Статья 318 ук рф: невыполнение законных требований сотрудника полиции
Содержание:
- Меры по профилактике неповиновений
- Всегда ли законны требования полицейского
- Уголовная ответственность
- Отличительные признаки неповиновения и сопротивления
- Комментарии к статье 19.3 КоАП РФ, судебная практика применения
- Уголовная ответственность
- Ответственность за неповиновение
- Что грозит за неповиновение требованиям сотрудника полиции
- Сопротивление сотрудникам полиции при задержании
- Другой комментарий к Ст. 19.4 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
Меры по профилактике неповиновений
Выявление и профилактика таких преступлений в интересах общества служит показателем состояния власти в государстве.
Меры предупредительного характера включают в себя следующие направления:
- уменьшение числа граждан, способных оказывать сотрудникам ОВД какое-либо противодействие за счёт улучшения благосостояния населения;
- профилактическая работа с лицами, ранее привлекаемыми к ответственности за такие проявления;
- влияние на профессиональную деформацию работников полиции;
- обеспечение мер неотвратимости наказания за такие правонарушения;
- использование возможностей СМИ для доведения фактов наказания виновных в противодействии требованиям полиции.
Большое значение в комплексе мероприятий профилактики противодействий работникам ОВД имеют социальные меры.
Снижение числа сопротивлений и неповиновений происходит в случаях:
- нормализации социальной составляющей общественной жизни;
- ликвидации правовой неграмотности и культуры граждан;
- сформированного позитивного мнения в обществе о деятельности полиции.
Обстоятельства совершения рассматриваемых деяний тесно связаны с криминальной составляющей мер профилактики:
- борьба с преступными проявлениями;
- исключение отрицательных факторов при воспитании личности;
- влияние на психологию субъекта совершающего такие правонарушения.
Как бы ни были устойчивы волевая составляющая характера, профессиональная готовность, обеспечение сотрудника полиции, разнообразие ситуаций в период службы не исключает вероятность случаев противодействия законным требованиям.
Иногда граждане оказывают неповиновение сотруднику полиции. Статья описывает, чем это чревато, какая предусмотрена ответственность и в чем различие между сопротивлением и неповиновением. За неповиновение может наступить ответственность различного характера. А какая именно и в каких случаях, рассмотрим подробно ниже.
Всегда ли законны требования полицейского
Зачастую встречаются ситуации, когда сотрудники полиции не вполне правомерно действуют в отношении лица, к которому потом предъявляется обвинение в неповиновении.
Самым ярким примером может послужить просьба предоставить документы без разъяснения причин. А на вопрос гражданина, почему его документы требуют проверки, полицейские отвечают доставкой последнего в отделение и наложением административной ответственности.
Какие условия должны быть соблюдены, чтобы предъявление вопросов к гражданину со стороны полицейского считалось законным? Сотрудник полиции должен:
- Быть одет в соответствующую форму.
- Представиться и предоставить остановленному гражданину удостоверение сотрудника правоохранительных органов.
- Объяснить цель проверки документов или выполнения гражданином других требований.
Целью подобной остановки может быть:
- cходство с нарушителем, разыскиваемым полицией;
- cовершение гражданином противоправных действий;
- отказ последовать в специализированное медицинское учреждение;
- пресечение попытки самоубийства;
- наличие явного психического расстройства у гражданина;
- поиск лица, совершившего побег из психиатрической клиники.
Таким образом, если полицейский отказывается давать какие-либо комментарии задержанному гражданину, он действует незаконно. А значит при обнаружении этого факта, лицу, обвиненному в неповиновении полиции, возможно, удастся избежать наказания.
Уголовная ответственность
Нормы уголовной ответственности к лицу, оказавшему сопротивление в момент его ареста сотрудниками полиции, применяются лишь в исключительных случаях. Эти случаи выражаются в ситуациях, когда работникам полиции действительно грозила реальная опасность, например:
- если задерживаемый оказал активную борьбу и применил физическую силу;
- если сотруднику полиции был причинен вред здоровью;
- если в адрес представителю правоохранителей звучали реальные угрозы их жизни и т.д.
