правонарушений. Административно – только за неповиновение, уголовно – за оскорбление, угрозу или насилие.

Возможное уголовное наказание:

  1. Самая мягкая уголовная ответственность – за оскорбление сотрудника полиции. Здесь можно отделаться штрафом (до 40 тыс. рублей), обязательными или исправительными работами. Лишения свободы нет.
  2. Самое суровое наказание – за посягательство на жизнь сотрудника. Такое преступление – это фактически покушение на убийство или убийство, за что предусмотрено лишение свободы до 20 лет или пожизненное лишение свободы.  
  3. Угроза применения насилия или насилие грозит наказанием до 5 лет лишения свободы (если насилие – побои, легкий или средний вред) или до 10 лет (тяжкий вред здоровью).

Действия, которые подпадают под уголовные статьи, часто сопровождают неповиновение сотруднику полиции, например:

  • человек не только не выполняет законное требование, но и в ответ начинает оскорблять сотрудника, ругаясь при этом матом, высказывая угрозы и т.д.
  • в процессе задержания нарушитель пытается вырваться, наносит сотруднику удары руками, какими-то подручными предметами, ругается, оскорбляет его.

Чаще всего встречается оскорбление. Но если все происходит один на один (не публично), то состава преступления не будет

Нередко встречаются и угрозы насилия, а вот здесь уже неважно, публично они высказаны или нет, главное – что в связи с исполнением сотрудником своих обязанностей. Угрозы могут быть направлены и в адрес близких родственников сотрудника – это тоже уголовно наказуемо

При этом, как показывает практика, за такие действия стали наказывать очень сурово. Достаточно вспомнить недавнее дело блогера Синицы, который за пост в Твиттере с угрозами получил 5 лет лишения свободы. Хотя ему вменялась другая (282-ая) статья УК РФ, это все равно достаточно показательный пример.

Более редко на практике встречаются случаи, когда неповиновение сопряжено с насилием, особенно причинением тяжкого вреда здоровью, и крайне редко – с посягательством на жизнь сотрудника полиции.

Неповиновение, в том числе сопряженное с преступлением против сотрудника полиция, не исключает вероятности привлечения за другие правонарушения – зачастую именно они становятся поводом для тех или иных требований сотрудника полиции. В случае если правонарушением причинен вред, может быть заявлено требование о его возмещение в гражданско-правовом порядке. 

Ответственность за неповиновение

Если неповиновение сотруднику внутренних органов все же имело место быть, правонарушителю грозит следующее наказание:

  1. В случае, если неповиновение помешало полицейскому исполнять его должностные обязанности во время несения службы, преступнику может быть назначен штраф в размере от 500 до 1 тысячи рублей или арест до 15 суток;
  2. Такое же наказание назначается за неповиновение в отношении сотрудника полиции, исполняющего миграционный контроль.
  3. Аналогичное наказание применяется и в случае, если было оказано неповиновение законному распоряжению или требованию полицейского, несущего службу в пенитенциарном учреждении.

Что грозит за неповиновение требованиям сотрудника полиции

Регламентирует наказание за оказание сопротивления сотруднику полиции статья 318 УК РФ, а также норма 19.3. Административного кодекса.

За сопротивление сотруднику полиции статья вменяется в зависимости от характера действий виновного. Если гражданин не выполняет распоряжение показать документы, проехать в участок или другое требование, связанное с обеспечением безопасности, он будет привлечен к ответственности по Административному кодексу.

То же касается ситуации, когда человек препятствует без применения физической силы исполнению полицейским своих полномочий. За сопротивление полиции статья 19.3 предусматривает наказание в виде штрафа 1000 руб. или ареста на 15 суток.

Конкретный размер и вид наказания определяется при рассмотрении дела в мировом суде

Важно, что суд всегда принимает во внимание отягощающие и смягчающие обстоятельства совершения преступления

Если виновный, помимо невыполнения просьбы, оскорбляет полицейского, применяет физическую силу, убегает или срывает погоны, его действия подпадают под уголовную ответственность. За оскорбление и порчу имущества полицейского, наказание предусмотрено в статье 319 УК, оно имеет вид штрафа до 40 тыс.

руб., обязательного труда на 360 часов, а также работы исправительного типа не больше 1 года. Оказание физического сопротивления в отношении полицейского наказывают статьей 318 УК, в зависимости от характера полученных травм полицейским.

Максимальное наказание по данной норме закона предусмотрено в виде 10 лет тюремного заключения.

Сопротивление сотрудникам полиции при задержании

Сопротивление полицейскому — довольно серьезное преступление. Многое зависит от сложившейся ситуации. Исходя из этого определяется, последует ли административное наказание или уголовное.

