Зазоры клапанов ваз 2109 размеры и регулировка
Содержание:
- Признаки нарушения зазора клапанов
- Порядок регулировки зазора клапанов
- Выставление зазоров в клапанах с помощью индикатора
- Что нам потребуется для работы?
- Порядок регулировки клапанов ВАЗ 2107
- Регулируем коленовалы клапанов
- Как самостоятельно отрегулировать клапаны на ВАЗ 2107 инжектор
- Выполняем регулировку клапанов ВАЗ 2106, таблица последовательности + видео регулировки
- В чем проблема с клапанами
- Регулировка клапанов в два приема.
- Почему нужно проводить регулировку зазоров?
- Инструмент для проведения работ
- Порядок и особенности регулировки клапанов на карбюраторном и инжекторном двигателе
- Порядок регулировки
- Пошаговая инструкция
Признаки нарушения зазора клапанов
Перед описанием процесса регулировки, следует разобраться с признаками неправильного зазора, а также к чему это приводит. Итак, основным признаком сбитого теплового зазора ГРМ является металлический стук в верхней части двигателя. Обычно этот стук вначале появляется только на определенном режиме работы, но со временем он будет прослушиваться на всех режимах.
Разумеется, зазор может либо уменьшиться от номинального, либо стать больше. И уменьшение, и увеличение зазора приведет в первую очередь к потере мощности. При меньшом зазоре рычаг будет поджимать клапан, что значительно снизит герметичность в цилиндре, и обеспечит падение компрессии. В итоге этот может привести к подгоранию кромки клапана и его седла.
Увеличенный зазор скажется на наполнении камеры сгорания цилиндра, поскольку время его открытия будет уменьшенным, также и отвод отработанных газов будет неполным.
Чтобы избежать вышеуказанных проблем, нужно, чтобы регулировка клапанов ВАЗ-2105 производилась примерно через 15-20 тыс. км, а также при первом проявлении нарушения теплового зазора.
Порядок регулировки зазора клапанов
Сразу нужно отметить такой момент, что лучше всего регулировать работу клапанов, когда двигатель холодный. Это позволит точнее диагностировать и настроить работу ГРМ. Так что, даем своей пятерке хорошенько остыть после последнего заезда. Путь ночь постоит, а с утра можно приступать к ремонту.
Итак, сама регулировка клапанов на ВАЗ 2105:
Влазим под капот, снимаем корпус воздушного фильтра, защитный кожух ремня ГРМ и крышку клапанов
Для этого дела нам понадобится набор рожковых и накидных ключей (8,10, 13 и 17).
Обращаем внимание на 4-ый цилиндр (он ближе всего к водителю). Нужно перевести его поршень в положение верхней мертвой точки (ВМТ)
Для этого берем рожковой ключ на 17 и вращаем шкив коленвала по часовой стрелке до тех пор, пока риска ВМТ на шкиве не совпадет с отметкой на корпусе кожуха (сразу за шкивом). Смотрим дальнейший порядок регулировки клапанов 2105.
Переходим к шестерне привода распредвала (на противоположной стороне). На его шкиве есть риска, смотрим, чтобы она совпадала с указателем на головке блоков (как на фото).
С этого момента переходим к проверке зазоров на клапанах. ВМТ на 4-ом цилиндре позволяет проверить и отрегулировать при надобности клапана под номерами 6 и 8.
Проворачиваем коленвал (за шкив, ключом) на 180°, при этом шкив распредвала повернется лишь на 90°. Таким образом установится ВМТ на 2-ом цилиндре. Проводится проверка и регулировка клапанов ВАЗ 2105 под номерами 4 и 7.
Снова проворачиваем коленвал на 180°. Установится ВТМ 1-го цилиндра. Контролируем и регулируем клапана под номерами 1 и 3.
Вновь поворачиваем коленвал на 180°, чтобы установить ВМТ на 3-ем цилиндре. Работаем с клапанами 2 и 5.
Разметка шкива распредвала
Кстати, вот видео настройки клапанов:
Выставление зазоров в клапанах с помощью индикатора
- В случае если производился текущий ремонт газораспределительного механизма (замена распредвала, постели, звёздочки ГРМ, тогда регулировка клапанов ВАЗ 2107 нужна обязательно.
- Появился шум в районе головки блока цилиндров;
- В случае если после последней регулировки пробег автомобиля составил 15-16 тысяч км;
- Если случилась потеря мощности и «приёмистости» двигателя. После проверки карбюратора следующим «кандидатом» на проверку идут именно клапаны;
- Неоправданное увеличение расхода топлива.
Порядок РК при пользовании индикатором в целом не отличается от последовательности действий при регулировке с помощью щупа, но применяется другой инструмент. Для настройки клапанного механизма в этом случае понадобится рейка (планка) и сам индикатор, приспособление комплектом продается в специализированных автомагазинах. При большом желании планку для установки индикатора можно изготовить самостоятельно, в интернете найти необходимый чертеж не составляет проблем.
При выставлении зазоров с помощью индикатора получается более точная настройка, так как щуп не способен уловить все неровности кулачков распредвала, выработку на рокерах. Порядок действий РК с использованием специального приспособления здесь следующий:
- так же как и при регулировании с помощью щупа, устанавливаем нейтральную передачу, открываем капот, снимаем клапанную крышку;
- совмещаем метки распредвала для настройки 8-го и 6-го клапана;
- на шпильках левой стороны постели распределительного вала крепим индикаторную планку;
- если мы регулируем шестой клапан, индикатор с помощью держателя закрепляем сверху соответствующего (6-го) рокера;
- с помощью ключа или рукой поднимаем и опускаем рокер, замечаем по индикатору, на сколько делений отклоняется стрелка.
Здесь есть смысл обратиться к таблице, где приводятся данные по индикаторным настройкам, так как при регулировке щупом ТЗ измеряется в миллиметрах, а индикатором – в делениях. Например, для стандартного значения 0,15 мм соответствует индикаторный показатель 52, это означает, что стрелка при положенном зазоре отклоняется на пятьдесят два деления. Если ТЗ больше нормы, его нужно уменьшить, рассмотрим, как это происходит:
- допустим, вместо положенных 52 индикатор показал значение 72 («лишние» 20 делений);
- ставим стрелку на «ноль», расслабляем контргайку, ключом на 13 поворачиваем регулировочный болтик в сторону уменьшения зазора, наблюдаем за индикатором;
- при повороте ключа индикаторная стрелка начинает отклоняться против часовой стрелки, необходимо, чтобы она «прошла» 20 делений (так как 72-52=20);
- добившись нужного показания на стрелочном приборе, придерживая ключиком на 13, «семнадцатым» ключом затягиваем контргайку;
- отрегулировав так оба клапана (8 и 6), поворачиваем к/вал, регулируем кл. №4 и 7, затем дальше повторяем все операции, которые были описаны ранее для карбюраторного ДВС.
После регулировки устанавливаем клапанную крышку, запускаем мотор, смотрим, как он работает, слушаем, нет ли посторонних звуков.
Настройка тепловых зазоров впускных и выпускных клапанов на «Жигулях» ВАЗ 2107 своими силами доступна каждому автовладельцу. Для этого потребуется лишь минимум инструмента, терпение и аккуратность. Ниже Вы найдете таблицу с порядком регулировки по меткам с использованием щупа.
Что нам потребуется для работы?
- Торцовые ключи (обязательно на 8 и на 10)
- Отвертка с плоским сечением
- Парочка кючей на «17»
- Ключ для изменения угла коленовала
- Щуп размером 0.15 мм.Имея все перечисленные инструменты, можете начинать работу.
Порядок регулировки клапанов ВАЗ 2107
Для начала снимем крышку цилиндров. Затем заблокируем движение четвертому поршню цилиндра, после этого у нас должен появиться максимальный зазор между рычагами и кулаками. Давайте, первым делом отрегулируем эти зазоры.
Возьмем в руки щуп и вставим его в зазор шестого клапана и подвигайте им. Щуп должен передвигаться в отверстии свободно, но с некоторой тяжестью. Плохо, если он будет двигаться очень тяжело или гнуться. Для устранения этой причины нужно как следует отрегулировать зазор.
С помощью ключа на «17» немного раскрутим контргайку до ее ослабления. Другим ключом на семнадцать будет крутить регулировочную гайку. Крутим ее пока зазор не достигнет требуемого размера.
Теперь закручиваем все в исходное положение. Для этого одним ключом нужно держать регулировочную гайку, а другим затягивать контргайку. Повторяем подобную операцию со всеми остальными деталями, где зазоры отстают от нормы. Вот и весь порядок регулировки зазоров клапанов на машине ВАЗ 2107.
Регулируем коленовалы клапанов
Первым делом убеждаемся в том, что газораспределительная цепь имеет стандартный натяг, если это не так, то нужно ее ослабить или подтянуть. Метки коленвала и распредвала должны соответствовать друг другу. Если это не так, то поворачиваем специальным ключом коленвал, до достижения нужного результата.
Может оказаться так, что у вас не окажется этого специального ключа. В этом случае отрегулировать коленвал можно благодаря двум проверенным способам. Оба порядка регулировки клапанов на машине ВАЗ 2107 приведут к положительному результату.
Первый способ
Катим автомобиль на нейтральной передаче до тех пор, пока метки не совпадут. Но этот способ может оказаться довольно сложным и трудоемким. Во-первых, автомобиль толкать довольно сложно, а во-вторых, потребуется довольно много места, чего может не оказаться.
Второй способ
Для регулировки клапанов на ВАЗ 2107 вторым способом нам потребуется домкрат. С его помощью поднимаем заднее колесо автомобиля. Хорошо, если вам поможет еще один человек. Один будет смотреть за уровнем коленвала и распредвала, а другой будет поворачивать колесо.
Проследить за доворотом коленвала можно и другим способом. Для этого воспользуемся лункой звездочки распредвала. Половина оборота коленвала равняется заводскому положению постели распредвала.
Для понижения регулировочной пары советуется использовать стандартный ВАЗовский ключ(если его нет, то нужно его купить). С его помощью гораздо легче закручивать и откручивать регулировочную пару, потому что он имеет достаточную длину.
На этом можно закончить регулировку клапанов. Помните, что неправильная регулировка может привести к серьезным последствиям, которые описывались ранее. Настраивать клапаны нужно строго по инструкции, без всякой самодеятельности. Когда вы один раз выполните эту работу, вы уже будете в ней легко разбираться. В будущем вам обязательно пригодятся эти знания.
Как самостоятельно отрегулировать клапаны на ВАЗ 2107 инжектор
Регулировка клапанов двигателя ВАЗ 2107 инжектор своими руками – процедура достаточно сложная в части точности ее выполнения. Обычно ее выполняют по регламенту – через каждые 15-20 тыс. км. пробега. Но если в процессе эксплуатации автомобиля ВАЗ 2107 появляется характерный регулярный цокот в моторном отсеке – значит, клапана требуют внеплановой регулировки.
Кроме устранения повышенного шума в двигателе ВАЗ 2107 инжектор, отрегулировать нужно еще и для предотвращения преждевременного износа деталей мотора. Для выполнения этой работы понадобится следующий инструмент:
- Ключи
- на 10;
- 13/17 – 2 шт.;
- на 38 для коленвала;
- Специальный щуп толщиной 0,15 мм;
В самой процедуре регулировки клапанов на двигателе ВАЗ 2107 инжектор ничего сложного нет. Главное, что необходимо помнить – все работы нужно выполнять на полностью остывшем моторе. В первую очередь, при помощи ключа на 10 необходимо открутить 8 гаек и снять крышку головки блока. Тем самым мы получим доступ к регулировочным винтам клапанов. Прежде чем приступить к регулировке, нужна определенная настройка положения коленчатого вала. Выполняется она при помощи ключа на 38, путем проворачивания коленчатого вала до совмещения меток на звездочке и на головке блока.
При этом необходимо также проверить натяжение цепи и в случае ее ослабления – подтянуть.
Регулировка натяжения цепи ВАЗ 2107 своими руками – задача предельно простая. Ослабив гайку плунжерного натяжителя, находящуюся под выпускным патрубком, ключом на 38 проворачиваем коленвал до появления максимального сопротивления. Удерживая его от произвольного вращения, ключом на 13 фиксируем гайку натяжителя.
Такое положение коленвала ВАЗ 2107 инжектор соответствует положению четвертого цилиндра в верхней мертвой точке. При этом бегунок распределителя будет направлен в сторону контакта, соответствующего 4 цилиндру. В таком положении регулируются следующих клапанов:
- Впускной и выпускной на четвертом (седьмой и восьмой кулачки);
- Выпускной на втором (четвертый кулачок);
- Впускной на третьем (шестой кулачок) цилиндре;
В первую очередь, при помощи щупа или специального прибора проверяем зазор. Если щуп входит с незначительным усилием и дальше свободно двигается – зазор нормальный и в регулировке не нуждается.
В противном случае необходимо при помощи ключа на 17 отпустить фиксирующую гайку, после чего ключом на 13 поворачивается регулировочный болт и выставляется нужный зазор. Повторно проверив правильность регулировки клапанов щупом, фиксируют положение регулировочного болта, удерживая его от смещения и одновременно фиксируя гайкой.
Проверив и отрегулировав все клапана, соответствующие установленному положению, меняют порядок цилиндров путем проворачивания коленвала на 60 градусов. При этом бегунок распределителя должен быть направлен в сторону контакта первого цилиндра. В таком положении нужно отрегулировать зазоры оставшихся клапанов:
- Впускной и выпускной первого;
- Впускной второго;
- Выпускной третьего цилиндров.
Порядок регулировки зазоров клапанов полностью аналогичен описанному ранее. После того, как вы отрегулировали все клапана, рекомендуется 1-2 раза провернуть коленвал ключом на 38 и выполнить контрольную проверку. Если все нормально, можно смело устанавливать на место крышку головки, крышку распределителя, и заводить двигатель вашего ВАЗ 2107. Если работа выполнена качественно – цокот должен исчезнуть. Если же этого не произошло, значит, есть и другая проблема. Можно попробовать диагностировать и устранить ее своими руками, или же обратиться за помощью к квалифицированным специалистам.
Выполняем регулировку клапанов ВАЗ 2106, таблица последовательности + видео регулировки
Автовладельцам “классики”, сконструированной в советский период, часто приходиться сталкиваться с вопросом ремонта и настройки своего автомобиля. Благодаря высокой популярности и достаточно сильной плотности на дорогах автомобилей того времени, некоторые ремонтные процедуры и операции по настройке остаются достаточно актуальными.
Конструктивным отличием классических автомобилей от продуктов современного автопрома является необходимость регулировки многих параметров вручную.
Порядок работ:
Процедура регулировки клапанов на ВАЗ 2106 необходима по ряду определенных причин. Главной причиной является существенный нагрев силового агрегата во время работы. Законы физики гласят, что во время нагрева происходит линейное увеличение размеров твердых тел.
Одним из наиболее важных элементов, требующих подстройки в условиях эксплуатации, является механизм газораспределения. Ключевым элементом данного механизма выступает клапан.
Клапаны принято делить на впускные и выпускные, они отвечают за открытие доступа для проникновения топливовоздушной смеси в рабочую камеру сгорания через специальные окна в головке блока цилиндров. Также они отвечают за выпуск отработанных газов.
В точке соприкосновения клапана образуется зазор, который принято называть тепловым. Именно этот зазор и подлежит тщательной регулировке.
Щупы для регулировки клапанов
Результатом неправильной регулировки клапанов является увеличение расхода топлива и ощутимое снижение характеристик мощности силового агрегата.
В чем проблема с клапанами
Понятие «регулировки» заключается в том, что специалисту следует восстановить первоначальные зазоры силового агрегата. Сигналом к необходимости ремонта становится звук – постукивание при работе двигателя. Как правило, при незначительных изменениях зазора стук присутствует лишь в начале, и то при определенных нагрузках. Но со временем состояние ухудшается, и стук становится постоянным. Упустить его на первых порах можно. Но со временем, когда шум будет постоянным, даже неопытный водитель не должен его упустить из виду.
Проблемой может быть не только расширенное, но и сужение зазора. Баланс работы двигателя выставлен при сборке так, чтобы вся мощность внутреннего сгорания передавалась на поршни с определенным давлением и скоростью. Зазор же (в какую бы сторону он ни менялся), привнесет в работу машины дисбаланс, который сулит падением мощности при нагрузках, необходимых для мощной работы.
Регулировка клапанов в два приема.
#1 Victor
Пользователи
187 сообщений
Регистрация 13-Октябрь 08
Регулировка клапанов «жигулевских» моторов
Заводское руководство по ремонту предлагает эту операцию выполнить в четыре приема: отрегулировать зазор у двух клапанов, повернуть коленчатый вал на 180° – и так еще три раза. Однако можно все сделать и за два. У двигателей ВАЗ (как и многих других рядных четырехцилиндровых) порядок работы цилиндров 1–3–4–2. То есть рабочий ход в первом, через 180° по коленвалу – рабочий ход в третьем, еще через 180° – в четвертом и так далее. Если «конфигурация» последнего достаточно проста (его «модель» легко сделать из куска проволоки), то кулачки на распредвале расположены «хитро». Это объясняется их функцией – обеспечить необходимые фазы газораспределения: если формально каждый такт по углу поворота коленвала составляет 180°, то каждый клапан находится в открытом состоянии дольше – 232°, причем открытие одного сдвинуто относительно другого.
Впускной клапан начинает открываться на 12° раньше, чем поршень на такте выпуска приходит в верхнюю мертвую точку (ВМТ). А после прохождения им нижней мертвой точки (НМТ) впускной клапан (уже при ходе поршня вверх) еще на протяжении 40° продолжает закрываться. Выпускной клапан тоже «захватывает» часть соседних тактов. Более того, существует момент «перекрытия» клапанов: вблизи ВМТ в конце выпуска одновременно приоткрыты оба клапана. Не вдаваясь в тонкости процесса газораспределения, отмечу: именно при таких фазах двигатель способен развивать заявленную мощность.
При работе прогретого двигателя зазор между рокером и тыльной (цилиндрической) стороной кулачка очень мал (порядка 0,01–0,02 мм) и сопоставим с толщиной масляной пленки. В то же время этот зазор – очевидно! – не может быть меньше, чем величина биения тыльной стороны кулачка, иначе при контакте этих деталей клапан начнет приоткрываться. «Зажатые» клапаны оставят след на кулачке. Признаки таких аномалий – «засветление» (следы касания) на обычно черной цилиндрической поверхности тыльной стороны кулачка. Чтобы увидеть общую картину газораспределения в двигателе, представим фазы в таком виде. В начале рабочего хода в первом цилиндре (вблизи ВМТ) клапаны 1, 2, 3 и 5 закрыты, значит, можно регулировать зазоры между соответствующими кулачками и рокерами. Этот момент показан толстой вертикальной линией слева. А через 360° по коленвалу (один оборот) картина повторяется – но для клапанов и кулачков 4, 6, 7, 8. Более того, провернув коленвал примерно на 50–60°, можно найти даже такое положение, при котором еще два клапана закроются! Но «мудрить» не стоит – все равно за один прием регулировка не получится, а выставлять сначала шесть, а потом два нет смысла.
Предложенный способ, несмотря на преимущества (экономия сил и времени), имеет один недостаток. Если распредвал бракованный, с повышенным биением тыльной стороны кулачка, зазоры верно не выставишь. Поясню, почему. Зазоры измеряют между рокером и тыльной – в форме кругового цилиндра – стороной кулачка распределительного вала. Случается, биение этого цилиндра превышает норму – 0,02 мм – в три раза! Допустим, размер цилиндра отличается от положенного около той части кулачка, которая открывает клапан, а мы, работая «в два приема», будем регулировать зазор с другой стороны, где все в порядке. Значит, на работающем моторе клапан будет открываться раньше или позже положенного, что для мотора, сами понимаете, не здорово. У первого метода – в «четыре приема» – этого можно избежать. Но, как показала практика, среди вазовских родных валов откровенная «некондиция» – редкость. Коль уж попался негодный, то с ним двигатель нормально работать не станет ни при каких хитрых способах регулировки: либо клапан будет стучать и одновременно открываться на величину меньше положенной, либо в одном из положений распредвала будет ненадежно закрыт, что опять-таки недопустимо. «Горбатый» вал, как говорится, лишь могила исправит.
У кого какие мнения по этому поводу.
Источник
Почему нужно проводить регулировку зазоров?
Все потому, что в процессе работы двигателя тепловой зазор постепенно увеличивается. Также регулировать эти механизмы необходимо после ремонта.
Теперь мы знаем, на что влияют правильно выставленные зазоры, а также почему и когда необходимо проводить работы. Поэтому можно начать учиться настраивать зазоры.
Нужно сказать, что регулировка зазоров клапанов не даст какого-нибудь прироста мощности. Однако, благодаря правильно выставленным зазорам, двигатель будет работать в штатном режиме, и не понадобится менять клапанный механизм или же всю поршневую группу. После регулировок мотор просто будет лучше работать. Если все совсем плохо, возможно, добавится потерянная ранее мощность.
Инструмент для проведения работ
Помимо хозяйственного набора и торцевых ключей, которыми в любом случае должен быть владелец ВАЗ «десятки», вам потребуются дополнительные инструменты:
- Устройство для перемещения толкателей с целью снятия с них регулировочных шайб. Это можно сделать с помощью пары мощных отверток, но проблема с ценой здесь не настолько велика, чтобы платить за ваши сбережения с меньшим удобством. Можно полностью снять распределительный вал, но тогда вам придется снять ремень ГРМ, и это опять же не дает преимущества во времени.
- Набор датчиков — воспользуемся ими для замера зазоров.
- Микрометр не нужен, но очень полезен. Толщина новой шайбы при регулировке рассчитывается на основе толщины старой и измеренного зазора, и что делать, если отметка толщины на шайбе стерта (и износ никогда не отменяется?) Можно позаимствовать микрометр 0-25 мм, благо, что его можно проверить простым схождением без датчиков.
Порядок и особенности регулировки клапанов на карбюраторном и инжекторном двигателе
Автомобиль необходимо выставить на ровной площадке, покрытие которой твердое. Затем его необходимо зафиксировать от произвольного перемещения. Для этого годится установка противооткатных упоров под задние колеса. Рычаг коробки переключения передач должен быть выставлен в положение “нейтраль”.
Для осуществления работ нам понадобятся ключи на “10”, “13”, “14”,”17″, специальный широкий щуп и прокладка под клапанную крышку. Лучше всего подходят для подобной операции специальные ключи от ВАЗ.
Доступ к подкапотному пространству должен быть свободным. Необходимо обеспечить достаточное освещение для легкого нахождения регулировочных меток и постоянного их контроля. Регулировку правильнее осуществлять на холодном двигателе щупом 0.15 мм.
При необходимости регулировки на разогретом моторе используется щуп толщиной 0.20 мм, однако такой метод не является рекомендованным. Следующим этапом будет отсоединение патрубков и всех элементов, которые препятствуют снятию крышки клапанов. В данном видео, вам расскажут и покажут, какой порядок регулировки клапанов для ВАЗ 2107. Приятного просмотра!
Оставшийся ход работы выполняется по следующей схеме:
Приступая к работе, убедитесь в том, что цепь двигателя натянута согласно норме. В случае отклонения от рекомендуемых параметров следует произвести её натяжение.
После снятия клапанной крышки, проверните коленвал и убедитесь в том, что контрольные метки совпадают. Одна находится на шкиве коленвала, другая на звездочке распредвала. Третья метка является приливом на постели распределительного вала. Проворачивать коленчатый вал двигателя можно разными способами: стартером, путем включения 4-й передачи и вращением ведущих колес, перекатом автомобиля. Самым правильным способом будет использование метода проворота коленвала специальным ключом.
Порядок дальнейшей регулировки следующий: 6-8,4-7,1-3,5-2. Считать необходимо от звездочки на распределительном валу. Переходом от пары к паре является проворот коленвала двигателя на половину оборота. Данная величина составляет 180 градусов
Это необходимо для того, чтобы выставить последовательно каждый поршень в цилиндре в верхнюю мертвую точку.
Для инжекторного двигателя стоит обратить внимание на то, что метки расположены немного иначе, чем у карбюраторной конструкции. Первая метка находится на шкиве ремня привода генератора
На крышке имеется специальный выступ на корпусе крышки, вторая расположена на верхней звездочке механизма газораспределения двигателя ВАЗ 2107 с электронной системой топливного питания инжектор. Это является главным отличием инжекторного двигателя от карбюраторной конструкции. Остальной процесс регулировки тепловых зазоров клапанов идентичен.
Для регулировки зазора необходимо отпустить затяжную гайку, с помощью ключа размером на “17” ослабив затяжку болта. Затем нужно вставить плоский щуп толщиной 0.15 мм. в зазор между кулачком и самим рычагом. Вращая регулировочный болт ключом размера на “13”, нужно отрегулировать высоту рычага, установив тем самым требуемый зазор. Когда искомый зазор выставлен, удерживайте болт от его проворачивания. В то же самое время осуществите затяжку контргайки. Удерживая регулировочный болт в заданном положении, ключом подтяните гайку с рекомендованным усилием момента затяжки.
Щуп, во время контрольной проверки, должен двигаться в зазоре с легким усилием. После каждого проворота коленвала желательно снова произвести проверку величины выставленного зазора. Если после того, как гайка оказалась затянутой, щуп полностью зажат, операцию регулировки необходимо повторить. Достаточно свободный ход щупа в зазоре также является недопустимым.
После осуществления всех регулировок и контроля их качества, снова выставьте все метки ГРМ и начните обратную сборку всех снятых деталей.
Порядок регулировки
Порядок регулировки клапанов во всех модификациях 8-клапанного ваза одинаковый. Единственные отличия заключаются в автомобилях Granta Fuel Injection, в калине 2 с двигателем Granta. Они имеют более легкую поршневую группу и керамические / металлические седла. Соответственно зазоры отличаются вверх на 0,05 мм. Зная последовательность и схему регулирования, можно вручную регулировать клапаны. Минус в отсутствии комплекта регулировочных шайб и набора. Идти к ним каждый раз на рынок — дорогое удовольствие, да еще и покупать весь ассортимент.
Вот подробная схема регулировки клапанов ваз 2108, 2109, 2114, 2115.
- Сначала необходимо охладить двигатель. Можно использовать дополнительный вентилятор охлаждения от каждого автомобиля ВАЗ. Поместите его сверху, чтобы воздух дул в сторону мотора, и включите питание 12 В;
- При настройке8-клапанные двигатели (11186, 11113, 1118, 1111) с механическим дроссельным узлом откручивают трос дроссельной заслонки от гнезда во впускном коллекторе;
- Снимаем клапанную крышку, боковую крышку ремня ГРМ. Отсоедините большой и малый выпускной трубопровод от сопла дроссельной заслонки;
- С помощью шприца или баллончика откачайте масло возле тарелок клапана. Лучше всего использовать стандартный медицинский шприц с белой силиконовой трубкой на кончике;
- Установите регулирующее устройство — рейку для прижатия клапана, также называемую линейкой;
- Установите его в первое положение для регулировки. Поверните распределительный вал по часовой стрелке до отметки и поверните на 2–3 зубца. На автомобилях с легкой поршневой группой (гранта, калина 2, приора) коленчатый вал наглухо проворачивается на коленвале. При проворачивании распредвала ремень ГРМ может проскальзывать, и если этого не заметить и запустить двигатель, клапаны могут погнуться;
- Отрегулируйте в следующем порядке: 1 выпускной клапан и 3 впускных клапана;
- Поверните распределительный вал на 90 градусов. Отрегулируйте 5 выпускных и 2 впускных фиксатора;
- Поверните на 90 градусов. Отрегулируйте 8 выпускных и 6 впускных зажимов;
- Сделайте последний поворот на 90 градусов и отрегулируйте 4 выпускных и 7 впускных зажимов;
- Соберите в обратном порядке. Установите новую прокладку под крышку клапана, чтобы избежать утечки масла.
- На карбюраторных двигателях все действия необходимо выполнять в одном и том же порядке. Сначала откручиваем корпус фильтра и всасывающий шланг. Частота такая же, как на форсунке 30 000 км.
На 16-клапанных двигателях регулировка не требуется, так как тепловые зазоры автоматически выбираются компенсационными шестернями.
Зазоры также следует проверить после ремонта клапанов ГБЦ. Особенно после замены направляющих. При замене втулок седла зенковываются специальным инструментом и вдавливаются в головку блока цилиндров. Поэтому необходимо придерживаться последовательности, выставить оптимальные зазоры и повторить через 1000 км пробега.
Регулировка двигателя 8кл на газ обеспечивает увеличенное время работы между последовательными регулировками. Если двигатель не рассчитан на работу на сжиженном газе, то седла клапанов и клапаны быстро выгорят и чтобы хоть как-то продлить срок службы двигателя, зазоры следует делать чуть больше стандартных. Обычно они составляют +0,05 мм. Если зазор не выставлен, т.е. не разблокируется, значит, розетка разрушилась на приличном расстоянии от головы. В этом случае замерьте, насколько следует увеличить воздушный зазор, разберите головку блока цилиндров и подпилите поверхности клапанов. Второй вариант — замена седла или головки цилиндра.
Пошаговая инструкция
Порядок регулировки клапанов Ваз 2106 следующий (таблица ниже):
Порядок нумерации клапанов – от лобового стекла по направлению к радиатору.
В первоначальном положении регулируются клапана 6 и 8.
Затем коленвал проворачивается на 180 градусов и регулируется следующая пара клапанов.
Затем еще один проворот: на 360 градусов для регулировки следующей пары.
И последний проворот на 540 градусов для регулировки последней пары.
Непосредственно работы проводятся следующим образом:
- Поставьте автомобиль на ровное светлое место. У вас должно быть достаточно пространства с любой стороны мотора. Работать придется долго, поэтому условия должны быть комфортными.
- Дождитесь, пока остынет двигатель. Он не должен превышать температуру воздуха вокруг.
- Пока двигатель остывает, подготовьте набор инструментов: набор ключей, щуп, ключ для проворота коленвала, плоскую отвертку, новую прокладку под крышку клапанов.
- Проверьте, как натянут ремень ГРМ. Если есть необходимость, отрегулируйте натяжение ремня.
- Откройте крышку воздушного фильтра и выньте сам фильтр.
- Отсоедините от фильтра все патрубки
-
Снимите тросик подсоса.
-
Снимите тягу акселератора
- Уберите крышку ГБЦ.
-
Чтобы было удобнее работать, лучше также снять крышку распределителя зажигания.
-
Обычно при правильном натяжении ремня ГРМ метки на шкиве и на сальнике должны совпадать. Проверьте это. Около самой длинной метки на распределителе должна стоять метка шкива. На распредвале метка должна совпадать с выступом на клапанной крышке Ваза. Если это не так, проверните коленчатый вал до тех пор, пока метки не совпадут. Так вы обеспечите положение поршня в четвертом цилиндре в такте сжатия.
-
Размещаем щуп под распредвал чуть выше над рокером. Щуп должен проникать с трудом. Если он легко помещается, значит нужно ослабить гайку на 17 на рокере. Затем ослабляется гайка на 13. Гайка на 17 затягивается и осуществляется новый замер с помощью щупа. Щуп должен заходить в зазор туго, но не гнуться.
- Регулируем оставшиеся пары клапанов по описанному методу. (порядок регулировки и углы проворота коленвала)
- В конце нужно прокрутить коленвал с помощью стартера и снова замерить все зазоры. Если регулировка произведена верно, затягиваем гайки.
- Собираем в обратном порядке и заменяем прокладку крышки клапанов.
- Чтобы выполнить правильную регулировку, нужно использовать специальные щупы, которые предназначены для двигателей Жигулей. Они отличаются от обычных большой шириной. Так как стандартные щупы для современных моторов имеют небольшие размеры, они не могут замерить весь зазор в ширину. В результате вы потеряете возможность корректно замерить величину зазора.
- Если вам сложно запомнить порядок регулировки и углы проворота коленвала, поищите в чехле щупа схему. Обычно производители наносят ее прямо на щуп, что облегчает проведение работ. Если же вам не повезло, и схему обнаружить не удалось, можете просто распечатать эту статью и взять ее с собой в гараж.
- Наиболее подходящая температура для корректной регулировки составляет 20 градусов тепла. Если регулировка осуществляется зимой, то двигатель слегка можно прогреть до указанной температуры.
- Некоторые для удобства во время регулировки используют бегунок трамблера. Для этого они снимают крышку и следят за бегунком на распределителе. Градус проворота бегунка здесь иной. Каждая следующая пара клапанов регулируется после поворота бегунка на одну четверть (или 90 гардусов). Метки можно сделать самостоятельно краской или мелом.
- Если вы используете в качестве топлива газ, то зазоры нужно установить чуть больше обычного.
Вот так вот легко и непринужденно производится регулировка клапанов на Ваз 2106 своими руками. И хотя большинство автолюбителей поручают эту работу специалистам СТО, отрегулировать клапана можно самостоятельно. Двигатель с отрегулированными клапанами будет работать более тихо и более эффективно. Процедура займет определенное время, но позволит сэкономить значительную сумму денег, если сделать все самому.