Уголовная ответственность может быть установлена и в иных случаях, если суд решит, что в этом имеется явная необходимость. При этом наказание выражается в следующих мерах:
- Назначение денежного штрафа в определенном размере, а также установление обязательных исправительных работ.
- Штраф в крупном размере, а также исправительные работы на срок до 5 лет и арест – до полугода. Данные меры применяются в том случае, если здоровью члена полиции, либо здоровью его близких, был причинен явный вред.
- Лишение свободы – на срок до 10 лет, в том случае, если причиненный ущерб здоровью был признан судом тяжким.
Самая строгая мера наказания – максимально продолжительное тюремное заключение, будет назначена в том случае, если во время ареста подозреваемого, наступила смерть сотрудника полиции, которая стала результатом проявленного сопротивления.
Существующая судебная практика показывает, что во время классификации данного вида преступления, у сторон могут возникать споры относительного самого факта оказания сопротивления. Естественно, подозреваемый пытается доказать, что ничего подобного не происходило, и что все обвинения в его адрес являются абсолютно беспочвенными. В таком случае суд рассматривает протокол, который всегда составляется работниками правоохранительных органов при исполнении ими служебных обязанностей.
Виновное лицо, в свою очередь, имеет право сослаться и на неправомерные действия уполномоченных лиц. Как правило, такие действия могут быть выражены в применении излишней физической силы, побоев, несоблюдении действующего порядка и существующих норм. Если на суде данный факт подтвердится, судебный орган вправе отменить ранее установленные меры наказания в отношении виновного.
Отличительные признаки неповиновения и сопротивления
Основным различием между неповиновением и сопротивлением представителю власти, которым является сотрудник полиции, является мера ответственности. Тонкая грань в понимании того, когда одно противоправное действие перерастает в другое, существует и не всегда однозначно можно квалифицировать действия виновного.
Под неповиновением понимают явное нежелание исполнить законные требования или игнорирование их в принципе, за которое предусмотрено наказание по административному законодательству.
Статья 19.3 определяет случаи привлечения к ответственности. Особенностью таких неправомерных действий считается умышленный, намеренный характер, выраженный в повторяющемся отказе в грубой форме исполнить требование полиции, когда сотрудник исполняет служебные обязанности.
Подтверждением того, что работник МВД находится на службе, являются: форма сотрудника полиции, нагрудный жетон, установленной формы, служебное удостоверение.
Неподчинение требованию, основанному на законе, делится по видовому принципу:
- активные проявления;
- пассивные проявления;
- групповое совершение;
- открытые призывы;
- распространение ложной информации, которая привела к дестабилизации в обществе.
На практике неповиновение, предусмотренное административным законодательством, тесно связано с вытекающими из этого правонарушения уголовно наказуемыми последствиями в отношении работников правоохранительных органов.
Основные условия привлечения виновных за невыполнение распоряжения работника полиции:
- Сотрудник заступил на службу с выполнением функций обеспечения установленного порядка в обществе.
- Предупреждение правонарушителя о последствиях невыполнения законных указаний, сказанных в убедительной форме.
- Субъект, отказывается выполнять и при этом знает, что распоряжение предъявляет представитель власти.
При определении квалифицирующего признака обязательно устанавливается статус должностного лица, требования которого не исполняются. В соответствии с 25 статьёй Закона о полиции полицейским считается лицо, исполняющее служебные обязанности в должности сотрудника ОВД и имеющее специальное звание.
Сопротивление характеризуется намеренными активными действиями, направленными на воспрепятствование деятельности правоохранительной деятельности полиции. Опасность состоит в том, что возникает угроза для общества и принижается авторитет представителей силовых структур. В таких проявлениях источником, подталкивающим к противоправным действиям, является антиобщественная, криминальная составляющая.
Причинная составляющая силовому противодействию состоит из следующих моментов:
- недостаточная практика привлечения к ответственности из-за неочевидности состава деяний;
- наличие убеждения у виновного дозволенности активно сопротивляться полиции, не задумываясь о последствиях.
Неповиновение и сопротивление являются следствием реализации желания, допустившего нарушение закона, избежать наказания за совершённые какие-либо другие противоправные действия или наличие при себе запрещённых предметов.
Социальный и психологический статус лиц, совершающих эти действия, носит выраженный антиобщественный характер с маргинально-агрессивной формой личности, ориентированных на физическое решение конфликтов и неприязнь к сотрудникам полиции.
Комментарии к статье 19.3 КоАП РФ, судебная практика применения
В п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» содержатся следующие разъяснения:
Невыполнение участником публичного мероприятия требований сотрудника квалифицируется по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, а не по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ
Судам следует иметь в виду, что нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.
К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, которая в данном случае является специальной по отношению к части 1 статьи 19.3 КоАП РФ.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018 года содержатся следующие разъяснения:
«Вопрос 2. Как следует разграничивать составы административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.3 и частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, при привлечении к административной ответственности участников публичных мероприятий?
Ответ. Нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения такого мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации.
Вместе с тем невыполнение законных требований сотрудников органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка, безопасности граждан и контролю за соблюдением законности, не связанных непосредственно с проведением публичного мероприятия (например, отказ предъявить документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются данные, дающие основания подозревать его в совершении преступления или полагать, что он находится в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении его дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для задержания такого лица в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»), образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, в том числе в случае, если упомянутые обстоятельства имели место в ходе проведения публичного мероприятия.
При этом указание на невыполнение лицом законных требований сотрудников органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка, безопасности граждан и контроля за соблюдением законности, не связанных непосредственно с проведением публичного мероприятия, в соответствии с требованиями части 2 статьи 28.2 КоАП РФ должно быть отражено в протоколе об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 названного кодекса.
Таким образом, при квалификации тех или иных действий (бездействия) участников публичного мероприятия в качестве подпадающих под признаки составов административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.3 либо частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, необходимо оценивать их связь с проводимым публичным мероприятием».
Уголовная ответственность
За неповиновение сотруднику полицию уголовной ответственности нет, но она наступит, если в рамках неповиновения:
- Есть посягательство на жизнь сотрудника (ст. 317 УК РФ).
- К сотруднику применено насилие, или нарушитель угрожал насилием (ст. 318 УК РФ).
- Нарушитель публично оскорбил сотрудника полиции (ст. 319 УК РФ).
При таких действиях, как правило, нарушитель доставляется в отдел полиции и задерживается в административном порядке (если не скрылся с места), далее сотрудники пишут рапорта о преступлении, после чего материалы передаются в местное подразделение Следственного комитета для проверки и принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Привлечение к уголовной ответственности, в том числе возможное, не препятствует привлечению к административной ответственности по ст. 19.3 КоАП РФ. Здесь разные составы правонарушений. Административно – только за неповиновение, уголовно – за оскорбление, угрозу или насилие.
Возможное уголовное наказание:
- Самая мягкая уголовная ответственность – за оскорбление сотрудника полиции. Здесь можно отделаться штрафом (до 40 тыс. рублей), обязательными или исправительными работами. Лишения свободы нет.
- Самое суровое наказание – за посягательство на жизнь сотрудника. Такое преступление – это фактически покушение на убийство или убийство, за что предусмотрено лишение свободы до 20 лет или пожизненное лишение свободы.
- Угроза применения насилия или насилие грозит наказанием до 5 лет лишения свободы (если насилие – побои, легкий или средний вред) или до 10 лет (тяжкий вред здоровью).
Действия, которые подпадают под уголовные статьи, часто сопровождают неповиновение сотруднику полиции, например:
- человек не только не выполняет законное требование, но и в ответ начинает оскорблять сотрудника, ругаясь при этом матом, высказывая угрозы и т.д.
- в процессе задержания нарушитель пытается вырваться, наносит сотруднику удары руками, какими-то подручными предметами, ругается, оскорбляет его.
Чаще всего встречается оскорбление. Но если все происходит один на один (не публично), то состава преступления не будет
Нередко встречаются и угрозы насилия, а вот здесь уже неважно, публично они высказаны или нет, главное – что в связи с исполнением сотрудником своих обязанностей. Угрозы могут быть направлены и в адрес близких родственников сотрудника – это тоже уголовно наказуемо
При этом, как показывает практика, за такие действия стали наказывать очень сурово. Достаточно вспомнить недавнее дело блогера Синицы, который за пост в Твиттере с угрозами получил 5 лет лишения свободы. Хотя ему вменялась другая (282-ая) статья УК РФ, это все равно достаточно показательный пример.
Более редко на практике встречаются случаи, когда неповиновение сопряжено с насилием, особенно причинением тяжкого вреда здоровью, и крайне редко – с посягательством на жизнь сотрудника полиции.
Неповиновение, в том числе сопряженное с преступлением против сотрудника полиция, не исключает вероятности привлечения за другие правонарушения – зачастую именно они становятся поводом для тех или иных требований сотрудника полиции. В случае если правонарушением причинен вред, может быть заявлено требование о его возмещение в гражданско-правовом порядке.
Ответственность за неповиновение
Если неповиновение сотруднику внутренних органов все же имело место быть, правонарушителю грозит следующее наказание:
- В случае, если неповиновение помешало полицейскому исполнять его должностные обязанности во время несения службы, преступнику может быть назначен штраф в размере от 500 до 1 тысячи рублей или арест до 15 суток;
- Такое же наказание назначается за неповиновение в отношении сотрудника полиции, исполняющего миграционный контроль.
- Аналогичное наказание применяется и в случае, если было оказано неповиновение законному распоряжению или требованию полицейского, несущего службу в пенитенциарном учреждении.
Что грозит за неповиновение требованиям сотрудника полиции
Регламентирует наказание за оказание сопротивления сотруднику полиции статья 318 УК РФ, а также норма 19.3. Административного кодекса.
За сопротивление сотруднику полиции статья вменяется в зависимости от характера действий виновного. Если гражданин не выполняет распоряжение показать документы, проехать в участок или другое требование, связанное с обеспечением безопасности, он будет привлечен к ответственности по Административному кодексу.
То же касается ситуации, когда человек препятствует без применения физической силы исполнению полицейским своих полномочий. За сопротивление полиции статья 19.3 предусматривает наказание в виде штрафа 1000 руб. или ареста на 15 суток.
Конкретный размер и вид наказания определяется при рассмотрении дела в мировом суде
Важно, что суд всегда принимает во внимание отягощающие и смягчающие обстоятельства совершения преступления
Если виновный, помимо невыполнения просьбы, оскорбляет полицейского, применяет физическую силу, убегает или срывает погоны, его действия подпадают под уголовную ответственность. За оскорбление и порчу имущества полицейского, наказание предусмотрено в статье 319 УК, оно имеет вид штрафа до 40 тыс.
руб., обязательного труда на 360 часов, а также работы исправительного типа не больше 1 года. Оказание физического сопротивления в отношении полицейского наказывают статьей 318 УК, в зависимости от характера полученных травм полицейским.
Максимальное наказание по данной норме закона предусмотрено в виде 10 лет тюремного заключения.
Сопротивление сотрудникам полиции при задержании
Сопротивление полицейскому — довольно серьезное преступление. Многое зависит от сложившейся ситуации. Исходя из этого определяется, последует ли административное наказание или уголовное.
- В 1 части статьи 19.3 Административного кодекса говорится, что минимальное наказание за неповиновение, сопротивление и препятствие сотруднику полиции — 15 суток ареста, либо штраф в размере от 500 до 1000 руб.
- Если при сопротивлении полицейскому нарушитель совершил мелкое хулиганство, сумма штрафа увеличивается до 2500 руб. или арест на 15 суток.
- При неповиновении сотруднику полиции и при серьезном хулиганстве, регламентируемом УК РФ, штраф может достигать 1 000 000 руб. либо тюремный срок до 7 лет, как гласит 2 часть статьи 213 УК РФ.
- Если помимо неповиновения, нарушитель публично нанес оскорбления полицейскому, ему грозит штраф до 40 000 руб, обязательные работы до 360 часов, либо исправительные работы до 12 месяцев.
- При угрозах сотруднику или нанесении телесных повреждений, дело будут рассматривать по статье 318 УК РФ. Наказание — до 5 лет тюремный срок или штраф суммой до 200 000 руб.
- При нанесении сотруднику телесных повреждений средней или тяжкой степени, дело будет рассматриваться по 2 части 318 статьи УК РФ. В данном случае нарушителю грозит тюремное заключение на срок до 10 лет.
- Существует и такое наказание, как пожизненное заключение за сопротивление полицейскому при угрозе жизни.
Старайтесь не нарушать закон и повиноваться требованиям властей, даже если и считаете, что полиция действует не закономерно. Позже можно будет все доказать в суде и наказать недобросовестных блюстителей закона. При неповиновении бед не оберетесь.
Другой комментарий к Ст. 19.4 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. В отличие от правонарушения, предусмотренного ст.19.3 КоАП РФ, круг должностных лиц, осуществляющих государственный надзор (контроль), предусмотренный ч.1 комментируемой статьи, значительно шире, чем в ст.19.3, поскольку практически все органы исполнительной власти обладают либо контрольными, либо надзорными, либо контрольно-надзорными полномочиями. Кроме того, такими полномочиями обладают органы прокуратуры и судебные органы нашей страны.
2. Что касается ч.2 комментируемой статьи, то предусматривается ответственность за невыполнение требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа РФ и исключительной экономической зоны РФ. Такими органами в соответствии со ст.42 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации» охрана континентального шельфа, его минеральных и живых ресурсов в целях их сохранения, защиты и оптимального использования, защиты экономических и иных законных интересов РФ осуществляется в пределах своей компетенции: федеральным органом по пограничной службе (ФПС России); федеральным органом государственного горного надзора (Госгортехнадзор); федеральным органом по рыболовству (Госкомрыболовство); федеральным органом по охране окружающей среды и природных ресурсов (Минприроды России). При этом координация использования сил указанных органов охраны осуществляется федеральным органом по пограничной службе. В соответствии со ст.35 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. «Об исполнительной экономической зоне Российской Федерации» охрану исключительной экономической зоны, ее живых и неживых ресурсов в целях их сохранения, защиты и рационального использования, защиты морской среды, экономических и иных законных интересов РФ осуществляют в пределах своей компетенции специально уполномоченные: федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе; федеральный орган исполнительной власти по охране окружающей среды; федеральный орган исполнительной власти по таможенному делу. Координация использования сил указанных органов охраны осуществляется федеральным органом исполнительной власти по пограничной службе в пределах своих полномочий.
3. Часть 3 настоящей статьи в качестве контролирующего (надзирающего) органа предусматривает международных инспекционных групп, осуществляющих свою деятельность в соответствии с международным законодательством, в частности, Договором о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от 24 сентября 1996 г., Конвенцией о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, ратифицированной РФ 5 ноября 1997 г., Соглашением о принципах и порядке выполнения Договора об обычных вооруженных силах в Европе и др.
4. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, заключается в наличии нескольких составов, предусматривающих совершение указанного правонарушения путем следующих действий: 1) неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль); 2) воспрепятствование выполнению должностным лицом органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), своих служебных обязанностей; 3) невыполнение законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа РФ или органа охраны исключительной экономической зоны РФ об установке судна; 4) воспрепятствование осуществлению указанными должностными лицами возложенных на него полномочий, в том числе на осмотр судна; 5) воспрепятствование доступу членов международной инспекционной группы, осуществляющей свою деятельность в соответствии с международным договором РФ, на объект, подлежащий международному контролю.
5. С субъективной стороны указанное правонарушение может быть совершено только умышленно.
6. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.1 данной статьи, являются граждане и должностные лица, субъектами правонарушения по ч.2 — только должностные лица; а по ч.3 — должностные лица и юридические лица.