  1. В 1 части статьи 19.3 Административного кодекса говорится, что минимальное наказание за неповиновение, сопротивление и препятствие сотруднику полиции — 15 суток ареста, либо штраф в размере от 500 до 1000 руб.
  2. Если при сопротивлении полицейскому нарушитель совершил мелкое хулиганство, сумма штрафа увеличивается до 2500 руб. или арест на 15 суток.
  3. При неповиновении сотруднику полиции и при серьезном хулиганстве, регламентируемом УК РФ, штраф может достигать 1 000 000 руб. либо тюремный срок до 7 лет, как гласит 2 часть статьи 213 УК РФ.
  4. Если помимо неповиновения, нарушитель публично нанес оскорбления полицейскому, ему грозит штраф до 40 000 руб, обязательные работы до 360 часов, либо исправительные работы до 12 месяцев.
  5. При угрозах сотруднику или нанесении телесных повреждений, дело будут рассматривать по статье 318 УК РФ. Наказание — до 5 лет тюремный срок или штраф суммой до 200 000 руб.
  6. При нанесении сотруднику телесных повреждений средней или тяжкой степени, дело будет рассматриваться по 2 части 318 статьи УК РФ. В данном случае нарушителю грозит тюремное заключение на срок до 10 лет.
  7. Существует и такое наказание, как пожизненное заключение за сопротивление полицейскому при угрозе жизни.

Старайтесь не нарушать закон и повиноваться требованиям властей, даже если и считаете, что полиция действует не закономерно. Позже можно будет все доказать в суде и наказать недобросовестных блюстителей закона. При неповиновении бед не оберетесь.

Другой комментарий к Ст. 19.4 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В отличие от правонарушения, предусмотренного ст.19.3 КоАП РФ, круг должностных лиц, осуществляющих государственный надзор (контроль), предусмотренный ч.1 комментируемой статьи, значительно шире, чем в ст.19.3, поскольку практически все органы исполнительной власти обладают либо контрольными, либо надзорными, либо контрольно-надзорными полномочиями. Кроме того, такими полномочиями обладают органы прокуратуры и судебные органы нашей страны.

2. Что касается ч.2 комментируемой статьи, то предусматривается ответственность за невыполнение требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа РФ и исключительной экономической зоны РФ. Такими органами в соответствии со ст.42 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации» охрана континентального шельфа, его минеральных и живых ресурсов в целях их сохранения, защиты и оптимального использования, защиты экономических и иных законных интересов РФ осуществляется в пределах своей компетенции: федеральным органом по пограничной службе (ФПС России); федеральным органом государственного горного надзора (Госгортехнадзор); федеральным органом по рыболовству (Госкомрыболовство); федеральным органом по охране окружающей среды и природных ресурсов (Минприроды России). При этом координация использования сил указанных органов охраны осуществляется федеральным органом по пограничной службе. В соответствии со ст.35 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. «Об исполнительной экономической зоне Российской Федерации» охрану исключительной экономической зоны, ее живых и неживых ресурсов в целях их сохранения, защиты и рационального использования, защиты морской среды, экономических и иных законных интересов РФ осуществляют в пределах своей компетенции специально уполномоченные: федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе; федеральный орган исполнительной власти по охране окружающей среды; федеральный орган исполнительной власти по таможенному делу. Координация использования сил указанных органов охраны осуществляется федеральным органом исполнительной власти по пограничной службе в пределах своих полномочий.

3. Часть 3 настоящей статьи в качестве контролирующего (надзирающего) органа предусматривает международных инспекционных групп, осуществляющих свою деятельность в соответствии с международным законодательством, в частности, Договором о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от 24 сентября 1996 г., Конвенцией о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, ратифицированной РФ 5 ноября 1997 г., Соглашением о принципах и порядке выполнения Договора об обычных вооруженных силах в Европе и др.

4. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, заключается в наличии нескольких составов, предусматривающих совершение указанного правонарушения путем следующих действий: 1) неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль); 2) воспрепятствование выполнению должностным лицом органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), своих служебных обязанностей; 3) невыполнение законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа РФ или органа охраны исключительной экономической зоны РФ об установке судна; 4) воспрепятствование осуществлению указанными должностными лицами возложенных на него полномочий, в том числе на осмотр судна; 5) воспрепятствование доступу членов международной инспекционной группы, осуществляющей свою деятельность в соответствии с международным договором РФ, на объект, подлежащий международному контролю.

5. С субъективной стороны указанное правонарушение может быть совершено только умышленно.

6. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.1 данной статьи, являются граждане и должностные лица, субъектами правонарушения по ч.2 — только должностные лица; а по ч.3 — должностные лица и юридические лица.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector